Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИ СЛОЖНЫЙ ТИП ГЕРОЯ В РАССКАЗАХ АХМЕДХАНА АБУ-БАКАРА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИ СЛОЖНЫЙ ТИП ГЕРОЯ В РАССКАЗАХ АХМЕДХАНА АБУ-БАКАРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
153
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ / АХМЕДХАН АБУ-БАКАР / ДАРГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДАГЕСТАНСКАЯ ПРОЗА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мирзоева Джамиля Мисировна

Цель статьи - показать, как дагестанский прозаик А. Абу-Бакар в пределах одного рассказа создал психологически сложный тип героя. Методы. Культурно-исторический метод, изучающий эволюцию литературного процесса сквозь призму национального характера. Результаты. Для А. Абу-Бакара в поисках сюжета самое главное - обстоятельства, в которых раскрывается тот или иной характер. Писатель подробно исследовал духовное и психологическое состояние любимых героев своих произведений. Выводы. А. Абу-Бакар обладал редким умением видеть жизненное содержание в повседневных ситуациях и, сочетая небольшой объем своих рассказов с глубиной размышления, пытался показать психологически сложный тип героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICALLY COMPLEX CHARACTER TYPE IN AKHMEDKHAN ABU-BAKAR’S STORIES

The aim of the article is to show how A. Abu-Bakar, the Dagestan novelist created a psychologically complex character type within a single story. Methods. Cultural and historical method that studies the the literary process evolution through the prism of the national character. Results. For A. Abu-Bakar in search of a plot the most important thing is the circumstances in which the particular character is revealed. The writer studied in detail the spiritual and psychological state of the favorite characters of his works. Conclusions. A. Abu-Bakar had a rare ability to see the life content in everyday situations and, combining the small volume of his stories with the depth of reflection, tried to show a psychologically complex character type.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИ СЛОЖНЫЙ ТИП ГЕРОЯ В РАССКАЗАХ АХМЕДХАНА АБУ-БАКАРА»

Литературоведение / Literature Studies Оригинальная статья / Original Article УДК 894.612.4/9-32

DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-48-53

Психологически сложный тип героя в рассказах

Ахмедхана Абу-Бакара

© 2019 Мирзоева Д. М.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - показать, как дагестанский прозаик А. Абу-Бакар в пределах одного рассказа создал психологически сложный тип героя. Методы. Культурно-исторический метод, изучающий эволюцию литературного процесса сквозь призму национального характера. Результаты. Для А. Абу-Бакара в поисках сюжета самое главное - обстоятельства, в которых раскрывается тот или иной характер. Писатель подробно исследовал духовное и психологическое состояние любимых героев своих произведений. Выводы. А. Абу-Бакар обладал редким умением видеть жизненное содержание в повседневных ситуациях и, сочетая небольшой объем своих рассказов с глубиной размышления, пытался показать психологически сложный тип героя.

Ключевые слова: литературный герой, Ахмедхан Абу-Бакар, даргинская литература, дагестанская проза.

Формат цитирования: Мирзоева Д. М. Психологически сложный тип героя в рассказах Ахмедхана Абу-Бакара // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 48-53. DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-48-53._

Psychologically Complex Character Type in Akhmedkhan Abu-Bakar's Stories

© 2019 Jamilya M. Mirzoeva

Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to show how A. Abu-Bakar, the Dagestan novelist created a psychologically complex character type within a single story. Methods. Cultural and historical method that studies the the literary process evolution through the prism of the national character. Results. For A. Abu-Bakar in search of a plot the most important thing is the circumstances in which the particular character is revealed. The writer studied in detail the spiritual and psychological state of the favorite characters of his works. Conclusions. A. Abu-Bakar had a rare ability to see the life content in everyday situations and, combining the small volume of his stories with the depth of reflection, tried to show a psychologically complex character type.

Keywords: literary character, Akhmedkhan Abu-Bakar, Dargin literature, Dagestan prose.

For citation: Mirzoeva D. M. Psychologically Complex Character Type in Akhmedkhan Abu-Bakar's Stories. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 48-53. DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-48-53. (In Russian)

Введение

А. Абу-Бакар, сочетая небольшой объем рассказа с глубиной отражения обстоятельств, в которых оказывались персонажи его произведений, показал внутренний, сложный мир своих героев.

