УДК 612.821
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СПОРТИВНЫХ АДДИКЦИЙ
Кривощеков Сергей Георгиевич.
Россия, г. Новосибирск, ФГБУ «НИИ физиологии и фундаментальной медицины» СО РАМН, зав. лабораторией «Функциональные резервы организма» НИИФФМ, д. м. н., профессор, [email protected].
Боброва Юлия Вячеславовна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБУ «НИИ физиологии и фундаментальной медицины» СО РАМН, лаборант-исследователь НИИФФМ, аспирант НГУЭУ, [email protected].
Аннотация. Для поддержания оптимального уровня физического и психического здоровья необходимо поддерживать оптимальный уровень регулярной физической активности. У небольшого количества людей, которые постоянно занимаются спортом, регулярные физические нагрузки могут привести к зависимости от физических упражнений, тем самым неблагоприятно повлиять на здоровье человека. Таким образом зависимость от физических упражнений может быть рассмотрена, как поведенческая зависимость, которая может быть основной проблемой в жизни человека или возникать как вторичная проблема вследствие других психологических дисфункций, например, в сочетании с расстройствами пищевого поведения. В статье рассматриваются теоретические вопросы зависимости от спортивных упражнений, её влияние на организм человека, обсуждаются гипотезы на тему аддикций, приводятся сведения экспериментального подтверждения отдельных гипотез.
Ключевые слова: аддикция, зависимость от спортивных упражнений, поведенческая зависимость, депривация физической активности, гипотезы.
PSYCHOPHYSIOLOGY OF SPORTS ADDICTIONS
Krivoshchekov Sergey Georgievich.
Russia, Novosibirsk, Scientific Research Institute of Physiology and Fundamental Medicine, Head of the laboratory "Functional reserves of the body", doctor of medicine sciences, professor, [email protected].
Bobrova Julia Vyacheslavovna.
Russia, Novosibirsk, Scientific Research Institute of Physiology and Fundamental Medicine, research assistant, graduate student, [email protected].
Аbstract. To maintain an optimal level of physical and mental health, it is necessary to maintain an optimal level of regular physical activity. For some people who do sports for a long time, regular exercise can lead to dependence on exercise and adversely affect human health. At the moment, exercise addiction can be considered as
55
a behavioral addiction, which can be a major problem in a person's life or a second problem, which can be combined with other psychological dysfunctions, for example, in combination with eating disorders. This article is about theoretical issues of exercise addiction,about the effect of exercise addiction on a person, the article discusses hypotheses on the topic of addictions, about the information of experimental confirmation of individual hypotheses.
Key words: addiction, exercise addiction, behavioral addiction, physical activity deprivation, hypotheses.
Термин «Зависимость» происходит от латинского слова «аддикцио» (порабощенный). По своему происхождению, термин "зависимость" просто означает "желание получить сверх нормы", "навязчивая потребность", или нетривиальное поведение, с положительными или отрицательными последствиями.
Ц.П. Короленко рассматривает аддиктивное поведение (addictive behavior), как «одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций» [1]. По существу, в этом определении стираются грани между аддикцией и аддиктивным поведением. В ряде случаев понятие «зависимость», трактуется как заболевание. В частности, американское общество лечения зависимостей (American Society of Addiction Medicine, ASAM) приняло в 2011 году следующее определение зависимости: «это хроническое расстройство мозга, связанное с неудержимой тягой к аддиктивному агенту (например, наркотику, сексу, порно, играм и т.д.), а не просто психологическая проблема», т. е. стали рассматривать все виды аддиктивного поведения под углом психопатологии. Этот вопрос пока далек от окончательного решения.
