Маринчева Л. П. Психологическая помощь подросткам.
ный вывод о возрастной специфике тревожности у дошкольников 4-7 лет. В дальнейшем планируется проведение сравнительного анализа уровня тревожности с ведущим стилем воспитания этих детей в семьях, поскольку, как мы отмечали ранее, значительный спектр ситуаций, обусловливающих повышение уровня тревожности, связан с родительско-детскими отношениями.
УДК 616.89
Л. П. Маринчева
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
В статье на основании полученных результатов автор делает вывод о том, что для успешной терапии психосоматического заболевания помимо медикаментозного воздействия необходимо проведение различных видов психотерапии, направленных на стабилизацию эмоционального состояния, снижение проявлений депрессии и тревожности, коррекцию неправильной картины болезни и преодоление алек-ситимии, конструктивные изменения в системе дет-ско-родительских отношений и расширение спектра адаптивных способов реагирования.
In the article based on research results the author makes a conclusion that the successful therapy of psychosomatic diseases depends not only on medic influenct, but also on various medicamentous influence various kinds of psychotherapy. Psychotherapy must be directed to: stabilization of emotional status, reduction in signs of depression and uneasiness, correction of a wrong impression of illness and overcoming aleximia, constructive changes in the system of children-parental relations and expansion of a spectrum of adaptive ways of reaction.
Ключевые слова: подростки, психосоматические расстройства сердечно-сосудистой системы, детско-родительские отношения, эмоциональный статус, депрессия и тревога.
Keywords: teenagers, psychosomatic disorders of cardiovascular system, children-parental relationships, emotional status, depression and uneasiness.
В разработке подходов к психологической помощи подросткам с психосоматическими расстройствами в настоящее время все большее значение приобретает междисциплинарное взаимодействие специалистов [1, 2]. Учитывая большую значимость в развитии данной группы расстройств психологических факторов [3, 4], многие авторы рекомендуют опираться при оказании помощи не только на медикаментозные средства, но и на методы совре-
МАРИНЧЕВА Людмила Павловна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры практической психологии ВятГГУ
© Маринчева Л. П., 2009
менной психологии и психотерапии [5, 6]. Психологическая помощь при психосоматических расстройствах базируется на использовании психотерапевтических методов и подходов. Психотерапия подразумевает лечебное воздействие на психику, а через психику на весь организм при помощи психологических средств.
В настоящее время существует большое количество подходов к оказанию помощи психосоматическим больным. А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гара-нян [7] определяют следующие мишени психотерапевтической работы с психосоматическими клиентами: нарушения осознания и психологической переработки эмоций; телесные сенсации и их взаимосвязь с эмоциональными переживаниями; травматический прошлый опыт; контакты с другими людьми; семейные дисфункции.
Х. Ремшмидт [по 8] предлагает использовать для психологической помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами поведенческую терапию, методики релаксации и аутогенной тренировки, глубинно-психологическую или кон-фликт-центрированную терапию для разрешения наиболее актуальных конфликтов, проблемно-центрированную семейную терапию, методы групповой терапии для устранения социальной изоляции подростков и развития стратегии преодоления трудностей.
Л. П. Маринчевой, М. В. Злоказовой, А. Г. Соловьевым был предложен комплексный клинико-психотерапевтический подход к оказанию помощи психосоматическим клиентам, предполагающий следующую последовательность этапов (уд. рац. предл. № 13/05 от 15.10.05): I этап - медикаментозная терапия с целью уменьшения соматических жалоб; II этап - психофармакотерапия для уменьшения эмоциональных нарушений, влияющих на соматическую симптоматику; III этап - активное использование индивидуальной и групповой психотерапии (арттерапии, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии) для снижения проявлений тревожности, депрессии, алекситимии, устранения дезадаптации, а также применение семейной психотерапии для коррекции дисгармонии в семейных отношениях.
В данной статье публикуются результаты исследования, целью которого являлась проверка эффективности авторской модели психотерапии у подростков с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы.
