Научная статья на тему 'Психологические основания структуры личностной зрелости'

Психологические основания структуры личностной зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1257
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / PSYCHOLOGICAL BASES / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ЗРЕЛОСТЬ / MATURITY / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / PERSONAL MATURITY / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / SOCIAL MATURITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / PSYCHOLOGICAL ASPECTS / ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР / VITAL CHOICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ращупкина Юлия Валерьевна

В статье выделены и описаны аспекты зрелости акмеологический аспект, процессуально-стадиальный аспект, ресурсно-ситуативный аспект, видовой аспект, личностно-инструментальный аспект, методический аспект. На основе данных, сложившихся в каждом из аспектов представлений о личностной зрелости, выстраивается ее структура. Обозначены компоненты структуры личностной зрелости, такие как эмоционально-волевой, ценностно-мотивационный, рефлексивный и операциональный. Обобщены условия актуализации личностной зрелости. Рассмотрен жизненный выбор как одно из условий проявления личностной зрелости. Обозначены характеристики и признаки жизненных выборов личности. Обобщены критерии личностной зрелости. На основе проведенного теоретического анализа показана необходимость рассмотрения феномена личностной зрелости, обозначены содержание и структуры личностной зрелости. Сделан вывод о психологических основаниях структуры личностной зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological bases of structure of a personal maturity

In article aspects of a maturity akmeologichesky aspect, procedural and stadial aspect, resource and situational aspect, specific aspect, personal and tool aspect, methodical aspect are allocated and described. On the basis of data developed in each of aspects of ideas of a personal maturity its structure is built. Components of structure of a personal maturity, such as emotional and strong-willed, valuable and motivational, reflexive and operational are designated. Conditions of updating of a personal maturity are generalized. The vital choice as one of conditions of manifestation of a personal maturity is considered. Characteristics and signs of vital elections of the personality are designated. Criteria of a personal maturity are generalized. On the basis of the carried-out theoretical analysis need of consideration of a phenomenon of a personal maturity is shown, are designated the contents and structures of a personal maturity. The conclusion is drawn on the psychological bases of structure of a personal maturity.

Текст научной работы на тему «Психологические основания структуры личностной зрелости»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СТРУКТУРЫ

ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Ращупкина Ю. В.

В статье выделены и описаны аспекты зрелости - акмеологический аспект, процессуально-стадиальный аспект, ресурсно-ситуативный аспект, видовой аспект, личностно-инструментальный аспект, методический аспект. На основе данных, сложившихся в каждом из аспектов представлений о личностной зрелости, выстраивается ее структура. Обозначены компоненты структуры личностной зрелости, такие как эмоционально-волевой, ценностно-мотивационный, рефлексивный и операциональный. Обобщены условия актуализации личностной зрелости. Рассмотрен жизненный выбор как одно из условий проявления личностной зрелости. Обозначены характеристики и признаки жизненных выборов личности. Обобщены критерии личностной зрелости.

На основе проведенного теоретического анализа показана необходимость рассмотрения феномена личностной зрелости, обозначены содержание и структуры личностной зрелости. Сделан вывод о психологических основаниях структуры личностной зрелости.

Ключевые слова: психологические основания, структура, зрелость, личностная зрелость, социальная зрелость, психологические аспекты, жизненный выбор.

Феномен личностной зрелости - сложное и неоднозначное явление. Анализ литературы показал, что в исследовании феномена личностной зрелости можно выделить различные аспекты: акмеологический, процессуально-стадиальный, ресурсно-ситуативный, видовой, личностно-инструментальный, методический.

В рамках акмеологического аспекта зрелость рассматривается как жизненный этап со сформированными знаниями, умениями, навыками в соответствии с принятыми в обществе возрастными нормами [2].

С позиции процессуально-стадиального аспекта зрелость обозначается как наиболее продолжительный период онтогенеза, наступающий с началом юности и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности [5, 7].

В рамках ресурсно-ситуативного аспекта зрелость понимается как определенное состояние, некий ресурс личности, находящийся в латентном состоянии до определенного момента, определенных условий и ситуаций, который заложен в личности изначально и который она стремится выразить [9].

Видовой аспект представлен многообразием различных форм и видов зрелости. Существование

обширного количества проявлений зрелости указывает на то, что зрелость - это сформированный комплекс развития той или иной системы организма человека или личности в целом [3].

