Это говорит, что у женщин ожидающих ребенка в первый раз показатель готовности по материнской компетентности и сформированности материнской сферы ниже, чем у женщин ожидающих второго ребенка, у них наблюдается положительная, благоприятная установка для рождения ребенка.
5. по методике Волковой (РОП) мы можем судить, что супруги ожидающие ребенка во второй раз, готовы выполнять родительские обязанности, согласуемые с установками обоих родителей, т.е. в большинстве этой группы, ожидания и притязания супругов наибольшим образом совпадают. Для молодых супругов характерна определенная согласованность преставлений о важнейших семейных ценностях.
А супруги, ожидающие ребенка в первый раз, в наименьшем представлении об ролевой адекватности подтвердили, свои обязанности и ценности в отношении друг к другу. Для данной супружеской пары характерно несоответствие идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужа и жены на их реализацию.
Список использованной литературы:
1 Копыл О.А., Баженова О.В., Баз Л.Л. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // «Синапс».- 1994.- № 5.-С.30
2 Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология - М.,1996.-С.42
3 Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов//Вопросы психологии.-2002.-№1.-С.59-69, №3.-C.109-117.
4 Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов // Конференция по перинатальной психологии: сборн. матер. СПб., 1999.- С. 54-59.
© Молдабаева Р.А., 2018
УДК 159.9
А. Д. Спаривая
студент 4 курса МИВлГУ г. Муром, РФ E- mail: [email protected] Научный руководитель: А. С. Зинцова к. ф. н., доцент МИВлГУ г. Муром, РФ E- mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ЛЕГКОЙ) «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»
Аннотация
В статье предложен один из вариантов психологической коррекционно-развивающей методики для первоклассников с легкой умственной отсталостью. Показаны цель, задачи и принципы данной методики. Приведены её основные направления, структура, виды и формы организации, методы и приемы, а также критерии эффективности работы.
Ключевые слова
Коррекционно-развивающая методика, коррекционная работа, умственная отсталость, легкая умственная отсталость, первый класс.
Для большинства детей, приходящих в первый класс, начало школьной жизни является серьезным испытанием, так как происходит резкое изменение их образа жизни. Они должны привыкнуть к повседневным обязанностям, к новым требованиям и к школьному коллективу.
Для детей, имеющих отклонения в развитии, необходимо более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, которая учитывает их состояние здоровья, степень тяжести дефекта, готовность такого ребенка к школе.
Чтобы детям с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) преодолеть трудности овладения знаниями, умениями и навыками для более успешной адаптации в обществе, необходимо оказывать им комплексную дифференцированную помощь.
Методика «Первый раз в первый класс» разработана для обеспечения адаптации первоклассников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к школьному обучению.
Данная методика составлена на основе:
• Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• Учебной программы адаптации детей первых классов с легкой умственной отсталостью Меленюк М. Н.
Цель методики: обеспечение психологической адаптации детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к школьному обучению.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Развитие познавательных психических процессов.
5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений.
6. Профилактика школьной дезадаптации.
Основные направления коррекционной работы:
• психолого-педагогическая диагностика;
• развивающая работа;
• психокоррекционная работа.
Принципы коррекционной работы:
• принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
• принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся;
• принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности;
• принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;
• принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
Данная методика имеет два направления работы: диагностическая и коррекционно развивающая.
Диагностическая работа включает:
• раннюю диагностику проблем и анализ причин трудностей адаптации школьников;
• комплексный сбор сведений о ребенке на основании психолого-педагогической диагностической информации;
• контроль за уровнем и динамикой развития школьника;
• анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа включает:
• организацию и проведение психологом коррекционно-развивающих занятий;
• системное воздействие на когнитивные способности учащихся;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер;
• развитие коммуникативных навыков у детей;
• развитие навыков работы в коллективе;
• развитие воображения. Структура методики:
1. Психолого-педагогическая диагностика (первичная).
Выявление психологических причин, вызывающих затруднения в процессе адаптации первоклассников к школьному обучению.
2. Коррекционно-развивающие занятия.
Обеспечение психологической адаптации первоклассников к школьному обучению и профилактика школьной дезадаптации, возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическая диагностика (итоговая). Выявление уровня школьной адаптации первоклассников.
Методика «Первый раз в первый класс» рассчитана на работу в группе из 6-12 человек. Общее количество занятий - 31. Продолжительность занятия: 30-45 минут. Оптимальная периодичность встреч - 1 раз в неделю.
Основными формами проведения занятий служат: психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры, ролевые игры, игры с элементами арт-терапии. Методы и приемы:
• сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование);
• наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
• беседы с учащимися, учителями и родителями;
• изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.);
• оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.). Эффективность работы определяется при сравнении первичной и итоговой диагностики.
1. Диагностика интеллектуального развития.
2. Диагностика личностных особенностей детей.
3. Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Диагностика эмоциональной сферы.
Список использованной литературы
1. Мухина ВС. Детская психология. / ВС. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 352 с.
2. Учебная программа адаптации детей первых классов с легкой умственной отсталостью. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://infourok.ru/uchebnaya-programma-adaptacii-detey-pervih-klassov-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu- 1713603.html
© Спаривая А. Д., 2018