УДК: 377. 1
Юркина Лера Валерьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, социологии и права Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, [email protected], Москва
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНТИНГЕНТОМ УЧАЩИХСЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Yurkina Lera Valerievna
Ph. D., associate professor, Department of History, Sociology and Law Moscow State Academy of Fine Chemical Technology M. V. Lomonosov, [email protected], Moscow
PSYCHOLOGICAL BASIS OF OPTIMIZING THE MANAGEMENT OF STUDENTS IN TECHNOLOGICAL UNIVERSITIES
Управление педагогическим процессом одна из наиболее острых и часто рассматриваемых тем в педагогической теории и практике. Большинство дидактов говорят о том, что в данном случае термин «управление» приобретает особенный смысл - выполняется не только организующая, корректирующая, но и воспитывающая функции. На организацию управленческого процесса в вузе влияет ряд факторов, большинство из которых подвергались изучению. По общему признаку их можно разделить на личностные и сре-довые воздействия. Однако говоря о личностном факторе, далеко не всегда принимают во внимание бессознательную сферу психики и ее корректирующее воздействие на субъективное видение мира, которое в свою очередь может снижать эффективность управленческих действий. К таким феноменам, значительно меняющим картину отражения субъекта, относятся, прежде всего, механизмы психологической защиты.
Механизмы психологической защиты обыденным опытом практически любого человека, который демонстрирует поведение, мотивы которого им не осознаются. Психологическая защита является одним из самых противоречивых свойств человеческой психики, поскольку одновременно способствует как стабилизации и повышению самооценки личности, так и ее дезорганизации и социально-психологической дезадаптации. Значение этого явления в теории и практике управления педагогическим процессом сложно переоценить. Управляющие воздействия, обычно, ориентируются только на сознание учащегося, что делает отклик неадекватным, так как бессознательная часть психики оказывает весьма значительное влияние на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности, к которой, в основном и обращается менеджер.
Проблема психологических защит - одна из наименее исследованных, но наиболее практикоориентированных, с точки зрения практической психологии и теории управления. Проблема изменения осознаваемой картины мира под воздействием злоупотребления психологической защитой особенно актуальна в юношеском возрасте - возрасте бурных перемен, периоде интенсивного воздействия эмоционального стресса на все жизненные ситуации (например, в ситуациях выработки путей адаптации к новой системе обучения и к вузовскому коллективу). Изучение ведущих механизмов психологической защиты у юношей и девушек представляется важным для углубления общих представлений о механизмах формирования как здорового, так и отклоняющегося поведения, для решения задачи определения эффективности управления, оно может расширить наши представления о возможности совершенствования стратегий управления образовательным процессом.
Сегодня одним из самых острых вопросов управления педагогическим процессом в вузе стал вопрос о сохранении контингента студентов. Практика работы в Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова (МИТХТ) показывает, что большой процент потерь контингента приходится на первые курсы. Одной из причин этого прискорбного явления является адаптационный синдром, который переживают начинающие студенты. Важно представлять себе, что многие из проблем первокурсников являются надуманными, продиктованными импульсами подсознания. С точки зрения управления контингентом студентов важно разобраться с этими тенденциями, объясняемыми, прежде всего, механизмами психологической защиты. Детальное исследование влияния механизмов психологической защиты в юношеском возрасте на обратную связь при организации образовательного менеджмента позволит, на наш взгляд, решить многие насущные для МИТХТ проблемы.
Адаптационные процессы начинающего студента затрагивают многие стороны жизни - это приспособление к новой системе преподавания, отчета и контроля, проживания, межличностных отношений. Первокурсник далеко не всегда готов к самостоятельной жизни. Специфика юношеского возраста - стремление к свободе, к отсутствию контроля, однако такая организация жизни подчас пугает и травмирует молодого человека, который еще не освоил должные механизмы самостоятельного регламентирования поведения. Конечно, адаптивные характеристики глубоко индивидуальны и, наверное, значительное количество студенческой молодежи успешно справляется с этими испытаниями. Говоря о помощи в адаптации, обычно подразумевают спасение «слабых» и обращаемся мы к этой проблеме в связи с тем, что сохранение контингента студентов сегодня вопрос выживания коллектива преподавателей и вуза в целом.
Такой подход имеет свои подводные камни. Нам представляется, что важно разделять слабость как трудности в процессе приобретения и усвоения знаний и слабость как психологическую, адаптационную характеристику,
в дальнейшем приводящую к сложностям в обучении. Несмотря на то, что итог, казалось бы, один разница между этими категория колоссальна.
