Научная статья на тему 'Психологические аспекты доверия к политическим лидерам'

Психологические аспекты доверия к политическим лидерам Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
425
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зазыкин Владимир Георгиевич, Шукюрова Маргарита Геннадиевна

Авторами рассматривается феномен доверия как особого вида отношений между людьми. Описаны особенности феномена доверия в политической сфере, условия и факторы, способствующие повышению уровня доверия в межличностных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of trust to political leaders

The authors examine the phenomenon of trust as a special kind of relations between people. The authors describe the features of the phenomenon of trust in the political sphere, conditions and relations.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты доверия к политическим лидерам»

I ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР

В. Г. Зазыкин, М. Г. Шукюрова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОВЕРИЯ К ПОЛИТИЧЕСКИМ ЛИДЕРАМ

звестно, что достижение политических целей во многом зависит от умения политического лидера вызвать позитивный отклик общественности, привлечь на свою сторону избирателей, продемонстрировав свою способность быть в авангарде прогрессивных социальных и политических процессов. Показателем одобрения кандидата на политическую должность является электоральный выбор, который основан, прежде всего, на доверии к нему. Но высокий уровень доверия — это не только проявление положительного отношения. Не случайно в социальной и политической психологии доверие рассматривается и как механизм влияния, воздействия в одном ряду с такими факторами, как авторитет, признание, вера, убежденность. Вопрос завоевания доверия для политического лидера тем более важен, так как становится залогом легитимности будущих властных полномочий, устойчивости его позиций во власти. В избирательной кампании субъект политической деятельности стремится оказать направленное влияние на ценности, мировоззрение, мотивацию выбора у избирателей, сформировать позитивное отношение к себе и своей деятельности [5]. Поэтому вполне закономерно, что стремление добиться расположения и доверия населения особенно достигает своего пика именно в период избирательных кампаний. Ради достижения доверия нередко используются самые современные психологические технологии, подчас связанные с прямым манипулированием, по принципу «цель оправдывает средства».

В то же время одного стремления завоевать доверие мало, тем более недостаточно просто рассчитывать на него. В условиях быстротечности избирательной кампании и острой конкурентной борьбы политическому лидеру необходимо развивать специальные психологические качества и умения формировать доверие к себе. Для этого нужны знания психологической природы доверия, социально-психологических механизмов его формирования и сохранения. В этом политику в большой степени могут помочь и знания психологических особенностей избирателей, закономерностей формирования политического сознания, динамики его изменения, что в целом входит в рефлексивную культуру политического лидера.

В психологии доверие рассматривается как психическое явление ожидания от человека поступков, соответствующих моральным мотивам и принятым нормам поведения, отношений и деятельности, основывающихся на знании характера человека, опыте общения и взаимодействия с ним, следовательно, на знании его вероятных поступков [4]. Сущность доверия точно сформулировал Т. Ямагиши, отметив, что доверие — это «уверенность в том, что одни люди не будут эксплуатировать добрую волю других». Иными словами, чтобы вызвать доверие, мало обладать, к примеру, высоким уровнем профессионализма, нужны и определенные личностные и нравственные качества, надо быть «прогнозируемым» для избирателей.

Доверие как особый вид отношения возникает за счет сложных рефлексивных механизмов восприятия. Субъект восприятия (в нашем случае — избиратель) различными средствами реконструирует в собственном сознании элементы внутреннего мира объекта восприятия (политического лидера). В момент восприятия субъект политики предстает для наблюдателя в качестве некоторой совокупности социально значимых признаков, с помощью которых традиционно транслируются психологические свойства и состояния.

Но объект восприятия при этом весьма активен, он реализует поведение и отношения, заложенные в специально разработанном политическом имидже, активно влияя тем самым на избирателя, стараясь соответствовать его социальным ожиданиям и эталонам. От того, как они отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в процессе избирательной кампании. Поэтому доверие в политической сфере имеет свою непростую психологическую специфику, основанную на взаимодействии активного отражения, психологических установок и психологических и социальных стереотипов. Эти особенности являются своего рода фильтрами восприятия образа политика, вследствие чего этот процесс восприятия политического лидера представляется еще более сложным и многомерным.

Ориентация на доверие — верный признак направленности личности на стабильные долговременные связи. В то же время эта ориентация отличается противоречивостью. С одной стороны, она характерна для групп с высоким уровнем развития, в которых царит благоприятный морально-психологический климат. При этом доверие проявляется в отношении к другим членам группы как к самому себе, независимо от их социального статуса и выполняемых социальных ролей. Но доверять склонны и люди с невысоким интеллектуальным статусом, тревожные, внушаемые, некритичные. Поэтому в психологических исследованиях отмечалось, что в общем люди делятся как минимум на две большие группы: людей, склонных доверять, и людей весьма недоверчивых. В сложных ситуациях, особенно при наличии опасностей, количество недоверчивых людей обычно возрастает, что существенно усложняет процесс управления, но те, кто вообще склонны доверять, укрепляются в этой позиции еще сильнее. Не склонные доверять в сложных ситуациях проявляют направленность на жесткие санкции по отношению к другим (К. Паркс, Л. Халберт, Т. Ямагиши), а это значительно усложняет ситуацию и отношения.

