JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2020 - V. 27, № 1 - P. 6-9
Раздел I
КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА (14.01.00) Section I CLINICAL MEDICINE (14.01.00)
УДК: 614.8.015 DOI: 10.24411/1609-2163-2020-16546
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
ВОЗРАСТА И ГЕНДЕРА
С.В. ШПОРТ, М.Е. КОВАЛЕВА, М.Ю. БЕЛЯКОВА
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава РФ, Кропоткинский пер., д. 23, г. Москва, 119034, Россия, e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию психологических и когнитивных особенностей кандидатов на получение водительского удостоверения в зависимости от их половой принадлежности и возраста. В выборку вошло 69 слушателей подготовительных курсов автошкол. Методический комплекс составили нейропсихологические методики оценки восприятия, внимания и памяти, уровня активации торможения и возбуждения поведения (тест «Объем кратковременной памяти, цифровой материал» Джекобсона, опросник Кавера-Уайта), а также психологическое тестирование (опросник уровня агрессивности Басса-Перри, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, методика «Большая пятерка». Выявлено, что основными гендерными различиями являются склонность к предпочтению копинга проблемно-фокусированных действий, а также выраженность активации торможения нежелательного поведения и избегания наказания. Установлено, что чем больше возраст кандидатов в водители, тем более выражены такие его характеристики как: активация торможения нежелательного поведения, мотивация к достижению долгосрочных целей, склонность прибегать к агрессивным действиям для решения проблемной ситуации, доброжелательность, склонность к сотрудничеству, эффективность произвольного внимания. Наиболее дезадаптивными личностными характеристиками обладали лица возрастной группы 30-39 лет. Выявленные закономерности могут быть использованы для составления диагностической и коррекционных программ для психопрофилактической работы по повышению безопасности дорожного движения среди кандидатов в водители.
Ключевые слова: гендерные особенности, возрастные особенности, психологический профиль, дорожно-транспортная аварийность, кандидаты в водители.
PSYCHOLOGICAL AND COGNITIVE FEATURES OF CANDIDATES FOR DRIVERS DEPENDING
ON AGE AND GENDER
S.V. SHPORT, M.E. KOVALEVA, M.YU. BELYAKOVA
V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Kropotkinsky lane, 23, Moscow, 119034, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the study the psychological and cognitive features of candidates for obtaining a driver's licence depending on their gender and age. The sample included 69 students of driving school preparatory courses. The methodological complex consisted of neuropsychological methods for assessing perception, attention and memory, the level of activation of inhibition and arousal behavior (test "The amount of short-term memory, digital material" Jacobson, the questionnaire of Carver-White BIS / BAS), as well as psychological testing (questionnaire level of aggressiveness of Bass-Perry, questionnaire "Methods of coping behavior" by R. Lazarus, "Big Five" method. It was revealed that the main gender differences are the tendency to prefer copying of problem-focused actions, as well as the severity of activating inhibition of undesirable behavior and avoiding punishment. The features of the relationship of age and activation of inhibition of undesirable behavior, motivation to achieve long-term goals, hostility, propensity to resort to aggressive actions to solve a problem situation, goodwill, propensity to cooperate, the effectiveness of voluntary attention are described. The most maladaptive personal characteristics were possessed by persons of the age group 30-39 years. The revealed patterns can be used to draw up diagnostic and correctional programs for psycho-prophylactic work to improve road safety among driver candidates.
Keywords: gender features, age characteristics, psychological profile, road traffic accidents, candidates for drivers.
Введение. Развитие автотранспорта, растущее количество личных автомобилей и их удешевление обусловливает актуальность решения проблемы дорожно-транспортной аварийности. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) является одной из лидирующих внешних причин смертности в мире. В 2011 г. генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (ООН) Пан Ги Мун среди основ-
ных задач по укреплению международной безопасности обозначил также и обеспечение безопасности дорожного движения [5]. Для реализации данной задачи в Российской Федерации были приняты две Федеральные целевые программы по обеспечению безопасности дорожного движения. В результате предпринятых мер с 2010 по 2017 г. статистика смертности снизилась на 28%, а количество ДТП со-
ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2020 - Т. 27, № 1 - С. 6-9 JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2020 - V. 27, № 1 - P. 6-9
кратилось на 15%. В то же время с 2017 по 2019 гг. наблюдается рост количества ДТП на 3,3%, а число пострадавших выросло на 2,2% [3,6]. Анализ статистических данных, представленных Госавтоинспекцией России, показывает, что по вине водителя совершается 85% всех ДТП, а основной причиной ДТП является несоблюдение правил дорожного движения (ПДД) [1,6].
