3. Buduk-ool L.K. Ethical features of psychosocial and social adaptation of students to studying at university // Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta. -2011 - Is. 6. - P.176-180. (in Russian)
4. Evtushenko A.Ya., Razumov A.S., Budaev A.V., Razumov P.S. Pathogenesis aspects of post-resuscitation restoration of hemocirculation // Obschaya reanimatologia. - 2007. - Vol. III. №5-6. - P.204-207. (in Russian)
5. Karabinskaya O.A., Izatulin V.G., Makarov O.A., Kalyagin A.N. The level of anxiety as the main factor of adaptation of
students of various ethnic groups in the educational environment of the university // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2014. - Vol. 127. №4. - P.78-80. (in Russian)
6. Psychological tests / Ed. A.A. Karelin. - Moscow: VLADOS, 2002. - Vol. 1. - 312 p. (in Russian)
7. Stepanova O.K. Features ethnic stereotypes students Buryatia. - Ulan-Ude: Buryat Publ. University Press, 2002. -110 p. (in Russian)
8. Tutushkin M.K. Practical psychology. - St. Petersburg: didactics Plus, 2001. - 368 p. (in Russian)
Информация об авторах:
Изатулин Владимир Григорьевич - профессор, д.м.н.; Карабинская Ольга Арнольдовна - аспирант; Калягин Алексей Николаевич - заведующий кафедрой, профессор, д.м.н., 664046, Иркутск, а/я 62, e-mail: [email protected].
Information About the Authors:
Izatulin Vladimir G. - Professor, PhD, MD; Karabinskaya Olga A. - postgraduate student; Kalyagin Alexey N. - Head of Department, Professor, PhD, MD, DSc (Medicine), 664046, Russia, Irkutsk, post box 62, e-mail: [email protected].
© КАЛЯГИН А.Н., ЖУКОВА Е.В., ПОГОРЕЛОВА И.Г., ВАРАВКО Ю.О. - 2015 УДК: 316.46
психологические особенности и типология личности студента
медицинского вуза
Алексей Николаевич Калягин, Елена Викторовна Жукова, Ирина Геннадьевна Погорелова, Юлия Олеговна Варавко (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов)
Резюме. В статье приводятся современные сведения о психологических особенностях студента медицинского вуза, ориентированные на особенности возраста и развитие личности обучающихся. Представление о динамике психологических особенностей студентов представляется ценным с позиции оптимального выбора оптимального метода учебного взаимодействия педагога и студента. Рассматриваются актуальные классификации типологии личности студента применительно к медицинскому образованию. Работа ориентирована на профессорско-преподавательский состав медицинских и фармацевтических образовательных организаций.
Ключевые слова: психология студента, типология личности студента, медицинский вуз, медицинское образование.
psychological features and personality types medical students
A.N. Kalyagin, E.V. Zhukova, I.G. Pogorelov, Yu.O. Varavko (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. The article presents modern data on the psychological characteristics of students of the medical school, focused on particular age and personality development of students. The idea of the dynamics of the psychological characteristics of students seems valuable from the standpoint of the optimal choice of the optimal method of educational interaction of the teacher and the student. Topical classification of personality typology of the student in relation to medical education. The work is focused on the faculty of the medical and pharmaceutical educational organizations.
Key words: psychology student, the student's personality typology, medical school, medical education.
Обучение в медицинском вузе на всех уровнях образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, интернатура, ординатура, аспирантура) требует от обучающихся высокого потенциала, чтобы обеспечить полноценное освоение дисциплин и практик учебного плана. Этот потенциал определяется не только высоким баллом Единого государственного экзамена (ЕГЭ) или внутренних вступительных испытаний вуза, но и индивидуальными психологическими особенностями и типологией личности каждого студента. Каждый преподаватель должен понимать и осознавать важность приобретения знаний, раскрывающих типологию личности обучающихся, а также психологических подходов, необходимых для того, чтобы с этими обучающимися вести работу в рамках образовательного процесса.
