Пспхопого-педагогическая коррекция состояний
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
В. Ю. Рыбников, Е. Н. Ашанина
В статье на примере специалистов экстремальных профессий приведено теоретическое обоснование психологических механизмов стресс-преодолевающего (копинг) поведения человека как личности в социуме и как субъекта профессиональной деятельности. Описаны и детализированы современные представления о копинг-стратегиях и копинг-ресурсах, стресс-факторах и механизмах защитно-совладающего поведения.
Ключевые слова: стресс, копинг-поведение, стресс-факторы, копинг-ресурсы, копинг-стратегии, кризисные состояния личности, профессиональная деятельность, экстремальные профессии.
Важными задачами психологической науки и практики является изучение личности как субъекта профессиональной деятельности, а также продуктивности и эффективности труда (3; 4; 6; 16). В отечественной психологии большое внимание традиционно уделяется исследованиям субъекта профессиональной деятельности в связи с задачами профессионального отбора, психологического сопровождения, коррекции и реабилитации (16; 19).
Крайне значимы эти проблемы для специалистов экстремальных профессий, точнее, экстремального профиля профессиональной деятельности (спасатели, пожарные, подводники, космонавты, летчики, военнослужащие - участники боевых действий, сотрудники правоохранительной системы и др.) (18; 20; 21).
Для профессиональной деятельности этих специалистов характерно воздействие значительного числа стрессогенных факторов, что предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим стресс-преодо-левающее (копинг) поведение и эффективность деятельности в экстремальных условиях.
Так, многие авторы отмечают, что профессиональное функционирование специалистов экстремальных профессий является эмоционально напряженным видом социальной активности и входит в группу профессий с постоянным присутствием негативно выраженных стрессоров (5; 21). Отражением стрессогенности деятельности выступают высокая подверженность данного контингента психосоматическим, невротическим и другим пограничным состояниям и патологии (1; 11).
Высокий уровень напряженности профессиональной деятельности требует от субъекта больших резервов психики, самообладания, навыков саморегуляции и оказывает повышенные нагрузки на такое интегративное образование, как защитно-совладающее поведение (7; 8).
Феноменология психологической защиты и совла-дания («копинг» от англ. to cope - совладать, преодолевать) достаточно широко представлена в рамках зарубежных теорий личности, трансактного анализа, гуманистической психологии, социального научения, учения об общем адаптационном синдроме, когнитивной и психоэволюционной теориях стресса (22; 27; 28; 30-34).
Однако, несмотря на значительное количество работ, большинство их носит постановочный характер, рассматривает явления психологической защиты и ко-пинга в русле более широкой проблематики и не имеет эмпирической верификации. Систематических исследований защитного и совладающего поведения с выходом на прикладные, значимые для психологической практики результаты, выполнено крайне мало. Сложный характер феномена психологической защиты оставляет нерешенными многие концептуальные и смежные вопросы.
В последние годы отмечено резкое повышение научного интереса к проблеме защитного и совладающе-го поведения в рамках медико-психологических исследований. Однако крайне ограничено количество публикаций, посвященных изучению механизмов психологической защиты и копинга у различных категорий специалистов как субъектов профессиональной деятельности, хотя такая потребность несомненна и, прежде всего, в отношении специалистов экстремальных профессий.
В психологии труда проведены единичные исследования особенностей психологической защиты и формирования адаптивных копинг-стратегий профессионального поведения у отдельных категорий специалистов. При всей их важности и продуктивности, в них не ставилась задача теоретико-методологического осмысления и эмпирического изучения защитно-совладающего поведения как сложной многоуровневой системы у специалистов экстремальных профессий.
Это свидетельствует о неординарности проблемы защитно-совладающего поведения для психологической науки в целом, о том, что она представляет собой новое, самостоятельное направление исследований в психологии и других научных отраслях, а также об объективной потребности систематизированного изучения защитного и совладающего поведения у специалистов экстре-
мальных профессий, необходимости разработки теоретических моделей копинг-поведения.
