Since 1999
The journal of scientific articles
Health
& millennium
Education
УДК 612.821
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТУПАЮЩИХ НА РАБОТУ ПОМОЩНИКОВ МАШИНИСТОВ
Н.А. Белоусова1, Е. С. Шорохова
1ФГБОУ ВО «Челябинский государственный педагогический университет» г. Челябинск, Россия
2Лаборатория психофизиологического обеспечения НУЗ «ДКБ» г. Челябинск, Россия
Аннотация. Предварительная оценка психофизиологических особенностей поступающих на работу помощников машинистов позволяет обеспечить успешность и безаварийность профессиональной деятельности. Сенсомоторные реакции позволяют оценить адаптивные саморегуляционные процессы, формирование функциональных систем головного мозга, соответствующих специфики выполняемой деятельности.
Большое значение в будущей профессиональной деятельности имеют также и характеристики внимания: устойчивость, скорость переключения. Изучение таких показателей, как готовность к экстренному действию, помехоустойчивости, эмоциональная устойчивость позволит расширить представления готовности оператора к работе в условиях стресса.
Ключевые слова: психофизиологические особенности, сенсомоторнык реакции, готовность к экстренному действию, помехоустойчивость, эмоциональная устойчивость.
Для поступающих на работу на должность помощника машиниста обязательным является психофизиологическое тестирование. Вопрос о надежности человеческого фактора на транспорте является актуальным в связи с интенсивностью деятельности и реализацией программ по безопасности движения.[2] Психофизиологическая характеристика популяции начинающих помощников машиниста представлена в данной статье.
Цель настоящего исследования заключалась в изучении и оценке психофизиологических особенностей помощников машиниста локомотивных бригад в возрасте 25—30 лет.
Организация и методы исследования. Обследование проводилось на базе лаборатории психофизиологического обеспечения НУЗ «ДКБ» ОАО «РЖД» города Челябинска. Обследовано 38 человек. Средний возраст обследуемых был 25—30 лет. Все обследованные относились к группе начинающих трудовую деятельность.
Исследование проводилось на программном комплексе УПДК-МК версия ПО 5.3.1221 ЗАО
Введение. Психофизиологические показатели здоровья человека являются значимыми для выполнения профессиональной деятельности. Здоровье человека во многом определяется условиями окружающей среды, в том числе характером производственной деятельности. В последние годы в доступной литературе имеются данные об увеличении профессиональных заболеваний у железнодорожников. Работа локомотивных бригад не только связана с воздействием ряда физических факторов, но и выраженным эмоциональным напряжением и работой в ночные смены.[1] Это означает, что не каждый практически здоровый человек может успешно овладевать данной профессией и обеспечивать высокий уровень безопасности движения на железнодорожном транспорте1.
1 Указание МПС России от 01.12.1999 г. № 310у. «Методические указания по проведению психофизиологических обследований в локомотивном хозяйстве федеральных железных дорог».
Белоусова Н.А., Шорохова Е.С. Психофизиологические особенности поступающих на работу..
----—-
«Нейроком», который представляет набор верифицированных методик для определения психофизиологических качеств. Использовали методики: стрессоустойчивость, готовность к экстренному торможению, помехоустойчивость, эмоциональная устойчивость [10].
Экспериментальная часть. В трудовой деятельности машинистов и помощников машинистов особое место занимает воздействие факторов нервно-психические перегрузки с умственным напряжением на фоне монотонности труда с периодическими эмоциональными стрессами [7]. Представленные далее значения скорости сенсомоторных реакций нами рассматривается как результат комплексного влияния факторов деятельности и окружающей среды в целом на организм [6].
Одним из значимых качеств является готовность к экстренному действию, что позволяет оценить надежность работы в условиях монотонно действующих факторов. Используемая методика представляет собой разновидность сложной зрительно-
Понятие «помехоустойчивость» введено в связи с необходимостью человека управлять автоматическими устройствами, а также участия в тех видах деятельности, когда поступающая информация может быть искажена за счет проборов индикаторов [3].
Помехоустойчивость оператора трактуется на основании анализа тех видов трудовой деятельности, в которых поступающая информация может искажаться за счет неточной работы приборов (напр., «запаздывания» приборов), где канал связи, по которому проходит речевое общение оператора и абонента, заполнен посторон-
моторной реакции, позволяющей характеризовать функциональное состояние.
Для обследуемой популяции характерны достаточно высокие показатели ГЭД (табл. 1) (37,7%), при нормативе < 250. При этом достаточно высокий коэффициент вариации, вероятно, свидетельствует об индивидуально-типологической детерминированности.
Внимание является качественной характеристикой восприятия, памяти, мышления, и обязательным условием продуктивности всякой сознательной деятельности. Внимание во многом зависит от характера деятельности, в которую вовлечен человек, от его мотивации, особенностей личности: потребностей, интересов, волевых качеств, темперамента, характера. Значительную роль играет настроение, а также физическое состояние человека [5].
Анализируя исследуемые данные (табл. 2) с позиции состояния внимания, можно отметить, что показатель Т3 на 26% превышает нормативное значение (< 250). Эти данные говорят о высоком уровне распределения внимания.
ними сообщениями — помехами, оказывающими сбивающее действие (напр., при радиотелефонной связи летчиков с оператором пункта управления). Пробы на помехоустойчивость основанные на принципе воспроизведения, используются в профессиональном отборе [2].
Показатель (табл. 3) помехоустойчивости (Т1 + Т2) характеризует скорость переключения внимания и на 11% выше нормативного (< 90). В сочетании с достаточно низкими значениями коэффициента вариации можно трактовать эти данные позиции индивидуально-типологических особенностей.
Таблица 1
Результаты показателей готовности к экстренному действию
Методика Показатель, ед. измерения Пол Готовность к экстренному действию
M±m CV
Готовность к экстренному действию, п = 38 M, мс М 156,00 ± 38,26 26,7
Таблица 2
Результаты показателей помехоустойчивости
Методика Показатель, ед. измерения Пол Т1 Т2 Т3 Т4
M ± m CV M ± m CV M ± m CV M ± m CV
Помехоустойчивость n = 38 M, мс М 51,43 ± ± 5,9 3,2 49,97 ± ± 4,2 4,3 203,58 ± ± 12,4 23,8 204,18 ± ± 32,99 25,4
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 7
----—-
Таблица 3
Результаты показателей помехоустойчивости и эмоциональной устойчивости
Методика Показатель, ед. измерения Пол Помехоустойчивость Эмоциональная устойчивость
M ± m CV M ± m CV
Показатели, n = 38 M, мс М 102,47 ± 5,5 3,8 0,61 ± 2,6 24,6
Известны способы оценки эмоциональной устойчивости операторов, основанные на имитации воздействия возможных видов стрессоров, возникающих в процессе труда различного рода специалистов. Эти способы заключаются в воспроизведении профессиональной деятельности в моделирующем психологическом эксперименте. В развитие данного направления большой вклад внес Ф.Д. Горбов [3], разработавший теорию профессионально-имитирующего эксперимента.
Исследуемые с высоким уровнем эмоциональной устойчивости в период действия стрессоген-ных раздражителей не показывают изменение латентного времени сенсомоторной реакции, что указывает на высокий уровень толерантности к стрессу и хорошие регуляторные способности. Показатель эмоциональной устойчивости имеет положительное значение 0,61 ± 2,6 и не значительно превышает нормативные значения (Т4 < Т3), что позволяет предполагать небольшую вероятность «срывов» деятельности в условиях эмоционального стресса.
В процессе выполнения интеллектуальных тестов происходят адаптивные саморегуляционные процессы, формирование нового уровня функциональной системы головного мозга, соответствующего специфики выполняемой деятельности [4; 10].
Выводы. Нейродинамические характеристики основных свойств нервной системы являются достаточно устойчивыми показателями и позволяют оценить уровень функционирования центральной нервной системы, обеспечивающей реализацию высших психических функций и когнитивной деятельности [8; 9].
Исследуемая популяция начинающих работников локомотивных бригад характеризуется высокими показателями готовности к экстренному действию, уровня распределения внимания, но вместе с тем сниженными значениями помехоустойчивости (скорости переключения внимания) и эмоциональной устойчивости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бикчаев Я.И., Горохова Л.М., Мартынова Н.А. Влияние производственных факторов на развитие основных заболеваний у различных профессиональных групп железнодорожников // Экология человека. 2008. № 1. С. 44—51.
2. Бонч-Бруевич В.В., Кремез А.С., Чирков Б.П. