ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2010 Философия. Психология. Социология Выпуск 2 (2)
УДК 159.955.1
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ У
ИНОСТРАНЦЕВ*
О.И. Кильченко
Пермский государственный университет, 614990, ул. Букирева, 15 e-mail: [email protected]
В исследовании реализован онтологический подход к проблеме взаимосвязи человека и городской среды. Реконструировано содержание и выявлен компонентный состав психологической репрезентации городской среды Перми у иностранцев в связи с характеристиками времени пребывания респондентов в городе, их возраста и пола. Установлено, что содержание репрезентации городской среды Перми у иностранцев формируется преимущественно в пространстве потребностей и целей субъектов, адресованных среде.
Ключевые слова: онтологическая парадигма; городская среда Перми; психологическая репрезентация городской среды; структура репрезентации.
В настоящем исследовании предпринят анализ содержания (визуально-образного и вербального) и структуры психологической репрезентации городской среды Перми у представителей зарубежных стран в связи с возрастными, половыми характеристиками респондентов, а также временем их пребывания в городе. Вслед за Ю.Г. Панюковой, под психологической репрезентацией среды понимаются ментальные структуры, в которых среда представлена в индивидуальном сознании [9; 10].
Актуальность работы определяется следующим: преимущественное количество
исследований по проблеме восприятия городской среды выполнена с опорой на положения когнитивного подхода,
реализующего гносеологическую парадигму анализа взаимосвязи человека и среды (изучение чувственного образа среды и степени его соответствия параметрам реального окружения) [2; 3; 6: 8; 12; 13]. В то же время малоизученной остается проблема активности, субъектности во взаимосвязи человека и городской среды (изучение ценностносмыслового уровня психологических репрезентаций, возможное в рамках реализации онтологической исследовательской парадигмы) [9; 10]. Кроме того, в существующих
исследованиях по проблеме восприятия городской среды в качестве респондентов выступают коренные жители города [3; 6; 12], вместе с тем неисследованными остаются представления о городе у лиц из иной
© Кильченко О.И., 2010
* Работа выполнена при поддержке РГНФ и министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края (проект № 08-06-82607а/У)
социокультурной среды (жители зарубежных стран) и специфика этих представлений в связи с разными показателями (возраст, пол, временной опыт пребывания в городе).
Теоретической базой исследования послужила концепция системно-структурной организации репрезентации пространственнопредметной среды Ю.Г. Панюковой [9; 10].
В качестве эмпирических методов использовались:
1. Метод анализа внешней репрезентации
— активность включенности (по Р. Голледжу) [цит. по: 5]), реализующийся в процедуре рисования графического наброска (карты-наброска) Перми, репрезентирующего городскую среду (респондентам предлагалось изобразить г. Пермь). В отличие от метода когнитивных карт, данный метод актуализирует не только пространственные, физические характеристики среды,
представленные в сознании субъекта, но и ценности и смыслы, которыми субъект наделяет городскую среду.
2. Метод косвенного оценивания, реализующийся в процедуре составления списка ассоциаций, описывающих г. Пермь и отражающих его особенности (изучение неосознаваемых компонентов представлений о Перми).
3. Метод опроса, реализующийся в процедуре анкетирования, направленного на выявление общих сведений о респонденте (пол, возраст, профессия, уровень образования, цель пребывания в Перми, количество визитов, длительность проживания в городе).
Объектами анализа выступили:
а) рисунки, схема контент-анализа которых включала:
• определение типов рисунков: карта-схема
(схематичный план местности,
включающий объекты городской среды; пространственная схема,
свидетельствующая о хорошей
ориентировке в городской среде), карта-эскиз (рисунок со слабой
структурированностью элементов, их синкретичностью и диспропорциями), ассоциативное изображение (изображения, которым не представляется возможным дать однозначное описание) [11];
• анализ компонентного состава рисунков: точечные элементы (объекты городской среды — здания); линейные элементы (улицы, пути, маршруты перемещений в городе); площадные элементы (площади); края (границы); другие объекты, свидетельствующие об эмоциональной окрашенности представлений (солнце, улыбающиеся лица людей) — модифицированная схема Покока [цит. по:
4].
На этапе обработки рисуночных данных применялся метод контент-анализа [7]. Использовался как сегментарный, так и сплошной подсчет (в отношении идентифицированных /узнанных,
обозначенных/ объектов городской среды). Идентифицированные объекты подвергались процедуре ранжирования в соответствии с процентной долей испытуемых,
использовавших эти объекты в рисунках. Из статистических критериев применялся критерий ф* — угловое преобразование Фишера;
б) неслучайные ассоциации
(использованные тремя или большим количеством испытуемых), в совокупности образующие ассоциативную семантическую универсалию [1]. Ассоциации
классифицировались по критерию соответствия
формальному или содержательному
компоненту репрезентации среды [9; 10].