Как отмечалось, роль доверия особенно возрастает в период избирательных кампаний. По данным М. Дойча, в ситуациях выбора выделяют три основных условия, способствующих повышению взаимного доверия сторон и формированию доверительных отношений:

- присутствие третьих лиц, чьи функции сводятся к облегчению взаимодействий, особенно в ситуациях выбора (в нашем случае это доверенные лица кандидата, «агенты влияния» и пр.);

- характер коммуникативных связей взаимодействующих сторон, в первую очередь наличие достоверной информации о намерениях, «прозрачность» деятельности (информационная асимметрия отрицательно сказывается на уровне доверительных отношений);

- определенные личностные и профессиональные особенности участников взаимодействия [6].

В психологических исследованиях были выявлены факторы, способствующие повышению уровня доверия в межличностных взаимодействиях:

- честная и открытая коммуникация без искажения информации;

- демонстрация способностей, компетентности и возможностей;

- умение прислушиваться к мнению других, даже если нет с ними согласия;

- верность слову, обещаниям и обязательствам;

- общая надежность личности;

- направленность на взаимодействие, стремление к взаимопомощи [6]. Отправным моментом и необходимым условием возникновения доверия выступают

актуальная значимость и априорная безопасность объекта доверия [6].

Были описаны психологические характеристики и так называемых «разрушителей доверия» (П. Гойер):

- участвуя в совместной деятельности, преследует исключительно личные цели;

- дает противоречивые обещания;

- избегает брать на себя ответственность за собственные действия;

- делает безответственные и скороспелые выводы;

- ориентирован на соперничество;

- обвиняет других, когда что-то не получается.

По данным Б.Ф. Поршнева, доверие к лидеру или руководителю прямо связано с его авторитетом, демонстрацией преимуществ, способствующих достижению позитивных, социально значимых для организации результатов.

На процесс формирования доверия в сложных условиях оказывают сильное влияние образы партнеров по взаимодействию, что весьма характерно для избирательных кампаний. Было показано, что данные процессы формирования образов отличаются выраженной асимметрией [7]. В частности, отмечено, что у людей требования к лидерам обычно существенно завышены, от них всегда ждут высокого уровня профессиональной компетентности, знания дела, опыта, справедливости, честности, готовности помочь, оперативности, умений разбираться в сложных ситуациях, ответственности, работоспособности и пр. Лидеры же в основном ожидают так называемой комплиментарности восприятия их как личностей, отсутствия сомнений в их намерениях и деятельности и пр. Данный психологический феномен асимметрии в восприятии еще более поляризуется при усложнении социальной или политической ситуации. Иными словами, в сложных ситуациях от лидеров ждут только проявления сильных сторон личности.

Были разработаны психологические модели доверия в межличностных отношениях (Р. Левитски, Б. Банкер). Некоторые из них основаны на анализе соотношений «доверие к себе» — «доверие к другому», которые определяют феномены межличностных отношений (кооперация, сотрудничество, взаимовлияние, соперничество, конфронтация, риск, принуждение, зависимость).

Таким образом, доверие является важной предпосылкой дальнейшего развития взаимодействий, порождая различные чувства, состояния и социальные установки, которые могут служить в дальнейшем определенным руководством к действию, в частности, при голосовании «за» или «против» кандидата на выборную должность.

Научные исследования психологических факторов доверия в избирательных кампаниях, да и сама их практика свидетельствуют, что люди составляют мнение не о самом политике, а о его образе. При этом один и тот же образ у разных людей вызывает различный отклик. Селективность (избирательность) человеческого восприятия в соответствии с его потребностями, интересами, установками предполагает, что одни черты образа политика будут для него главными, другие — второстепенными или вовсе не имеющими значения. Ориентиром в определении «доверия — недоверия» к лидеру могут служить исследования наиболее значимых характеристик и качеств политического лидера. Исследования показали, что по степени упоминания желаемых качеств лидера, выявленных в процессе опросов, можно выделить четыре основные группы:

- деловые;

- нравственные;

- идеологические (идейная направленность личности);

- личностные характеристики (в основном характерологические, являющиеся профессионально важными — ответственность, решительность и прочее, то есть близкие к деловым) [2].

