Вестник ТГЛУ. Вып. 2
43
Таким образом, статистический анализ результатов исследования учеников 6-го класса средней школы позволил установить, что их творческий потенциал оказывается одним из самых сильных факторов, детерминирующих успеваемость. Выявлена корреляционная связь между креативностью детей и продуктивностью их памяти, а также жизненной емкостью их легких. Обнаружены проявления типологических различий в творческих способностях у сенсорных и интуитивных типов учеников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аминев Г А. Математические методы в инженерной психологии. Уфа, 1982. С. 19-24.
2. Богомаз С. А., Исаева Т.М. Изучение психофизиологических особенностей школьников с различными профилями функциональной асимметрии мозга // Сибирский психол. журн. Томск, 1997. № 4. С. 43-48.
3. Васильев В.Н., Рамазанова АП., Богомаз С. А Познай других - найди себя (Лекции о психологических типах и их отношениях). Томск, 1996. 185 с.
4. Козырева АЮ. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. 344 с.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1993. 256 с.
6. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. 142 с.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., 1995. 529 с.
8. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Диагностика и развитие креативности школьников // Психол. обозрение. 1996. №2(3). С. 41-46.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ И
УСПЕВАЕМОСТЬ
Богомаз С.А., Галажинский Э.В.
Томский государственный педагогический университет, Институт образования СДВиС РАО
Известно, что мальчики развиваются физически и психологически несколько более медленно, чем девочки. Это, в частности, находит отчетливое выражение в различной успеваемости и причинах неуспеваемости детей разного пола. Так, указывается /7/, что у девочек во всех классах основной причиной неуспеваемости является слабое здоровье (т.е. причина объективная и уважительная). В противоположность этому, у мальчиков всех возрастов неуспеваемость в большинстве случаев объясняют пробелами в навыках учебного труда, отрицательным отношением к учебе, низким уровнем воспитанности.
Однако можно высказать предположение о том, что причины неуспеваемости мальчиков могут быть более глубокими. В частности, учителя, которым неизвестны психофизиологические различия между детьми разного пола, могут предъявлять к мальчикам завышенные требования, неадекватные их половозрастным особенностям. Очевидно, что тогда, вследствие постоянно формируемого чувства неуспеха, у мальчиков действительно будет развиваться негативное отношение к учебной деятельности. Поэтому мы считаем, что знание психофизиологических особенностей и учет их в практической деятельности необходимы для эффективной организации учебного процесса.
Целью данной работы явилось изучение психофизиологических особенностей мальчиков и девочек во взаимосвязи с учебной успеваемостью.
Для этого был проведен анализ результатов исследования учащихся параллели 6-ых классов (56 мальчиков и 57 девочек), обучающихся в одной из средних школ г. Томска. Методы исследования описаны в нашей предыдущей статье /3/.
Предварительно следует отметить, что у девочек 6-х классов усредненная за год успеваемость по всем предметам, а также усредненная успеваемость отдельно по блокам учебных дисциплин была достоверно (р<0.01) выше, чем у мальчиков.
Поскольку мы установили, что успеваемость учащихся 6-ых классов в сильной степени зависит от внимания, памяти, творческого потенциала (креативности) и активности симпатической нервной системы /3/, то анализ возможных причин различной успеваемости у девочек и мальчиков был построен на выявлении особенностей этих процессов.
Как оказалось, параметры внимания, определяемые с помощью теста "кольца Ландольта", у детей разного пола практически не различаются (таблица 1). Следовательно, степень развития внимания у мальчиков и девочек не может быть причиной, детерминирующей их различную успеваемость.
Однако следует учитывать, что процесс внимания может по разному проявляться в учебной деятельности и в ходе психодиагностического исследования. Это связано с известным фактом влияния мотивации на процесс внимания (как впрочем и на память, и на другие психические процессы): если иметь в виду более низкую по сравнению с девочками мотивацию мальчиков к учебе, то можно ожидать и более
низкую степень активности их внимания на уроках и, как следствие, более низкие оценки по школьным предметам.
