Научная статья на тему 'Психологические характеристики мотивационносмысловых переменных ответственности у девушек и юношей в условиях ранней профессионализации'

Психологические характеристики мотивационносмысловых переменных ответственности у девушек и юношей в условиях ранней профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / КОМАНДНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СПОРТ ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ / PREMATURE PROFESSIONALIZATION / SPORT ACTIVITIES / MOTIVATION AND VALUE VARIABLES OF RESPONSIBILITY / TEEN-AGE AND YOUTH / HIGH-ACHIEVEMENT SPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пархоменко Елена Александровна

Исследование посвящено изучению возможностей спорта как вида деятельности, способствующего становлению психологических характеристик мотивационно-смысловых переменных ответственности личности, и способов реализации этих возможностей на разных этапах их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF BOYS AND GIRLS' MOTIVATION AND VALUE RESPONSIBILITY VARIABLES IN THE CIRCUMSTANCES OF THE PREMATURE PROFESSIONALIZATION

The research deals with sport as a type of activities encouraging formation of the psychological features of motivational and value variables of the person's responsibility and ways of personality fulfillment on the various stages of training.

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики мотивационносмысловых переменных ответственности у девушек и юношей в условиях ранней профессионализации»

УДК 796.01 : 159.9 Пархоменко Елена Александровна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры общей и профессиональной

педагогики,

докторант кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННОСМЫСЛОВЫХ ПЕРЕМЕННЫХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ В УСЛОВИЯХ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация:

Исследование посвящено изучению возможностей спорта как вида деятельности, способствующего становлению психологических характеристик мотивационно-смысловых пере-менных ответственности личности, и способов реализации этих возможностей на разных этапах их подготовки.

Ключевые слова:

ранняя профессионализация, спортивная деятельность, мотивационно-смысловые переменные ответственности, командные и индивидуальные виды спорта, подростковый и юношеский возраст, спорт высоких достижений.

Parkhomenko Elena Aleksandrovna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the General and Vocational Education Science Subdepartment, D.Phil. applicant of the Psychology Subdepartment, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism [email protected]

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF BOYS AND GIRLS' MOTIVATION AND VALUE RESPONSIBILITY VARIABLES IN THE CIRCUMSTANCES OF

THE PREMATURE PROFESSIONALIZATION

Summary:

The research deals with sport as a type of activities encouraging formation of the psychological features of motivational and value variables of the person's responsibility and ways of personality fulfillment on the various stages of training.

Keywords:

premature professionalization, sport activities, motivation and value variables of responsibility, teen-age and youth, high-achievement sport.

Особенности психологической структуры ответственности личности в различных ее аспектах, ее способность к активности, самостоятельности, направленности, саморегуляции, что может способствовать достижению максимальных спортивных результатов, занимались такие известные отечественные психологи, как К.А. Абульханова-Славская [1], А.В. Брушлинский [2], Х. Хекхаузен [3], В.П. Прядеин [4] и другие.

Психологическую структуру ответственности личности, как считает В.П. Прядеин [5], составляют переменные личностных характеристик, одними из которых являются мотивационносмысловые [6].

Цель исследования - заключается в изучении влияния ранней профессионализации на психологические характеристики мотивационно-смысловых переменных ответственности у девушек и юношей в условиях спортивной деятельности. Определение благоприятных условий для максимальной реализации спортсменов в спорте при сочетании личностного развития и спортивных результатов.

«Методы и организация исследования». Психологическая структура ответственности личности устанавливались по опроснику В.П. Прядеина [7, с. 287-291].

Исследованная выборка составила (около 500 человек). Она была подразделена на три возрастные группы: подростковый, юношеский и период ранней взрослости. А также включала в себя спортсменов обоего пола, занимающихся командными (футбол, гандбол) и индивидуальными (гребля на байдарках) видами спорта, и группу сверстников, не занимающихся спортом.

«Результаты и их обсуждение». В результате проведенного исследования установлены психологические признаки мотивационно-смысловых переменных ответственности у девушек и юношей подросткового, юношеского возраста и период ранней взрослости, занимающихся спортом.

