УДК 159.9:340
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЗИТИВНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ*
Д. А. Липинский
Реферат: цель статьи - определить психологические характеристики позитивной юридической ответственности личности, которая в связи с построением правового государства и формированием гражданского общества не только не утратила своего значения, но и приобрела все большую актуальность, ввиду того что такое формирование возможно только в случае юридически ответственного отношения к исполнению обязанностей, соблюдению запретов и реализации прав членами нашего общества. При этом приоритет должен отдаваться социально активному правомерному поведению, основанному не на соблюдении обязанностей, а на реализации предоставленных правомочий.
В статье исследуются психологические характеристики позитивной юридической ответственности, которые характеризуют различные виды правомерного поведения субъектов общественных отношений, рассматриваются различные волевые, интеллектуальные и эмоциональные составляющие, характерные для социально активного, привычного, комфор-мистского и маргинального правомерного поведения, во взаимосвязи с позитивной юридической ответственностью и правоотношениями, в которых они реализуются;
© Липинский Д. А., 2016
* Статья выполнена при поддержке РГНФ, проект № 16-33-00017 «Комплексный, межотраслевой институт юридической ответственности: понятие, структура, взаимосвязи и место в системе права».
ведется полемика с учеными-юристами, отождествляющими субъективную сторону позитивной юридической ответственности только с одним из психологических компонентов мотивами, сознанием, психическим отношением и т. д. Реализация позитивной юридической ответственности связывается правомерным поведением личности. Обосновывается различное сочетание волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов у маргинального, комформистского, привычного и социально активного правомерного поведения, рассматриваются различные формы позитивного психического отношения субъекта к своим поступкам, которые выступают антиподом вины и психического отношения, характерного для вины и виновного поведения субъекта.
Субъективное содержание правоотношения и позитивной юридической ответственности характеризуется следующими признаками: позитивным психическим отношением (антипод вины, отсутствие вины), мотивом, целью, эмоциональным состоянием лица. Позитивное психическое отношение включает в себя сознание, волю, мотивы. Интеллектуальный элемент составляет сознание правовых и моральных норм (сознание значимости своего поведения). Волевой элемент означает способность осознавать нормы и руководить своими действиями.
Ключевые слова: позитивная ответственность, воля, сознание, психическое отношение, правомерное пове-
дение, эмоции, чувства, юридическая ответственность, социально активное поведение, привычное поведение, маргинальное поведение, комформистское поведение.
Ученые, исследующие позитивную (добровольную форму реализации) юридическую ответственность, практически единодушно признают, что она существует в единстве объективных и субъективных признаков, в единстве объективной и субъективной стороны. Единство объективной и субъективной стороны означает не что иное, как единство основанных на воли и сознании юридических обязанностей и их волевого ответственного исполнения, выражающегося в реальном правомерном поведении участников общественных отношений.
В юридической литературе отмечается, что волевое содержание входит в содержание правоотношения, а также выделяется субъективная сторона добровольной формы реализации ответственности. Однако любое правоотношение характеризуется не только волевым, но и интеллектуальным, мо-тивационным, эмоциональным моментом. Ведь волевое содержание правоотношения складывается из волевого поведения участников этих отношений.
Исследования юристов, рассматривающих волевое содержание правоотношения, находятся на стыке двух наук: юриспруденции и психологии, поэтому при исследовании этой проблемы необходимо учитывать достижения психологической науки. В психологии воля субъекта рассматривается как нечто неотделимое от его сознания, мотивации, эмоций. Она не существует сама
по себе в отрыве от других психических процессов. Так и волевое содержание правоотношения не существует в отрыве от сознания, мотивации, эмоций. Не существует воли «вообще» в отрыве от других психических процессов. Более того, осознание предшествует волевому отношению, а волевое отношение, взятое в его динамике (в процессе реализации обязанностей), неотделимо от сознания. Для общественного отношения характерен такой признак, как наличие в нем двух уровней соотноси-мости: внешнего - отношения каждой из сторон к противоположной и внутреннего - отношения каждой из сторон социального отношения к самой себе.