Ассоциации, репрезентирующие формальный компонент, воспроизводят состав, структуру информационного содержания восприятия (чувственный уровень репрезентации, которому соответствуют параметры «открытость-закрытость», «структурированность-хаотичность», «динамика-статика», «размер» и др.). Ассоциации, отражающие содержательный
компонент репрезентации, характеризуют
ценностно-смысловой уровень репрезентации городской среды (ему соответствуют прагматический параметр репрезентации — «освоенность», «польза», «ресурсность», «контроль» и этико-эстетический параметр репрезентации — «безопасность», «близость», «привлекательность», «свобода»).
Ассоциативные семантические универсалии представляют собой в данном случае модель репрезентации опыта средового познания.
Участниками исследования выступили жители США, Великобритании, Германии, Венгрии, Сербии, Сирии, Китая, Армении в количестве 106 чел., из которых 52 чел. имели опыт кратковременного пребывания в Перми (от 3 дней до 6 недель, среднее время пребывания 14 дней), 54 чел. — опыт длительного пребывания (от 1,5 до 16 лет, средний период проживания 7,4 года). Половой состав выборки: мужчин — 64 чел., женщин — 42 чел.. Возрастные характеристики выборки: лиц в возрасте ранней зрелости — 47 чел. (2025 лет, средний возраст — 21,4 года), лиц в возрасте средней зрелости — 51 чел. (26-64 лет, средний возраст — 39,1 года), лиц в возрасте поздней зрелости — 8 чел. (65 лет и выше, средний возраст — 71 год).
Особенности психологической репрезентации городской среды Перми в связи с характеристикой времени пребывания
Инвариантными параметрами
психологической репрезентации выступают характеристики «большой», «грязный»,
«красивый», «старый». При этом количество ассоциаций «грязный» и «красивый» в описаниях иностранцев, длительное время находящихся в Перми, значимо больше, чем количество ассоциаций в описаниях иностранцев, пребывающих в Перми
непродолжительное время (ф* = 2,17 ** и ф* =
2,6*** соответственно).
Выявлены тенденции, характеризующие динамику вербального содержания
репрезентации в связи с увеличением времени пребывания в городе:
а) приобретает выраженность
содержательный компонент репрезентации городской среды, соответствующий ценностносмысловому уровню (доля ассоциаций,
отражающих содержательный компонент репрезентации, в группе иностранцев, длительное время пребывающих в Перми, составляет 83,5 % против 67,4 % — в группе иностранцев, находящихся в городе непродолжительное время);
б) уменьшается разнообразие
характеристик, соответствующих таким этикоэстетическим параметрам репрезентации, как «привлекательность», «безопасность»
(ассоциации «безумные водители»,
«привлекательный»);
в) снижается частотность характеристик,
репрезентирующих такой прагматический параметр репрезентации, как «польза»
(ассоциации «хорошая еда», «хороший
общественный транспорт»);
г) усиливается тенденция использовать обобщенные, социально желательные оценки (ассоциация «хороший»);
д) ослабевает тенденция использовать
полярные оценки (ассоциации «старый» — «новый», «привлекательный» —
«отвратительный»).
Визуально-образное содержание
репрезентации у иностранцев, находящихся в городе краткое время, характеризуется большей структурированностью, детализацией
(объектной насыщенностью),
дифференцированностью, субъектностью
(Пермь как населенный людьми город — об этом свидетельствуют присутствующие в рисунках схематические изображения человеческих фигурок). Иностранцы, непродолжительное время находящиеся в Перми, значимо чаще, чем длительно находящиеся в Перми выходцы из других стран, используют в рисунках города изображения зданий (ф=1,93*), улиц (ф=1,66*), других объектов (ф=2,77***). Объекты городской среды, приведенные на рисунках данной группы испытуемых, — это места размещения респондентов на время пребывания в городе, маршруты движения.
У иностранцев, длительно пребывающих в Перми, визуально-образные представления о городе дифференцированы в меньшей степени (респонденты этой группы значимо чаще, чем респонденты, пребывающие в Перми краткое время, используют в изображениях города карты-эскизы — ф=1,8*), деперсонализированы (в рисунках респондентов встречаются изображения границ-контуров с
незаполненным внутри пространством, что, вероятно, отражает субъективные трудности в освоении территории города; у отображенных компонентов среды отсутствуют субъективные
/»автобиографические» значения, связанные с запечатлением в рисунках событий личной памяти, жизненной истории субъектов). Выходцы из других стран, проживающие в Перми долгое время, значимо чаще, чем кратковременно пребывающие, обозначают на рисунках города края (границы) (ф=1,78*).
