Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологические границы / подростковый возраст / суверенность психологического пространства / детско-родительские отношения / автономность / непоследовательность / psychological boundaries / adolescence / sovereignty of psychological space / child-parent relations / autonomy / inconsistency

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жихарева Л. В., Кольчик Е. Ю.

В статье рассматривается личность как психопространственный феномен, ключевыми понятиями в рамках которого являются понятия психологического пространства и психологической суверенности личности. В статье рассмотрены и проанализированы целостность психологических границ как отражение состояния психического здоровья индивида, а также их виды. Изучены особенности детско родительских отношений и специфика их проявления со стороны родителей. Рассмотрена и проанализирована взаимосвязь отдельных аспектов детско-родительских отношений с компонентами психологической суверенности личности. В результате исследования выявлено, что психологическая суверенность привычек и ценностей подростков в значительной степени взаимосвязана с такими аспектами детско-родительских отношений, как автономность, директивность и непоследовательность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SOVEREIGNTY OF ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF CHILD-PARENT RELATIONS

The article considers personality as a psychospatial phenomenon, the key concepts within which are the concepts of psychological space and psychological sovereignty of the individual. Understanding and the ability to regulate one's own psychological boundaries is a key factor in psychological well-being and effective interaction with the outside world. A person who is able to adequately respond to changes, defend his position, establish contacts with the surrounding society will be more adapted in life. This will contribute to self-realization, the preservation of autonomy and independence without encroaching on the personal space of other people. The article examines and analyzes the integrity of psychological boundaries as a reflection of the state of mental health of the individual, as well as their types. Adolescence is a critical period of personal identity formation. Teenagers think about who they are, about their values and beliefs, about how they want to be perceived by others. This period is marked by experimentation with different roles and identities, their own psychological boundaries are determined. The desire for independence and independence becomes more pronounced, adolescents begin to distance themselves from parents and other authorities, for the sake of asserting their independence. The features of child-parent relations and the specifics of their manifestation on the part of parents have been studied. The interaction of certain aspects of child-parent relations with components of psychological sovereignty of personality is considered and analyzed. As a result of the study, it was revealed that the psychological sovereignty of adolescents' habits and values is largely interconnected with aspects of child-parent relations such as autonomy, directionality and inconsistency. The identified positive correlation between the autonomy of the mother and the sovereignty of the habits and values of the teenager may indicate the ability to independently make decisions about their future, for example, about choosing a profession and or educational institution, actively participate in various projects or other social initiatives, developing their social skills and independence, form their own values, such as respect for personal freedom and responsibility, inspired by the example of the mother. The positive correlation identified between maternal directive and the sovereignty of an adolescent's habits and values may encourage adolescents to develop their own habits and behaviors, adolescent attempts to establish their own social boundaries and independence, adolescent aspirations to establish and uphold their own social boundaries, independence, and values in response to maternal controlling behaviors. Teens can begin to plan their day on their own, setting time for study, rest and hobbies to show their independence from the strict control of their mother.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 10 (76). 2024. № 3. С. 124-131.

УДК 159.923

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Жихарева Л.В., Кольчик Е.Ю.1

ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова, Симферополь, Россия

E.mail: [email protected]