Ответственность и правоотношение немыслимы, если человек не имеет возможности или не способен осознавать характер предъявляемых к нему требований. Социальные требования должны восприниматься личностью, причем сознание характеризует не только субъективное в ответственности, но и субъективное восприятие окружающего мира, оценку собственных жизненных ресурсов, мотивы, эмоциональное отношение к должному, волю. Все эти признаки, по нашему мнению, входят в субъективное содержание ответственности и правоотношения, в рамках которых реализуется ответственность.
Предпосылкой ответственности является свобода выбора вариантов поведения. В своей сознательной волевой деятельности личность объективирует свою сущность, свое психическое отношение к правовым нормам. Свобода выбора неизбежно относительна, так как она является результатом отражения необходимости, отражения неисчерпывающего, неполного. Она всегда
ограничена реально существующими у субъекта возможностями реализации необходимости. Свобода относительна потому, что человек субъективно не свободен, если осуществляет свою деятельность под влиянием принудительных мотивировок, например, если субъект выполняет требования правовых норм главным образом потому, что боится наказания. Ответственность есть выбор, осуществление наиболее рационального способа действия (поведения, поступка) в условиях свободы [1, с. 31]. Личность может совершать положительные поступки исходя из различных побуждений - из высокого чувства долга, страха наказания, стремления получить вознаграждение и т. п. Следовательно, мотив поведения входит в субъективное содержание юридической ответственности. Психологи отмечают: безмотивных поступков в человеческой деятельности не существует [2, с. 131].
В юридической литературе нет единства мнений о содержании субъективной стороны правоотношений добровольной (позитивной) юридической ответственности. Ее понимают как: осознание требований правовых норм и подчинение им - М. А. Бестугина [3, с. 13], В. А. Елеонский [4, с. 13]; осознание правовой действительности и свобода воли индивида - В. С. Прохоров[5, с. 119], А. П. Чирков [6, с. 7]; знание (понимание) своей обязанности, определенное отношение к ней, характеризующееся как чувство долга, стремление выполнить порученное дело хорошо -В. Н. Кудрявцев [7, с. 287]; предвидение и учет правовых требований, оценка государством и самим субъектом содеянного, способность поступать право-
мерно, действовать по своей воле, позитивное или негативное направление ответственности - Б. В. Сидоров [8, с. 18]; чувство ответственности - А. И. Бойцов [9, с. 6].
Приведенные суждения не совсем точно отражают суть субъективного содержания добровольной формы реализации юридической ответственности. Полагаем, что необходимо выстроить систему субъективных признаков юридической ответственности, которые будут тождественны субъективному содержанию правоотношения, а субъективное содержание можно раскрыть на основе психологических процессов, представленных в виде сознания, воли, психического отношения, мотивов, целей, эмоций.
При характеристике субъективного содержания мы исходим из ряда важных постулатов: во-первых, право как общественный регулятор адресовано именно осознающей личности в расчете на ее сознание; во-вторых, всякая волевая деятельность по своей структуре является сознательной; в-третьих, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики; в-четвертых, сознание характеризуется: знанием, самопознанием, обеспечением целеполагающей деятельности человека, определенным отношением, чувствами, ощущениями, восприятием, мышлением; в-пятых, индивидуальное сознание связано с общественным сознанием; в-шестых, в функции сознания входит формирование целей деятельности. При этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действия [10, с. 44].
В структуре сознания особая роль принадлежит психическому отноше-
нию. Такими доминирующими отношениями при совершении действий выступают: отношение лица к другим людям, обществу в целом, его ценностям (в том числе правовым), идеалам (или, наоборот, порокам); отношение к себе, своим потребностям, интересам, привычкам, смыслу своей жизнедеятельности; отношение к конкретным предметам внешнего мира, предметам своего удовлетворения через личностный смысл совершаемого и его социальной значимости [11, с. 36].
