УДК 159.9:616-006 ББК 88.835.1
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СОЦИОФОБИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕНЕСШИХ ОНКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ
МИРОШКИН Р.Б, ФИСУНЕ.В, СКРИПКИНА.В. ФГБУ "НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева"Минздрава России, Москва, Россия
Аннотация
Статья посвящена описанию и анализу социофобических тенденций как проявлению социальной дезадаптации у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание. Рассмотрены направления психокоррекционной работы с данным типом эмоционально-поведенческих нарушений, а также описаны методы и техники, используемые медицинскими психологами ЛРНЦ "Русское поле" ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Минздрава России (г. Москва).
Ключевые слова: социофобические проявления, дети, подростки, онкологическое заболевание, психологическая работа.
Актуальность. В процессе взаимодействия в рамках психологической работы с семьями детей, перенесших онкологическое заболевание, родителями и детьми нередко сообщается о проблемах социального общения, замкнутости, ограничениях социальных контактов. Наиболее выраженной данная проблема становится у подростков в силу актуальности межличностного общения для данной возрастной группы. Восстановление и развитие навыков социального общения является одним из необходимых условий полноценной психологической реабилитации детей и подростков после перенесенного онкологического заболевания.
В связи с этим специалистам, работающим в сфере психологической реабилитации детей-онкопациентов, необходимо иметь ясное представление о характере социофобических проявлений у детей и подростков, перенесших онкозаболевание, а также обладать комплексом психологических методов и техник, позволяющих эффективно работать с данным типом эмоционально-поведенческих нарушений.
Цель работы:
• проанализировать признаки социальной дезадаптации у детей, перенесших онкологическое заболевание;
• определить основные предпосылки возникновения социофобических тенденций;
• определить основные направления психокоррекционной работы с социофобическими проявлениями у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание;
• разработать комплекс методов и техник для психологической работы с
социофобическими тенденциями в условиях реабилитационного центра.
Материалы и методы: в качестве методов исследования использовались опросник отклоняющегося поведения Ахенбаха (Achenbach, 1991) и опросник детской депрессии (CDI) (Kovacs, 2008). Также применялось клиническое интервью.
5%
■ Тревожность/Депрессия ■ Замкнутость
Соц. Дезадапт. Делинкв ентность
■ Агрессивность Эмоц. пробл
Рис. 1. Показатели эмоционально-поведенческих нарушений
Результаты. В 2016-17 гг. при исследовании психологами ЛРНЦ "Русское поле" эмоционально-поведенческой сферы у 237 пациентов, в возрасте от 6 до 18 лет, находящихся на разных сроках ремиссии и имеющих онкологические диагнозы различной нозологии, признаки социальной дезадаптации были обнаружены у 17% пациентов (Мирошкин Р.Б. и др., 2017).
При качественном анализе признаков социальной дезадаптации у детей, перенесших онкологическое заболевание, были отмечены
замкнутость, низкие коммуникативные способности, повышенная тревожность, трудности взаимодействия в коллективе, страх осуждения со стороны других лиц, особенно тех, кто не сталкивался с темой онкологического заболевания. Таким образом, можно говорить о наличии социофобических тенденций. Высокой степенью актуальности данная проблема проявляется у подростков в силу востребованности для данной возрастной группы межличностного общения.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
^ /<° <6-
гСг гР о$> -£> _р гг / ^ " ^
Клиническое состояние Пограничное состояние ■ Норма
Рис. 2. Показатели социальной дезадаптации по всем возрастам (6-18 лет)
Основные причины возникновения социофобических проявлений у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание:
• Интровертность, как личностная черта.
• Длительный период госпитализации и социальной изоляции способствует значительному "пробелу" в формировании навыков общения.
• Стресс, вызванный болезнью и лечением, повышает тревожность, провоцирует возникновение страхов.
• Изменение внешности (полнота, выпадение волос, ампутации и др.) влияет на самовосприятие, заставляет стесняться своего внешнего вида.
• Ограничение или потеря функций, что сужает сферы возрастной деятельности.
• Сформированные представления о перенесенных страданиях, как о недоступных для понимания другими.
• Приоритет выздоровления перед другими ценностями и интересами (ценностью образования, досугового времяпровождения и т.д.), в силу этого - ощущение отсутствие взаимопонимания со здоровыми сверстниками.
• Гиперопекающая позиция родителей, препятствующая формированию и развитию доступных навыков, контролирующая сферу контактов, приводящая к инфантилизации. В связи с этим - "выпадение" из круга сверстников (Федоренко, Горохова, 2016; Фисун, Мирошкин, 2017; Fedorenko, Baranova, 2016; Ешкаг et а1., 1997).
• Угнетающее влияние применяемой терапии на центральную нервную систему, что способствует развитию мотивационно-волевой пассивность.
• Негативный опыт социального взаимодействия, полученный после болезни и лечения (Климова и др., 2010).
Таким образом, определяются следующие задачи психокоррекционной работы с социофобическими тенденциями:
1. Коррекция детско-родительских отношений, уменьшение родительской гиперопеки.
2. Максимально возможное восстановление и развитие нарушенных когнитивных, психомоторных функций.
3. Поиск и развитие сфер интересов.
4. Расширение деятельностной активности.
5. Развитие коммуникативных способностей.