Личностно-инструментальный аспект отражает тот факт, что зрелость - сложное по структуре и содержанию, многокомпонентное явление. Данный аспект позволил нам выделить список ценностей, способностей, индивидуально-личностных особенностей, характеризующих личностную зрелость [6, 7].

В рамках методического аспекта мы проанализировали работы, в которых экспериментально изучался феномен зрелости, и обнаружили, что экспериментальные исследования данного феномена были направлены на изучение личностной и социальной зрелости в период зрелости (взрослости), где преимущественно изучалась система ценностей.

Содержание сложившихся в каждом из аспектов представлений о личностной зрелости позволило нам определить ее структуру и обозначить ее компоненты, обобщить условия актуализации личностной зрелости, обсудить ее критерии. Многокомпонентная структура личностной зрелости, главным образом, выстраивается из понимания личностной зрелости в процессуально-стадиальном и личностно-

инструментальном аспектах, в которых рассматривается индивидуальное развитие личности, стремящейся к зрелости. Зрелость личности ил и личностная зрелость - это сформированная на данный момент система ценностей и мотивов, определенный уровень развития эмоционально-волевой и поведенческой сфер, развитое самосознание субъекта жизнедеятельности, проявляющееся в выраженности оценок, отношений, суждений личности к различным сторонам действительности [12].

В литературных источниках можно обнаружить различные формулировки определения феномена личностной зрелости. Существующие дефиниции содержательно отличаются друг от друга. На наш взгляд, личностная зрелость характеризует личность, которая одновременно связана с окружающей действительностью и относительно независима, реализует собственные мотивы и потребности, руководствуясь личностными или социальными ценностями. Личностная зрелость - это определенный уровень развития личности, которая характеризуется субъ-ектностью, определенными характерологическими особенностями (эмоциональные и волевые качества) и специфическими личностными ценностями.

Анализ литературы показал, что существует исследовательская тенденция отождествлять личностную и социальную зрелости, однако социальная и личностная зрелость обладают дифференцированными признаками, такими как время наступления зрелости, наличие прав, которыми обладает личность, содержанием составляющих личностную зрелость.

Феномен социальной зрелости связывают с наступлением определенного возраста для личности и с определенными достижениями, соответствующими этому возрастному периоду (завершение образования, самоопределение - поступление в вуз), сформированностью установок, знаний, умений и навыков, этических качеств, позволяющие выполнять социальные роли взрослого члена общества [10]. Следовательно, наступление социальной зрелости приходится на стадию юношеского возраста, когда от личности ожидают совершение осознанных, обдуманных и полезных поступков.

Также социальную зрелость определяют как этап или результат социализации, этап развития личности, который характеризуется наличием у личности материальной независимости, определенным социальным положением, готовностью к браку и детям, гражданских прав и обязанностей (право голоса на выборах, сформированность убеждений и идеалов личности, жизненные планы - перспективы) [8].

Содержание социальной зрелости составляют гуманистические, альтруистические, социальные (общественные) и эстетические ценности, стремление к самораскрытию, трудовой самореализации.

Основная направленность, определяющая социальную зрелость - направленность на других, на взаимодействие с ними и на совместную деятельность.

Социально зрелая личность обладает высокой саморегуляцией и твердой волей, высокой адапти-рованностью к социальной среде и самоорганизованностью, социальной компетентностью, осознает предел своих возможностей, свой долг перед обществом. Характеризуется такими интегративными личностными свойствами, как субъектность, ответственность, самостоятельность, самодостаточность, свободомыслие, трудовая и социальная активность, целеустремленность.

Следовательно, структура социальной зрелости представлена взаимосвязанными компонентами -ценностно-мотивационным, эмоционально-волевым, операциональным и рефлексивным.

Условиями актуализации социальной зрелости являются проявление личностью организаторских способностей, лидерских качеств; ситуации, где требуется способность к пониманию других людей, предвидение (прогнозирование) развития различных социальных ситуаций (производство, создание семьи и т. д.). Таким образом, критериями установления социальной зрелости являются критерии социальной значимости для общества.

Наступление зрелости как личности, социального индивида во времени не совпадает и подобная гете-рохронность зрелости сохраняется во всех формациях [1]. Эта неравномерность указывает на то, что наступление личностной и социальной зрелости не происходит одновременно, по мере роста и развития личность становится зрелой, осваивая и приобретая необходимые знания, умения, навыки, присущие той или иной стадии развития. О наступлении и определении той или иной зрелости исследователи судят по различным критериям.

