И.С. ИВАНОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Данная статья представляет собой попытку анализа сущности игровой зависимости. Автор сравнивает относительно слабо исследованную зависимость от компьютерных игр с хорошо изученными наркозависимостью и зависимостью от азартных игр, находя между ними как общие черты, так и различия.
Под игровой зависимостью (игроманией) в данном исследовании мы понимаем привыкание, тяготение и психологическую зависимость социального субъекта от любого вида игровой деятельности, от участия в любой игре. Необходимым условием возникновения такой зависимости выступает наличие интереса (азарта) играющего к участию в игре, соответствующего его определенным потребностям (материально-денежным, коммуникативным, эстетическим, релаксационным и т.д.). Наличие денежного интереса в играх на деньги является лишь частным случаем, поскольку в число игр, вызывающих зависимость, можно включить не только азартные игры на деньги в специально разработанных для этого местах - казино, магазинах и кафе с игровыми автоматами, залах игровых автоматов, казино и интернет-казино, бильярдных, боулинг-клубов, ипподромах и валютной бирже, но и компьютерные игры без видимого денежного интереса играющего. Вместе с тем, игры на деньги относятся к сфере игорного бизнеса, представляют особую социальную проблему и приносят игрозависимым гражданам и обществу в целом максимальные психологические и социокультурные разрушения.
По данным недавнего исследования в Москве, к сфере игорного бизнеса 99,2% респондентов отнесли казино. На втором месте по частоте упоминания организаций, относящихся к сфере игорного бизнеса, находятся залы игровых автоматов - 91,9% жителей Москвы относят их к игорному бизнесу. Далее идут игровые автоматы в магазинах и кафе - 82,3% опрошенных отнесли игровые автоматы к этому бизнесу. Остальные позиции были отмечены менее половиной опрошенных жителей Москвы. Довольно популярны интернет-казино - 46,3%. Более сорока процентов москвичей (41,4%о), считают, что к игорно-
му бизнесу относятся также ипподромы. Только каждый пятый опрошенный москвич считает, что к игорному бизнесу относятся бильярдные (19,3%) и боулинг-клубы (17,0%). Помимо перечисленных в исследовании организаций, относящихся к игорному бизнесу - 2,4%о жителей Москвы указали другие виды предприятий. По их мнению, к сфере игорного бизнеса относятся также: бокс, букмекерские конторы, карты, лотерея, любые игры на деньги с посторонними людьми и телеказино1.
В каждом случае, независимо от характера самой игры, желание играть возникает вследствие психологической склонности человека к определенному типу игры («азартная личность», «игрок»), стремления к получению острых ощущений, релаксации, или же обусловлено социокультурными причинами - исключенностью из значимых общественных отношений, экономической нестабильностью, снижением социального статуса и уровня доходов, выпадением из прежде близкой культурной среды и прежних личностных и групповых солидарностей (маргинализация), отсутствием работы или потерей квалификации (депрофессионализация), проблемами межличностных отношений.
По данным исследований Фонда Общественного мнения (ФОМ), готовы признать себя азартными людьми всего 19% россиян (среди муж-
1 См.: Отношение населения к развитию игорного бизнеса на территории города и уровню контроля в данной сфере предпринимательства / / Материалы социологического исследования по заказу Комиссии Правительства Москвы по игорному бизнесу и Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ) / Под рук. ГНБу-тырина и Ю.П.Аверина. - М: МГУ им. М.В.Ло-моносова, 2006.
©И.С. Иванов, 2008 205
чин - 26%», среди женщин -12%). Такие данные публикует Фонд Общественное мнение (ФОМ) на основании данных, полученных в результате опроса, проведенного в 44 регионах России в конце июля 2005 г. При этом нельзя сказать, что азарт совершенно чужд остальным россиянам, отмечает ФОМ. Более 40% из тех, кто в целом не считает себя азартным (33% по выборке в целом), признают, что в их жизни бывали такие моменты, когда они испытывали азарт. Не знакомы с этим чувством, по их собственной оценке, 43% участников опроса. Азартные люди чаще сожалеют о том, что у них такой характер. Среди них каждый третий признался, что ему случалось сожалеть о своей азартности, в то время как среди неазартных - лишь 12% иногда жалеют, что эта черта им не свойственна. Большинство опрошенных считают, что азарт может принести пользу в различных сферах жизни. Каждый пятый респондент отмечает, что азарт полезен в труде, в работе, 16% упомянули в этой связи спорт и бизнес. В то же время только 3% опрошенных заявили, что азарт ни в какой сфере жизни пользы принести не может. При этом более половины опрошенных (52%) полагают, что у нас в стране к азартным людям относятся в целом неодобрительно, и только 14% респондентов придерживаются противоположной точки зрения. Словосочетание «азартные игры» знакомо практически каждому взрослому жителю нашей страны - только 2% опрошенных услышали его впервые в ходе опроса. На практике с азартными играми знакома треть россиян, а 63% опрошенных заявили, что никогда в них не играли. В карты на деньги играли 20% респондентов, среди мужчин - 35%. Вторые по популярности - игровые автоматы: опыт общения с ними имеют 16% опрошенных. У молодежи игровые автоматы популярнее карт (28%) против 22%), тогда как у игроков среднего поколения - популярнее карты (24% против 13%). В другие азартные игры (рулетка, кости и т.д.) играли сравнительно немногие - в целом не более 10% опрошенных. Россияне довольно оптимистично оценивают результаты своего участия в азартных играх - доля тех, кто заявил, что чаще проигрывал, лишь вдвое превосходит долю тех, кто заявил, что чаще выигрывал (12% против 6%). Еще 15% опрошенных полагают, что с материальной точки зрения они остались в итоге «при своих»1.
