УДК 159.99 ББК 88
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ РЕАН,
доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии, учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, член-корреспондент Российской академии образования, научный руководитель и исполнительный директор федерального проекта «Крепкая семья», заслуженный деятель науки РФ E-mail: [email protected]; ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА ЧЕПУРНАЯ, преподаватель кафедры педагогики и психологии Института кибернетики МИРЭА E-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВНА ФЕДОСЕЕВА,
аспирант кафедры педагогики и психологии Института кибернетики МИРЭА E-mail:[email protected] Научная специальность 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрен процесс адаптированности личности в новых условиях; выделены уровни обобщенности адаптивных моделей, которые сохраняются личностью, для того или иного взаимодействия с социальной средой на основе которого происходит дальнейшее становление личности.
Ключевые слова: адаптация, адаптированность, становление, архитектоника, адаптивный потенциал, адаптивная модель, субъектная парадигма, гештальт.
Annotation. In this article we analyzed the process of adaptation of personality in the new conditions and levels of generality of adaptive patterns stored by the person, or otherwise interact with the social environment and on this basis there is a further development of the individual.
Keywords: adaptation, adaptability, formation, architectonics, adaptive capacity, adaptive model, a subjective paradigm, Gestalt.
Современное общество требует от молодых специалистов способности быстро адаптироваться к частым социально-экономическим преобразованиям, стремительной информатизации общества, накапливать новые знания в совершенно разнообразных отраслях науки, совершенствовать процессы производства. В настоящее время общество нуждается в людях, не только сосуществующих с окружающей действительностью, но и способных реализовать свой личностный потенциал в ней. Ведь от уровня подготовки молодого специалиста будет зависеть его дальнейшее становление как профессионала, а, следовательно, продуктивность, выполняемой работы.
Исследованию способности выпускников высших учебных заведений (далее - ВУЗов) адаптироваться к профессиональной деятельности в последнее время отдается одно из ведущих мест, так как уровень подготовленности студента в ВУЗе не всегда соответствует требованиям, предъявляемым работодателем для эффективного выполнения трудовых задач. Одним из значимых периодов в становлении личности выпускника является этап перехода от ВУЗа к профессиональной деятельности.
В исследованиях А.А. Реана с соавторами показано, что адаптационные процессы играют весьма важ-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ную роль в разнообразных видах профессиональной деятельности. Здесь могут быть выделены два аспекта: во-первых, адаптация к изменившимся условиям реализации деятельности (изменения в структуре социальных ценностей, организационные преобразования, совершенствование и инновации в технологии и т.п.); во-вторых, и этот аспект непосредственно пересекается с нашей проблемой, это адаптация, вхождение в новую профессиональную деятельность.
Адаптация представляет собой многокомпонентное образование не только с содержательно-структурной точки зрения, но также и с предметно-аппликатив-ной [1].
Процесс адаптации достаточно сложное явление и для его понимания необходимо помнить, что личность является целостной «системой». Если рассматривать адаптацию личности в упрощенном варианте, то состояние адаптиро-ванности в новой изменившейся среде человек достигает за счет механизма адаптации. Адаптация наступает только тогда, когда происходит отклонение от тех значений, которые личность имела в состоянии адаптированности, и возвращается к этому состоянию не прямо, а лишь впоследствии, когда адаптируется в этих новых условиях. Поэтому для целостного понимания этого процесса необходимо рассмотреть его с точки зрения архитектоники адаптивного потенциала личности и социальной среды.
Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др. греч. ар%1 (агсЫ) - главный и др. греч. тектш ^еИш) - строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение) [2].
Соответственно архитектонику мы рассматриваем в виде главного принципа, с помощью которого, можно построить адаптивный потенциал и совокупность системы связей между адаптивными моделями и адаптивными стратегиями при взаимодействии с параметрами социальной среды. Именно архитектоника формирует сущностное понимание адаптивного потенциала через адаптивные модели и адаптивные стратегии в процессе адаптации личности к социальной среде. Через цельность архитектоники адаптивного потенциала выражается процесс адаптации личности в направлении ее адаптированности в данных конкретных параметрах.
Как нам представляется, опираясь на исследования У Росса Эшби, можно предположить, что адапти-рованность А личность приобретает, когда переменные х и у имеют значения X и У (рис. 1).