Некоторые авторы [3] рассматривают низкие адаптационные характеристики как предпосылку к творчеству. Хорошо привыкая, вырабатывая как активные, так пассивные приспособительные модели поведения человек перестает замечать незначительные изменения окружающей среды. С точки зрения эволюции это фиксация модели с лучшей способностью к выживанию. Однако есть и вторая сторона медали - переставая замечать изменения, человек перестает замечать необычное. А что есть творчество как не возможность увидеть в обычном - необычное, в знакомом - новое. Это специфика субъективности психического отражения. Все мы идем одними дорогами, но, глядя на одно и то же, видим разное. Оценивая работу художника, режиссера, креэйтора, мы видим простое, лаконичное и в тоже время оригинальное решение. Многие удивляются - как не увидели этого ракурса раньше. За счет чего возможно творческое видение - открытый вопрос и психологии, и педагогики, но значительной подсказкой здесь являются адаптивные характеристики. Низкая адаптивность - спутник высокой эмоциональной чувствительности и как следствие необычного, часто творческого видения мира. Конечно, не все остро ощущающие люди творцы, но все творцы остро чувствующие люди. Следует ли из этого, что нужно культивировать моменты сложной адаптации для воспитания творчества - конечно нет. Но педагоги и психологи, безусловно, должны обратить внимание на эти группы и помочь им, так как именно в числе этой группы риска отчисления, значительна вероятность обнаружения творческого потенциала. Важным представляется вопрос о том, насколько велики творческие возможности первокурсников с высокими и средними адаптивными характеристиками. Можно признать такую вероятность значительной, так как хорошие способности приспособления к среде могли быть ими наработаны ранее, на предыдущих этапах обучения. Далеко не всегда окружающим заметна эмоциональная ранимость субъекта, многие способны не проявлять аффективный компонент эмоций в отклоняющемся поведении. Проблема высокого уровня адаптационного стресса не всегда заметна, но всегда существенна для тонко чувствующих людей. И особенная ее опасность в бессознательном искажении реальности, происходящем по механизму психологической защиты.
Согласно классическому психоанализу (З. Фрейд, А. Фрейд) [7;8] и соответствующим ему представлениям о структуре личности, защитные механизмы представляют собой бессознательную деятельность «Я», которая пытается сохранить интегративность и адаптивность личности посредством использования искажения картины субъективного отражения.
В словаре [6] психологическая защита определяется как специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием стресса. Такое понимание отражает функциональное назначение - ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний, - но
не проясняет содержания психологической защиты. Часть авторов [2; 1] рассматривает данный феномен так широко, что включает в него любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт. Однако мы будем придерживаться мнения, что механизмы психологической защиты недоступны осознанию, те же феномены, которые субъект использует осознано, чтобы справиться со стрессом - будем называть стратегиями совладания со стрессом.
Одной из наиболее проработанных и полных концепций психологической защиты нам представляется структурная теория механизмов психологической защиты Роберта Плутчика [9-11]. Концепция представляет интерес не только потому, что предлагает исчерпывающее теоретическое обоснование зарождения и функционирования защитных механизмов, дает новое основание для классификации последних и прослеживает связи между отдельными видами защит и типами асоциального поведения. Автор предлагает самостоятельный метод исследования некоторых (основных, с его точки зрения) механизмов психологической защиты (Life Style Index Плутчика-Келлермана-Конта) [5].
Центральная идея всей концепции Р. Плутчика сводится к тому, что механизмы психологической защиты являются производными эмоций, а, следовательно, их использование присуще всем живым организмам, способным испытывать эмоции. Разработанная им структурная модель эмоциональных процессов (воронка или ромашка) стала основой для построения теоретической модели защит [9; 10].
Эмоции определяются как базисные средства адаптации, призванные решать проблемы выживания на всех филогенетических уровнях. Р. Плутчик выделяет восемь базисных адаптивных реакций (инкорпорация, отвержение, протекция, разрушение, воспроизводство, реинтеграция, ориентация, исследование), которые являются прототипами восьми базисных эмоций, представление о которых также разработано Р. Плутчиком (страх, гнев, радость, печаль, принятие, отвращение, ожидание, удивление - основные лепестки ромашки). А разноплановое смешение основных эмоций дает весь эмоциональный спектр от настроения до аффекта. В свою очередь, и защитные механизмы, являющиеся производными эмоций, классифицируются на базовые (отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные образования) и вторичные (к их числу относятся все прочие). Замещение рассматривается как бессознательный способ справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Проекция - бессознательная попытка справиться с само-неприятием путем атрибуции этого чувства другим. Список смешений не ограничивается лишь соотношением между адаптивными реакциями, эмоциями и видами защиты. Далее, автор устанавливает и обосновывает связь каждого из восьми базовых способов защиты с определенным набором черт личности и с конкретным нарушением социального поведения.