Исследования копинг-поведения отечественных и зарубежный авторов (2; 7-15; 17; 23-34), выполненные на контингентах лиц с делинквентным поведением (наркоманы, правонарушители), больных (неврозами, психическими заболеваниями), представителях ряда профессий, характеризующихся «эмоциональным выгоранием» (психологи, психотерапевты, педагоги) позволили отметить неразрывную связь копинг-поведения и стресса, значимость когнитивной теории его преодоления, наличие содержательных компонентов копинг-поведения и достаточно слабую его разработанность в отношении специалистов экстремального профиля.
В настоящей статье кратко представлены теоретическое обоснование копинг-поведения и авторская модель психологических механизмов копинг-поведения субъекта профессиональной деятельности.
Теоретические основы проблемы стресс-преодоле-вающего поведения (копинг-поведения) тесно связаны с проблемой стресса. Копинг и стресс - два нераздельных для человека процесса. В концепции стресса Г. Селье (22) и его последователей основное внимание уделялось анализу внешнего (стресс) фактора, однако психологи, прежде всего R. S. Lazarus с соавторами (31; 32, 282-325) обосновали положение о том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия. Это послужило теоретической базой развития трансак-циальной когнитивной теории стресса и копинг-поведе-ния Р. Лазаруса (31).
В теории копинг-поведения важное значение имеют механизмы преодоления стресса, определяющие развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации или дезадаптации личности (7-9). Проблема социально-психологической дезадаптации личности является центром внимания новой отрасли психологической науки - кризисной психологии, одной из важнейших задач которой является психологическая помощь при кризисных состояниях личности.
Кризисные состояния личности встречаются чрезвычайно часто, вероятность их возникновения резко возрастает у жертв террористических актов и насилия, а также представителей контингента, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В полной мере это относится и к специалистам экстремального профиля деятельности.
Чаще всего в повседневной жизни кризисные состояния личности возникают на почве межличностных (семья, работа, взаимоотношения с противоположным полом) и внутриличностнык конфликтов. Они могут быггь обусловлены потерей близкого человека (кризисные состояния утраты), снижением социального статуса (безработные, крах карьеры), низким уровнем материальных доходов, невозможностью реализации личностью потенциальных возможностей.
Неоказание медицинской и особенно психологической помощи лицам с кризисными состояниями зачастую приводит к самоубийствам, длительным расстройствам психического здоровья, депрессиям, конфликтам
в семье и на работе. Кроме того, в качестве «выхода» из кризисного состояния личности может быть уход из социума в употребление психоактивных и наркотических средств, алкоголизация личности, ее асоциальное (противоправное и преступное), игровая зависимость, самоубийство.
Это определяет высокую социальную значимость и необходимость постоянного совершенствования системы, средств и способов профилактики, коррекции кризисных состояний личности, психологической помощи и реабилитации таких лиц. Имеющиеся в литературе данные указывают на эффективность различных средств психологической коррекции и реабилитации лиц с кризисными состояниями личности, что подтверждает сложность и многоуровневость механизмов их формирования (24; 29).
Пусковым механизмом для развития стресса и кризисных состояний личности, в том числе специалистов экстремальных профессий, являются стресс-факторы жизнедеятельности, которые мы классифицируем на макро- и микросоциальные, профессиональные и медико-психологические (рис. 1).
Как видим, стресс-факторы вызывают психическое (психологическое) напряжение, «запускают» механизмы копинг-поведения. При их недостаточности возникают социально-психологическая дезадаптация личности и, как следствие, кризисное состояние личности.
Здесь необходимо отметить, что различают кризисные состояния организма (нарушается деятельность жизненно важных систем и органов человека, например, сердечной или дыхательной деятельности, функций ЦНС, почек, печени т. д.) и кризисные состояния личности (для них характерны крах ценностных ориентаций, установок личности, ее мотивационной сферы, например пресуицид).
В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта и психологических резервов (личностные ресурсы или копинг-ресурсы) (7-15). Поэтому стресс-преодолевающее поведение стали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (рис. 2).
В настоящее время поведенческие копинг-стратегии подразделяются на активные и пассивные, адаптивные и дезадаптивные. К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем» как базисную копинг-стра-тегию, включающую все варианты поведения человека, направленные на разрешение проблемной или стрессовой ситуации, и стратегию «поиск социальной поддержки», включающую поведение, направленное на получение социальной поддержки от среды (рис. 3).
