Научная статья на тему 'Психологическая система учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте'

Психологическая система учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМОГЕНЕЗ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ACTIVITIES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF EDUCATIONAL ACTIVITY / SYSTEMOGENESIS / SENIOR PRESCHOOLER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепко Юрий Николаевич

Статья посвящена анализу психологического содержания учебной деятельности в период старшего дошкольного возраста. В работе ставится проблема о статусе деятельности старшего дошкольника, ведущим видом которой в традиционной периодизации психического развития является игра. С целью изучения психологических особенностей учебной деятельности автором выбран теоретический подход, разрабатываемый в рамках теории системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова. С учетом основных положений теории системогенеза в психологической структуре учебной деятельности выделяются мотивы деятельности, цели, программа, информационная основа, принятие решений и учебно-важные качества. В качестве показателей психологической структуры учебной деятельности анализируются ее когерентность, дивергентность, организованность, средний вес функциональных блоков деятельности в структуре и ряд других. По результатам исследования формулируется идея о том, что на этапе завершения старшего дошкольного возраста деятельность ребенка носит характер учебно-ориентированной ввиду наличия значимых связей между объективным показателем успешности деятельности и мотивационно-целевым блоком, блоком программирования деятельности. Также формулируется идея о том, что с позиции организации предметно-действенной стороны деятельности содержание и условия деятельности носят игровой характер. Однако психологическое содержание деятельности указывает на то, что система функционирует для решения учебных задач. Выявленные дезорганизационные процессы в психологической системе деятельности свидетельствуют либо о незавершенности формирования системы, либо о ее переходе в новое качественное состояние учебную деятельность младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Psychological System of Educational Activity in Senior Preschool Age

This article analyzes the psychological content of the educational activities of the senior preschool age. The paper raises the problem of the status of activities of the senior preschool child, leading to the traditional view that the periodization of mental development is a game. In order to study the psychological characteristics of learning activities the author chose a theoretical approach, developed in the framework of the theory of activity systemogenesis by V. D. Shadrikov. Taking into account the basic ideas of the systemogenesis theory in the psychological structure of learning activities here are allocated motives of activity, objectives, programme, information basis, decision-making and teaching important qualities. As indicators of the psychological structure of educational activity here is analyzed its coherence, divergence, organization, and the average weight of the functional blocks in the structure and activities of others. The study formulated the idea that at the stage of completion of the senior preschool age the child’s activity has the nature of a teaching-oriented view of the presence of significant connections between the objective indicator of the success of activities and motivational target block, block programming activities. Also it formulated the idea that from the standpoint of the organization of subject-effective aspects of the activity contents and conditions of the activities have a game character. However, the psychological content of the activity indicates that the system functions for the solution of educational problems. Disorganizational processes, identified in the psychological system of activity, indicate either incomplete formation of the system or its transition to a qualitatively new state educational activity of the younger schoolboy.

Текст научной работы на тему «Психологическая система учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте»

УДК 159.9

Ю. Н. Слепко

Психологическая система учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-10290 «Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества»

Статья посвящена анализу психологического содержания учебной деятельности в период старшего дошкольного возраста. В работе ставится проблема о статусе деятельности старшего дошкольника, ведущим видом которой в традиционной периодизации психического развития является игра. С целью изучения психологических особенностей учебной деятельности автором выбран теоретический подход, разрабатываемый в рамках теории системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова. С учетом основных положений теории системогенеза в психологической структуре учебной деятельности выделяются мотивы деятельности, цели, программа, информационная основа, принятие решений и учебно-важные качества. В качестве показателей психологической структуры учебной деятельности анализируются ее когерентность, дивергентность, организованность, средний вес функциональных блоков деятельности в структуре и ряд других. По результатам исследования формулируется идея о том, что на этапе завершения старшего дошкольного возраста деятельность ребенка носит характер учебно-ориентированной ввиду наличия значимых связей между объективным показателем успешности деятельности и мотивационно-целевым блоком, блоком программирования деятельности. Также формулируется идея о том, что с позиции организации предметно-действенной стороны деятельности содержание и условия деятельности носят игровой характер. Однако психологическое содержание деятельности указывает на то, что система функционирует для решения учебных задач. Выявленные дезорганизационные процессы в психологической системе деятельности свидетельствуют либо о незавершенности формирования системы, либо о ее переходе в новое качественное состояние - учебную деятельность младшего школьника.

Ключевые слова: деятельность, учебная деятельность, психологическая структура учебной деятельности, системогенез, старший дошкольник.