Сознание - «это действенность и избирательность, это не только отражение, но и отношение (выделно авт. - Д. Л.)» [12, с. 149]. Субъективное содержание регулятивного правоотношения ответственности характеризуется психическим отношением, но не к преступлению, а к социально полезному поведению. В данном случае вина лица отсутствует, а категория «психическое отношение» имеет место.
О психическом отношении не может идти речь, если оно не охватывалось сознанием индивида. Выражение «психическое отношение» акцентирует внимание на том, что право интересует не любое проявление психики человека, а только в форме отношения. Право адресовано осознающей свои действия личности. Не случайно в психологической литературе ответственность как качество личности понимается как «осознание зависимости своих действий и их последствий от своего решения и управления им, готовность отвечать за них в рамках социальной или организованной структуры» [13, с. 143].
В. Н. Кудрявцев справедливо отметил: изучение преступного поведения приводит к выводу о том, что механизм
правомерного и противоправного поведения содержит по форме те же психологические элементы, но наполненные разным социальным содержанием [7, с. 143]. Исследование субъективного содержания правоотношения ответственности под углом генезиса поступка позволит глубже вникнуть в его структуру. Генезис поступка можно выразить в следующей схеме: мотивация - решение - поступок - ожидание. После того как субъект совершил поступок, он ожидает реакции общества. От характера этой реакции во многом зависит мотивация следующего поступка. Социальная среда оказывает глобальное влияние на поведение человека, на его мотивацию. Несомненно, в формировании поведения человека принимают участие условия жизни и воспитания,конкретная жизненная ситуация, но влияние этих компонентов не входит в предмет нашего исследования.
«Сама человеческая личность является так называемой системой, которая при взаимодействии со средой постоянно получает что-то от окружающего мира и что-то ему дает» [14, с. 88]. От волевых способностей человека зависит его возможность сознавать правила поведения, соизмерять свой поступок с последствиями, которые могут наступить при его совершении, подавлять низменные мотивы в процессе их борьбы.
Борьба мотивов - типичное состояние человека. Для добровольной формы реализации ответственности необходимо, чтобы субъект осознал невыгодность и общественную вредность противоправного поведения, чтобы в нем сработал мотив страха или уважения к закону или чтобы субъект сопод-
чинил свои действия поведению окружающих. Стадия принятия решения для совершения поступка у неустойчивого типа личности может характеризоваться борьбой мотивов. Принимая решение, субъект оценивает различные элементы будущего поступка и связанные с ним возможные юридически значимые последствия.
Мы уже обращали внимание на наличие определенного психического отношения при совершении правомерных поступков. Такое отношение В. Н. Кудрявцев характеризует как чувство долга, стремление выполнить порученное дело хорошо [7, с. 160]. Думается, что этим понятием можно обозначить только наивысшую степень ответственности, так как иногда субъект может руководствоваться и чувством страха, невыгодности, стыда и т. п. «Многообразие психических отношений, в которые объективно включается личность, и порождает многообразие ее психологических свойств» [14, с. 12]. Чувство долга возникаету человека при достижении им определенной ступени нравственного и правового сознания [15, с. 232]. Кроме того, чувства - это не само психическое отношение, а эмоциональный фон, на котором протекают другие психические процессы, и они «не находятся выше разума и разум не находится выше чувств. Истина посередине - и чувственное, и рациональное играют необходимую роль в деятельности людей» [14, с. 15].
В психологической литературе понятие «отношение» трактуется двояко: с одной стороны, это внутреннее отношение; с другой - внешнее. К различным предметам у личности, естественно, может наблюдаться различное отноше-
ние. Оно может быть уважительным, отрицательным, положительным, безразличным и т. п. Если личность совершает конкретный правомерный поступок, то можно сказать, что у нее наблюдается позитивное отношение к определенным социальным благам, другим людям. В своей деятельности субъект опредмечивает свое отношение к социальным ценностям в форме правомерного поведения, урегулированного правовыми нормами.
