Научная статья на тему 'Психологические и социально-философские аспекты феноменов тревоги и страха (от Фрейда до Мадди)'

Психологические и социально-философские аспекты феноменов тревоги и страха (от Фрейда до Мадди) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
3351
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Заворуева Анастасия Сергеевна

The historical survey of the views on fear and anxiety in philosophy and psychology of the 20th century examines the most typical conceptual shifts in the treatment of their nature, origins and principal forms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Psychological & Social-Philosophical Aspects of the Fear & Anxiety Phenomena (from Freud to Muddy)

The historical survey of the views on fear and anxiety in philosophy and psychology of the 20th century examines the most typical conceptual shifts in the treatment of their nature, origins and principal forms.

Текст научной работы на тему «Психологические и социально-философские аспекты феноменов тревоги и страха (от Фрейда до Мадди)»

А.С. Заворуева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНОВ ТРЕВОГИ И СТРАХА (от Фрейда до Мадди)

Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную.

Лк 21:26

Тревога и страх стали в XX в. базовыми эмоциями, переживаемыми человеком. Это социальная болезнь современного общества, пленяющая человека, отравляющая его существование. Средства для ее излечения занимают первые места в рейтингах продаж по всему миру. Именно поэтому число публикаций и научных работ, исследующих феномены тревоги и страха, повсеместно растет.

Психиатры полагают, что тревога, «вызванная осознанием сегодняшних проблем, отказом от базисных духовных ценностей и быстротой социальных изменений, пронизывает едва ли не все стороны нашей жизни»1.

Согласно общепринятому определению, тревога - это эмоциональное состояние человека, сопровождающееся чувством неопределенной опасности. Развитию тревоги может способствовать нестабильность жизни, нарушение привычного хода событий. Реакцией на появления тревоги может стать усиление активности у одного человека или заторможенность у другого, при этом почти всегда она бывает неадекватна. По степени выраженности тревоги специалисты отличают норму от болезни, патологии. В патологическом состоянии тревоге может сопутствовать постоянное ожидание беды, отравляющее жизнь в каждый ее момент. Реакция и проявление тревоги многообразны: у кого-то она проявляется в виде отдельных фобий (социальных фобий, агорафобии, клаустрофобии), а кто-то начинает страшиться жить, нигде и никогда не чувствует себя в безопасности. Тревога сопровождает многие психические болезни, а часто становится и причиной их возникновения. Во многом именно поэтому человек страшится тревоги и готов «излечиться» от нее любым предложенным способом. Существуют множество психологических методов избавления от тревожности, немало медикаментозных и физиологических, предложенных психиатрией и психотерапией,

но современный человек в основном предпочитает обращаться к ним в крайних случаях, когда тревога делает невыносимым все существование и подталкивает, например, к суициду.

В нашу задачу не входит развернутый психиатрический анализ тревоги, поэтому перейдем к отношению между тревогой и страхом.

Одни исследователи ставят знак равенства между тревогой и страхом, другие полагают, что эти феномены различаются только количественно. Например, психотерапевт М. Литвак определяет тревогу как эмоцию, возникающую при общей оценке ситуации как неблагоприятной. В страх же тревога переходит, согласно его мнению, в том случае, если источник тревоги не удается ликвидировать. Иными словами, страх является результатом тревоги и ее осознания. А. Гусова также определяет феномены тревоги и страха как степени тяжести одного анксиозного состояния, которые различаются в основном по временным показателям: тревога - это кратковременное расстройство, продолжающееся несколько часов, а страх может длиться и дни, и недели2.

Страх в наше время является, вероятно, одной из самых распространенных человеческих эмоций. В каких-то случаях он может принести пользу человеку, но зачастую он грозит опасностями, вплоть до распада личности. Проявления страха многовари-антны, при этом, как правило, страх тесно переплетен с другими эмоциями, например, с гневом или влечением.

