УДК 151.8 ББК 88.58
В.В. Гагай
психологические особенности картины
МИРА ПОДРОСТКОВ с различным социокультурным статусом в контексте межэтнических конфликтов1
В статье содержание картины мира рассматривается как фактор социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов, определяющий возникновение и характер протекания межэтнических конфликтов в поликультурной образовательной среде. Представлены эмпирические данные о социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов и семей местных жителей, описаны особенности картины мира подростков с различным социокультурным статусом, показана зависимость уровня социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов от характера базисных убеждений как составляющих картины мира.
Ключевые слова: картина мира, базисные убеждения, социально-психологическая адаптация, межэтнические конфликты.
V.V. Gagay
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF wORLDVIEw OF TEENAGERS wITH VARIOUS SOCIAL AND CULTURAL STATUS IN THE CONTExT OF INTER-ETHNIC CLASHES2
In the article the contents of worldview is considered to be a condition of social and psychological adaptation of the teenagers from migrants' families that defines the origins and features of inter-ethnic clashes development in multicultural and educational environment. The empirical data of social and psychological adaptation of the children from migrants' and locals' families are given in the issue. Worldview features of teenagers of a various social and cultural status are described. Dependence of social and cultural adaptation level of the teenagers from migrants' families on the nature of fundamental dogmas as constituents of worldview is shown in the article.
Key words: worldview, fundamental dogmas, social and cultural adaptation, inter-ethnic clashes.
В последнее время актуальность темы миграции в России встает достаточно остро. Усиление миграции привело к появлению в школе большого количества детей из семей мигрантов, которые вынуждены приспосабливаться к новым, зачастую совершенно незнакомым условиям. Процесс адаптации детей мигрантов обычно протекает достаточно сложно, поскольку в одном образовательное пространстве оказываются дети
с разными культурными ценностями, традициями, стереотипами поведения, что препятствует установлению оптимальных взаимоотношений среди учащихся. Кроме того, в период детства и подростничества активно складывается картина мира личности, формируется отношение к миру, себе и другим, вырабатываются модели поведения. Все это затрудняет процесс адаптации к среде сверстников детей, не имеющих граж-
1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ N° 15-14-86005/16 «Языковой конфликт в условиях мигрантоемкого региона».
2 The research is supported by RGNF grant № 15-14-86005/16 «Language conflict in migrant-receptive region».
.0
I to
т о ^
SI
о I m g § x
О О a!)
^ i
t g S ф
s s
25 Ф £ *
? s
i °
^ о
ю к
О <0
о ь
о "
Ф S
.0 X
-
¡5
.1 о о
* S 1=8
данства РФ, в условиях поликультурной образовательной среды. Показателем социально-психологической дезадаптации детей в условиях поликультурной образовательной среды является возникновение и сложность протекания межэтнических конфликтов.
В связи с этим задача школы - научить детей и подростков эффективному межличностному и межгрупповому взаимодействию с представителями разных этнических групп, что будет способствовать успешному вхождению в среду сверстников подростков с различным социокультурным статусом. В психологических исследованиях установлены различные причины, мешающие эффективной адаптации подростков из семей мигрантов и обусловливающие возникновению межэтнических конфликтов. Однако отсутствуют исследования, посвященные изучению психологических особенностей картины мира подростков с различным социокультурным статусом в контексте межэтнических конфликтов. Данная проблема и стала предметом нашего исследования.
Целью нашего исследования является изучение психологических особенностей картины мира подростков с различным социокультурным статусом в контексте межэтнических конфликтов.
Исследование было построено на основе анализа работ по проблеме социально-психологической адаптации детей мигрантов, межэтнических конфликтов в подростковой среде, картины мира людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Согласно культурно-исторической теории, адаптация понимается как процесс вхождения ребенка в новую социальную ситуацию развития (Л.С. Выготский, М.В. Максимова, А.В. Петровский и др.).
В своем исследовании мы делаем акцент на социально-психологической адаптации подростков, которая Э.В. Ха-чатуровой понимается как «процесс вхождения личности в новые для нее условия жизнедеятельности и формирования отношений с другими», а в условиях вынужденной миграции этот процесс предполагает взаимодействие двух сто-
рон - личности и среды [15]. В нашем исследовании социально-психологическая адаптация в поликультурной образовательной среде понимается как процесс вхождения детей в новую социальную ситуацию развития, характеризующуюся взаимодействием детей с различным социокультурным статусом.