Употребление термина «позитивное психическое отношение» носит условный характер. Внутренне субъект может пренебрежительно относиться к жизни другого человека, но если в мотивах его поступка ведущую роль сыграл страх или боязнь мести со стороны родственников, то он может отказаться от совершения преступления. Следовательно, данное отношение опредметилось в виде позитивного (воздержание от противоправного поведения), поэтому такое отношение будет являться позитивным, хотя в целом личность может характеризоваться внутренним неуважительным отношением к правовым нормам.
В зависимости от типа личности, конкретной ситуации, обстоятельств у лица могут проявляться различные формы позитивного психического отношения. Поскольку позитивное психическое отношение есть не объективная, а субъективная реальность, то ее форма не может, видимо, трактоваться и выражаться в виде внешнего облика, имеющего какие-то границы, пределы и тем самым показывать пространственную связь с ее какими-то иными явлениями и предметами. Конечно, содержание психического отношения находит свое
внешнее проявление, опредмечивается через деятельность. Форму позитивного отношения следует понимать в плане психически-смысловой, но реально существующей связи внутреннего мира человека с социальными и правовыми предписаниями. Такое понимание формы позитивного психического отношения почти отождествляется с ее содержанием, так что форма действительно предстает как тождественный содержанию способ выражения. Если содержание позитивного отношения определяется содержанием мотивов, эмоциональных, интеллектуальных и волевых моментов психики лица, совершающего правомерный поступок, то ими же определяется та или иная форма позитивного отношения.
Мы поддерживаем типологию правомерного поведения, предложенную В. В. Оксамытным, который выделяет следующие типы правомерного поведения: социально активное; положительное (привычное); конформистское (пассивное); маргинальное [15, с. 98]. Данная типология правомерного поведения позволяет выделить различные формы позитивного психического отношения. В основу выделения таких форм положено различное сочетание интеллектуальных и волевых элементов психики, мотивов поведения, эмоций, причем у них возможна различная интенсивность, различная степень выраженности и проявления.
При реализации личностью добровольной ответственности возможны следующие формы позитивного психического отношения.
Социально активная форма позитивного психического отношения. Отличается глубоким восприятием лич-
ностью идей и принципов права, правил поведения (интеллектуальный элемент - Д. Л.), последовательным выполнением его указаний, активной, преобразовательной деятельностью по реализации правовых целей (волевой элемент - Д. Л.) [15, с. 98]. Считаем, что воля и сознание при данной форме направлены на достижение полезных целей, имеющих особую значимость для общества. Эмоциональный фон такого поведения характеризуется чувствами долга, уважением к закону, целям и интересам общества. Мотивами такого поведения выступает, как правило, стремление к уважению закона, общепризнанных ценностей и т. п.
Положительная (привычная) форма позитивного психического отношения характеризуется вошедшим в привычку поведенческим актом, поэтому личность не подвергает каждый раз критическому осмыслению правильность предъявляемых к ней обществом требований, а следует им без особых раздумий, переживаний, без долгой борьбы мотивов [15, с. 114]. Для такого позитивного психического отношения характерно первоначальное глубокое осознание правовых норм, усвоение их полезности и социальной значимости (интеллектуальный элемент). Особенности интеллектуального элемента заключаются в том, что человек не задумывается над социальной полезностью своего поведения, но даже это свидетельствует о том, что «такой человек обладает добродетелью, состоящей в склонности к исполнению подобных обязанностей...» [16, с. 266]. Волевой элемент характеризуется поведенческой привычкой как внутренним стремлением человека к совершению
актов, закрепленных в его сознании из-за многократности повторения. Мотивом поведения тут выступает привычка, стремление, интерес действовать правомерно, хотя могут быть и другие положительные мотивы. Для эмоционального фона не характерны такие чувства, как страх, боязнь.
