_______________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА______________________________
№ 318 Январь 2009
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК: 159.9
С.А. Богомаз, А.Г. Гладких
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ШКАЛЫ БАЗИСНЫХ УБЕЖДЕНИЙ
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №08-06-00172а.
Приводятся результаты измерения степени выраженности психологической безопасности у жителей сибирского региона. Вводятся оригинальные суммарные индексы, позволяющие охарактеризовать убеждения человека относительно окружающего мира, его убеждения о себе самом и, как результат, его убеждения о том, в какой степени он может контролировать какие-либо процессы и события в таком мире. Осуществлена оценка психологической безопасности у выпускников средней школы и гимназий. Продемонстрирована корреляционная связь результатов ЕГЭ по математике с показателями «Ценность собственного «Я» и «Степень удачи, или везения», диагностируемыми с помощью Шкалы базисных убеждений.
Ключевые слова: психологическая безопасность, шкала базисных убеждений, жители сибирского региона, выпускники школ, единый государственный экзамен.
Психологическая безопасность постепенно становится «нормой» жизни современного человека и важным индикатором ее качества. Убеждение в важности этого вида безопасности складывается из понимания того, что она, с одной стороны, является базисной потребностью человека [1], а с другой - рассматривается в качестве важного условия, обеспечивающего его нормативное психическое и личностное развитие [2]. Как утверждал А. Маслоу (1968), потребность человека в безопасности и защите мотивирует его на установление разумного порядка, на структуру и прогнозируемость своего окружения. Другими словами, потребность в безопасности оказывается личностным фактором, способствующим самоорганизации жизни человека посредством нахождения в ней некоторого «разумного» порядка, создающего, по его мнению, определенность и предсказуемость собственного будущего.
Схожей точки зрения придерживается американская исследовательница Ронни Янов-Бульман [3-5]. Она уверена, что здоровое чувство безопасности является одним из базовых ощущений нормального человека. Оно, в свою очередь, основано на трех категориях базисных убеждений, составляющих ядро субъективного мира человека: 1) на вере в то, что в мире больше добра, чем зла; 2) на убеждении в том, что мир полон смысла; 3) на убеждении в ценности собственного «Я». Их становление происходит в раннем детстве посредством взаимодействия со значимыми взрослыми. С целью диагностики базисных убеждений Р. Янов-Бульман разработала Шкалу базисных убеждений, выявляющую восемь частных убеждений:
1) благосклонность мира (BW, benevolence of world);
2) доброта людей (ВР, benevolence of people);
3) справедливость мира (J, justice);
4) контролируемость мира (С, Control);
5) случайность как принцип распределения происходящих событий (R, randomness);
6) ценность собственного «Я» (SW, self-worth);
7) степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) (SC, self-control);
8) степень удачи, или везения (L, luckiness).
На их основе вычисляются три вышеупомянутые ка-
тегории базисных убеждений, свидетельствующие об уровне личностной безопасности человека, его психической стабильности и успешности в повседневной жизни. Данный опросник, по мнению Р. Янов-Бульман, позволяет сравнивать базисные убеждения у разных групп людей, например, переживших различные виды травматического опыта. Он может быть использован и в индивидуальной работе: если показатели по какой-либо субшкале у человека сильно занижены, то это следует учесть при оказании психологической поддержки. В норме показатели по всем субшкалам опросника не менее 3,5 баллов. Перевод этой Шкалы на русский язык и ее адаптация были осуществлены О. Кравцовой [3].