Особенности социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов раскрываются в исследованиях Н.М. Лебедевой, Н.Н. Мельниковой, Н.Б. Михайловой, А.Б. Мулдашевой, И.С. Сапожникова, Е.В. Фалунина, Э.В. Ха-чатурова и др. Практически все исследователи отмечают, что подростки из семей мигрантов испытывают серьезные трудности в процессе адаптации к новым социальным условиям. По мнению И.С. Са-пожниковой, Е.В. Фалуниной, в процессе социально-психологической адаптации дети мигрантов сталкиваются с трудностями, обусловленными языковым барьером, необходимостью общаться с детьми другой культуры, что может являться причинами возникновения риска социально-психологической дезадаптации [12; 14]. В силу языкового барьера и культурных различий, у них создаются дополнительные трудности в общении с педагогами и со сверстниками. Исследования, проведенные В.П. Засыпкиным, Г.Е. Шуклиной, показали, что детям мигрантов сложно включаться в иную культуру, в силу отсутствия у них представлений о нормах и базовых ценностях культуры. Незнание особенностей повседневного быта и норм межличностного общения создаёт трудности коммуникации со сверстниками и педагогами [7].
Таким образом, основными причинами социально-психологической дезадаптации подростков из семей мигрантов являются культурные и языковые различия, неумение эффективно взаимодействовать со сверстниками иных этнических групп, что приводит к возникновению межэтнических конфликтов в подростковой среде. Межэтнические конфликты являются показателем социально-психологической дезадаптации подростков в условиях поликультурной образовательной среды.
В специальной литературе приводится весьма широкий спектр интерпретаций этнического конфликта. Приведем определение, которое предлагает Т.Г. Стефаненко: «Этнический конфликт - это любая конкуренция между группами - от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до предполагаемого расхождения интересов - во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов» [13, с. 293].
Иногда бывает трудно отличить межличностный конфликт между подростками разных этнических групп от этнического конфликта. А.Ю. Коновалов выделяет три уровня межэтнического конфликта в школьной среде [8]:
Первый уровень. Конфликт бытового характера с привлечением признаков национальности конфликтующих сторон.
Второй уровень. Конфликт, в котором хотя бы одна сторона выступает как отдельный представитель своей этнической группы.
Третий уровень. Конфликт, в котором участники конфликта выступают как представители своей этнической группы и при этом жестко связаны с мнением своей группы.
Наименее безболезненно протекают и быстро разрешаются конфликты первого уровня. Конфликты же второго и третьего уровней чаще всего - это конфликты, которые являются трудноразрешимыми и имеющими тяжелые последствия для всех их участников.
Часто межэтнические конфликты разрешаются с помощью такой стратегии поведения, как борьба. В подростковой среде распространенным способом разрешения межэтнических конфликтов являются силовые методы с элементами агрессии, т.к. в подростковом возрасте быть агрессивным часто означает «казаться и быть сильным». Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон [2], сегодня многие авторы сходятся на том, что агрессия - это форма поведения, имеющая своей целью причинение вреда другому человеку.
Агрессия по форме выражения может быть физической, либо вербальной. В межэтнических конфликтах часто имеет место вербальная агрессия в форме публичных высказываний. Публичные высказывания агрессивного характера могут возбуждать социальную, расовую, конфессиональную или национальную рознь, что может приводить к эскалации межэтнических конфликтов в подростковой среде и квалифицироваться как вид экстремистской деятельности [6]. Согласно Федеральному Закону № 114 -ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» к таким высказываниям относятся:
• высказывания против мигрантов;
• высказывания против национальных меньшинств;
• высказывания против лиц, занимающих государственную должность;
• высказывания об исключительности, превосходстве человека по социальному, религиозному и национальному признаку;
• оскорбление другого лица как представителя иной социальной, национальной или конфессиональной группы;
• призывы к осуществлению агрессии и насилия по отношению к отдельным лицам или группам, принадлежащим к иным социальным, национальным или конфессиональным группам;
• публичное оправдание терроризма и др.
Склонность подростков к решению конфликтных ситуаций силовыми методами, используя вербальную агрессию, связана, как указывают многие психологи, с особенностями картины мира личности.
С точки зрения Д.А. Леонтьева [10], трудно определить понятие «картина мира» в силу его сложности, и зачастую оно заменяется понятием «образ мира». Впервые понятие «образ мира» было введено в научный оборот А.Н. Леонтьевым [9]. По мнению А.Н. Леонтьева, образ мира - это отражение мира в сознании человека, непосредственно включенное во взаимодействие человека и мира. В современной психологии картина мира понимается как субъективный образ
X
о
ц!) ^ |
го т ф
25 о) 1 о
Е!
I-
о о
X
X
ф
ю о о о
-О X
-
¡5
I
о
о о
объективной реальности, позволяющий человеку адаптироваться к окружающей действительности.
Имеются исследования картины мира на материале подросткового возраста. Так, С.В. Богдановой изучалась картина мира несовершеннолетних подростков, совершивших преступления [3]. О.А. Богпомочева выделила содержательные характеристики образа мира в структуре одаренности на материале подросткового возраста [4]. Формирование образа мира современных подростков в различных социальных условиях изучалось в исследовании И.А. Буровихиной [5]. Однако отсутствуют исследования картины мира подростков из семей мигрантов, чему и посвящена наша работа.
В настоящее время дискуссионным является вопрос о структурных компонентах картины мира. По мнению Е.Ю. Артемьевой, основным элементом картины мира является «индивидуальная история деятельностей» [1]. Другие психологи исходят из того, что картину мира составляет система базисных убеждений. Так, по мнению М.А. Падун и В.В. Котельниковой, понятие картины мира может быть соотнесено с понятием «базисные убеждения», которые «можно определить как имплицитные, глобальные, устойчивые представления человека об окружающем мире, собственном Я и об отношениях между Я и миром» [11, с. 7]. Вслед за этими авторами мы используем для обозначения конструкта «базисные убеждения» понятие «картина мира».
Эпштейн на основе анализа исследований в области психологии личности выделил четыре вида базисных потребностей человека, предметом которых являются: стремление к удовольствию, желание обрести связную и стабильную концепцию окружающего мира, потребность в привязанности, чувство самоуважения [18]. Исходя из этого он выделяет четыре базисных убеждения человека, способствующих адаптации личности:
• убеждение о доброжелательности окружающего мира;
• убеждение о справедливости окружающего мира;
• убеждение о том, что окружающим людям можно доверять;
• убеждение о собственной значимости [18].
Опираясь на теорию Эпштейна, Р. Янофф-Бульман к базисным убеждениям личности относит убеждения о доброжелательности и справедливости окружающего мира, значимости собственного Я [19]. По мнению многих авторов, базисные убеждения отражают представления индивида об окружающем мире в целом и о собственном Я. Базисные убеждения влияют на мышление, эмоциональное состояние и поведение человека [11]. Главной функцией картины мира является структурирование и интерпретация жизненных явлений на основе имеющихся ценностей. Подтверждение этому мы находим у А. Эллиса [17], который помещает убеждения в центр своей известной триады АВС: события, происходящие в жизни человека (А), система убеждений, касающихся этих убеждений (В), последствия этих событий (С). Следовательно, восприятие другого человека, оценка ситуации вообще и конфликтной в частности, выбор способов поведения в конфликте осуществляются человеком через призму своей индивидуальной картины мира.
На роль убеждений в процессах адаптации указывается в исследовании Тейлор, в котором показано наличие у хорошо адаптированных индивидов имплицитных убеждений, касающихся собственного Я и окружающего мира [20]. В когнитивной психологии широко используется понятие «убеждение» для анализа механизмов дезадаптивного поведения, приводящего к возникновению депрессивного состояния. Согласно А. Беку [16], обработка информации об окружающем мире основана на базисных убеждениях, которые включены в особые когнитивные структуры - схемы. По мнению А. Бека, депрессия является следствием дезадаптивных когнитивных убеждений.