В статье рассматривается личность как психопространственный феномен, ключевыми понятиями в рамках которого являются понятия психологического пространства и психологической суверенности личности. В статье рассмотрены и проанализированы целостность психологических границ как отражение состояния психического здоровья индивида, а также их виды. Изучены особенности детско-родительских отношений и специфика их проявления со стороны родителей. Рассмотрена и проанализирована взаимосвязь отдельных аспектов детско-родительских отношений с компонентами психологической суверенности личности. В результате исследования выявлено, что психологическая суверенность привычек и ценностей подростков в значительной степени взаимосвязана с такими аспектами детско-родительских отношений, как автономность, директивность и непоследовательность. Ключевые слова: психологические границы, подростковый возраст, суверенность психологического пространства, детско-родительские отношения, автономность, непоследовательность.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие психологических границ возникло в русле клинической и патопсихологии еще в 1912 году, где термин использовался применительно к больным шизофренией и охватывал широкий спектр личностных изменений в ощущении себя. Позднее данный термин стал более широким и стал означать определённые рамки, границы, в которые человек помещает себя (Хорни К., Федерн П.) [1]. Основную роль понятие психологических границ играет в теории объектных отношений, где означает постепенную сепарацию ребенка от матери в раннем детстве (Кляйн М., Малер М.) [2; 3]. При этом важным аспектом в формировании психологических границ играет качество материнства: при необходимой эмоциональной поддержке и принятии формируются целостные психологические границы между Я и окружающим миром, а при нарушении эмоционального контакта психологические границы неустойчивы и привязанность между матерью и ребенком ненадёжна. Фишер С. и Кливленд С. говорят о психологических границах как о совокупности представлений субъекта о своей ограниченности телесной и локализованности в условиях внешнего мира [4]. Понятие психологической границы является основополагающим в гештальт-теории: границы призваны разделять среду и организм, а также выделять поле их пересечения и взаимодействия (Перлз Ф.) [5].

Понятие психологических границ также звучит и в отечественной психологии: Марциновская Т.Д. говорит о том, что психологические границы могут быть

124

внешними и внутренними и они имеют определенные механизмы развития [6]. Пивненко Т.В. говорит о том, что психологические границы как барьер между Я и другими является результатом психического развития ребенка в раннем детском возрасте и в младшем дошкольном возрасте [7]. Понимание и способность регулировать собственные психологические границы является ключевым фактором психологического благополучия и эффективного взаимодействия с окружающим миром. Человек, который способен адекватно реагировать на изменения, отстаивать свои позиции, устанавливать контакты с окружающим социумом, будет более адаптирован в жизни. Это будет способствовать самореализации, сохранению автономии и независимости без посягательства на личное пространство других людей.

Цель статьи - изучить взаимосвязи психологических границ личности с особенностями детско-родительских отношений.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Психологическая суверенность личности представляет собой способность контролировать границы своего психологического пространства и защищать его от внешних воздействий. Психологическая суверенность включает в себя несколько аспектов, таких как физическое, социальное и личностное пространство (Нартова-Бочавер С.К.) [8; 9]. Николаева В.В. и Соколова Е.Т. говорят о психологических границах в контексте семейной среды и воспитания: неблагоприятные семейные условия формируется психологическая недифференцированность и зависимость. В свою очередь, это приводит к неустойчивости психологических границ по причине зависимости от мнения окружающих, их оценки и ценностных ориентаций [10]. Несмотря на то, что сензитивным периодом для формирования психологических границ является раннее детство и младший школьный возраст, особое значение психологические границы приобретают в подростковом возрасте.

Подростковый возраст - это критический период формирования личностной идентичности (Эриксон Э.). Подростки задумываются о том, кто они такие, о своих ценностях и убеждениях, о том, как они хотят, чтобы их воспринимали другие. Этот период знаменуется экспериментированием с различными ролями и идентичностями, определяются собственные психологические границы [11]. Стремление к самостоятельности и независимости становится более выражено, подростки начинают дистанцироваться от родителей и других авторитетов, ради утверждения своей независимости. Это может проявляться в виде сопротивления контролю, желании самостоятельно принимать решения и устанавливать свои правила. Важную роль в жизни подростков играют сверстники. Их влияние может быть, как положительным, так и отрицательным. Под давлением сверстников подростки могут идти на компромисс в рамках своих личных границ, чтоб соответствовать ожиданиям группы. Это могут быть рискованные решения или поведение, противоречащие их собственным убеждениям. Общеизвестно, что подростковый возраст характеризуется высокой эмоциональной нестабильностью, связанной с гормональными имениями и пубертатом. Им трудно управлять своими

125

эмоциями и реакциями на внешние воздействия, что нередко приводит к недопониманию и конфликтам. Данное обстоятельство также может затруднить установление и поддержание четких психологических границ.