Рис. 1. Упрощенный процесс адаптации личности
Чтобы было более наглядно процесс адаптации личности сведен всего лишь в одну линию взаимодействия с внешней социальной средой. Личность попадает в новые условия и перемещается в точку 1, с которой мы и будем рассматривать процесс адаптации. Запускается механизм адаптации, который задействует адаптивный потенциал. В точке 1 личность начинает формировать гештальт образ той внешней среды, в которой она находится в данный момент. На основе индивидуального опыта задействуются адаптивные стратегии, позволяющие сформировать гештальт, в момент движения репрезентативной точки в направлении к 2, у переменной у почти не происходит изменений, в то время как у переменной х, имевшей вначале значение XI, происходит движение в направлении кXи затем получается пройти через нее к Х2. В момент сохранения х почти постоянной величины происходит формирование новой адаптивной модели на основе приоритетной адаптивной стратегии в данных параметрах, которая необходима личности именно в этих изменившихся условиях. Эта адаптивная модель формируется на основе уже имеющихся моделей с учетом индивидуальных свойств личности, пока репрезентативная точка не достигнет 3. Данная адаптивная модель применяется индивидом в процессе взаимодействия с внешней средой, а адаптивная стратегия применяется только для ее создания, следовательно, изменения у останавливаются, а у х происходят изменения в направлении к своей равновесной величине X и получается достигнуть ее. Значит, личность достигла адаптированности в новых условиях и никаких дальнейших изменений не происходит.
Как системное образование необходимо рассматривать и внешнюю среду, будь то коллектив, социальная или окружающая среда (но мы останавливаемся только на социальном взаимодействии) и воздействие, оказываемое на личность, осуществляется через ее адаптивный потенциал (который тоже является системным образованием). Поэтому процесс адаптации личности необходимо рассматривать как взаимодействие нескольких систем, оказывающих непосредственное воздействие друг на друга [3].
Попав в новую среду человек, проводит анализ имеющейся информации, который заключается в определении и осознании структурных требований элементов внешней среды, и в действиях, которые соответствуют этим требованиям. Эта информация поступает в процессе взаимодействия адаптивных стратегий с параметрами (социальной) среды (отражают требования социальной среды к личности), причем личность одновременно работает над каждым таким требованием по отдельности, лишь потом собирая их все вместе, по средствам апперцепции сопоставляет воспринимаемые и проанализированные параметры взаимодействия, на основе которых в инсайте формирует гештальт данного взаимодействия. Многократное восприятие одних и тех же внешних параметров при разных условиях позволяет выделить относительно
постоянную инвариантную структуру воспринимаемого взаимодействия через отражение требований социальной среды к личности, связанных с: обязанностями в социальной среде; общесоциальными основами; субъектами; способами и формами предъявления; целями и задачами, и др. [4].
При этом в процессе взаимодействия с новой средой личность посредством избирательной рефлексии применяет одну, две или более адаптивных стратегий, причем одни из них могут быть «ошибочными», а другие «правильными» (индивид использует механизмы психологической защиты и копинг-стратегии), что приводит к уточнению воздействующих параметров, позволяющих составить более полный гештальт этого взаимодействия.
Личность непосредственно после применения той ли иной адаптивной стратегии анализирует схему своих действий, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках ее применения, параметрах среды и как они изменяются (здесь также можно говорить о низком или высоком уровнях осозноваемости данного процесса, это зависит от сформированности рефлексивного анализа в процессе онтогенетического развития самой личности). Таким образом, выделяется процесс корректирующей рефлексии, позволяющей применить выбранную адаптивную модель в данных конкретных параметрах взаимодействия со средой.
Как показано в исследованиях А.А. Реана с соавторами, описание поведенческих измерений адаптации может быть в целом описано как сочетание двух основных тенденций.
С одной стороны, это неуклонное усложнение объяснительных моделей адаптивного поведения, начиная от простейшей схемы «стимул-реакция» и заканчивая новейшими разработками концепций социального поведения, включающего такие промежуточные компоненты, как опосредованное замещающее подкрепление, взаимное управление поведением, пространственная и временная организация подкрепления в процессе адаптации, субъективная интерпретация внешних действий в условиях агрессии и т.д.
С другой стороны, поведение, лежащее в основе успешной адаптации, все больше связывается с особенностями субъекта и его взаимодействием с окружающей социальной средой: когнитивно-оценочные образования (например, самоэффективность или оценка отсроченной агрессии); реализуемая «техника жизни» стили адаптивного руководства персоналом [1].
Что касается субъектной парадигмы, то с ее помощью формируется адаптивная модель для заданных параметров внешней среды и является интегративной детерминантой стимульной и деятельностной парадигм.
Согласно субъектной парадигме формирование новой адаптивной модели возникает в ответ на рассогласование параметров среды с имеющимися у личности адаптивными моделями. Это происходит в ре-
зультате изменения параметров как самой среды, так и в ответ на адаптивные стратегии субъекта, которые должны привести к прогнозируемым индивидом (на основе имеющихся адаптивных моделей) изменениям взаимодействия. Соответственно, личность при взаимодействии со средой имеет взаимообусловленность активно-реактивного процесса, позволяющего достичь ей состояния адаптированности в данных конкретных параметрах [5].
Необходимо отметить, что параметры, оказывающие наиболее сильное влияние, могут восприниматься личностью как безобидные, а незначительные параметры, напротив, как очень важные. В этом заключается индивидуальность личности, которая формируется в процессе онтогенетического развития в детском возрасте в соответствии с закладыванием основ адаптивного потенциала и выделения на их основе параметров среды, с которыми взаимодействует индивид. Соответственно, структурная целостность восприятия внешней среды зависит от влияния на восприятие параметров среды, предшествующего опыта и установок индивида на основе уже имеющихся адаптивных моделей, т.е. апперцепции. Это приводит к тому, что каждая личность, находясь в одних и тех же условиях, формирует на основе параметров именно свои, характерные только для нее, адаптивные модели в зависимости от индивидуальных особенностей и имеющихся адаптивных моделей.
Но в тоже время, необходимо учитывать состояние личности в процессе адаптации - интегративный показатель, выражающийся через эмоциональный, волевой, поведенческий компоненты и представляющий из себя существенные переменные. На существенные переменные в процессе адаптации к новым условиям влияет сама среда, адаптивный потенциал личности или то и другое вместе.
Мы исходим из того, что личность с самого начала имеет сформированные в онтогенезе адаптивные модели, и поэтому сформированная адаптивная модель непосредственно зависит от стратегий и от того, какое влияние они оказывали на существенные переменные. То есть, существенные переменные влияют на то, какая адаптивная модель будет сформирована у личности в этих условиях [6].
Попадая в новую среду личность за счет адаптивного потенциала, формирует гештальт посредствам адаптивных стратегий, которые, в свою очередь, формируют адаптивную модель, использовав наличные ресурсы в виде имеющихся адаптивных моделей для достижения адаптированности с помощью взаимодействия «ресурсы-цель» и снижают свою активность. На основе сформированной адаптивной модели, личность взаимодействует с этой средой, до следующего изменения параметров, после чего процесс адаптации начинается заново. Основываясь на исследованиях У Росса Эшби, график адаптивных стратегий и адаптивных моделей в процессе адаптации личности к новым условиям в обобщенном виде
может быть представлен в поле производных х и у от времени (рис. 2).
X/1 X •
о
У
Г,"
о -
Время
Рис. 2. График адаптивной стратегии и модели в процессе адаптации
При объедании этих двух полей мы получаем то, что они образуют совокупную систему, определяемую состоянием, которая может быть представлена на рис. 3.
У ' к
У
к
> <
0 X X
Рис. 3. Объединенные модели рис. 2.
Здесь наглядно представлен механизм адаптивного потенциала в процессе формирования адаптивных моделей по средствам адаптивных стратегий. Поведение переменной у приблизительно похоже на ступенчатую функцию, следовательно, если у равен 0, критическим состоянием будет являться х=Х2, у=0, потому что при наступлении этого состояния происходит скачок от 0 к У Из этого следует, если она равна У, то критическим состоянием будет х=Х1, у=У, потому что при наступлении этого состояния происходит скачок от У к 0.
И здесь прослеживается детерминационная зависимость личностного конструкта от адаптивных стратегий, основывающаяся на механизме построения личностного конструкта за счет уже имеющихся у личности адаптивных моделей, приобретенных в процессе взаимодействия с внешней (социальной) средой, которая иллюстрирует перспективный подход к личности и механизмы ее исследования и развития в рамках инте-гративного подхода развития адаптивного потенциала.
В подходе Дж. Келли в каждом конструкте существует два полюса, противоположных друг другу: имплицитный, который называют полюсом контраста и эмерджентный (полюс в котором есть сходства элементов конструкта). Он классифицирует личностные конструкты следующим образом: 1) всесторонние конструкты, включающие в себя достаточно обширный спектр явлений, и 2) частные конструкты, которые включают в себя достаточно маленький диапазон явлений (следовательно, которые имеют более узкий диапазон возможностей).