Таким образом, базисные убеждения, составляющие основу картины мира человека, рассматриваются в нашем ис-
следовании как факторы, влияющие на представления, переживания, поведение подростков в ситуации межэтнического конфликта и, в конечном счете, определяющие успешность социально-психологической адаптации подростков с различным социокультурным статусом. Данные теоретические представления явились основой для выдвижения гипотезы нашего исследования: негативные базисные убеждения как составляющие картины мира личности выступают в качестве предикторов социально-психологической дезадаптации подростков из семей мигрантов, показателем которой являются межэтнические конфликты в условиях поликультурной образовательной среды.
Проверке данной гипотезы было посвящено данное исследование.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 22 им. Пономарева, МБОУ СОШ № 44 в период с 2013 г. по 2016 г. В исследовании приняли участие 68 подростков 15-16 лет. Из них: 34 подростка из семей местных жителей, родители которых имеют российское гражданство (п=34) и 34 подростка из семей мигрантов, родители которых имеют статус иностранных граждан (п=34).
Для сравнительного анализа социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов и подростков из семей местных жителей использовалась шкала социально-психологической адаптированное™ (шкала СПА), разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом, адаптированная Т.В. Снегиревой. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.
Табл. 1. Уровни социально-психологической адаптированности подростков с различным социокультурным статусом (%, п = 68)
Уровни социально-психологической адаптированности Подростки из семей местных жителей (п = 34) Подростки из семей мигрантов (п = 34)
Высокий уровень 21 20
Средний уровень 29 10
Низкий уровень 50 70
I со т о
и
о X ш § § X
О О
аю
^ I
| I
^ ф 25 о)
I"
I-х
о
_ !а£
I-
о о
X
X
ф
ю о о о
С помощью математического критерия х2- Пирсона установлено, что имеются достоверные различия между уровнем социально-психологической адаптации у подростков из семей местных жителей и подростков из семей мигрантов. У подростков из семей местных жителей уровень социально-психологической адаптации выше, чем у подростков из семей мигрантов (х2Эмп = 12.68 при р < 0,01 = 9.21). Различия между двумя распределениями
достоверны. Проведенный нами сравнительный анализ уровня социально-психологической адаптированности подростков показал, что подростки из семей мигрантов имеют более низкий уровень социально-психологической адаптирован-ности.
Результаты качественного анализа особенностей социально-психологической адаптации подростков в поликультурной образовательной среде представлены в табл. 2.
Табл. 2. Сравнительный анализ показателей социально-психологической адаптации подростков из семей местных жителей и подростков из семей мигрантов (п = 68)
-
го
ш
о о
го I-
о
Средние значения
Показатели Подростки из семей местных жителей (п = 34) Подростки из семей мигрантов (п = 34) критерий Стьюдента
М ст М ст
1 2 3 4 5 6
Приятие себя 42.1 12.39 11.3 7.89 12 1**
Неприятие себя 14.7 8.78 37.4 14.25 7 9**
.0 X
-
¡5
I
о
о о
1 2 3 4 5 6
Приятие других 21.2 7.31 22.3 7.25 0,6
Неприятие других 14.6 8.37 14 7.27 0,2
Эмоциональный комфорт 23.8 6.62 11.6 7.58 2 8**
Эмоциональный дискомфорт 18 9.96 21.1 9.57 1,3
Внутренний контроль 48.1 10.73 45 13.15 1,4
Внешний контроль 22 12.97 17.1 11.10 1,6
Доминирование 10 9.11 8.1 4.22 0,4
Ведомость 16 6.56 16.2 6.93 0
Эскапизм 14 6.13 12.1 5.36 1,5
Примечание: ** - р<0,01.
Из приведенной таблицы видно, что между показателями социально-психологической адаптации подростков из семей местных жителей и подростков-мигрантов имеется общее. Так, в обеих выборках выявлен средний уровень и нет существенных различий между такими показателями социально-психологической адаптации, как: приятие других, неприятие других, эмоциональный дискомфорт, внутренний контроль, внешний контроль, доминирование, ведомость и эскапизм.
С помощью математического ^критерия Стьюдена установлено, что имеются достоверные различия между таким показателем социально-психологической адаптации, как приятие себя, неприятие себя, эмоциональный комфорт у подростков из семей местных жителей и подростков из семей мигрантов. У подростков из семей местных жителей показатель приятия себя в норме, в то время как у подростков из семей мигрантов выявлен низкий уровень по данному показателю (|;Эмп = 12.1 при р < 0,01 ). Показатель неприятие себя у подростков из семей местных жителей находится в норме, а у подростков мигрантов данный показатель имеет высокое значение (|;Эмп = 7.9 при р < 0,01). Имеются также различия по показателю эмоционального комфорта: у подростков из семей местных жителей выражен средний уровень данного показателя, а
у подростков мигрантов низкий уровень (1Эмп = 2,8 при р<0,01). Различия между распределениями достоверны.
Эмпирическое исследование выявило, что социокультурный статус подростка является фактором его социально-психологической адаптации. Уровень социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов ниже, чем у подростков из семей местных жителей. Подростки из семей местных жителей более успешно проходят процесс социально-психологической адаптации и находятся в состоянии эмоционального комфорта. Согласно нашей гипотезе, уровень социально-психологической адаптации подростков с различным социокультурным статусом определяется особенностями их картины мира.
Для исследования сформированных базовых убеждений личности подростков использовался модифицированный вариант методики «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф-Бульман в адаптации М. Падун, А. Котельниковой [11]. При помощи данной методики изучались следующие базисные убеждения: о доброжелательности-враждебности окружающего мира, справедливости, ценности и значимости собственного Я, об удаче, о контроле.
Показатели базисных убеждений подростков из семей мигрантов и подростков местных жителей представлены в табл. 3.
Табл. 3. Сравнительный анализ базисных убеждений подростков из семей местных жителей и подростков из семей мигрантов^= 68)
Базисные установки Средние значения Норма критерий Стьюдента
Подростки из семей местных жителей Подростки из семей мигрантов
Доброжелательность окружающего мира 6,29 4,79 4-7 2.3
Справедливость 6,18 6 4-7 0.4
Образ Я 6,94 4,91 4-7 2 9**
Удача 7,74 6.62 4-7 1.8
Убеждение о контроле 7,03 5,56 4-7 3 2**
Примечание: ** - р<0,01
Результаты исследования базисных убеждений подростков с разным социокультурным статусом показали, что как у подростков мигрантов, так и подростков из семей местных жителей в равной степени выражены такие базисные убеждения, как: доброжелательность окружающего мира, справедливость и удача. Это свидетельствует о том, что подростки с разным социокультурным статусом доверяют окружающему миру и считают, что в жизни справедливо по отношению к ним распределяются удачи и несчастья.
С помощью математического I - критерия Стьюдена установлено, что имеются достоверные различия между такими базисными убеждениями подростков из семей мигрантов и подростков из семей местных жителей, как «Образ Я» (1Эмп = 3 при р<0,01=2,65 ), определяющие представление о себе как о человеке, достойном любви и уважения и «Убеждения о контроле», отражающее убеждения подростков о том, что они могут контролировать свою жизнь и происходящие в ней события (|;Эмп = 3,2 при р<0,01=2,65). Различия между двумя распределениями достоверны.
Таким образом, у подростков из семей мигрантов отмечаются более низкие показатели по сравнению с подростками из семей местных жителей таких базовых убеждений, как «Образ Я» и «Убеждение о контроле». Низкие показатели базового убеждения «Образ Я» свидетельствуют о том, что подростки из семей мигрантов зачастую имеют представление о себе как о человеке, недостойном любви и уважения. А низкие показатели базового убеждения «Убеждение о контроле» являются отражением в сознании подростков из семей мигрантов убежденности в том, что они не могут предотвращать тяжелые события своими действиями.
Полученные результаты дают основание предполагать, что негативные убеждения о себе являются фактором, который отрицательно сказывается на социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов. Данное предположение проверялось при помощи сравнения базисных убеждений подростков из семей мигрантов с высоким и низким уровнем социально-психологической адаптации. Результаты представлены в табл. 4.
Табл. 4. Результаты исследования базисных убеждений подростков из семей мигрантов с различным уровнем социально-психологической адаптации^= 34)
Базисные убеждения Уровень СПА Доброжелательность Справедливость Образ Я Удача Убеждение о контроле
1 2 3 4 5 6
Высокий и средний уровень СПА 5 (С) 5,63 (С) 6,32 (С) 6,95 (С) 5,68 (С)
со ^
5
о х т § § х
0 О
ц!) ^ |
го т ф
25 о)
1 о
Е! I
о
I-
о о
X
X
ф
ю о о о
.0 X
-
¡5
I
о
о о
1 2 3 4 5 6
4,53 6,47 3,13 6,2 5,4
Низкий уровень СПА (С) (С) (Н) (С) (С)
Эмпирич. значение 0,5 1,1 3,8 0,9 0,4
Уровень значимости Р<0.01
Примечание: СПА - социально-психологическая адаптация, (С) - средний уровень, (Н) - низкий уровень.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у подростков из семей мигрантов с высоким и низким уровнем социально-психологической адаптации в равной мере представлены убеждения относительно доброжелательности, справедливости, удачи и контроля. Следовательно, данные убеждения по отношению к миру и себе не являются факторами социально-психологической адаптации.
Как видим из приведенных результатов, выраженность базисных убеждений подростков с высоким и низким уровнем социально-психологической адаптации имеют значимые различия по субшкале «Образ Я» (1Эмп = 3,13 при р < 0,01 = 3,8). Это говорит о том, что для подростков с высоким уровнем социально-психологической адаптации характерны представления о себе как о человеке, достойном любви и уважения. А у подростков из семей мигрантов с низким уровнем социально-психологической адаптации сформированы представления о себе как о человеке, недостойном любви и уважения.
Результаты нашего исследования и исследования М.А. Падун и А.В. Котель-никовой [11] свидетельствуют о том, что дети и взрослые в ситуации миграции по-разному воспринимают свое «Я». По данным нашего исследования, подростки мигранты воспринимают свое «Я» как слабое и недостойное любви и уважения, тогда как по данным М.А. Падун и А.В. Котельниковой, взрослые мигранты воспринимают свое Я как более сильное, достойное уважения. Это объясняется авторами данного исследования феноменом личностного роста, когда успешное совладание с трудностями переселения способствует восприятию собственно-
го Я как более сильное и адаптированное. В ряде случаев может иметь место неадекватно завышенная самооценка как проявление защитных механизмов в трудной жизненной ситуации.
Более низкие показатели «Образа Я» у подростков из семьи мигрантов по сравнению с подростками из семей не мигрантов объяснить можно следующим фактом. Попадая в другую культурную среду, подросток вынужден адаптироваться к новым условиям. А процесс адаптации у подростков мигрантов идет труднее, чем у подростков немигрантов. Трудности в социально-психологической адаптации вызывают чувство беспомощности и неуверенности, которое сказывается на формировании негативного образа Я, что находит выражение в базисном убеждении о себе как человеке, недостойном любви и уважения.
Негативный образ «Я» и убеждение в том, что я не могу влиять на события своей жизни, свидетельствуют о том, что у подростков-мигрантов не удовлетворяются базовые потребности-потребность в безопасности и потребность в уважении и признании (по А. Маслоу). По мнению многих психологов, фрустриро-ванные базовые потребности человека являются основным источником агрессивности человека, которая является показателем социально-психологической дезадаптированности человека в трудных жизненных ситуациях. Убеждения «Я не могу влиять на события своей жизни» и «Я недостоин любви и уважения» могут вызывать у подростка тяжелые эмоциональные переживания - чувство собственной незначимости, беспомощности, бессилия, что, в итоге, может привести либо к агрессивности, либо
к виктимизации подростков из семей мигрантов в ситуации межэтнического конфликта.
На основе полученных эмпирических данных были сформулированы следующие выводы:
1. Существуют различия в уровне и сущностных характеристиках социально-психологической адаптации подростков с различным социокультурным статусом, обучающихся в общеобразовательных организациях. У подростков-мигрантов уровень адаптации к социальной среде и таких ее характеристик, как самоприятие и эмоциональная комфортность, ниже, чем у подростков из семей местных жителей.
2. Различия в социально-психологической адаптации подростков с различным социокультурным статусом определяются особенностями базисных убеждений в структуре их картины мира. Картина мира подростков из семей мигрантов включает в себя представление о себе как о человеке, недостойном любви и уважения и убеждение в том, что они не могут контролировать свою жизнь и происходящие в ней события. Об этом свидетельствуют следующие эмпирические данные: у подростков из семей мигрантов отмечаются более низкие показатели - по сравнению с подростками из семей местных жителей таких базовых
убеждений, как «Образ Я» и «Убеждение о контроле».