Шкала базисных убеждений была использована нами в нескольких исследовательских проектах, проведенных в Сибирском регионе с 2005 г. В частности, мы подтвердили то, что позитивные базисные убеждения сопровождаются высокими показателями социально-психологической адаптивности, целеустремленностью и способностью к самоорганизации деятельности, а также низкими показателями психических защит у школьников и студентов вузов. Позитивные базисные убеждения, как оказалось, сочетаются также с высокими показателями смысложизненных ориентаций и низкими показателями авторитаризма у военнослужащих. Нами было установлено, что интеллектуально-одаренная молодежь, вовлеченная в инновационную деятельность, характеризуется убежденностью в благосклонности мира и окружающих людей, высокой оценкой ценности собственного «Я» и оптимизмом. Нами были продемонстрированы различия в степени выраженности базисных убеждений у жителей трех сибирских городов - Новосибирска, Томска и Барнаула, отличающихся социально-экономическими условиями и инновационным статусом [6-17].
В результате этих исследований была составлена обширная база данных, в которой содержатся психодиагностические результаты более чем 1445 респондентов различного возраста. Средние значения показателей Шкалы базисных убеждений и ее суммарные индексы («Благосклонность мира и окружающих людей», «Осмысленность жизни» и «Ценность собственного
Я»), вычисленные для выборки жителей сибирского региона, представлены в табл. 1.
Судя по полученным средним значениям показателей и индексов Шкалы, жители Сибири позитивно воспринимают окружающий мир и открыты ему, доверяют окружающим людям и готовы к партнерскому взаимодействию с
ними, характеризуются высокой убежденностью в возможности контролировать жизненные события (управлять ими), высоко оценивают себя и склонны к оптимизму. Все это обусловливает переживание сибиряками чувства психологической безопасности, рассматриваемой нами в качестве важного условия для их личностного развития.
Т а б л и ц а 1
Средние значения показателей Шкалы базисных убеждений, вычисленные для выборки жителей Сибирского региона (возраст от 18 до 50 лет, п = 1445), баллы
Шкала Среднее значение Нижний квартиль Верхний квартиль Стан- дартное откло- нение
Благосклонность мира 4,31 3,75 5,0 0,96
Доброта людей 3,97 3,5 4,5 0,87
Справедливость мира 3,77 3,25 4,3 0,90
Контролируемость мира 4,01 3,5 4,5 0,82
Случайность как принцип распределения происходящих событий 3,57 3,0 4,25 0,96
Ценность собственного «Я» 4,24 3,5 5,0 1,03
Степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) 4,15 3,75 4,75 0,91
Степень удачи, или везения 3,93 3,5 4,5 0,90
Суммарный индекс «Благосклонность мира и окружающих людей» 4,14 3,63 4,75 0,802
Суммарный индекс «Осмысленность жизни» 2,42 1,75 2,73 1,16
Суммарный индекс «Ценность собственного Я» 4,11 3,75 4,5 0,68
Суммарный индекс «Мир и Я» 4,11 3,75 4,56 0,685
Суммарный индекс «Убеждение в способности контроля» 3,98 3,58 4,42 0,66
Суммарный индекс «Природа мира/Ценность «Я» 0,52 0,45 0,58 0,12
Суммарный индекс «Психологическая безопасность» 3,10 2,81 3,44 0,52
Собранный обширный материал позволил нам провести кластерный анализ при помощи метода Уорда (Ward’s method) показателей восьми субшкал опросника Р. Янов-Бульман, в ходе которого было выявлено наличие нескольких самостоятельных кластеров (рис. 1).
В состав одного из них вошли 4 субшкалы: «Благосклонность мира», «Доброта людей», «Ценность собственного Я» и «Степень удачи, или везения». Это позволило объединить их и рассчитать оригинальный суммарный индекс «Мир и Я» (который рассчитывался как среднее арифметическое от сложения показателей этих субшкал).
В состав другого кластера вошли 3 субшкалы: «Справедливость мира», «Контролируемость мира» и «Степень самоконтроля». В соответствии с такой
структурой этого кластера был предложен новый суммарный индекс «Убеждения в способности контроля», который рассчитывался как среднее арифметическое от сложения показателей этих 3 субшкал. По нашему мнению, этот индекс отражает убежденность человека в том, что он способен контролировать жизненные события и управлять ими, а также своим состоянием и поведением.