Методы исследования
В исследовании приняли участие 117 подростков с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы в возрасте 15-16 лет, находящиеся на госпитализации в Кировской детской городской клинической больнице.
Для оценки динамики психологического и соматического состояния подростков на фоне про-
Возрастная, педагогическая и специальная психология
водимой комплексной клинико-психотерапевтичес-кой программы использовался ряд методов исследования.
Клинико-психопатологический метод исследования включал анализ жалоб и результатов клинического наблюдения в условиях стационара.
Оценка эмоционального состояния подростков проводилась с использованием теста «Шкала самооценки» для оценки реактивной и личностной тревожности Е. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина (1976); методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунге в адаптации Т. И. Балашовой (1965); торонтской алекситими-ческой шкалы, адаптированной Д. Б. Ересько и соавт. (1979, 1993).
Статистический анализ данных проводился в программном пакете "SPSS" for Windows, Version 10. Для оценки достоверности полученных изменений использовались критерий Вилкоксона, критерий Фишера.
Результаты и их обсуждение
При оказании психологической помощи подросткам с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы на III этапе комплексной клинико-психотерапевтической программы наиболее часто использовался интегративный подход, включавший сочетание двух или трех методов психотерапии. Широко применялись: рациональная психотерапия, суггестивная терапия, арттерапия, геш-тальт-терапия, кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама), телесно-ориентированная терапия, семейная терапия с окружением пациента. Мишенями психотерапии при психосоматических расстройствах сердечно-сосудистой системы у подростков являлись тревожность и депрессивные проявления как важнейшие факторы дестабилизации их психоэмоционального состояния [9,10, 11], а также проявления алекситимии, повышенной ригидности, сензитивности. Важнейшим элементом оказания психологической помощи являлась семейная психотерапия [12], направленная на коррекцию стиля воспитания и семейных взаимоотношений.
Рациональная психотерапия позволяла корректировать искаженное и противоречивое понимание пациентом своего заболевания, создававшее дополнительный источник для переживаний.
В ходе применения суггестивной терапии проводилось обучение подростков приемам саморегуляции, аутогенной тренировки, что позволяло в более короткие сроки устранить тревожно-депрессивные проявления, нарушения сна, эмоциональную лабильность.
В работе с подростками особенно продуктивной явилась арттерапия, создающая условия для свободного выражения чувств с использованием средств художественного творчества за счет проекции и отражения в рисунке страхов, «смутных»
телесных ощущений, болезненных симптомов. Арт-терапия позволяла пациентам в символической форме реализовать свои желания и чувства. В процессе рисования подросток имел возможность осознать внутренние противоречия и перестроить их в пространстве листа, вербализовать, проиграть в рисунке новые модели отношений. В завершении каждого сеанса терапии проводилось обсуждение работы, позволявшее пациенту присвоить полученный опыт.
Кататимно-имагинативная терапия (символдрама) основывалось на осознании подростками эмоциональных переживаний, лежащих в основе расстройства сердечно-сосудистой системы, а также на анализе глубинных конфликтов личности. Основу метода кататимно-имагинативной терапии составляет свободное фантазирование в форме образов, «картин» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Длительность визуализации образа составляла 20-30 минут, затем происходил анализ полученного материала.
Применение гештальт-терапии способствовало гармонизации отношений подростка с окружающим миром за счет лучшего понимания им своих чувств, внутренних противоречий, мотивов принятия решений. Гештальт-подход давал возможность проработки наиболее актуальных для пациента проблемных ситуаций, помогал глубокому осознанию внутренних конфликтов и их разрешению, что вело к более полному осмыслению подростком ситуации своего заболевания в целом.
В 99,2% случаев психотерапевтическая работа проводилась также с семьей подростка. Использовался системный подход к решению проблем пациента и его семьи, в ходе которого осуществлялась коррекция нарушенных отношений подросток-родитель. Работа была направлена на достижение понимания родителями болезненных проявлений у подростка, родительской роли в возникновении расстройств и их коррекции. По показаниям проводилось психологическое консультирование родителей. Количество сессий в каждом случае было индивидуально.
