Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com
2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN119.pdf
Статья поступила в редакцию 30.01.2019; опубликована 21.03.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Исмаилова Н.П., Курбанова З.С. Психологические аспекты агрессивного поведения подростков в информационном пространстве // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Ismailova N.P., Kurbanova Z.S. (2019). Psychological aspects of aggressive behavior of adolescents in the information space. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN119.pdf (in Russian)
УДК 159.96 ГРНТИ 15.41.39
Исмаилова Нупайсат Пахрудиновна
ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции» Северо-Кавказский филиал г. Махачкала, Махачкала, Россия
Доцент
Кандидат физико-математических наук E-mail: ism_nup@mail.ru
Курбанова Зулейхат Салахова
ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции» Северо-Кавказский филиал г. Махачкала, Махачкала, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: Zuleikakurbanova@mail.ru
Психологические аспекты агрессивного поведения подростков в информационном пространстве
Аннотация. В настоящее время наиболее используемыми интернет ресурсами являются социальные сети. Социальные сети теперь не только являются частью информационного пространства, но и превращаются в новый социальный институт.
Термин «киберсоциализация» становится все более распространенным - это процесс качественных изменений в структуре личности, которые происходят в результате социализации человека в киберпространстве.
Киберсоциализация подростков имеет некоторые негативные тенденции, о чем свидетельствует возросший уровень агрессии в социальных сетях. Словесные формы агрессивности, адаптированные для интернет-общения, также переносятся в виртуальную коммуникационную среду подростка, более известную как кибербуллинг.
В данной статье представлены психологические аспекты проблем агрессивного поведения подростков в социальных сетях. Анализируются явления кибербуллинга, как комплексной проблемы в социальной группе подростков.
Агрессивность формируется в процессе социализации, начиная с раннего возраста и продолжается в подростковом. Коррекция агрессивности и профилактика агрессивного
поведения должны происходить в процессе всего периода социализации, начиная с воспитания в семье, а позже в образовательных учреждениях.
Авторами представлены результаты исследований и диагностики психических состояний несовершеннолетних, подвергшихся кибербуллингу.
Как выяснилось в ходе проведенных нами исследований, многие подростки, ставшие жертвами кибербуллинга, имеют высокий и средневысокий уровень тревожности, которые сопровождаются депрессией, замкнутостью, снижением активности на занятиях и, как следствие, ухудшением успеваемости.
Предлагаются способы решения данной проблемы, способы коррекции и меры профилактики. Влияя на процесс формирования личности подростка, мы тем самым создаем условия для оптимального его развития, предотвращающие появление форм агрессивного поведения, в том числе, и в социальных сетях.
Ключевые слова: агрессия; кибербуллинг; социальные сети; подросток; девиантное поведение; фрустрация; тревожность; ригидность
Активное развитие информационных технологий заложило основу формирования общества совершенно нового типа - информационного общества, в котором особое место занимают средства массовой информации и сеть Интернет. Несмотря на новизну, Интернет включает в себя огромное число пользователей, неуклонно растущее с каждым днем. По результатам совместно проведенных исследований Google и Ipsos в 2018 г. в России до 98 % подростков используют Интернет ежедневно и около 80 % несовершеннолетних зарегистрированы в социальных сетях. Установлено, что пользователи от 12 до 18 лет проводят в сети намного больше времени, чем пользователи остальной возрастной категории [1]. Среди всех Интернет-ресурсов подростки отдают предпочтение именно социальным сетям. Социальные сети в настоящее время являются не только звеном информационного пространства, но и превратились в новый социальный институт. Хотелось бы отметить, что они не только позволяют осуществлять социально-полезную деятельность, но и осуществлять компьютерные преступления, количество которых в настоящее время неуклонно растет.
Проблема агрессивного поведения среди подростков изучается в рамках психологии и педагогики достаточно давно, на сегодня мы имеем дело с новой формой, а именно - агрессия подростков в социальных сетях, которая нуждается в углубленном и комплексном изучении. Проведенный анализ литературы [2-4] показывает, что социальные сети способны оказывать определенное психологическое и криминогенное влияние на несовершеннолетних. Это влечёт за собой негативные последствия не только в виртуальном, но и в реальном мире.
В данной статье авторами будут рассматриваться социально-психологические аспекты проявления агрессии, а также проведено эмпирическое исследование коррекции агрессивных проявлений подростков в социальных сетях. В России этой проблеме не уделяется должное внимание, в отличие от западных стран.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: опрос в форме анкетирования и тестирования; диагностика психических состояний несовершеннолетних, подвергшихся кибербуллингу по методике Г. Айзенка.
Агрессия среди несовершеннолетних в современном обществе стала нормой. Ежедневно тысячи людей сталкиваются с этим явлением, при этом мало кто понимает, что могло повлиять на такое их, неприемлемое для общества, поведение.
Проявление агрессии необходимо для нормального развития человека, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. А вот беспокоиться стоит тогда, когда это проявление недостаточно мотивировано или вообще не имеет никаких оснований. И для оказания помощи подросткам самостоятельно справиться со своими вспышками агрессии, необходимо понимать, сущность, причины и формы ее проявления.
Агрессия - это один из механизмов психологической защиты личности. Впервые данное понятие было введено K. Horney для обозначения защиты от фрустрации агрессией, направленной не на фрустрирующий фактор, а на некий вторичный объект, ошибочно принимаемый за источник фрустрации. Примером этого является агрессия перемещения, это когда агрессия на реальный фрустратор нежеланна, и может привести к тяжелым психологическим последствиям. К механизму агрессии перемещения относят негативизм, отказ в сотрудничестве, если они направлены не на истинный источник фрустрации [5].
В психологии имеются различные типологии и формы проявления агрессии, среди которых можно выделить такие виды, как: враждебная, имеющая целью причинение жертве страданий, и инструментальная, когда нападение на других не имеет цели причинить вред.
Следует отметить, что в социальных сетях практически отсутствует физическое насилие, как проявление агрессии, а имеет место лишь психологический аспект. В результате проведенного анализа мы можем утверждать, что среди множества форм, способствующих негативному влиянию сетей на человека, особое место занимает сетевая агрессия, а именно Кибербуллинг. Данный вид агрессии представляет собой вид травли, который осуществляется с применением Интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений в социальных сетях. Еще одна особенность, делающая кибербуллинг более мощным оружием, чем нападки в реальной жизни - это скорость распространения информации. Одни из последних изысканий показали, что в социальных сетях скорость распространения отрицательной информации и широта охвата аудитории в 2-2,6 раза превышает аналогичные показатели для позитивных новостей и сообщений [3].
Наиболее часто для кибербуллинг - травли создаются искусственные страницы и адреса, человек инкогнито продолжает нервировать жертву, не раскрывая своей личности. Возможность анонимности очень усложняет противостояние кибербуллингу. Все это может приводить к тому, что жертвы кибербуллинга могут впадать в состояние страха, достигающего параноидального состояния из-за незнания личности агрессора. Категория риска - подростки, с неокрепшими жизненными ценностями и низкой самооценкой, они не способны в силу своего возраста отражать агрессию и вследствие этого подвержены частым депрессиям, эмоциональным, психологическим переживаниям, а иногда и самоубийствам [6; 7].
Следует отметить, что необоснованная агрессии среди детей значительно выше, чем среди лиц подросткового возраста. Чаще всего распространяется травля на жертв -сверстников. Осложняет данную ситуацию факт сокрытия проблемы кибербуллинга от родителей. Всего лишь 21 % родителей детей, подвергавшихся данного рода преследованиям, знали об этой угрозе [8]. Такая неинформированность родителей не позволяет пресечь криминогенное влияние на самой ранней его стадии, и связана со страхом несовершеннолетних быть непонятыми или даже наказанными со стороны родителей, с последующим изъятием средств коммуникации, не способствует пресечению криминогенное влияние на самой ранней его стадии [9]. Применять такие методы воздействия, на наш взгляд, нецелесообразно и неэффективно, так как проблема останется нерешенной.
https://mir-nauki.com
Важно подчеркнуть, что помимо деструктивной информации, есть множество познавательных и развлекательных интернет-порталов, которые в конкретной жизненной ситуации необходимы как детям, так и подросткам [10].
В связи с этим, нужно определить содержание социальной профилактики кибербуллинга и других видов агрессии, выделить методы и средства помощи подростку.
Для проведения социально-психологической профилактики кибербуллинга необходима, правильная диагностика, для этого авторами были использованы следующие методы исследования: опрос в форме анкетирования, тестирование.
В сентябре-октябре 2018 г. нами был проведен опрос 174 пользователей социальных сетей в возрасте от 14-18 лет, так как именно это возрастная категория является активными пользователи социальных сетей. Целью этого опроса являлось выявление степени опасности столкновения несовершеннолетних пользователей с негативной информацией в социальных сетях и влияния такой информации на их поведение и психоэмоциональное состояние. Проведенной опрос показал, что с проявлениями сетевой агрессии сталкивались 92 % опрошенных среди подростков, причем 73 % из них проживали как стрессовое событие.
На следующем этапе исследований авторами была проведена диагностика психических состояний несовершеннолетних подвергшихся кибербуллингу. При помощи «Методики диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка» был определен уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Тестирование было анонимным, но за счет того, что анкеты и тесты были скреплены, нам удалось отследить состояние подростков.
Обработка и анализ и результатов, проведенной нами диагностики позволил установить причинно-следственную связь взаимообусловленности социально-психологических характеристик и последствий кибербуллинга. Многие подростки, ставших жертвами кибербуллинга, отличаются высоким и средним уровнем тревожности, которые сопровождаются депрессией, замкнутостью, отсутствием желания поддерживать имеющиеся социальные контакты и заводить новые; снижением активности на занятиях и, как следствие, ухудшением успеваемости; высоким уровнем фрустрации, сопровождающимся разочарованием, раздражением, появляется чувство безнадежности и крушения жизненных целей; высоким и средним уровнем ригидности (ребята с таким показателем по уровню ригидности испытывают большие трудности в процессе адаптации, что значительно влияет на социальную сторону их жизни и отражается на разрешении возникающих проблем).
Оценка уровня агрессивности показало, что у большинства испытуемых, ставших жертвами кибербуллинга, средний и низкий уровень агрессивности, они спокойны, не чувствуют превосходства над окружающими, не склонны подавлять других.
Таким образом, подростки, ставшие жертвой кибербуллинга, подвергаются подавлению личности. И, соответственно, чем выше уровень тревожности, фрустрации и ригидности у подростка, тем менее спокойно он себя чувствует.
Несмотря на наличие обширной нормативной базы, в настоящее время сохраняется необходимость формирования на федеральном уровне комплексной программы, направленной на защиту детей от насилия, травли и суицидов в сети Интернет.
В связи с этим надо отметить необходимость разработки и применения в образовательных учреждениях профилактических мер с целью предупреждения и устранения последствий данного явления совместно с психологами, классными руководителями и социальными педагогами.
Применяя социально-психологические средства профилактики девиации среди детей, необходимо использовать следующие методы:
Во-первых, ввести в образовательных учреждениях единую профилактическую программу, включающую в себя тренинги по системе векторной психологии для родителей, направленные на выявление детей с девиантными особенностями поведения.
Во-вторых, способствовать формированию правовой культуры подростков в процессе коммуникации с другими людьми, знакомство с правовыми последствиями подобных деяний, демонстрация конструктивных способов и применения средств общения в условиях досуга.