Как можно заметить (рис. 1), в процедуре кластерного анализа в самостоятельный кластер выделилась субшкала «Случайность как принцип распределения происходящих событий». Самостоятельность этой субшкалы подтвердилась и проведенным факторным анализом. В целом кластерная структура субшкал опросника Базисных убеждений в значительной степени совпадала с результатами факторного анализа.
Tree Diagram for 8 Variables Ward's method 1-Pearson r
BU_BLAGO BU_DOBRO BU_SELF BU_VEZEN BU_SPRAV BU_CONTR SELF_CON BU_SLUC
0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4
Linkage Distance
Рис. 1. Дерево кластеризации: 8 субшкал опросника Базисных убеждений
Кроме того, из общих соображений мы посчитали целесообразным вычислять суммарный индекс «Природа мира/Ценность «Я», отражающий соотношение убеждений человека о природе окружающего мира (картина мира) и собственной природе (картина «Я»). Действительно, легко представить, что сложившееся представление человека о том, что он слаб и невезуч, хотя мир в целом «добр и благосклонен» (в этом случае индекс «Природа мира / Ценность Я» будет иметь высокие значения), может детерминировать у него вполне своеобразный стиль жизни. Противоположный стиль жизни можно, очевидно, ожидать у человека, считающего, что он «сильная личность», находящаяся в окружении жестокого и несправедливого мира (в данном случае суммарный индекс будет иметь минимальные значения).
И окончательно мы вычисляли суммарный индекс «Психологическая безопасность» как среднее арифметическое от сложения показателей всех 8 субшкал (субшкала «Случайность как принцип распределения происходящих событий» брался со знаком минус). Значения этого суммарного индекса и позволяют количественно оценить степень переживания человеком своей личной безопасности. В итоге в своих работах мы стали учитывать 4 оригинальных суммарных индекса (см. табл. 1).
Важно, что совокупность этих индексов, а также показателей Шкалы базисных убеждений позволяют охарактеризовать человека с трех сторон: его убежде-
ний относительно окружающего мира, его убеждений о себе самом и, как результат, со стороны убеждений о том, в какой степени он может контролировать какие-либо процессы и события в таком мире (на что он может повлиять в мире).
Для демонстрации возможностей использования Шкалы базисных убеждений мы приведем основные результаты одного из психодиагностических исследований, в котором приняли участие выпускники школ и гимназий. Оно проводилось в апреле 2006 г., когда 275 учащимся (в возрасте 16-18 лет) было предложено ответить на вопросы Шкалы базисных убеждений и опросника Социально-психологической адаптивности, разработанного К. Роджерсом и Р. Даймондом [18].
Как показали результаты статистической обработки ответов выпускников, их средние значения показателей и индексов Шкалы находились в пределах нормативных значений, вычисленных нами для выборки людей более старшего возраста (см. табл. 1, 2). Тем не менее можно отметить, что средние значения показателей «Благосклонность мира» и «Степень удачи» у выпускников оказались ниже средних нормативных значений, а значения показателя «Случайность как принцип» выше среднего нормативного значения. Более низкие средние значения в выборке выпускников, по сравнению с общей выборкой, были характерны для суммарных индексов «Благосклонность мира и окружающих людей», «Мир и Я», а также «Психологическая безопасность».
