VTTk" 1 SO 00 I tT\ 0,202.1 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0
-'А14 1 -jyyy |(сс) iTfnsis an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0078 iMmtw (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 8434-8140 AuthorlD: 825360 ORCID: 0000-0003-1998-0793
ТЕРЕЩЕНКО Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Педагогика и психология детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454000, Россия, Челябинск, улица Сони Кривой, дом 34, e-mail: [email protected]) SPIN: 8076-2262 AuthorlD: 502114 ORCID: 0000-0003-1472-9591
ЕВТУШЕНКО Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Педагогика и психология детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454000, Россия, Челябинск, улица Сони Кривой, дом 34, e-mail: е[email protected]) SPIN: 5526-0017 AuthorlD: 738079 ORCID: 0000-0002-3993-3751 ScopusID: 57195485155
ИВАНОВА Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Педагогика и психология детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454000, Россия, Челябинск, улица Сони Кривой, дом 34, e-mail: [email protected]) КОМАРОВА Алёна Юрьевна, студент первого курса магистратуры Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454000, Россия, Челябинск, улица Сони Кривой, дом 34, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить степень эффективности психолого-педагогических условий для полноценного обеспечения психологической безопасности детей в дошкольной образовательной организации. Методы: Методологической основой исследования были определены личностно-дея-тельностный, герменевтический и валеологический подходы. Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретические методы (анализ и обобщение содержания педагогической и психологической литературы, методических источников, построение гипотезы, классификация, сравнение, систематизация); эмпирические методы (анализ продуктов педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование). Результаты: в работе представлены психолого-педагогические условия эффективного обеспечения всесторонней психологической безопасности детей в дошкольной образовательной организации. Научная новизна: изучено содержание и предложена интерпретация понятия «психологическая безопасность детей дошкольного возраста»; теоретически обоснованы и экспериментально апробированы психолого-педагогические условия, обеспечивающие психологическую безопасность детей в дошкольной образовательной организации; обобщены результаты исследования, показатели и уровни психологической безопасности детей в дошкольной образовательной организации. Практическая значимость: определены и реализованы психолого-педагогические условия обеспечения психологической безопасности детей в дошкольной образовательной организации; обобщены результаты исследования, которые позволяют широко использовать психолого-педагогические условия обеспечения психологической безопасности детей в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: психологическая безопасность, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, обеспечение психологической безопасности.
PSYCHOLOGICAL SAFETY OF CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
© The Author(s) 2021
TERESHCHENKO Marina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Pedagogy and Psychology of Childhood" South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (454000, Russia, Chelyabinsk, Sonya Krivoy Street, 34, e-mail: [email protected]) YEVTUSHENKO Irina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Pedagogy and Psychology of Childhood" South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (454000, Russia, Chelyabinsk, Sonya Krivoy Street, 34, e-mail: е[email protected]) IVANOVA Irina Yuryevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department
"Pedagogy and Psychology of Childhood" South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (454000, Russia, Chelyabinsk, Sonya Krivoy Street, 34, e-mail: [email protected]) KOMAROVA Alyona Yuryevna, first-year Master's student South Ural State University for the Humanities and Education (454000, Russia, Chelyabinsk, Sonya Krivoy Street, 34, e-mail: [email protected]) Abstract. Purpose: to theoretically substantiate and experimentally test the degree of effectiveness of psychological and pedagogical conditions for the full provision of psychological safety of children in a preschool educational organization. Methods: The methodological basis of the study was determined by the personal-activity approach, hermeneutic approach and valeological approach. To achieve the goal and solve the tasks set, a set of theoretical and empirical research methods was used: theoretical methods (analysis and generalization of the content of pedagogical and psychological literature, methodological sources, hypothesis building, classification, comparison, systematization); empirical methods (analysis of the products of pedagogical activity, observation, questioning, conversation, testing). Results: the paper presents the psy-336 OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
chological and pedagogical conditions for the effective provision of comprehensive psychological safety of children in a preschool educational organization. Scientific novelty: the content and interpretation of the concept of "psychological safety of preschool children" are studied; the psychological and pedagogical conditions that ensure the psychological safety of children in a preschool educational organization are theoretically justified and experimentally tested; the results of the study, indicators and levels of psychological safety of children in a preschool educational organization are summarized. Practical significance: the psychological and pedagogical conditions for ensuring the psychological safety of children in a preschool educational organization are defined and implemented; the results of the study are summarized, which allow for the widespread use of psychological and pedagogical conditions for ensuring the psychological safety of children in a preschool educational organization.
Keywords: psychological safety, preschool children, preschool educational organization, providing psychological safety.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Корни многих проблем взрослых людей можно найти в детстве каждого человека, а окружающие люди осознанно или невольно становятся причиной серьезных психологических травм у дошкольников. При этом не только родители, допускающие жестокое обращение с дошкольниками, число которых из года в год неуклонно увеличивается, но и отдельные педагоги в детском саду, старшие дети в семье и сверстники могут стать причиной психических расстройств. В раннем возрасте эти расстройства могут проявляться не ярко, но уже в зрелом возрасте дают о себе знать серьезными нездоровыми склонностями, психозами и неврозами. Поэтому вопрос психологической безопасности в настоящее время является как никогда актуальным и наиболее трудно решаемым в связи с нарастающими проявлениями актов насилия в мире, как в отношении отдельного человека, так и в микро- и макросообществах. Мы же говорим о детях дошкольного возраста, и вопрос о безопасности стоит еще более остро, поскольку в любой стране состояние детства определяет ее грядущее развитие и процветание, либо регресс и деградацию. Рассмотрение данного вопроса Российской Федерации поставлено на государственном уровне.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
В настоящее время проблеме психологической безопасности детей дошкольного возраста посвящены многочисленные научные исследования, в том числе, Русаковой Н.Г., Федосеевой О.И. [1], Макаревской Ю.Э. [2], Медведевой М.А. [3], Баевой И.А. [4,5,6] и др.
Невозможно игнорировать тот факт, что вышеназванные ученые внесли значительный вклад в непосредственно интересующую нас область педагогического образования. Хотелось бы отметить, что сам процесс и наличие условий обеспечения полной психологической безопасности детей в дошкольных образовательных организациях в данных исследованиях изучен недостаточно. Данный вопрос затрагивался не достаточно подробно и скрупулезно. Осуществленное нами исследование позволит восполнить этот пробел в рамках дошкольного образования.
Обоснование актуальности исследования.
На уровне социально-педагогическом исследование подтверждает свою актуальность, опираясь на социальный заказ современного общества. В Конвенции о правах ребенка; в Конституции РФ; в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденные Верховным Советом РФ от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 25.11.2009); в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; в Федеральном законе от 21.12.1996 № 559-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 22.08.2004); в Законе «Об образовании»; в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3, где обо-
значена приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка, представлены ключевые направления работы образовательных организаций в области обеспечения безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», где безопасность подразумевается, как базовое явление, обеспечивающее развитие личности ребенка целостным, а именно развитие его интеллекта, нравственного и эмоционального, волевого и социально-личностного компонентов. Также в нем особо отмечается, что для достижения реализации Программы в дошкольных организациях необходимо создавать психолого-педагогические условия, подразумевающие уважительное отношение взрослых к чувству собственного достоинства детей, и обеспечение охраны детей от любых форм насилия: физического, психологического и т.п. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении безопасности и жизнедеятельности ребенка принадлежит семьи и системе образования.
На научно-теоретическом уровне актуальность исходит из-за недостаточной изученности данной темы. Многие отечественные ученые посвятили свои научные труды безопасности жизнедеятельности (В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, и др.). Из античных мыслителей проблемой безопасности занимались Аристотель, Демокрит, Платон. Исследования таких ученых как, А. Адлер, П. Маслоу, Б. Паскаль, 3. Фрейд, внесли значительный вклад в изучение проблем выживания, самосохранения и безопасности человека.
Изучая вопросы формирования компетенций, отражающих основы безопасности у детей старшего дошкольного возраста занимались Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, О.Л. Князева, И.Ю. Матасова, Р.Б. Стеркина и др.
На научно-методическом уровне актуальность обусловлена недостатком научно-методических разработок по психологической безопасности детей через взаимодействие с родителями, педагогами и сверстниками. Так как на данный момент мы можем наблюдать обесценивание феномена родительства, пугающую статистику наличия в социуме неполных семей, экономические трудности, излишнее стремление к финансовому благополучию родителей, нарастающую популярность изменения гендерных отношений и неадекватное оценивание родительских ролей, некорректную организацию общения в ДОО, авторитарный стиль воспитания, практически полную незаинтересованность ребенком взрослыми и т.д.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить степень эффективности психолого-педагогических условий для полноценного обеспечения психологической безопасности детей в дошкольной образовательной организации (далее по тексту ДОО).
Используемые методы, методики и технологии.
Методологической основой исследования являются:
ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005
337
- личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. В. Трубайчук);
- герменевтический подход (Р. Р. Денисова, А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко, И. Ф. Сулима, Л. В. Трубайчук);
- валеологический подход (Б. Г. Ананьев, И. А. Баева).
Согласно нашим предположениям, уровень психологической безопасности детей в дошкольной образовательной организации повысится при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- просвещение родителей в вопросах, изучаемой нами проблемы;
- повышение уровня компетентности работников дошкольных образовательных организация в вопросах обеспечения полноценной психологической безопасности детей в дошкольной образовательной организации;
- формирование межличностных отношений дошкольников группе на основе сотрудничества.
Содержание понятия «безопасность» можно представить в следующем виде:
- способность объекта, процесса, явления, вопреки разрушающему воздействию внешнему или внутреннему, то есть самого объекта, явления или процесса, сохранять свою настоящую основную характеристику;
- безопасность - это, построенная на принципах саморегуляции, целостности устойчивости, система и ее свойство, отражающее указанные принципы;
- безопасность в форме базового условия жизнедеятельности на уровнях личности, общества, государства, позволяющего сохранять и приумножать ценности духовные и материальные[5].
И. А. Баева, классифицируя виды безопасности, определяет два основных вида безопасности - физическую и психологическую. Причем наличие психологической безопасности играет наиболее важную роль, определяя поведение человека системой его ценностей, представлений и взаимоотношений[6].
Под психологической безопасностью детей дошкольного возраста нами подразумевается такая составляющая безопасности, при которой созданы необходимые условия для всестороннего и эффективного развития ребенка, полноценно отражающие различные угрозы его психологическому благополучию. В таком случае понятие «обеспечение психологической безопасности детей дошкольного возраста» представляется нам в виде системы взаимоотношений в детском коллективе, с педагогами и комплексом мер, направленных на предотвращение угроз и поддержание эмоционального благополучия каждого отдельно взятого ребенка. Хотелось бы отметить, что эмоциональное благополучие расценивается нами как показатель уровня психологической безопасности. Без данного компонента невозможно формирование психологической безопасности детей дошкольного возраста.
Основная цель нашей экспериментальной работы состояла в выявлении эффективности психолого-педагогических условий обеспечения психологической безопасности детей в ДОО.
Поставленные перед нами задачи экспериментальной работы решались с помощью различных методов исследования: игровая деятельность, наблюдение, анкетирование. На констатирующем этапе эксперимента, решающим моментом стало решение вопроса о критериях, отражающих уровень психологической безопасности детей.