Содержание личностной зрелости включает в себя специфические ценности и мотивы, особенности самосознания, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. Структура личностной зрелости представлена такими же компонентами, что и социальная зрелость. Несмотря сходство компонентов в структуре социальной и личностной зрелости, они имеют различную содержательную наполненность.

В иерархии ценностей личностной зрелости на первое место выходят личностные ценности (автономия, развитие, самоопределение), которые формируют мотивы личностной зрелости, проявляющиеся в стремлении самосовершенствоваться и самореализовываться. В личностной зрелости личностные ценности сопряжены с альтруистическими ценностями (межперсональные отношения, служение людям), что указывает на ориентированность не только на себя, но и на других.

Рефлексивный компонент личностной зрелости выражается в развитом самосознании социального индивида и умеренной рефлексии [4, 11]. Это говорит о том, что зрелая личность знает о своих возможностях и использует их, ценит свои достоинства и принимает свои недостатки. Эмоционально-волевой компонент личностной зрелости включает в себя эмоциональный интеллект, самоконтроль эмоций и поведения, эмоциональную устойчивость. Операциональный компонент личностной зрелости проявляется во внутренней саморегуляции, способности не зависеть от оценок и суждений окружающих; высокой социальной адаптированностью и произвольностью поведения.

Таким образом, феномен личностной зрелости -сложное многокомпонентное явление. Компоненты развиваются и могут достигать в своем развитии различных уровней сформированности. Следовательно, можно говорить о возможной типологии личностной зрелости, о том, что личность может быть личностно зрелой, осуществляя личностно значимые выборы, и проявлять инфантильность (незрелость), осуществляя другие.

Существующие эмпирические исследования ограничиваются в пользу какого-то одного или нескольких развившихся компонентов, отсюда и выделение отдельных видов зрелости - эмоциональная зрелость, интеллектуальная зрелость, профессиональная зрелость и т. д., что сужает круг изучения других компонентов, составляющих личностную зрелость.

На данный момент можно сформулировать основную проблему в исследовании личностной зрелости - проблему измерения личностной зрелости, ее экспериментального изучения и эмпирического познания.

В литературных источниках специфика ценностей, мотивов, характерологических особенностей зрелой личности преимущественно декларируются и рассматриваются в качестве критериев личностной зрелости. Авторы различных научных направлений приводят целые списки признаков и характеристик, определяющих сущность феномена личностной зрелости, дополняя и повторяя друг друга. Имеет место тенденция констатации и выделения признаков, которыми должна обладать зрелая личность. На основе полученных результатов авторы пополняют существующие классификации зрелости теми или иными видами и типами зрелости, присущими им особенностями. Однако простое перечисление признаков и характеристик зрелой личности не дает полного представления о личностной зрелости. Мы полагаем, что вопрос о степени выраженности признаков, о том, насколько и когда они должны проявляться в личности являются определяющим для понимания феномена личностной зрелости. Поэтому нам

представляется возможным говорить об умеренной выраженности признаков и характеристик, определяющих данное явление, и обнаружить те ситуации, которые актуализируют личностную зрелость.

Традиционно зрелость изучалась на этапе окончания обучения, когда личность самоопределялась по отношению к своему будущему, своей профессии. В исследованиях преимущественно принимали участие студенты-выпускники различных отраслей. Основными требованиями, предъявляемыми к личности в этот переломный (переходный) период, были ответственность, самостоятельность в принятии решения, саморазвитие и самореализация, которые обусла вливали лич ностную зрелость студентов. Та ким образом, первоначальные исследования феномена личностной зрелости базировались на изучении выбора профессии, будущей карьеры, где актуализировались признаки личностной зрелости.

Мы предполагаем, что личностная зрелость в наибольшей степени проявляется в жизненных выборах и ответственности за принятые решения, в отношениях с другими и самоотношении, специфической иерархии ценностей. Таким образом, критериями личностной зрелости выступают ценности, интегра-тивные личностные качества и ситуации (например, фрустрации, кризиса, стрессовые ситуации), в которых личность определенным образом ведет себя, взаимодействует с другими.

Жизненный выбор является ключевым выбором для личности, определяющим ее судьбу, дальнейшее развитие жизненного пути. Выборы личности содержательно различаются и зависят от субъекта, который наделяет каждый выбор специфическими характеристиками, при этом объект выбора может быть схожим: выбор карьеры, выбор мотивов, выбор идеалов, выбор образа жизни, выбор жизненных перспектив (планы на будущее), выбор значимого другого. Любой жизненный выбор опосредуется жизненными (личностными) ценностями, принципами и убеждениями личности, которые влияют на него.