ТАБЛИЦА 1.
СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ (М±М) ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫХ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ "КОЛЬЦА ЛАНДОЛЬТА", УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Г. ТОМСКА
ДЕВОЧКИ (п=57) МАЛЬЧИКИ (п=56)
РЕАКЦИИ 27.5Ю.8 29.7±0.9
ОШИБКИ 2.2±0.5 2.1±0.3
Т 2209±61 2106+86
КВР 25.4±0.9 27.6±1.0
Примечания: РЕАКЦИИ - количество реакций испытуемого на кольца Ландольта за 1 минуту; ОШИБКИ -количество ошибочных реакций, Т - среднее время реакции в мсек; КВР - количество верных реакций.
В отличие от внимания, дети разного пола достоверно отличаются друг от друга по параметрам памяти (таблица 2). Как можно видеть на этой таблице, мальчики дотекают значительно большее количество ошибок при воспроизведении запомненных чисел и у них ниже продуктивность воспроизведения чисел (среднее значение КВР/ВРЕМЯ меньше на 20%). Кроме того, мальчики затрачивают в среднем достоверно больше времени (в среднем на 11%) на воспроизведение чисел. Мы предположили, что это коррелирует с более выраженной неуверенностью мальчиков, известной по литературным данным III. В целом можно сделать заключение, что память на числа у мальчиков развита хуже, чем у девочек.
ТАБЛИЦА 2.
СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ (М±М) ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАМЯТИ, ПОЛУЧЕННЫХ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ "ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА". И КРЕАТИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 6-ЫХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Г. ТОМСКА
ДЕВОЧКИ (п=57) МАЛЬЧИКИ (п=56)
РЕАКЦИИ 6.1+0.2 6.7Ю.З
ОШИБКИ 1.5±0.2 2.4Ю.2 **
КВР 4.610.2 4.310.3
т 37.511.9 43.411.6 *
КВР/Т 0.14Ю.01 0.11Ю.01 *
КРЕАТ 13.911.4 9.910.9 *
Примечания: РЕАКЦИИ - количество воспроизведенных испытуемым чисел; ОШИБКИ - количество ошибочных воспроизведений; Т - время, затраченное на воспроизведение чисел в сек; КВР - количество верно запомненных чисел; КВР/Т - продуктивность воспроизведения запомненных чисел; КРЕАТ -креативность (измеренная у 27 мальчиков и 33 девочек). ** - различия между девочками и мальчиками достоверны с р<0.01 и * - с р<0.05.
С учетом того, что в реальности школьное образование в основном опирается на механическое запоминание материала, то мальчики, в силу менее развитой памяти, оказываются в более неблагоприятных условиях, чем девочки. Очевидно, что это препятствует достижению мальчиками высоких результатов в учебной деятельности.
Обнаруженная нами особенность мальчиков - их более низкая, чем у девочек, способность к запоминанию - согласуется с литературными данными. Так, в учебном пособии под редакцией В. Д. Шадрикова (1990) указано, что учитель не должен ожидать от мальчиков запоминания такого же количества фактов и с той же скоростью, что и от девочек. Далее авторы этого пособия рекомендуют: "организуя заучивание, необходимо помнить, что число повторений для мальчиков должно быть больше. Проводя беседы с родителями, учителю нужно обратить внимание на специфику заучивания у мальчиков по отношению к девочкам. Девочки лучше запоминают стихотворения и легче справляются с предметами, требующими запоминания значительного количества материала".
Важным фактором, детерминирующим успеваемость исследуемых детей, как мы уже указывали, является их творческий потенциал. Статистическая обработка данных показала, что его средняя величина, оцениваемая с помощью теста "Спрятанная форма", у мальчиков намного (в среднем на 70%) ниже, чем у
Вестник ТГПУ. Вып. 2
45
девочек (табл. 2). Такое низкое развитие гибкости и оригинальности мышления у мальчиков, по нашему мнению, также приводит к тому, что мальчики хуже обучаются.