В-третьих, создать в образовательных учреждениях кабинет анонимной психологической помощи, куда подростки могли бы обращаться без страха быть разоблаченными. По примеру канадских коллег можно создать сервис в соцсетях, который помогал бы школьным психологам выявлять жертв сетевой агрессии.
В-четвертых, выработать умение осуществлять нравственный выбор не на основе конформизма, а на основе собственных взвешенных решений.
В-пятых, сформировать способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи. Онлайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.thinkwithgoogle.com, свободный. - Загл. с экрана. Яз. рус.
2. Фатеева И.А. Характер рисков подстерегающих несовершеннолетних в социальных сетях, и способы их предотвращения // Социальное пространство Интернета: перспективы экономсоциологических исследований: материалы международной научно-практической конференции. - Минск, 2014. - 124-130 с.
3. С.А. Сашенков. Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России №3. -2015. - 215-219 с.
4. А.С. Зинцова. Социальная профилактика кибербулинга // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014, №3(35). - 122-128 с.
5. А.Л. Свенцицкий Краткий психологический словарь. [Текст] / М.: Проспект, 2015 - 479 с.
6. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. М.: 2014. Т.11. №1. - 177-191 с.
7. Ефимова Е.С. Кибербуллинг как проблема психопедагогики виртуальных сред // Успехи в химии и химической технологии. 2014, том XXVIII, № 7 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва, с. 43-50.
8. Дети России онлайн: результаты международного проекта EU KidsOnline II в России / Под ред. Г. Солдатова, Е. Рассказова, Е. Зотова, М. Лебешева, П. Роггендорф. - М., 2012. - 1-213 с.
9. Роберт, Т. Байярд Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Роберт Т. Байярд, Джин Байярд. - М.: Академический проект, 2015. - 224 с.
10. Локова М.Ю., Ханова М.Н. Психологические механизмы агрессивного поведения современной молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2018, том 7, №1(22), с. 278-283.
Ismailova Nupaisat Pakhrudinovna
Russian state university of justice of the ministry of justice of the Russian Federation North Caucasus branch of Makhachkala, Makhachkala, Russia
E-mail: ism_nup@mail.ru
Kurbanova Zulejhat Salakhovna
Russian state university of justice of the ministry of justice of the Russian Federation North Caucasus branch of Makhachkala, Makhachkala, Russia
E-mail: Zuleikakurbanova@mail.ru
Psychological aspects of aggressive behavior of adolescents in the information space
Abstract: Currently, the most used Internet resources are social networks. Now social networks are not only the part of the information space, but are also becoming a new social institution.
The term "cyber socialization" is becoming more common - it is a process of qualitative changes in the personality structure that occur as a result of human socialization in cyberspace.
Cyber socialization of adolescents has some negative trends, as evidenced by the increased level of aggression in social networks. Verbal forms of aggressiveness, adapted for Internet communication, are also transferred to the teen's virtual communication environment, better known as cyberbulling.
This article presents the psychological aspects of the problems of aggressive behavior of adolescents in social networks. The phenomena of cyberbullying, as a complex problem in the social group of adolescents, are analyzed.
Aggression is formed in the process of socialization, starting from an early age and continues in adolescence. Correction of aggressiveness and prevention of aggressive behavior should occur during the whole period of socialization, starting with education in the family, later in educational institutions.
Also we present the results of studies and diagnostics of the mental states of juveniles subjected to cyberbullying. As it turned out in the course of our research, many adolescents who have been victims of cyberbullying have a high and moderately high level of anxiety, which are accompanied by depression, reticence, decreased activity in the classroom and, as a result, deterioration in performance. We propose ways to solve this problem, methods of correction and preventive measures. By influencing on the process of the formation of the teenager's personality, we create conditi ons for his optimal development to prevent the emergence of forms of aggressive behavior, including in social networks.
Keywords: aggression; cyberbulling; social networks; teenager; deviant behavior; frustration; anxiety; rigidity