В работах дагестанских авторов уделено внимание жанровому многообразию творчества А. Абу-Бакара, идейно-тематическому и художественному своеобразию его повестей и рассказов, этноментальным основам его творчества, но еще нет работы,

посвященной исследованию литературного героя в самобытных произведениях А. Абу-Бакара.

Используя культурно-исторический и аналитический метод, изучающий эволюцию литературного процесса сквозь призму духовного национального характера, мы рассматриваем литературного героя и его психологию в рассказах А. Абу-Бакара «Пятница - творческий день», «Сказка о Долине садов, о дедушке Хабибулле и его глиняных куклах», «Девочка и море».

Цель исследования

Литературный герой дагестанской национальной прозы, начав свой путь развития еще в начале XX века, достиг больших успехов, что достаточно ярко и самобытно проявилось в творчестве талантливого даргинского писателя А. Абу-Бакара.

Цель нашей статьи показать, как А.Абу-Бакар, создавший великолепную плеяду ярких образов в своих повестях, киносценариях, рассказах создал психологически сложный тип героя в пределах малой формы прозы.

Материалы и методы

Основную базу исследования составили труды Л. Я. Гинсбург, В. П. Скобелева, М. В. Кудриной и дагестанских ученых С. Ахме-дова, А. Вагидова, Д. Омаровой, Р. А. Ах-медовой, А. Умаровой, и др. Используя культурно-исторический метод, изучающий эволюцию литературного процесса сквозь призму национального характера, мы рассматриваем литературного героя в рассказах А. Абу-Бакара «Пятница-творческий день», «Сказке о Долине садов, о дедушке Хабибулле и его глиняных куклах», Девочка и море».

Результаты и обсуждение

А. Абу-Бакар показал, что удачно найденный образ формирует движение сюжета и его рассказы, анализируемые нами, представляют собой репрезентацию опыта героя.

В простом сюжете данных рассказов «Пятница - творческий день» и «Девочка и море» главный герои и все другие персонажи показаны в один, обычный, довольно заурядный момент будничной жизни.

Для А. Абу-Бакара в поисках сюжета самое главное не сюжет как таковой, а обстоятельства, в которых раскрывается тот или иной характер.

Ахмедхан Абу-Бакар подробно исследовал духовное и психологическое состояние любимых героев своих произведений.

В рассказе «Пятница - творческий день» можно обнаружить внутренний психоло-

гизм, когда чувства и мысли героя не изображаются, а угадываются на основании их внешнего проявления и подробного отображения внутренних волнений героя (Ха-жи-Али).

В «Сказке о Долине садов, о дедушке Хабибулле и его глиняных куклах» можно обнаружить нацеленность автора на «Книгу мудрости» не назиданием, а пониманием сущности человеческого уважения к человеку через его поступки (Хабибулла).

В рассказе «Девочка и море» личностное самоопределение и становление субъективного образа мира как жизненное отражение характера героя, удачно вписываемое в картину мира (Сельбы).

По названиям рассказов «Пятница -творческий день» и «Девочка и море» можно заметить, как А. Абу-Бакар был максимально внимателен к названиям своих произведений. В рассказе «Девочка и море» тема совпадает с названием, а также можно рассмотривать его как описание связи человека и природы. В рассказе «Пятница -творческий день» автор настраивает читателя на разговор о творчестве. Только у него может быть этот день - творческий. И, кажется, что писатель будет раскрывать тайны своего писательского вдохновения, но авторская любовь к своему герою берет вверх, и рассказ мгновенно меняет свое русло и в основном посвящается одному герою.

Характерная особенность этих рассказов, как и многих других рассказов А. Абу-Бакара, - это действие, которое всегда развивается энергично. Особое внимание писателя уделено началу рассказа, начинающегося прямым вводом читателя в действие. Такое бодрое начало у рассказа «Пятница - творческий день», в котором нет предыстории, но задана нота для всего произведения: «Под самый рассвет, в пору глубокой осени, сон особенно сладок. Разбуди меня в этот час, я готов - все знают -схватиться за отцовский кинжал...» [1, с. 40].

В рассказе «Смысл» экспозиция персонажа состоит в том, чтобы сразу создать читательское отношение, установку восприятия, без которой персонаж не в состоянии выполнять свои функции» [6, с. 18].

Главное для нас, что А. Абу-Бакар имеет особое отношение не только к композиции рассказа, но и к его герою Хажи-Али Шиха-еву: «У старика очень приятный тембр голоса - наверное, в молодости он пел, но

сейчас его голос начал меня укачивать, убаюкивать...». «Он сверкнул крепкими зубами, такими молодыми для своего старого лица» [6, с. 49].

Автору важно рассказать читателю, что Хажи-Али происходит из старинного рода: «Помнишь, был такой род в нижнем ауле -Куцул... Зачем прозвали наш род Куцул, когда добра в жизни никто не имел... Мы, куцулы, все кузнецы или лудильщики; кузнецы ковали чужих лошадей, лудиль-шики лудили чужие котлы...» [6, с. 50].

Хажи-Али сравнивается в рассказе с хурджином, и это сравнение повторяется несколько раз: «Он еще что-то продолжал говорить - знаете, когда хурджин ..., просо из него сыплется, сыплется, - а я сидел и думал: какое же дело привело почтенного Хажи-Али?» [6, с. 50].

Повествование ведется от имени героя-рассказчика писателя и состоит из пяти частей. В таком рассказе «Образ автора может при умелом использовании быть научной конструкцией, непосредственно вырастающей из произведения и выводящей к произведению. Это понимание (прежде всего понимание!), это ощущение хода жизни проявляются в соотношении персонажей и обстоятельств их жизни, в привычных связях между персонажами и обстоятельствами, нарушающими, ломающими или по крайней мере перестраивающими эти связи. Действующие лица (или одно действующее лицо), обнаруживая себя в тех или иных обстоятельствах, вступают в определенные отношения с другими персонажами (если они есть) и с обстоятельствами в целом. На стыке этих отношений как раз и возникает событие» [13, с. 21.]. Именно такой образ автора ощущается в этом маленьком рассказе А. Абу-Бакара.

В герое Хажи-Али с почтительностью и любовью к своему народу выражено своеобразие народных представлений о личности. Именно эта личность является олицетворением всего дагестанского, достойного, доброго, остроумного. Это личность, несущая в себе искру добра и чести. Поэтому Хажи-Али из скромности не одобрил написание рассказа о нем, считая, что никому не будет интересно читать о нем. Сам он о себе говорит: «Я ведь подвига не совершил, хотя семь раз был ранен на войне с немцами» [13, с. 52].

Еще одно небольшое по объёму произведение автора, в котором отражено отно-

шение писателя к своему герою, это «Сказка о Долине садов, о дедушке Хабибулле и его глиняных куклах», в котором, персонаж вводится после небольшого вступления: «Все начинается с самого начала. Все начинается с дороги. Дорог на земле - что звезд на небе, но не каждая ведет в Долину Садов, хотя и проходит иногда совсем близко. Поэтому расскажу-ка я вам вначале одну поучительную историю, а потом уж начну нанизывать сверкающие бусы самоцветов на нить нашей сказки» [3, с. 7].

Герой-мудрец и его характеристика дана автором в характерной для сказки манере. Это ученый, «мудрейший из мудрых, ученый из ученых знаменитый Дауд». Он был беден, и главным его сокровищем была Книга Мудрости, которую он сам и написал» [3, с. 8]. На первой странице этой «Книги мудрости» было написано «Слава тому, кто сделал доброе дело!». Далее читатель узнает, о том, что перед смертью отец решил отдать эту книгу одному из трех сыновей, которых звали Али, Вали и Сабур, тому, кто сделает доброе дело. Али нашел кошелек, шитый жемчугом, с золотыми монетами, три года искал хозяина и нашел его в тюрьме, который сидел за то, что растратил общественные деньги. Он вернул кошелек и вернул доброе имя человеку. Но отец не посчитал его поступок особенным. «Так должен поступать каждый». Вали вырыл в пустыне колодец и дал людям воду, но и его поступок не оказался особенным отцу. «Так должен поступать каждый, кто испытал жажду».