Родители играют ключевую роль в развитии суверенности подростков. На рисунке 1, представлены основные выделенные нами факторы развития психологической суверенности подростков в контексте детско-родительских отношений. Так, если родители охраняют собственную психологическую суверенность и автономию других, то они представляют подросткам модель для подражания. Подростки учатся, наблюдая за тем, как их родители справляются с различными жизненными ситуациями, устанавливают и поддерживают личные границы и уважают границы других.

Рис. 1. Факторы развития психологической суверенности подростков в системе детско-родительских отношений

Поддержка автономии заключается в том, что родители обеспечивают поддержку и одновременно поощряют независимость. Родители помогают подросткам развивать уверенность в собственных способностях принятия решений. Это включает в себя представление возможностей для самостоятельного выбора и возможности столкнуться с естественными последствиями своих действий. Фактор коммуникации заключается в открытом и честном общении между родителями подростками. Это способствует развитию психологической суверенности благодаря тому, что родители слушают и признают чувства и мнения своих детей, тем самым обучаю их ценить собственные мысли и эмоции. Родители, устанавливая собственные психологические границы, учат подростков пониманию и уважению личного пространства и прав других. Это так же помогает подросткам научиться устанавливать свои собственные границы в отношениях с другими людьми. Стиль воспитания, основанный на авторитете, где родители устанавливают четкие правила и ожидания, но при этом проявляют теплоту и чувствительность к потребностям подростка, также может способствовать развитию психологической суверенности

126

подростка. Эмоционально поддерживающие и доступные родители помогают подросткам развивать уверенность в себе и способность регулировать свои эмоции. Уважение к индивидуальности, через признание и ценность уникальности своего ребенка, включая его интересы, предпочтения и мнения способствует развитию чувства собственной индивидуальности и автономии.

Важно отметить, что развитие психологической суверенности - это процесс, который зависит от множества факторов, включая индивидуальные характеристики подростка и его социальное окружение. Родители могут сыграть поддерживающую роль, но подростки также должны активно участвовать в этом процессе, исследуя и устанавливая свои собственные границы и автономию.

В исследовании были использованы следующие методики:

1. Методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР), разработанный Е.Шафер, предназначенный для изучения установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их сами подростки.

2. Опросник «Суверенность психологического пространства», разработанный С.К. Нартовой-Бочавер для диагностики сохранности личностных границ подростков.

Исследование проводилось относительно формирования суверенности подростков и их представления о отношении к ним матери. В исследовании приняло участие 135 подростков в возрасте 15-16 лет, воспитывающихся в семьях без отца.

В ходе исследовании были выявлены взаимосвязи между показателями суверенности психологического пространства и моделями поведения родителей. Результаты представлены в табл.1.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа между показателями психологической суверенности и особенностями родительского поведения

Директивность (мать) Враждебность (мать) Автономность (мать) Непоследовательно сть (мать)

Суверенность привычек ,342* ,507** ,442** ,401**

Суверенность социального окружения ,637** ,698** ,621** ,498**

Суверенность ценностей ,661** ,531** ,698** ,357*

Положительная корреляция между показателями директивность матери и суверенность привычек (,342*), социального окружения (,637**), ценностей (,661**) подростков, может указывать на то, что директивное поведение матери может стимулировать подростков к развитию собственных привычек и стиля поведения, попыткам подростков установить собственные социальные границы и независимость, стремление подростков устанавливать и отстаивать собственные

127

социальные границы, независимость и ценности в ответ на контролирующее поведение матери. Подростки могут начать самостоятельно планировать свой день, устанавливая время для учебы, отдыха и хобби, чтобы показать свою независимость от строго контроля матери. Активно искать новые социальные связи вне дома, тем самым создавая собственной социальное пространство, может начать формировать собственные моральные и этические принципы, которые могут отличаться от тех, которые навязывает мать. Положительная корреляция между показателями враждебность матери и суверенность привычек (,507**), социального окружения (,698**), ценностей (,531**) подростков, может указывать на то, что подростки развивают суверенные привычки и ценности как способ самоутверждения и поддержания психологического благополучия в условиях семейного напряжения. Это вероятно происходит за счет поиска и развития устойчивых социальных связей вне дома.