При этом имеют место два независимых измерения, являющиеся центральными элементами системы представлений масс о политическом лидере: компетентность и со-циабельность как способность к социальному взаимодействию [3]. Результаты исследований образов политиков в представлениях россиян, проведенных в период избирательной кампании 2003 г. показал, что, говоря о нравственных качествах политиков, респонденты больше выделяли деловые качества, затем с небольшим отрывом — нравственные и только потом — идейные или политические. Этот факт говорит о том, что в обществе существует запрос на политического деятеля, отличающегося прежде всего сильными деловыми и нравственными качествами. В целом можно сказать, что деловые и этические критерии в оценках образов политиков явно доминируют, это и есть размер «кредита доверия». Политик

АКМЕОЛОГИЯ, № 1, 2004

может быть активным и компетентным, но доверять ему будут тогда, когда нет сомнений в его высоких нравственных качествах. Такое внимание к нравственным качествам политических деятелей — свидетельство потребности в существовании устойчивых этических норм в политике, несмотря на то что в реальной жизни высоконравственные политики составляют скорее исключение и по иронии судьбы редко оказываются у власти.

Исследования показали также, что избиратели обычно доверяют тем людям, взгляды и представления которых соответствуют сложившейся у них системе ценностей. К политическим лидерам такое отношение формируется в том случае, если люди уверены (или предполагают), что ему понятны, близки их ценности. Следовательно, успех политика будет зависеть от того, сможет ли он соответствовать тем «внутренним сценариям» избирателей, по которым они будут идентифицировать его с «плохим» или «хорошим», «своим» или «чужим».

Чтобы вызывать позитивное отношение к себе, которое способно развиваться, перейти в доверие, политик должен обладать известной гибкостью, учитывать закономерности восприятия своего образа, уметь приспосабливаться к требованиям избирателей и особенностям политического момента. Тем не менее выбор гражданами конкретной личности политика подчас основывается на системе ценностей, которая не совпадает с социально одобряемой, причем подлинные ценности, служащие основой для выбора, часто глубоко не осознаются человеком, поэтому и носят иррациональный характер [8]. В результате именно на них строится восприятие политиков и поведение избирателей, что обусловливает необходимость их глубокого изучения и осмысления. Российская электоральная практика дает все основания предположить, что свое решение большинство избирателей принимает скорее не на основе рациональных доводов и критического анализа предвыборных программ, а в большей степени на основе своих личных впечатлений о кандидате, и этот фактор можно считать доминирующим при объяснении электорального выбора. В основе доверия к политическому лидеру лежит не только рациональный мотив выбора, но и просто вера в то, что он обладает определенными основаниями и качествами для того, чтобы подчиняться ему.

В современных нестабильных социально-экономических условиях России мы часто сталкиваемся со стремлением в ситуациях выбора опоры именно на иррациональные мотивы. Это одно из наиболее ярких проявлений особенности российского менталитета, для которого традиционно важными составляющими являются моральные и эмоциональные характеристики. «Доверие — недоверие» являются сегодня некими «весами», неустойчивость которых характеризует психологическую неустойчивость общества [1]. Огромную роль в формировании иррациональных мотивов играют политические эмоции. Политические эмоции — это форма чувственного, обычно слабо осознаваемого, но с высоким регулятивным уровнем отражения человеком процессов и явлений окружающей политической реальности в виде аффективных оценок и реакций. В электоральной практике трудно переоценить эмоциональный момент прежде всего потому, что отношения между политическими событиями, причинные связи между факторами идеологической, социальной, экономической природы настолько сложны, что постижение их в целом превышает возможности большинства избирателей. Такое положение способствует доминирующему эмоциональному отношению к тем или иным событиям. У большинства избирателей часто нет желания, а то и способностей разбираться в сложных, требующих умственного напряжения ситуациях. Таким избирателям важнее уловить «общий дух» политических программ кандидатов, а он скорее передается с помощью простейших однозначных эмоциональных формул.

Тема рациональных и иррациональных мотивов политического выбора сама по себе остается недостаточно изученной. При этом соотношение рациональных и эмоциональных мотивов электорального выбора представляется наиболее значимым детерминантом формирования доверия. Все более не вызывает сомнений, что представление о том, что в сложных социальных и экономических ситуациях иррациональные мотивы поведения людей значительно преобладают над рациональными. В процессе выбора избирателем того или иного политического лидера или движения не последнюю роль играют скрытые меха-

низмы, не основанные на рациональной осведомленности. Раскрытие данных механизмов представляется делом чрезвычайной важности. Это во многом объясняет тот факт, что сегодня заметна тенденция усиления внимания исследователей к мотивации сторонников лидера, нежели к природе лидерства.

