- конкретизировать требования общества к личности и значимость личностных черт в процессе социализации;
- осуществлять контроль за эффективностью процесса реабилитации безработных в условиях профессиональной переподготовки;
- активизировать и сделать эффективным процесс профессионального самоопределения безработного.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бабанский Ю.К.Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. 80 с.
2. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 194 с.
3. Сиротенко А.Й., Пустовгг Г.П., Мачуський В.В. Сощально-педагопчш основи дiяльностi позашкь льних закладiв у сучасних умовах: Науково-методичний поабник. Кшв: Грамота, 2005. 80 с.
4. Штофф В.А. О роли модели в познании. Л.: Ленинград. гос. ун-та, 1963. 284 с.
Т.П. Малыхина
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА К МЕЖДУНАРОДНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ
Успех на международных соревнованиях это не всегда хорошие спортивные способности плюс физическая, техническая, тактическая подготовка - это сочетание большего количества условий, и заранее никогда нельзя сказать, что именно окажется решающим для победы. Поэтому необходимо учитывать самые разнообразные факторы, а пренебрежение любым из направлений подготовки спортсмена может привести к неудаче даже в самой, казалось бы, благополучной ситуации.
В последнее время все больше стали уделять внимания проблеме психологической подготовке спортсменов к соревновательной борьбе, хотя проблема эта не нова. Еще Пьер де Кубертен, после возрождения олимпийского движения заметил, что результаты могли бы быть лучше, если бы осуществлялась психологическая подготовка спортсменов. Экстремальное воздействие соревновательных условий вызывает у спортсменов состояние нервно-психического напряжения, которое они не испытывают или испытывают в существенно меньшей степени во время тренировочных занятий. Поэтому игнорирование психологической подготовки в спорте высших достижений просто недопустимо.
Психологической подготовкой спортсмена можно назвать организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям [2].
Таким образом, целью психологической подготовки спортсменов к международным соревнованию является формирование у них такого психического состояния, при котором они могут:
1) в полной мере использовать свою функциональную и специальную подготовленность для реализации в соревновании максимально возможного результата;
2) противостоять многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласование функций, то есть проявлять высокую надежность соревновательной деятельности.
В любом виде спорта условия, в которых проходят международные соревнования, имеют свои отличительные особенности, которые сводятся в основном к следующему:
1. Международные соревнования всегда более значимы для спортсменов, потому что:
а) на них присутствует огромное большее количество зрителей, в том числе представителей разных стран, соревнования транслируются по телевидению и радио, о них пишут в газетах и журналах, следовательно, они являются публичным зрелищем, а деятельность участвующих в них спортсменов приобретает общественную значимость и получает международную оценку;
б) соревнования - это всегда проверка правильности подготовки, целесообразности затраченных усилий и времени, по результатам соревнований присваиваются звания, вручают международные награды - в этом личная значимость соревнований.
2. В соревнованиях ограничено число зачетных попыток (в некоторых видах спорта даже сведено к одной).
3. Время, в течение которого спортсмен может оценить возникшую соревновательную ситуацию, принять самостоятельное решение, лимитировано и часто чрезвычайно мало.
4. Международные соревнования могут проходить в непривычных условиях - климатических, временных, метеорологических, при внушающих воздействиях противников, судей, товарищей по команде, зрителей, на необычной спортивной площадке, с новыми снарядами и т. д.
Принято различать три основных вида психологической подготовки, связанных друг с другом, но направленных на решение самостоятельных задач:
1) общая психологическая подготовка;
2) специальная психологическая подготовка к соревнованиям;
3) психологическая защита от негативных воздействий в ходе конкретного соревнования.
Общая психологическая подготовка в обобщенном виде представляет собой оптимизацию
психической адаптации спортсмена к нагрузкам.
Общая психологическая подготовка решается двумя путями.
Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность человека к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации на максимальные волевые и физические усилия.
Второй путь предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательной борьбы (безотносительно к конкретному соревнованию) посредством словесно-образных моделей.
Специальная психологическая подготовка направлена, прежде всего, на формирование готовности спортсмена к эффективной соревновательной деятельности.
