Научная статья на тему 'Психологические особенности интернет-зависимых пользователей'

Психологические особенности интернет-зависимых пользователей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2612
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / КИБЕРАДДИКЦИЯ / PATHOLOGICAL USE OF THE COMPUTER / INTERNET / INTERNET ADDICTION / CYBER-ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожевникова Оксана Вячеславовна, Шавалеева Зульфия Наилевна

Анализируется проблема патологического использования информационных технологий. Исследованы психологические особенности женщин-пользователей сети Интернет, характеризующихся разным уровнем склонности к интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кожевникова Оксана Вячеславовна, Шавалеева Зульфия Наилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristics of internet-addicted users

The problem of pathological use of IT is analyzed. The psychological characteristics of women-users with different levels of internet addiction are explored.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности интернет-зависимых пользователей»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

_____________99

2012. Вып. 3

Психология

УДК 159.9.07

О.В. Кожевникова, З.Н. Шавалеева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Анализируется проблема патологического использования информационных технологий. Исследованы психологические особенности женщин-пользователей сети Интернет, характеризующихся разным уровнем склонности к интернет-зависимости.

Ключевые слова: патологическое использование компьютера, Интернет, интернет-зависимость, кибераддикция.

На сегодняшний день к числу новых психологических феноменов, связанных с информатизацией основных сфер жизнедеятельности человека, относят явление патологического использования компьютерных технологий, в том числе и интернет-ресурсов. Интернет-зависимость, или кибераддикция, - неоднозначное и дискуссионное понятие: одни авторы утверждают, что мир постепенно сходит с ума, погружаясь в виртуальную реальность и теряя связь с действительностью, другие считают, что бояться нечего, так как зависимость от Интернета так же иллюзорна и неосязаема, как и само киберпространство. Тем не менее, по свидетельству специалистов в области психиатрии, психотерапии, медицины, клинической психологии и т.д., в настоящее время в мире насчитывается от 2 до 6%, а по некоторым данным даже до 10% пользователей, страдающих разной степенью интернет-зависимости (S.E. Caplan, 2002-2010; M.D. Griffiths, 1995-2010; K. Young, 1996-2010; Е.П. Белинская, 2000; А.Е. Войскунский, 2000-2009; В.А. Лоскутова, 2004 и др.). При этом число лиц, склонных к ки-бераддикциям, существенно больше. Склонность к интернет-зависимости определяет количество времени, проведенного в сети, и изменение социальной активности индивида в реальной жизни, а также может вести к развитию личностных деформаций. В связи с этим изучение психологических особенностей интернет-пользователей с разным уровнем склонности к интернет-зависимости представляет несомненный исследовательский интерес и обладает практической значимостью, так как полученные результаты могут быть использованы специалистами, работающими с интернет-аддиктами.

Материалы и методика исследования

В эмпирическом исследовании, целью которого было изучение психологических особенностей пользователей Интернета, приняли участие 50 женщин в возрасте от 18 до 43 лет, имеющих опыт использования электронных сетевых ресурсов. Применялось шесть методик: тест на интернет-зависимость (автор К. Янг, адаптирована В.А.Буровой); методика «Шкала интернет-зависимости» (автор А.Е. Жичкина); опросник «Восприятие Интернета» (автор Е. А. Щепилина); многофакторный личностный опросник FPI, форма В (авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел); методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (автор А.Н. Орел); методика диагностики межличностных отношений (автор Т. Лири). На основе результатов, полученных по тесту на интернет-зависимость К. Янг, и методики «Шкала интернет-зависимости» А.Е. Жичкиной мы разделили общую выборку на три группы: 1) лица, не склонные к интернет-зависимости (всего 42 чел.); 2) лица, склонные к интернет-зависимости (всего 7 чел.); 3) интернет-зависимые (1 чел. - в дальнейшем анализе данная категория не рассматривалась). Полученные данные затем были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами был осуществлен статистический анализ результатов исследования с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни, который позволил выявить значимые различия между изучаемыми показателями при сопоставлении данных по двум рассматриваемым группам испытуемых (женщины, склонные и не склонные к интернет-зависимости): «Стремление перенести нормы вирту-