Из вышесказанного можно выделить и уровни обобщенности адаптивных моделей, которые сохраняются личностью для того или иного взаимодействия с внешней (социальной) средой и в дальнейшем образуют тот или иной личностный конструкт:
• обобщенный - типичные адаптивные модели, применяемые личностью в процессе взаимодействия с внешней (социальной) средой. Как нам представляется этот уровень отражает характер самой личности (наиболее устойчивые адаптивные модели, проявляющиеся в процессе взаимодействия). Об этом можно сказать: «Он(а) (или я) всегда поступает(ю) так-то»;
• частично обобщенный - адаптивные модели, характерные для определенных «групп» взаимодействия личности с социальной средой можно сказать о личности: «В таких-то ситуациях он(а) (или я) поступает(ю) так-то». Данный уровень отражает личностный конструкт для данных конкретных параметров среды;
• единично обобщенный - конкретные адаптивные модели, которые связаны с конкретными параметрами взаимодействия в (социальной) среде;
• предвосхищения будущего взаимодействия - адаптивные модели, сформированные на основе стратегии предвиденья, к предстоящим взаимодействиям с внешней (социальной) средой. Подобные адаптивные модели и предполагают обобщенный прогноз (вероятностный прогноз) индивидом того, что может случиться с ним, если он окажется в тех или иных параметрах взаимодействия или изменит их сам.
В процессе применения той или иной адаптивной стратегии личность преследует свои определенные цели, т.е. достижение адаптированности (сущность которой заключается в потребности личности проявляться в направленности) посредствам формирования адаптивной модели для данных параметров среды [7]. Но в тоже время, можно говорить о таких параметрах среды, выделяемых личностью, воздействие которых на существенные переменные (выход их за пределы нормы) не несет в себе непосредственной опасности, или наоборот могут быть связаны с приближением какой-нибудь действительно серьезной угрозы для личности или даже гибели, и человек избегает подобных ситуаций, как если бы они были потенциально опасными. Это приводит к тому, что может произой-
Время
ти варьирование цели адаптации личностью в данных конкретных параметрах. Такое изменение цели важно и в тех случаях, когда второстепенная цель необходима для достижения главной цели, т.е. адаптирован-ности личности в новых условиях, в соответствии с параметрами среды [8].
Необходимо отметить, что при взаимодействии с новой средой личность вначале пытается использовать уже имеющийся у нее ресурс адаптивного потенциала в виде адаптивных моделей. Если этот ресурс не обеспечивает адаптированности личности в новых условиях, начинается формирование нового для данных параметров ресурса адаптивными стратегиями за счет имеющихся адаптивных моделей.
Здесь мы рассматриваем только взаимодействие систем адаптивного потенциала и внешней социальной среды. В свою очередь, в процессе адаптации участвуют и другие системы человека (выходящие за рамки нашего исследования) и мы не можем говорить о том, что если адаптивный потенциал приспособился к социальной среде, то личность адаптирована и к внешней среде, так как этот процесс можно рассматривать как взаимодействие физиологической системы организма с системой, например, атмосферных воздействий, которое происходит через другие параметры, воспринимаемые индивидом. Хотя с уверенностью можно утверждать, что такому взаимодействию тоже характерны свои адаптивные модели [9]. Необходимо отметить, что все системы человека адаптируются и между собой так, как насыщены связями как взаимными, так и внутренними, образуя, в свою очередь, систему, которая будет координирована таким образом, что существенные переменные уже этой системы будут удерживаться в состоянии адаптированности к внешним условиям.
Таким образом, для обеспечения необходимой гибкости взаимодействия с социальной средой, формируемые адаптивные модели и стратегии, составляющие содержание адаптивного потенциала личности выпускника ВУЗа, должны соответствовать требованиям тех ситуаций, в которые он включается в процессе своей деятельности или может быть включен в будущем. Эффективное взаимодействие с внешней (социальной) средой зависит от способности личности как сформировать адаптивную модель, характерную данным параметрам, на основе адаптивной стратегии, так и от способности умело применить ту или иную адаптивную стратегию в данных конкретных условиях.
Особое влияние на качество становления выпускника ВУЗа как молодого специалиста оказывают высокие требования руководителя к его уровню профессионализма, профессиональный опыт коллектива, стремление молодого специалиста занимать определенную профессиональную позицию.
На какую ступень социальной лестницы удастся подняться человеку и чем пополнить главные ценности и смыслы жизни, зависит только от самого чело-
века, проявит ли он себя стратегом в выстраивании своей жизни, и будет ли он готовым и способным ставить перед собой цели и настойчиво их добиваться.
Литература:
1. Реан А., Кудашев А., Баранов А. Психология адаптации личности. СПб., 2008.
2. Архитектоника // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.