Психологические особенности студентов с позиции возраста и развития Понимание психологических особенностей студентов разных уровней обучения раскрывается за счёт знаний возрастной психологии и психологии развития. Первая статично характеризует особенности каждого возрастного периода, а вторая рассматривает динамику психологических свойств личности под влиянием не только возраста, но и продолжительности и динамического состояния тех процессов (в контексте нашего обсуждения - образовательного), в которых
эта личность участвует.
Исследования Б.Г. Ананьева показали, что в возрасте с 18 до 35 лет периоды застоя в психологическом развитии отмечаются только у 14,2% людей, причём продолжаются обычно не более 2-3 лет, что определяет данные возрастные рамки как период интенсивного развития [2].
Если проанализировать внутри этого возрастного периода процессы памяти и мышления, то выявляются интересные особенности. По данным Ю.Н. Калюткина и Я.И. Петрова в 19 лет наблюдается пик функциональных возможностей памяти, в 20 лет - подъём в эвристических (мыслительных) процессах, затем в 20-22 года на некоторое время снижается запоминание, а в 21-22 года - поисковая деятельность. В 2324 года вновь возрастает память, а в след за нею в 25-26 лет - эвристические процессы. В дальнейшем пик памяти приходится на 30 лет, а пик эвристических процессов на 32 года. Несмотря на кажущуюся колебательную динамику, функции памяти и мышления в этом возрастном периоде оказываются чрезвычайно хорошо выраженными.
В возрасте 18-20 лет (период поступления в вуз) характеризуется высокоинтенсивным развитием нравственных и эстетических чувств, взрослением с присущими этому процессу чертами (включение в самостоятельную жизнь, создание семейных отношений, овладение начальными
профессионально-трудовыми навыками, социализация).
В этот период человек проходит 4 этапа развития идентичности:
1) Неопределённая идентичность - индивидуум не определился в своих убеждениях, профессией, не столкнулся с кризисом идентичности. Это обычно ситуация школьника, который живёт в привычной домашней среде и не нуждается в изменениях.
2) Преждевременная индентификация - индивидуум определился в своих убеждениях и подходах, но с учётом чужого опыта, под влиянием мнения посторонних людей. Этот период переживается многими по-разному, он может быть растянут по времени. Выбор образовательной траектории и профессии может происходить под влиянием родителей, друзей, знакомых, без достаточного обоснования. Внешний облик часто складывается из смеси модных тенденций и желания выделиться среди других.
3) Период «маратория» - индивидуум начинает самоопределение, выбирает из имеющихся вариантов. Часто этот период приходится на все время обучения на программе бакалавриата и специалитета, иногда может захватывать время интернатуры и ординатуры. Ряд обучающихся перебирают несколько образовательных программ, чтобы разобраться, что же им интересно. Например, заканчивают программу по специальности «Медико-профилактическое дело», а потом поступают на программу экстерната «Лечебное дело», или заканчивают «Лечебное дело», а поступают на программу «Фармация», проходят ординатуру по специальности «Дерматовенерология», а потом внезапно решают закончить ещё и по специальности «Урология».
4) Зрелая идентичность - индивидуум пережил кризис идентичности, сделал выбор убеждений, установок и перешёл к практической самореализации. Это в профессиональном плане уже осознанная деятельность в становлении специалиста одного конкретного медицинского или фармацевтического направления.
В ходе обучения ситуация с восприятием своих устремлений постоянно меняется. Поступление в вуз, особенно такой престижный как медицинский, - это существенное повышение самооценки, это погружение в элитарную среду общения с людьми, имеющими сходные интересы и убеждения. Однако это и первые трудности с освоением вузовской программы, которые каждый индивидуум переживает по-своему. Процесс адаптации к обучению на первом курсе связывается со следующими проблемами:
- Негативные эмоции от перемены привычного уклада получения образования и смены коллектива;
- Уменьшение контроля со стороны родителей, необходимость самоконтроля и самостоятельного планирования;
- Необходимость решать наряду с трудностями в образовательном процессе ещё и бытовые, и экономические трудности (жилье, транспорт, питание, одежда, распределение финансов и т.д.);
- Недостаточное понимание целей получения образования применительно к своей будущей профессии;
- Неумение учиться, неспособность к самообразованию, так необходимому в вузе.