В этой связи представляют интерес исследования феномена страха выдающегося российского физиолога И.П. Павлова, интерпретировавшего страх как естественный рефлекс с пассивно-оборонительной реакцией и слабым торможением коры больших полушарий мозга. Павлов отмечает, что поскольку в основе страха лежит инстинкт самосохранения, он является защитной реакцией организма, и при нем обнаруживаются определенные изменения высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса, дыхании, артериальном давлении, интенсивности выделения желудочного сока и т. д. В целом можно сказать, что страх является ответом организма на угрозу, «которая располагается в пространстве и к которой, по крайней мере теоретически, можно приспособиться»3, в отличие от тревоги, которой человек не может противостоять.

Изначально страх возник как защитный механизм организма первобытного человека от различных опасностей. Но вместе с трансформацией среды обитания трансформировался и страх. Техногенная цивилизация извратила адекватность реакции страха - она стала зачастую неадекватной обстоятельствам. Если

первобытный человек приспосабливался к миру, то человек техногенной цивилизации подчинил действительность своим потребностям. Он поместил себя в созданный им же искусственный мир, сквозь который только и может он познавать себя и окружающую его действительность. И к концу XX в. человек стал осознавать, что этот искусственный мир и техника могут уничтожить сами себя и человека вместе с собой. А настойчивая реклама всевозможных причин «конца света» только усугубляют бесконечную тревогу современного человека.

Страх вызывал у первобытного человека определенные реакции, которые, в первую очередь, способствовали улучшению кровоснабжения мышц и активизации энергетических возможностей организма, - что составляет первое положительное значение страха для человека. Второй положительный момент страха - запоминание опасности, чему уделил большое внимание в своих работах известный российский философ, психолог и педагог П.П. Блонский («Память и мышление»; «Развитие мышления школьников», 1935 г.).

Громадный вклад в психологическое исследование природы тревоги и страха внес З. Фрейд. Его идеи дали мощный толчок к развитию как данной проблемы, так и психологии в целом. Любопытно, что взгляды Фрейда на тревогу и страх во многом схожи со взглядами Кьеркегора. Особенно это сходство заметно в разделении понятий тревоги и страха. В своих лекциях по психоанализу Фрейд определяет два вида страха - Angst, который «относится к состоянию и не выражает внимания к объекту»4, и Furcht, который «указывает как раз на объект»5. Вспомним, что Кьеркегор представлял страх как реакцию на определенную опасность, а тревогу - на неопределенную, непонятную опасность. Именно он разделил Angst как неопределенный, безотчетный страх, присущий только человеку, и Furcht как обычный «эмпирический» страх перед определенным объектом.

Фрейд считал тревогу и страх важнейшими элементами психической жизни человека, размышлял над их природой, смыслом, несколько раз уточнял и изменял свою концепцию. Одним из важнейших моментов теории тревоги Фрейда является ее разделение на «нормальную», невротическую и моральную. Нормальная тревога, выражаясь в рациональном ответе на реальную опасность, является инстинктом самосохранения человека. Объект невротической тревоги неопределяем и неизвестен, он заключается во внутренней, а не во внешней опасности, которая сознательно не признается. Разделение на «нормальную» и невротическую тревогу условно, поскольку при невротической

тревоге человек всегда стремится облегчить свое состояние при помощи «объективизирования» тревоги. Другими словами, человек ищет любой объект для того, чтобы преобразовать невротическую тревогу в нормальный страх, так как его побороть намного легче, чем необъяснимую тревогу. Таким образом, мы видим, что Фрейд обратил внимание на непереносимость экзистенциальной тревоги и на естественное стремление человека превратить ее в страх. Третий вид тревоги, по Фрейду, моральная тревога, соединение нормальной и невротической - это тревога совести, которая появляется при восприятии Эго опасности, идущей от Супер - Эго.