Третий сын Сабур, сказал, что не успел сделать ничего значимого, потому что его конь унес его в село, где в суровых горах не было ни одного дерева. Он посадил там дерево, яблоню и теперь там, где люди никогда не слышали о деревьях, выращивают плоды, и у них скоро будут цвести сады. И отец вручил свою бесценную книгу Сабуру. «Много на свете добрых дел, но с давних времен самым благородным считается доброе дело садовода!».

Однако, основное повествование раскрывается в главах «Дедушка Хабибулла из Долины садов», «Три косточки персика», «Дерево узнают по плодам, человека - по делам», «Дедушка Хабибулла спасает ослика Кирата). Дауд, Хабибулла (как и Хаджи-Али» в рассказе «Пятница - творческий день») одинаково восхищают автора своей мудростью и скромностью, а основная идея автора раскрывается в концовках глав сло-

вами: «Дерево безделья не плодоносит» «Если сосед твой - зверь, не разжимай кулаков и «Как бы зло ни становилось поперек - добро победит».

В этом произведении герой, очень похож на Хаджи Али, для которого главный смысл жизни в незапятнанной чести и служении людям. Данный рассказ раскрывает любовь автора к герою, взрослому, умудренному опытом, поскольку у А. Абу-Бакара особенное почитание к мудрости аксакала, столь прочного и заметного в ментальности народа. Это проходит через все его творчество. А. Абу-Бакар, как «Писатель стремится проникнуть в глубины человеческой психики и показать внутренний мир героев. Он всегда ищет человечное в человеке, совесть и добро в людях» [5, с. 138].

В рассказе «Девочка и море» также стремительно автор вводит в повествование свою героиню Сельбы и основной идеей этого рассказа является высказывание девочки о море «Вода на свободе». Для девочки Сельбы, которая не видела моря, оно казалось бескрайним, свободным. Она мечтает о нем, она рассказывает о нем своим друзьям, маме, даже коту, хотя еще моря не видела.

Используя олицетворение, автор рисует мир природы и человека, который в силу своей детской искренности, воспринимает мир таким, каким он должен быть. Для нее море - живая субстанция, она может к нему обращаться, как к живому человеку: «Здравствуй, море!».

Увидев, наконец, море, Сельбы в восторге от того, что эта встреча превзошла ее ожидания: «-Здравствуй, море, - тихо прошептали ее губы, маленькое сердце девочки билось в волнении. - Вот я и пришла к тебе. Ты лучше, чем мне снилось, ты добрее и теплее. Здравствуй, здравствуй море. Ты мне очень нравишься, море. Я люблю тебя!» [3, с. 380]. Она просит отца оставить ее наедине с морем: «И долго сидела девочка Сельбы, лаская взглядом море, пытаясь запомнить, запечатлеть эту красоту, постичь это величие, этот простор» [3, с. 381].

Для того, чтобы показать величие моря в понимании своей героини, автор использует сравнения: «теплые волны плескались, точь в точь как котенок», «Песок был чистый, мелкий, похожий на кукурузную муку», «где рождаются туманы», «облака цепляются за вершины», а также эпитеты: «ме-

довые зрачки», «огромный, огненный диск», «предобрая душа», «великое чудо», «море и небо слились воедино», «необъятное большое чудо» и др. Маленький рассказ «Девочка и море» раскрывает психологию и одного героя, его безграничную любовь к свободе, и опыт ощущения красоты природы, так как «опыт героя - не субъективная призма жизненно заинтересованного видения, а самоценный личный опыт интуитивного постижения мира» [8, с. 20].

Рассказы и сказку А. Абу-Бакара объединяет философская направленность повествования и эмоциональное выражение авторского отношения к своим героям: к старикам Хажи-Али, Хабибулле и к девочке Сельбы.

Итак, произведения А. Абу-Бакара «Пятница - творческий день», «Сказка о Долине садов, о дедушке Хабибулле и его глиняных куклах» и «Девочка и море» показывают, что удачно найденные образы (образы Хаджи-Али, Дауда, Хабибуллы и Сельбы) создают стремительное форсирование сюжета этих рассказов, а также делают их интересными для читателя.