Одной из ведущих причин нарушения ПДД является комплекс психологических особенностей водителя транспортного средства и свойств его когнитивной сферы. Были выявлены общие закономерности связи аварийности и когнитивной и психологических сфер водителей: описана зависимость эффективности вождения и: эмоционального состояния [7], утомления, снижения когнитивных функций [2], искажения мотивационно-ценностных ориента-ций водителя [6] и т.д. Изучалось влияние гендерных стереотипов на поведение за рулем у мужчин и женщин [4,8]. Большинство приведенных исследований описывают комплекс сложившихся психологических и психофизиологических особенностей у уже состоявшихся водителей. Диагностика и коррекция комплекса данных особенностей у кандидатов в водители представляется эффективным способом профилактики ДТП.
Целью исследования стало определение индивидуально-психологических характеристик и особенностей сферы восприятия, внимания и памяти кандидатов на получение водительского удостоверения в зависимости от возраста и половой принадлежности.
Материалы и методы исследования. Выборку составили 69 лиц мужского и женского пола в возрасте от 15 до 49 лет (средний возраст -26,1±8,9 года), слушателей подготовительных курсов для получения водительского удостоверения категории B. По половой принадлежности участники исследования распределились следующим образом: 59,5% респондентов - женщины, 40,5% - мужчины. Каждый участник исследования был ознакомлен с содержанием исследования и подписал информированное согласие.
В методический комплекс вошли тесты для оценки нейропсихологических характеристик восприятия, внимания и памяти, уровня активации торможения и активации поведения (тест «Объем кратковременной памяти, «цифровой материал» Джекобсона, опросник Кавера-Уайта, оценивающий систему активации Behavioral Activation System (BAS) и торможения поведения - Behavioral Inhibition System (BIS), а также психологическое тестирование для уточнения особенностей психологического профиля участников исследования (опросник уровня агрессивности Басса-Перри, опросник «Способы совла-дающего поведения» Р. Лазаруса, методика «Большая пятерка»).
Результаты и их обсуждение. Для выявления гендерных различий было проведено сравнение средних с помощью статистического критерия U
Манна-Уитни. Выявлено, что мужчины отличаются выраженной активацией торможения нежелательного поведения (параметр BIS, обратная шкала), что указывает на большую чувствительность к наказанию и негативным стимулам (p<0,01). Также были выявлены значимые различия в использовании такой копинг-стратегии как проблемно-фокусированные действия (p<0,05): мужчины в большей степени склонны применять аналитический подход к разрешению проблемной ситуации.
Для уточнения возрастных особенностей кандидатов в водители выборка была разделена на 4 группы: в первую группу вошли лица в возрасте от 15-21 года, во вторую - возрасте 22-29 лет, в третью - 30-39 лет, в четвертую группу вошли лица в возрасте 40-49 лет. Сравнение выборок при помощи однофакторного дисперсионного анализа позволило выявить значимые различия между группами (p<0,05). Было выявлено, что данные группы отличались особенностями торможения нежелательного поведения, а также преобладанием различных ко-пинг-стратегий (поиск социальной поддержки, принятие ответственности, положительная переоценка). Психологические профили кандидатов в водители в зависимости от возрастного диапазона представлены на рис. 1.
Группа лиц в возрасте от 15 до 21 года отличались наименее выраженной активацией торможения нежелательного поведения, а также средней частотой предпочтения таких копинг-стратегий, как: поиск социальной поддержки, принятие ответственности и низкая склонность к положительной переоценке трудной ситуации. Таким образом, основным акцентом при коррекционной и развивающей работе с кандидатами в водители данной возрастной группы будет формирование функциональной активности нервных механизмов, связанных с торможением поведения, а также обучение их прибеганию к таким адаптивным копинг-стратегиям, как принятие ответственности и поиск социальной поддержки.
Торможенне поведения Поиск еоп подпержкн Принятие Положительная
отшггсгвеннктн переопенка
= • --22-29 -n ...... in i"
Рис. 1. Психологические особенности кандидатов в водители в зависимости от возраста
Группа лиц в возрасте от 22 до 29 лет отличалась высокой активацией торможения нежелательного поведения, предпочтением адаптивных копин-гов принятия ответственности и поиска социальной поддержки, а также средней частотой прибегания к копингу положительной переоценки трудной ситуации. Таким образом, данная группа является наиболее адаптивной к вождению автотранспортного средства.