3. Гайдамашко И.В., Пугачева Е.В., Жемерики-на Ю.И. Конкурентная среда - основной фактор влияния на процесс допрофессионального развития человека // Человеческий капитал. 2014. № 3 (63). С. 40-45.
4. Падалка С.А. Особенности развития познавательных способностей в психолого-педагогической практике высшего гуманитарного образования // Достижения и проблемы современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 июля 2015г., г. Уфа). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 109-112.
5. Пугачева Е.В. Развитие управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел: Монография / Е.В. Пугачева, И.В. Гайдамашко; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Академия экономической безопасности. М., 2011.
6. Чепурная Ю.В. Особенности личностной составляющей профессиональной компетентности психолога органов внутренних дел // В сборнике: Психология и педагогика: методология, теория и практика Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С.220-223;
7. Гайдамашко П.С., Федосеева А.В. Социально-психологическое моделирование развития адаптивного потенциала личности менеджера // В сборнике: Динамикаразвитиясовременной наукиМеж-дународная научно-практическая конференция. 2015. С. 193-195;
8. Федосеева А.В. Организация профессиональной адаптации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 1529.
9. Гайдамашко И.В., Чепурная Ю.В. Особенности психологического обеспечения становления руководителя образовательной организации высшего образования // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 3 (4). С. 138-142.
References
1. Rean A.A., Kudashev A., Baranov A. Psychology adaptation of the personality -St. Petersburg, 2008.
2. Architectonics // Encyclopedic dictionary Brockhaus and Efron: in 86 tonnes (82 tons and 4 additional). SPb., 1890-1907;
3. Haidamashko I.V., Pugacheva E.V., Jimerikin Y.I. Competitive environment is the main factor of influence on the pre-professional human development // Human capital. 2014. № 3 (63). Pp. 40-45;
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
4. Padalka S.A. Features of development of informative abilities in psychology and pedagogical practice of the higher arts education/Achievement and problem of modern science: collection of articles of the International scientific and practical conference (on July 28, 2015, Ufa). Ufa: RIO MTsII SAYNS OMEGA, 2015. P. 109-112;
5. Pugacheva E.V. Development of administrative competence of heads of bodies of internal Affairs: Monograph / E.V Pugacheva, I.V Gaydamaka; Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, member of the Academy. economic security. Moscow, 2011;
6. Chepurnaya V.Y. features of the personal component of professional competence of the psychologist of internal Affairs bodies // In the book: Psychology and pedagogy: methodology, theory and practice a Collection of articles
of International scientific-practical conference. 2015. P. 220-223;
7. Haidamashko P.S., Fedoseeva A.V. Socio-psychological modeling of the evolution of the adaptive potential of the personality of the Manager // In the collection: Dynamics of modern science development international scientific-practical conference. 2015. P. 193-195;
8. Fedoseeva VA. Organization of vocational adaptation // Modern problems of science and education. 2015. No. 1. S. 1529.
9. Haidamashko I.V. Chepurnaya Y.V. Features of psychological support of the formation of the head of the educational organization of higher education // the Educational environment today: development strategy. 2015. No. 3 (4). P. 138-142.
Цветков В.Л., Калиниченко И.А., Хрусталева Т.А. Психология: Учебное пособие // Изд-во ЮНИТИ, 2016.
Современная психология — один из основных ресурсов профессиональной деятельности сотрудника полиции.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность». Знание общей и юридической психологии, владение приемами использования этих знаний в профессиональной деятельности обеспечивают качественное выполнение служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов.
Для курсантов и адъюнктов высших образовательных учреждений системы МВД России.
психология
iTtJk
Учебник Третье издание
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
J»
Под редакций» A.M. Стояяренко
Социальная психология. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник // Под ред. А.М. Столяренко, Изд-во ЮНИТИ, 2016.
Учебник содержит полную и четко структурированную систему современных социально-психологических знаний - важного раздела психологической науки. Это знания о психологии групп и поведения человека в группах, - знания нужные для жизни и деятельности каждому образованному человеку. Развитие человека, его права и свободы учеба, труд, семья, торговля, менеджмент, преступность, культура, досуг, жизненные кризисы, пьянство, наркомания - все так или иначе вплетено в систему социально-психологических связей и зависимостей. Понимание их и умение разбираться в них - важнейшее условие жизненных успехов.
Учебник ориентирован на широкий круг читателей, использование в вузах самого различного профиля, готовящих кадры, чья деятельность требует достаточной социально-психологической компетентности.
Содержание учебника включает весь минимум социально-психологических знаний, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Оно открывает и возможность его профилирования при подготовке будущих профессионалов разных направлений деятельности.