Научная статья на тему 'Психологические барьеры в обучении риелторов'

Психологические барьеры в обучении риелторов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / РИЕЛТОР / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ РИЕЛТОРОВ / PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL BARRIERS / REALTOR / ADDITIONAL EDUCATION / TRAINING OF REALTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева В. А., Понежа Г. А.

Статья актуализирует вопросы обучения риелторов, выделены основные проблемы и разработаны методы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article actualizes the question of training of Realtors, highlights the main problems and methods have been developed to address them.

Текст научной работы на тему «Психологические барьеры в обучении риелторов»

ПСИХОЛОГИЯ

Зайцева В.А., Понежа Г.А.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ОБУЧЕНИИ РИЕЛТОРОВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: психология, психологические барьеры, риелтор, дополнительное образование, обучение риелторов.

Аннотация: статья актуализирует вопросы обучения риелторов, выделены основные проблемы и разработаны методы их решения.

Keywords: psychology, psychological barriers, realtor, additional education, training of Realtors.

Abstract: article actualizes the question of training of Realtors, highlights the main problems and methods have been developed to address them.

В психологии категория «психологический барьер» рассматривается в следующих определениях:

• это психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий;

• это мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действий, в частности, общению с определенным человеком или группой людей;

• «внутренняя помеха», наиболее частая причина внутренних конфликтов.

В социальной психологии психологические барьеры являются с точки зрения общения и включения в социальные группы:

• коммуникативный барьер образуется, если личность не может усвоить новые образцы делового и неформального общения, принятого в профессиональной среде, в которую он входит;

• психологические барьеры межличностного общения -осознанные и неосознанные препятствия и трудности, которые возникают между индивидами, вступают друг с другом в психологический контакт;

• новая социальная ситуация обуславливает появление новой роли. Непринятие роли - неадекватное поведение, а во внутреннем плане -образование социально-психологического барьера личности.

По мере возрастания значения нововведений в образовании и обществе в целом, а, следовательно, их научного изучения и трактования, психологические барьеры рассматриваются в рамках

профессионально образовательной деятельности:

• психологический барьер это последствия, трудности подчиненных (рабочих) при внедрении нововведений на предприятиях;

• инновации в организационном обучении ведут за собой пассивность, ригидность в поведении, стремление держаться и привычку, придерживаться старой профессиональной роли, установок -все это психологический барьер к нововведениям.

Как видно из вышеизложенного, в общей, социальной, организационной и педагогической психологии существует общее в различных трактовках барьера, таких как препятствие, трудность, негативное состояние и соответствующее поведение, изменение ситуации и др. Мы полагаем, что понятие социально-психологического барьера должно включать в себя все отмеченные определения. Это и мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности, и некое психическое состояние личности, и помеха на пути реализации новых идей, и нежелание приспособиться к новому социально психологическому климату в коллективе, и стремление сохранить привычные социальные связи, роли, и боязнь, что новая социальная обстановка приведет к уменьшению удовлетворенности работой, и неприязнь к вмешательству в личную жизнь, и к лицам, внедряющим нововведения и т.д.

Таким образом, социально психологический барьер можно рассматривать как системное образование, находящееся в зависимости, с одной стороны, от специфики деятельности, определяемой целями существования организации и типом организационной культуры, в рамках которой реализуются эти цели, а с другой, - от ценностно-мотивационной структуры личности.

Помимо мотивации существует антимотивация, выступающая в качестве помехи, препятствующей деятельности. В процессе движения к ценности субъект действует с определенным состоянием, которое порождает иную мотивацию, блокирующую деятельность и рождает мотивационный конфликт. Побуждающее к деятельности устремление сталкивается с другим мотивом, имеющим функцию внутреннего барьера, препятствия, мешающего реализации ценностей, вызывающего негативные чувства.

Как видим, субъективная помеха по внутренний барьер человека, неосознанный мотив, «мотив барьер», мешающий удовлетворить потребность. Трудные условия рождают мотивационные барьеры, стоящие на пути успешного выполнения деятельности, в нашем случае, учебной в профессиональном обучении риелторов.

Теоретический анализ психологической литературы, посвященной

проблеме мотивации, выявил проблему создания единой классификации мотивов взрослых в системе дополнительного профессионального образования. Все мотивы можно разделить на две труппы:

- непосредственные;

- и опосредованные.

В первую группу входят мотивы познавательные, развития личности и достижения, во вторую - стимульные, социальные и опосредованные достижения. Также в обеих группах мотивов выделяются профессиональные мотивы, которые могут быть и непосредственными, и опосредованными

Помимо мотивов-барьеров, являющихся помехой учебной деятельности простых, существуют другие препятствия и трудности. Трудность - переживание и иногда понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями личности. Может быть кратковременным психическим процессом или состоянием, преобразующимся в свойство личности, неуверенность в своих возможностях, изменяя самооценку. Трудность - частая, но не единственная причина психологического барьера.

