Общая психология, психология личности, история психологии
А.В. Михальский
Психологическая коррекция репрезентации субъективного будущего (на примере студентов педагогического вуза)
В статье раскрываются результаты разработки и проведения коррекционной программы восприятия субъективного будущего. Исследование показало, что изменения в отношении к прошлому, настоящему или будущему, происходящие в ходе коррекци-онной работы, не являются равномерными, одинаковыми и строго одновременными, а происходят разнопланово (гетерохронно). При проведении коррекционной программы более эффективно происходят изменения в отношении к структурированности, величине и ощущению будущего, в отношении к событийной насыщенности, целе-полагания, результативности, управляемости жизни, смысложизненных ориентаций. Ключевые слова: психология, психологическая коррекция, образ будущего, психологические тренинги, психологические методики.
Психологическое время личности - особое измерение, которое человек воспринимает определенным образом. Аспектами (компонентами) этого пространства являются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, что позволяет найти определенные единицы анализа для проведения исследования и коррекции восприятия человеком времени [1]. Психологическое время и отношение к нему субъекта - это поле психологической помощи, профилактики и коррекции. В современной философии и прикладной науке временной акцент сместился от прошлого к будущему, от классической философии к постнеклассической, от анализа прошлого опыта к прогнозированию, и психология также перестает быть «обращенной в прошлое» [2]. Поле изучения
временной перспективы человека в психологии не является новым, однако в текущий момент наблюдается большая несогласованность, разнообразие терминологии (особенно в отечественных работах), акцентированность теоретических подходов на каком-то одном из аспектов проблемы, дисбаланс практических методик. Недостаточно и эмпирического материала - многие концепции и практические техники основаны на неподтвержденных предположениях [5].
Целью представленной работы явились разработка и апробация диагности-ческо-коррекционного тренинга отношения к своему будущему «Встреча с будущим». В работе использовались следующие методы: диагностические (методики «Семантический дифференциал времени», «Оценка пятилетних интервалов», «Смысложизненные ориентации»); методы обработки результатов исследования (качественный и количественный, в том числе статистический анализ); метод формирующего эксперимента (тренинг) [3; 4; 6].
В исследование были вовлечены студенты 1 курса МШ У, возраст - 17-18 лет, экспериментальная группа (25 человек) и контрольная группа (24 человека).
Результаты. Изменения в семантических факторах (по методике «Семантический дифференциал времени») коснулись в наибольшей степени субъективного отношения к настоящему времени, несмотря на то, что коррекционная программа в большей степени направлена на изменение отношения к будущему (таблица 1).
По нашему мнению, неразрывной является связь отношения к собственному прошлому, будущему и настоящему, но это достаточно банальное утверждение. Гораздо больший интерес представляет выявленная гетерохронность (разновременность) изменений отношения к времени в ходе терапии. В виде предположения для дальнейших исследований мы можем отметить, что изменения в отношении к разным временным аспектам, происходящие в ходе коррекцион-ной работы, не являются одинаковыми и строго одновременными, а происходят гетерохронно. Предположим, что через изменение отношения к настоящему изменяется «тактический уровень» («быстрые», наблюдаемые изменения) эмоциональной оценки, когниций и поведения, что, возможно, запускает более медленные изменения в отношении к прошлому, к будущему и т.д. Предполагаем, что именно изменение отношения к будущему - наиболее долговременная и трудоемкая работа, которая наиболее значима для целостной структуры отношений к времени, поскольку будущее является мощным ресурсом развития, потенциальным (возможным) для личности, и, собственно, тем «необъятным пространством», в котором происходят события жизни.
Особенно важной является работа с эмоциональной оценкой будущего и активности будущего (здесь, как нам кажется, следует включать методы не только когнитивно-поведенческой терапии, но и арт-терапии и большего количества элементов приключения и игры в программе). Также большой
Е °
О то
х вклад в комплексное отношение личности к будущему вносит коррекция
!Уо структурированности будущего - задача, с которой прямо работают методы
§|§ тайм-менеджмента и каузографического анализа жизни (анализ и коррекция
^ § ^ наиболее значимых событий всей жизни), и это, безусловно, сильная сторона
^ёо предложенной нами программы. В целом, в ходе программы нам удалось изменить практически все аспекты отношения к времени, в том числе, будущему.
Таблица 1
Сравнение отношения ко времени по факторам семантического дифференциала времени
Фактор семантического дифференциала времени Контрольная группа Экспериментальная группа
до проведения эксперимента после проведения эксперимента
ПРОШЛОЕ
Активность 4,4 4,8 5,1
Эмоциональная окраска 5,9 6,8 8,0
Величина 4,6 3,3 5,9
Структурированность 1,5 1,8 4,4
Ощущаемость 2,4 3,3 4,4
НАСТОЯЩЕЕ
Активность 4,9 5,5 6,4
Эмоциональная окраска 5,9 4,8 6,7
Величина 4,6 4,6 7,2
Структурированность 2,1 1,2 4,4
Ощущаемость 1,0 1,4 4,1
БУДУЩЕЕ
Активность 6,5 6,1 6,7
Эмоциональная окраска 8,7 5,9 7,2
Величина 9,5 7,0 8,8
Структурированность 3,6 2,7 5,6
Ощущаемость 2,6 2,8 4,9
В то же время слабо удалась работа с завышенным ощущением самореали-зованности у студентов (их психологический возраст существенно превышает паспортный), что требует дополнительной доработки. Хорошо поддается корректировке отношение к насыщенности жизни, особенно удачно это может
быть проработано в ходе индивидуальной коррекции. Анализ собственной каузограммы является, таким образом, мощным инструментом для изменения отношения к будущему, хотя об этой проблематике специальных исследований нам не удалось найти, соответственно, мы надеемся на то, что внесли определенный вклад и в это направление.
В целом, отношение к жизни респондентов из экспериментальной группы изменилось в сторону повышения насыщенности эмоционального восприятия, наличия целей в будущем, удовлетворенности и управляемости жизни, что подтверждается результатами методики смысложизненных ориентаций, принятой в качестве одного из критериев мониторинга изменений.
Проведенный по результатам исследования корреляционный анализ позволил выявить устойчивые взаимосвязи между показателями, характеризующими качество жизни (смысложизненные ориентации, насыщенность, реализованность в жизни, ожидаемая продолжительность жизни) и отдельными аспектами отношения к будущему (к сожалению, объем работы не позволяет включить корреляции с настоящим и прошлым). Обратим внимание на некоторые, наиболее значимые, из них и отразим их в виде графа (рис. 1).
Смысложизненные ориентации (итоговый показатель)
Насыщенность жизни
Степень реализованности (психологический возраст)
--0,43
I
0,58
N /
Показатель отношения к будущему (по 5 факторам)
Ожидаемая продолжительность жизни
— 0,41 -1
Структурность! Ощущение будущего к будущего
Рис. 1. Корреляционный анализ взаимосвязей факторов семантического дифференциала времени (будущее) с показателями методик смысложизненных ориентаций и оценки пятилетних интервалов ^ < 0,05)
74 В .
х В представленной диаграмме интересна позиция показателя «самореали-1Уо зация» (степень собственной реализованности, по сути, это психологический §|§ возраст человека), который, как видно, имеет устойчивые отрицательные кор-^ § ^ реляции с общим отношением к будущему, с структурой будущего. Другими ^ёо словами, завышенный психологический возраст связан с более негативным и менее структурированным видением своего будущего (что касается структурированности - неожиданный результат).
На основании проведенного корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что отношение к будущему тесно взаимосвязано с основными показателями психологического здоровья, такими как событийная насыщенность жизни, уровень самореализации, смысловые ориентации, ожидаемая продолжительность жизни.
Нам удалось также построить определенную модель взаимосвязей между, с одной стороны, показателями, характеризующими качество жизни (смысло-жизненные ориентации, насыщенность, реализованность в жизни, ожидаемая продолжительность жизни), а с другой - отдельными аспектами отношения к будущему (к сожалению, объем работы не позволил включить корреляции с настоящим и прошлым). По нашему мнению, практически все аспекты отношения к будущему имеют сильные взаимосвязи с ключевыми показателями психологического здоровья личности. Не удалось выявить значимых корреляций с семантическим фактором «эмоциональная оценка будущего», однако корреляция имеется (более слабая), поэтому этот вопрос, как и многие другие, поставленные нашим исследованием, остается открытым.