Идентифицированными объектами
городской среды, занимающими первые ранговые места, выступают:
• в группе кратковременно пребывающих в Перми иностранцев — Кама, театр оперы и балета, отель «Урал», ПГУ (отражение программы пребывания в Перми);
• в группе иностранцев, длительно пребывающих в Перми, — Кама, ЦУМ, драматический театр «Театр» (маркеры освоенной части городской территории). Общие тенденции, характеризующие
динамику вербального и визуально-образного содержания репрезентации в связи с увеличением времени пребывания в городе, таковы:
а) снижается интенсивность процесса ассоциирования при описании города;
б) приобретают выраженность стереотипы в описаниях города;
в) ослабевает тенденция дифференцировать компоненты (характеристики) городской среды.
Полученные результаты позволяют предположить, что выходцы из других стран, длительное время находящиеся в Перми, испытывают трудности в освоении (ассимиляции) городской среды (физической и социальной), что может свидетельствовать о затрудненной адаптации иностранцев к новым условиям проживания.
Особенности психологической репрезентации городской среды Перми в связи с характеристикой пола
Инвариантными параметрами
репрезентации города выступают
характеристики «большой», «грязный», «красивый», «деловой», «дружелюбный», «старый», «холодный». Количество ассоциаций «большой» в описаниях женщин значимо больше (ф* = 2,83***), чем количество
ассоциаций в описаниях мужчин, что свидетельствует о большей выраженности параметра «размер» применительно к городу в репрезентациях женщин.
Специфика вербального содержания психологической репрезентации городской среды у мужчин заключается в следующем:
а) наличие обобщенных оценок городской среды (ассоциация «хороший»);
б) обозначение такой характеристики, как
социабельность (ассоциация
«доброжелательные люди»);
в) обозначение такой характеристики, как безопасность среды (этико-эстетический параметр — ассоциации «безумные водители», «безопасный»).
Специфические особенности вербального содержания репрезентации городской среды у женщин таковы:
а) наличие эмоциональных и полярных оценок городской среды (ассоциации «симпатичный», «забавный», «старый» — «новый»);
б) интенциональность в отношении городской среды (ассоциация «интересный»);
в) обозначение такой характеристики, как красота, внешняя привлекательность городской среды (эстетический параметр — ассоциации «красивый», «несколько красивых зданий»).
Визуально-образное содержание
репрезентации городской среды у мужчин характеризуется большей, чем у женщин, дифференцированностью и детализацией (идентифицировано большее количество объектов городской среды), что свидетельствует о лучшей ориентации мужчин в пространстве города. Мужчины чаще, чем женщины, используют в рисунках г. Перми изображение границ (ф=1,81*).
Идентифицированными объектами
городской среды, занимающими первые ранговые места, выступают:
• в группе мужчин — Кама, Центральный рынок, ЦУМ, драматический театр «Театр» (торгово-развлекательные объекты и объекты культуры);
• в группе женщин — Кама, ж/д вокзал Пермь-2, улица Ленина (объекты, обеспечивающие перемещение в пространстве).
Таким образом, для мужчин-иностранцев ценностно-смысловыми ориентирами
выступают такие характеристики городской среды Перми, как безопасность, социабельность, для женщин-иностранок — эстетическая выразительность и
привлекательность.
Анализ особенностей психологической репрезентации городской среды Перми в связи с характеристикой возраста
Инвариантными параметрами
репрезентации города являются характеристики «большой», «грязный», «красивый», «деловой», «доброжелательные люди», «холодный», «старый», «дружелюбный», «хороший общественный транспорт», «интересный».
Специфика вербального содержания репрезентаций у лиц в возрасте ранней зрелости связана с выраженностью
прагматического параметра (ассоциация «хорошая еда»).
Специфика вербального содержания репрезентаций у лиц в возрасте средней зрелости определяется:
а) большей, чем у респондентов в возрасте ранней зрелости, интенсивностью процесса ассоциирования при описании городской среды;
б) большей дифференцированностью характеристик городской среды;
в) наличием обобщенных и полярных оценок городской среды («хороший», «старый»
— «новый», «отвратительный» — «привлекательный»).