При конформистской (пассивной) форме позитивного психического отношения сознание и воля лица обращены на подчинение групповым стандартам и требованиям. Такое подчинение может быть только внешним: индивид не меняет своих взглядов, но не высказывает своих разногласий окружающим, делая вид, что принимает позицию общества. Сознательные побуждения, ведущие к правомерному поведению, не связаны с оценочным, эмоциональным отношением индивида к правовым нормам. Мотивами такого поведения выступают согласное подчинение лица установленным правилам, основанное на пассивном отношении к существующему правовому порядку, боязнь утратить доверие близких и боязнь потерять авторитет [15, с. 113]. Такое поведение связано с неиспользованием субъективных прав, предусмотренных упра-вомочивающими нормами. Например, субъект права не реализует право на образование, избирательные права и другие субъективные права.
Маргинальная форма позитивного психического отношения. Волевой элемент характеризуется борьбой мотивов, воля лица направлена на подавление запрещенных мотивов поведения. Такое поведение построено на мотивах страха, возможно, этим пронизано и эмоциональное содержание. Интеллектуальный элемент характеризует-
ся осознанием не только норм, но и невыгодности их нарушения. При таком поведении субъект постоянно ставит перед собой цель удержаться от совершения преступления. Возможно, если личность характеризуется устойчивыми антисоциальными установками, то субъекту приходится проявлять значительные усилия воли для воздержания от совершения правонарушения. Такое поведение находится на грани с правонарушением.
Подводя итог, можно отметить, что позитивная юридическая ответственность характеризуется следующими признаками:позитивным психическим отношением (антипод вины, отсутствие вины), мотивом, целью, эмоциональным состоянием лица. Позитивное психическое отношение включает в себя сознание, волю, мотивы. Интеллектуальный элемент составляет сознание правовых и моральных норм (сознание значимости своего поведения). Волевой элемент означает способность осознавать нормы и руководить своими действиями.
Каждой форме позитивного отношения имманентно присущи интеллектуальный и волевой элементы. Отсутствие одного из них означает отсутствие ответственности и правоотношения, но это еще не является проявлением безответственности. В данном случае можно говорить, что лицо в определенный момент (когда отсутствовал волевой или интеллектуальный элемент) не могло нести добровольную ответственность. Схема «волевой - интеллектуальный элемент» носитуслов-ный характер, так как воля и интеллект взаимосвязаны и взаимозависимы, кроме того, им сопутствует эмоциональный фон (чувства, эмоции).
Список литературы
1. Бернштейн Д. И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. Ташкент : Изд-во ФАН Узбекской ССР, 1989. 147 с.
2. Немов Р. С. Психология : учебник : в 3 кн. М. : Просвещение, 1995. Кн. 1. 576 с.
3. Бестугина М. А. Социальная обусловленность и назначение гражданско-правовой ответственности в современных условиях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986. 24 с.
4. Елеонский В. А. Уголовное наказание: единство ретроспективной и позитивной уголовной ответственности // Вопросы ответственности и наказания в свете решений XXVI съезда КПСС. Рязань : РВШ МВД СССР, 1987. С. 72-84.
5. Прохоров В. С. Преступление и ответственность. Л. : Изд-во ЛГУ, 1984. 136 с.
6. Чирков А. П. Ответственность в системе права. Калининград, 1996. 26 с.
7. Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М. : Наука, 1986. 448 с.
8. Сидоров Б. В. Уголовно-правовые гарантии правомерного, социально полезного поведения. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1992. 152 с.
9. Бойцов А. И. Теоретические вопросы уголовной ответственности и освобождения от нее : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1982. 24 с.
10. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М. : Просвещение, 1976. 479 с.
11. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. М. : Изд-во МГУ, 1982. С. 35-38.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.
13. Брахцин М. Воля и волевые качества личности // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М. : Наука, 1989. С. 134-144.
14. Момов В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы). М., 1975. 163 с.
15. Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. Киев : Наук. думка, 1985. 176 с.
16. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984. 326 с.