Научная статья на тему 'Психологическая компетентность будущих специалистов по физической культуре в работе с дошкольниками, имеющими нарушение слуха'

Психологическая компетентность будущих специалистов по физической культуре в работе с дошкольниками, имеющими нарушение слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Светлана Октавьевна, Дмитриченко Ольга Юрьевна, Воробьева Татьяна Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования у будущих специалистов по физической культуре компетентности в области детской психологии. Приводятся результаты предварительного исследования, которые указывают на невысокий уровень знаний и умений студентов в этой области, что обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы. В статье обсуждаются особенности подготовки студентов факультета физической культуры к работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха. Целью исследования была оценка применения студентами в процессе занятий знаний и умений в области психологии физической культуры дошкольников. Исследование было организовано в рамках педагогической практики, проводимой на базе специализированного дошкольного учреждения, педагогический коллектив которого на протяжении многих лет ведет экспериментальную деятельность, направленную на совершенствование оздоровительной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Полученные результаты позволили определить вопросы, которым необходимо уделять больше внимания в процессе обучения студентов, что будет способствовать повышению уровня их психологической компетентности, особенно в области адаптивной физической культуры дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Светлана Октавьевна, Дмитриченко Ольга Юрьевна, Воробьева Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological competence of the future physical culture teachers in work with the preschool children having hearing disorder1The Herzen State Pedagogical University of Russian

Article is devoted to the problem of formation of competence at future physical culture teachers in the area of children's psychology. Results of the preliminary research, which indicate low level of the knowledge and abilities of students in this area that causes relevance of the considered problem, have been given. In article, the features of training of the students of faculty of physical culture to work with the preschool children having hearing disorder have been discussed. The assessment of application by students in the course of occupations of knowledge and abilities in the field of psychology of physical culture of preschool children was a research objective. Research was organized within the students teaching practice, which has been carried out on the basis of the specialized preschool institution which pedagogical collective conducts for many years the experimental activity directed at improvement of healthimproving and correctional work with children, having hearing disorder. The received results allowed defining questions, which need to be paid with more attention in the course of training of students that will promote increase of level of their psychological competence, especially in the field of adaptive physical culture of preschool children.

Текст научной работы на тему «Психологическая компетентность будущих специалистов по физической культуре в работе с дошкольниками, имеющими нарушение слуха»

ronment of preschool institution”, Preschool education, No. 9, pp. 108-111.

3. Mitin, A.E. (2012), “Application of humanitarian technologies by the teacher on AFK in work with parents of disabled children”, Adaptive physical culture, No. 1, pp. 15-17.

4. Kharitonova L.G, Suyangulova L.A., Pavlova N.V. and Malakhova N.V. (2002), “Morphological features of physical development and development of motive qualities in school students hard of hearing”, New technologies of improvement of the person, Proceedings of the Conference, Chelyabinsk, pp. 88-90.

5. Petrenkina, N.L. and Filippova, S.O. (2012), “Modern approaches to an assessment of a physical condition of preschool children”, Modern problems of science and education, No. 6, pp. 294.

6. Portnykh, Yu.I. and Fetisova, S.L. (2010), “Use of a method of game design in the course of training of game competitive activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, pp. 85-88.

7. Portnykh, Yu.I., Fetisova, S.L. and Nesmeyanov, A.A. (2012), Basketball for the smallest, publishing house “Olympus”, St. Petersburg.

8. Ed. Portnykh, Yu.I. (2008), Sports in physical training, publishing house “RGPU of A.I. Herzen”, St. Petersburg.

9. Ed. Filippova, S.O. and Ponomarev, G.N. (2010), The theory and technique of physical culture of preschool children, publishing house “Childhood-press”, St. Petersburg.

10. Filippova, S.O. (1999), “To a question of programs of sports and improving work in DOU”, Preschool education, No. 12, pp. 36.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.12.2013.

УДК 378

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ СЛУХА

Светлана Октавьевна Филиппова, доктор педагогических наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,

Ольга Юрьевна Дмитриченко,

Санкт-Петербургский медицинский колледж № 3 (СПбМК № 3), Санкт-Петербург, Татьяна Викторовна Воробьева, заведующая,

Детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района (ГБДОУ «Кудесница»), Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена ^облеме фоpмиpования у будущих специалистов по физической культу-pe компетентности в области детской психологии. ^модятся pезультаты пpедваpительного исследования, MTOpbie указывают на невысокий уpовeнь знаний и умений студентов в этой области, что обуславливает актуальность pассматpиваeмой ^облемы. В статье обсуждаются особенности подготовки студентов факультета физической культуpы к pаботe с дошкольниками, имеющими наpушeния слуха. Целью исследования была оценка ^именения студентами в ^оцессе занятий знаний и умений в области психологии физической культуpы дошкольников. Исследование было оpганизовано в pамках педагогической ^акт^ки, доводимой на базе спeциализиpованного дошкольного учpeждeния, педагогический коллектив котоpого на ^отяжении многих лет ведет экс-пepимeнтальную деятельность, надавленную на совepшeнствованиe оздоpовитeльной и коppeкци-онной pаботы с детьми, имеющими наpушeниe слуха. Полученные peзультаты позволили о^еде-лить волосы, необходимо уделять больше внимания в ^оцессе обучения студентов, что

будет способствовать повышению уpовня их психологической компетентности, особенно в области адаптивной физической культуpы дошкольников.

Ключевые слова: специалисты по физической культе, психологическая компетентность, дошкольное учpeждeниe, дети с наpушeниeм слуха.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p172-177

PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS IN WORK WITH THE PRESCHOOL CHILDREN HAVING HEARING

DISORDER

Svetlana Oktavyevna Filippova, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg,

Olga Yurevna Dmitrichenko,

St. Petersburg Medical College No. 3,

Tatyana Viktorovna Vorobyova, the manager,

Kindergarten of “Kudesnitsa” of a compensating type, Petrogradsky district, St. Petersburg

Annotation

Article is devoted to the problem of formation of competence at future physical culture teachers in the area of children's psychology. Results of the preliminary research, which indicate low level of the knowledge and abilities of students in this area that causes relevance of the considered problem, have been given. In article, the features of training of the students of faculty of physical culture to work with the preschool children having hearing disorder have been discussed. The assessment of application by students in the course of occupations of knowledge and abilities in the field of psychology of physical culture of preschool children was a research objective. Research was organized within the students teaching practice, which has been carried out on the basis of the specialized preschool institution which pedagogical collective conducts for many years the experimental activity directed at improvement of health- improving and correctional work with children, having hearing disorder. The received results allowed defining questions, which need to be paid with more attention in the course of training of students that will promote increase of level of their psychological competence, especially in the field of adaptive physical culture of preschool children.

Keywords: physical culture teachers, psychological competence, preschool institution, children with hearing disorder.

ВВЕДЕНИЕ

Совpeмeнная наука дает множество подтвepждeний тому, что физическая кулика в дошкольном учpeждeнии оказывает огромное положительное влияние на физическое здоpовьe и становление личности дошкольников. Однако, как физическая культуpа тесно связана с тугими науками, так и физическое и психическое здоpовьe дошкольников фоpмиpуeтся под воздействием многих факсов. И, если от негативного воздействия на физическое здоpовьe peбeнка взpослыe пытаются его убepeчь, то на сохpанeниe психического здоpовья многие педагоги дошкольного учpeждeния и pодитeли не обpащают должного внимания.

На занятиях физическими у^ажнениями главный, а поpой и единственный взpос-лый - это педагог, оpганизующий двигательную деятельность детей. Именно на его плечи ложится ответственность за то, чтобы peбёнок во вpeмя занятия не получил психологическую тpавму. Именно поэтому специалист по физической культуpe дошкольников должен знать не только анатомию, возpастную и споpтивную физиологию, тeоpию и методику физической культуpы, но и психологию детей дошкольного возpаста. Не только знать, но и уметь активно ^именять свои знания на ^актеке - то есть обладать необходимой психологической компетентностью.