В ходе оказания психологической помощи у 69,2% подростков использовались как индивидуальная, так и групповая формы работы, а у 30,8% подростков применялась только индивидуальная. Групповая психотерапия проводилась в малых группах, включавших от 8 до 12 человек. Общая продолжительность психотерапии составляла 10-12 сеансов за время пребывания в стационаре и в дальнейшем до 50 сеансов в амбулаторном режиме.
На фоне применения психотерапии у подростков с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы достоверно (р<0,01) снизились средние показатели депрессии, тревожности и алекситимии (табл.), что свидетельствует о стабилизации эмоционального состояния и подтвер-
Маринчеба Л. П. Психологическая помощь подросткам.
ждает эффективность комплексного использования средств психологической помощи в работе с психосоматическими клиентами. В целом положительная динамика была отмечена у 95,7% подростков. Данные, отражающие динамику показателей на фоне проведения психотерапии, представлены в таблице.
Показатели депрессии, личностной и реактивной тревожности, алекситимии (в баллах) у подростков с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы на фоне применения психотерапии
Показатель До начала курса психотерапии После окончания курса психотерапии Достоверность различий
Депрессия 40,9+7,523 32,24+4,92 р<0,01
Личностная тревожность 46,73+11,04 34,12+8,09 р<0,01
Реактивная тревожность 32,81±10,46 24,31+6,45 р<0,01
Алекситимия 70,45+12,2 51,2+4,56 р<0,01
Приведенная в таблице динамика показателей с очевидностью свидетельствует о том, что оказание психологической помощи подросткам с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы позволяет значительно улучшить их эмоциональное состояние.
Об эффективности использования психотерапии в комплексе мер помощи психосоматическим пациентам свидетельствуют и уменьшение средней длительности пребывания в стационаре с 3-3,5 недель при использовании только медикаментозного подхода к лечению до 2-2,5 недель при использовании в комплексе лечебных мероприятий средств психотерапии.
По результатам проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что для проведения эффективной терапии психосоматических расстройств сердечно-сосудистой системы у подростков необходим комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на стабилизацию эмоционального состояния, снижение проявлений тре-
вожности, депрессии и алекситимии, неконструктивных особенностей системы детско-родитель-ских отношений, расширение спектра адаптивных реакций. Проведение психотерапии может быть начато на этапе стационарного лечения подростка и продолжено по месту жительства или учебы. Важно дальнейшее психологическое сопровождение таких подростков, включающее оптимизацию школьных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей и психологическую коррекцию стиля внутрисемейных отношений.
Примечания
1. Сидоров П. И. Психосоматическая медицина: руководство для врачей / под ред. П. И. Сидорова. М.: МЕДпресс-информ, 2006.
2. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб.: Питер, 2000.
3. Березанцев А. Ю. Теоретические и клинические аспекты соматоформных расстройств и психосоматики // Российский психиатрический журнал. 2001. № 5. С. 4-9.
4. Великанова Л. П. Психосоматические расстройства: современное состояние проблемы // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т. 15. Вып. 4. С. 79-91.
5. Антропов Ю. Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 1999.
6. Антропов Ю. Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002.
7. Холмогорова А. Б. Концепция соматизации: история и современное состояние //Социальная и клиническая психиатрия. 2000. № 4. С. 81-97.
8. Березанцев А. Ю. Теоретические и клинические аспекты соматоформных расстройств и психосоматики // Российский психиатрический журн. 2001. № 5. С. 4-9.
9. Довженко Т. В. Взаимосвязь аффективных и сердечно-сосудистых расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т. 15. Вып. 3. С. 69-80.
10. Смулевич А. Б. Депрессии в общемедицинской практике. М.: Берег, 2000.
11. Марилов В. В. Переход функционального расстройства в органический психосоматоз // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2006. № 1. С. 21-23.
12. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001.