УДК 159.923
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ
С.Н. Никишов, И.С. Осипова
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена эмпатии как свойства личности, необходимого для успешного общения и взаимодействия. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей эмпатии и эмоционального интеллекта у студентов гуманитарных и инженерных специальностей, представлена связь эмпатии и альтруистических тенденций личности. Авторы подчеркивают необходимость повышения уровня эмпатии у студентов и дают рекомендации для преподавателей психологических дисциплин.
Ключевые слова: межличностное познание, развитие, студенты, эмпатия, эмоциональный интеллект.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE STUDENT’S EMPATHY
S. Nikishov, I. Osipova
Abstract. The article is devoted to the research of the empathy phenomenon as the personality characteristic which is necessary for successful communication and interaction. The empirical study results of the characteristic of empathy, emotional intelligence of the humanities students and engineering students, relationship of empathy and altruistic tendencies are given in the scientific work. The authors emphasize the relevance to improve the level of empathy among students and adduce recommendationsfor teachers of psychological disciplines.
Keywords: interpersonal cognition, developmental growth, students, empathy, emotional intelligence.
Одной из важных проблем современного общества является проблема гуманизации отношений человека с окружающими людьми. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование и развитие духовной культуры личности. Неотъемлемой частью данного вида культуры является эмоциональная зрелость, способность к сопереживанию, умение понимать и принимать другого. Ключевым условием данного процесса является эмпатия. Психологи сегодня много говорят о проблеме развития и формирования эмпатийной личности, отличающейся гибкостью в общении, позитивным мышлением, способностью к децентрации и альтруистическому поведению.
Эмпатия, как отмечают отечественные психологи Е.В. Зинченко и И.М. Юсупов, это проникновение, вчувствование в переживания другого человека или группы людей, осознание и понимание специфических особенностей его (их) эмоционального состояния [3]. В психологии можно выделить различные подходы к пониманию эмпатии. Одним из них является рассмотрение эмпатии как свойства личности, необходимого для успешного общения и взаимодействия. Ю.А. Менджерицкая отмечает, что такое свойство личности, как эмпатия, включает следующие способности: 1) способность к эмоциональному реагированию и отклику на переживания другого человека; 2) способность к пониманию и распознаванию
состояния партнера по общению; 3) способность к выбору и использованию адекватных способов и приемов взаимодействия, проявляющихся в альтруистическом поведении по отношению к другим людям [6].
Многие отечественные исследователи рассматривают эмпатическую способность как один из компонентов коммуникативной компетентности участников межличностного общения. Так Ю.Н. Емельянов определяет эмпатию как основу социального интеллекта [2], Д.В. Люсин, М.А. Манойлова рассматривают эмпатию как компонент эмоционального интеллекта [4; 5]. Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова видят в эмпатии компонент конгруэнтности, что представляет собой «в первую очередь, способность человека приходить в контакт с собственными чувствами и способность их искренне выражать» [1, c. 63]. Говоря об эмпатии, психологи также видят в ней истоки морального развития личности.
Эмпатические способности, таким образом, важны для продуктивного межличностного общения и взаимопонимания. Между тем, развитие эмпатии у современных молодых людей остается на невысоком уровне. Это подтверждают и данные проведенного нами исследования, в котором приняли участие 60 студентов гуманитарных и инженерных специальностей и направлений подготовки в возрасте от 18 до 21 года (30 юношей и 30 девушек). Результаты позволили нам сделать следующие выводы:
а) большинство респондентов проявляют в
собственной жизнедеятельности нормальный уровень эмпатийных тенденций (по методикеисследования уровня эмпатийных тенденций И.М. Юсупова), т.е. можно говорить о том, что они умеют контролировать собственные эмоции, тактичны в общении, но между тем могут испытывать трудности в составлении прогнозов, касающихся развития отношений между людьми. Полученные данные подтверждаются выводами других
отечественных исследователей. Так, например, Е.П. Пескова с соавторами отмечает, что у современных юношей и девушек фиксируется невысокий уровень эмпатии, что приводит их ктрудностям в установлении контактов, в пониманииэмоций других людей [9];
б) студенты гуманитарных специальностей и
направлений подготовки имеют в целом более высокий уровень развития эмпатии, чем студенты инженерных специальностей и направлений подготовки (U=305,5;
р=0,048).Данный факт еще раз свидетельствует о ценности и необходимости гуманитарного образования в процессе подготовки специалистов;
в) уровень эмоционального интеллекта (по методике диагностики эмоционального интеллекта М.А. Манойловой) студентов можно охарактеризовать как средний. Между тем, низкие показатели по шкале «Осознание своих чувств и эмоций» имеют 20% респондентов, по шкале «Управление чувствами и эмоциями других людей» - 25% респондентов, по шкале «Осознание чувств и эмоций других людей» -35% респондентов;
г) альтруистические тенденции (методика, направленнаяна изучение уровня выраженности альтруистических и эгоистических тенденций в модификации О.Ф. Потемкиной) были
зафиксированы только у 45% респондентов. Данные корреляционного исследования позволяют говорить о том, что чем выше уровень выраженности альтруистической тенденции, тем выше уровень эмпатии (r=0,5, Р=0,01).
Полученные результаты свидетельствуют о важности и необходимости развития эмпатических способностей. В процессе формирования компетенций у студентов в период обучения в вузе важно уделять особое внимание развитию эмпатии. Преподавателям гуманитарных дисциплин, особенно
преподавателям психологических дисциплин, в процессе обучения можно рекомендовать:
1) соблюдать условие подлинно
гуманистического отношения в процессе взаимодействия со студенческой аудиторией;
2) использовать на практических занятиях
потенциал художественных произведений (вычитывание из текстов различных
психологических феноменов) [8],
художественных фильмов (анализ
художественных фильмов с последующим написанием эссе), игровые методы (например, «Самый рассеянный (ластик)», «К.У.Б.О.У» или «Узнай по рукам», «Танец с листком» и др.), тренинговые процедуры [7], интерактивные занятия;
3) с целью самопознания и саморазвития при изучении тем «Эмоции и чувства», «Общение» применять в работе со студентами психодиагностические методики, нацеленные на измерение уровня эмпатийных тенденций; использовать материалы методики Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEITv.2.0).
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтности эмпатии // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 61-68.
2. Емельянов Ю.Н. Активное социальнопсихологическое обучение. - Л.: Изд-во
Ленинградского университета, 1985. - 165 с.
3. Зинченко Е.В., Юсупов И.М. Эмпатия // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ.ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - С. 150-151.
4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 2936.
5. Манойлова М.Е. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта. Режим доступа: http://my-training.ru/?p=3531.
6. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии у субъектов затрудненного общения // Психологический вестник, 1998. - № 3. - С. 240252.
7. Никишов С.Н. Тренинг как эффективная форма подготовки сотрудников организации // Вестник Мордовского университета. Серия «Психологические науки». - №2. - 2011. - С. 105107.
8. Осипова И.С., Егоров В.С. Особенности эмоционального интеллекта школьников и студентов разных профессиональных типов //
Вестник Мордовского университета. Серия юношеском возрасте // Мир науки, культуры,
«Психологические науки». - №2. - 2011. - С. 66-68. образования. - 2013.- № 4(41). - С. 113-115.
9. Пескова Е.П., Алексеева Т.В., Коваль В.В.
Проявление эмпатийных способностей в
Сведения об авторах:
Никишов Сергей Николаевич (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
Осипова Ирина Станиславовна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
S. Nikishov (Saransk, Russia), candidate of psychological sciences, docent, Department of Psychology, N.P. Ogarev Mordovia State University.
I. Osipova (Saransk, Russia), candidate of psychological sciences, docent, Department of Psychology, N.P. Ogarev Mordovia State University, e-mail: [email protected]