Т а б л и ц а 2
Средние значения показателей Шкалы базисных убеждений, вычисленные для выборки выпускников школ и гимназий (возраст от 16 до 18 лет, n = 275), баллы
Шкала Среднее значение Нижний квартиль Верхний квартиль Стан- дартное откло- нение
Благосклонность мира 3,78 3 4,5 1,13
Доброта людей 3,73 3,25 4,25 0,94
Справедливость мира 3,85 3,25 4,5 1,10
Контролируемость мира 4,12 3,5 4,75 0,97
Случайность как принцип распределения происходящих событий 3,91 3,25 4,5 1,14
Ценность собственного «Я» 4,18 3,5 4,75 0,92
Степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) 4,19 3,75 4,75 0,88
Степень удачи, или везения 3,68 3 4,25 0,92
Суммарный индекс «Благосклонность мира и окружающих людей» 3,76 3,25 4,38 0,90
Суммарный индекс «Осмысленность жизни» 2,22 1,71 2,46 1,02
Суммарный индекс «Ценность собственного Я» 4,02 3,67 4,42 0,66
Суммарный индекс «Мир и Я» 3,84 3,44 4,25 0,68
Суммарный индекс «Убеждение в способности контроля» 4,05 3,67 4,5 0,73
Суммарный индекс «Природа мира/Ценность «Я» 0,49 0,41 0,56 0,14
Суммарный индекс «Психологическая безопасность» 2,95 2,69 3,25 0,51
Следовательно, можно сделать вывод, что для выпускников школ в среднем свойственны тенденции к проявлению убежденности в неблагосклонном отношении мира и окружающих людей к ним, а также убежденности в случайности происходящих с ними событий. Как итог этих тенденций мы наблюдаем несколько сниженную степень переживания психологической безопасности выпускниками школ.
Неясно, являются ли эти тенденции возрастной особенностью или они есть следствие специфической «социальной ситуации развития» выпускников, когда окружающие ожидают от них высокой результативности
в период окончания школьного обучения, а они сами находятся в состоянии тревожного ожидания предстоящих будущих значимых изменений. Однако эти тенденции, по нашему мнению, могут препятствовать молодым людям адекватно планировать свое будущее в позитивном ключе, поскольку, как можно предположить относительно своеобразия мышления некоторых из них, во враждебном мире, в котором все происходит случайным образом, очевидно, им легче «плыть по течению».
В ходе этого исследования мы оценили в группе выпускников (п = 81) возможную связь их результатов
ЕГЭ по математике со степенью выраженности у них некоторых психологических свойств. Как показали результаты корреляционного анализа, итоговые баллы по этому экзамену не коррелировали ни с одним из показателей социально-психологической адаптивности, измеряемых у выпускников с помощью опросника К. Роджерса и Р. Даймонда [18]. Отсутствие корреляций в этом случае едва ли может объясняться низкой чувствительностью используемого опросника, поскольку на выборке первокурсников такие достоверные корреляции обнаруживаются. В частности, оказываются положительно связанными между собой показатель успеваемости во время первой сессии (вычислялась усредненная экзаменационная оценка) и показатели адаптивности, принятия других и внешнего контроля поведения опросника Социально-психологической
адаптивности. Мы посчитали, что, скорее всего, отсутствие корреляций в группе выпускников обусловлено эффектом «натаскивания» их педагогами в ходе предварительной подготовки к ЕГЭ по математике, которое может нивелировать зависимость результатов экзамена от индивидуальных особенностей и способностей учащихся.
Вместе с тем статистическая обработка показала, что результаты ЕГЭ по математике значимо коррелируют у выпускников с показателями «Ценность собственного «Я» и «Степень удачи, или везения», диагностируемыми с помощью Шкалы базисных убеждений (г = 0,341; р = 0,002 и г = 0,237; р = 0,033 соответственно). Этот факт свидетельствует о том, что даже в условиях «натаскивания» учащихся результативность их экзаменационной деятельности может определяться такими базисными убеждениями, как убежденность в высоких собственных личностных качествах и вера в то, что они удачливы в жизни, придающими уверенность в сложных жизненных ситуациях. Представляется очевидным, что в случае, если у выпускников школы сформированы эти базисные убеждения, то они будут детерминировать их высокую успешность именно в ситуации проведения ЕГЭ, когда школьники в большей степени предоставлены самим себе. С другой стороны, это означает, что мишенями развивающего психологопедагогического воздействия по отношению к учащимся должны стать не только их интеллектуальные способности, но и (а может, в первую очередь) их личностная зрелость и оптимизм.
