а «гуманитариями» - студентов, гуманитарных специальностей, направлений и профилей. В качестве метода сбора информации был выбран анкетный опрос.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы.
1) Характерно половая принадлежность и специфика профиля образования, обусловливающие распределение студентов, не являются социальными детерминантами на пути формирования самосохранительного поведения. Поскольку студенчество, как специфическая социально-демографическая группа, выражает себя как единое целое. Подтверждением служит сходство поведенческих образцов в отношении к своему здоровью (невнимание к медицинским предписаниям), в установках на продолжительность жизни (абстрактное желание дожить до 100 лет), в отношении к самоубийству и т.д. Следует отметить, что все вышеперечисленные ориентиры включены в общий процесс социализации студенческой молодежи, которая проходит с учетом преимущественно внешних факторов. Нежелание себя ограничивать, вредные привычки, которые разделяют большая часть респондентов можно рассмотреть как результат влияния молодежных стереотипов поведения, специфического социокультурного окружения, негласных норм и не декларируемых ценностей в молодежной среде.
2) Главная отличительная черта самосохранительного поведения студенческой молодежи г. Красноярска это его существование в режиме ожидания. Принимая во внимание тот факт, что многие черты позитивного самосохранительного поведения (отказ от курения, от употребления спиртных напитков, соблюдение режима питания и т.д.) препятствуют успешной социализации в молодежной среде, молодой человек вынужден выстраивать свою жизнь с помощью актуальных моделей поведения (не самосохранительных). Однако, выстроенная логика ценностных ориентаций студенческой молодежи, знания о возможности и правилах ведения здорового образа жизни, потребность в определенных жизненных качествах говорит о том, что формирующийся позитивный тип отложенного самосохранительного поведения выстроен как идеальная модель, которая ждет своей реализации.
3) Результаты исследования показали, что реальное отношение студенческой молодежи к своему здоровью имеет противоречивый характер. Абсолютизация какого-нибудь компонента позитивного самосохранительного поведения влечет за собой игнорирование остальных. Например, регулярные физические упражнения сосуществуют с употреблением алкогольных напитков, или стремление питаться правильно с не соблюдением рекомендаций врачей. Это говорит о том, что этот компонент выбираются не для того, чтобы сохранить себя, свое здоровье, а для других целей, направленных на успешную социализацию в молодежной среде. Например, заниматься физическими упражнениями, питаться правильно, чтобы иметь красивое тело и нравиться другим. Стремление к подобным целям приводит к тому, что выбранный компонент здорового образа жизни может быть интровертирован в направлении к негативному самосохранительному поведению. Стремление иметь красивое тело ведет к ограничению употребления еды или к зависимости от медицинских препаратов, снижающих аппетит.
Для того чтобы вывести формирующийся тип самосохранительного поведения из режима ожидания, минуя неизбежные трудности процесса молодежной социализации, нужна выработка сильной мотивационной установки, на сознательный выбор позитивного самосохрантельного поведения.
Литература
1. Демография: Учебное пособие / под ред. В. Г. Глушковой. - М.: КНОРУС, 2004. - 304 с.
References
1. Demografija: Uchebnoe posobie / pod red. V. G. Glushkovoj. - M.: KNORUS, 2004. - 304 s.
Шварева Л В. ', Рыженкова А. В. 2
'Кандидат педагогических наук, 2Студентка историко-филологического факультета, Пензенский государственный университет ПСИХОЛИНГВИСТИКА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация
В статье раскрывается перспективность психолингвистической науки в междисциплинарном пространстве. Рассматривается проблема освоения родного и неродного языков на междисциплинарной основе с использованием данных психолингвистики. Особое внимание уделяется способам формирования языковой способности в отечественных и зарубежных психолингвистических школах. Сделан вывод о необходимости освоения начинающими и уже практикующими педагогами основных положений психолингвистики для формирования у учащихся процессов производства и восприятия речи на неродном языке.