Дальнейшее развитие некоторые идеи Фрейда получили в работах Карен Хорни, внесшей много нового в понятие тревоги и страха в психологии. Она вводит понятие «базальной тревожности»: это «чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти»6. Базальная тревожность присуща в разной степени каждому человеку, является нормой в том смысле, что она типична для человека нашей культуры. Хорни отмечает, что чувство тревоги и беспокойства, неуверенности в будущем и психической неустойчивости свойственно человеку ХХ в., что совершенно справедливо и для XIX в. Тревога охватывает все сферы жизни общества в целом и человека в отдельности - это и есть суть «базальной тревожности». Поэтому не удивительно, что все больше людей подвержены неврозам. Хорни приходит к неутешительному выводу, понятному уже по названию работы «Невротическая личность нашего времени»7: Неврозы становятся типичным явлением современности.

Указывая на сходство понятий тревоги и страха, Хорни выделяет и различия между ними. Они подобны тем, что проводились Фрейдом: если страх является «реакцией, сообразной наличной опасности»8, то тревога - «несоразмерной реакцией на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность»9. Оба феномена являются сообразными реакциями на опасность, но если при страхе она объективна, то при тревоге - субъективна, скрыта. «Иначе говоря, интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация. Причины же тревоги, в сущности, ему неизвестны»10.

Хорни классифицирует существующие в современной западной культуре способы избежать тревоги: рационализация; отрицание; наркомания; бегство от мыслей, чувств и ситуаций,

провоцирующих появление тревоги. Рассмотрим подробнее каждый из способов.

1. Рационализация тревоги означает превращение ее в рациональный страх. Этот способ является «наилучшим способом оправдания своего уклонения от ответственности»11. Таким образом, Хорни, вслед за Кьеркегором и экзистенциалистами, связывает тревогу с чувством ответственности человека за свое бытие. Человек, полностью осознающий свою ответственность, не пытающийся уклониться от ее бремени, не станет избегать тревоги. Человек, не готовый к подобной ответственности и сопровождающей ее тревоге, в то же время не готов признать и свою слабость. В такой ситуации и вступает в силу способ рационализации тревоги. Человек отрицает существование тревоги, превращает ее в любой рациональный страх, что дает ему возможность не чувствовать себя беспомощным, создавать иллюзию активности. «Вместо того чтобы увидеть и признать необходимость что-то изменить в себе, [человек] может продолжать переносить ответственность на внешний мир и, таким образом, уходить от осознания своих собственных мотивов. Конечно, за эти сиюминутные преимущества приходится расплачиваться тем, что [человек] никогда не избавится от своих тревог и огор-чений»12.

2. Отрицание существования тревоги, т. е. устранение из сознания. Этот способ заключается в игнорировании неприятных проявлений тревоги: дрожи, тошноты, потливости и т. д. При этом, естественно, сама тревога не устраняется. Метод отрицания опасен тем, что в большинстве случаев он приводит к появлению неврозов.

3. Принятие наркотиков или алкоголя, как в прямом, так и в переносном смысле. Человек может пытаться подавить чувство тревоги разными способами: «уходом» в любую деятельность, работу, в слишком продолжительный сон, чрезмерную сексуальную активность и т. п. Очевиден и навязчивый характер такого поведения.

4. Бегство от мыслей, чувств, ситуаций, провоцирующих появление тревоги, и независимо от того, является ли оно сознательным или бессознательным. Так, человек, боящийся летать на самолетах, будет избегать именно полетов, притом делает это совершенно осознанно. Но у него есть и другая возможность уклониться от пугающих его полетов на самолете. Он может убедить себя в том, что ему просто не надо летать, что на поезде ездить комфортнее. А те места, куда можно добраться только на самолете, такой человек будет считать не заслуживающими посещения.

Подведя итог, следует отметить, что Хорни привнесла важную черту в исследование феноменов тревоги и страха, которую после нее развивали многие психологи и философы: зависимость тревоги, ее форм и интенсивности от современной человеку культуры. Другими словами, человек вынужден считаться, уживаться и по возможности бороться с навязываемыми ему извне страхами.

