Научная статья на тему 'ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЙ СМЫСЛ САМООЦЕНКИ В ОБУЧЕНИИ'

ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЙ СМЫСЛ САМООЦЕНКИ В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психическое здоровье / психогигиена / самоопределение с оценкой / стериотипизация требований / самооценка

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савустьяненко Т. Л., Савустьяненко А. В.

В статье рассмотрены два сквозных подхода к мониторингу знаний на основе психогигиенических рекомендаций по формированию психического здоровья. Показаны четыре приема для успешной реализации подходов, подчёркивается роль кредита доверия и создание ситуации успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савустьяненко Т. Л., Савустьяненко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЙ СМЫСЛ САМООЦЕНКИ В ОБУЧЕНИИ»

Правительство Ростовской области обязали принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов 40 сибиреязвенных захоронений (далее - СЯЗ).

Судебной коллегией по административным делам Ростовского областного суда (дело № 2а-2206/2021 от 30.11.2021) Правительству Ростовской области предоставлена отсрочка исполнения апелляционного определения до 31.12.2022.

Также, Управлением в адрес Управления Росссельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия направлялись письма о предоставлении сведений по проблемам (СЯЗ), их благоустройстве, об актуализированном реестре СЯЗ, в т.ч. попадающих в зону возможного подтопления, для организации необходимого комплекса противоэпидемических мероприятий.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки, которая была согласована прокуратурой Ростовской области, произведен отбор образцов пищевой продукции, готовых напитков и полуфабрикатов собственного изготовления, смывы с объектов окружающей среды, пробы воды питьевой и дезинфицирующие средства.

В связи с вышеуказанным в соответствии с Порядком проведения профилактических мероприятий [1] рекомендуется:

поддержание высокого (не менее 95%) уровня охвата прививками в рамках реализации национального календаря профилактических прививок, реализация календаря прививок по эпидемическим показаниям;

обеспечение эпидемиологической безопасности внешней среды медицинской организации;

проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекционного заболевания;

проведение противоэпидемических мероприятий в отношении контактных лиц.

Список использованной литературы:

1. «Порядок проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, номенклатуры инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации» утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. № 1108н.

© Лукина С.М., Сафонов А.В., 2024

УДК 159.913 :613.97

Савустьяненко Т.Л.

канд. биол. наук., доцент, РостГМУ Савустьяненко А.В.

канд. мед. наук.доцент РостГМУ. г. Ростов-на-Дону, РФ

ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЙ СМЫСЛ САМООЦЕНКИ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация

В статье рассмотрены два сквозных подхода к мониторингу знаний на основе психогигиенических

рекомендаций по формированию психического здоровья. Показаны четыре приема для успешной реализации подходов, подчёркивается роль кредита доверия и создание ситуации успеха.

Ключевые слова: психическое здоровье, психогигиена, самоопределение с оценкой, стериотипизация требований, самооценка

Оценивание знаний важный и неоднозначный процесс, вызывающий стрессы или негативную реакцию у обучающихся, что снижает их психологическое здоровье. С целью снятия этого явления, а также сопутствующего эффекта привыкания к негативу мы применяем два подхода, которые проходят через всю систему мониторинга знаний:

- самоопределение с оценкой - это значит, что каждый вправе иметь ту оценку, которую он хочет, при этом задача педагога показать обучаемому, что он может учиться лучше и побудить его к достижению более высокой оценки;

- ^ериотипизация требований - использование рейтинговой оценки знаний, самооценку, однотипность оценки творческих работ, что оздоравливает психологический климат.

Сценарий учебного процесса, диалоговое общение в системе «педагог - обучаемый» направлены на развитие у последних уверенности в своих силах, на реализацию ситуации успеха, на оказание кредита доверия их способностям и настойчивости. Самопобуждение к знаниям, самопроверка, и самопоощрение должны стать жизненно необходимыми для обучаемого, а самооценка - основной оценкой качества его обучения. С этой целью, в своей практике систематически применяем следующие приемы:

- изучение материала непосредственно на занятии (опорные схемы, таблицы и т.д.), контроль знаний производится сразу с отстроченной оценкой - это является стимулирующим фактором;

- постепенное повышение порога оценки (самооценки) приводит к новому качественному уровню подготовки обучаемого к занятию. Для этого разработана градация самооценки представления творческих материалов, причем шаг перехода на более сложный уровень настолько незначительный, что становится побудительным импульсом (стимулом) к испытанию сил. Конечно, успевающие ученики быстрее переходят с этапа на этап. Чтобы не нарушать принцип стимулирования отстающие ученики получают поощрение - они могут "опаздывать" на один - два шага, что в перспективе дает положительный эффект, повышая их уверенность в своих силах, снижает тревожность.. Например, повышение порога знаний прослеживается относительно изучения терминов, например, на третьем занятии за знание 24 слов или терминов, а на пятом за 48 обучаемый получает те же 2 балла;

- поурочный рейтинг оценка работы в течение всего занятия позволяет привлечь обучаемого к работе. Каждая часть занятия имеет свое значение в баллах, что позволяет обучаемым запланировать желаемый рейтинг и определиться с формами работы для его достижения (включаются механизмы мотива выбора и неосознанного стимулирования);

- "отстроченная оценка знаний" - обучаемому выставляется оценка, на которую он претендует, при этом есть время на повышение успеваемости, но при условии положительной динамики.

Каждое занятие представляет собой целостную структуру, но виды учебной деятельности на нем разнообразные, потому обучаемый может выбрать то, что ему ближе и доступнее. В начале темы обучаемые получают сетку для самооценки своей деятельности (она же является оценочной шкалой для педагога) и самопределяют свои притязания. Баллы набранные за урок обязательны для педагога и должны быть выставлены, если ученика удовлетворяет уровень знаний. Это важно, т.к. уровень самооценки обучаемыми поднимается на уровень оценки педагога с приданием ей той же силы, что благоприятно влияет на психологическое здоровье. Важно, что при четкости оценочной шкалы, обучаемые точно знают свой уровень успеваемости, нет необходимости комментировать оценку,

Таким образом, в сценарии занятия, пронизанного психогигиеническим смыслом, контроль знаний выступает как стимулирующе-мониторинговое средство управления учебно-воспитательным процессом, в котором самооценка обучаемых является главным показателем качества обучения и воспитания в условиях деятельностной активности.

Использование данного подхода показало положительную динамику в учебных заведениях разных типов и форм собственности, в частности, были внедрены в профессиональную школу [1, с. 2- - 22; 2. с. 176

- 179]

Список использованной литературы:

1. Савустьяненко Т., Хропот Г., Голованець Г. Використання дтовоУ гри з пооперацшним рейтинговим самоконтролем знань, вмть та навичок в умовах адаптивно)' школи // Ыдж сучасного педагога. - 2010.

- № 4 (103). - С. 20-22

2. Турченко Л.М., Савустьяненко Т.Л. Використання Ыновацмних форм навчання в процес оргашзацп бригадно'' форми роботи // Сучасн Ыформацшы технологи та шновацмш методики навчання в тдготовщ фахiвцiв: методолопя, теорiя, досвщ, проблеми. зб. наук. праць - Вип.№ 12. - Ки'в - ВЫниця, 2006. - С. 176

- 179

© Савустьяненко Т. Л., Савустьяненко А. В., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.