Ключевые слова: психолингвистика, междисциплинарный подход, обучение иностранному языку, формирование вторичной языковой личности.
Shvareva L. V. \ Ryzhenkova A. V. 2
'Candidate of Pedagogycal Sciences, 2Student of РЫЬ^юа! and Historical Department, Penza State University PSYCHOLINGUISTICS: INTERDISCIPLINARY APPROACH IN TRAINING FOREIGN LANGUAGES
Abstract
In article prospects the psycholinguistic science in interdisciplinary space reveal. The problem of development native and nonnative languages on an interdisciplinary basis with using psycholinguistics ’data. The special attention is paid to ways of formation the language ability at domestic and foreign psycholinguistic schools. The conclusion is drawn on need of development by beginners and already practicing teachers of basic provisions of psycholinguistics for formation pupils’ processes of production and perception of the speech in nonnative language.
Keywords: psycholinguistic, interdisciplinary approach, foreign language acquisition, forming of second language identity.
Психолингвистику никак нельзя назвать древней наукой. Первое упоминание о ней в статье «Язык и психолингвистика» в 1946 году сделано американским психологом Н. Пронко. Однако даже за такой небольшой срок существования она прочно утвердилась в системе научных знаний. За эти годы учёными было сделано большое число открытий, причём как в фундаментальной, так и в прикладной сферах. Знания, полученные психолингвистами, используются сегодня в судебной экспертизе, в рекламе и в сфере связей с общественностью, в политике. Безусловно, психолингвистические исследования важны для целого ряда прикладных областей психологии, а именно для педагогической (в основном это сфера логопедии, обучение родному языку, равно как и обучение иностранным языкам), медицинской, военной, для психологии труда, для патопсихологии, нейропсихологии и т. д. Психолингвисты также сотрудничают со специалистами в сфере IT-технологий, участвуя в создании систем автоматического распознавания текста, а также голоса. Вносят свой вклад они и в разработку аппаратных систем искусственного интеллекта. Не стоит забывать и о таких сферах приложения психолингвистики, как шифровка и дешифровка всевозможных текстов, определение истинности или ложности устных и письменных источников. Так первый в СССР детектор лжи был создан А. Р. Лурией, основателем нейропсихологии, внёсшим весомый вклад в изучении различных видов афазии. Принимая во внимание все перечисленные сферы приложения психолингвистики, легко сделать вывод об актуальности данной науки в современном информационном обществе.
Несмотря на стремительное прогрессивное развитие данной области научных знаний, однозначного определения до сих пор не существует. В отечественной школе мы наблюдаем настоящее научное разноголосие. Между тем, учёные единогласны в том, что основным предметом психолингвистики является речевая деятельность. Так, по мнению А. А. Леонтьева «предметом
94
психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности её комплексного моделирования» [1, C. 110]. Кстати, в отечественной науке психолингвистику также называют «теорией речевой деятельности» (термин А. А. Леонтьева). Основные исследования осуществляются в вопросах взаимосвязи речи и общения. Так, представители Московской психолингвистической школы изучают явления производства, понимания и интерпретации речи. Также анализируются различные аспекты языкового сознания (система образов действительности, получающих своё языковое овнешнение (термин Е. Ф. Тарасова)). Получается, что отечественная психолингвистика по большей мере ориентирована на изучение языковых и речевых процессов в обществе, а зарубежные школы делают акцент на индивидуальных речевых особенностях.
Психолингвистика во Франции - это наука, изучающая когнитивные процессы, использующиеся при создании речи, а также при лечении её нарушений. (La psycholinguistique est l'etude des processus cognitifs mis en reuvre dans le traitement et la production du langage). Важно отметить, что французских специалистов интересуют, прежде всего, речевые патологии, оказывающие влияние на способность к речи. Стоит отметить, что французская школа не существенно отличается от американской. Кстати, «родилась» психолингвистика непосредственно на территории США в городе Блумингтон, расположенном в штате Индиана. Именно там, в 1953 году проходил межуниверситетский семинар, организаторами которого выступили психологи Чарльз Осгуд и Джон Кэрролл, а также литературовед и этнограф Томас Сибеок. В Америке, как и у нас, также существует второе название психолингвистики -психология языка. В наиболее распространенном определении обозначено, что данная наука изучает психологические нейробиологические факторы, позволяющие людям овладевать, использовать, понимать и создавать язык (речь). (Psycholinguistics or psychology of language is the study of the psychological and neurobiological factors that enable humans to acquire, use, comprehend and produce language). Таким образом, в круг научных интересов психолингвистов США в первую очередь входит стремление понять механизмы образования и овладения языком.
Очевидно, что психолингвистика в России, в США и во Франции это не совсем одно и то же. В каждой стране приняты свои определения, очерчены свои рамки исследований, сформулированы свои задачи и вопросы, ответы на которые необходимо получить. Логично предположить, что и методы исследований в каждой стране свои. В данной таблице собраны наиболее распространенные методы, применяемые психолингвистами.
Таблица 1 - Сравнительный анализ методов психолингвистических исследований
Россия США Франция
Формирующий эксперимент: цель - понять образование языковой способности. Основан на теории деятельности А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Ученые организуют способы формирования языковой способности, сопоставляют эти способы и выявляют наиболее эффективные. Поведенческий эксперимент: цель - выявить участки мозга, отвечающие за ту или иную речевую способность. При анализе выполнения испытуемым определённой лингвистической задачи специалисты учитывают время выполнения и количество правильных ответов. Для определения конкретных участков мозга, задействованных в момент решения задачи, используется специальное медицинское оборудование.
Ассоциативный эксперимент: цель - изучение субъективных семантических полей слов (и их связей) в сознании человека). Разработан американскими психологами Х. Г. Кентом и А. Дж. Розановым. Задача испытуемых быстро подобрать ассоциации к предложенному списку слов. Нейровизуализация: цель - выявление участков мозга, отвечающих за те или иные языковые и речевые процессы. Анализ функционирования конкретных участков мозга производится с помощью медицинских технологий (впервые применён в 1918 г. американским нейрохирургом У. Э. Денди). Основное внимание специалистов в области данного исследования уделяется изучению последствий хирургических операций на головном мозге в речевой деятельности индивидов.
Лингвистический эксперимент: цель - исследовать языковое чутьё носителя языка Разработчик - Л.В. Щерба. Существует 2 вида: а) положительный (задача испытуемого размышлять над истинным высказыванием); б) отрицательный (испытуемый должен найти и исправить ошибки в неправильно построенном высказывании). Методика движения глаз (eyetracking methodology): цель -изучение «онлайновых» языковых процессов, т.е. изучение связи когнитивных процессов и разговорного языка. Основана на работах Л. Явала (США). Если предмет или его словесное описание представлен перед испытуемым, возможно изучить языковые процессы с помощью отслеживания движений глаз.
Метод наблюдения: цель - организованное восприятие и описание действий изучаемого объекта. Методика исследования наиболее распространенных речевых ошибок (США): цель - анализ различных ошибок, как устных, так и письменных, и выявление их причин.
Метод интроспекции: цель - наблюдение собственных действий и психических процессов. Разработан К. Вундтом. Методика численного моделирования: цель - моделирование когнитивных процессов в виде компьютерных программ. Предложена Максом Колхартом (Max Coltheart) и его коллегами (США) - двухпроцессорная каскадная модель чтения и распознавания слов (DRC^ dual route cascaded)-model).
Как видно из таблицы, несмотря на различие в сферах исследований, в методологии психолингвистики США и Франции прослеживаются общие черты. В России и за рубежом популярен экспериментальный метод, причём в России процент его использования выше, нежели во Франции и США. В то же время привлечение IT-технологий и медицинского оборудования в психолингвистические исследования широко распространено за рубежом. Следует подчеркнуть, что для решения сложных научных задач в настоящее время необходимо междисциплинарное осмысление явлений, а в дальнейшем и их интеграция в единые системы. К тому же использование медицинского оборудования и привлечение специалистов в области медицины расширяет междисциплинарность психолингвистики, поскольку связывает её с биологией и медициной. Данный аспект также делает психолингвистику более прикладной наукой, ведь знание связи языковых и речевых процессов с конкретными участками мозга, понимание связи этих процессов между собой, а также их зависимости от внутренних и внешних факторов может позволить предотвратить или же найти варианты лечения тех или иных болезней. Более того данный аспект открывает дополнительные возможности для применения знаний психолингвистики в педагогике, а именно в методике преподавания иностранных языков. Это особенно актуально сейчас, поскольку привлекательность, как, впрочем, и доступность изучения иностранных языков возрастает день ото дня, благодаря многочисленным школам и клубам. Как отмечают специалисты, если язык изучается с целью дальнейшего общения на нём, недостаточно просто знать материал языка в виде системы знаков, но необходимо владеть технологией
95
производства и восприятия речи на неродном языке. Многолетние исследования и опыт показывают, что выработать умения данного рода довольно сложно. Это непосредственно относится к раскрытию принципов процесса общения, в том числе и внутренних законов порождения и понимания речи. Более того, по мере изучения и освоения нового для человека языка параллельно происходит формирование вторичной языковой личности, что также довольно сложно, причем механизм усложняется по мере взросления. Так, по мнению ряда учёных, результатом любого языкового образования должна явиться сформированная языковая личность, а результатом образования в области иностранных языков - вторичная языковая личность как показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации [2, С.65]. Данный фактор требует применения верных стратегий обучения. Также не стоит забывать и об индивидуальных особенностях восприятия, в том числе и родной речи в момент обучения. И здесь большое внимание следует уделять накопленным в психолингвистике знаниям. Так французскими специалистами в результате проведения многочисленных поведенческих экспериментов было установлено, что фразы, построенные в активном залоге, воспринимаются людьми проще, нежели те же фразы, но построенные в пассивном залоге. Кроме того, часть людей не способна воспринимать фразы в пассивном залоге вообще.
Таким образом, проведённый анализ доказывает перспективность психолингвистической науки в междисциплинарном пространстве. Её существенное прикладное значение, подтверждающееся на практике, делает данную науку более значимой и полезной в глазах общества и позволяет решать трудные научные задачи. Огромная широта применения психолингвистических знаний ориентирует нас на область преподавания как родного, так и иностранных языков, учёт индивидуальных речевых и мыслительных особенностей учеников при формировании у них процессов производства и восприятия речи на неродном языке. А для этого начинающим и уже практикующим педагогам важно знать хотя бы основные положения психолингвистики.
Литература
1. Леонтьев А. А. «Основы психолингвистики». - М., 1997, 287 с.
2. Гальскова Н. Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак. Ин.яз.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
3. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] URL. - https://en.wikipedia.org/wiki/Psycholinguistics (дата обращения - 05.11. 2014)
4. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] URL. - https://fr.wikipedia.org/wiki/Psycholinguistique (дата обращения - 05.11. 2014)
5. Coltheart M., Rastle K., Perry C., Langdon R., Ziegler J. (2001). DRC: «A dual route cascaded of visual word recognition and reading aloud». Psychological Review 108: 204-256.doi:10.1037/0033-295X.108.1.204. PMID 11212628
References
1. Leont'ev A. A. «Osnovy psiholingvistiki». - M., 1997.
2. Gal'skova N. D., Gez N.I. Teorija obuchenija inostrannym jazykam: Lingvodidaktika i metodika: Ucheb. posobie dlja stud. Lingv. Un-tov i fak. In.jaz.vyssh.ped.ucheb.zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2004. - 336 s.
3. Vikipedija - svobodnaja jenciklopedija [Jelektronnyj resurs] URL. - https://en.wikipedia.org/wiki/Psycholinguistics (data obrashhenij a - 05.11. 2014)
4. Vikipedija - svobodnaja jenciklopedija [Jelektronnyj resurs] URL. - https://fr.wikipedia.org/wiki/Psycholinguistique (data obrashhenij a - 05.11. 2014)
5. Coltheart M., Rastle K., Perry C., Langdon R., Ziegler J. (2001). DRC: «A dual route cascaded of visual word recognition and reading aloud». Psychological Review 108: 204-256.doi:10.1037/0033-295X.108.1.204. PMID 11212628
Lutovska R. M.1, Belevska J.2, Belevska D.3,
1 Master of neurology, psychologist, Centre for counseling and psychotherapy, Skopje, 2Master of clinical psychology, medical doctor, PHI “Dr. Lozankovski”, Skopje; 3Doctor of social science, clinical psychologist, Dean of Faculty of psychology at ISU “G.R. Derzavin”, R.
of Macedonia;
LACK OF KNOWLEDGE AND ATTITUDES TOWARD PEOPLE WITH EMILEPSY AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS AND THEACHERS IN R. OF MACEDONIA
Abstract
Quality of life of people with epilepsy (PWE), although primarily determined by the duration and course of the disease, and extend of seizures control, is additionally burden with psychosocial consequences due to social stigma that is deeply rooted around epilepsy as a disease, lack of knowledge, stereotypes, prejudices etc. Epilepsy affects 1% of the population worldwide, or 40-50 million persons, and at least 50% of cases begin in childhood or adolescence. Childhood and adolescence are marked with educational process, so knowledge and attitudes of teachers and classmates are an important component of the educational experiences of children with epilepsy.
The survey was design to provide insights into the knowledge and attitude toward PWE among high school teachers and students in the Republic of Macedonia. It is designed as qualitative transversal study with descriptive aims, using the technique of structured interview. Results confirm lack of knowledge and present negative attitudes. Applicative aim of the study is to confirm the need for informative campaigns and educative programs on this issue targeting high school students and teachers in the R. of Macedonia.
Keywords: epilepsy, knowledge, attitudes, students, teachers
Introduction
Epilepsy is one of the most prevalent neurological conditions and is universal, knows no age, racial, social class, geographic, or national boundaries [1,2]. Large psychological, social and economic burden imposes over person suffering, family system and public health care system [1,2,3]. These consequences severely compromised quality of life of people with epilepsy (PWE). Decreased quality of life may be due to the physical hazards of epilepsy resulting from the unpredictability of seizures; the social exclusion as a result of negative attitudes of others toward people with epilepsy; and the stigma. National studies conducted worldwide (USA[4], UK[5],Greece[6], Hungary[7]) shown lack of information concerning the disease and negative attitudes toward people with epilepsy. Differences in awareness, knowledge and attitudes toward PWE correlating with age, education and personal experience with the disease is shown trough studies conducted in Croatia[8], Turkey[9], Bosnia and Herzegovina[10], New Zeland[11] etc. Negative attitudes and stigma are important, they contribute to psychosocial burden as children with epilepsy may be banned from school, adults may be barred from marriage, and employment is often denied, even when seizures would not render the work unsuitable or unsafe.
Epilepsy affects 1% of the population worldwide, or 40-50 million persons, and at least 50% of cases begin in childhood or adolescence [1]. Childhood and adolescence are marked with educational process, so knowledge and attitudes of teachers and classmates are an important component of the educational experiences of children with epilepsy. Studies report that students with epilepsy due to several factors are under increased risk of educational difficulties, poor school performance, low self esteem and social isolation [12,13,14]. Teacher role is very important, because they have opportunity to affect school achievement and development of students social skills[12,13,15]. Classmates’ knowledge and attitudes toward epilepsy reflect social inclusion, friendship, self esteem and self image of students with epilepsy.
Little research nave been done in our country focusing on adolescents and teachers, but it is estimated that PWE experience problems with education, marriage, social relations and work. It is known that having irrational beliefs and lack of information regarding epilepsy is
96