Визуально-образное содержание
репрезентации у лиц в возрасте ранней зрелости характеризуется эмоциональной окрашенностью (в рисунках респондентов этой группы присутствует такой символ, как солнце, который может репрезентировать либо положительную эмоциональную окрашенность представлений респондентов о городе, либо потребность последних в получении заботы).
Визуально-образное содержание
репрезентации у лиц в возрасте средней зрелости характеризуется большей, чем у лиц в возрасте ранней зрелости,
дифференцированностью и детализацией (идентифицировано большее количество объектов городской среды).
Идентифицированными объектами
городской среды, занимающими первые ранговые места, выступают:
• в группе лиц в возрасте ранней зрелости — Кама, здание администрации Пермского края, отель «Урал» (административные объекты и объекты гостиничного бизнеса);
• в группе лиц в возрасте средней и поздней зрелости — Кама, ж/д вокзал Пермь-2,
улица Ленина, Комсомольской проспект (объекты, обеспечивающие перемещение в пространстве).
Таким образом, ценностно-смысловыми
ориентирами для иностранцев в возрасте ранней зрелости выступает такая
характеристика городской среды Перми, как полезность; для иностранцев в возрасте средней и поздней зрелости — безопасность.
В целом по выборке было установлено, что содержание репрезентации городской среды Перми у иностранцев формируется преимущественно в пространстве потребностей и целей субъектов, адресованных среде. В
оценке городской среды преобладает
содержательный компонент репрезентации, который задается ценностно-смысловым
уровнем. Были определены общие тенденции, характеризующие динамику вербального и визуально-образного содержания
репрезентации: ослабление дифференциации
компонентов (характеристик) городской среды
— в связи с фактором времени пребывания в городе; усиление дифференциации — в связи с фактором возраста.
Были выявлены инвариантные и вариативные параметры репрезентации городской среды, а также объекты городской среды, идентифицированные респондентами. В целом по выборке инвариантными параметрами репрезентации выступают параметр «большой» (соответствующий формальному компоненту репрезентации — характеристика размера), параметры «красивый», «грязный»
(соответствующие содержательному
компоненту репрезентации — эстетические характеристики). Инвариантные объекты городской среды — Кама, улица Ленина, ж/д вокзал Пермь-2 (их можно рассматривать как значимые ориентиры, символы Перми). В
целом включенность иностранцев в освоение городского пространства Перми невысока (в рисунках в основном отражены объекты, размещенные на локальной городской территории: ареал ж/д вокзала Пермь-2 — улица Сибирская).
Список литературы
1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.
2. Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в репрезентации окружающей среды // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: ИП РАН, 1998. С. 101-132.
3. Виноградова Е.И. Представление о ментальных картах города Екатеринбурга [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // http://archvuz.ru/numbers/2006_22/k25 — Загл. с экрана.
4. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. 302 с.
5. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002.
320 с.
6. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982.
328 с.
7. Метод контент-анализа в психологических исследованиях: учеб.-метод. пособие / А.Ю.
Бергфельд, Е.В. Шевкова, Н.А. Шиленкова и др.; под общ. ред. О.И. Кильченко; Перм. ун-т. Пермь, 2007. 113 с.
8. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2001. 336 с.
9. Панюкова Ю.Г. Психологическая репрезентация пространственно-предметной среды обыденной жизни. Красноярск: КГПУ, 2003. 376 с.
10. Панюкова Ю. Г. Психологическая репрезентация пространственно-предметной среды (Системно-структурная организация, возрастные и индивидуальные особенности): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2004. 43 с.
11. Сазонов Д.Н. Социально-психологические особенности репрезентации городской пространственно-предметной среды у жителей города: автореф. ...канд. психол. наук. Курск, 2009. 22 с.
12. Шабанов Л.В. Методологические проблемы исследования восприятия образа города [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // http://envpsylab.ucoz.ru /load/17-1-0-53) — Загл. с экрана.
13. Штейнбах Х.Э., Еленский В.И. Психология жизненного пространства. СПб.: Речь, 2004. 239 с.
PSYCHOLOGICAL REPRESENTATION OF THE CITY OF PERM FROM
FOREIGNERS
O.I. Kilchenko
Perm State University, 15, Bukirev str., Perm, 614990
The study implemented an ontological approach to the problem of the relationship between man and an urban environment. Reconstructed content and identified the components of the psychological representation of the urban environment of Perm among foreigners in connection with the characteristics of the residence time of the respondents in the city, their age and sex. Found that the content of the representation of the urban environment of Perm, foreigners are formed predominantly in the space needs and goals of the subjects addressed to the environment.
Key words: the ontological paradigm; the urban environment of Perm; the psychological representation of the urban environment; the structure of the psychological representation.