Специальная психологическая подготовка направлена на решение следующих частных задач:
■ ориентация на те социальные ценности, которые являются ведущими для спортсмена;
■ формирование у спортсмена психических «внутренних опор»;
■ преодоление психических барьеров, особенно тех, которые возникают в борьбе с конкретным соперником;
■ психологическое моделирование условий предстоящей борьбы;
■ создание психологической программы действий непосредственно перед соревнованием. [1].
Психологическая (психическая) защита является специальной регуляторной системой стабилизации личности, направленной на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Такая защита спортсмена от негативных воздействий в ходе соревнования представляет собой срочные психолого-педагогические вмешательства со стороны тренера (хотя может быть и своего рода самозащита в виде срочного использования средств саморегуляции), направленные на изменение негативного состояния спортсмена или компенсацию такого состояния. Психологическую защиту обычно связывают с формированием эмоциональной устойчивости, уверенности, целенаправленности, надежности спортсмена.
Психологическая подготовка спортсмена к международному соревнованию начинается с момента, когда он узнает о возможности своего участия в этом соревновании, а кончается последним выступлением в нем - финалом. Весь этот промежуток времени, как бы изменчив он ни был, целесообразно разделить на три периода:
Предварительный сбор информации о соревновании начинается с сопоставления сроков проведения соревнования с учебными, общественными, семейными делами. Спортсмен должен, так сказать, привести в соответствие свой «жизненный календарь» со спортивным календарем таким образом, чтобы у него не было важных дел, отвлекающих от подготовки и выступления в соревновании. Затем спортсмен узнает основные сведения о системе проведения соревнования (олимпийская или круговая система, с финалами или без финалов, с квалификационными нормативами - какими? - или без них).
Предварительный сбор информации о соперниках имеет большое значение. Как правило, высококвалифицированный, опытный спортсмен знает наиболее сильных соперников, выступающих в
его виде, на его дистанции, в его весовой категории. Спортсмену надо постараться как можно раньше узнать, кто из них будет участвовать в предстоящем соревновании. Если с этими спортсменами он раньше не встречался, ему придется искать источники информации, чтобы побольше узнать об их физических, технических, тактических, волевых и характерологических особенностях.
Постановка цели участия в международных соревнованиях и определение общих задач осуществляются на основе уже полученной и переработанной информации.
На уровне высшего спортивного мастерства соревновательная цель не бывает легко достижимой. У спортсмена должна быть сформирована установка, выражающаяся в его психологической готовности к определенным усилиям. Установка эта может быть сформирована в том случае, если поставленная соревновательная цель обладает общественной и личной значимостью, то есть если достижение ее желанно для спортсмена и есть возможность ее достичь пусть даже потенциальная.
Рассмотрим функции тренера в связи с реализацией задач психологической подготовки спортсмена к международным соревнованиям.
Задача тренера - не только помочь спортсмену в психологической подготовке, направленной на формирование психической готовности к каждому конкретному соревнованию, но и самому быть готовым использовать различные способы профилактики и регуляции неблагоприятных психических состояний спортсмена, которые могут возникнуть в сложных предсоревновательных и соревновательных условиях.
При управлении процессом психологической подготовки спортсмена к соревнованию тренер исходит из того, что важными факторами, определяющими психическую готовность, являются величина потребности в достижении запланированного соревновательного результата и оценка спортсменом вероятности достижения этого результата.
В первую очередь тренер помогает спортсмену в правильной постановке соревновательной цели, в формировании мотивов, побуждающих стремиться к данной цели. Это требует определенной осторожности, знания индивидуальных особенностей человека. Чтобы приложить максимальные усилия ради достижения цели, потребность в ней должна быть значительной, мотивы - высокозначимыми. Иначе, зачем стараться? Но, с другой стороны, не всякий человек может действовать наилучшим образом в условиях, когда деятельность слишком ответственна, когда потребность в успехе чрезмерно велика, так как в этих случаях создаются предпосылки для эмоционального возбуждения, значительно превышающего оптимальный уровень. Поэтому вредна «накачка» спортсменов, поэтому тренеру следует быть осторожным даже при использовании более мягких форм подчеркивания командной и личной значимости предстоящей соревновательной деятельности. Ставя перед спортсменом соревновательную цель, тренер должен помочь ему определить реальные средства ее достижения, с высокой вероятностью оценить возможности завоевания победы.
