деятельности и образования сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов. - Белгород, - 2017. - С. 72-78.
УДК 796
DOI 10.24411/2409-3203-2019-1911
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ОГНЕВОЙ
ПОДГОТОВКЕ
Конычев Александр Алексеевич
подполковник полиции, доцент кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород Меркулова Юлия Алексеевна лейтенант полиции, преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород Чебаев Андрей Алексеевич капитан полиции, преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород
Аннотация: в статье рассматриваются ключевые аспекты осуществления психологической поддержки курсантов и слушателей образовательных учреждений Министерства внутренних дел в период обучения. Выделены проблемные нюансы в практике обучающегося, а также предложены возможные пути решения подобных проблем.
Ключевые слова: огневая подготовка, психологическая подготовка, психология в ОВД, психологическое состояние сотрудника ОВД.
PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF CURSORS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN MIA ON FIRE
PREPARATION
Konychev Alexander Alekseevich
lieutenant colonel of the police, associate professor of the department of fire training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod
Merkulova Julia Alekseevna
lieutenant of police, teacher of the department of fire training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod
Chebaev Andrey Alekseevich
captain of the police, teacher of the department of fire training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
36
Russia, Nizhny Novgorod
Abstract: the article discusses the key aspects of the psychological support of cadets and students of educational institutions of the Ministry of the Interior during the training period. The problematic nuances in the student's practice are highlighted, and possible solutions to such problems are proposed.
Key words: fire training, psychological training, psychology in ATS, psychological state of an ATS officer.
На протяжении всей истории правоохранительных органов, деятельность сотрудников неразрывно связана с возможностью применения огнестрельного оружия, и крайне высокой степени угрозы личной безопасности самого сотрудника. В силу специфики своей деятельности сотрудники правоохранительных органов выступают «первым рубежом», сохраняющим и обеспечивающим общественный порядок. В подобных условиях для каждого сотрудника крайне важна психологическая составляющая его деятельности. В этой связи, психологическая подготовка и адаптация к стрессовым ситуациям обучающихся - приобретает особую актуальность.
Несмотря на обозначенную важность психологической составляющей, изучение и адаптация психологии к деятельности органов внутренних дел началась относительно недавно. Так, в 1971 году создается первая психофизиологическая лаборатория при окружной военно-врачебной комиссии Управления МВД Мосгорисполкома. В течении двух лет данная лаборатория получило свое продолжение в создании психофизиологического отделения, которое вошло в состав Центральной психонаркологической лаборатории МВД. Вышеуказанными решениями, руководство министерства внутренних дел СССР предопределило роль и значимость психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел. На сегодняшний день психологическая служба в ОВД представляет собой целую структуру ведомственных подразделений, которые на регулярной основе осуществляют мониторинг психологического состояния кадрового состава.
Однако, несмотря на имеющуюся возможность осуществления психологической подготовки сотрудников и обучающихся, вышеперечисленные субъекты неоднократно сталкиваются с различными проблемами в момент применения огнестрельного оружия. Среди подобных проблем, чаще всего упоминаются:
Страх при обращении с оружием, как на тренировочном месте, так и на огневом рубеже.
Волнение при выполнении команд руководителя, либо помощника руководителя стрельб.
Чрезмерно тщательное желание обучающегося расположить прицельные приспособления в точку прицеливания.
Защитные психологические рефлексы при производстве выстрела на сопровождаемые звуки выстрела и отдачу оружия.
Причины появления подобных проблем, на наш взгляд, связаны, прежде всего, с недостаточным количеством времени, уделяемого для наработки практических навыков применения огнестрельного оружия.
Еще одной, возможной причиной возникновения выделенных проблем, может быть низкая пригодность внешнего вида обучающихся в период прохождения огневой подготовки. Данная причина, как правило, применима к женской составляющей личного состава подразделения. Чтобы подробнее раскрыть суть данной причины, достаточно привести следующий пример: при выполнении практических заданий сотрудник женского пола находясь в установленной повседневной форме одежды сотрудника ОВД,
37
сталкивается с трудностью проведения резких маневренных действий как на огневом рубеже, так и тренировочном месте.
Однако, наиболее важной причиной, на наш взгляд, является отсутствие полного понимания механизма производства выстрела, а также знание некоторых аспектов применения огнестрельного оружия.
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо на наш взгляд предпринять комплекс мер, суть которых в следующем:
Увеличить время практических занятий на огневом рубеже, предоставляя обучающимся возможность психологически адаптироваться к маневренным перемещениям в целях увеличения их уровня боевой готовности.
Несмотря на большую ответственность применения огнестрельного оружия, сотрудник внутренних дел должен усвоить обыденность практикования и выполнения различных упражнений.
Отдельно проводить занятия обучающихся, направленные на привыкание звуковым нагрузкам, возникающих при производстве выстрела, тем самым исключая возможность испуга сотрудника от неожиданности.
Гораздо тщательнее подходить к подбору форменной одежды сотрудников органов внутренних дел, учитывая физиологические особенности женской составляющей личного состава.
Таким образом, проведя анализ современных проблем в практике обучающихся образовательных организаций министерства внутренних дел, следует отметить, что основные проблемные аспекты в период обучения связаны с недостаточной психологической подготовкой курсантов и слушателей, а также с низким уровнем устойчивости и адаптивности к нетипичным ситуациям.
Список использованной литературы:
1. Семенов В.В. Обучение сотрудников ОВД владению огнестрельным оружием: учебно-методическое пособие. Барнаул, 2015. С. 25-27
2. Кубышко В.Л. Актуальные проблемы психологической работы в системе МВД // Вестник Барнаульского Юридического Института №1(22) 2012. С.14
3. Иткис, М. А. Визуальная оценка техники производства выстрела при стрельбе из винтовки / М. А. Иткис // Теория и практика физической культуры. — 1974. - № 7. - С. 75.
4. Kadutskaya, L.A. Basic training in shooting based on the neurodynamic characteristics of athletes / Kadutskaya, L.A., Domracheva, E.Yu., Nikolaeva, E.S., Ilyakhina, O.Yu., Klimenko, S.S. // Journal : Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences. - 2018. - Т. 5. -№ 6. - С. 6109-6113.
5. Болотин, А.Э., Иляхина, О.Ю., Домрачёва, Е.Ю. Содержание модели подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени. / Болотин, А.Э., Иляхина, О.Ю., Домрачёва, Е.Ю. // ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. - Санкт- Петербург. - 2019. - С. 273.