В психологической литературе трудности описываются как:

а) субъектные - зависящие от самого субъекта, его личностных особенностей: самооценка, темперамент, характер, способности и др.;

б) объектные - определяемые окружающими субъекта людьми;

в) обстоятельственные - детерминируемые сложившимися обстоятельствами.

Мы предполагаем, что психологические трудности могут быть внешнего и внутреннего характера. Соответственно, по аналогии с классификацией мотивов трудности можно разделить на:

1) объективные;

2) и субъективные.

В первую группу трудностей входят объектные и обстоятельственные психологические трудности, а во вторую -субъектные, или те трудности, которые непосредственно зависят от личности взрослого.

Как отмечалось выше, основная, более общая проблема обучения взрослых - это проблема социально психоло1ического барьера, который является значительной помехой в дополнительном профессиональном образовании.

Социально-психологические барьеры имеют разнообразные формы проявления:

- от нервного напряжения, раздражения, скуки, безразличия,

депрессии до чрезмерного возбуждения, стресса, фрустрации;

- изменение образа «Я», самооценки;

- смены ролевого поведения, социальной функции, коммуникации, стереотипов, возможное появление неадекватных реакций и т.п.

Перечисленные проявления отрицательно сказываются на развитии личности и состоянии его психического и физического здоровья. При отдельном нервно-психическом напряжении может наступить эмоциональный срыв, либо субъект не в состоянии справиться с простейшей задачей и неадекватно воспринимает и реагирует на других людей, у него нарушается функции внимания, памяти. Такие состояния снижают результативность такого человека, сдерживают, ограничивают психические возможности индивида.

Помимо этого, социально-психологический барьер является следствием неполного принятия новой роли (т.е. определенного способа поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в обществе), новой социальной функции, что в свою очередь, приводит к неадекватным реакциям и действиям, и нарушений коммуникаций и как итог, отрицательному развитию личности и достижению поставленных целей.

Социально психологический барьер образуется в результате взаимодействия ценностно-мотивационной структуры личности с трудностями (объективными и субъективными) в процессе учебной деятельности. Иными словами, рассматривая факторы его образования, необходимо учитывать условия внешней и внутренней среды человека.

Исходя из определения социально психологического барьера и общей схемы классификации мотивов и трудностей, мы наметили основу эмпирического метода исследования

социально-психологических барьеров риэлторов в системе дополнительного образования, а именно:

1. в методе должны быть представлены два крупных блока мотивов-барьеров: непосредственного и опосредованного характера;

2. а также блок трудностей: субъективных и объективных

Для проведения эмпирического исследования проблемы барьеров в обучении риелторов, мы выдвинули в качестве рабочих следующие гипотезы:

• мы полагаем, что проблемы, связанные с развитием личности взрослого основываются на выраженности блока непосредственных мотивов-барьеров, барьеров в познавательной области и в сфере достижений будет меньше;

• основные проблемы в области, связанной со стимулами, социальные мотивы-барьеры и достижения детерминируются блоком

опосредованных антимотивов.

Таким образом, проведенный теоретический анализ и выдвинутые гипотезы позволили определить и план эмпирического пилотажного исследования для проверки данных предположений, а именно:

• исследовать характер психологических барьеров риелторов в системе дополнительного профессионального образования;

• изучить проблемные факторы, относящиеся к мотивационной сфере развития личности; исследовать стереотипные представления о собственных возможностях развития, а также позиции риелторов в системе образования и т.д.;

• изучить наличие или отсутствие взаимосвязи стимульных мотивов барьеров со спецификой деятельности риелторов в бизнес системе (организации), с общей системой ценностей риэлтерской организации.

Список литературы

1. Зайцева В.А. Акмеологические функции и формы проявления барьеров в профессиональной деятельности риэлтора // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 4 (84). С. 98-102.

2. Зайцева В.А. Психологические барьеры в обучении риэлторов // Российский экономический интернет-журнал. 2010. № 1. С. 77-81.

3. Зайцева В.А., Понежа Г.А. Психологические барьеры как фактор профессионального роста // Территория науки. 2012. № 1. С. 207-212.

4. Зайцева В.А. Формы профессионального обучения риэлторов в преодолении барьеров профессионального роста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 11 (91). С. 147-149.

5. Редькина Л.В. Психологические барьеры: структура и содержание // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 10 (90). С. 102-105.

Плаксина Н.И.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: корпоративная культура, вуз, высшее учебное заведение, организационная культура, образовательный процесс.

Аннотация: статья посвящена вопросам корпоративной культуры в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.