Подобно психологическим и социокультурным характеристикам алкоголизма и наркомании,
феномен игровой зависимости также обладает специфическим набором индикаторов. В исследованиях игровой зависимости в последнее время обозначилась тенденция рассматривать психологические аспекты игровой зависимости по аналогии с психологическими аспектами наркотической, алкогольной и других «традиционных» зависимостей. Наряду с множеством общих черт, следует отметить некоторую специфику игровой зависимости2 .
Так, величина наркотической зависимости возрастает с течением времени, т.е. при отсутствии лечения психологическая зависимость наркомана от наркотических веществ постоянно усиливается. Самопроизвольное снижение величины наркозависимости или ее полное исчезновение можно рассматривать как редкое исключение из общих правил.
С начала игрового увлечения идет этап своего рода адаптации, человек «входит во вкус», затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости. В результате этого величина зависимости достигает некоторой точки максимума. Далее сила зависимости на какое-то время остается устойчивой, а затем вдет на спад, фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени.
Убывание степени зависимости может быть связано с различными факторами. Сами игроки расценивают это как нечто связанное с процессом созревания, становления личности, повышением образовательного уровня и жизненного опыта. Большинство опытных игроков говорят, что вместе с взрослением произошел некий внутренний перелом, переоценка ценностей. Как можно понять из их слов, им удалось противопоставить мир игры со своими правилами реальному миру, в котором живут другие люди, где есть нормы, законы и мораль, в котором придется жить и работать им самим.
Интересным, однако, является тот факт, что даже после осознания противоречивости и проблематичности игровой деятельности, человек не
2 Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 30-31 июля 2005 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. См.: Бавин П. Азартные игры // Социальная реальность. - 2006. - № 1.
может полностью отказаться от нее, что говорит в пользу довольно высокой психологической зависимости от игры.
Итак, в период своего возрастания и состояния устойчивости игровая зависимость по своим психологическим аспектам весьма близка к наркотической. Однако, в случае с игровой зависимостью, за кризисом наступает некоторый спад, что существенно отличается от характеристик динамики наркозависимости.
Можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости:
1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в какую-либо тру, он начинает «чувствовать вкус». Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие через возможность удовлетворения потребности (в де-неяшом выигрыше или в интересном, оторванном от трудной реальности, времяпрепровождении в случае компьютерной игры). Вследствие этого человек начинает играть, уже не случайным образом очутившись за игровым столом, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не формируется, игра не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности - участия в игре. На самом деле стремление к игре - это потребность в бегстве от реальности. Игра на этом этапе принимает систематический характер.
3. Стадия зависимости. Порядка 10-15% игроков являются «заядлыми», т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний (базовый) уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями в ценностно-смысловой сфере личности. Зависимость может осуществляться в одной из двух форм -социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается тем, что такие люди любят играть совместно, в компании (пример бильярдных и
боулинга, в меньшей степени казино). Игра обладает позитивными коммуникативными характеристиками и имеет соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека. Индивидуализированная форма зависимости является крайней формой, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а игровую реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них игра - своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к ней.
4. Стадия привязанности к игре. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с игрой на этой стадии можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек «держит дистанцию», однако полностью оторваться от психологической привязанности к игре не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Механизм «затягивания» человека, формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях и потребностях ухода от реальности, неожиданного везения и денежного выигрыша. Эти механизмы включаются сразу после знакомства человека с игрой при более или менее регулярном возвращении к игре и работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности.