Проведенные теоретические и эмпирические исследования доверия к политическим лидерам в ряде регионов подтвердили отмеченные факты. Была подтверждена и гипотеза о том, что существуют два основных пути формирования доверия к политическим лидерам. Первый путь основан на действии бессознательных механизмов и иррациональных мотивах и формируется на вере в политического лидера, часто без достаточных рациональных оснований. Такая вера формируется обычно к харизматическим лидерам, обладающим способностью влиять на массы и активно использующим в своей политической деятельности различные психологические методы суггестивного воздействия. Особенно наглядно это проявляется в их политической риторике, политической рекламе, пропаганде и агитации. У таких политиков всегда есть свой преданный электорат, склонный верить в силу личности политика, простые способы решения сложных проблем, наличие тайных деструктивных сил и пр. Основой для их выбора обычно являются простые, эмоционально насыщенные аргументы и яркое поведение лидера.

Второй путь основан на рациональном выборе. В этом случае выбор и доверие возникают вследствие логического анализа, сопоставления фактов, разработки прогнозных сценариев и другой сложной интеллектуальной деятельности. Основным критерием доверия к политику является прогнозируемость его поведения, деятельности и отношений. Люди устали от «радикальных перемен», хотят стабильности, прогнозируемости и позитивных, не революционных изменений. Личностными коррелятами таких ожиданий, прежде всего, являются такие качества политического лидера, как ответственность, высокие нравственные качества, нормативность поведения и отношений, и только потом выделяют решительность, силу личности, интеллектуальные качества. Заметим, что эти ожидания характерны практически для избирателей всей страны, так как они обусловлены особенностями времени и эпохи. На отмеченные качества политических лидеров ориентируется большее количество избирателей, но в этом процессе выбора им надо «помогать». Данная помощь реализуется в разработке и следовании разработанному в соответствии с ожиданиями избирателей политическому имиджу, продуманной информационной политике, отражающей преимущественно позитивные аспекты деятельности политика, умелой политической рекламе.

Из сказанного следует, что в сложившейся ситуации шансы политических лидеров, выдвигающих свои кандидатуры на выборах, связаны в первую очередь с их способностью вызвать доверительное отношение к себе, которое во многом будет обусловлено тем, сможет ли политик соответствовать сформировавшемуся в общественном сознании социально желаемому образу. Приняв во внимание, что доверие к политическому лидеру может формироваться не только на основе рациональных оценок и выводов относительно его идей и программ, но и веры в то, что именно он обладает определенными основаниями и качествами для того, чтобы сделать в его пользу свой выбор, а значит, и подчиниться ему. В условиях массовой коммуникации лишь актуализация определенных внутренних сценариев электората будет способствовать тому, чтобы образ политического лидера был воспринят позитивно и в соответствии с его целями и задачами. В противном случае самые конструктивные идеи и программы не будут услышаны и восприняты.

Литература_

1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности //Психологический журнал. 1994. № 4. С. 39-55.

2. ВЦИОМ// www /polit/ ru/ doc 232171.html.

3. Общество и политика: современные исследования, поиск концепций/ Под ред.

В.Ю. Большакова. СПб., 2000.

4. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981.

5. Пушкарева Г. В. Политический менеджмент. М., 2002.

6. Скрипкина Т. П. Психология доверия. М., 2000.

7. Толочек В. А. Асимметрия восприятия партнеров по управленческой деятельности // Акмеология. 2001. № 1. С. 36-41.

8. Шестопал Е. Б. Оценка гражданами личности лидера //Полис. 1997. № 1.

© Зазыкин В.Г., Шукюрова М.Г., 2004

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

9 марта свой день рождения отмечает доктор психологических наук, профессор Аэлита Капитоновна Маркова.

А.К. Маркова стояла у истоков основания кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, созданной в 1992 году в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Под ее научным руководством было защищено более 10 кандидатских диссертаций.

Аэлита Капитоновна пользуется большим авторитетом и среди сотрудников кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, и среди учеников.

Заслуги Аэлиты Капитоновны не раз были отмечены наградами. Она награждена медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медалью «К 850-летию г. Москвы», знаком «Отличник просвещения СССР», а в 1999 году в составе авторского коллектива А.К. Маркова была удостоена Премии Президента РФ в области образования за создание и внедрение научно-методического комплекса «Психологические основы эффективности профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования».

А.К. Маркова находится в расцвете своих творческих возможностей, оказывая опытом жизни и преданного служения науке огромное влияние на разработку проблем современной психологии и акмеологии. А.К. Маркова — чуткий и отзывчивый член кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, прекрасный человек и надежный друг.

Кафедра акмеологии РАГС и редколлегия журнала «Акмеология» тепло поздравляют А.К. Маркову с юбилеем, желают ей долгих лет жизни,

здоровья и творческого долголетия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.