Вестник Университетам» 13, 2014
Н.И. Медведева
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕРВОКУРСНИКАМ В АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Nina Medvedeva
Жизнь в современном обществе в условиях социальной напряженности требует постоянного роста адаптивных возможностей организма человека. В современной психолого-педагогической литературе имеется значительное число публикаций [2 и др.], посвященных проблеме адаптации детей, но не менее важным является и изучение адаптации выпускников школ к новым условиям обучения, в частности, к обучению в высших учебных заведениях. Успешность адаптации можно рассматривать как один из показателей качества высшего профессионального образования, поскольку от успешности этого процесса во многом зависит дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста [1].
В нашем исследовании участвовали студенты, обучающиеся по специальности «психология». Выборку испытуемых составили 63 студента в возрасте от 16 до 18 лет. Мы изучали влияние психотипологических особенностей личности первокурсника на адаптацию в вузе, возможности психологической помощи в трудный период адаптации к новым условиям обучения.
Адаптация к обучению в вузе - многоплановый процесс. Его составляющими являются как физиологическая адаптация, так и социально-психологическая. Физиологическая адаптация связана с привыканием к новым условиям и требованиям педагогического процесса: длительности занятий, разделению их на лекционные и семинарские, изменению расписания, совмещению обучения и участия в общественной жизни университета. Социально-психологическая адаптация сопряжена с изменением статуса бывшего школьника, его самосознания: начинается реализация жизненных планов, от него требуется большая самостоятельность и активность в получении и усвоении знаний.
Некоторые индивидуально-психологические особенности абитуриентов могут отрицательно сказываться на процессе адаптации к новым условиям обучения. Это низкий уровень знаний, недостатки познавательной сферы (привычка усваивать знания в готовом виде), низкая умственная работоспособность, недостатки в развитии внимания и мышления, неправильно сформированная мотивация обучения, при которой учеба понимается как вынужденное поведение, плохое владение приемами учебной работы (неумение работать с учебными текстами, выделять основную мысль текста, конспектировать, эффективно запоминать учебный материал), низкие организованность и дисциплинированность, заниженная самооценка, повышенная тревожность.
Мы изучили адаптированность как степень соответствия психических возможностей студента требованиям его будущей профессиональной деятельности в заданных условиях. Наряду с адаптиро-ванностью нами рассматривалось понятие адаптивности, т.е. способности юноши или девушки вырабатывать адекватные условиям способы поведения и деятельности на основе присущих им качеств. В качестве критериев адаптированности были взяты показатели, по которым оценивалась степень
© Медведева Н.И., 2014
Раздел V. Педагогика, право, психология, социология, философия
соответствия адаптационных возможностей личности тем требованиям, которые предъявляет деятельность в заданных условиях, в том числе и новых для субъекта адаптации. К внутренним показателям адаптированности были отнесены два критерия: психофизиологические затраты на достижение результата и удовлетворенность результатами деятельности. Как внешний критерий исследования рассматривалась способность индивида сохранять эффективность деятельности на фоне изменения условий ее протекания. В роли объективного критерия адаптированности выступала экспертная оценка эффективности деятельности, а также ее качественные и количественные показатели.
Результаты экспериментального обследования показали, что только у 26 % студентов первого курса риск возникновения дезадаптации минимален, а у остальных 74 % из-за воздействия неблагоприятных факторов и, вероятно, сниженных адаптационных личностных возможностей, довольно высок. Одним из немаловажных факторов, влияющих на адаптацию-дезадаптацию студентов, является личностная склонность к депрессии. Анализ результатов показывает, что у 58 % риск возникновения депрессии отвергается, у 36 % считается неопределенным, у 6 % студентов отмечается риск возникновения депрессии.
Изучая данные по шкале адаптации-дезадаптации, следует отметить, что у 45 % студентов уровень социально-психологической адаптации ниже нормы. Следовательно, среди первокурсников есть группа риска, процесс адаптации к новым условиям, связанным с обучением в университете, проходит не всегда успешно, они не могут самостоятельно перестроиться к изменяющимся ситуациям и выработать наиболее подходящую стратегию поведения. Им была оказана эффективная психологическая помощь на протяжении первого курса обучения для предотвращения психосоциальной дезадаптации.
