30/2002 Н
Вестник Ставропольского государственного университета |р|Д|1
СИХОЛОГИЧЕСНИЕ ШН
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АНОМАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ОРГАНИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ МОЗГА
Н.Н. Волоскова
Психологическая коррекция получила распространение как термин в начале 70-х годов, и это объясняется рядом причин. Во-первых, психологи стали активно работать в области психотерапии. При этом вопрос о соотношении понятия «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым и сегодня. Однако как психотерапия, так и психопрофилактика не ограничивают свою практику методами психологической коррекции, что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции и психотерапии, которые пересекаются, но полностью не исчерпывают друг друга.
Во-вторых, психокоррекционные технологии связаны с созданием психологической службы в системе образования и медицинских учреждениях. В этой связи появилась потребность в подготовке психологов, владеющих соответствующими техниками, адекватными определенному контингенту детей и подростков.
До настоящего времени специфика подготовки практических психологов для учреждений образования была таковой, что из-за доминирования академической психологической подготовки специалисты не всегда оказывались вооруженными методами ее конкретного, практического использования. На настоящий момент существуют единичные работы и учебники, в которых освещены некоторые вопросы методического плана. Большие за-
труднения практикующих психологов в основном связаны с технологическими аспектами их деятельности.
Разработанные нами психокоррекционные технологии направлены на коррекцию дисфункциональных расстройств и гармонизацию личности подростков с признаками аномальной личностной изменчивости, детерминированной органической недостаточностью центральной нервной системы.
Основой для разработки оригинальных психокоррекционных технологий послужило психотерапевтическое направление эмоционально-стрессовой психотерапии и вышедшей из нее пассивной и активной арттерапии («art» - искусство, «arttherapy» - терапия искусством, впервые этот термин был употреблен Hill, 1969) в сочетании с музыкотерапией. Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.
Эмоционально-стрессовую психотерапию следует рассматривать как всецело направленную к лечебной цели посредством аппелляции к духовным компонентам личности, пробуждая в ней насущную потребность
самоусовершенствования, выработки у себя таких свойств и качеств, которые будут поднимать ее как в своих собственных глазах, так и во мнении окружающих (3, с. 30).
1 1
í - !
Очевидная необходимость использования в психотерапии и психокоррекции такого мощного эмоционального фактора, которым является искусство и творчество, неоспорима на сегодняшний день. В настоящее время утверждение «арттерапия - это продукт нашего века» -правомерно. Сегодня в арттерапию включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перфоманс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
Несмотря на достаточно большой фактический материал, арттерапия в теоретическом отношении находится на стадии эмпирических обобщений. Нет общепринятой теории, объясняющей целительное действие арттерапии, это связано со сложностью, многофакторностью относящихся к арттерапии предпосылок и сравнительно коротким сроком ее научного изучения.
Показания к применению арттерапии очень широки и обусловлены ее действием.
Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего действия лежит неосознаваемая созидательная, гармонизирующая, интегрирующая сила некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.
Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение, компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения, обусловленного отреагиро-ванием различных конфликтных, гнетущих переживаний и их сублимация.
Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое, координационно-кинетическое влияние пластического изобразительного творчества на организм и психику.
Каждый из этих элементов допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами подростки, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готовых произведений изобразительного творчества.
В мировой литературе существуют различные взгляды на лечебный механизм арттерапии. На наш взгляд важны креа-тивистические представления. Согласно взглядам А.П. Гольдштейна, творчество -это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению А. Маслоу, основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность разрушена, отсутствует, и искусство может быть одним из способов восстановления. Творческий процесс снижает напряжение, ведущее к неврозу, и объективизирует внутренние конфликты.
Физическое и физиологичекое влияние арттерапии заключается в том, что активное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию иде-омоторных актов. Здесь непосредственное воздействие на организм оказывает и цвет, и линии, и формы. Работы де Фере открыли зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. В странах каллиграфического письма (Китай, Япония и др.) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса.
В целом показания к арттерапии достаточно обширны, тем более что ее применение может «дозироваться» от относительно «поверхностной занятости» до углубленного анализа скрытых индивидуальных переживаний. Многоплановое воздействие искусства живописи и музы-котерапии позволяет применять его к пациентам разного возраста в самых широких диагностических пределах. Арттера-
1:1-1:1
пию можно использовать как седативное средство при психомоторном возбуждении и агрессивных тенденциях; она может выполнять функции отвлечения и занятости, способна при социальной дезадаптации облегчить контакт и помогать выявлять скрытые переживания. Она может также выполнять активизирующие и адаптивные функции, оказывать и расслабляющее действие: расслабление наступает после творческой активности при высвобождении энергии снявшегося напряжения.
Противопоказания к арттерапии: состояния, не позволяющие подростку определенное время усидеть за рабочим столом, или когда подросток мешает другим. Это маниакальное возбуждение, расстройства сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.
В нашем исследовании мы использовали:
• пассивную арттерапию -использование уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом в сочетании с музыкотерапией;
• прием тактированного письма, как прием активной арттерапии.
Активная арттерапия
Как показали наши исследования, акцентуированные подростки и подростки ПАЛ с органической недостаточностью мозга имеют диспластичность общих движений, парциально нарушенную письменную речь (медленное чтение, письмо, ошибки в самостоятельной письменной речи, часто обусловленные не-сформированностью автоматического уровня письменных операций). Эти подростки обнаруживали затруднения формирования навыка письма еще в младших классах школы.
Функциональный анализ высших психических функций, проведенный на примере анализа письма под диктовку у младших школьников, позволяет сказать, что у данного контингента обследуемых имеет место снижение переработки слуховой информации, кинестетической, зри-
тельной и зрительно-пространственной, серийной организации движений, программирования и контроля, избирательной активации. При таком делении в один функциональный компонент входят близкие по органическому и функциональному генезу и топике операции, имеющие единый принцип работы - «фактор» (по А.Р. Лурия).
Учитывая сложную структуру и условия построения двигательного акта и особенности нарушений речевой и неречевой моторики у учащихся с трудностями формирования навыка письма, нами разработаны приемы коррекционного воздействия, которые направлены на ритмизацию моторных процессов и автоматизацию графо-моторного компонента письма с помощью приема тактированного письма (1996).
Теоретической основой послужили: уровневая теория организации движений Н.А. Бернштейна; положение о тесной взаимосвязи тонкой дифференцированной моторики рук и артикуляторной моторике (М.М. Кольцова, В.И. Лубовский); положение о сложном взаимодействии кинетической и кинестетической основы движений, реципрокной координации, роли кинестезий в управлении движениями (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец); методика обучения письму по системе Д.Б. Эльконина.
Эти коррекционные приемы предназначены прежде всего для учащихся первых классов в период формирования навыка письма, как профилактика нарушений письма (дисграфий), а также для учащихся вторых классов - как прием постепенного, пролонгированного перехода от написания отдельных слогов и слов к написанию фраз. Данные коррекционные приемы предназначены для индивидуальных и микрогрупповых занятий. Эти коррекционные приемы могут быть предложены и подросткам, испытывающим каллиграфические трудности написания, затруднения в скорости, темпе, ритме письма, а также используются для занятости во время рациональной психотерапии.
1 1
í - !
Тактированное письмо - прием активной арттерапии
Каллиграфиотерапия - это поэтапное введение тактированного письма с постепенной и пролонгированной автоматизацией каллиграфических навыков. В нашем эксперименте использовалось ритмизированное письмо в сопровождении ритмичной музыки на завершающих этапах психокоррекции.
Издавна в методе обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), т.е. письмо под счет. Обучение письму по системе Д.Б. Эльконина основано на приеме этого ритмизированного письма.
Тактированное письмо позволяет добиваться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Нами разработана поэтапность обучения тактированному письму. Данный прием может применяться для совершенствования скорости письма у подростков с наруше-ниямиКпрршщиташрячшрограмма проводится в 3 этапа.
Первый этап включает выполнение упражнений по тактированию на уровне букв.
Второй этап - слов и словосочетаний.
Третий этап - тактирование на уровне предложений, стихов и текстов.
Подобранный таким образом материал позволяет работать с учетом индивидуальных особенностей школьника.
Логопеду и психологу следует творчески подходить к используемому материалу и проводить выборку его в зависимости от того, что наиболее необходимо в данный момент учащемуся, с которым ведется психокоррекционная работа. Например, логопед может на разработанном речевом материале автоматизировать графический навык письма на материале только одной буквы, этой буквы в слоге, слове, предложении и т.д.
Психолог, работая с подростками над выполнением заданий по тактированному письму, должен обязательно учитывать конституционально-типологические особенности данного подростка. Так, в процессе психокоррекционной работы с шизоидными подростками, как правило возникает психологический барьер, который легче преодолевается во время активной арттерапии.
Для истероидных неустойчивых подростков показана в сочетании с нашими разработанными приемами тактированного письма индивидуальная рациональная психотерапия, т.е. те приемы психокоррекции, которые помогают выйти на контакт с этим подростком, провести целенаправленную беседу. Эгоцентрич-ность истероидов облегчает первый контакт, если дать подростку почувствовать интерес к нему, как к личности.
Подросткам с истероидной акцентуацией, имеющим речевые нарушения, все упражнения в тактированном письме и речевые упражнения в произношении идут на пользу. В отличие от акцентуан-тов у истероидов ПАЛ на упражнения в речи проявляется реакция оппозиции. Активная арттерапия наиболее эффективна в сочетании с приемами пассивной артте-рапией.
Пассивная арттерапия в сочетании с музыкотерапией
Для подростков с признаками конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности очень важным и эффективным является воздействие пассивной арттерапии в сочетании с музыкотерапией.
Пассивная арттерапия представляет собой использование уже существующих произведений искусства живописи путем анализа и интерпретации пациентом на фоне звучащей классической музыки, а иногда только рассматривания этих образцов искусства в сочетании с музыкотерапией. Образцы живописи нами скомпа-нованы в коррекционные программы на основе восьмицветного теста Люшера (1968).
30/2002 шт
Вестник Ставропольского государственного университета |pj Д |]
Согласно функциональной психологии, разработанной Люшером, каждый цвет раскрывает определенные физиологические и психические состояния. Эти положения мы использовали в психокор-рекционных программах для подростков, акцентуанов, для подростков, имеющих невротические реакции, неврозоподоб-ные, церебрастенические и психопатопо-добные состояния. Коме того, образцы живописи, подобранные с учетом этого принципа подкреплялись музыкотерапи-ей.
Музыкотерапия имеет тысячелетнюю историю. Представляют интерес на сегодняшний день лечебные рекомендации Kirecher (1684), устанавливающие закономерности использования различной по своему психофизиологическому воздействию музыки в зависимости от темперамента человека: «меланхолики любят серьезную, не прерывающуюся грустную гармонию. Сангвиники, благодаря легкой возбудимости кровяных паров, всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному вскипанию желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса».
Музыка как средство «психического отвлечения» широко использовалась в психиатрических больницах отечественными учеными (П.П. Малиновский, И.М. Балинский, С.С. Корсаков,
П.А. Чаруковский и др.).
Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека: сердечнососудистую, дыхательную, моторную сферу, мышечный тонус (И.М.Догель, 1888, 1898; Н.Р.Тарханова, 1983; В.М.Бехтерев, 1916; Weld, 1912; Schoen, 1927; Ellis, Brighous, 1952). Исследование эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать состояния, адекватные характеру раздражителя (Hevner, 1935, 1937; Roberts, 1936). Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект» (Hyde, Scalapino, 1918), быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуж-
дающе (А. Сохор, 1970) и вызывают отрицательные эмоции (Roberts, 1936), «мягкие» ритмы успокаивают, диссонансы -возбуждают, консонансы - успокаивают (Hevner, 1936).
Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, т.е. эстетическая реакция сводится к сложному превращению чувств (катарсису). Отсюда, искусство становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии.
Шведская школа, будучи ориентирована на «глубинную психологию», считает, что музыкотерапии должна отводится центральная роль в психотерапии, так как музыка, благодаря своим специфическим особенностям, в состоянии проникнуть в «глубинные слои личности» (Pont-vik, 1948, 1955).
Кора головного мозга
непосредственно связана с рядом подкорковых образований (ретикулярная формация, гипоталамус и т.д.), которые оказывают восходящее неспецифическое активизирующее действие на кору головного мозга (Magoun, П.К. Анохин, E.H. Каменева). В свете положений И.П. Павлова о взаимодействии коры головного мозга и подкорки механизм мощного воздействия музыки состоит в ее влиянии на подкорку, откуда передаются тонизирующие, активирующие влияния, являющиеся питательным источником корковой деятельности.
Ряд авторов указывает на положительное воздействие музыки при различных депрессивных состояниях (Ruse, Jae-dicke, Rollin). Использование музыкотерапии в групповой терапии больных депрессивными состояниями обнаружило способность улучшать настроение и оказывать тонизирующее влияние (Lucas, Ludwick). Однако в депрессивном состоянии больные не воспринимают веселую
ы
> Ч
ига
музыку, которая часто углубляет депрессию, актуализируя переживания и препятствуя таким образом восприятию веселого (Licht). По мнению Г.П. Шипулина (1966), минорная музыка способствует первоначальному установлению «музыкального контакта» с такими пациентами, и лишь после ряда сеансов отмечается более адекватная положительная реакция их на мажорную музыку. При депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении - громкая, быстрого темпа. Для того чтобы музыка «контактировала» с пациентом, она должна, по мнению ЕЬу (1943), соответствовать его эмоциональному состоянию. Поэтому при маниакальном и депрессивном состоянях больные совершенно не поддаются впечатлениям, эмоционально противоположно окрашенным.
Программы пассивной арттерапии в сочетании с музыкотерапией
Эпилептоидным подросткам, микропрограмма, включающая пастельные, синие и оттенки синего цвета. В программу вошли образцы живописи и графики Западной Европы, вобравшие в себя сочетание хрупкости, задумчивости с мечтательностью, лиричностью, ритмическую гармонию изящных, текучих линий, благодушного спокойствия и комфортных линий. Включение в психокоррекционную работу лучше в период дисфорийного и аффективного напряжения. Даже невербальное рассматривание этих образцов под музыку Генделя (Пассакалия), И.С. Баха (Концерт № 1 для ф-но с оркестром ре-минор. Вторая часть - меланхолический, индеферентный, расслабленный характер музыки), В.С. Калинникова (Первая симфония соль минор. Вторая часть - музыка спокойная, плавная, свободная, лиричная) снимает аффективное напряжение и лишнюю напряженность. Примерные образцы живописи: Роберт Кампен (Флемальский мастер) «Мадонна с младенцем». Нидерланды. 1380 г.; Фра Беато Анжелика де Фьезоле. «Мадонна с младенцем, святым Домиником и Фомой Аквинским». Италия. 1387 г.; Леонардо да
Винчи. «Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа). Италия 1452 г.
Шизоидным подросткам, программа, содержащая образцы живописи, скульптуры и графики Западной Европы, насыщенные приглушенными оттенками желтого, красного, темно-зеленого цветов. Эти образцы мировой живописи несут в себе жизнеутверждающие черты, поэтичность, нежную прелесть цветущей красоты, насыщенность и глубину пылающего изнутри цвета, пронизывающий золотистый колорит, богатство внутренней жизни, огромную духовную силу.
Учитывая истощаемость в контакте шизоидной натуры, программа составлена из образцов живописи с неожиданной сменой тематики картин и музыкального сопровождения. Например: Микеландже-ло да Караваджо «Лютнист». Италия. 1573 г. под звучание классической гитары с жизнеутверждающей темой. Жан-Антуан Гудон. «Вольтер, сидящий в кресле». Франция. Скульптура. Мрамор. 1741 г.; Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Портрет графа Н.Д. Гурьва». Франция. 1780 г.; под музыку С. Рахманинова (Соч. 45. Симфонические танцы. Часть первая -неожиданно резкое вступление, звуки литавр, отрывистое звучание смычковых захватывают внимание, концентрируют его на музыке, не дают отвлечься, удерживают активное сознание в узком русле. Критическое разрешение снимает предшествующее напряжение. Новые чувства подготавливают к расслаблению), И.С. Баха (Бранденбургский концерт № 4. Вторая часть - характер музыки меланхоличный, индифферентный, просветленный, мелодия спокойная и изящная. Неторопливый трехдольный ритм. Музыка настраивает на приятные воспоминания, представления, ассоциации).
Выбор таких приемов психокоррекции часто помогает шизоидным подросткам найти излюбленное хобби, что является психологической защитой для этих подростков.
Для истероидных и циклоидных подростков в периоды спада настроения, депрессивного состояния использовались образцы природы в сопровождении музы-
1:1-1:1
ки Ц. Франка (Пастораль ля мажор), мира птиц в сопровождении электронной музыки композитора А. Пуссера «Пение птиц», Дебюсси «Облака», водного мира в сопровождении произведений А. Жоливе, И.С. Баха (Концерт № 5 фа-минор для ф-но с оркестром. Вторая часть - музыкой задается ритм, четырехдольный размер способствует счету в размеренном темпе. Спокойный, меланхолический характер музыки расслабляет).
Эти психокоррекционные программы выполняют и познавательную функцию. Дополнительные внепрограммные познания особенно необходимы подросткам-ретардантам и диссоциированным подросткам, имеющим резидуально-органическую недостаточность центральной нервной системы и выявляющим черты лабильности, отдельные невротические симптомы. Эти интересные программные материалы (Многообразие природы, Империя вод, Вечные ландшафты, Царство легенд) помогают таким подросткам в самоутверждении, воспитывают самоуважение, желание познать еще больше, гармонизируют личность в целом.
Адекватная и своевременная диагностика конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности у детей и подростков, подразумевает оказание специализированной конституционально-ориентированной психологической, психофармакологической, психотерапевтической, психиатрической и педагогической помощи, осуществляемой группой специалистов в зависимости от поставленных задач: клиническим психологом, психиатром, психологом-педагогом, педагогом-логопедом, психотерапевтом в тесном адекватном сотрудничестве с учительской средой и родителями.
При разработке комплексной системы психологической, психотерапевтической и медико-психологической коррекции нарушений высшей нервной деятельности, личностных и поведенческих расстройств были использованы обобщенные результаты исследований 250 подростков.
Разработанные методы психолого-педагогической коррекции на основе ана-
лиза 88 подростков, из которых у 44 обследуемых экспериментально-психологически и психопатологически регистрировались ранние, вялотекущие, умеренно выраженные признаки конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности, а у 44 подростков - стойкие, выраженные признаки конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности, позволяют утверждать, что предложенные методы обладают характеристиками коррекцион-ной адекватности лишь для подростков с признаками конституционально-
типологической недостаточности высшей нервной деятельности и нестойкими, умеренно выраженными признаками конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности, т.е. лишь тогда, когда наблюдалась постепенно нарастающая личност-но-характерологическая изменчивость от акцентуаций характера к диагностическому диапазону пограничной аномальной личности (р<0,01). Если же изначальные признаки конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности у подростка соответствуют критериям диапазона пограничной аномальной личности без постепенной трансформации, то психолого-педагогическая коррекция оказывается малоэффективной даже в авторском исполнении (р<0,05).
Комбинированные, комплексные приемы психотерапии, психокоррекции наиболее адекватны пограничным психологическим переживаниям подростков с признаками конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности. В структуру комбинированного метода воздействия группы специалистов включены: психобиологическая коррекция патологических стереотипов поведения у подростков (И.В. Боев, О.А. Ахвердова, 1998), патогенетическая индивидуальная и семейная психотерапия, соответствующая разработанным в отечественной психологии и психотерапии принципам, изложенным в трудах В.Н. Мясищева, Б.Д. Карвасар-
ы
> Ч
ига
ского, В.Г. Мягер, A.A. Александрова, Э.Г. Эйдемиллера.
Эффективность психолого-педагогических коррекционных воздействий на подростков значительно возрастает, если они базируются на психофармакологических принципах личностной и поведенческой коррекции, обращенных к конституционально-биологическим основам лич-ностно-характерологической структуры пограничных аномальных личностей. Психофармакологическая адресация к конституционально-биологическим основам психотипов подростков позволяет «смягчить» конституционально-
биологическую детерминацию, нивелировав нейротизм, рефлексию, гетероагрес-сию и начинающиеся патологические поведенческие девиации. Психофармакологическая коррекция способствует постепенной редукции неврозоподобных, психопатоподобных проявлений, столь характерных для подростков с конституционально-типологической недостаточностью высшей нервной деятельности и личности (42 подростка).
Необходимо подчеркнуть, что психофармакологическая коррекция должна проводиться профессионально подготовленными специалистами (подростковыми психиатрами, психотерапевтами) не менее двух-трех лет. Только при этих условиях можно утверждать о достигнутых устойчивых позитивных конституционально ориентированных апелляциях к глубинным, природным основам личности подростка. Использование психофармакологической коррекции создает необходимую биологическую и психологическую базу, «плацдарм» для параллельной и последовательной продуктивной работы с подростками психолога, клинического психолога, педагога-логопеда.
Из авторских методов и приемов наиболее адекватными и эффективными
оказались разработанные варианты пассивной и активной арттерапии в сочетании с музыкотерапией, направленные на коррекцию нарушений письма, письменной речи, коррекцию чувства ритма и расстройств динамического праксиса, зрительно-пространственного гнозиса (р<0,05). Комбинированная, комплексная система мероприятий, включающая бригаду специалистов, позволяет добиться продуктивных результатов в коррекции признаков конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и/или личности в виде восстановления адекватности самосознания, что является непременным условием для последующей саморегуляции, самоконтроля своего поведения, высказываний, восстановления межличностных отношений с окружающей средой обитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боев И.В, Ахвердова O.A., Волоскова H.H. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учебное пособие. - Ставрополь, 2001. - С. 380. 2 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций - М, i960. - С 92. 3. Карвасарский БД. Психотерапия. Учебник. - СПб, 2000. - С. 351-361. 4 Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. - Ташкент, 1985. - С. 256-273.
Об авторе
Волоскова Наталья Николаевна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии, заведующая межвузовской лабораторией экспериментальной психологии СГУ, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги. Автор 58 научных публикаций, двух монографий, трех учебных и двух учебно-методических пособий. Научные интересы - феноменология психологических изменений в конституционально-типологическом личностном континууме, психокоррекция аномальной личностной изменчивости органического происхождения у подростков.