Несмотря на разнообразие жизненных выборов, можно обозначить универсальные, сквозные характеристики, присущие каждому выбору: осознанность или неосознанность, самостоятельность или несамостоятельность, ответственность, субъектность, перспективность, соизмеримость с возможностями личности.

Однако выбор характеризуется и дифференцированными признаками, т. к. объект выбора разный. Жизненный выбор может быть направлен на себя -это выбор мотивов, идеалов, образа жизни, совершенствование себя; на других - выбор значимого другого (кто это, мужчина и женщина, ближайшее социальное окружение - к каким людям относится); на деятельность - выбор карьеры.

Изучая выборы, ученые обращают внимание на то, что на него влияет, исследуя систему ценностей личности, которая лежит в основе выбора. Таким образом, значимо то, что определяет выбор, какие характеристики личности влияют на него, а не то, какой сам выбор, каковы его определяющие характеристики. Именно особенности жизненного выбора зависят от структуры личностной зрелости, что позволяет предположить наличие определенной типологии личностной зрелости и незрелости.

Личностная и социальная зрелость - явления взаимосвязанные, обладающие как схожими, так и различными признаками, проявляющимися в том, что социальная зрелость фиксирована на юношеском возрасте, привязана к социальным достижениям и сфера ее направленности определяется гуманистическими и альтруистическими ценностями. Личностная зрелость направлена на себя, на саморазвитие и саморефлексию, ее содержание составляют личностные и альтруистические ценности. Оба феномена имеют четкую структуру, включающую компоненты, взаимосвязанные определенным образом. Компоненты личностной и социальной зрелости идентичны по своему названию, но отличны по содержанию. Разная выраженность компонентов в структуре зрелости позволяет выделить типологии личностной зрелости. Выделение отдельных видов зрелости (эмоциональная, интеллектуальная зрелость и т. д.) только доказывает, что нет идеала личностной зрелости, не может быть личности зрелой по всей компонентам.

Итак, в качестве психологических оснований, выделяемых исследователями для установления структуры личностной зрелости, можно выделить следующие:

1) часто употребляемые в литературе содержательно сходные сферы личности (ценностно-мотивационная, эмоционально - волевая), индивидуально-личностные особенности, которые являются центральными для диагностики зрелости;

2) соотнесение отдельных проявлений сфер личности с выдвинутыми исследователями условиями проявления зрелости;

3) структурный подход к рассмотрению личностных сфер в связи с личностной зрелостью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1980.

2. Бодалев А. А. Вершины в развитии взрослого человека. - СПб.: Питер, 2007.

3. Граненкова Е. С. Психологическая зрелость как компонент готовности молодежи к семейной жизни // Ярославский педагогический вестник. -2012. - Т. 2. - № 4.

4. Джанерьян С. Т. Структура типов профессиональных Я-концепций // Российский Психологический Журнал. - 2005. - Т. 2. - № 3. - С. 78-92.

5. Калинина Р. Р. Проблема личностной зрелости в педагогической деятельности // Вестник Псковского государственного университета. -2010. - № 11. - С. 70-78.

6. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Пер. с англ. Л. В. Трубициной и Д. А. Леонтьева. -М., 2002.

7. Ращупкина Ю. В. Зрелая личность: психологические подходы к исследованию // СевероКавказский Психологический Вестник. - 2013. -№ 11 / 3. - С. 24-27.

8. Савва Л. И., Солдатченко А. Л., Плотникова Е. Б., Рабина Е. И., Рязанова Л. С. Социализация студентов в профессиональном образовании. Монография. -М.: Академия Естествознания, 2012.

9. Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд. -Спб.: Ленато, 2006.

10. Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становлениязрелой личности // Психологический журнал. - 1981. - № 4. - С. 141-149.

11. Oyserman D. Self-Concept and Identity // The Blackwell Handbook of Social Psychology. Intraindividual Processes / ed. By A. Tesser and N. Schwarz. - L.: Blackwell Publishings, 2003. P. 499-517.

12. Steinberg L. E. Maturity of judgment in adolescence: Psychosocial factors in adolescent decision making // Law and Human Behavior. - June 1996. - No. 3. pp. 249-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.