Эмоции реализуются цепью последовательных событий: оценка ситуации с точки зрения значимости для благополучия индивида, переживания и
определенные физиологические изменения, побуждающие к тому или иному поведению. Установление связи между оценкой ситуации и процессом защиты дало основание Р. Плутчику построить шкалу примитивности - зрелости защитных механизмов, которая в порядке возрастания зрелости выглядит так: отрицание, регрессия, проекция, замещение, подавление, формирование реакции, интеллектуализация, компенсация. Отрицание, регрессия, проекция и замещение являются наиболее примитивными и характеризуют личность, «злоупотребляющую» ими, как эмоционально не зрелую и представляют особенную опасность с точки зрения управления педагогическим процессом, так как способствуют наиболее сильному искажению реальности.
Для выявления тенденций влияния механизмов психологической защиты, реализуемых студентами на организацию управления педагогическим процессом в МИТХТ им. М. В. Ломоносова в летних семестрах 2009-10 и 2010-11 уч. гг. было проведено исследование по методике Р. Плутчика LSI. В исследовании приняли участие студенты-первокурсники - 93 человека и студенты пятого курса - 128 человек. В исследовании принимали участие юноши и девушки в примерном соотношении 30 и 70 %. Средний возраст опрошенных первокурсников составил 16-18 лет, выпускников - 20-22 года. Мерой эксперимента послужила относительная выраженность защиты - названная напряженностью. При обработке опросных листов были получены данные представленные в таблице 1.
Кроме количественной интерпретации в таблице 1 представлены также выраженные черты характера и стиль совладания со стрессом, который демонстрирует субъект злоупотребляющий данным механизмом психологической защиты.
Анализируя полученные данные можно сказать, что для студентов первокурсников характерны, прежде всего, незрелые механизмы психологической защиты, значительно искажающие входящую информацию и таким образом представляющие угрозу как для непосредственно учебного процесса, так и для управления поведением.
Получивший первое место у первокурсников по относительной напряженности механизм проекция - проявляется в приписывания окружающим различных негативных качеств, мыслей, чувств, что формирует рациональную основу для непринятия других и принятия на этом фоне себя. Уместным будет сделать выводы о том, что студенты находятся под значительным давлением, которое и вызывает у них чувство неприятия себя и в дальнейшем способствует такому искажению реальности. В устных беседах многие студенты выражают удовлетворение тем, что общий балл в группе невелик, т. к. «если их отчислят, то всех и они опять все встретятся на следующий год». Отрицание - механизм, получивший второе место, проявляется в том, что для избавления от некоторого болезненного опыта информация, противоречащая установкам, не принимается. Также с грустью приходится констатировать, что общий фон настроения студентов негативный и связано это, видимо, с особенностями среды обитания.
Таблица 1
Механизмы психологической защиты студентов 1 и 5-го курсов
МПЗ по возрастанию степени зрелости Напряженность защиты для первокурсников (относ. ед.) Напряженность защиты в для выпускников (относ. ед.) Акцентированная черта характера Стиль совладания со стрессом
2010 2011 2010 2011
Отрицание 66 (2 место) 57 (Зместо) 38 45 (3место) доверчи- вость игнориро- вание
Регрессия 50 59 36 44 импульсив- ность просьба о помощи
Проекция 67 (1 место) 74 (1 место) 59 (2 место) 58 (2 место) враждеб- ность обвинение
Замещение 59 63 (2 место) 50 (3 место) 44 скандальность, сварливость подмена
Подавление 44 43 42 38 робость вытеснение, избегание
Формирование реакции 53 49 61 (1 место) 43 дружелюб- ность, общитель- ность превращение в противоположность
Интеллектуа- лизация 65 (3 место) 56 32 59 (1 место) любознате- льность схематиза- ция
Компенсация 54 55 43 44 унылость замена
Средняя напряженность 57 57 45 47
Третье место у первокурсников получила интеллектуализация - механизм подмены чувственной основы логическими резонами, предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий с целью сформировать чувство субъективного контроля над ситуацией. Это зрелый механизм, его применение позволяет констатировать, что у некоторого количества студентов наработаны стратегии адаптации и совладания со стрессом. Однако большинству все же требуется для этого специальная помощь.
Средняя напряженность защит к пятому курсу значительно снижается, что свидетельствует о том, что пятикурсники смогли справиться с адаптационным синдромом. Возрастает и зрелость реализуемых защит.