Уход от реальности. Основой этого механизма является потребность человека в «отстранении» от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в релаксации и сохранении энергии. Это своего рода «виртуализация» реальности, «погружение» в другую реальность. Психологические аспекты данного механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повсед-
иевной жизнью. Игра - это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить каждый день, нет хлопот по рутинному зарабатыванию денег. В этом смысле может показаться, что игра служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т.е. своего рода терапевтическим методом. На практике, однако, люди обычно злоупотребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование сильной психологической зависимости от игры.
Механизм «благотворного» влияния игры действует следующим образом: человек на время «уходит» в мир игры, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. В патологических случаях происходит наоборот: человек на время «выходит» из мира игры в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические потребности. Остальная часть пирамиды потребностей сдвинута в игровую реальность и удовлетворяется там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что дозволено в мире игры. Здесь мы находим аналогии с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без игры.
Принятие роли. В основе лежит потребность в игре как таковой, свойственная человеку. Игра, особенно в детском возрасте, является частью познавательной деятельности человека. Все дети играют в игры, сознательно принимая на себя роль взрослых, удовлетворяя бессознательную потребность в познании окружающего мира посредством временного перехода в мир игры.
В случае компьютерных игр человек понимает, что его компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, может убить сотню врагов сразу, он - супермен, и для
человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать себя им, т.к. в реальной жи* ни такие ощущения испытать большинство людей не имеют возможности. Далее, чем бзльшг человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст между самим собой «ргаль-ным» и «игровым», что еще больше притягивает человека к игре и отстраняет от реальной жизни. Игра превращается в средство компенсации жи> ненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в личностном развитии, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер сірукту-ры личности3.
Согласно американской классификации пи-хических расстройств, диагноз зависимости от азартных игр можно поставить, обнаружив хош бы четыре признака из девяти следующих:
1) частое участие в игре и добывание дешг для игры;
2) частое участие в игре на большие суммы денег в течение более длительного времени, чзм субъект намеревался ранее;
3) потребность увеличить размер или частоту ставок, чтобы достигнуть желаемого возбуждения;
4) беспокойство или раздражительность, если игра срывается;
5) повторная потеря денег в игре и взятие их взаймы «до завтра», чтобы отыграть потерю («охота за выигрышем»);
6) неоднократные попытки уменьшить или прекратить участие;
7) учащение игры в ситуациях, когда грозит необходимость выполнить свои социальные и профессиональные обязанности;
8) принесение в жертву некоторых важных социальных, профессиональных или увеселительных мероприятий ради игры;
9) продолжение игры, несмотря на неспособность заплатить растущие долги, или несмотря на другие важные социальные, профессиональные или юридические проблемы, которые, как это хорошо известно субъекту, будут возникать
3 Тимофеева Л.П. Компьютерные игры как фактор приобретения символического опыта. ...-Автореф. дис. канд.философ.наук. - Тамбов, 2004.
4 Тимофеева Л.П. Компьютерные игры как фактор приобретения символического опыта....-Автореф. дис. канд.философ.наук. - Тамбов, 2004.
4
из-за игры ,
Некоторые теории связывают патологическую игру с «ошибками» мышления, иррациональными убеждениями и так называемой «иллюзией контроля». Типичны следующие «ошибки» мышления игроков: персонификация игрового автомата («игровой автомат похож на меня») или типичное объяснение проигрыша («я проиграл потому, что был невнимателен»).
К иррациональным убеждениям относят следующие четыре стержневые характеристики:
- нетерпеливость и неспособность к длительным усилиям («я должен выиграть это в следующей ставке»);
- низкая устойчивость по отношению к ситуациям разочарования («это ужасно, если я не выиграю»);
- искажение самооценки («я ничто, если я не играю и не выигрываю»);
- преувеличение («я не могу существовать, если я не играю»). «Иллюзия контроля» предполагает, что игрок верит в то, что может контролировать случайные события посредством различных способов ритуального поведения, например, скорости нажатия на кнопки игрового автомата.
Ряд теорий объясняют поведение игрока доминирующими психологическими защитами, которые в условиях стресса и повышенных нагрузок преобразуются в симптоматическое поведение, приобретающее характер ритуала.
Игровое поведение также связывают с нарушением в семейных и сексуальных отношениях, при этом большое значение уделяется решению вопроса о том, почему игрок не хочет возвращаться после работы домой — из-за нежелания встречаться с супругой или избегая скучной ат-мосфгры обыденного семейного существования.