3. Для подростков мигрантов с высоким уровнем адаптации к социальной среде характерны более высокие показатели представления о себе, как о человеке достойном любви и уважения, чем для подростков с низким уровнем социально-психологической адаптации в условиях поликультурной образовательной среды. Позитивное представление о себе, чувство собственного достоинства позволяют подросткам мигрантам эффективно справляться с конфликтными ситуациями, возникающими в процессе общения со сверстниками иных культур.
Таким образом, полученные в нашем исследовании результаты являются основанием рассматривать базисные убеждения в структуре картины мира подростка как факторы социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов, показателем которой является умение эффективно взаимодействовать с представителями различных этнических групп в условиях поликультурной образовательной среды. Программы профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде должны быть направлены на восстановление у подростков позитивных базисных убеждений об окружающем мире, о самом себе и других людях.
Библиографический список
1. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики [Текст] / Е.Ю. Артемьева; под ред. И.Б. Ханиной. - М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.
2. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
3. Богданова, С.В. «Картина мира» несовершеннолетних (по результатам исследования категориальных структур сознания подростков, осужденных за преступления различной тяжести [Текст] / С.В. Богданова // Актуальные проблемы психологического обеспечения в уголовно-исполнительной системе. Материалы научно-практической конференции психологов в уголовно-исполнительной системе. - М.: ФСИН России, 2006. - С. 136-141.
4. Богпомочева, О.А. Особенности образа мира у одаренных подростков [Текст] / О.А. Богпомо-чева // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 66-75.
5. Буровихина, И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.А. Буровихина. - М., 2013. - 24 с.
6. Гагай, В.В. Психологический анализ языкового конфликта экстремистской направленности в средствах массовой информации [Текст] / В.В. Гагай // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6 (39). - С. 171-177.
.о
I £0
т о
И
о I ш § § X
0 О 0.1) ч ?
£ I
1 I ^ ф
25 о) £ *
т
£ т
^ о ф
ю к
О <0
о ь
о "
Ф 2
.0 X
.
¡5
.1 о о * и
с 8
7. Засыпкин, В.П. Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО-Югре [Текст]: научно-методическое пособие / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклин. - Сургут: РИО СурГПУ, 2012. - 95 с.
8. Коновалов, А. Работа медиатора службы примирения с конфликтом, имеющим межэтнический контекст [Текст] / А. Коновалов // Школьные службы примирения и профилактика межэтнических конфликтов; под общей редакцией Н.Л. Хананашвили. - М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2012. - 146 с.
9. Леонтьев, А.Н. Образ мира [Текст] / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. II / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - C. 251-261.
10. Леонтьев, Д.А. Значение и смысл: две стороны одной медали [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 5. - С. 19-30.
11. Падун, М.А. Психическая травма и картина мира: Теория, эмпирия, практика [Текст] / М.А. Падун, А.В. Котельникова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2012. - 206 с.
12. Сапожникова, И.С. Социально-психологическая адаптация подростков-мигрантов как компонент безопасности муниципального образовательного пространства [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / И.С. Сапожникова. - Ростов н/Д, 2007. - 176 с.
13. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология [Текст]: учебник для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. -М: Аспект Пресс, 2014. - 352 с.
14. Фалунина, Е.В. Дети-мигранты как психологический феномен поликультурного образовательного пространства России [Текст] / Е.В. Фалунина // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 3. - С. 7-8.
15. Хачатурова, Э.В. Особенности социально-психологической адаптированности подростков к вынужденной миграции [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Э.В. Хачатурова. - М., 2008. -23 с.
16. Beck A.T. Gognitive therapy and the emotional disorders. N.Y: International Yniversity Press, 1976. P. 356.
17. Ellis A. Reason and emotion in psychotherapy. NY: Garol Publishing Group, 1994. P. 479.
18. Epstein S. Cognitive-experiential, an integrative psychodynamic theory of personality. Bulletin of the Academy of Clinical Psychology, 2003. V.9. P. 5-10.