Анализ гендерных различий мотивационно-смысловых переменных ответственности в группах девушек и юношей, занимающихся командными (футбол, гандбол) и индивидуальными (народная гребля) видами спорта, и учащихся того же возраста, не занимающихся спортом, показан в таблице 1.

Таблица 1 - Средние значения мотивационно-смысловых переменных ответственности

у девушек и юношей

Показа- тели занимающиеся спортом (п=) не занимающиеся спортом (п=)

командный вид индивидуальный вид

футбол гандбол гребля на байдарке

девушки | юноши девушки девушки | юноши девушки | юноши

ВОЗРАСТ 12-15 лет

МС 22,8+3,3 19,8+4,7 23,3+4,5 22,8+2,8 22,8+2,9 18,4+6,8 14,0+1,7

р<0,05 | р<0,05 р<0,05

МЭ 19,7+5,7 20,2+3,7 20,5+5,1 18,7+3,6 21,1+2,2 18,6+3,9 17,7+1,0

р<0,05

КО 26,4+4,6 21,6+4,6 26,6+3,7 24,1+6,3 26,4+3,1 22,1+5,0 14,9+3,5

р<0,05 | р<0,05 р<0,05

КОСВ 17,4+3,5 19,1+5,2 19+6,1 19,8+3,7 18,2+6,8 17,1+4,1 15,3+3,4

р<0,05

РП 22,5+3,3 21,2+6,2 23+3,2 23,5+4,7 22,9+5,1 19,1+7,2 15,7+3,3

р<0,05

РС 24,0+3,6 20,5+6,7 23+5,4 22,3+3,5 23,8+3,9 16,5+5,6 15,5+2,8

р<0,05 | р<0,05

ВОЗРАСТ 16-18 лет

МС 22,8+4,4 21,8+4,8 22,2+5,1 18,9+2,4 21,5+3,3 19,8+6,6 22,5+4,5

МЭ 17,3+4,6 18,9+3,6 18,4+4,3 18,4+2,7 20,4+2,3 19,2+5,3 18,8+4,8

КО 25,6+4,3 26,3+5,2 26,4+5,3 25,7+3,7 24,1+4,4 25,9+4,2 24,6+6,4

КОСВ 16,1+4,2 17,8+3,9 15,7+4,6 16,5+5,6 19,6+4,1 17,6+7,0 17,7+5,5

РП 24,0+3,4 24,9+4,8 26,6+4,3 21,4+4,1 23,9+3,3 22,5+5,3 23,9+4,1

РС 25,0+5,3 24,5+5,6 26,8+4,1 22,5+6,0 22,5+4,2 23,4+6,0 24,5+4,6

| р <0,05

ВОЗРАСТ 25-30 лет

МС 23,8+3,6 20,1+6,2 23,6+3,3 22,6+3,7 23,7+2,2 21,8+4,4 24,7+0,5

р<0,05 | р<0,05 р<0,05

МЭ 16,0+4,4 17,1+6,5 17,6+7,1 19,6+2,7 23,0+1,6 15,1+5,6 14,3+3,8

р<0,05

КО 25,7+5,5 20,8+7,0 27,5+4,1 23,0+4,7 24,3+1,5 26,2+4,3 26,7+0,9

р<0,05 | р<0,05

КОСВ 14,4+2,6 17,5+8,3 16,5+3,7 21,0+2,2 22,5+0,5 14,9+6,0 17,3+3,5

РП 26,0+4,0 21,3+6,8 25,6+3,2 23,0+3,2 22,3+2,2 25,1+3,9 27,7+2,1

р<0,05 | р<0,05 р<0,05

РС 23,0+7,1 20,8+7,2 27,1+5,5 21,8+4,4 22,3+1,5 24,7+5,6 26,7+2,7

р<0,05 | р<0,05

Примечание: МС - мотивация социоцентрическая, МЭ - мотивация эгоцентрическая, КО - когнитивная осмысленность, КОСВ - когнитивная осведомленность, РП - результативность предметная, РС -результативность субъектная; р<0,05 по критерию Стьюдента.

Девочки 12-15 лет, специализации футбол и гандбол, достоверно превосходят мальчиков 12-15 лет специализации футбол по трем компонентам ответственности - «Мотивация соци-одентрическая», «Когнитивная осмысленность», «Результативность субъектная». Можно говорить о том, что девочки 12-15 лет, специализации футбол и гандбол, больше ориентированы на коллектив, на реализацию командных интересов и результат, чем мальчикам данной специализации (таблица 1).