Очень велика роль тренера в определении эффективности предсоревновательной подготовки спортсмена, в проверке динамики роста подготовленности и процесса формирования готовности спортсмена к соревнованию. Анализ результатов таких проверок, так же как и профилактика неблагоприятных психических состояний и обеспечение психической готовности к соревнованию, позволяет сделать заключение о качестве уже проведенной работы и прогнозировать степень готовности, которую спортсмен достигнет в будущем.
Особое значение в психологической подготовке к соревновательной деятельности спортсмена имеет словесное воздействие тренера непосредственно на соревновании - секундирование. Оно обычно проводится в двух формах: советов-наставлений, даваемых спортсмену перед началом соревнования, и советов-подсказок, даваемых в ходе соревнования, во время активных действий спортсмена.
Советы-наставления чаще всего имеют цель сформировать у спортсмена положительное отношение к предстоящему соревнованию, вызвать желание участвовать в нем, укрепить уверенность в своих силах, мобилизовать к активным действиям.
Реально помочь спортсмену могут лишь конкретные указания об известных ему наиболее опасных особенностях соперника.
Тренер должен, во-первых, быть абсолютно уверен в точности сведений, которые он непосредственно перед стартом сообщает своему подопечному; во-вторых, кратко информировать
спортсмена о самом главном, основном и такие сведения надо сообщать осторожно, учитывая индивидуальные особенности и опыт спортсмена. Может случиться, что информация о коронных приемах соперника заставит спортсмена только на них сосредоточить внимание и ожидать все время только действия, о которых ему сказал тренер. Это нередко приводит к проигрышу в случае применения соперником другого приема, который в этих условиях становится более неожиданным, в силу того, что спортсмен реагирует на него не только не адекватно, но и медленнее чем на другие, ожидаемые приемы.
Еще с большей осторожностью тренер должен пользоваться советами-подсказками в ходе соревновательной борьбы. Отрицательный эффект их связан чаще всего с тем, что они не дают спортсмену сосредоточиться, отвлекают от анализа меняющейся соревновательной ситуации, мешают самостоятельно решать соревновательные задачи.
Систематическое применение подсказок притупляет личную инициативу спортсмена, он становится беспомощным, когда приходится выступать в соревновании без тренера или когда условия проведения соревнований не позволяют тренеру «суфлировать».
Применяя подсказку, тренер должен быть уверен, что она не вступит в противоречие с тем решением, к которому спортсмен пришел самостоятельно. Как правило, активнодейст-вующему спортсмену подсказки могут быть полезны лишь в определенных критических ситуациях соревнования.
Следовательно, тренеру надо стремиться к тому, чтобы его речевые воздействия помогали спортсмену получить необходимую, достаточную для принятия решения информацию и при этом знать, что величина и содержание ее определяются не только объективными условиями соревнования, но и субъективной потребностью в ней спортсмена, его индивидуальными возможностями восприятия и переработки информации, психическим состоянием.
Психологическая подготовка должна предусматривать индивидуализацию етого процесса. Первым и очень ответственным шагом индивидуализации психологической подготовки является изучение индивидуально психологических особенностей спортсмена. На основании чего составляеться подробная психологическая характеристика, заполняемой по определенной схеме. Характеристика должна быть достаточно подробной и в то же время конкретной и содержать информацию по таким основным показателям:
направленность личности: мотивы, интересы, установки, увлечения, основные потребности, идейная убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, сознание долга, уровень притязаний;
отношения: к людям (коллективу, тренеру, товарищам, семы соперникам), к делу (спорту, труду, учебе, общественной работе) к самому себе (самолюбие, амбициозность, самокритичность, самоконтроль, самовоспитание), к личным достоинствам и недостаткам, (успехам и неудачам, критике, наградам, поощрениям и наказаниям);
психическое развитие: общие и специальные проявления основных свойств нервной системы, темперамент, психические и волевые качества;
отношения и поведение в тренировках: аккуратность, дисциплинированность, организованность, трудолюбие; активность, инициативность, самостоятельность; характер настроения, устойчивость к помехам и неблагоприятным условиям. Любимые и нелюбимые упражнения, задания, ситуации. Отношение к частым разъездам смене спортивных залов, инвентаря; отношение к помощи и сказкам тренера;
отношения и поведение в соревнованиях: типичное предстартовое состояние, сон в период соревнований, степень напряженности в самом начале и в ответственные моменты спортивной борьбы, характерная динамика психического состояния в ходе состязания, особенности разминки и настройки, реакция на действия товарищей по команде, отношение к судьям и судейству, реакция на зрителей, особенности секундирования. Типичные причины срывов, ошибок - «психологические барьеры», «коварные» упражнения, приемы и т. д. Ближайшие и перспективные цели и задачи в спорте - наличие уверенности и стремления к соперничеству, к спортивной борьбе.