19. Janoff-Bulman R. Rebuilding shattered assumptions after traumatic life events: coping processes and outcomes. Coping: The psychology of what works. Ed. C. R. Snyder. NY: Oxford University Press, 1998. P. 305.
20. Taylor S.E. Adjustment of threatening events: A theory of cognitive adaptation. Amtrican Psychologist, 1983. V. 38. P. 1161-1173.
References
1. Artemyeva E.Y. Elementary psychology of subjective semantics. Ed. by I.B. Khanina. M.: Nauka, Smysl, 1999. P. 350. [in Russian].
2. Baron R., Richardson D. Agression. SPb.: Piter, 2001. P. 352. [in Russian].
3. Bogdanova S.V. "Worldview" of underagers (based on the results of investigation of categorical structures of the conscience of the teenagers convicted for crimes of different seriousness. Vital issues of psychological supporting in correctional system. Proceedings of the conference of psychologists in correctional system. M.: FSIN Russia, 2006. P. 136-141. [in Russian]
4. Bogpomocheva O.A. Features of world image of gifted children. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie , 2006. № 4. P. 66-75. [in Russian].
5. Burovikhina I.A. Social situation of development as a condition for formation of world image of an up-to-date teenager. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences. (Psychology). M., 2013. P. 23. [in Russian].
6. Gagay, V. V. Psychological analysis of the linguistic conflict extremist in the media. Vestnik Surgutskogo Gosudarst-vennogo Pedagogicheskogo Universiteta. 2015. № 6 (39). P. 171-177. [in Russian].
7. Zasypkin V.V., Zborovsky G.Y., Shuklina E.A. Methodology of proper sociological investigation on learning problems and social adaptation of migrants' children in KhMAD. Surgut: EPD SurGPU, 2012. P. 95. [in Russian].
8. Konovalov A. Work of mediator of inter-ethnic conflict accommodation service. Inter-ethnic conflict accommodation and prevention school services. Ed. by N.L. Khananashvili. M.: Charity fund "Prosveshheniye", 2012. P. 146. [in Russian].
9. Leontyev A.N. World image. Selected psychological works: in 2 vol.. V.II. M.: Pedagogy, 1983. P. 251-261.
10. Leontyev A.N. Meaning and value: two sides of a medal. Psikhologicheskii zhurnal, 1996. V. 17. № 5. P. 19-30. [in Russian].
11. Padun M.A., Kotelnikova A.V. Psychic shock and worldview: Theory, empirism and practice. M.: Psikhologicheskii Institut RAN, 2012. P. 206. [in Russian].
12. Sapozhnikova I.S. Social and psychological adaptation of teenagers-migrants as a component of municipal education safety. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Rostov-on-Don, 2007. P. 176. [in Russian].
13. Stefanenko T.G. Ethnopsychology: Textbook for students. M.: AspektPress, 2014. P. 352. [in Russian].
14. Falunina T.G. Teenagers-migrants as a psychological phenomenon in multicultural educational system in Russia. Sredneeprofessionalnoie obrazovanie, 2010. № 3. P. 7-8. [in Russian].
15. Khachaturova E.V. The features of social and psychological adjustment of teenagers to forced migration. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences. (Psychology). M., 2008. P. 23. [in Russian].
16. Beck A.T. Cognitive therapy and the emotional disorders. N.Y: International University Press, 1976.
17. Ellis A. Reason and emotion in psychotherapy. NY: Garol Publishing Group, 1994. P.479.
18. Epstein S. Cognitive-experiential, an integrative psychodynamic theory of personality. Bulletin of the Academy of Clinical Psychology, 2003. V. 9. P. 5-10.
19. Janoff-Bulman R. Rebuilding shattered assumptions after traumatic life events: coping processes and outcomes. Coping: The psychology of what works. Ed. C. R. Snyder. NY: Oxford University Press, 1998.
20. Taylor S.E. Adjustment of threatening events: A theory of cognitive adaptation. Amtrican Psychologist,
P. 356.
P. 305.
1983. V. 38. P. 1161-1173.
Сведения об авторе: Гагай Валентина Васильевна,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии, Сургутский государственный педагогический университет,
г. Сургут, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Gagay Valentina Vasilyevna,
Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Psychology, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia. E-mail: [email protected]
.û
I CO
Ф s