В настоящее время активно исследуются нейрофизиологические механизмы развития аддикций (в том числе и спортивных). Полученные факты указывают, что аддиктивное поведение формируется на основе оперантного обусловливания и обеспечивается нейрофизиологической «системой подкрепления», активация которой увеличивает вероятность повторения действия, предшествующего ее активации. Система подкрепления» - это часть лимбической системы, ответственная за формирование положительных эмоций («центр удовольствия»). Стимуляция структур, входящих в «центр удовольствия» приводит к чувству наслаждения. К этим структурам относятся обонятельные луковицы, префронтальная кора, прилежащее ядро, хвостатое ядро, скорлупа, некоторые таламические ядра, ретикулярная формация среднего мозга, черная субстанция, голубое пятно. Также важнейшие пути «системы подкрепления» (мезолимбический и мезокортикальный) образованы отростками дофаминовых нейронов вентральной области покрышки. Передача импульсов от клетки к клетке происходит в нервных синапсах, а химические вещества (нейромедиаторы)
56
обеспечивают эту передачу. Поэтому развитие зависимости могут вызвать вещества (наркотики и алкоголь), которые способны влиять на работу этих нервных соединений.
Важную роль в закреплении аддиктивного поведения играет аттачмент -стойкая и сильная фиксация на воздействии, изменившем дискомфортное психическое состояние на комфортное. Аттачмент влечет за собой интенсивное желание повторить пережитое состояние. Мысли о возможных реализациях, сам процесс их осуществления, переживание состояния после аддиктивной реализации занимают все больше времени и требуют все больших энергетических затрат, что мешает самовыражению и деятельности в других направлениях. Аттачмент необходим для запуска аддиктивного процесса - повторных обращений к аддиктивному агенту, с помощью которого будущий аддикт достигает желаемого психического состояния.
Зависимость от физических упражнений интерпретируется как поведенческая зависимость [2]. Важно также уточнить, что обострение зависимости от физических упражнений может быть основной проблемой в жизни человека, а также может возникает как вторичная проблема, вследствие других психологических дисфункций. В первом случае это расстройство рассматривается как первичная зависимость от физических упражнений, а во втором случае она называется вторичной зависимостью от физических упражнений, т.к. сочетается с другими расстройствами, в частности, с расстройствами пищевого поведения (нервная анорексия или нервная булимия). Дифференцирующей особенностью между ними является то, что в первом случае зависимости от физических упражнений, целью является само упражнение, в то время как во втором случае целью является потеря веса, а постоянные тренировки являются одним из средств достижения желаемой цели.
Важной отличительной чертой зависимости от упражнений является стимул или мотив для выполнения физических нагрузок. Часто главной причиной того, что люди активно тренируются является желание получить нематериальное вознаграждение, которое выражается в том, чтобы хорошо выглядеть, побыть в кругу единомышленников, оставаться здоровым, нарастить мышечную массу, потерять лишний вес и т.д. Полученный положительный личный опыт усиливает и закрепляет зависимое поведение от упражнений. Активно тренирующиеся люди поддерживают это желание постоянно тренироваться, объясняя себе, что занятия спортом полезны, то есть поведение зависимых спортсменов мотивировано положительным подкреплением. Экспериментальные исследования показали, что субъекты, зависимые от физических упражнений, должны постоянно и много тренироваться, чтобы избежать негативных чувств или развития синдрома отмены. Более того, для них занятие спортом становится рутиной, которая должна быть выполнена, в противном случае произойдет нежелательное событие (например, утратиться способность справляться со стрессом или произойдёт набор веса, ухудшение настроения и т. д.). Иными словами, мотивом подобного спортивного поведения служит негативный опыт.
57
Зависимость от физических упражнений наиболее отчетливо выявляется на основе выявления «синдрома отмены» физической активности, которая психологически проявляется симптомами тревоги, депрессии, чувства вины, дискомфорта, напряжения и беспокойства. Это определение часто используется в литературе. Однако «синдрома отмены» (абстинентный синдром) при зависимости от физических упражнений является лишь одним из нескольких критических симптомов, повсеместно наблюдаемых при поведенческих зависимостях. Неправильно устанавливать наличие зависимости от упражнений только на основе симптомов отмены, потому что наличие негативных психологических чувств отмечали у себя почти все постоянно стабильно тренирующиеся субъекты, когда не могли тренироваться в силу определенных обстоятельств. Именно интенсивность этих симптомов является решающим фактором выявления зависимых от физических упражнений.