Компетентность, как давило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчepпывающиe знания о какой-либо пpофeссиональной области [2]. Как указывает Ж.Г. Гаpанина, в pамках ^облемы психологической компетентности, подход, pассмат-pивающий ^облему компетентности в педагогической деятельности, можно обозначить как психолого-педагогический. Компетентность трактуется в нем как компонент педагогического мастepства, а содepжаниe ее включает в себя способность устанавливать давильные взаимоотношения с детьми и пepeстpаивать их в соответствии с pазвитиeм учащихся и их требованиями к педагогу [1].

17З

На первый взгляд, в формировании психологической компетентности специалистов по физической культуре дошкольников нет никаких проблем - в программе значительную часть занимают часы теоретической и практической психологии. Но, по данным, полученным в результате опроса студентов, обучающихся по профилю «Физическая культура детей дошкольного возраста», оказывается, что в читаемых психологических дисциплинах нет раздела, посвященного вопросам психологии физической культуры дошкольников. Следует отметить, что вопрос о компетентности педагогов в области психологии физической культуры дошкольников возник сравнительно недавно. Частично он освящен в учебном пособии «Теория и методика физической культуры дошкольников» [9]. Однако научные исследования по данной проблеме исчисляются единицами [3].

Когда речь идет о деятельности специалистов по физической культуре дошкольников в коррекционных учреждениях, вопрос их психологической компетентности, в связи с особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, становиться еще более актуальным [4, 5, 6, 7].

Подготовка специалистов по физической культуре дошкольников предполагает освоение студентами знаний и умений по организации работы с детьми различных нозологических групп, в том числе и с детьми, имеющими нарушения слуха. В этой связи, педагогическая практика студентов РГПУ им. А.И. Герцена проводится на базе «детского сада «Кудесница» - Центра развития ребенка Петроградского района. Детский сад «Ку-десница» - это уникальное дошкольное учреждение, первый детский сад для глухих детей, который был открыт в 1920 году при школе. В то время, параллельно с обучением речи и чтению шло обучение письму и развитию сенсорных ощущений по методике Марии Монтессори. Начиная с 1938 года, детский сад № 1 стал работать по обучению глухих детей устной речи по системе супругов Рау. С 2008 года детский сад работает в статусе городской экспериментальной площадки по реализации регионального сетевого инновационного проекта «Технологии инклюзивного образования для детей с нарушением слуха (в том числе после кохлеарной имплантации) в СДО Санкт-Петербурга». Именно поэтому педагогический коллектив дошкольного учреждения часто принимает участие в различных экспериментальных работах, в том числе и в области физической культуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В наших предыдущих исследованиях были получены результаты, свидетельствующие о том, что не все студенты психологически готовы к работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Как известно, такая работа требует от педагога не только профессиональных знаний, но, в первую очередь, развития особых качеств личности. Причинами, препятствующими выбору студентами коррекционного учреждения как места будущей работы, в первую очередь, является недостаточность знаний об особенностях таких детей и страх навредить их здоровью в процессе занятий физическими упражнениями [10].

На вопрос о предпочтении в работе с детьми определенной нозологической группы ответы студентов отличались большим разнообразием. Тем не менее, полученные результаты согласуются с результатами аналогичных исследований [8]. Большинство студентов в будущем хотят работать с детьми, имеющими нарушения речи и слуха. В меньшей степени они считают себя готовыми к работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения. Большинство студентов считают себя не готовыми к работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

Целью данного исследования была оценка применения студентами знаний в области психологии физической культуры в процессе занятий с дошкольниками, имеющими нарушения слуха. Для этого был проведен опрос студентов и педагогов дошкольного учреждения, которые выступали в роли методистов. Оценка осуществлялась по девятибалльной шкале.

Анализ полученных результатов показывает, что оценки педагогов и самооценка студентов отличаются незначительно и достаточно высоки. При анализе анкет было обнаружено, что одни педагоги оценивали почти всех студентов, которые проходили у них практику, высоко, в то время как другие давали всем студентам преимущественно среднюю оценку. Это объясняется сложностью оценки уровня психологической компетентности из-за отсутствия критериев. В данном случае каждый педагог оценивал психологическую компетентность студента, исходя из собственного опыта и видения ситуации. В дальнейшем исследовании эта проблема решалась следующим образом: были даны конкретные вопросы, разработанные на основе изучения литературы по психологии, о взаимодействии студента с детьми на занятиях физическими упражнениями. В зависимости от ответов распределялись и суммировались баллы. На рисунке показано соотношение баллов, данных студентам педагогами и баллов самооценки студентов.

0123456789

Визуальный контроль всех занимающихся

Учет особенностей занимающихся

Выразительность речи

Использование тактильного контакта

Поощрение лучших занимающихся

Быстрое и правильное разрешение конфликтов

□ оценка студентов □ оценка педагогов

Рис. Соотношение самооценок студентов и оценок педагогов об использовании студентами на занятиях психологических приемов (балл)

Анализ результатов свидетельствует о том, что средние баллы достаточно высоки. Однако, заметно, что в большинстве случаев студенты оценивают свои умения в области психологии несколько выше, чем их оценивают педагоги. Так же следует отметить некоторые значительные различия между оценками методистов и студентов. Как видно из рисунка, регулярно используют необходимые для педагогического взаимодействия с детьми психологические приемы меньше половины студентов. Дальнейший анализ указывает на частоту приёмов, не используемых большинством студентов. Так, по мнению педагогов, большинство студентов не могут быстро справиться с конфликтными ситуациями на занятии, не всегда держат в поле зрения всех детей, не всегда поощряют лучших на занятии. Следует отметить, что данный этап исследования проводился по окончанию учебной практики в дошкольном учреждении, то есть предполагалось, что к этому моменту психологическая компетентность будущих специалистов должна быть уже сформирована. Полученные результаты свидетельствуют о недостатках системы формирования психологической компетентности у студентов, обучающихся по профилю «Физическая культура детей дошкольного возраста».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование дает возможность дальнейшей разработки экспериментальной программы психологической подготовки специалистов по физической культуре

—1—1—1—У Т1 ТТЛ У —1— 4я

-ГГІ ч

дошкольников, включающей инновационные психологические технологии. Обширный спектр таких технологий может представлять определенный вид гуманитарных технологий, направленных на развитие профессиональной индивидуальности будущего педагога, а также оптимизацию отношений в системе «человек-человек». Говоря о включении в физкультурно-образовательный процесс гуманитарных технологий, необходимо признать тот факт, что специалисты по физической культуре в большинстве случаев незнакомы с последними научными разработками в области психологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому, в связи со своей психологической не вооруженностью, часто и недопонимают необходимость углубленной интеграции педагогических и психологических исследовательских наработок в области физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаранина, Ж.Г. Психологическая компетентность будущего специалиста (на материале экономико-управленческих профессий) : дис. ... канд. психол. наук / Гаранина Ж.Г. - Казань, 1999.

- 183 с.

2. Магомедов, Р.Р. Сущность соотношения понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность» в контексте модернизации образования / Р.Р. Магомедов, Л.С. Кутепова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 75-78.

3. Митин, А.Е. Гуманитарные технологии и безопасность физкультурно-образовательной среды дошкольного учреждения / А.Е. Митин // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 108111.

4. Митин, А.Е. Особенности практики по адаптивной физической культуре / А.Е. Митин // Вестник Герценовского университета. - 2009. - № 4. - С. 31-32.

5. Петренкина, Н.Л. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников / Н.Л. Петренкина, С.О. Филиппова // Современные проблемы науки и образования.

- 2012. - № 6. - С. 294.

6. Пономарев, Г. Н. Двигательная депривация детей дошкольного возраста как социальнопедагогическая проблема / Г.Н. Пономарев, Н.Л. Умнякова // Адаптивная физическая культура. -2012. - № 2 (50). - С. 43-45.

7. Соловьева, Т.В. Оздоровительно-коррекционная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками, имеющими нарушения речи / Т.В. Соловьева // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 3. - С. 57-59.

8. Соломин, В. П. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования / В.П. Соломин, А.Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 4 (44). - С. 15-17.

9. Теория и методика физической культуры дошкольников : учеб. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб. : Детство-пресс, 2010. - 656 с.

10. Филиппова, С.О. Перспективные направления научных исследований в области физической культуры дошкольников / С.О. Филиппова // Теория и практика физической культуры.