Результаты опроса «Самые волнующие вопросы родителей», показали, что большая часть опрошенных респондентов - до 75 % - также озадачены и безопасностью ребенка в ДОО. В частности родителей детей дошкольного возраста беспокоит проблемы обеспечения защиты прав и свобод ребенка, также волнуют вопросы конфликтности отношений между детьми, взаимоотношения детей и педагогов. Особенно родителей детей 338
дошкольного возраста интересует, является ли ребенок понятым и принятым в образовательной среде, положительно оцененным, уважаемым, несмотря на его психофизиологические особенности. Также не остались без внимания родителей детей дошкольного возраста моменты, касающиеся неблагоприятных влияний на психику ребенка в детском коллективе, психологическое и физическое насилие внутри взаимоотношений со сверстниками, воздействие, с помощью манипулирования эмоциональным состоянием ребенка со стороны педагогов. При этом, сами родители детей дошкольного возраста не осведомлены в полной мере в вопросах психологической безопасности детей. В этом случае, необходимо регулярно проводить с родителями детей дошкольного возраста разъяснительную работу, поскольку без полного понимания и принятия родителями проблемы, создания условий обеспечения психологической безопасности детей невозможно.
Изучая второе условие, можем сделать вывод, что система действий педагогов ДОО рассчитана на деятельность разных категорий педагогических работников: воспитатели, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструкторы по физическому развитию.
Основываясь на вышесказанном, можно определить следующие критерии компетентности педагога ДОО: открытость и доверительные взаимоотношения с детьми; отсутствие оценивания личности ребенка (только адекватная оценка поступков); гуманное отношение к детям дошкольного возраста; милосердие к человеку; последовательность и адекватность в своих требованиях к детям (нельзя требовать невозможное).
Третье психолого-педагогическое условие нашей гипотезы - формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста в группе на основе сотрудничества. На наш взгляд, важное условие, поскольку многими учеными доказана важность того, что отношения в социуме являются необходимым условием жизнедеятельности людей, являясь при этом важным компонентом полноценного формирования у человека различных психических функций, а главное личности в целом.
В группе сверстников планомерно формируется общественное мнение, взаимная оценка детей дошкольного возраста, существенно влияющих на развитие каждого ребенка. Оценка со стороны группы сверстников играет важную роль в старшем дошкольном возрасте. Каждый отдельно взятый ребенок осознает или начинает осознавать, что некоторые действия или манипуляции могут вызвать неодобрение со стороны детского коллектива. В этом случае он стремится заслужить позитивное отношение к себе со стороны сверстником.
В детском коллективе каждый ребенок имеет определенную позицию, отражающую отношение к нему остальных детей. Уровень популярности, которую имеет ребенок, зависит от таких факторов: умственное развитие, особенности поведения, коммуникабельности, внешнего вида и т.д.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Основываясь на полученных данных первичной диагностики, и качественной и количественной характеристики уровней, мы сгруппировали детей по трем уровням.
На первом этапе реализации психолого-педагогических условий нами предусматривается работа с родителями по актуальности проблемы выбранного направления. Тест-опросник показал, что более 50% родителей считает своего ребенка неприспособленным, стараются не допускать проживания ребенком трудностей и контролировать его действия, испытывают повышенную тревожность, что является внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка и несут признаки стрессового состояния ребенка. Поэтому нами было проведены мероприятия с родителями, где родители активно сотрудничают с детьми.
Успешное использование приемов эффективного со-
OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №4(37)р-ЖЗЫ 2309-1754; е-ЖЗЫ 2712-8474
трудничества родителями с детьми позволило достичь позитивного настроя у всех участников образовательного процесса на будущую совместную работу, взаимодействие в коллективе. Для установления доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, а также улучшения взаимоотношений детей и родителей нами были проведены такие мероприятия как «Мой ребенок», конкурс «Спортивная семья» и многие другие. Обязательным условием было участие родителей вместе со своими детьми. Такое явление стало одним из важнейших механизмов мотивации командного духа, организации совместной деятельности, совершенствование способностей договариваться, выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссы и, что немаловажно для родителей, смотреть на ситуацию с точки зрения собственного ребенка.