Напротив, более развитые память и креативность девочек, очевидно, способствуют достижению их более высоких результатов обучения.
Статистический анализ различий между детьми разного пола по интерпретационным коэффициентам метода цветовых выборов Люшера показал (табл. 3), что у мальчиков по сравнению с девочками средние значения коэффициента ВБ ниже (разница составляет в среднем 60%). Это означает, что ученики мужского пола характеризуются меньшей активностью СНС. Поскольку эта активность положительно коррелирует с успеваемостью, то можно заключить, что ее низкие значения у мальчиков могут быть одной из основных причин (наряду с особенностями памяти и креативности) их низкой успеваемости.
Кроме того, нами обнаружено, что мальчики имели более низкие средние значения коэффициента К, оценивающего личностное свойство концентричность-эксцентричность. Это свидетельствует о менее выраженной эксцентричности мальчиков, то есть их менее выраженной заинтересованности окружающим миром и более выраженной концентричности на собственных проблемах. По-видимому, это может препятствовать вовлечению мальчиков в учебный процесс.
В противоположность этому, девочки, характеризуясь более выраженной эксцентричностью, то есть обращенностью во внешний мир, оказываются, по нашему мнению, более внимательными к словам учителей, более дисциплинированными, что способствует достижению хорошей успеваемости.
Важно отметить то, что для мальчиков, судя по величине коэффициента КВ (который в среднем на 25% ниже у мальчиков), свойственна менее выраженная устойчивость к стрессовым факторам. Не случайно поэтому, у мальчиков выявлена тенденция к более высоким значениям коэффициентов С и СО, указывающих на наличие у них более высокого уровня стресса и психоэмоционального напряжения.
ТАБЛИЦА 3.
СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ МЕТОДА ЦВЕТОВЫХ
ВЫБОРОВ ЛЮШЕРА В БАЛЛАХ (М+М) У УЧАЩИХСЯ 6-ЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ Г. ТОМСКА
ДЕВОЧКИ (п=57) МАЛЬЧИКИ (п=56)
Г -1.60±0.35 -0.81Ю.37
к -1.64±0.51 -0.11±0.47 *
ж 0.31+0.38 0.26Ю.48
ВБ 4.49Ю.55 2.7310.62 *
Р 17.84iO.32 17.29Ю.34
С 6.79+1.21 7.50+1.15
КВ 1.43±0.11 1.11±0.06 *
СО 11.93±0.79 13.50Ю.93
Примечание: Г - интерпретационный коэффициент, оценивающий личностное свойство гетерономность-автономность; К - коэффициент, оценивающий свойство концентричность-эксцентричность ЛБ - коэффициент, оценивающий степень сбалансированности личностных свойств; ВБ - оценивает вегетативный баланс (активность симпатического и парасимпатического отделов нервной системы); Р -коэффициент работоспособности; С - коэффициент уровня стресса; КВ - коэффициент устойчивости к стрессовым факторам; СО - степень отрицательного психоэмоционального напряжения; * - различия между девочками и мальчиками достоверны с р<0.05.
Следует указать, что с помощью метода пошаговой регрессии в группе мальчиков была обнаружена связь их успеваемости с коэффициентом СО.
УСП ОБЩ = 4.39 - 0.04 СО, р<0.01,
где: СО - степень отрицательного психоэмоционального напряжения в баллах, определяемая с помощью математического метода интерпретации методики цветовых выборов по Люшеру.
Это уравнение регрессии свидетельствует о том, что у мальчиков успеваемость тем ниже, чем выше их уровень психоэмоционального напряжения. Полученная закономерность еще раз подчеркивает необходимость поддержания оптимальных условий процесса обучения, которые влияют на эмоциональную сферу детей.
Остальные различия между детьми разного пола в средних значениях коэффициентов теста Люшера не значимы и в контексте данной работы их трудно интерпретировать.