6. Снижение тревожности, уменьшение уровня страхов.
7. Деконструкция негативного самовосприятия, развитие ресурсных способностей и возможностей.
Для достижения указанных целей и задач эффективными себя зарекомендовали следующие методы и техники:
1. Организация психологических групп для детей и подростков. Цели данных групп - развитие навыков коммуникации со сверстниками, развитие творческого мышления, работа над копинг-стратегиями и др. Для проведения групп активно применяется работа с метафорическими картами, командные игры и т.д.
2. Семейное консультирование с целью снижения гиперопекающих родительских тенденций, передачи доступной ответственности и активности ребенку.
3. Методы и техники краткосрочной стратегической терапии для индивидуальной работы с подростком или опосредованной работы с ребенком через родителей для блокирования социофобических проявлений и
8 16
76
18
76
18 14
68
90
4 12
84
18 26
56
10 26
64
Р
формирования нового опыта социального взаимодействия; снижения социальных и других страхов.
4. Арт-терапевтические методики для стабилизации эмоционального состояния, развития ресурсных способностей, повышения самооценки.
5. Стимулирование развития деятельностной и социальной активности путем участия в кружках и мероприятиях ЛРНЦ "Русское поле".
6. Информирование, касающееся разных сфер интересов, расширяющее кругозор.
При применении комплекса мероприятий отмечается снижение социофобических тенденций в 70% случаев: расширение социальных контактов и спектра деятельности;
развитие навыков социального общения; повышение уверенности в себе.
Выводы. В результате психокоррекционной работы в условиях реабилитационного центра наблюдается уменьшение социофобических проявлений. Однако открытым остается вопрос полноценной социальной интеграции детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание, после возвращения домой. В связи с этим требуется преемственность
психологической работы по месту лечения, реабилитации и по месту жительства, а также возможность непосредственного взаимодействия психологов, специалистов социальной работы и школьных педагогов.
Список литературы
1. Витакер Д. Группа как инструмент психологической помощи /Д. Витакер. - М., 2006. - С.432.
2. Жуковская Е.В. Организация медико-социальной работы в лечебных учреждениях, оказывающих специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь детям с онкогематологическими заболеваниями /Е.В. Жуковская, Г.А. Новичкова //Российский онкологический журнал. - 2014. - Т. 19. №2. - С. 27-31.
3. Ковязина М.С. Психологические аспекты проблемы реабилитации /М.С. Ковязина, Н.А. Варако, Е.И. Рассказова // Вопросы психологии. - 2017. - №3. - С. 40-50.
4. Личностные особенности детей с онкогематологической патологией / А.В. Обердерфер [и др.] // Материалы V итоговой научно-практической конференции молодых ученых Челябинской государственной медицинской академии. -Челябинск, 2007. - С. 47-48.
5. Медицинская, психологическая и социальная адаптация детей, излеченных от онкологических заболеваний. Под ред. М.Д. Алиева. М: Практическая медицина, 2012. - С. 160.
6. Нардонэ Дж. Искусство быстрых изменений. Краткосрочная стратегическая терапия/Дж. Нардонэ, П. Вацлавик. - М. - 2006. - С. 192.
7. Психологическая помощь в условиях стационара семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями / С.В. Климова [и др.] // Какого цвета надежда?.. Из опыта работы психолога в отделении детской онкологии и гематологии. - Москва, 2010. - С. 15-53.
8. Сабирова А.В. Качество жизни как критерий эффективности лечения / А.В. Сабирова, Е.В. Жуковская, Е.В. Башарова //Иероглиф. - 2005. - Т. 8. №27. - С. 1035-1038.
9. Федоренко М.В. Особенности детско-родительских отношений в семьях с ребенком, больным острым лимфобластным лейкозом /М.В. Федоренко, Л.Г. Горохова //Практическая медицина. - 2016. - С.116-118.
10. Фисун Е.В. Коррекция эмоционально-поведенческих проблем у детей, перенесших онкологическое заболевание, методами краткосрочной стратегической терапии / Е.В. Фисун, Р.Б. Мирошкин// Научно-практический сетевой журнал "Психология и психотерапия семьи". - 2017. -№1.
11. Achenbach T.M. Manual for the Child Behavior Checklist / 4-18 and 1991 Profile. Burlington, Vermont.
12. Kovacs M. (copyright 1992, 2003). Children's Depression Inventory (CDI). Technical Manual Update. Toronto. - 2008.
PSYCHOLOGICAL WORK WITH CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH CANCER WHO
HAVE SYMPTOMS OF SOCIAL PHOBIA
MIROSHKINR.B., FISUNE.V., SKRIPKINA.V. FSBINMIS "DGOI them. Dmitry Rogachev" MOH Russia, Moscow, Russia
Abstract
The article is devoted to the description and analysis of sociophobic tendencies as a manifestation of social disadaptation in children and adolescents with cancer. The directions of psychocorrectional work with this type of emotional and behavioral disorders are considered, as well as the methods and techniques used by medical psychologists of Clinical Rehabilitation Research Center for patients in remission "Russkoye pole" of Dmitry Rogachev National Research Center of Pediatric Hematology, Oncology and Immunology (Moscow).
Keywords: sociopolitica manifestations, children, teenagers, cancer, psychological work.