Рассказ «Пятница - творческий день» представляет собой раскрытие опыта героя. В простом сюжете данного произведения главный герой и все другие персонажи показаны в один обычный, довольно заурядный момент будничной жизни. Читатель вместе с главным персонажем переживает один день из его жизни и так же, как автор, проникается любовью и уважением к герою.

Как оказалось, в «малой форме», предпочтенной А. Абу-Бакаром, открывается не только идея и симпатия автора к герою, но и отражается авторская способность раскрыть психологию своего героя в полной мере.

Для этого А. Абу-Бакаром переданы ведущие смысловые и эмоциональные ноты рассказов. В них открыто нечто существенное в характерах героев. Например, в произведении «Сказка о Долине садов, о дедушке Хабибулле и его глиняных куклах» герой, очень похожий на Хаджи Али (это и Дауд из присказки, и Хабибулла из жизни), раскрывает особенное отношение автора к умудренному опытом аксакалу, и это то, что проходит через все его творчество.

В рассказе А. Абу-Бакара «Девочка и море» определенное психологическое состояние героя выражено через фразы героя:

«Нет. Вода - это в стакане вода, в кувшине вода, в роднике, а эта...» [2, с. 381]. В такой фразе под влиянием контекста появляются дополнительные значения, а изобразительные возможности слова расширяются. («Вода на свободе»). Такая короткая фраза помогает автору отрыть душевное состояние героя.

В поисках сюжета для А.Абу-Бакара самое главное обстоятельства, в которых раскрывается тот или иной характер, характер мудрецов - Хажи-Али и Хабибуллы или девочки Сельбы. В рассказе «Пятница-творческий день» - непосредственный разговор о герое, а не ввод в действие путем описания обстановки. В «Сказке о Долине садов, о дедушке Хабибулле и его глиняных куклах» основная идея автора раскрывается словами: «Дерево безделья не плодоносит». Эта фраза определяет характер главного героя Хабибуллы.

В рассказе «Девочка и море» главное для автора - показать необычного человека, девочку с особым видением мира природы.

Всех этих героев объединяет не только философия жизни и созидания, но и желание автора раскрыть их богатый внутренний мир.

Так А. Абу-Бакар подробно исследует духовно-эстетическое и психологическое состоянии своих любимых героев. Здесь особенностью психологизма является изображение внутреннего мира человека, и мы имеем дело с «лирико-философскими рассказами», как отметила Д. Омарова в работе «Жанр рассказа в творчестве Ах-медхана Абу-Бакара» [11]. Самое типичная черта А. Абу-Бакара-прозаика - его способность в пределах маленькой формы раскрыть сложную психологию того или иного героя.

Сам А. Абу-Бакар-повествователь в этих произведениях перестает быть действующим лицом, поскольку «повествовательная структура» в лирико-философском произведении всегда преобладает над событийной, что вплотную связано с композицией рассказа, в котором сюжет в его привыч-

1. Абу-Бакар А. Из неопубликованного. Махачкала, 2001. 582 с.

2. Абу-Бакар Ахмедхан // Писатели Дагестана: из века в век / авт.-сост. Марина Ахмедова. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2009.

ном, событийном понимании часто отсутствует.

Заключение

Таким образом, при внешней простоте повествования, в рассказах А. Абу-Бакара раскрываются духовно богатые герои и существенные вопросы жизни. А. Абу-Бакар со свойственным только ему особенным юмором и мудростью умел талантливо раскрыть целый мир одного героя в пределах одного маленького рассказа. В каждом его рассказе конфликты как таковые не находятся на виду и не всегда есть интерес к событию. Основная задача писателя - показать внутренний, духовный, дагестанский, национальный, даргинский мир своего героя. Конфликты в этих трех произведениях, в основном, этического порядка и сосредоточены во внутреннем мире излюбленных героев, в их характерах.

Его рассказ «Пятница - творческий день» нацелен и на внутреннюю работу читателя, поэтому он максимально раскрыт так, что можно обнаружить внутренний психологизм, когда чувства и мысли героя не изображаются, а угадываются на основании их внешнего проявления и подробного отображения душевных волнений героя и вызывают умиление читателя.