Выводы
1. Отношение к будущему является сложным личностным образованием, включающим когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, что позволяет провести анализ и коррекцию отношения к психологическому времени с помощью определенных в исследовании методов.
2. Основными когнитивно-поведенческими коррелятами семантических факторов отношения к будущему (оценка, активность, структура, ощущение, величина) являются: ожидаемая продолжительность жизни, особенности развития смысложизненных ориентаций, представления о насыщенности жизненного пути, реализованности в жизни (по последнему показателю - обратная корреляция).
3. Способность формирования насыщенной, структурированной, позитивной и продолжительной жизненной перспективы является критически важной для преодоления возрастных (биографических) кризисов, для обеспечения психического здоровья личности в целом.
4. Изменения в отношении к прошлому, настоящему или будущему, происходящие в ходе коррекционной работы, не являются равномерными, одинаковыми и строго одновременными, а происходят разнопланово (гетерохронно).
5. Сочетание в тренинговой программе методов корректировки отношения к времени (программа построена в когнитивно-поведенческом подходе с включением методов каузометрии и тайм-менеджмента) способствуют повышению удовлетворенности жизнью, развитию способности формирования и перспективного планирования жизненного пути.
6. При проведении коррекционной программы более эффективно происходят изменения в отношении к структурированности, величине и ощущению будущего, в отношении к событийной насыщенности, целеполагании, результативности, управляемости жизни, смысложизненных ориентаций, а менее эффективной была работа с эмоциональной оценкой и оценкой активности будущего, по коррекции психологического возраста студентов.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием программ коррекции отношения к будущему, построенных на исследованиях, подкрепленных научными результатами. В то же время, субъективное пространство будущего оказывает существенное влияние на жизненный путь, ощущение полноты жизни и психическое здоровье личности, что подтверждается результатами проведенного исследования.
Несмотря на очевидную значимость для психологии и психотерапии, как показал проведенный теоретический анализ, подробная разработка проблематики временной перспективы с научной точки зрения проводится относительно недавно. Следствием этого является недостаточная степень разработанности проблемы.
Дальнейшие исследования будут направлены на создание факторной модели отношения к будущему (какие из аспектов отношения к времени влияют на факторы качества жизни и на поведение, и наоборот), совместно с изучением гетерохронных изменений отношения ко времени в ходе терапевтической практики. Кроме того, планируется создание диагностических методик, изучающих особенности «локуса времени» личности и его проявления в поведении, а также способностей прогнозирования (антиципации) в связи с отношением к времени.
Е °
О то
Библиографический список
1. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб., 2002.
2. Бек Джудит С. Когнитивная терапия: полное руководство. М., 2006.
3. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Червинская К.Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии: Пособие для врачей и мед. психологов. СПб., 2009.
Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2008. Михальский А.В. Анализ субъективного пространства будущего студентов // Сб. научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. Ярославль, 2011.
Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. М., 2009.
О.И. Одарущенко
Актуальные проблемы
охраны психологического здоровья
в образовании
Представлена работа, раскрывающая проблемы охраны психологического здоровья в образовании, модель эмоционального благополучия как обобщенного критерия здоровой личности. Проанализированы подходы к проблеме психологического здоровья. Выделены параметры эмоционального благополучия.
Ключевые слова: здоровье, психическое здоровье, психологическое здоровье, эмоциональное благополучие.
Психологическое здоровье становится предметом изучения отечественных психологов в конце XX века, которые не только разделили понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье», но и обозначили то феноменологическое поле, в котором явление здоровья предстает в совокупности его психологических аспектов [1; 3; 9; 10].
Термин «психологическое здоровье» введен в научный оборот известным российским психологом И.В. Дубровиной. Введение термина связано с осмыслением содержательной сути психологической службы образования. Цель которой, а, следовательно, и практического психолога является сохранение и укрепление психического и психологического здоровья детей [7; 12]. Автор относит термин «психологическое здоровье» не к отдельным психическим процессам и механизмам, а к личности в целом, к высшим проявлениям человеческого духа [14, с. 5].
I F? Ц
ООО
5.
к I к
гоО^
а.
ООО 6.