ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОВД
Канд. пед. наук М.В. Воропаев, В.Л. Яку шкин
Тамбовское отделение заочного обучения Юридического института МВД России
Реорганизация воспитательной работы в органах внутренних дел сталкивается в настоящее время с определенными сложностями. Несмотря на заложенные в Директиве №1 министра ВД России от 19.06.1996 г. положения об обновлении содержания воспитательной работы, на практике в достаточно большом числе коллективов формы и методы воспитательной работы с личным составом (индивидуально-воспитательная работа, социально-гуманитарная подготовка, наставничество, деятельность судов чести) воспринимаются личным составом и руководящим звеном ОВД равнодушно или даже враждебно. Эффективность их проведения невысока.
Среди причин такого положения дел традиционно (и вполне оправданно) выделяют развал системы политико-воспитательной работы в ОВД. Но такое утверждение требует определенного уточнения. Отошла в прошлое лишь политическая составляющая воспитательной работы с личным составом, связанная с деятельностью партийных и комсомольских организаций, а основные формы воспитательной работы мало изменились. Но и ранее значение деятельности политических структур в ОВД было совсем не тождественно их уставным целям и задачам. Современный научно-педагогический и социально-психологический анализ позволяет выделить более глубокие причины, связанные с реальной значимостью политико-воспитательной работы.
Разнообразные формы идейно-политической работы выполняли крайне важную психологическую функцию для личного состава: с одной стороны, сотрудник, участвующий в политико-просветительской деятельности, показывал свою лояльность системе; а с другой — идентифицировал себя с ней. Последний тезис нуждается в пояснении. Для сотрудника милиции, возможно, даже в большей степени, чем для работников других сфер, имеет значение чувство принадлежности к "системе", к "организации": ощущение того, что он является частью более высокой общности, ее представителем.
Необходимость идентификации себя с высшей системой (идеологической или реальной) сохраняется и сейчас, но отсутствует механизм удовлетворения этой потребности. Положение усугубляется тем, что по инерции, воспитательная работа с личным составом мало изменилась в формах проведения, утеряв лишь сюс идеологическое содержание. Это привело к тому, что существующие подотделы воспитательной работы перегружены бумажной работой. В социологии организаций такое явление описывается как "омертвевшие административные отношения" .
Помимо отмеченного, воспитательная работа давала дополнительные инструменты воздействия (в первую очередь — дисциплинарные) на личный состав. В настоящее время начальники отделов и подразделений органов внутренних дел обладают большей самостоятельностью и не нуждаются в дополнительных рычагах воздействия.
Укажем рад причин психологического и организационного порядка, осложняющих проведение воспитательной работы в ОВД.
В подавляющем большинстве случаев сотрудники воспринимают многие формы воспитательной работы, в первую очередь — индивидуально-воспитательную, как дискриминирующее их явление. Для любого человека естественно нетерпимое отношение к попытке проникновения в его внутренний мир. Еще более это чувство обостряется у работника милиции.
Работа в стрессовых, эмоционально-напря-женных условиях приводит к специфическим изменениям мировосприятия. Формируется закрытость отношений, когда круг "своих" суживается сначала до сотрудников милиции, а потом до близких сослуживцев, работающих бок о бок. Какие бы то ни было оценки своей деятельности со стороны "чужих" воспринимаются нетерпимо.
Еще более выражена эта тенденция в спецподразделениях — типа ОМОН, СОБР и т.п., коллективы которых характеризуются узкогрупповой моралью, закрытостью от посторонних, крайне высоким уровнем требований к руководителю и др.
Исходя из сказанного, прямые воспитательные воздействия на сотрудников, исходящие от работников воспитательного аппарата, неэффективны и приводят к обратным результатам. Поучение будет восприниматься только от коллеги, имеющего высочайший моральный авторитет.