2012. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ального мира в реальный» (р < 0,01), «Авторитарный тип отношения к окружающим» (Я-реальное) (р < 0,05), «Агрессивный тип отношения к окружающим» (Я-идеальное) (р < 0,05), «Установка на социально-желательные ответы» (р < 0,05), «Склонность к аддиктивному поведению» (р < 0,05), «Склонность к агрессии и насилию» (р < 0,05), «Склонность к делинквентному поведению» (р < 0,05), «Принятие женской социальной роли» (р < 0,05), «Открытость» (р < 0,01), «Экстраверсия-интроверсия» (р < 0,05), «Маскулинизм - феминизм» (р < 0,05) (табл.).

Сравнительный анализ выраженности изучаемых показателей у пользователей-женщин, склонных и не склонных к интернет-зависимости

Показатели Средние значения и- критерий Уровень достоверности, р

Несклонные к интернет-зависимости Склонные к интернет-зависимости

Желание принадлежать сетевой субкультуре 2,60 3,04 133,0 0,689

Нецеленаправленность поведения 5,24 4,43 103,0 0,200

Потребность в сенсорной стимуляции в сети Интернет 4,36 6,00 81,0 0,050

Мотивация использования Интернета 3,60 3,14 95,0 0,097

Изменение состояния сознания в результате использования Интернета 3,38 4,43 109,0 0,273

Восприятие Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью («Уход») 4,17 7,29 98,0 0,159

Предпочтение общения в Интернете коммуникации в реальном мире 3,17 5,57 86,0 0,078

Искаженное восприятие времени в Интернете 2,29 2,71 117,5 0,384

Искаженное восприятие пространства в Интернете 3,57 3,43 128,0 0,577

Восприятие Интернета как сложной комплексной части реальности 3,52 4,29 114,5 0,348

Одушевление Интернета 0,71 0,86 139,5 0,809

Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный 3,40 6,29 34,5 0,001

Я реальное Авторитарность 5,88 8,86 71,5 0,030

Эгоистичность 4,64 5,71 94,5 0,129

Агрессивность 5,05 6,43 89,5 0,096

Подозрительность 4,74 5,29 126,5 0,555

Подчиняемость 6,43 4,29 92,5 0,117

Зависимость 5,55 5,86 135,0 0,730

Дружелюбность 6,45 7,57 103,5 0,209

Альтруистичность 5,86 6,43 123,5 0,499

Я идеальное Авторитарность 8,52 10,71 89,0 0,096

Эгоистичность 5,90 6,57 125,0 0,525

Агрессивность 4,55 6,14 79,0 0,049

Подозрительность 2,31 2,71 126,5 0,552

Подчиняемость 3,07 2,29 133,5 0,695

Зависимость 4,00 3,29 128,0 0,583

Дружелюбность 6,24 7,43 106,0 0,239

Альтруистичность 6,24 5,57 123,5 0,499

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 3

Окончание табл.

Авторитарность 5,71 7,86 99,0 0,169

е ё а £ К Эгоистичность 5,02 5,43 128,0 0,583

Агрессивность 4,26 5,71 98,0 0,158

Подозрительность 3,10 4,57 92,5 0,116

Подчиняемость 3,19 3,14 134,0 0,706

« Зависимость 4,05 4,71 119,5 0,429

Дружелюбность 5,14 6,43 116,0 0,373

Альтруистичность 5,02 5,86 135,0 0,730

Установка на социально-желательные ответы 5,14 3,43 78,0 0,046

Склонность к преодолению норм и правил 7,29 9,00 94,0 0,124

Склонность к аддиктивному поведению 6,07 9,29 96,0 0,024

Склонность к самоповреждающему и само-разрушающему поведению 6,40 8,57 93,0 0,121