Подробно рассматривает феномен страха и его место в жизни человека А. Кемпински в своей работе «Экзистенциальная психиатрия», предваряя свое исследование следующим замечанием: «Страх в мире человеческих переживаний - явление столь распространенное и имеет столько разных оттенков, что трудно решиться не только на попытку его объяснения, но даже его рациональной классификации»13. Кемпински определяет страх как естественное чувство, помогающее отдалиться от негативного объекта окружающего мира. На поведение человека, по его мнению, влияют два вида сигналов, один из которых вызывает положительные эмоции, способствующие сближению, другой -негативные, отталкивающие: «Богатство форм поведения в животном, а также человеческом мире можно определить схематически посредством двух двигательных векторов: "к" и "от" окружающего мира... Субъективным коррелятом движения "к" окружающему миру являются позитивные чувства, переживаемые человеком, как любовь, дружба, симпатия и т. д., а противоположного направления - негативные чувства, как страх, ненависть, враждебность, презрение и т. п.»14. Человек на протяжении всей жизни вынужден сталкиваться с обоими видами сигналов, поскольку, как объясняет Кемпински, сущностью контактов с окружающим миром «является диалектика жизни и смерти»15. Поэтому каждый человек, исходя из своих способностей и возможностей, волен сам выбирать способ реакции на страх. Одной из наиболее распространенных реакций является бегство от реальности, т. е. от страха, нежелание его осмыслить и возобладать над ним.

Кемпински классифицирует страх на четыре группы: биологический страх, социальный, моральный и дезинтеграцион-ный, в зависимости от причины, его вызывающей.

1. Биологический страх. Причиной его возникновения является угроза жизни, которая может исходить из:

- окружающего мира, при этом угроза ясно осознается человеком, и возникает страх;

- изнутри, когда причина неизвестна, угроза осознается неопределенно, и возникает тревога.

2. Социальный страх. Причина его возникновения - угроза социальной жизни человека. Человек, в силу своей зависимости от окружающих его людей, от их мнения, «не может жить и развиваться без других людей и без их культурного наследия. Под их влиянием он моделирует свою основную ориентацию в окружающем мире и связанные с ней основные эмоциональные установки. От них он перенимает большинство готовых форм взаимодействия с окружением. Окружающий мир является для него прежде всего миром людей. Следовательно, понятно, что исключение из социального мира, социальная смерть равняется для человека биологической смерти»16.

3. Моральный страх. Причины его кроются внутри человека: если осуждение и неприятие общества является причиной социального страха, то в данном случае причина в осуждении самим собой, своей совестью. Такое осуждение вызывает более сильный страх, с ним труднее совладать, поскольку совладать надо с самим собой.

4. Дезинтеграционный страх. Проявляется при изменении структуры усвоения информации, т. е. в тот момент, когда человек обнаруживает информацию, ранее неизвестную, чуждую его мировосприятию.

Характерно также то, что Кемпински относит страх к основным причинам и симптомам неврозов. В связи с тем что страх занимает все большее место в психической жизни человека, он все чаще выходит за рамки нормального, превращая человека в невротика.

Анализ материалов свидетельствует о том, что, вероятно, наибольший вклад в психологии XX в. в понимание феноменов тревоги и страха, их места и роли в жизни человека внесли Виктор Франкл и Сальваторе Мадди, предложившие свои оригинальные теории «логотерапии», «парадоксальной интенции» и «экзистенциального выбора».

Франкл, как действующий психолог, разработал метод парадоксальной интенции и логотерапии для того, чтобы избавлять людей от тревоги, страхов и душевных проблем, связанных с утратой смысла жизни.

Впервые Франкл применил метод парадоксальной интенции при лечении своего пациента, чья жизнь была отравлена постоянным страхом инфаркта, хотя сердце его было совершенно здорово. Франкл концентрировал внимание пациента на этом страхе, заставляя его думать только о нем, настаивая на том, чтобы инфаркт наступил прямо у Франкла в кабинете. И чем больше он настаивал на этом, тем меньше оставалось тревоги: она

трансформировалась сначала в ярость, а потом в здоровый смех пациента над собой. В этом и заключается метод парадоксальной интенции: человек избавляется от рефлекса навязчивого состояния и реакции. Когда человеку удается «заменить» свой страх посредством парадоксального его усиления, он дистанцируется от него, учится смотреть своим страхам в лицо.