К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения, включающего базисную копинг-стратегию «избегание», хотя некоторые формы избегания могут носить активный характер. Кроме того, различают нормативные (социально ориентированные) и асоциальные копинг-стратегии. К числу асоциальны« относятся противоправные действия, преступления, наркомании и т. п.
Стресс-факторы жизнедеятельности
Макросоциальные
1
- изменение социума, чрезвычайные ситуации, катастрофы, безработица, миграция, жилищные и финансовые проблемы и др.
Микросоциальные
- снижение социального статуса; проблемы в семье; одиночество; смерть (тяжелая болезнь) близких и др.
V
I
Профессиональные Медико-психологические
- психоэмоциональные нагрузки, дефицит времени, высокая ответственность, конфликты на работе и др. - снижение уровня здоровья и качества жизни, хронические болезни, стрессы, личностная тревожность и ответственность и др.
Психическое перенапряжение
<Ц[Гсоц
иально-психологическая дезадаптация личности
Кризисные состояния личности
Рис. 1. Модель развития кризисных состояний
Рис. 2. Взаимодействие копинг-стратегий и копинг-ресурсов как основа копинг-поведения
Рис. 3. Основные стратегии копинг-поведения
Копинг-ресурсы мы классифицируем на три основные группы - макросоциальные (макросредовые), мик-росоциальные (микросредовые) и личностные (индивидуально-психологические) (рис. 4).
Макросредовую группу копинг-ресурсов можно подразделить также на два уровня: первый - это уровень организации, системы, включающий социальные нормы, правила, системы социальной защиты, воспитания, социального, правового и медицинского обеспечения; второй - это уровень специалиста, к числу которых относим психологов, педагогов, медработников, социальных работников.
Микросоциальные (микросредовые) ресурсы включают прежде всего семью, близких, друзей, коллег, т. е. социально-поддерживающую сеть.
К личностным (индивидуально-психологическим) адаптивным ресурсам (копинг-ресурсам) относят социально-нравственные качества (Я-концепция, мотивация, моральная нормативность); эмоционально-волевые качества (стрессоустойчивость, волевой контроль поведения, психологическая устойчивость личности, локус-кон-
троль, эмпатия, способность оказытать и воспринимать социальную поддержку), когнитивные качества (уровень когнитивного развития, резервы психических функций), типологические (тип ВНД, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов) и регуляторные качества (уровень профессиональной подготовленности, знания, умения, навыки, опыт).
К личностно-средовым дезадаптивным ресурсам (копинг-ресурсам) мы относим нервно-психическую неустойчивость, низкий волевой контроль поведения, отсутствие поддержки в виде социальноподдерживаю-щей сети, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессонеустойчивость.
Психологический механизм копинг-поведения субъекта профессиональной деятельности можно отразить в виде модели, представленной на рис. 5.
В порядке обобщения представляется необходимым отметить следующее:
- копинг-поведение личности в обществе и как субъекта в профессиональной деятельности является сложным системным образованием, детерминирован-
Макросоциальные
(макросредовые)
1 уровень (организации, системы) Законы, социальные нормы, МЧС, МВД, ФСБ, системы воспитания, социального и медицинского обеспечения
I
2 уровень (специалисты) Юристы, спасатели, пожарные, психологи; педагоги, мед. и социальные работники, психотерапевты, милиция
Копинг-ресурсы
Микросоциальные
(микросредовые)
1
Социальное
окружение
Семья, близкие, друзья, коллеги
Личностные
(индивидуально-психологические)
Социально-нравственные качества (Я-кон-цепция, мотивация, моральная нормативность, самосознание и др.); эмоциональноволевые качества (стрессоустойчивость, волевой контроль поведения, психологическая устойчивость и др.); когнитивные, типологические, регуляторные качества, профессиональная подготовленность, опыт, знания, умения, навыки и др.