Yu. N. Slepko

A Psychological System of Educational Activity in Senior Preschool Age

This article analyzes the psychological content of the educational activities of the senior preschool age. The paper raises the problem of the status of activities of the senior preschool child, leading to the traditional view that the periodization of mental development is a game. In order to study the psychological characteristics of learning activities the author chose a theoretical approach, developed in the framework of the theory of activity systemogenesis by V. D. Shadrikov. Taking into account the basic ideas of the systemogenesis theory in the psychological structure of learning activities here are allocated motives of activity, objectives, programme, information basis, decision-making and teaching important qualities. As indicators of the psychological structure of educational activity here is analyzed its coherence, divergence, organization, and the average weight of the functional blocks in the structure and activities of others. The study formulated the idea that at the stage of completion of the senior preschool age the child's activity has the nature of a teaching-oriented view of the presence of significant connections between the objective indicator of the success of activities and motivational target block, block programming activities. Also it formulated the idea that from the standpoint of the organization of subject-effective aspects of the activity contents and conditions of the activities have a game character. However, the psychological content of the activity indicates that the system functions for the solution of educational problems. Disorganizational processes, identified in the psychological system of activity, indicate either incomplete formation of the system or its transition to a qualitatively new state - educational activity of the younger schoolboy.

Keywords: activities, educational activities, psychological structure of educational activity, systemogenesis, senior preschooler.

Постановка проблемы. В названии настоящей статьи представлены в единой смысловой конструкции противоречивые, на первый взгляд, по отношению друг к другу термины - учебная деятельность и дошкольный возраст (то же - пред-школьный, в нашем исследовании - старший дошкольный). Противоречие, а следовательно - и проблема, определяется тем, насколько правомерно использование термина «учебная деятель-

ность» в отношении дошкольного возраста вообще и старшего дошкольного возраста в частности. Поясним данную мысль.

Согласно традиционной для отечественной психологии классификации [9, с. 571] основными видами деятельности человека являются игра, учение и труд, последовательно сменяющие друг друга в ходе психического развития. Принцип этой смены хорошо описан: «Каждый вид дея-

© Слепко Ю. Н., 2017

тельности имеет свои критические периоды возникновения, темпы формирования и этапы перестройки и усложнения. Все они являются фактами развития ребенка, которое связано с определенными врожденными предпосылками и генетическими программами, ростом и анатомо-физиологическим созреванием организма, формированием и усложнением функциональных механизмов его высшей нервной деятельности» [6, с. 180]. Различия между видами деятельности определяются во многом той функцией, которую они реализуют в психическом развитии человека. Насколько специфичны функции каждого вида деятельности, настолько уникальны и способы их реализации.

Напомним, что традиционно в психологии принято считать игру ведущей деятельностью дошкольного возраста. К специфическим характеристикам игры как деятельности относятся наличие роли как основной единицы игры; совпадение цели и мотива в игре; наличие в игре мнимой, воображаемой ситуации; особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности [11, 1]. Эти, а также ряд других характеристик позволяют в игре реализовываться эффекту общего психического развития - развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка, произвольность поведения и психических процессов, предпосылки нравственной регуляции поведения, интеллектуального развития и др. [11, 1, с. 93-95].

Игровая деятельность и учебная деятельность достаточно строго разделены возрастными рамками психического развития ребенка (первая характерна для дошкольного возраста, вторая - для младшего школьного). В связи с этим говорить о наличии в дошкольном возрасте учебной деятельности не принято; последняя начинается и развивается там, где речь идет об усвоении знаний, умений, навыков в условиях систематического обучения в начальной школе [2, с. 564]. Однако и эта идея требует уточнения.

Так, согласно новому (2013 г.) образовательному стандарту дошкольного образования одной из задач, на решение которых он направлен, является «...формирование предпосылок учебной деятельности» [8, п. 1.6.6.]. Соблюдение образовательной программой дошкольного образования целевых ориентиров стандарта составляет «основание преемственности дошкольного и начального общего образования», формой которой и являются предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования [8, п. 4.7.]. По всей видимости, по причине специфичности по-

добного рода документа в нем не только не поясняется, что такое предпосылки, но и не дается определения самой учебной деятельности.