Существует множество теорий, которые касаются как причин возникновения зависимости от физических упражнений, и механизмов ее сохранения и развития. Например, постоянная регулярность выполнения физических упражнений по мнению Thompson J & Blanton P. (особенно аэробные упражнения, такие как бег, если они выполняются в течение длительного периода), приводит к низкому базальному сердечному ритму, отражая адаптацию организма к упражнениям [3]. Тренировочный процесс сопровождается также снижением симпатической активности в состоянии покоя и, параллельно, понижением уровня возбуждения. Когда возбуждение снижается это побуждает человека что-то с этим сделать (т. е. увеличить возбуждение) ради оптимального функционирования. Однако эффект от физических упражнений носит временный характер, и поэтому для достижения оптимального состояния возбуждения приходиться выполнять все большие физические нагрузки. Тренировка влияет на человека таким образом, что после нее он испытывает приятное психологическое состояние, которое генерируется снижением уровня тревожности и провоцирует людей вернуться к тренировке, когда они снова испытывают чувство тревоги. Более высокие уровни тревожности могут быть связаны с большей потребностью в физических упражнениях и более частыми и интенсивными тренировками. Поэтому в стрессовых ситуациях частота, продолжительность и интенсивность упражнений могут постепенно увеличиваться (так как развиваться толерантность к физической нагрузке), чтобы получить более сильное противоядие от стресса и тревоги.
Также существует катехоламиновая гипотеза [4]. Катехоламины, участвуют во многих физиологических функциях, в том числе и в реакциях для снятия стресса при интенсивной физической нагрузке. Согласно этой гипотезе, из-за физических упражнений меняется активность катехоламинов в головном мозге. Известно, что катехоламин участвует в регуляции настроения, а также играют важную роль в системе вознаграждения. Изменение уровня катехоламина после тренировки является прекрасным объяснением для того, чтобы понять природу
зависимости от физических упражнений. Однако нет убедительных доказательств этой гипотезы.
Значительное число психологических теорий основано на теории обучения или когнитивной психологии. Согласно теории функциональных систем, оба положительных эффекта (т.е. чувство эйфории после упражнений или рост мышц от упражнений), а также отрицательные мотивирующие эмоции (например, выполнение упражнений из-за нежелания испытывать неприятные ощущения или желание уйти от предполагаемого отрицательного эффекта из- за пропущенной тренировки) могут лежать в основе развития и поддержания маниакальной зависимости от физических упражнений, которая может рассматриваться как неадекватная.
А. Б7аЬо [5] подчеркивает роль механизмов когнитивной оценки в развитии порочного круга, приводящего к чрезмерным нагрузкам. Процесс начинается, когда спортсмен-любитель использует упражнения, как средство борьбы со стрессом, что в дальнейшем формирует индивидуальную зависимость от упражнений для преодоления стресса. Человек попадает в порочный круг необходимости увеличивать количество упражнений, чтобы справиться с постоянным жизненным стрессом, часть которого вызвана самой тренировкой.
Гипотеза аффекта-регуляции [6] предполагает, что упражнения оказывают двойной эффект на настроение. Во-первых, они способствуют улучшению общего состояния настроения, во-вторых, уменьшают отрицательный аффект, связанный с пропуском тренировок. Благодаря этим процессам, происходит улучшение общего состояния и настроения. Однако последствия от аффекта-регуляции являются временными, и чем длиннее интервал между тренировками, тем больше вероятность возникновения негативных последствий. При длительном периоде воздержания от физических упражнений, аффективные состояния могут перейти в депривационный синдром, который можно устранить только выполнением физических упражнений. Поэтому, по мере возникновения и продолжения вышеописанного цикла, человек увеличивает количество упражнений для получения положительного аффекта и улучшения общего настроения. Также уменьшает время отдыха между упражнениями для предотвращения появления синдрома отмены.
Есть предположения, что в период депривации спортсмен с аддиктивной склонностью испытывает состояние ангедонии, причиной которого может быть уменьшение уровня дофаминовых рецепторов. Показано, что эффект синдрома отмены на протяжении 14 дней проявляются у спортсменов -аддиктов ухудшением настроения, снижением аэробной работоспособности в конце периода депривации, а также снижением уровня бета-эндорфинов в крови в период депривации [7].
Исследования, проведенные в нашей лаборатории («Функциональных резервов организма» ИФФМ) на спортсменах разных видов спорта показали, что в период отсутствия привычной физической нагрузки у спортсменов-аддиктов наблюдается увеличение личностной тревожности, возникновение депрессивных
59
симптомов, а также изменение в эмоционально-мотивационной сфере личности [S]. Также установлено, что депривация физической нагрузки у аддиктов-спортсменов характеризуется низкой биоэлектрической активностью в альфа-диапозоне ЭЭГ, а показатель вегетативного индекса напряжения (ИН) возрастает, свидетельствуя о росте симпатической активности [8, 9]. Из этого следует, что в период депривации у спортивного аддикта развивается состояние психоэмоционального напряжения и дискомфорта, которое постепенно перерастает в состояние стресса. Регуляция функций нарушается и организм спортсмена не переходит в состояние расслабленности и отдыха, а продолжает сохранять готовность к спортивной деятельности. Это отчетливо проявляется при сравнении спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации [10]. Наши предварительные данные позволяют предполагать, что уровень физической работоспособности и скорость восстановления после физической нагрузки во время депривации у спортсменов-аддиктов снижается больше, чем у спортсменов неаддиктов. Вероятно, спортсмен-аддикт находится в постоянной готовности к выполнению спортивной нагрузки, не используя в полной мере периоды отдыха для восстановления физического состояния. Поддержания такой постоянной «боевой готовности», по-видимому, весьма энергозатратно [11]. При слишком длительном пребывании в готовности к стрессу катаболические процессы начинают преобладать над анаболическими, что ведёт к истощению резервов организма. Нами показано [9], что перспективным подходом для коррекции психоэмоциональных и соматических нарушений у спортсменов в разный период активных физических нагрузок и отдыха (депривации) могут служить методы аудио-визуальной стимуляции (АВС).
Заключение. Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты и гипотезы, а также опираясь на собственные данные, мы приходим к заключению, что спортивная аддикция оказывает стрессирующее влияет на организм человека.
Библиографический список:
1. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Изд-во ОЛСИБ, 2001.
2. Hausenblas H.A., Downs D.S. Exercise dependence: A systematic review. Psychology of Sport and Exercise. 2002. Vol.3, No 2, S9-123.
3. Thompson JK, Blanton P. Energy conservation and exercise dependence: A sympathetic arousal hypothesis. Medicine & Science in Sports and Exercise. 19S7, 19 (2):91-9.
4. Cousineau D, Ferguson RJ, de Champlain J, Gauthier P, Cote P, Bourassa M. Catecholamines in coronary sinus during exercise in man before and after training. Journal of Applied Physiology: Respiratory, Environmental and Exercise Physiology. 1977, 43(5):S01-6.
5. Szabo A. The impact of exercise deprivation on well-being of habitual exercises. Australian Journal of Science and Medicine in Sport. 1995, 27(3):6S-75.
6. Hamer M, Karageorghis CI. Psychobiological mechanisms of exercise dependence. Sports Medicine (Auckland, NZ). 2007;37(6):477-84.
7. Antunes H.K., Leite G., Lee K.S. at al. Exercise deprivation increases negative mood in exercise-addicted subjects and modifies their biochemical markers. Physiology & Behavior 2016, 156, 182-190
8. Krivoschekov S.G., Lushnikov O.N. The Functional State of Athletes Addicted to Exercises during Exercise Deprivation. J Yoga Phys Ther. 2018, 8:288.
9. Golovin M. S., Balioz N. V., Krivoschekov S. G., and Aizman R. I.. Integration of functional, psychophysiological, and biochemical processes in athletes after audiovisual stimulation // Human Physiology. 2018. Vol. 44, No. 1. pp. 79-84.
10. Vergunov E. G., Nikolaeva E. I., Balioz N. V., Krivoschekov S. G. Lateral preferences as the possible phenotypic predictors of the reserves of the cardiovascular system and the features of sensorimotor integration in climbers / Human physiology. -2018. - Vol. 44. - No. 3, p. 320 - 329.
11. Балиоз Н.В., Баранов В.И., Боброва Ю. В., Диверт В.Э., Кривощеков С.Г. Особенности межсистемной интеграции и хемореактивности кардио-респираторной системы спортсменов в зависимости от уровня спортивной квалификации. Ульяновский медико-биологический журнал. 2018, № 3, C.133-144.