Психологическая характеристика не остается неизменной. Она дополняется по мере развития и становления личности спортсмена и в связи с совершенствованием его психологической подготовленности.
На основе точного представления о личности спортсмена и его психологической подготовленности осуществляется индивидуальное планирование психологической подготовки.
Важнейшим фактором психологической надежности спортсмена высокого класса является психическая (эмоциональная) устойчивость. Она в основном определяется силой нервной системы относительно возбуждения, степенью второсигнальных управляющих влияний на повышение возбудимости нервных структур, особенностями произвольной регуляции.
Таким образом, психологическая подготовка ведет к повышению уровня психологической надежности спортсмена.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. М.: Физкультура и спорт, 2008. 200 с.
2. Родионов А.В. Психология физического воспитания испорта. М.: Академический проект, 2004. 576 с.
Т.Д. Молодцова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
В обществе все чаще можно наблюдать подростков, не обладающих устойчивостью взглядов, убеждений и нравственных ценностей, с искаженным психологическим развитием. Они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении в социуме, что, в свою очередь, замедляет их личностное развитие. Именно в этот период увеличивается число недисциплинированных, конфликтных, неуправляемых школьников и учащихся ПТУ. В педагогической науке их принято называть «трудными», «трудновоспитуемыми», «педагогически запущенными», «безнадзорными», «дискомфортными», «девиантными» и т.д. В последние годы популярным становится термин «дезадаптация». Этот термин в современной науке получает все большую весомость, чаще употребляется, удачно заменяя все предыдущие определения.
Исследования данного явления в теории и практике позволило дать ему авторское определение, которое, как представляется, позволяет объединить все детские трудности единым термином.
Дезадаптация - это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармониза-ции взаимодействия личности с самой собой, окружающими людьми или обществом, проявляющаяся во внутреннем дискомфорте, нарушениях поведения взаимоотношений и деятельности.
Как видно из определения, дезадаптация - явление столь объемное, что может охватить любые виды отношений - от патогенных до социальных. Для возможности разработки стратегий, направленных против дезадаптации, необходимо знание ее механизмов.
Попытка определить глубинные причины дезадаптации, т.е. ее психологические механизмы, заставило обратиться к структуре личности, без чего проникновение в суть этого явления не представлялось возможным. Существуют различные теории, связанные с этим феноменом. Наиболее известные из них теории З. Фрейда, К. Юнга, С.Л. Рубинштейна, К. Платонова, В.М. Мя-сищева и др. Не останавливаясь подробно на каждой из них, обратимся к концепции, разработанной В.Н. Мясищевым, развитой К.К. Платоновым, Б.Ф. Ломовым, Б.Г. Ананьевым и др. Суть ее заключается в том, что психологический строй личности рассматривают как совокупность разнообразных субъективных отношений, которые обязательно объективизируются. Но прежде, чем объективизироваться, отношения существуют как субъективные образования, которые объединяются в отдельные комплексы. На такого рода комплексы давно обратили внимание ученые-психологи. Эта идея о симптомакомплексах («вероятностные связи между свойствами личности»). Эти «единомножия», или симптомокомплексы, включают более узкие отношения, проявляющиеся как в ситуативных мотивах, так и в устойчивых свойствах личности.
Чтобы более подробно рассмотреть психологические предпосылки дезадаптации, мы, опираясь на возрастные особенности, условно выделили следующие симптомокомплексы, в которых она может проявляться в подростковом возрасте: симптомокомплекс отношений к учебной дея-