Положительная корреляция между показателями непоследовательность матери и суверенность привычек (,401**), социального окружения (,498**), ценностей (,357*) подростков, отражает попытки подростков создать стабильность и предсказуемость в своем поведении в ответ на непоследовательное поведение матери. Такие связи могут свидетельствовать о том, что подростки развивают суверенные привычки как способ компенсации семейной нестабильности. Подростки могут искать поддержку за пределами семьи и пытаются создать собственную систему ценностей. Положительная корреляция между показателями автономность матери и суверенность привычек (,442**), социального окружения ( 621**), ценностей (,698**) подростков, может указывать на то, что матери, которые проявляют автономное поведение, могут поощрять развитие автономных привычек, социальной суверенности, собственных ценностей. У подростка появляется возможность самостоятельно принимать решения о своем будущем, например, о выборе профессии и или учебного заведения, активно участвовать в различных проектах или других общественных инициативах, развивая свои социальные навыки и самостоятельность, формировать собственные ценности, такие как уважение к личной свободе и ответственности, вдохновляясь примером матери.

ВЫВОДЫ

Таким образом, термин «психологические границы» означает способность личности дифференцировать себя от других людей, а также для обозначения места соприкосновения личности со средой (в рамках гештальт-подхода). Формирование психологических границ личности берет свое начало в раннем детстве и младшем школьном возрасте, а закрепляется - в подростковом возрасте. Правильно сформированные психологические границы позволяют человеку быть защищенным от внешних неблагоприятных воздействий, а также способствуют сохранению целостности и автономии личности. Психологическая суверенность личности является более широким понятием и включает в себя не только психологические границы личности, но и пространство, которую личность погружена.

128

Психологическая суверенность делится на несколько сфер, основной функцией которых является возможность отбора внешних влияний и защита от разрушительных воздействий.

В подростковом возрасте значимость детско-родительских отношений в формировании суверенности подростков тесно связана с родительской последовательностью и независимостью в системе воспитания. Проявления директивности и враждебности со стороны матери имеет прямое влияние на формирование суверенности системы ценностных ориентаций и суверенности привычек. В силу ряда физиологических и психологических факторов, подростковый возраст является важным периодом в формировании и развитии подростком своих психологических границ; в развитии высокой чувствительности к внедрению извне. Директивность, последовательность и автономность как особенности родительского отношения формируют механизм установления баланса между собственными потребностями человека и потребностями других, который основывается на системе эксплицитных и имплицитных правил, регулирующих доступ к ресурсам и взаимоотношения между людьми.

Список литературы

1. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К.Хорни. - М. : Канн-плюс, 2012. - 288 с.

2. Кляйн У. Теории развития. Секреты формирования личности / У. Крейн. - СПб. : Прайм -ЕВРОЗНАК, 2022. - 672 с.

3. Малер М. Психологическое рождение человеческого младенца / М.Малер, Ф.Пайн, А. Бергман. -М. : Когито-Центр, 2011. - 416 с.

4. Fisher, S. Body-image boundaries and style of life / S. Fisher, S.E. Cleveland // The Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1956. - №52. - P. 373-379.

5. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии / Ф.Перлз. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. - 480 с.

6. Марциновская Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние / Т.Д. Марциновская // Мир психологии. - 2008. - №3. - С.55-61.

7. Пивненко Т.В. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками: автореф. Дисс. ... канд.психол.наук: 19.00.13 / Т.В. Пивненко - М. : МГППУ, 2008. - 26 с.

8. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значенбие / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 2003. - №6. - С.491-503.

9. Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности 10 лет спустя: моногр. - М. : Смысл, 2017. - 200с.

10. Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. - М. : SvR - Аргус, 1995. - 360 с.