На втором этапе проводилось мероприятие с педагогами дошкольной образовательной организации. Мы выяснили, что у 50% педагогов преобладает авторитарный стиль педагогического общения. Таким образом, психологическая безопасность детей зависит от того, какую позицию занимает воспитатель по отношению к детям. Нами был проведен тренинг для педагогов, целью которого являлось развитие позитивных установок по отношению к ребенку. Мы поставили педагога на позицию «ребенок».
Было также рекомендовано педагогам применять технику самовнушения. В этом случае мы предложили несколько формул самовнушения, которые педагог может использовать в форме аутотренинга в любое удобное для него время, например, по дороге на работу или накануне предстоящей непростой беседы, а также в процессе общения с детьми и их родителями.
На третьем этапе проводились мероприятия с дошкольниками. Работа с детьми проходила в игровой форме, так как для ребенка игра - это естественная среда обитания, ведущий вид деятельности. В процессе игры, дети дошкольного возраста приобретают необходимый опыт, важные эмоциональные явления, также у них формируются такие качества как, коммуникабельность, терпимость, доброта, честность, эм-патия, положительная реакция на успех других детей. Подобные игровые упражнения проводились 2-3 раза в неделю.
Таким образом, психолого-педагогические условия по затронутой нами проблеме повысили уровень психологической безопасности детей.
ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.
Сравнивая различные методы и результаты исследования проблемы психологической безопасности детей в дошкольных образовательных организациях в аналогичных научных статьях, мы пришли к выводу, что подобранные нами методики, имеют наиболее положительный эффект. Это подтверждает некоторые различия и уникальность наших идей. При этом, нам следует учесть, некоторые сходства взглядов на повышение компетентности педагогов в вопросах обеспечения психологически комфортной образовательной среды.
Основываясь на данных, полученных нами в ходе исследования, можно сделать вывод, что проведенная тщательная работа дает положительную динамику, касаемо уровня внутреннего психоэмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, психолого-педагогические условия, заявленные нами, оказывают положительный эффект на межличностные отношения в детском коллективе. На рисунке 1 подробно отражены данные рассматриваемого критерия.
Комплекс психолого-педагогических условий, реализованных нами, также оказывает существенное влияние на систему взаимоотношений в семьях, между родителями и детьми. Эти данные представлены ниже, на рисунке 2.
ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005
Низкий уровень Достаточный уровень Высокий уровень
Рисунок 1 - Сравнительный анализ по эмоциональному
благополучию в системе «ребенок-ребенок» детей старшего дошкольного возраста
'5 50 47 47
|| II
Низкий уровень Достаточный уровень
Уровни развития
Рисунок 2 - Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по эмоциональному благополучию в системе «ребенок-взрослый»
ВЫВОДЫ
Выводы исследования.
По результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента, становится очевидным факт прироста количества детей с высоким и достаточным уровнем на 14% и 12% соответственно, а так же количество детей дошкольного возраста, участвующих к эксперименте, имеющих низкий уровень снизилось на 26%. Сравнительная диагностика групп экспериментальной и контрольной на этапах констатирующего и формирующего экспериментов имеет существенное отличие: на начало эксперимента незначительное - высокий уровень на 1%, достаточный уровень на 6%, низкий уровень на 10%. На заключительном этапе эксперимента расхождение в результатах: высокий - на 16%, достаточный - на 18%, низкий - на 34%.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
Несмотря на скрупулезное изучение нами затронутой темы, остается множество вопросов, касающихся обеспечения психологической безопасности детей дошкольного возраста. А именно, продолжение работы с семьей, повышение компетентности педагогов и осведомленности родителей детей дошкольного возраста на всех возрастных этапах дошкольного детства.
При этом, полученные нами результаты позволяют нам сделать вывод о положительных изменениях развития детей дошкольного возраста в экспериментальной группе. Психолого-педагогические условия, выделенные и реализованные нами, предоставляют возможность для эффективного решения проблемы психологической безопасности детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Русакова Н.Г., Федосеева О.И., Духовная безопасность и духовно-нравственные ценности как основа информационно-психологической безопасности [Текст] / В сборнике: Совершенствование деятельности правоохранительных органов с учетом семейных реалий, 2019. - 293-296 с.