Характерными для «истинных» патологических игроков являются следующие диагностически признаки:
• у таких пациентов отмечается более высо-мй уровень интеллекта (^ в среднем 120) по сравнению со средней нормой;
•патологические игроки оказываются, как правило, «трудоголиками», отличающимися высокими профессиональными достижениями;
• себя они часто описывают в крайних категориях - либо как очень хороших, либо как очень плохих, но почти все отмечают присущий им высокий уровень внутренней энергии, которую «порой просто некуда девать»;
• для личности патологических игроков характерным является избегание тяжелых конфликтов с помощью лжи, преувеличения и искажения фактов. Они обычно чрезмерно критичны к своим супругам, друзьям и членам семьи. Таким лицам присущи авантюризм и риск в делах;
• характерные особенности имеются у игроков при неформальном общении - они часто скучают среди людей. Они склонны продолжать свою деловую активность после работы с помощью телефонных переговоров;
• игроки, как правило, являются хорошими организаторами, но плохими исполнителями. В силу этого они инициируют различные проекты, но редко доводят их до конца;
• азартные игроки обычно не занимают денег, пока у них имеется какое-то их количество, но если занимают - то делают это в максимально возможных количествах и с нарастающей частотой. Вообще игроки считают, что деньги надо тратить, а не копить. Они предпочитают иметь деньги наличными, а не в виде чеков или кредитных карточек;
• игра является дня них наиболее привлекательным способом получения удовольствия и релаксации, которые в процессе развития игровой зависимости обычно угасают.
В 1981 году Р.Л. Кастер описал «мягкие признаки» патологической игры, которые, по его мнению, заключены в особенностях поведения, свойственного людям, имеющим большой риск развития у них патологической игровой зависимости. Эти признаки являются дополнительными к основным диагностическим критериям патологической игровой зависимости. При этом Р.Л. Кастер подчеркивал, что «мягкие признаки» полезны не только для установления диагноза, но и для дифференцированных лечебных рекомендаций, поскольку позволяют на ранних этапах отличить пациента с «игровой» структурой характера.
В своем развитии игровая зависимость проходит характерные стадии, подробно описанные Р.Л. Кастером.
Анализ игровых срывов в ходе психотерапии игроков позволил обнаружить и описать развитие фаз в поведении пациентов (воздержания, «автоматических фантазий», нарастания эмоционального напряжения, принятия решения, вытеснения принятого решения, реализации принятого решения). Следовательно, существует игро-
вой цикл, понимание которого важно для формулирования психотерапевтических задач в работе с такими пациентами.
Фаза воздержания. Характеризуется воздержанием от игры, главным образом, из-за отсутствия денег, давления ближайшего окружения или выраженного подавленного состояния вследствие очередной игровой неудачи, связанной с неспособностью проконтролировать свой игровой импульс.
Фаза «автоматических фантазий». Главной характеристикой ее является учащение спонтанных фантазий об игре. Пациент проигрывает в своем воображении, как правило, состояние азарта и предвкушение выигрыша, сопровождающее начало игры, и вытесняет эпизоды проигрышей. Эти фантазии могут возникать либо на основе воспоминаний о своем прошлом игровом опыте, либо носить произвольный характер, базирующийся на воспоминаниях об игровой увлеченности героев художественных произведений или кинофильмов, и фактически оторванный от реальной ситуации. Название «автоматические» отражает возникновение их либо совершенно спонтанно, либо под действием косвенных стимулов. Так, у одного из пациентов игровые комбинации непроизвольно складывались при случайном наблюдении за номерами автомобилей.
Фаза нарастания эмоционального напряжения. Главная черта этого этапа - нарастание эмоционального напряжения, которое, в зависимости от индивидуальных личностных и физиологических особенностей, может иметь тоскливо-подавленный, раздраженный, тревожный или смешанный характер, сочетающий в себе повышенную, но нецеленаправленную активность с нервозностью и раздражительностью. Иногда такое настроение сопровождается учащением фантазий об игре. В других случаях оно воспринимается пациентом как совершенно бессодержательное и даже направленное в сторону от игрового импульса (повышение сексуального влечения или стремление к интенсивным физическим и интеллектуальным нагрузкам).
Фаза принятия решения играть. Как правило, решение играть происходит двумя путями:
а) пациент под действием нарастающих фантазий в «телеграфном» стиле планирует способ реализации своего желания. Обычно это какой-нибудь «очень вероятный для выигрыша», по мнению пациента, вариант игрового поведения.
Такой способ принятия решения играть характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую;
б) решение играть приходит сразу же после игрового эпизода, и в его основе лежит иррацио- ] нальное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм принятия решения характерен для второй и третьей стадии заболевания, когда промежуток между игровыми эпизодами заполнен отчаянными попытками остановиться, а гаж-дый срыв воспринимается как нечто фатальное и необъяснимое.