Психосоциальная дезадаптация включает в себя акцентуации характера, различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного) интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.). Причины психосоциальной дезадаптации связаны с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями личности, а также с отдельными психическими состояниями, спровоцированными различными психотравмирующими обстоятельствами.
Социальная дезадаптация проявляется в деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок, в асоциальных формах поведения и нарушениях норм морали и права. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации как функциональной, так и содержательной стороны.
Рассматривая взаимосвязь психотипологических особенностей студентов с адаптацией к вузовскому обучению, можно отметить, что трудности этого процесса могут возникнуть у юношей ги-пертимного типа, так как для них серьезную опасность представляет алкоголизация, особенно в сочетании с неблагоприятными условиями развития. Если развлечения и веселье выступают на первый план, то это может привести к уходу из университета и формированию асоциального образа жизни. Вчерашних старшеклассников сенситивного типа вуз пугает большим количеством студентов, шумом, суетой. Привыкнув к одной группе и даже страдая от некоторых однокурсников, им сложно перейти в другой коллектив. Экзамены и зачеты для них являются сильными стрессами, что служит причиной дезадаптации. У юношей шизоидного типа привыкание к новой ситуации развития может осложниться из-за таких особенностей, как замкнутость, отгороженность, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Эпилептоидный тип личности
Вестник Университета№ 13, 2014
склонен к днсфорням. В группе такие студенты хотят установить свои порядки, симпатиями они не пользуются. И желание быть лидером часто выходит на первый план, нежели сама цель обучения в вузе - получение специальности. Студенты с неустойчивым типом учатся только при строгом кон -троле со стороны родителей, они всегда ищут случай не присутствовать на занятиях. Им свойственна тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Равнодушно относятся к своему будущему, не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии, а поступают в вузы лишь благодаря настойчивости и контролю их родителей. Девушки и юноши конформного типа, попадая в хороший коллектив, становятся неплохими студентами и далее неплохими работниками. Хотя адаптация у них первое время происходит довольно тяжело. Но, попав в девиантную среду, они быстро усваивают ее манеры и правила поведения. Поэтому конформные юноши «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.
Зная психотипологические особенности студентов-первокурсников, их сильные и слабые стороны, необходимо разработать программу адаптации к вузовскому обучению, которая способствовала бы максимально быстрому и с наименьшими потерями включению в учебный процесс не только студентов-психологов, но и обучаемых другим специальностям. Владение определенными навыками по адаптации первокурсников к обучению является одним из компонентов профессионального мастерства [3]. Данные вопросы должны рассматриваться в процессе организации подготовки преподавателей высшей школы в условиях аспирантуры и магистратуры [4].
Нами определена группа риска студентов, в которую вошли представители четырех психотипов. Наиболее склонными к дезадаптации оказались представители эпилептоидного и циклоидного психотипа. У представителей истероидного и шизоидного типов риск нарушения процесса адаптации и возникновения дезадаптации возможен, но он не настолько высок, как у двух других типов. Кроме того, почти все студенты этой группы в первом полугодии довольно комфортно себя чувствовали в сложившейся обстановке, психологическом климате группы, что отражалось в успешной сдаче промежуточной межсессионной аттестации. Но во втором полугодии показатель эмоционального ком -форта и успеваемость снизились.
Кроме того, при проведении сравнительного анализа данных, полученных при первичном и повторном обследованиях, было выявлено, что наиболее изменчивыми психотипами оказались циклоидный и истероидный, а эпилептоидный и шизоидный практически не изменяются. Проведенное исследование подтвердило наше предположение о том, что психологическую поддержку первокурс -никам необходимо оказывать, основываясь на их психотипологических особенностях личности, которые предопределяют проблемы адаптации в вузе. С учетом психотипологических особенностей студентов-первокурсников, их сильных и слабых сторон, разработанная программа психологического сопровождения способствовала адаптации к вузовскому обучению, позволила с наименьшими потерями включиться студентам в учебный процесс.
Библиографический список
1. Медведева Н.И. Показатели культуры качества высшего профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - Т. 9. - С. 118-119.
2. Погосян А., Медведева Н.И. Взаимосвязь адаптации младших школьников к учебной деятельности с типом детско-родительских отношений // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 1. - С. 136-137.
3. Сорокопуд Ю.В. Оценка профессионального мастерства педагога // Профессиональное образование // Столица. - 2007. - № 7. - С. 10-11.
4. СорокопудЮ.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 6. - С. 284287.