Тем не менее вопрос формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте является частью более широкой проблемы готовности детей к обучению в школе. В отсутствие строгого определения отметим, что «к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой учебной деятельно -сти и системы конкретных и обобщенных знаний» [4, с. 9]. В психологии принято выделять физиологическую готовность к обучению в школе, социальную и психологическую [4]. В свою очередь, психологическая готовность включает личностную, интеллектуальную, волевую и др. [1, с. 186190]. Таким образом, часто отмечают, что предпосылки учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте могут быть выражены в форме разных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Однако здесь возникает вполне резонный вопрос - насколько строго могут быть обозначены границы между предпосылками учебной деятельности, формируемыми в дошкольном возрасте, и собственно учебной деятельностью, началом реализации которой формально является младший школьный возраст? Так, результаты системогене-тических исследований учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Н. В. Нижегородцевой показали, «что в начале школьного обучения у учащихся имеется структура УВК (учебно-важных качеств. - Ю. С.)», организованная в плане реализации учебных задач. Возникает вопрос: является ли данная структура УВК результатом дошкольного периода развития либо формируется под влиянием специфических условий в первые недели обучения?» [5, с. 156157]. Учитывая ограниченность объема данной публикации, остановимся на двух наиболее важных результатах:

— Сравнение психологических структур УВК старших дошкольников и младших школьников позволило автору сделать вывод о том, что «различия в структурах индивидуальных качеств школьной и дошкольной экспериментальных групп обусловлены не возрастными особенностями, а специфическими условиями и содержанием деятельности» [5, с. 159].

— Изучая психологическую структуру УВК дошкольников, посещавших группы по специальной подготовке к школе, автор пришел к за-

ключению о сходстве структуры индивидуальных качеств этих детей с психологической структурой учебной деятельности первоклассников. Это позволило сделать вывод о том, что «формирование психологической структуры учебной деятельности возможно уже в дошкольный период при условии правильно организованной систематической образовательной работы» [5, с. 161].

Итак, данные исследований

Н. В. Нижегородцевой подтвердили, что игра и учение являются специфическими видами деятельности дошкольника и младшего школьника. С другой стороны, было установлено, что при систематической подготовке к школе в старшем дошкольном возрасте возможно формирование такой психологической системы деятельности, которая будет схожа с системой учебной деятельности младшего школьника.

Следует отметить, что результаты исследований автора требуют уточнения в ряде моментов. Во-первых, автор рассматривает психологическую структуру учебной деятельности детей дошкольного возраста как состоящую из теоретически и эмпирически выделенных УВК. Между тем в теории системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова [10] УВК образуют самостоятельный функциональный блок деятельности наравне с другими -мотивами, целями, программой, информационной основой деятельности и принятием решений. Соответственно, анализ деятельности старшего дошкольника необходимо расширить за счет включения в него и других указанных функциональных блоков. Во-вторых, функцией психологической системы учебной деятельности (далее - ПСУД) является получение учебного результата - приобретение, усвоение знаний и пр. Объективная оценка результата деятельности (в нашем исследовании - экспертная оценка успешности учебной деятельности) в соотношении с ее компонентами позволит установить степень зависимости достижений ребенка от уровня развития каждого блока деятельности и системы в целом. В-третьих, В. Д. Шадриковым было отмечено, что «при анализе структуры реальных межблоковых связей психологической системы деятельности обнаруживается, что каждый блок находится в теснейших взаимодействиях со всеми другими, что блоки фактически взаимопроникают друг в друга» [10, с. 140]. В связи с этим изучение степени целостности системы деятельности старшего дошкольника позволит оценить, насколько последняя хорошо организована и какое место в ней за-

нимают все функциональные блоки. Решение указанных вопросов позволит определить, насколько возможно понимание деятельности старшего дошкольника как учебно ориентированной.

Программа и методы исследования. В качестве объекта исследования были выбраны дети старшего дошкольного возраста. Объем выборки составил 30 человек: в том числе 18 мальчиков и 12 девочек, детей 6 лет - 21, детей 5,5 лет - 9. Учет половых, социальных и других особенностей детей не рассматривался как значимый для решения цели и задач настоящего исследования.

В исследовании были использованы стандартные методики, позволяющие установить уровень и содержание развития следующих психологических показателей деятельности:

— Мотивация деятельности: тест «Изучение зависимости качества изображения от мотивов деятельности» (Г. А. Урунтаева, 1995).

— Цели деятельности: анкета «Цели учебной деятельности» (Н. П. Ансимова, 2001).

— Программа деятельности: тест «Изучение умения планировать трудовую деятельность» (Г. А. Урунтаева, 1995).

— Информационная основа деятельности: тест «Сравнение похожих рисунков» (J. Kagan, 1965).

— Принятие решений в деятельности: тест «Изучение самооценки старших дошкольников» (Г. А. Урунтаева, 1995).