Фаза вытеснения принятого решения. Эго наиболее важный этап, который обусловливает беззащитность сознательного «Я» по отношению к желанию играть. Суть этой фазы заключается в том, что интенсивность осознаваемого больным желания играть начинает уменьшаться, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением, что, как правило, является отражением иррациональных схем мышления. Иногда в это время нормализуются или относительно улучшаются экономический и социальный статус больного. Сочетание вышеперечисленных условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого для себя риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (получение большой суммы денег на руки, прием алкоголя, попытка сыграть ради развлечения и отдыха и т. п.).
Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Очень часто игроки описывают этот период как состояние «транса», заявляют, что они «становятся как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные контраргументы, которые тут же отметаются всем набором описанных выше иррациональных схем мышления. У игрока в это время доминируют ложные представления о возможности контролировать себя и разумно подходить к вопросу вероятности выигрыша. Происходит смешение представлений о влиянии на игровой процесс (размер ставок, выбор комбинаций, различные ритуальные действия) с возможностью контролировать исход игры (выигрыш или проигрыш). В большинстве случаев, пока не проигрываются все деньги, игра не прекращается.
Поразительная доступность игровых автоматов провоцирует потенциальных «игроманов», среди которых и пенсионеры, и подростки, и про-
Динамика представлений о себе у подростков
сто бедные люди. Однако последствия пагубного пристрастия сказываются не только на «запавших»: по статистике, каждый игроман, как и наркоман или алкоголик, наносит ущерб еще по крайней мере четверым людям из своего окружения.
В соответствии с исследованиями, фактором, провоцирующим развитие «игромании», оказывается иерархия ценностей человека. Ценность денег в современном обществе высока, но также высоко среди игроков значение получения денег легкими способами. Как утверждают исследова-
тели, во многих из нас живет архетип Иванушки-дурачка, которому все достается «за так». Усу-1убляет ситуацию реклама, которая «постоянно демонстрирует простоту достижения счастья».
Масштабы игровой зависимости приобретают угрожающий характер как с точки зрения разрушения поведения личности (наряду с хроническим потреблением наркотиков и алкоголя), так и с точки зрения ее статистической распространенности.
Е.В. ХЛЫБОВА ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У ПОДРОСТКОВ
В статье описано исследование, которое посвящено изучению особенностей процесса социализации младших и старших подростков. Рассматривается структура и динамика образа-Я, исследуются особенности представлений младших и старших подростков о будущем.
В современном обществе достаточно бурно происходят экономические, политические и социальные изменения, которые, безусловно, влияют на процесс социализации и социально-психологической адаптации всех групп населения. Те изменения, которые произошли и происходят в последние годы в постсоветском пространстве, затронули все макросоциальное окружение личности: политическую систему, экономическую, образовательную и культурную сферы.
Одной из главных особенностей социальной ситуации, в которой сегодня формируется и развивается личность, является вариативность формальных и содержательных проявлений различных социальных институтов (например, множественность политических партий и общественных организаций, вариативность образовательных программ и форм обучения, расширение набора востребованных профессий). Это приводит к увеличению предлагаемых обществом образцов для идентификации и ставит личность перед ситуацией выбора в процессе самопределения.
Этим объясняется возросший научный интерес к исследованию процесса социализации, детерминант его развития, возможностей влияния на его содержание и динамику. Социализация как процесс вхождения человека в общество, в куль-
туру своей или чужой страны интересует представителей разных научных областей - психологии, этнографии, культурологии, социологии, педагогики. Характерной особенностью психологического подхода в исследовании социализации является приоритетное рассмотрение индивидуального своеобразия личности в процессе освоения социального пространства, то, как человек отбирает для себя представленные обществом образцы поведения. Для удобства изучения процесса социализации в психологической науке выделяют различные составляющие этого процесса (эмоциональный, интеллектуальный, поведенческий и др.), а также этапы социализации, задачи, характерные для каждого этапа, факторы и институты социализации. Наше исследование процесса социализации современных подростков также выполнено в контексте структурно-динамического подхода.
Выбор именно этого возрастного периода для изучения обусловлен тем, что современные подростки находятся на переломе и возраста и социальных условий бытия. Поэтому, не смотря на то, что специфика подросткового возраста, в целом, достаточно хорошо изучена и описана в работах Л.С. Выготского, ИСКона, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Н.М. Неймерк, К.Н. Поливановой и
©Е.В. Хлыбова, 2008 211