- 2006. - № 9. - С. 15-17.

REFERENCES

1. Garanina, Zh.G. (1999), Psychological competence of future expert (On a material of economical and administrative professions), Thesis of the candidate of pedagogical sciences, Kazan.

2. Magomedov, R.R. and Kutepova, L.S. (2009), “The essence of the ratio of the concepts ‘professional competence’ and ‘competence’ of a context of modernization of education”, Messenger of the Adyghea state university, No. 4, рр. 75-78.

3. Mitin, A.E. (2010), “Humanitarian technologies and safety of the sports and educational environment of preschool institution”, Preschool education, No. 9, рр. 108-111.

4. Mitin, A.E. (2009), “Features of practice on adaptive physical culture”, Messenger of the Herzen University, No. 4, рр. 31-32.

5. Petrenkina, N.L. and Filippova, S.O. (2012), “Modern approaches to an assessment of a physical condition of preschool children”, Modern problems of science and education, No. 6, pр. 294.

6. Ponomarev, G.N. and Umnyakova, N.L. (2Q12), “Motive deprivation of children of preschool age as social and pedagogical problem”, Adaptive physical culture, No. 2, pp. 43-45.

7. Solovyova, T.V. (2QQ6), “Improving and correctional orientation of occupations by physical exercises with the preschool children having violations of the speech”, Adaptive physical culture, No. 3, pp. 57-59.

8. Solomin, V.P. and Mitin, A.E. (2Q1Q), “Application by experts in physical culture of humanitarian technologies in the conditions of inclusive education”, Adaptive physical culture, No. 4, pp. 15-17.

9. Ed. Filippova, S.O. and Ponomarev G.N. (2Q1Q), The theory and technique of physical culture of preschool children, publishing house “Childhood-press”, St. Petersburg.

1Q. Filippova, S.O. (2QQ6), “The perspective directions of scientific researches in the field of physical culture of preschool children”, Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp.15-17.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.12.2013.

УДК 159.955.5

ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЖИЗНИ, БИЗНЕСЕ И СПОРТЕ

Владимир Александрович Цеховой, доцент,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Психология принятия решений в жизни, бизнесе и спорте опирается на знания, которые хранятся в сознании человека упорядоченно, и в этот порядок встроена иерархия ценностей. Знания логически взаимосвязаны только в пределах определенной иерархии ценностей, но не в сознании в целом. Знания упорядочены в иерархическую структуру, вверху которой расположена доминанта, имеющая в своем подчинении ряд стереотипов, эти стереотипы имеют в своем логическом подчинении другие более низкого уровня стереотипы и так далее. Такая схема позволяет объяснить и ценностное разнообразие стереотипов и механизм мышления, имеющий в своем распоряжении как цель логических сравнений (доминанту или стереотип (ценность) более высокого уровня относительно уровня логической цепочки) так и структуру, дерево ценностей, позволяющую проводить сравнение и исследование связей между знаниями в пределах структуры, для выбора между тем или иным решением. Исследование конкретных примеров подтверждает эту гипотезу, при выборе вида спорта родителями для своего ребенка, принимаются во внимание не объективные факторы, а субъективные представления родителей.

Ключевые слова: иерархия ценностей, стереотип, доминанта.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p177-181 PSYCHOLOGY OF DECISION TAKING IN OUR LIFE, BUSINESS AND SPORTS

Vladimir Aleksandrovich Tsekhovoi, the senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Our psychology of decision taking in life, business and sports grounds on the knowledge and hierarchy of valuables. The dominating idea is placed in the top of hierarchy of valuables, knowledge and stereotypes. The valuables, knowledge and stereotypes do not have equal values, but have different places in the hierarchy, and the more valuable item governs the less valuable items. In our mind, there is no single hierarchy of valuables, knowledge and stereotypes, but there are several separated detached structures, and so there are several dominating ideas. This scheme is fruitful, and it answers the range of questions. For example, it shows us the reasons of decision in our life, business and sports, it shows us the logic and routine of the decision. Parents decide to choose the type of sports for their children not only by the experience of the people, and not only by the objective operation of factors, but by their own stereotypes. The psychology test questioning of the parents illustrates it.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.