Процесс адаптации к новым условиям обучения обычно происходит в течение 1-1,5 лет. К 3-му курсу формируется зрелый взгляд на вуз, преподавателей, своих однокурсников и одногруппников, а самое главное - к профессии. Это обусловлено становлением личности в коллективе, её созреванием. К этому периоду по оценкам специалистов около 64% обучающихся утверждают, что верно выбрали будущую профессию. Также к этому времени у студента повышается работоспособность, аккуратность в выполнении заданий, увеличивается усидчивость на лекциях и параллельно с этим развивается ум, интеллект, мышление, память, восприятие, эрудиция, логика и т.д.
На 4-м курсе (заключительном на программах бакалавриата) сужается сфера профессиональных интересов, что связано с длительными периодами практики, непосредственно связанной с будущей профессиональной деятельностью. На 5-м и 6-м курсах программы специалитета происходит кризис выбора узкой специальности, а также переориентация на интересы личности, а не коллектива - семейные и профессиональные.
Специфика медицинского образования предполагает
продолжение обучения на уровне интернатуры или ординатуры. Как показывает практика, при выборе узкой специализации трудности выбора имеются у 30% студентов. Определяющими факторами выбора являются: интерес к той или иной специальности (ряд людей выбирают широкие специальности, благоприятные для смены их на узкие, а ряд
- сразу выбирают узкие, чтобы потом совершенствоваться в них), продолжительность программы (сильные, готовые к работе предпочитают кратковременную программу интернатуры, заинтересованные в углублённой подготовке - программы ординатуры), экономические факторы (предпочтение более доходным специальностям), пожелания работодателей и ряд др. Однако до 5% поступивших на программы интернатуры и ординатуры в течение первых 2-3 месяцев обучения высказывают неудовлетворённость выбором и по тем или иным причинам приходят к мысли о смене профессии. Это свидетельствует о наличии не только объективных обстоятельств, препятствующих освоению тех или иных программ, но и о психологической незрелости личностей, делающих выбор.
Адаптация на программе интернатуры, ординатуры, аспирантуры происходит намного легче и занимает всего 0,5 года, это связано с тем, что студент уже имеет опыт вузовского обучения и адаптируется только к специфике данных программ. Особенно благоприятна адаптация, если студент остаётся в собственном вузе для продолжения обучения.
Мотивация учебной деятельности
Важным компонентом, который характеризует психологические особенности студента, является мотивация учебной деятельности, т.е. побудительный мотив получения образования.
Многие студенты в процессе обучения ориентируются на получение компетенций, необходимых им для овладения профессией и дальнейшей трудовой деятельности. Этот мотив является закономерным, важным и свойственным значительной части обучающихся определённой профессии.
В медицинской и фармацевтической специальности широко встречаются нравственные и гуманистические мотивы
- это служение людям, помощь больному, страждущему человеку. Причины этих мотивов могут быть в семейной истории (много поколений членов семьи - врачи), в ярких исторических персонажах, которые поразили своею самоотверженностью в служении людям (М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, Ф.Г. Улов, В.Ф. Войно-Ясенецкий, Ф. Найтингейл, Даша Севастопольская и многие др.), в изучении художественных произведений, которые повествуют о героизме и высоте духа доктора или провизора.
Безусловно, ряд обучающихся приходят в медицинский вуз ради диплома, хотя труд, который они приложат для его получения не сопоставим с трудом при обучении по другим специальностям и направлениям подготовки. Однако стоит отметить, что иногда данный мотив в процессе получения образования трансформируется в какой-то иной, т.к. медицинская специальность захватывает, привлекает внимание, манит.
Типология студентов
Психологи, изучая особенности студентов, подразделяют их на разные психологические типы, помещая в основе классификации различные подходы (отношение к учёбе, успеваемость, типу деятельности студента и т.д.).
По отношению к учёбе выделяются следующие типы:
- Студенты, нацеленные на получение знаний, умений и навыков (в современной терминологии - компетенций), необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности и социализации. Эти студенты самостоятельно разрабатывают для себя подходы к обучению, оптимизации обучения, интерес к обучению у них особенно широк и ориентирован на будущую работу. Эти студенты замечательно ориентируются в различных разделах медицинской или фармацевтической специальности, эрудированы.
- Студенты, увлекающиеся различными вопросами, стараются не углубляться в суть проблем, их подготовка носит поверхностный характер.
- Студенты, стремящиеся только к профессиональной подготовке, не уделяют должного внимания фундаментальным дисциплинам (химии, биологии, биохимии, физиологии, анатомии), но стремятся лучше освоить дисциплину или группу дисциплин, которые касаются их будущей про-
фессии. Часто при таком подходе специалист хорошо знает, например, акушерство, но не ориентируется во внутренних болезнях или дерматовенерологии.
- Студенты, стремящиеся изучать дисциплины, которые им по каким-то причинам понравились. Часто эта заинтересованность может быть связана с личностью преподавателя, который очень ярко, образно, интересно, доброжелательно излагает учебный материал, а также с интересным учебником, заинтересовавшим клиническим случаем, продемонстрированным на занятии. У этих студентов не сформированы профессиональные интересы.
- Студенты, которые не интересуются учёбой, они не понимают смысла своего пребывания в медицинском вузе, не осознают ценности медицинской профессии. Чаще всего эти студенты поступили в вуз по настоянию родных или друзей.
Полезным будет разделить обучающихся по успеваемости. Стоит отметить, что этот подход наиболее широко используется среди педагогов:
- Отличники - стремятся к приобретению универсальных и профессиональных компетенций, учиться им обычно
интересно, они чётко осознают цель образовательного процесса и стремятся к её достижению. Стоит отметить, что среди отличников можно выделить разносторонние личности, которые смогут учиться с равным успехом в любой профессиональной сфере и личности, ориентированные именно на медицинскую или фармацевтическую профессию, они способны учиться с высокими результатами только в этой области.
- Хорошисты - это особая категория середняков, среди которых есть обучающиеся с хорошими способностями, но ленивые, а есть с плохими способностями, но чрезвычайно трудолюбивые. Обе эти категории в перспективе могут дать хороших врачей или провизоров-середняков, которые, неплохо овладев профессиональными компетенциями, будут справляться с рутинной деятельностью в своей специальности.
- «Слабые» студенты - это категория лиц, обучающихся на «удовлетворительно», а иногда и на «неудовлетворительно». Появление их может быть обусловлено различными факторами - это неадаптированность к вузовской системе обучения (тут могут быть бытовые, семейные проблемы, особенности интеллекта и т.д.), неправильный выбор профессии, недобросовестность в учёбе, в том числе обусловленная патологическими пристрастиями (алкоголь, наркотики и т.д.). Для того, чтобы перевести эту категорию студентов в одну из двух предыдущих нужно понять причину их «слабости» и использовать целый арсенал воспитательных приёмов для их исправления.
Подразделяются обучающиеся и по типу деятельности:
- Первый тип - это передовики и пионеры во всем, они отличаются высокими результатами учёбы, чрезмерной социальной активностью, их всегда знают преподаватели, ино-
гда даже до прихода на занятия по их дисциплине. К ним можно применить знаменитое выражение У Шекспира: «и швец и жнец, и на дуде игрец», - во всех направлениях они хороши.
- Второй тип - это целеустремлённые профессионалы, они ориентированы на получение профессиональных компетенций, не выходят за их рамки и даже не понимают, для чего врачу нужна философия, история и иностранный язык. Такие студенты становятся хорошими специалистами, но надо стремиться объяснять им необходимость расширения кругозора.
- Третий тип - это ограниченные студенты, которые ориентированы на рамки программы, стараются много не читать, не учить, пользуются самыми короткими учебными пособиями (методическими пособиями или лекциями), больше внимания уделяют не учёбе, а каким-то иным житейским вещам.
Довольно простым и удобным является подразделение всех обучающихся на позитивный и негативный тип (табл. 1), т.е. на людей настроенных на учёбы и не настроенных на неё.
Преодоление коммуникативных барьеров
Понимание психологических особенностей обучающихся важно с позиций преодоления коммуникативных барьеров в связке «преподаватель - студент». Зачастую понимание психологии, осознание личностных трудностей позволяет снять эти барьеры.
Наиболее частые ошибки педагогов, проводящие к появлению коммуникативных барьеров, можно свести к следующему:
- Высокомерие и неуважение к студенту;
- Недоучёт индивидуальных особенностей обучающего- Неадекватные действия преподавателя по отношению
к студенту;
- Сознательное невосприятие преподавателя как своего наставника, неприятие его требований.
Преодолеть барьеры помогает эмоциональная эмпатия, интерес преподавателя к обучающемуся, желание помочь в освоении программы, способность к педагогической импровизации, умение управлять собой даже в самых критических ситуациях, умение подобрать индивидуальных подход к каждому обучающемуся и др.
Таким образом, представления о типологии студентов медицинского и фармацевтического вуза, а также знание особенностей возрастного изменения их личностей, а также особенностей психологии развития, позволяют членам профессорского-преподавательского состава образовательной организации более квалифицированно подходить к реализации учебного взаимодействия и преодолению коммуникативных барьеров.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсут-
Таблица 1
Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г. Клаусу)
Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
Скорость Быстро Медленно
Легко, без труда С трудом, напряжённо, тяжело
Прочно, устойчиво по времени Поверхностно, мимолётно, быстро забывается
Легко переучивается С трудом переучивается
Обладает гибкостью Характеризуется ригидностью, застылостью
Тщательность Добросовестно Халатно
Аккуратно Небрежно, неряшливо
Основательно Поверхностно
Мотивация Охотно Неохотно
Добровольно По обязанности
По собственному желанию Под давлением
Активно, включённо, увлечённо Пассивно, вяло, безучастно
Старательно, усердно, изо всех сил Нерадиво, лениво
Регуляция действий Самостоятельно Несамостоятельно
Автономно, независимо Подражая
Планомерно, целенаправленно Бесцельно, бессистемно, без плана
Настойчиво, постоянно Периодически, неустойчиво
Когнитивная организация Осознанно, с пониманием Механически, не понимая, методом проб и ошибок
Направленно, предвидя последствия Случайно, непреднамеренно
Рационально, экономно Нерационально, неэффективно
Общая оценка Хорошо Плохо
ствии конфликта интересов.
Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2006. - 207 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2002. - 492 с.
3. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса: Учебное пособие для вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 448 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Университетская книга, Логос, 2007. - 384 с.
5. Карабинская О.А., Изатулин В.Г., Колесникова О.В. и др. Влияние личностных качеств студентов первых курсов на процесс адаптации в медицинском вузе // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2010. - №7. - С.71-74.
6. Клюшникова О.Н., Клюшникова М.О., Клюшников О.В. Учебный диалог как способ дидактического взаимодействия // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. -2014. - Вып. 3. - С.100-102.
7. Мурзина С.М. Психология и типология личности студента // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - №1. - С.307-314.
8. Окладников В.И. Личность (типология, адаптация, коррекция). - Иркутск, 2010. - 217 с.
9. Окладников В.И. Личностно-типологический подход в вузовской педагогике // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2010. - №7. - С.39-40.
10. Осипок Н.В. Развитие личностных качеств студентов-медиков во время прохождения производственной практики в должностях младшей медицинской сестры и медицинской сестры // Вестник Балтийской педагогической академии. -2009. - Вып. 92. - С.67-70.
11. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Развитие творческих способностей личности в условиях непрерывного высшего сестринского образования // Альманах сестринского дела. - 2013. - Т. 6. №2. - С.38-44.
12. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 512 с.
13. Психология и педагогика высшей школы: Учебное пособие / Под ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2010. -258 с.
Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все
авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.
Работа поступила в редакцию: 09.05.2015 г.
REFERENCES
1. Aysmontas B.B. Educational psychology: Schemes and tests.
- Moscow: VLADOS Press, 2006. - 207 p. (in Russian)
2. Ananiev B.G. Man as an object of knowledge. - St. Petersburg, 2002. - 494 p. (in Russian)
3. Belogurova V.A. The scientific organization of educational process: Textbook for universities. - Moscow: GEOTAR Media, 2006. - 448 p. (in Russian)
4. Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology. - Moscow: University Book, Logos, 2007. - 384 p. (in Russian)
5. Karabinskaja O.A., Izatulin V.G., Kolesnikov O.V., et al. Influence of personal qualities of students of the first courses on adaptation process in medical higher scho ol // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2010. - №7. - P.71-74. (in Russian)
6. Klyushnikova O.N., Klyushnikova M.O., Klyushnikov O.V. Teaching dialogue as a way of didactic interaction // Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy. - 2014. - Is. 3. -P. 100-102. (in Russian)
7. Murzina S.M. Psychology and typology of student's personality // Uchenie Zapiski Orlovskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Gumanitarnye I Sotsialnie Nauki. - 2010. -№1. - P.307-314. (in Russian)
8. Okladnikov V.I. Person (typology, adaptation, correction). -Irkutsk, 2010. - 217 p. (in Russian)
9. Okladnikov V.I. Personal and typological approach to higher school pedagogics // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). -2010. - №7. - P.39-40. (in Russian)
10. Osipok N.V. Development of personal qualities of medical students during their practical training as a junior nurse and nurse // Vestnik Baltijskoj pedagogicheskoj akademii. - 2009. - Is. 92. - P.67-70. (in Russian)
11. Parakhonsky A.P., Venglinskaya E.A. Development of creative abilities of the person in the conditions of continuous Higher Nursing Education // Al'manah sestrinskogo dela. - 2013.
- Vol. 6. №2. - P.38-44. (in Russian)
12. Pedagogy and psychology of higher education / Ed. M.V. Bulanova-Toporkova. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. - 512 p. (in Russian)
13. Psychology and pedagogy of higher education: Textbook / Ed. AA Derkach. - Moscow: Publishing House of RAGS, 2010.
- 258 p. (in Russian)
Информация об авторах:
Калягин Алексей Николаевич - заведующий кафедрой, д.м.н., 664046, Иркутск, а/я 62, e-mail: [email protected]; Жукова Елена Викторовна - доцент кафедры, к.м.н., 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, дом 1, e-mail: [email protected]; Погорелова Ирина Геннадьевна - доцент кафедры, к.м.н., e-mail: [email protected]; Варавко Юлия Олеговна - ассистент кафедры, к.м.н., e-mail: [email protected].
Information About the Authors:
Kalyagin Alexey N. - Head of Department, MD, PhD, DSc, 664046, Irkutsk, post box 62, e-mail: [email protected]; Zhukova Elena V. - Associate Professor, MD, PhD, 664003, ul. Red Rebellion, Building 1, e-mail: [email protected]; Pogorelova Irina G. - Associate Professor, MD, PhD, e-mail: [email protected]; Varavko Yulia O. - assistant of the
department, MD, PhD, e-mail: [email protected].