В «Сказке о Долине садов, о дедушке Хабибулле и его глиняных куклах» можно обнаружить нацеленность автора на «Книгу мудрости» не назиданием, а пониманием сущности человеческого уважения к человеку через его поступки.

В рассказе «Девочка и море» раскрывается личностное самоопределение и становление субъективного образа мира как раскрытие характера героя, удачно вписываемое в картину этого мира.

А. Абу-Бакар обладал редким умением в повседневных ситуациях видеть жизненное содержание и, сочетая небольшой объем своих рассказов, с глубиной размышления, показывая злободневные проблемы, пытался как можно лучше вникнуть в них и показать психологически сложный тип героя.

3. Абу-Бакар А. Сказка о Долине садов, о дедушке Хабибулле и его глиняных куклах. М.: Детская литература, 1974.

4. Ахмедов С. Х. Ахмедхан Абу-Бакар. Махачкала, 1975.

Литература

5. Ахмедова Р. А. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.

6. Гинсбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1979.

7. Гусев В. И. Герой и стиль. М.: Художественная литература, 1983.

8. Карельский А. В. От героя к человеку. М., 1990.

9. Кудрина М. В. Жанровая структура рассказа. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2004.

10. Мусаева З. Г. Этноментальные основы творчества Абу-Бакара. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2010.

1. Abu-Bakar A. From unpublished. Makhachkala, 2001. 582 p. (In Russian)

2. Abu-Bakar Akhmedkhan, In: Writers of Dagestan: from century to century, Comp. by Marina Akhmedova. Makhachkala, Dagknigoizdat, 2009. (In Russian)

3. Abu-Bakar A. The tale of the Valley of Gardens, Grandpa Khabibulla and his clay dolls. Moscow, Detskaya Literatura, 1974. (In Russian)

4. Akhmedov S. H. Akhmedkhan Abu-Bakar. Makhachkala, 1975. (In Russian)

5. Akhmedova R. A. Spiritual integration of the peoples of Dagestan in contemporary literature. Ma-khachkala, CPI DSU publ., 2002. (In Russian)

6. Ginsburg L. Ya. The literary character. Leningrad, 1979. (In Russian)

7. Gusev V. I. Character and style. Moscow, Khudozhestvennaya Literatura, 1983. (In Russian)

8. Karelsky A. V. From the character to the human. Moscow, 1990. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Мирзоева Джамиля Мисировна, соискатель кафедры литератур народов Дагестана, Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

11. Омарова Д. Жанр рассказа в творчестве Ахмедхана Абу-Бакара. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2004.

12. Османова З. Г. Художественная концепция личности в литературах советского Востока: традиция и современность. М., 1972.

13. Скобелев В. П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982.

14. Тимофеев Н. А. Эволюция героя в прозе А. П. Чехова 1890-1900-х годов. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2015.

15. Хватков А. И. Писатель и его герои. Л., 1969.

9. Kudrina M. V. Genre structure of the story. Abstr. of diss. for Ph. D. (Philology) degree. Moscow, 2004. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Musaeva Z. G. Ethnomental bases of creativity of Abu-Bakar. Abstr. of diss. ... for Ph. D. (Philology). Makhachkala, 2010. (In Russian)

11. Omarova D. The genre of the story in Akhmedkhan Abu-Bakar's works. Abstr. of diss. ... for Ph. D. (Philology). Makhachkala, 2004. (In Russian)

12. Osmanova Z. G. Artistic concept of personality in the literatures of the Soviet East: tradition and modernity. Moscow, 1972. (In Russian)

13. Skobelev V. P. Poetics of the story. Voronezh, 1982. (In Russian)

14. Timofeev N. A. The evolution of the character in the prose of A. P. Chekhov in the 1890s-1900s. Abstr. of diss. ... for Ph. D. (Philology). Moscow, 2015. (In Russian)

15. Khvatkov A. I. The writer and his heroes. Leningrad, 1969. (In Russian)

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Jamilya M. Mirzoeva, applicant, the chair of Dagestan Peoples' Litetatures, Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

References

Принята в печать 25.02.2019 г.

Received 25.02.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.