— Учебно-важные качества: тест «Картинки» (О. Е. Смирнова, 2005); «Тест Э. Ф. Замбацявичене» (Э. Ф. Замбацявичене, 1984).

Для оценки успешности учебной деятельности использовалась «Анкета сформированности компонентов учебной деятельности». Воспитателям детского сада предлагалось оценить уровень развития компонентов учебной деятельности детей по 10-балльной шкале (1 - min, 10 - max).

Анализ результатов исследования

1. Взаимосвязь успешности учебной деятельности и уровня развития компонентов деятельности. В ходе анализа было установлено, что показатель успешности деятельности имеет достаточно высокие корреляционные связи с такими компонентами, как учебно-познавательная мотивация (r=0,76, p<0,01), позиционная мотивация (r=0,41, p<0,05), значимость целей учебной деятельности (r=0,42, p<0,05), программирование деятельности (r=0,75, p<0,05), принятие решений (самооценка) (r= -0,53, p<0,05), уровень развития операций абстрагирования (r=0,46, p<0,05) и

обобщения (г=0,63, р<0,05), а также с общим уровнем умственного развития (г=0,54, р<0,05). Полученный результат позволяет говорить о том, что психологическое содержание функции реализуемой старшими дошкольниками деятельности имеет явно выраженный учебно-ориентированный характер. Также важно отметить, что мотивационно-целевой блок деятельности достаточно сильно связан с ее результатом, что говорит о выстраивании системы по вектору мотив - цель - результат. Помимо этого, мы видим, что отсутствует связь между уровнем развития информационной основы деятельности (в нашем исследовании это оценка когнитивного стиля «рефлексивность - импульсивность» как способа работы с информацией) и ее успешностью. По всей видимости, это говорит о вполне естественном отсутствии систематического опыта работы с информацией учебного характера.

Для уточнения полученного результата перейдем к оценке степени организованности и целостности ПСУД.

2. Организованность и целостность психологической системы учебной деятельности. Напомним, что задачей данного пункта анализа является определение того, насколько система деятельности старшего дошкольника хорошо организована, то есть направлена на реализацию заданной функции. Представленные в Таблице 1 результаты структурно-функционального анализа позволяют сделать следующие выводы:

— Во-первых, мы видим, что интеграционные процессы (ИКС) в системе деятельности значительно преобладают над дезорганизационными (ИДС). Высокий показатель ИОС свидетельствует о том, что система достаточно хорошо организована в плане реализации функции деятельности, которая на основании полученных выше результатов может быть охарактеризована как учебно-ориентированная.

— Во-вторых, изучаемая система является целостным психологическим образованием, так как все 16 элементов, раскрывающих содержание функциональных блоков, включены в процесс функционирования системы. На наш взгляд, это хорошо дополняет полученный выше результат о сформированности системы деятельности по вектору «мотив - цель - результат».

Таблица 1

Показатели функциони рования ПСУД

ИКС 86

ИДС 11

ИОС 75

Количество элементов в структуре 16 (всего элементов 16)

Примечание:

ИКС - индекс когерентности структуры (функция числа положительных значимых связей в структуре и меры их значимости).

ИДС - индекс дивергентности структуры (функция числа и значимости отрицательных связей в структуре). ИОС - индекс организованности структуры (функция общего количества положительных и отрицательных связей, а также их значимости).

Количество элементов в структуре - количество элементов, имеющих статистически достоверные связи с другими элементами структуры.

Помимо полученного результата, важным является анализ относительной роли функциональных блоков в системе деятельности. Представленные в Таблице 2 результаты позволяют говорить о том, что базовыми блоками в системе деятельности являются программирование деятельности и учебно-важные качества.

Таблица 2

Средний вес функциональных блоков в системе деятельности_

Функциональные блоки Средний вес в системе

деятельности

Мотивы 5

Цели 2

Программа 10

Информационная основа 1

Принятие решений -5

Учебно-важные качества 8

Примечание. Показатель среднего веса рассчитывался как среднее арифметическое веса каждого элемента в структуре функционального блока.

Согласно определению В. Д. Шадрикова, программа деятельности предполагает сформирован-ность «представлений о компонентном составе деятельности и о способах выполнения отдельных действий» [10, с. 179]. Полученный результат указывает как на базовую роль процессов программирования в организации деятельности старшего дошкольника, так и на высокую степень их сфор-мированности. В группе испытуемых Мх=7,8 при тах значении 10 баллов. Это хорошо согласуется с полученным выше высоким уровнем корреляции программирования деятельности и экспертной оценки успешности учебной деятельности.