Склонность к агрессии и насилию 8,38 11,29 77,0 0,044

Волевой контроль эмоциональных реакций 6,62 6,57 133,5 0,693

Склонность к делинквентному поведению 7,26 10,71 74,5 0,036

Принятие женской социальной роли 11,83 9,29 59,0 0,011

Невротичность 6,07 6,14 147,0 1,000

Спонтанная агрессивность 4,79 5,71 111,0 0,290

Депрессивность 5,67 4,71 109,0 0,266

Раздражительность 5,98 6,71 120,0 0,431

О бщительность 3,55 5,00 114,0 0,339

Уравновешенность 4,50 5,86 97,5 0,159

Реактивная агрессивность 5,14 6,14 102,5 0,198

Застенчивость 6,40 5,57 130,0 0,197

Открытость 6,62 8,29 50,5 0,003

Экстраверсия-интроверсия 4,38 6,43 61,5 0,011

Эмоциональная лабильность 6,14 5,86 132,5 0,669

Маскулинизм - феминизм 3,76 5,43 66,0 0,018

Примечание. В таблице жирным шрифтом выделены показатели, по которым выявлены значимые различия.

Полученные данные позволяют предположить, что, в отличие от не склонных к интернет-зависимости пользователей-женщин (более дружелюбных, открытых и феминных), респонденты, склонные к патологическому использованию Интернета, характеризуются авторитарным типом отношения к окружающим и в идеале желают быть еще более агрессивными. Помимо этого, они в большей степени склонны к аддиктивному и делинквентному поведению, агрессии и насилию; не принимают свою женскую социальную роль, маскулинны, отличаются более высоким уровнем открытости и экстраверсии. Эти данные в целом согласуются с результатами аналогичных исследований, проведенных рядом других авторов [1; 4; 6; 8; 11; 16; 17].

На наш взгляд, наибольший интерес представляют различия, выявленные по показателям «Потребность в сенсорной стимуляции в сети Интернет» и «Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный». Так, установлено, что женщины, склонные к интернет-зависимости, характеризуются более высокой потребностью в сенсорной стимуляции, которая, по всей видимости, реализуется ими в интернет-пространстве, ведь современному пользователю предлагаются не статичные изображения и несложные звуковые заставки, как на заре существования виртуальной реальности, а сложные многоаспектные аудиовизуальные ресурсы. В итоге мы можем предположить наличие своеобразного «замкнутого круга»: повышенная потребность в сенсорных стимулах, не нашедшая по каким-то причинам своего удовлетворения в реальности, ведет к увеличению времени, проведенного в сети, что, в свою оче-

2012. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

редь, уменьшает шансы удовлетворения данной потребности вне Интернета и вновь ориентирует пользователя на поиск желаемых ощущений и переживаний в виртуальном мире. Неудивительно, что такие пользователи постепенно перестают замечать границы двух миров и пытаются перенести нормы поведения в сети в реальность. Такой перенос действительно может быть очень заманчивым: в повседневной жизни мы вынуждены подчиняться множеству правил и законов, мириться с внешними ограничениями и собственным несовершенством. В мире Интернета все совсем по-другому: здесь нет строго определенных норм и правил, здесь каждый может казаться (или быть?) тем, кем хочет, и это позволяет человеку чувствовать себя абсолютно свободным, раскрепощенным, безнаказанным и даже всемогущим. Однако подобное поведение в реальности будет закономерно вести к возникновению конфликтов как на межличностном (когда окружающие будут отказываться принимать виртуальные модели взаимоотношений в реальности), так и на внутриличностном (когда сам человек будет понимать, что не вполне соответствует своему виртуальному образу, или «аватару») уровне.

Выводы

В ходе исследования выявлено, что пользователи-женщины, склонные к интернет-зависимому поведению, характеризуются более выраженной склонностью к девиантному (аддиктивному и делинквентному) поведению в целом, а также некоторой авторитарностью и агрессивностью, они маскулин-ны и склонны отвергать свою женскую социальную роль. Кроме того, они отличаются повышенной потребностью в сенсорной стимуляции и стремлением перенести нормы взаимодействия в виртуальном мире у реальный. В совокупности все перечисленное может вести к возникновению проблем в межличностных отношениях и усиливать склонность к патологическому использованию Интернета. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер, его логическим продолжением может стать изучение психологических особенностей пользователей-мужчин, сопоставление различных возрастных групп и лиц с разной профессиональной принадлежностью (например, занятых профессиональной деятельностью в сфере информационных технологий и представителей иных профессий).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астафьев В.А. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет. URL: http://www.cyberpsy.ru/2011/02/astafev-v-a-individualno-psixologicheskie-osobennosti-polzovatelej-seti-intemet

2. Белинская Е.П. Запутавшиеся в «паутине» // Педология. 2000. №2. С. 51-74.

3. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 251-253.

4. Зорина Н. В. Личностные особенности пользователей Интернет, психологические аспекты общения в виртуальном социуме // Материалы Сибирского психологического форума, 16-18 сентября 2004 г. Томск: Том. гос. ун-т, 2004. 862 с.

5. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / ред.-сост. А.Е. Войскунский. М.: Акрополь, 2009. 279 с.

6. Королева Н.Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Психологопедагогические науки (педагогика, теория и методика обучения). 2004. № 4(9). С. 168-179.

7. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 28 с.

8. Черемошкина Л.В. Влияние информационных технологий на развитие личности: особенности картины-мира и когнитивной сферы носителей интернет-культуры. URL: http://psynet.ucoz.ru/publ/1-1-0-5

9. Янг К.С. Диагноз - интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24-29.

10. Caplan S.E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: Development of a theorybased cognitive-behavioral measurement instrument // Computers in Human Behavior. 2002. №18. С. 553-575.

11. Caplan S.E. Relations among loneliness, social anxiety, and problematic Internet use// CyberPsychology & Behavior. 2007. №10. С. 234-241.

12. Caplan S.E. Theory and measurement of generalized problematic Internet use: A two-step approach // Computers in Human Behavior. 2010. №26. С. 1089-1097.

13. Griffiths M.D. Does Internet and computer ‘‘addiction’’ exist? Some case study evidence // CyberPsychology and Behavior. 2000. №3. С. 211-218.

14. Griffiths M.D. Internet abuse and internet addiction in the workplace // Journal of Workplace Learning. 2010. №7. С. 463-472.

15. Griffiths M.D. Technological addictions // Clinical Psychology Forum. 1995. P. 14-19.

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012. Вып. 3

16. LaRose R., Lin C.A., Eastin M.S. Unregulated Internet usage: Addiction, habit, or deficient self-regulation? // Media Psychology. 2003. №5. P. 225-253.

17. Shapira N.A., Goldsmith T.D., Keck P E.-Jr., Khosla U.M., McElroy S.L. Psychiatric features of individuals with problematic Internet use // Journal of Affective Disorders. 2000. №57. P. 267-272.

18. Young K.S. Pathological Internet Use: A case that breaks the stereotype // Psychological Reports. 1996. №7. P. 899-902.

19. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and Behavior. 1998. Vol. 1, №3. P. 237-244.

20. Young K.S. Internet addiction: A handbook and guide to evaluation and treatment. Wiley, 2010. 312 p.

Поступила в редакцию 15.08.12

O. V. Kozhevnikova, Z.N. Shavaleeva

Psychological characteristics of internet-addicted users

The problem of pathological use of IT is analyzed. The psychological characteristics of women-users with different levels of internet addiction are explored.

Keywords: pathological use of the computer, Internet, internet addiction, cyber-addiction.

Кожевникова Оксана Вячеславовна, кандидат психологических наук E-mail: oxana. kozhevnikova@gmail .com

Шавалеева Зульфия Наилевна, магистрант E-mail: zulik-2GG7@yandex.ru

Kozhevnikova O.V. candidate of psychology E-mail: oxana. kozhevnikova@gmail .com

Shavaleeva Z.N., graduate student E-mail: zulik-2GG7@yandex.ru

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Udmurt State University

426G34, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.