Рис. 4. Основные группы и компоненты копинг-ресурсов личности
ным характером субъект-субъектных взаимодействий и защитно-совладающего поведения;
- защитно-совладающее поведение как психологический механизм борьбы со стрессом представляет собой интегративную метасистему, состоящую из большого количества элементов (механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, личностные и средовые ресурсы совладания со стрессом), организованных в более крупные системы (психологическая защита, ко-пинг-поведение), связанные между собой отношениями иерархии;
- структура защитно-совладающего поведения специалистов экстремальных профессий зависит от специфики их профессиональной деятельности, частоты и выраженности воздействия различных стрессорных факторов, а также определяется стрессорными факторами их жизнедеятельности в социуме;
- содержательная организация защитно-совладаю-щего поведения представляет собой сложное многоуровневое образование, включающее дискретные компоненты, различающиеся степенью зрелости, адаптивности и активности, которые интегрируются в разноуровневые системы;
- защитно-совладающее поведение человека как личности в социуме и как субъекта экстремальной профессиональной деятельности в значительной степени детерминируется личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками, свойствами и качествами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976.
2. Амбрумова А. Г., Ратинов А. Р. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности // Комплексные исследования в суицидологии. - М., 1996.
3. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1995. - № 4.
4. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М., 2001.
5. Бодров В. А. Информационный стресс. - М., 2000.
6. Борневассер М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. - 1994. - Т. 2. - № 1.
7. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб., 1999.
8. Грановская Р. М. Психологическая защита. - СПб., 2007.
9. Гулина М. А., Козлова А. Л. Защитные механизмы личности // Психология / под ред. А. А. Крылова. - М., 1999.
10. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. - Барнаул, 2000.
11. Китаев-СмыкЛ. А. Психология стресса. - М., 1983.
12. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2005.
13. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной деятельности: дис. ... д-ра пси-хол. наук. - Иркутск, 2007.
14. Кубасов В. А., Москвитин Н. П., Зданович А. А., Ко-вылин А. И. Психологические защитные механизмы. - Новокузнецк, 1999.
15. Лебедев И. Б. Психологические основы стресспреодо-левающего поведения сотрудников ОВД. - М., 2001.
16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохо-ва. - М., 1984.
17. Меерсон Ф. 3. Адаптация, стресс и профилактика. -М., 1981.
18. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л., 1983.
19. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб., 1996.
20. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. -СПб., 2003.
21. Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2000.
22. СельеГ. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.
23. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте : дис. ... д-ра мед. наук. - Бишкек, 1994.
24. Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Хажилина И. И., Ви-дерман Н. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. - М., 2001.
25. СтолинВ. В. Самосознание личности. - М., 1983.
26. Ташлыков В. А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами. - СПб., 1997.
27. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / пер. с англ. - М., 1993.
28. Фрейд3. Введение в психоанализ: лекции / пер. с нем. -М., 2003.
29. Ялтонский В. М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: дис. ... д-ра мед. наук. - СПб., 1995.
30. Folkman S., Lazarus R. S. An analysis of coping in a middle-age community sample // J. of Health and Soc. Behav. -1980. - Vol. 21.
31. Lazarus R. S. Psychological Stress and the Coping Process. - N.-Y., 1966.
32. LazarusR. S., Folkman S. Coping andAdaptation // The Hand Book of Behavioral Medicine / еds. W. D. Gentry. - N.-Y, 1984.
33. Moos R. H., Billings A. G. Conceptualizing and Measuring Coping Resources and Processes // Handbook of Stress / еds. L. Goldenberg, S. Breznits. - N.-Y., 1982.
34. Haan N. Coping and Defending: Processes of Selfenvironment Organization. - N.-Y., 1977.
КОРРЕКЦИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА У ДЕТЕЙ
Ж. Ч. Цуциева
В статье рассматриваются психологические механизмы, результаты психодиагностики и психологической коррекции посттравматического стресса у детей - жертв террористического акта с массовой гибелью в Беслане. Особое внимание уделено исследованию ценностно-смысловой сферы и цветовых предпочтений у детей из группы заложников и очевидцев теракта.
Ключевые слова: террористический акт, посттравма-тическое расстройство, заложник, очевидец, психологические механизмы, цвет, эмоциональная реакция.
В последние годы отмечается повышенный интерес к исследованию феномена посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей (2, 56-62). Это связано с ростом терроризма и частым вовлечением детей в террористические акты (как правило, в качестве заложников). Одним из основных критериев ПТСР согласно DSM-IV является наличие ситуации, кажущейся угрожающей или представляющей реальную физическую опасность для самого человека, окружающих его людей и вызывающей у него острый страх, переживание