При анализе учебно-важных качеств было установлено, что высокий средний вес в системе обеспечивается прежде всего уровнем умственно-

го развития детей, а также развитием операций дифференциации, абстрагирования и обобщения.

Резюме

Подводя итоги проведенного исследования, сформулируем ряд выводов:

— Полученные результаты позволяют говорить о том, что психологическая система деятельности старших дошкольников может рассматриваться как учебно-ориентированная. Об этом говорит как сильная связь между объективным показателем успешности деятельности и мотивационно-целевым блоком, так и ведущая роль программирования (то есть представления о компонентом составе деятельности) в организации системы.

— Можно ли говорить о том, что рассматриваемая в старшем дошкольном возрасте система деятельности является учебной? С позиции организации предметно-действенной стороны деятельности - конечно, нет, так как содержание и условия деятельности носят игровой характер. С точки же зрения психологического содержания деятельности можно говорить о том, что система функционирует для решения учебных задач. Однако наличие дезорганизационных процессов свидетельствует либо о незавершенности формирования системы, либо о ее переходе в новое качественное состояние.

— На наш взгляд, важным для понимания последней позиции является необходимость сравнительного исследования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Это позволит установить направление развития и качественное состояние системы деятельности при переходе из старшего дошкольного в младший школьный возраст.

Библиографический список

1. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / В. Н. Белкина : учебное пособие. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 248 с.

2. Давыдов, В. В. Учебная деятельность [Текст] / В. В. Давыдов // Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. -СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

3. Мазилов, В. А. Новые перспективы психологии деятельности [Текст] / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 162-163.

4. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. : Владос, 2001. - 256 с.

5. Нижегородцева, Н. В. Проблемы системогенеза учебной деятельности [Текст] / Н. В. Нижегородцева,

Е. В. Карпова, Н. П. Ансимова. - Ярославль : ЯГПУ, 2009. - 420 с.

6. Общая психология [Текст] / под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1976. - 479 с.

7. Поваренков, Ю. П. Оценка эффективности педагогической деятельности [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко. - Ярославль : ЯГПУ, 2011. - 167 с.

8. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 г Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Изд. 2. - М. : Изд-во Минпросвещения РСФСР, 1946. - 704 с.

10. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 464 с.

11. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - М. : владос, 1999. -360 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Belkina, V. N. Psihologija rannego i doshkol'nogo detstva [Tekst] / V N. Belkina : uchebnoe posobie. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - 248 s.

2. Davydov, V. V Uchebnaja dejatel'nost' [Tekst] / V. V. Davydov // Bol'shoj psihologicheskij slovar' / sost. i obshh. red. B. G. Meshherjakova, V. P. Zinchenko. -SPb. : Prajm-EVROZNAK, 2007. - 672 s.

3. Mazilov, V. A. Novye perspektivy psihologii deja-tel'nosti [Tekst] / V. A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Voprosy psihologii. - 2015. - № 1. - S. 162-163.

4. Nizhegorodceva, N. V. Psihologo-pedagogicheskaja gotovnost' rebenka k shkole [Tekst] / N. V Nizhegorodceva, V. D. Shadrikov. - M. : Vlados, 2001. - 256 s.

5. Nizhegorodceva, N. V. Problemy sistemogeneza uchebnoj dejatel'nosti [Tekst] / N. V. Nizhegorodceva, E. V. Karpova, N. P. Ansimova. - Jaroslavl' : JaGPU, 2009. - 420 s.

6. Obshhaja psihologija [Tekst] / pod red. A. V Petrovskogo. - 2-e izd., dop. i pererab. - M. : Pros-veshhenie, 1976. - 479 s.

7. Povarenkov, Ju. P. Ocenka jeffektivnosti pedagog-icheskoj dejatel'nosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov, Ju. N. Slepko. - Jaroslavl' : JaGPU, 2011. - 167 s.

8. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 oktjabrja 2013 g. № 1155 g. Moskva «Ob utverzhdenii federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija».

9. Rubinshtejn, S. L. Osnovy obshhej psihologii [Tekst] / S. L. Rubinshtejn. - Izd. 2. - M. : Izd-vo Minprosveshhenija RSFSR, 1946. - 704 s.

10. Shadrikov, V. D. Psihologija dejatel'nosti che-loveka [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Institut psihologii RAN, 2013. - 464 s.

11. Jel'konin, D. B. Psihologija igry [Tekst] / D. B. Jel'konin. - 2-e izd. - M. : VLADOS, 1999. - 360 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.