Научная статья на тему 'Психологические особенности этнического самосознания студентов вуза'

Психологические особенности этнического самосознания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
279
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / АВТОСТЕРЕОТИПЫ / ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ETHNIC IDENTITY / AUTO-STEREOTYPES / HETEROSTEREOTYPES / IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондарева Ю. М., Кадацких И. Ю.

В данной статье рассмотрены понятие «этническое самосознание», компоненты и структура этнического самосознания, Проведено эмпирическое исследование особенностей этнического самосознания студентов вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the concept of «ethnic identity», the components and structure of ethnic identity, empirical research of peculiarities of ethnic identity of students of the University.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности этнического самосознания студентов вуза»

ПСИХОЛОГИЯ Бондарева Ю.М., Кадацких И.Ю.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: этническое самосознание, автостереотипы, гетеростереотипы, самоидентификация.

Аннотация: В данной статье рассмотрены понятие «этническое самосознание», компоненты и структура этнического самосознания, Проведено эмпирическое исследование особенностей этнического самосознания студентов вуза

Key words: ethnic identity, auto-stereotypes, heterostereotypes, identity.

Abstract: this article deals with the concept of «ethnic identity», the components and structure of ethnic identity, empirical research of peculiarities of ethnic identity of students of the University.

Нестабильная экономическая и политическая ситуация ведет к активизации миграционных процессов, росту межэтнической напряженности, групповых и межличностных конфликтов на этнической почве. Процесс глобализации приводит к трансформациям, взаимопроникновению ценностей и образа жизни разных культур, формирование поликультурной социальной среды. В результате поиска ориентиров и стабильности в обществе у человека всё чаще возникает интерес к вопросу о своей этнической принадлежности и поиску этнического образа самоидентификации.

Этническое самосознание является частью социального самосознания личности и понимается как сложный, многокомпонентный социально-психологический феномен, включающий в себя осознание принадлежности индивида к той или иной этнической общности, систему авто- и гетеростереотипов, ценностей и социокультурных установок, опирающуюся на осознаваемые сходства и различия [3].

В структуре этнического самосознания обычно выделяют три основных компонента:

1. Когнитивный компонент - знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя её членом. Важное значение здесь имеет этническая осведомленность, включающая объективные знания и субъективные социальные представления о

своих и чужих этнических группах, их истории и традициях, различиях между ними, этническую самоидентификацию и использование этнического «ярлыка» — этнонима, основанное на восприятии себя, принадлежащим к группе.

2. Аффективный компонент - оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней. Отношение к собственной этнической общности проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа.

3. Поведенческий компонент этнической идентичности -построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. Вовлеченность в социальную жизнь и культурную практику этнической группы достаточно часто рассматривается в качестве индикатора этнической идентичности индивида [4].

По мнению отечественных авторов, Л.М. Дробижевой, Б.Ф. Поршнева, 3.В. Сикевич, В.Ю. Хотинец, этническое самосознание формируется на основе противопоставления «мы — они».

З.В. Сикевич выделила следующие основные компоненты национального самосознания: 1) этническая самоидентификация; 2) система автостереотипов этноса; 3) система гетеростереотипов этнической общности; 4) социокультурные установки и оценки, выражающиеся в отношении к истории, к языку, к традициям, к ритуалам той или иной этнической общности; 5) этнически обусловленные модальные ценности [2].

Этническое самосознание предполагает не только знание о своей этнической общности и отношение к членству в ней, но и проявление себя как представителя этнической общности в поведении и деятельности [1].

На базе филиала АНОО ВО «ВЭПИ» в г. Старый Оскол среди студентов 1-3 курсов, в количестве 40 человек, обучающихся на социально-правовом факультете по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Психология» было проведено исследование особенностей этнического самосознания студентов.

Для выявления степени выраженности когнитивного и аффективного компонента этнической идентичности была использована методика Дж. Финни. Студентам предлагалось ответить на вопросы, касающиеся их этнической принадлежности, этнической группы и их отношения к ней. Полученные в ходе исследования результаты представлены в таблице 1.

Анализ результатов показал, что 35% опрошенных студентов в структуре этнического самосознания имеют средний уровень выраженности когнитивного компонента, 25% имеют высокий уровень выраженности данного компонента, 17,5% студентов имеют низкий уровень, 15% - очень низкий и 7,5%- очень высокий.

Таблица 1 - Оценка степени выраженности этнической идентичности, %

Очень Низкий Средний Высокий Очень

низкий уровень уровень уровень высокий

уровень уровень

Общий - 17,5 20 42,5 20

показатель

этнической

идентичности

Когнитивный 15 17,5 35 25 7,5

компонент

Аффективный - 12,5 12,5 37,5 37,5

компонент

Уровень выраженности аффективного компонента в структуре этнического самосознания распределился следующим образом. 37,5% опрошенных студентов имеют очень высокий уровень, такое же количество студентов (37,5%) имеют высокий уровень. 12,5% респондентов имеют средний уровень и столько же студентов(12,5%)-низкий уровень. Среди опрошенных студентов не было выявлено ни одного человека с очень низким уровнем выраженности аффективного компонента.

Степень выраженности общего показателя этнической идентичности распределилась так: 42,5% - высокий уровень, 20% -очень высокий уровень, 20% - средний, 17,5% - низкий уровень. Очень низкий уровень этнической идентичности не выявлен вовсе.

Повышенный интегральный показатель этнической идентичности интерпретируется как переживание личностью своей принадлежности к определенному этносу, осознание наличия типичных для его представителей качеств, оценки этнически обусловленных предпочтений в сфере образования и деятельности.

Методика О.Л. Романовой позволила определить самоидентификацию через осознание особенностей собственной этнической группы и субъективной значимости для человека членства в данной этнической группе.

Проанализируем результаты тестирования, полученные с помощью методики О.Л. Романовой «Этническая идентичность» (Таблица 2).

Таблица 2 - Оценка уровня самоидентификации, %

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Чувство принадлежности 20 70 10

Значимость принадлежности 2,5 40 57,5

Анализ результатов показал, что 70% студентов имеют средний уровень чувства принадлежности к своей этнической группе, 20% студентов имеют низкий уровень и 10% - высокий.

Уровни значимости принадлежности к своей этнической группе распределились следующим образом. Для 57,5% студентов характерен высокий уровень значимости принадлежности, 40% респондентов имеют средний уровень и 2,5% - низкий.

Таким образом, этническое самосознание представляет собой сложный многоаспектный феномен, в основе которого лежит система представлений и оценок той этнической группы, с которой индивид сопоставляет себя по ряду этнических признаков [5-6].

У большинства студентов показатель этнической идентичности находится на высоком уровне. Уровень самоидентификации на среднем.

Список литературы

1. Кун М., «Кто Я?» // М. Кун, Т. Макпартлэнд. Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.

2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. - М.: «Ключ - С», 1999. - 223с

3. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // В.П.Левкович Н.Г. ПанковаЭтническая психология : хрестоматия ; под ред. А.И. Егоровой. - СПб. : Речь, 2003. - 320 с.

4. Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб.: Речь, 2001. -320 с.

5. Манкиев А.А., Ибрагимов М.М., Жемчураева С.Ш. Чеченский тайп в историческом прошлом и сознании современной студенческой молодежи // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2013. № 3 (20). С. 99-104.

6. Shavlaeva T.M. Traditional metrology Chechens // В сборнике: The First International Conference on History and Political Sciences 2014. С. 132-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.