11. Эриксон Э. Идентичность и цикл жизни / Э.Эриксон. - СПб. : ПИТЕР, 2023. - 280 с.

PSYCHOLOGICAL SOVEREIGNTY OF ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF CHILD-PARENT RELATIONS

Zhikhareva L.V., Kolchik E.Yu.

SBEIHE RC CEPU named of Fevzi Yakubov, Simferopol, Russia E-mail: [email protected]

129

The article considers personality as a psychospatial phenomenon, the key concepts within which are the concepts of psychological space and psychological sovereignty of the individual. Understanding and the ability to regulate one's own psychological boundaries is a key factor in psychological well-being and effective interaction with the outside world. A person who is able to adequately respond to changes, defend his position, establish contacts with the surrounding society will be more adapted in life. This will contribute to self-realization, the preservation of autonomy and independence without encroaching on the personal space of other people. The article examines and analyzes the integrity of psychological boundaries as a reflection of the state of mental health of the individual, as well as their types. Adolescence is a critical period of personal identity formation. Teenagers think about who they are, about their values and beliefs, about how they want to be perceived by others. This period is marked by experimentation with different roles and identities, their own psychological boundaries are determined. The desire for independence and independence becomes more pronounced, adolescents begin to distance themselves from parents and other authorities, for the sake of asserting their independence. The features of child-parent relations and the specifics of their manifestation on the part of parents have been studied. The interaction of certain aspects of child-parent relations with components of psychological sovereignty of personality is considered and analyzed. As a result of the study, it was revealed that the psychological sovereignty of adolescents' habits and values is largely interconnected with aspects of child-parent relations such as autonomy, directionality and inconsistency. The identified positive correlation between the autonomy of the mother and the sovereignty of the habits and values of the teenager may indicate the ability to independently make decisions about their future, for example, about choosing a profession and or educational institution, actively participate in various projects or other social initiatives, developing their social skills and independence, form their own values, such as respect for personal freedom and responsibility, inspired by the example of the mother. The positive correlation identified between maternal directive and the sovereignty of an adolescent's habits and values may encourage adolescents to develop their own habits and behaviors, adolescent attempts to establish their own social boundaries and independence, adolescent aspirations to establish and uphold their own social boundaries, independence, and values in response to maternal controlling behaviors. Teens can begin to plan their day on their own, setting time for study, rest and hobbies to show their independence from the strict control of their mother.

Keywords: psychological boundaries, adolescence, sovereignty of psychological space, child-parent relations, autonomy, inconsistency.

References

1. Horni K. The neurotic personality of our time, 288 p. (Kann-plyus, Moscow, 2012).

2. Klyajn U. Developmental theory. Secrets of personality formation, 672 p. (Prajm - EVROZNAK, SP, 2022).

3. Maler M. Psychological birth of a human infant, 416 p. (Kogito-Centr, Moscow, 2011).

4. Fisher S. Body-image boundaries and style of life, The Journal of Abnormal and Social Psychology, 52, 373 (1963).

5. Perlz F. Gestalt therapy practice, 480 p. (Institut obshchegumanitarnyh issledovanij, Moscow, 2005).

130

6. Marcinovskaya T.D. Psychological boundaries: history and current state, Mirpsihologii, 3, 55 (2008).

7. Pivnenko T.V. Psychological boundaries I am in the game of children not accepted by peers, 26 p. (MGPPU, Moscow, 2008).

8. Nartova-Bochaver S.K. The concept of "psychological space of personality": justification and applied meaning, Psihologicheskij zhurnal. 6, 491 (2003).

9. Nartova-Bochaver S.K. The Psychology of Sovereignty 10 Years Later, 200 p. (Smysl, Moscow, 2017).

10. Sokolova E.T. Personality traits in borderline disorders and somatic diseases, 360 p. (SvR - Argus, Moscow, 1995).

11. Erikson E. Identity and the cycle of life, 280 p. (PITER, SPb., 2023).

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.