Получивший первое место - формирование реакции - механизм трансформации импульсов и чувств, которые субъект по тем или иным причинам расценивает как неприемлемые, в их противоположности. Позволяет говорить о формировании социально одобряемого типа поведения. У этих людей позитивный эмоциональный фон, они общительны и дружелюбны. По данным 2011 года на первое место вышел механизм интеллектуализации, что также дает основание для оптимизма. Более того, можно заключить, что
студенты, использующие этот механизм, склонны к классификации событий и поиску их причин, а это немаловажно для ученого. Однако получившие 2 и 3 место механизмы - проекция и замещение, и, тем более, отрицание (2011г) - выделяют агрессивный, враждебный настрой личности по отношению к миру и назвать злоупотребляющих ими студентов успешно справившимися с процессом адаптации вряд ли уместно. Доминирование проекции, как указано выше, свидетельствует о неблагоприятно настроенной к студенту среде обучения, подвергающей его эмоциональному давлению, а возможно и унижению, которое формирует неприятие себя.
Замещение (смещенная агрессия, создание козла отпущения) - механизм снятия напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося действительным источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя. Подтверждает предыдущую мысль и позволяет заключить, что в процессе обучения значительное количество студентов получило «бойцовские» качества, которые, однако, не способствуют позитивному общению, так необходимому для профессиональной реализации.
Говоря о среде обитания студентов, мы говорим о преподавателях, формирующих и организующих ее. Видимо им тоже нужно многому учиться.
Установленными особенностями поведения студентов определяются предложенные рекомендации. Мы выделяем три стратегических направления работы по коррекции управленческих воздействий в сфере организации образовательного процесса первокурсников:
1) организация раннего знакомства студентов с особенностями психической жизни личности в данный возрастной период;
2) организация здорового социального окружения в среде проживания;
3) организация дополнительных контролирующих органов в учебной сфере.
Рассмотрим их более подробно.
Организация раннего знакомства студентов с особенностями психической жизни личности в период юности подразумевает введение в курс учебной дисциплины «Психологическая адаптация первокурсника» знаний
о механизмах психологической защиты личности, умений диагностировать доминирующий механизм, умений выделять негативные психологические черты, которые включает данный механизм, навыков учета в поведении данных особенностей. Основной задачей данного стратегического направления коррекции управления является организация психологической поддержки и, главное, психологической самопомощи в сложный адаптационный период.
Организация здорового социального окружения в среде проживания касается, прежде всего, проживающих в общежитии, так как именно они попадают в своеобразную группу риска, как ограниченные в социальной поддержке. Они оторваны от семьи и, как выяснило исследование, подвержены сильному стороннему влиянию. Важно организовать такое социальное окружение, которое будет оказывать достойное влияние и предоставлять со-
циальную поддержку. Важную роль здесь играет правильная организация досуга студентов непосредственно в самом общежитии, в спортивно-оздоровительном комплексе и на базе культурно-досугового центра МИТХТ. В этой связи нам представляется разумным и организация службы психологической поддержки в общежитии. Она может быть создана из студентов старших курсов, обучающихся по специальности «химия», так как они имеют более основательную психолого-педагогическую подготовку.
Организация дополнительных контролирующих органов в учебной сфере подразумевает организацию активно действующей кураторской службы. К кураторской работе также можно привлечь студентов старших курсов, обучающихся по специальности «химия». Для кураторов-«химиков» эту работу можно зачесть как часть педагогической практики.
данные меры, на наш взгляд, будут способствовать более адекватному отклику на управленческие воздействия со стороны первокурсников, так как они учитывают особенности изменения картины мира, связанные с включением механизмов психологической защиты.
Библиографический список
1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн; Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с.
2. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности [Текст] / Г. Блюм. - М., 1996. - С. 112-135.
3. Кун, Д. Все тайны поведения человека [Текст] / Д. Кун. - М.: Олма-Пресс, 2000.
4. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
5. Плутчик, Р., Тест-опросник механизмов психологической защиты (LifeStyleIndex) [Текст] / Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Р. Конт // Адаптация Л. Р. Гребенникова (Руководство по использованию) [Текст]. - М., 1996. - 18 с.
6. Энциклопедический словарь по психологии [Текст]. - М.: Мысль.
7. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд; Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1993. - 144 с.
8. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия [Текст] / З. Фрейд // Психология бессознательного. Сборник произведений. - М.: Просвещение, 1990. -С. 382-424.
9. Plutchik, R. A general psychoevolutionary theory of emotions. In Plutchik R., Kellerman H. (Eds.) Emotions: Theory, research and experience: Vol. 1.- N. Y.: Academic Press, 1980. - P. 3-33.
10. Plutchik, R., & Conte H. R. Measuring emotions and their derivatives: Personality traits, ego defenses and coping styles. In S. Wetzler, & M. Katz (Eds.), Contemporary approaches to psychological assessment. - N. Y.: Brunner/Mazel, 1989. - p. 239-269.
11. Plutchik,R., Kellerman H., & Conte H. R. A structural theory of ego defenses and emotions. In C. E. Izard, Emotions in personality and psychopathology. - N. Y. Plenum, 1979. - p. 229-257.