Научная статья на тему 'Психологическая помощь первокурсникам в адаптации к обучению в университете'

Психологическая помощь первокурсникам в адаптации к обучению в университете Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
393
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Нина Ильинична

В статье раскрываются условия и механизмы адаптации первокурсников к новым условиям образовательной среды, обосновываются психологические факторы, способствующие предотвращению дезадаптации и ухода из университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Медведева Нина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO FIRST-YEAR STUDENTS TO ADAPT TO UNIVERSITY STUDIES

The article describes the conditions and mechanisms of adaptation of students to the new educational environment, grounded psychological factors that contribute to the prevention of maladjustment and care of the University.

Текст научной работы на тему «Психологическая помощь первокурсникам в адаптации к обучению в университете»

Вестник Университетам» 13, 2014

Н.И. Медведева

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕРВОКУРСНИКАМ В АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Nina Medvedeva

Жизнь в современном обществе в условиях социальной напряженности требует постоянного роста адаптивных возможностей организма человека. В современной психолого-педагогической литературе имеется значительное число публикаций [2 и др.], посвященных проблеме адаптации детей, но не менее важным является и изучение адаптации выпускников школ к новым условиям обучения, в частности, к обучению в высших учебных заведениях. Успешность адаптации можно рассматривать как один из показателей качества высшего профессионального образования, поскольку от успешности этого процесса во многом зависит дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста [1].

В нашем исследовании участвовали студенты, обучающиеся по специальности «психология». Выборку испытуемых составили 63 студента в возрасте от 16 до 18 лет. Мы изучали влияние психотипологических особенностей личности первокурсника на адаптацию в вузе, возможности психологической помощи в трудный период адаптации к новым условиям обучения.

Адаптация к обучению в вузе - многоплановый процесс. Его составляющими являются как физиологическая адаптация, так и социально-психологическая. Физиологическая адаптация связана с привыканием к новым условиям и требованиям педагогического процесса: длительности занятий, разделению их на лекционные и семинарские, изменению расписания, совмещению обучения и участия в общественной жизни университета. Социально-психологическая адаптация сопряжена с изменением статуса бывшего школьника, его самосознания: начинается реализация жизненных планов, от него требуется большая самостоятельность и активность в получении и усвоении знаний.

Некоторые индивидуально-психологические особенности абитуриентов могут отрицательно сказываться на процессе адаптации к новым условиям обучения. Это низкий уровень знаний, недостатки познавательной сферы (привычка усваивать знания в готовом виде), низкая умственная работоспособность, недостатки в развитии внимания и мышления, неправильно сформированная мотивация обучения, при которой учеба понимается как вынужденное поведение, плохое владение приемами учебной работы (неумение работать с учебными текстами, выделять основную мысль текста, конспектировать, эффективно запоминать учебный материал), низкие организованность и дисциплинированность, заниженная самооценка, повышенная тревожность.

Мы изучили адаптированность как степень соответствия психических возможностей студента требованиям его будущей профессиональной деятельности в заданных условиях. Наряду с адаптиро-ванностью нами рассматривалось понятие адаптивности, т.е. способности юноши или девушки вырабатывать адекватные условиям способы поведения и деятельности на основе присущих им качеств. В качестве критериев адаптированности были взяты показатели, по которым оценивалась степень

© Медведева Н.И., 2014

Раздел V. Педагогика, право, психология, социология, философия

соответствия адаптационных возможностей личности тем требованиям, которые предъявляет деятельность в заданных условиях, в том числе и новых для субъекта адаптации. К внутренним показателям адаптированности были отнесены два критерия: психофизиологические затраты на достижение результата и удовлетворенность результатами деятельности. Как внешний критерий исследования рассматривалась способность индивида сохранять эффективность деятельности на фоне изменения условий ее протекания. В роли объективного критерия адаптированности выступала экспертная оценка эффективности деятельности, а также ее качественные и количественные показатели.

Результаты экспериментального обследования показали, что только у 26 % студентов первого курса риск возникновения дезадаптации минимален, а у остальных 74 % из-за воздействия неблагоприятных факторов и, вероятно, сниженных адаптационных личностных возможностей, довольно высок. Одним из немаловажных факторов, влияющих на адаптацию-дезадаптацию студентов, является личностная склонность к депрессии. Анализ результатов показывает, что у 58 % риск возникновения депрессии отвергается, у 36 % считается неопределенным, у 6 % студентов отмечается риск возникновения депрессии.

Изучая данные по шкале адаптации-дезадаптации, следует отметить, что у 45 % студентов уровень социально-психологической адаптации ниже нормы. Следовательно, среди первокурсников есть группа риска, процесс адаптации к новым условиям, связанным с обучением в университете, проходит не всегда успешно, они не могут самостоятельно перестроиться к изменяющимся ситуациям и выработать наиболее подходящую стратегию поведения. Им была оказана эффективная психологическая помощь на протяжении первого курса обучения для предотвращения психосоциальной дезадаптации.

Психосоциальная дезадаптация включает в себя акцентуации характера, различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного) интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.). Причины психосоциальной дезадаптации связаны с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями личности, а также с отдельными психическими состояниями, спровоцированными различными психотравмирующими обстоятельствами.

Социальная дезадаптация проявляется в деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок, в асоциальных формах поведения и нарушениях норм морали и права. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации как функциональной, так и содержательной стороны.

Рассматривая взаимосвязь психотипологических особенностей студентов с адаптацией к вузовскому обучению, можно отметить, что трудности этого процесса могут возникнуть у юношей ги-пертимного типа, так как для них серьезную опасность представляет алкоголизация, особенно в сочетании с неблагоприятными условиями развития. Если развлечения и веселье выступают на первый план, то это может привести к уходу из университета и формированию асоциального образа жизни. Вчерашних старшеклассников сенситивного типа вуз пугает большим количеством студентов, шумом, суетой. Привыкнув к одной группе и даже страдая от некоторых однокурсников, им сложно перейти в другой коллектив. Экзамены и зачеты для них являются сильными стрессами, что служит причиной дезадаптации. У юношей шизоидного типа привыкание к новой ситуации развития может осложниться из-за таких особенностей, как замкнутость, отгороженность, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Эпилептоидный тип личности

Вестник Университета№ 13, 2014

склонен к днсфорням. В группе такие студенты хотят установить свои порядки, симпатиями они не пользуются. И желание быть лидером часто выходит на первый план, нежели сама цель обучения в вузе - получение специальности. Студенты с неустойчивым типом учатся только при строгом кон -троле со стороны родителей, они всегда ищут случай не присутствовать на занятиях. Им свойственна тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Равнодушно относятся к своему будущему, не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии, а поступают в вузы лишь благодаря настойчивости и контролю их родителей. Девушки и юноши конформного типа, попадая в хороший коллектив, становятся неплохими студентами и далее неплохими работниками. Хотя адаптация у них первое время происходит довольно тяжело. Но, попав в девиантную среду, они быстро усваивают ее манеры и правила поведения. Поэтому конформные юноши «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Зная психотипологические особенности студентов-первокурсников, их сильные и слабые стороны, необходимо разработать программу адаптации к вузовскому обучению, которая способствовала бы максимально быстрому и с наименьшими потерями включению в учебный процесс не только студентов-психологов, но и обучаемых другим специальностям. Владение определенными навыками по адаптации первокурсников к обучению является одним из компонентов профессионального мастерства [3]. Данные вопросы должны рассматриваться в процессе организации подготовки преподавателей высшей школы в условиях аспирантуры и магистратуры [4].

Нами определена группа риска студентов, в которую вошли представители четырех психотипов. Наиболее склонными к дезадаптации оказались представители эпилептоидного и циклоидного психотипа. У представителей истероидного и шизоидного типов риск нарушения процесса адаптации и возникновения дезадаптации возможен, но он не настолько высок, как у двух других типов. Кроме того, почти все студенты этой группы в первом полугодии довольно комфортно себя чувствовали в сложившейся обстановке, психологическом климате группы, что отражалось в успешной сдаче промежуточной межсессионной аттестации. Но во втором полугодии показатель эмоционального ком -форта и успеваемость снизились.

Кроме того, при проведении сравнительного анализа данных, полученных при первичном и повторном обследованиях, было выявлено, что наиболее изменчивыми психотипами оказались циклоидный и истероидный, а эпилептоидный и шизоидный практически не изменяются. Проведенное исследование подтвердило наше предположение о том, что психологическую поддержку первокурс -никам необходимо оказывать, основываясь на их психотипологических особенностях личности, которые предопределяют проблемы адаптации в вузе. С учетом психотипологических особенностей студентов-первокурсников, их сильных и слабых сторон, разработанная программа психологического сопровождения способствовала адаптации к вузовскому обучению, позволила с наименьшими потерями включиться студентам в учебный процесс.

Библиографический список

1. Медведева Н.И. Показатели культуры качества высшего профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - Т. 9. - С. 118-119.

2. Погосян А., Медведева Н.И. Взаимосвязь адаптации младших школьников к учебной деятельности с типом детско-родительских отношений // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 1. - С. 136-137.

3. Сорокопуд Ю.В. Оценка профессионального мастерства педагога // Профессиональное образование // Столица. - 2007. - № 7. - С. 10-11.

4. СорокопудЮ.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 6. - С. 284287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.