ЛИТЕРАТУРА
1.МаслоуА. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
2. Лызь Н.А. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ. 2005. Вып. 7 (51). С. 21-25.
3. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ
им. М.В. Ломоносова, 2003. 112 с.
4. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Application of schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. P. 113—
136.
5. Janoff-Bulman R., Berger A. The other side of trauma: Towards a psychology of appreciation // Loss and trauma: General and close relationship per-
spectives. Philadelphia: Bronner-Routledge, 2000. P. 29—44.
6. Богомаз С.А. Психологическая безопасность и искажение реальности в контексте проблем личностного развития // Теоретические и при-
кладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы: Сб. науч. тр. / Под ред. И.С. Морозовой. Кемерово: Кузбассвуз-издат, 2007. С. 125—130.
7. Богомаз С.А. Различия в структуре ценностей, смыслов и личностных особенностей представителей трех городов Сибири // Ценностные
основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 262—297.
8. Богомаз С.А., Левицкая Т.Е. Особенности картины мира человека с высокой жизнестойкостью // Гуманитарные основания развития региона
с высоким инновационным потенциалом: глобализация, идентификация, миграция: Материалы школы-семинара / Под ред. О.М. Красно-рядцевой, С.А. Богомаза. Томск: Дельтаплан, 2007. C. 53—56.
9. Богомаз С.А., Непомнящая В.А. К проблеме поиска психологических оснований развития инновационной компоненты личности в юности и
молодости // Сибирский психологический журнал. 2007. Вып. 25. С. 78—82.
10. Гладких А.Г. Психологическая безопасность как условие развития ресурсов адаптации у подростков // Современная психология: от теории к
практике: Материалы XV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». М.: МГУ, 2008. Ч. 1. С. 338—340.
11. Дробинина Л.В. Толерантность и базовые убеждения жителей трех городов Сибири // Человек. Сообщество. Управление. Взгляд молодого
исследователя (Психология): Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. Ч. 3. С. 22—23.
12. Непомнящая В.А., Богомаз С.А. Непричинные динамизирующие детерминанты успешности молодых людей в инновационной деятельно-
сти // Гуманитарные основания развития региона с высоким инновационным потенциалом: глобализация, идентификация, миграция: Материалы школы-семинара / Под ред. О.М. Краснорядцевой, С.А. Богомаза. Томск: Дельтаплан, 2007. C. 57—62.
13. Нос Е.Ю. Базовые убеждения и готовность к принятию нового у современных молодых людей // Студенты в научном поиске: Тез. докл. 4-й Всерос. студ. науч.-практ. конф. / Под ред. Р. А. Ахмерова, Е.Д. Дорофеева, С.П. Дырина. Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2007. Т. 1: Психология. С. 133—135.
14. Нос Е.Ю. Психологическая безопасность как детерминанта личностного развития и самоорганизация деятельности (на примере студентов первого курса) // Современная психология: от теории к практике: Материалы XV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». М.: МГУ, 2008. Ч. 1. С. 190—192.
15. Пахомова В. А. Зависимость социализации юношей и девушек от их базисных убеждений // Культура, личность, социум: взгляд молодых психологов: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / Под ред. С.А. Богомаза, Ю.В. Сметановой. Томск: Аграф-Пресс, 2006. С. 21—23.
16. Пахомова В.А., Гладких А.Г. Особенности темперамента, личностные черты и базовые убеждения молодых людей, различающихся степенью социализации // Человек. Сообщество. Управление. Взгляд молодого исследователя (Психология): Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. Ч. 3. С. 49—50.
17. Резина А.С. К проблеме проявления авторитаризма среди военнослужащих // Материалы XIV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007». М.: МГУ, 2007. С. 463—464.
18. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. 490 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 17 октября 2008 г.