2. Макаревская Ю.Э., Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков в экспертно-психологических исследованиях [Текст] / Сборник материалов VIII Всероссийского научного семинара / 2018.
3. Медведева М.А., Психологическая безопасность дошкольников в ДОУ в контексте экологической безопасности [Текст] / Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал, №5 (6), 2017. -125-127 с.
4. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации [Текст] /Казанский педагогический журнал, .№6 (125), 2017.
- 12-18 с.
5. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования [Текст] / И. А. Баева // Психологическая наука и образование. - 2012.
- № 4. - С. 7-19.
6. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании [Текст]: Монография / И А Баева. - Санкт-Петербург: Союз 2002.
339
■ Констатирующий этап
■ Контрольный этап
20
II
Высокий уровень
— 271 с.
7. Авдеева, Н. Н. Учебно-методическое пособие по основам безопасности [Текст] / Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина, О.Л. Князева. — Москва: Детство-Пресс, 2005. — 144 с.
8. Рассоха, Н. Г. Психологическая безопасность и экстренная психологическая помощь в образовании [Текст] /Н.Г. Рассоха, И.А. Баева, Н.Н. Баев // Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (Москва, 27-29 мая, 2004г.). — Москва: Академия, 2004. — С. 138-144.
9. Терещенко М.Н., Филипьева А.А., Психологическая безопасность дошкольников в информационном пространстве [Текст] /И.Ю. Иванова, И.Е. Емельянова, О.Г. Филиппова //Информационная культура современного детства [Текст]: сборник статей Международной практической конференции «Информационная культура современного детства» (г. Челябинск, 31 октября — 1 ноября 2019 года). — Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019. — 250 с.
10. Бухаров Д.С., Теоретический анализ подходов понятия «Психологической безопасности», как фактора психологической безопасности личности в современной психологической литературе [Текст] / ДА. Погонышев // В сборнике: Научные труды магистрантов и аспирантов. Сборник научных трудов. Нижневартовск, 2020. Л — 73-76 с.
11. Криттон, Эмили Психологическая защита для начинающих [Текст] / Эмили Криттон. — Москва: Вектор, 2011. — 160 с.
12. Шувалов А.В., Духовная безопасность как фундаментальная основа психологической безопасности личности [Текст] / Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология № 1 (51), 2020. — 65-73 с.
13. Ключников, С. В. Личная территория. Психологическая защита от агрессии и манипулирования [Текст] / С. В. Ключников. — Москва: Просвещение, Москва, 2006. — 384 c.
14. Гуцыкова С.В., К вопросу о предикторах психологической безопасности: климат и культура безопасности [Текст] / Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, №4, 2016. — 53-62 с.
15. Манжуева О.М., Некрасов С.И., Некрасова Н.А, Информационно-психологическая безопасность — важнейший аспект безопасности государства [Текст] / Инновации в гражданской авиации. Т. 2. № 3, 2017. — 28-34 с.
16. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Психологическая безопасность и культура безопасности [Текст] / В сборнике: Междисциплинарные исследования в психологии безопасности и их современное состояние. Материалы VIII Межрегионального симпозиума с международным участием. Под научной редакцией Е.Б. Перелыгиной. 2017. С. 24-27.
17. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. — Москва: Астрель, 2010. — 671 с.
18. Забелина Е.Ю., Страх смерти как угроза психологической безопасности индивида и фактор усиления безопасности вида [Текст] /В сборнике: Субъективное благополучие и эмоциональная безопасность личности. Материалы IXМеждународного симпозиума. Под научной редакцией Е.Б. Перелыгиной, 2018. — 227-229 с.
19. Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков [Текст] / Материалы X Всероссийской научной конференции / Москва, 2020.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» в рамках научного-про-екта «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с учетом гендерных различий» договор №ШК-019-21 от 26.03.2021 г.
Статья поступила в редакцию 03.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021
340
OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI