УДК 159.9.072
А.В. Ипатов ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
С АУТОДЕСТРУКТИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ С ПРОБЛЕМАМИ ОБЩЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты коррекционной работы с аутодеструктивными подростками. Цель такой работы - коррекция аутодест-руктивного поведения и неконструктивных стилей общения и формирование психологических предпосылок саморазвития у подростков. Доказывается, что причины деструктивных проявлений в общении не являются непреодолимыми преградами в социализации подростка. Ключевые слова: психологическая коррекция, аутодеструктивное поведение, подросток, общение, личность.
Andra ^atov PSYCHOCORRECTION WORK WITH
SELF-DESTRUCTIVE TEENAGERS WITH PROBLEMS OF COMMUNICATION
Abstract. The article examines the psychological and pedagogical aspects of correctional work with the self-destruction of adolescents. The purpose of this work - correction of self-destructive behavior and non-constructive communication styles and formation of psychological prerequisites for self-development in adolescents. It is proved that the causes of destructive changes in the communication are not insurmountable obstacles in the socialization of a teenager.
Keywords: psychological correction, self-destructive behaviour, adolescents, communication, personality.
Аутодеструкция подростков - это проявление искажения их социализации в виде системы поступков, которые противоречат социальным нормам и в результате которых вольно или невольно причиняется существенный вред своему физическому, психологическому и социальному благополучию. К таким поступкам относятся курение, употребление спиртосодержащих и наркотических веществ, уклонение от учебы, бессодержательное времяпрепровождение.
Личностными детерминантами, психологическими предпосылками становления аутодеструк-ции в подростковом возрасте являются отраженная деструктивная воспитательная практика родителей (представления подростков об отношении к ним родителей), социальная отгороженность (характеризует дезориентацию в социальных нормах, эмоциональную отчужденность и потребность в одобрении и поддержке со стороны), податливость влиянию, асоциальность и склонность к аддикции и делинквентному поведению. Чем выше уровень деструкции, тем ниже личностная эффективность в социальном взаимодействии и выше субъективно переживаемая неадекватность методов семейного воспитания. Устойчивость такому аутодеструктивному комплексу придает задержка в развитии самосознания как новообразования подросткового возраста и регулятора социального поведения. Все это свидетельствует о дисгармоничности личностной структуры у аутодеструктивных подростков, искаженности их социализации. Негативный образ родителей, свидетельствующий о напряженности семейных отношений для подростка, ориентация на непродуктивные стили общения и поведения, податливость влиянию при слабости и противоречивости самосознания говорят о преобладании пассивного стиля саморегуляции, зависимости. Таковы характеристики социально дезадаптированной личности аутодеструктивного подростка [4].
Выделенный комплекс аутодеструкции можно рассматривать как диагностический критерий для отнесения подростков в группу риска и основание для проведения с ними соответствующей психолого-педагогической работы. Остановимся подробнее на ее аспектах. С группами аутодеструктив-ных подростков (по 10-12 чел., всего 100 чел.) проводились коррекционно-развивающие занятия в
© Ипатов А.В., 2014
рамках организованной досуговой деятельности в ППМС-центре. Цель - коррекция аутодеструктив-ного поведения и неконструктивных стилей общения и формирование психологических предпосылок саморазвития у подростков.
Реализация цели предполагала решение следующих задач.
1. Работа с фактором - отраженная деструктивная воспитательная практика родителей.
1.1. Создать условия для осознания подростками закономерностей развития детско-родительских отношений, прояснения семейных конфликтов, расширения репертуара поведенческих стратегий в типичных ситуациях взаимодействия с родителями.
1.2. Развивать способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройки от него и готовность к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке.
1.3. Способствовать формированию и принятию ответственности за свои жизнь, слова и поступки.
Эффективность решения данного блока задач в контексте психокоррекции образа родителей возможна при соблюдении определенных условий, а именно:
A) эмоциональная поддержка, доверительная атмосфера как предпосылки создания открытости во взаимоотношениях;
Б) «кодекс поведения» на занятиях и в ППМС-центре как условие понятности и обоснованности предъявляемых требований, развития самостоятельности, снижения тревожности;
B) поведение психолога как модель партнерского общения, психолог является тем взрослым, который своим примером демонстрирует, как можно взаимодействовать с другими.
2. Работа с факторами - «социальная отгороженность», «податливость влиянию», «асоциаль-
ность».
2.1. Создать условия для развития понимания и доверия к окружающим людям
2.2. Развивать способности к самоанализу, способствовать формированию позитивно-адекватной самооценки подростка, укреплению чувства собственного достоинства.
2.3. Формировать и развивать коммуникативные навыки, навыки уверенного поведения в социальном взаимодействии.
2.4.Развивать умения эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
Эффективность решения данного блока задач обеспечивается учетом следующих моментов. Во-первых, выявленная в констатирующем эксперименте слабость интеллектуальных способностей аутодеструктивных подростков накладывает существенные ограничения на процессы понимания ими других людей и самих себя, а, следовательно, и на отношения к другим и к себе. Поэтому психокоррекция социальной дезадаптации должна предполагать работу по когнитивному развитию подростков. Во-вторых, наша психологическая практика помощи подросткам показывает, что для данного возраста наиболее адекватными являются модели групповой психотерапии, основанные на действии. Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповым, наиболее значимым другим в данном возрасте выступает ровесник, точнее группа сверстников, составляющих референтную среду. Процессы развития личности подростка разворачиваются в пространстве такой группы и зависят от опыта, полученного в результате этого взаимодействия. Конструктивная работа участников возможна в развитой в психологическом отношении группе. Поэтому при проведении психокоррекции особое внимание уделялось групповой динамике, формированию сплоченности.
Реализация сформулированных задач составила содержание коррекционной работы. Определение ее технологии базировалось на учете следующих принципов:
1) нормативности - мы учитывали уровень сформированности основного психического новообразования у подростков - самосознания;
2) единства сознания и деятельности - рассматривали поведение подростка в неразрывной
связи с его пониманием и интерпретацией данного поведения;
3) системности - решали не только коррекционные, но и профилактические, развивающие задачи, учитывая неравномерность и взаимосвязанность развития различных сторон личности подростка;
4) деятельности - строили программу с учетом ведущей деятельности подростков - интимно-личностного общения со сверстниками;
5) комплексности - использовали многообразие методов, приемов, техник из арсенала практической психологии.
Нам представляется, что принципиальным моментом при разработке технологии реализации сформулированных целей и задач коррекционной работы с подростками является воздействие на глубинные причины, лежащие в основе их саморазрушения и коммуникативных трудностей: психо-травмирующие отношения с родителями и социальная дезадаптация. Основываясь на задачах развития в подростковом возрасте, а также фокусно-ориентированной технологии, зависящей от специфики аутодеструктивного поведения, основным методом в нашей работе в области коррекции является тренинг личностного роста. Предметом воздействия на тренинге выступают не столько индивидуально-личностные проблемы подростков, сколько нормативно-возрастные проблемы и задачи их развития. Поэтому тренинг личностного роста рассматривается нами как форма коррекционно-развивающей работы, с помощью которой возможно не только «нивелирование» причин деструктив-ности общения, но и переориентирование вектора развития с саморазрушения на конструктивную траекторию социализации.
С группами подростков (по 10-12 чел.) проводились коррекционно-развивающие занятия в рамках организованной досуговой деятельности в ППМС-центре. Продолжительность одного психологического занятия - 60-90 мин. Встречи проходили регулярно, 1-2 раза в неделю. Такая периодичность позволила систематически и последовательно производить требуемые изменения. Для определения эффективности коррекционно-формирующего воздействия результаты психодиагностических измерений в экспериментальной группе сравнивались с показателями контрольной группы - благополучными подростками (100 чел.). Период между первым тестированием в обеих группах с началом коррекционно-развивающей работы в экспериментальной группе и ретестированием составил 9 месяцев.
Методическую основу формирующего эксперимента составили апробированные программы коррекционной работы с подростками [2; 3; 5]. Основными критериями выбора программ были:
— ориентация на задачи возраста и актуальные запросы участников - аутодеструктивных подростков, посещающих ППМС-центр;
— сочетание полезности и занимательности программ;
— возможность адаптации и корректировки программ с учетом особенностей аутодеструк-тивных подростков.
Методические приемы тренинга включали традиционные процедуры групповой работы, такие, как психотехнические упражнения, рефлексия опыта, беседы, интерактивное моделирование, ролевые игры, групповые дискуссии, просмотр кинофильмов, обучающий эксперимент. Использование этих методов позволило подготовить подростков к эффективным контактам с другими людьми, научить их понимать, чувствовать и анализировать как собственное поведение, так и поведение сверстников и взрослых. Рассмотрим, как реализовались коррекционные приемы в работе с аутодеструк-тивными подростками.
Психотехнические упражнения позволяют создавать и поддерживать работоспособность в группе, регулировать эмоциональное состояние участников. Ролевые игры - это исполнение подростками ролевых ситуаций, которые воссоздают часто повторяющиеся случаи их жизни. Основа метода
- игровое переживание в ситуациях «как будто», когда происходит восприятие скрытых правил и стандартов, норм и ценностей взаимодействия. Благодаря такому переживанию глубже познаются интересы взаимодействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к восприятию социальных норм и ценностей. Ролевая игра позволяет подросткам проявить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Рефлексия опыта предполагает осмысление подростками собственных решений, поступков. Интерактивное моделирование представляет собой сознательное воспроизведение регулярно возникающих различных ситуаций общения с родителями, одноклассниками, учителями, в компании сверстников. Анализ и оценка интерактивных моделей позволяет подросткам лучше, чем в реальной действительности, узнать и изучить способы и виды отношений в межличностных контактах. Ценность данного метода заключается в том, что он значительно облегчает начало процесса обучения, поскольку создает более естественную обстановку для совместной деятельности, заставляет обращаться к прошлому опыту участников и через этот опыт оценивать практические ситуации общения в настоящем.
Просмотр и обсуждение кинофильмов организует процессы эмпатии, взаимодействия и взаимопонимания. В нашей работе занятия с использованием художественных и документальных видеосюжетов направлены на стимулирование эмоционального переживания и проживания актуальных для подростков ситуаций и проблем. С нашей точки зрения, обращение к эмоциональной сфере позволяет формировать у безнадзорных подростков мотивацию в приобретении новых знаний и форм поведения, что приведет к большей адаптивности. На материале видеосюжетов происходит когнитивное развитие участников: формирование картины мира, вербальной культуры, умения логически мыслить, способности к прогнозированию.
Проективные упражнения основаны на том, что подросток в процессе их выполнения отражает (проецирует) многие личностные проблемы, травмирующие переживания прошлого, затруднения в общении и др. Данный метод позволяет работать с неосознаваемыми стремлениями и чувствами участников, мыслями, которые они не могут высказать открыто.
В групповой дискуссии происходит свободный обмен мнениями и знаниями между участниками. Она направлена на обучение подростков конструктивному анализу проблем, умению слушать и понимать позиции других.
Эффективность коррекционной работы определялась по содержанию и динамике следующих характеристик:
- сфера самосознания. Коррекционный эффект определялся по формированию более адекватной самооценки, более позитивной рефлексии себя и окружающих, что позволило усилить самоуважение и положительный фон самоотношения в целом;
— сфера общения. Коррекция считалась эффективной, если формируется осознанность мотивов межличностного общения, согласованность интереса к совместным делам и способов его удовлетворения, повышается критичность к групповым нормам, ответственность, снижается подчиняе-мость, повышается коммуникативный потенциал в целом.
Результативность коррекции определялась методом сравнительного анализа значений замеров его составляющих факторов: образа родителей, податливости влиянию, социальной отгороженности и асоциальности, полученных до и после формирующего эксперимента. Завершающей измерительной процедурой выступал факторный анализ полученных данных, который был направлен на установление изменений структуры личностного профиля подростков в процессе коррекции. Таким образом выявлялась динамика взаимосвязей личностных свойств, свидетельствующая о формировании психологических предпосылок саморазвития и целостном характере влияния проведенной коррекци-онно-развивающей работы на аутодеструктивных подростков.
Результаты психодиагностического исследования и статистического анализа после психокор-рекционных мероприятий показали, что в аутодеструктивных проявлениях подростков произошли качественные изменения. Об этом свидетельствуют результаты сопоставительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов. У подростков после коррекции значимо снизились проявления социальной дезадаптации (податливость влиянию, социальная отгороженность, асо-циальность).
Повысилась адекватность самооценки тревожности и внушаемости, в представлениях о себе подростки отмечают большую уверенность и самостоятельность. Это, в свою очередь, отразилось и на улучшении показателей самовосприятия (повышение реалистичности) и осознанности самоотношения (самоуважения и самоинтереса, ожидаемого позитивного отношения от других). Работа с самопредставлениями этих подростков стимулировала развитие эмоционально-оценочного компонента их самосознания, что повысило самоуважение. Наблюдалась смена идеалистичных значений самоотношения на более взвешенные и реалистичные, увеличилась личностная защищенность перед социальным воздействием за счет роста самопонимания и самоуважения. В «зоне ближайшего развития» подростков - укрепление ценностного отношения к себе, самопринятия. Развитие самоинтереса привело к повышению адаптивных способностей личности и уменьшению проявлений социальной отгороженности в общении с другими. Улучшение межличностного взаимодействия выразилось в сглаживании противоречивости между непродуктивными и продуктивными стилями общения, повышении критичности, снижении конфликтности, усилении готовности к сотрудничеству, т.е. компро-миссности.
Работа психолога с аутодеструктивными подростками по коррекции детско-родительских отношений в комплексе с деятельностью других специалистов, взаимодействующих с семьями этих детей, привела к некоторой гармонизации в психосфере экспериментальной группы и взаимоотношениях с родителями. Проведенная коррекционно-развивающая работа позволила сформировать у подростков готовность к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке, что проявилось в снижении негативности репрезентаций воспитательной практики матери и отца у подростков и уменьшении их аутоагрессии. Имея в виду продолжительность истории зарождения и развития проблем семей подростков экспериментальной группы, важно продолжать психолого-педагогическое и социальное их сопровождение, постепенно включая в активное взаимодействие родителей. Как показали наши исследования, родители занимают неверную воспитательную позицию, их взаимодействия с детьми неэффективны. Причинами этого могут быть психолого-педагогическая неграмотность родителей, личностная проблематика родителей, влияющая на взаимодействие с ребенком, особенности общения в семье. Они могут быть устранены с помощью следующих видов психологической коррекции.
1. Психологическое консультирование: индивидуальная работа с родителями; совместная работа с семьей.
2. Коррекция отношений родителей с подростками: разрешение семейного конфликта (техника семейной скульптуры, техника эмпатического слушания, техника прояснения коммуникаций); созидание и восстановление отношений (групповое обсуждение семейных проблем, определение приемлемых форм общения в группах подростков и семье); сопровождение и поддержка новых позитивных форм взаимодействия, достигнутых в ходе проведения коррекционных мероприятий. При психокоррекционной работе с семьями психолог должен уметь снимать излишние опасения, тревоги и напряженность у родителей [1].
Таким образом, общий характер изменений в структуре личностного профиля подростков, склонных к саморазрушению и испытывающих трудности в общении, отражает развитие их самосознания, гармонизацию взаимоотношений в социуме и уменьшение проявлений аутоагрессии в связи с
родительской практикой воспитания. У подростков экспериментальной группы повышение адапти-рованности под воздействием психокоррекционной работы связано с развитием осознанности социального поведения, что позволяет им более спокойно и гибко выстраивать взаимоотношения с окружающими. Следующий шаг в их психолого-педагогическом сопровождении - на данной психологической основе развивать потенциал субъекта социального взаимодействия - эмоциональную включенность, активность и ответственность.
Результаты проведенной коррекционно-развивающей работы доказывают, что причины деструктивных проявлений в общении не являются непреодолимыми преградами в социализации подростка. Своевременное выявление методами психодиагностики комплекса личностных особенностей, предрасполагающих подростка к аутодеструкции и искажению общения, и его учет при разработке и проведении системы реабилитации психологами сферы образования, позволяет выводить большинство таких подростков на конструктивный путь социализации, формировать психологические предпосылки саморазвития.
Библиографический список
1. Акмеология: Учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. 2003. - 256 с.
2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / [Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О. А. Карабанова и др.]. 2002. - 409 с.
3. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С.А. Игумнов. 2000. - 108 с.
4. Ипатов А. В. Личность аутодеструктивного подростка. Исследование и Коррекция. Монография. 2012 -248 с.
5. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации / авт.-сост. Е.В. Меттус - 122 с. 203 Чикер В.А. и др.18 программ тренингов: руководство для профессионалов / [Чикер В.А. и др.]; под ред. В.А. Чикер. - 368 с.