Индивидуально-психологический профиль
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2020 - V. 27, № 1 - P. 6-9
группы лиц в возрасте от 40 до 49 лет наиболее похож на профиль группы лиц в возрасте от 22 до 29 лет, отличаясь от них меньшей выраженностью к использованию всех трех типов совладающего со стрессом поведения. Рекомендацией для проведения коррекционных работ для данной группы является обучение их использованию адаптивных способов совладания со стрессовой ситуацией.
Наиболее дезадаптивными индивидуально-психологическими характеристиками отличались кандидаты в водители в возрасте от 30 до 39 лет. Они отличались низкой частотой использования адаптивных копингов поиска социальной поддержки и принятия ответственности с предпочтением переоценки трудной ситуации в пользу личностного роста. Деза-даптивное сочетание типов совладающего поведения со средней выраженностью способности к торможению нежелательного поведения определяет рекомендации к коррекционной программе для кандидатов в водители данной возрастной группы.
Для уточнения общих взаимосвязей между возрастом испытуемых и их индивидуально-психологическими особенностями был проведен корреляционный анализ (ранговая корреляция г-Спирмена). Было выявлено, что чем старше респонденты, тем в большей степени они чувствительны к негативным стимулам (г=-0,478; р<0,001), более упорны в достижении долгосрочных целей (г=0,399; р<0,01), воспринимают окружающих как менее враждебных (г=-0,561; р<0,01), но в то же время чаще прилагают агрессивные усилия по изменению ситуации, что сочетается с общей доброжелательностью, склонностью к сотрудничеству (г=0,654; р<0,01), а также повышенной эффективностью выполнения пробы на внимание (г=0,778; р<0,01). Необходимо уточнить, что несмотря на то, что значение коэффициента корреляции Спирмена для параметра «чувствительность к негативным стимулам» отрицательная, данная взаимосвязь интерпретируется как прямая положительная, так как сама шкала имеет обратные значения.
------------
ГорМККЙННВ Лттятгя на лолучвний АГГШНДДЯ Д&ЛНЖЖНЯ Акппндия получетня нвжелательлого уддвмл*лши дгюткрочных двлвй «гобржня
повгдеитн (обратная
= ■ • 1 мастер — — 2 ьлжтер
Рис. 2. Особенности систем активации и торможения поведения кластеров 1 и 2
Для определения индивидуально-
психологических характеристик и особенностей восприятия, внимания и памяти в зависимости от неврологических особенностей торможения и активации поведения на различные стимулы был проведен кластерный анализ по параметрам: «торможение нежелательного поведения», «активация на получение удовольствия», «активация достижения отдаленных целей» и «активация получения одобре-
ния». Характеристики двух выделенных кластеров представлены на рис. 2.
В первый кластер лиц с низкой активацией торможения поведения и невыраженной активацией на достижение удовольствия преимущественно вошли кандидаты в водители мужского пола - 62,5% в возрасте 15-21 лет - 81,3%. Представители первого кластера значимо отличались меньшим объемом кратковременной памяти, экстравертированностью, но при этом антагонистичностью по отношению к другим; склонностью к спонтанному, импульсивному поведению. Можно предположить, что коррекци-онные программы, направленные на развитие способности оттормаживать нежелательное поведение, будут сцеплены также с коррекцией данного индивидуально-психологического профиля, а также с увеличением объема кратковременной памяти.
Во второй кластер преимущественно вошли респонденты женского пола - 76,2%, в возрасте 2219 лет - 38,1% и респонденты старшей возрастной категории 40-49 лет - 23,8%. Лиц, составивших второй кластер, значимо отличал больший объем кратковременной памяти, интроверсия, доброжелательность и склонность к сотрудничеству, большая организованность. Можно заключить, что сочетание высокой активации к получению удовольствия и торможению нежелательного поведения является наиболее адаптивным.
Заключение. Исследование психологических особенностей кандидатов в водители и характеристик их когнитивной сферы позволило выделить гендер-ные и возрастные различия. Мужчины чаще женщин предпочитают такую копинг-стратегию, как проблемно-фокусированные действия, также у них отмечается более выраженная активация торможения нежелательного поведения и избегания наказания.
Выявлено, что чем старше респонденты, тем более развито у них торможение нежелательного поведения, выражена мотивация достижения отставленных во времени целей. Они менее враждебны, но в то же время чаще решают проблемную ситуацию, используя агрессивные стратегии. Это сочетается с общей доброжелательностью и склонностью к сотрудничеству, а также высокой устойчивостью произвольного внимания.
Установлено, что наиболее дезадаптивными личностными характеристиками обладает группа лиц в возрасте от 30 до 39 лет. Выявленное сочетание типов совладающего поведения со средней выраженностью способности к торможению нежелательного поведения определяет рекомендации к коррекционной программе для кандидатов в водители данной возрастной группы.