Таким образом, человек должен идти навстречу своему страху, должен усилить его до предела. Метод Франкла позволяет довольно успешно бороться со страхами и фобиями, но экзистенциальная тревога ему не поддается, поскольку у нее нет объекта, нечего усилить, не с чем бороться, кроме своего бытия. Если человек страдает не от конкретных страхов, у которых выражен объект, но от экзистенциальной тревоги, если он осознал ее и готов нести ответственность за свое бытие, ему поможет метод логотерапии, разработанный Франклом. Логотера-пия - это способ преодоления тревог и обретения смысла жизни, вернее, благодаря обретению смысла.

Франкл предложил свой метод именно в то время, когда впервые стали говорить о «веке тревоги», когда и психологи, и философы обратили внимание на массовый синдром потери смысла жизни, выражавшийся в разных формах - от депрессии и наркомании до болезней и суицида. Создавая свой метод, Франкл исходил из убеждения, что смысл жизни, обретение ответственности за себя и за других помогает выжить в любых ситуациях, прожить жизнь с достоинством. Поиск своей индивидуальности, своих ответов на разные вопросы, своего места в жизни является неотъемлемой потребностью человека. Безусловно, все это требует определенных качеств и усилий со стороны самого человека - это и ответственность, и принятие тревоги, и желание искать самого себя. Человек, способный на все это, развивает свою душу, сердце и ум, становится индивидуальностью. Те же, кто предпочитают променять себя, со своей ответственностью и тревогой, на спокойствие, ввергают себя в «экзистенциальный вакуум», отсутствие смысла, пассивность и апатию.

Поскольку Франкл считает такой способ существования неприемлемым для человека, он предлагает метод поиска и обретения смысла, основанный на ответственности человека не только за себя, но и за других. Согласно его мнению, именно забота о других способна внести смысл в существование человека, заставить его ощутить свою индивидуальность и ответственность. Но найти смысл мало, еще важнее его удержать, бороться за него, что гораздо труднее.

Будучи представителем экзистенциальной психологии, Франкл не обошел стороной в своих исследованиях понятия свободы, неотъемлемого от философии экзистенциализма. Проводя различие вместе со многими мыслителями между негативной и позитивной свободой, он рассматривает последнюю как признак человека, мужественно принявшего тревогу бытия и ответственность выбора. Экзистенциальный выбор позитивной свободы в его психологических аспектах основательно исследован Ирвином Ялом, Дж. Бьюдженталем, Ролло Мэйем, Сальва-торе Мадди.

Мадди в своей теории экзистенциального выбора предложил объяснение типов человеческого существования и место тревоги в нем. Экзистенциальный выбор заключается в том, что человек, делая выбор, всегда делает выбор между будущим и прошлым. Выбирая будущее, человек выбирает свободу, но вместе с тем и тревогу, в силу неизвестности будущего. Столкнувшись с тревогой, человек опять может выбирать - отказаться от нее и от свободы в пользу спокойствия или принять их. Выбрав прошлое, неизменчивость, человек получает чувство вины за неиспользованные возможности. Таким образом, у человека всегда есть выбор между тревогой и виной. Прошлое означает остановку роста личности, отсутствие возможностей, но и стабильность, перекладывание ответственности на других; будущее - тревогу, полную ответственность, но и развитие личности, различные возможности.

Мадди продолжает исследовать проблему смысла, включая ее в свою теорию экзистенциального выбора. Человек, выбравший прошлое, утрачивает смысл, заболевает «экзистенциальным неврозом». Жизнь такого человека становится скучна, пассивна, полностью лишена индивидуальности. Мы видим, что Мадди описывает уже знакомую нам «невротическую личность нашего времени» (Хорни К.), неспособную формировать свое собственное мнение по какому-либо поводу, во всем идущую на поводу общественного мнения и принятых в обществе стереотипов.