Уровень и характер фактических требований к личному составу, системы критериев оценки деятельности, основные элементы служебных и личных отношений, т.е. вся система ОВД построена максимально надежно. Она рассчитана на работу с любым человеком. Этот
важнейший выигрыш связан, в частности, с тем, что система безразлична к его личным стремлениям, желаниям, индивидуальности и, более того, заранее рассчитана на то, что он склонен к недисциплинированности.
Типичной для многих подразделений ОВД является атмосфера, когда достижение служебного результата требуется любой ценой. Руководители, выросшие в столь суровой атмосфере, склонны не взирая ни на что требовать "вышибать" нужный результат из личного состава. Более того, реальное управление коллективами подразделений построено на использовании информации об уязвимых местах и недоработках сотрудников, в том числе — получаемой путем официальных негласных проверок. Естественно, что в таких условиях диссонансом звучат требования министерства об индивидуализации воспитательной работы, более чутком обращении с личным составом.
Таким образом, даже приведенный перечень причин, большинство из которых носит объективный характер, показывает, что с перестройкой воспитательной работы в органах внутренних дел возникали и будут возникать большие сложности.
Указанные противоречия по-своему отразились и в научной педагогической мысли.
Прсх)эессионально-педагогическая деятельность в ОВД традиционно основывается на концептуальной схеме "субъект-объектного" воздействия, когда реализация воспитательной функции относится к деятельности конкретных субъектов (должностных лиц, институтов и организаций), а объектом выступает личный состав органов и подразделений внутренних дел (см. напр.: 1, 8). При этом основное внимание уделяется методике организации и проведения форм воспитательной работы (лекций, «круглых столов» и др.)
Между тем в большинстве научных педагогических направлений давно уже отказались от парадигмы "субъект-объектного" воздействия (3), перейдя к исследованию "субъект-субъектного" взаимодействия, когда за личностью, на которую "направленно воспитательное воздействие", признается право активно реагировать на это воздействие, отвергать его или усиливать. Системный подход в профессиональной педагогике позволяет адекватно описать существующую ситуацию с воспитательной работой в органах и наметить пути ее улучшения.
В общей педагогике, социологии организаций выделяются три уровня управления воспитательными системами (которые можно распространить на широкий круг организаций) — социально-, организационно- и психолого-педагогический. Первый уровень характеризует "средовые" воспитательные воздействия (например, смена господствующей
идеологии). Второй уровень, который, в основном, и описывала традиционная профессиональная педагогика, — это уровень организации мероприятий, конкретных дел. Живучесть сложившихся форм воспитательной работы в ОВД, сводящая на нет многие попытки их видоизменить, связана с тем, что важнейший принцип проверки исполнения, на котором построена система МВД, может быть реализован только на этом уровне.
На психолого-педагогическом уровне объектом управления выступают отношения в коллективе и общение людей. Здесь "работают" интонация голоса, авторитет и т.п. Жестко проконтролировать результат на этом уровне невозможно, а попытка это сделать приводит к чистому формализму.
Одна из функций психологической службы в системе ОВД (помимо ее прямого назначения) — исполнять роль обратной связи в психолого-педагогическом уровне управления личным составом. Психология располагает методами, позволяющими оценить характер морально-психологического климата коллектива, его организованность (2;5). Можно выявить уровень эмоционального благополучия сотрудников подразделения, органа внутренних дел, тогда появляется возможность контроля на уровне организации отношений и общения, а также надежда решить и более общую проблему дисциплинарной практики. Не секрет, что начальник подразделения все время находится между двух огней: с одной стороны — надо стремиться к наказанию всех нарушителей, а с другой — если уровень нарушений дисциплины повысится, то подразделение попадет в разряд неблагополучных. Принятая в ОВД система оценки дисциплинарной практики неадекватна реальному положению дел, количество нарушений дисциплины не отражает состояния дисциплины в подразделении.
Предлагаемая нами система анализа позволяет найти причину такого противоречия: к нему привело стремление внедрить армейский принцип проверки исполнения на психолого-педагогическом уровне. С помощью психологических методов возможно решить и проблему выработки критериев оценки работы с личным составом .
Перестройка системы воспитательной работы в ОВД, на наш взгляд, должна включать взаимодействие с психологической службой.
Необходимо реально добиваться индивидуализации и дифференциации массовых форм воспитательной работы, переориентировать индивидуально-воспитательную работу (и ее контроль) с проведения конкретных меро-приятий на определение индивидуальных личностных особенностей сотрудника и характера воспитательных воздействий.
Необходимо создать три ветви психоло-
гической службы (не считая существующих центров психодиагностики).
1. Сохранить психологов, работающих в составе кадровых аппаратов, нацелив их работу на информационное психологическое обеспечение принимаемых руководством кадровых решений, психологическое консультирование организации воспитательной работы с личным составом и поддержание информационного взаимодействия между другими ветвями психологической службы и в первую очередь — центрами психодиагностики.
2. Ввести в крупных О Г РУОВД должности криминальных психологов, поручив им исключительные функции сопровождения опе-ративно-служебной деятельности.
3. Ввести в штатах медотделов УВД должности психологов, занимающихся психологической реабилитацией и коррекцией личного состава, организовав их рабочие места по принципу амбулаторий непосредственно в горрай-отделах. Эти сотрудники не должны находиться в оперативном подчинении начальников ГРУ-ОВД.
Литература.
1. Кукушкин В.М. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: Курс лекций. — 4.1 — М., 1991.
2. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.-М., 19S8.
3. Новикова J1.И Педагогика детского коллектива.
4. Пригожин А.И. Организации: системы и люди.— М., 1983.
5. Чернышев A.C. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дис... докт. психол. наук,— М., 1986.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Д-р психолог, наук, проф.
А.Н.Сухов,
Рязанский институт права и экономики МВД России
Старший психолог А.А.Семик
Краснодарский юридический институт МВД России
В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования имиджа сотрудников органов внутренних дел выявлено следующее. Имиджи бывают разными. В большом англо-русском словаре (М., 1972) дается несколько лексических значений слова
"имидж": 1) изображение; 2) ддол, кумир; 3) икона, фигура, статуя святого; 4) подобие, копия; 5) мысленный образ, мысленное представление; 6) образец, символ; 7) зеркальный эффект.
В сущности, имидж конкретного сотрудника органов внутренних дел — это его ролевое поведение по выполнению служебных функций в соответствии с нормативными документами.
Иное дело — имидж сотрудников органов внутренних дел. Персонифицированный и обобщенный имидж сотрудников органов внутренних дел качественно отличаются друг от друга. Последний — образ целой профессиональной группы, общности. Он презента^ рован социальными представлениями.
Под социальными представлениями понимается специфическая форма познания, знания здравого смысла (житейские знания ). В структуре социальных представлений принято выделять три компонента: информация, поле представлений и установка.
Социальные представления формируются и проявляются в средствах массовой информации, а также в письменной и обыденной ментальности.
СМИ представляют собой разновидность массового общения, опосредованного техническими средствами.
Под ментальностью понимается неосознаваемая или частично осознаваемая, характерная для данной-культуры (субкультуры ) специфика психической жизни той или иной социальной группы. Она проявляется в картинах мира, системе образов, представлений, норм и ценностей.Различают письменную (литературу ) и обыденную ментальность (анекдоты, пословицы и пр.).
Исходя из этого, в качестве концептуальной основы исследования имиджа сотрудников органов внутренних дел выступает понимание его природы в рамках концепции социальных представлений, что позволило сформулировать определение имиджа. Имидж сотрудников органов внутренних дел — это социальные представления об их ролевом поведении по выполнению служебных обязанностей, транслируемые средствами массовой информации и зафиксированные в письменной или обыденной ментальности.
В качестве его показателей выступают содержательные и количественные характеристики:
а) эмоциональные оценки социально-психологических характеристик профессиональной группы: "доверяю — не доверяю"; "нравится — не нравится";
б) количественные характеристики: рейтинг, популярность, престижность, т.е. сравнительные характеристики профессиональной группы.