Выявленные закономерности могут быть использованы для составления индивидуализированных программ обучения кандидатов в водители, а также для составления коррекционных программ кандидатов в водители, попавших в группу риска высокой аварийности.
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2020 - V. 27, № 1 - P. 6-9
Литература / References
1. Арбузова Е.Н. Мотивация участников дорожного движения как фактор безопасности на дорогах // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Соц.-гуманит. науки. 2009. № 7. С. 180-181 / Arbuzova EN. Motivacija uchastnikov dorozhnogo dvizhenija kak faktor bezopasnosti na dorogah [Motivation of road users as a factor of road safety]. Vestn. Pskovskogo. gosudarstvennogo universiteta. Seria: Socialno-gumanitarnyie nauki. 2009;7:180-1. Russian.
2. Волкова А.О., Козырева Е.А. Усталость водителя и безопасность движения // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях. Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2017. Ч. 2. С. 9-12 / Volkova AO, Kozyreva EA. Ustalost' voditelja i bezopasnost' dvizhenija. [Driver fatigue and safety]. Collection of scientific papers 'Dinamika vzaimootnoshenij razlichnyh oblastej nauki v sovremennyh uslovijah'. Kazan'. 2017;2:9-12. Russian.
3. Кашинцева Л.В., Седова О.А., Хадарцев А.А., Хрупа-чев А.Г., Кашинцева Л.О. Обоснование несовершенства существующей методики оценки риска травматизма с временной утратой трудоспособности, для целей социального страхования // Экономика в промышленности. 2012. № 3. С. 8793 / Kashintseva LV, Sedova OA, Khadartsev AA, Khrupachev AG, Kashintseva LO. Obosnovanie nesovershenstva sushche-stvuyushchey metodiki otsenki riska travmatizma s vremennoy utratoy trudosposobnosti, dlya tseley sotsial'nogo strakhovaniya [Justification of the imperfection of the existing methodology for assessing the risk of injuries with temporary disability for social insurance purposes]. Ekonomika v pro-myshlennosti. 2012;3:87-93. Russian.
4. Петрова М.И. Социально-психологические особенности стереотипов восприятия женщин-водителей // Ученые записки РГСУ. 2011. № 7 (95). С. 239-243 / Petrova MI. Social'no-psihologicheskie osobennosti stereotipov vosprijatija zhenshhin-voditelej [Socio-psychological features of stereotypes of perception of women drivers]. Ucheniye zapiski RGSU. 2011;7(95):239-43. Russian.
5. Послание по случаю начала Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения // ООН. 2011. URL: http://www.un.org/ru/sg/messages/2011/ oadsafetydecade.shtml (дата обращения: 30.04.2019). / Poslanie po sluchaju nachala Desjatiletija dejstvij po obespecheniju bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija [Message on the start of the Decade of action for road safety]. UNO. 2011. [cited 2019, Apr 30]. Available from: http://www.un.org/ru/sg /messages/2011/roadsafetydecade.shtml.
6. Статистика ГИБДД//ГИБДД РФ.
URL: http://stat.gibdd.ru_(дата обращения: 30.04.2019) /
Statistika GIBDD [Traffic statistics] [cited 2019, Apr 30]. Available from: http://stat.gibdd.ru.
7. Chan M., Singhal A. The emotional side of cognitive distraction: Implications for road safety // Accident Analysis and Prevention. 2013. Vol. 50. P. 147-154 / Chan M, Singhal A. The emotional side of cognitive distraction: Implications for road safety. Accident Analysis and Prevention. 2013;50:147-54.
8. Welsh R., Lenard J. Male and female car drivers - difference in collision and injury risks // Proceedings of the 45th Annual AAAM Conference. Texas, 2001. P. 24-26 / Welsh R, Lenard J. Male and female car drivers - difference in collision and injury risks. Proceedings of the 45th Annual AAAM Conference. Texas, 2001:24-6.
Библиографическая ссылка:
Шпорт С.В., Ковалева М.Е., Белякова М.Ю. Психологические и когнитивные особенности кандидатов в водители в зависимости от возраста и гендера // Вестник новых медицинских технологий. 2020. №1. С. 6-9. DOI: 10.24411/1609-2163-2020-16546.
Bibliographic reference:
Shport SV, Kovaleva ME, Belyakova ME. Psikhologicheskie i kognitivnye osobennosti kandidatov v voditeli v zavisimosti ot vozrasta i gendera [Psychological and cognitive features of candidates for drivers depending on age and gender]. Journal of New Medical Technologies. 2020;1:6-9. DOI: 10.24411/1609-2163-2020-16546. Russian.