Мадди исследует три стадии «экзистенциального невроза»:

1) фанатизм, выражающийся в потребности постоянного действия, не оставляющего времени на размышления (соответствует наркомании у Хорни - способу избегания тревоги);

2) нигилизм, выражающийся в агрессивном отношении ко всему, претендующему на смысл (сходен с четвертым способом избегания тревоги по Хорни - избеганию мыслей, чувств, ситуаций, провоцирующих появление тревоги);

3) полная утрата какого бы то ни было смысла жизни.

Для более полного понимания типа человека, подверженного «экзистенциальному неврозу», Мадди вводит два типа развития личности человека в зависимости от потребностей, доминирующих в его жизни. Потребности подразделяются Мадди на три группы: биологические, социальные и психологические. Отметим, что первые две группы потребностей были предложены и исследованы многими психологами; третья же группа - психологическая - до Мадди не включалась в потребности человека.

Итак, первый тип личности, который Мадди называет конформистским, - человек живет только биологическим и социальными потребностями. Такой человек существует для удовлетворения своих биологических и социальных нужд, воспринимает себя и выстраивает линию поведения только как человек биологический и социальный.

При втором типе личности, индивидуалистском, для человека главное - его психологические потребности, которые и влияют на поведение человека. Он выходит за рамки биологических нужд и навязываемых социальных ролей, для него важно удовлетворить потребности в собственном суждении, воображении и символизации. Такой человек способен сам выстраивать картину мира, опираясь на свои суждения и мнения; различные обстоятельства и факты складываются у него в единую картину, причины и следствия выстраиваются во временной перспективе. Индивидуалист сам отвечает за свое будущее, за свое бытие и видение мира. И, в отличие от конформиста, верит и сообразуется с самим собой, а не с навязанными извне шаблонами.

Итак, подведя итог всему вышесказанному, отметим ключевые моменты:

1. Жизнь каждого человека изначально наполнена тревогой. Тревога является неотъемлемой частью человеческого бытия. Она непосредственно связана с ответственностью человека за свое бытие.

2. Каждый человек вправе принять тревогу либо отречься от нее. При этом, избегая тревоги, человек лишается своей индивидуальности, перекладывает ответственность за свое существование на других.

3. Существует множество способов избавления от тревоги, как сознательных, так и неосознаваемых, каждый из которых ведет либо к полному слиянию с массой, либо к возникновению неврозов, либо и к тому, и к другому вместе взятым.

4. Самым распространенным способом ухода от тревоги и ответственности в наше время является превращение тревоги в конкретные страхи. Этот способ описывали большинство зани-

мавшихся проблемой тревоги философов и психологов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие стали пользоваться этим способом в своих собственных целях, наживаясь на естественном стремлении людей уменьшить свою тревогу.

В заключение отметим особо важный аспект темы страха и тревоги в жизни современного общества, придающий этой комплексной, междисциплинарной проблеме остроактуальный смысл и характер. При осмыслении и изучении самых различных попыток эксплуатации этих состояний, и, следовательно, усилий по искусственному поддержанию их сравнительно высокого уровня в интересах разнообразных экстремистских и деструктивных политических и общественных движений, следует принимать во внимание, что, в свою очередь, эти состояния являются питательной почвой, содействующей произрастанию экстремизма, включая в него и такую его разновидность, как терроризм.

Примечания

5

Щербатых Ю.В. Физиология и психология страха // Природа. 2000. № 5. С. 61-67.

См.: Щербатых Ю.В, Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий // Истоки. Воронеж, 1998. С. 73. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. М.: Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2001. С. 224.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. Двадцать пятая лекция. Страх. М., 1990. http://azps.ru/hrest/15/2353928.html Там же.

6 Хорни К. Самоанализ / Пер. с англ. под ред. А. Боковикова. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002. 448 с. С. 303.

7 Там же. С. 237-446.

8 Там же. С. 264.

9 Там же.

10 Там же. С. 265.

11 Там же. С. 268.

12 Там же. С. 269.

13 Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. М., 1998. С. 123.

14 Там же. С. 124. Там же. С. 126.

15

16 Там же. С. 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.