В ходе нашего исследования мы обнаружили также важный факт связи одного из признаков функциональной асимметрии полушарий мозга с успеваемостью мальчиков по математике. Это было
выявлено в том случае, когда все измеряемые показатели, включая отношение силы правой кисти к силе левой кисти, были подвергнуты анализу методом пошаговой регрессии. При этом было установлено, что именно это отношение является самым значимым фактором, связанным с успеваемостью мальчиков по математике:
У СП МАТ = 1.91 + 1.52 TIP/ЛЕВ, р<0.01,
где: ПР/ЛЕВ - отношение силы руте. Из этого уравнения следует, что чем в большей степени у мальчиков выражено различие в силе между правой и левой руками, тем выше их успеваемость по математике.
Исходя из концепции латерализации полушарий мозга /1, 2, 5/, это различие между силой рук может означать различие в степени доминирования полушарий. При этом меньшая сила левой руки и большая сила правой руки свидетельствуют о доминировании левого (абстрактно-логического) полушария. Следовательно, полученный нами факт свидетельствует о том, что успеваемость по математике у мальчиков теле выше, чем в большей степени доминирует их левое полушарие.
Эту конституциональную особенность мальчиков, очевидно, следует учитывать при организации эффективного процесса обучения. Те из них, у которых в равной степени развиты обе руки или левая рука сильнее, чем правая, могут быть отнесены в группу риска.
Отсутствие корреляции между успеваемостью по математике и отношением силы рук у девочек, вероятно, проще всего объяснить известным фактом менее выраженной латерализации их мозговых полушарий /2/.
Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе исследования школьников 6-ых классов, показал, что более низкая по сравнению с девочками успеваемость мальчиков может быть обусловлена их менее развитой памятью и креативностью, а также меньшей активностью СНС и более выраженной зависимостью их обучения от степени психоэмоционального напряжения. Кроме того, на успеваемость мальчиков может влиять конституциональные особенности, связанные с функциональной асимметрией полушарий мозга.
Очевидно, что эти психофизиологические особенности мальчиков, наряду с их несколько более медленным по сравнению с девочками физическим и психологическим развитием, приводят к тому, что обучение м&тьчиков в школе объективно является более трудной задачей для учителей, чем обучение девочек.
Вместе с тем мы считаем, что выявленные различия между мальчиками и девочками не дают никаких оснований говорить об абсолютном преобладании одного пола над другим. В этом мы придерживаемся точки зрения, высказанной в монографии А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесовой (1981), о том, что отсутствие сколь-нибудь выраженных особенностей высшей нервной деятельности и умственной работоспособности, связанных с полом школьника, не выдвигает необходимости организации их раздельного и дифференцированного обучения. По нашему мнению, в условиях среднего образования необходима не дифференциация, а индивидуально-ориентированный подход. Причем он должен не просто декларироваться, как это довольно часто делается, а опираться на знание учителем конкретных, объективных критериев, способствующих и препятствующих эффективному обучению.
ЛИТЕРАТУРА
1 Батуев A.C. Высшая нервная деятельность. М.: Высш. шк.. 1991. 256 с.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедгер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир. 1988. 248 с.
3. Богомаз С.А., Галажинский Э.В., Демидова Л.А. К проблеме творческого потенциала школьников в системе традиционного образования // Вестник ТГПУ, 1997. Вып. 2.
4. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. 142 с.
5. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир, 1981.248 с.
6. Хрипкова А.Г., Колесова Д.В. Девочка - подросток - девушка: Пособие для учителей. М.: Просвещение,
1981. 198 с.
7. Хрипкова А.Г., Колесова Д.В. Мальчик - подросток - юноша: Пособие для учителей. М.: Просвещение,
1982. 207 с.
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО БЕСПЛАТНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА
Жолобова И.Г. Томский государственный университет
На этапе становления новой структуры книгоиздания и книгораспространения, в условиях жесткой конкуренции отсутствуют тематические планы подавляющего большинства издательств.