Мальчики 12-15 лет специализации гребля на байдарке достоверно превосходят девочек 12-15 лет данной специализации только по мотивационному компоненту ответственности -«Мотивация эгоцентрическая». Можно говорить о том, что мальчики 12-15 лет специализации гребля на байдарке более ориентированы на себя, реализацию личностных интересов, чем девочки данной специализации.

Девочки 12-15 лет, не занимающиеся спортом, достоверно превосходят мальчиков 12-15 лет по следующим компонентам ответственности - «Мотивация социодентрическая», «Когнитивная осмысленность», «Когнитивная осведомленность», «Результативность предметная», то есть девочки более ответственны, более ориентированы на коллектив или группу, более добросовестны, самоотверженны, чем мальчики, не занимающихся спортом (таблица 1).

Девушки 16-18 лет специализации гандбол больше, чем юноши и девушки специализации футбол, ориентированы на личностно значимый результат, так как у них достоверно выше результативный компонент - «Результативность предметная», который находится в диапазоне высокого уровня, по остальным показателям различий нами не было установлено (таблица 1).

В группе девушек и юношей 16-18 лет, занимающихся индивидуальными (гребля на байдарках) видами и не занимающиеся спортом, нами не было установлено гендерных различий по мотивационно-смысловым характеристикам ответственности. Все переменные находятся в диапазоне среднего уровня (таблица 1).

При этом в группе у девушек и юношей 16-18 лет, как занимающихся командными (футбол, гандбол) и индивидуальными (гребля на байдарках) видами, так и не занимающихся спортом, мы наблюдаем гармоничные характеристики ответственности - социоцентричность, осмысленность, предметность как и у девочек, так и у мальчиков 12-15 лет (таблица 1).

Женщины 25-30 лет, специализации футбол и гандбол, достоверно превосходят мужчин 25-30 лет специализации футбол по следующим компонентам ответственности - «Мотивация социодентрическая», «Когнитивная осмысленность», «Результативность предметная», «Результативность субъектная», то есть женщины специализации футбол и гандбол более ответственны, более ориентированы на коллектив или группу, более добросовестны, самоотверженны, чем мужчины данной специализации (таблица 1).

Мужчины 25-30 лет специализации гребля на байдарке больше, чем женщины данной специализации, ориентированы на личностно значимую мотивацию, так как у них достоверно выше мотивационный компонент - «Мотивация эгоцентрическая», который находится в диапазоне среднего уровня, по остальным показателям различий нами не было установлено (таблица 1).

Мужчины 25-30 лет, не занимающиеся спортом, больше, чем женщины, ориентированы на социально значимую мотивацию, более ответственны и добросовестны, то есть ориентированы на преобладание общественных интересов над личными. Так как у них достоверно выше мотивационный компонент - «Мотивация социоцентрическая» (средний уровень), и результативный компонент - «Результативность предметная» (высокий уровень), по остальным показателям различий нами не было установлено (таблица 1).

Исходя из теоретических представлений о магистральных направлениях психического развития в подростковом, юношеском возрасте, периоде ранней зрелости и специфике спортивной деятельности, можно спроектировать успешность спортивной карьеры в условиях ранней профессионализации на разных этапах их подготовки. А с учетом выявленных психологических характеристик мотивационно-смысловых переменных ответственности личности можно создать систему психологического сопровождения подготовки спортсменов в условиях ранней профессионализации путем наращивания личностных ресурсов для обеспечения полноценной реализации, развивающего потенциала спортивной карьеры.

Ссылки:

1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психол. журн. 1985. Т. 6. № 5. С. 3-18

2. Брушлинский А.В. К проблеме субъекта в психологической науке // Гуманистические проблемы в психологической теории. М., 1995. С. 5-14.

3. Хекхаузен Х. мотивация и деятельность. М., 1986.

4. Прядеин В.П. Половозрастные особенности ответственности личности: монография. Екатеринбург, 1998.

5. Там же.

6. Абульханова-Славская К.А. Указ. соч.

7. Прядеин В.П. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.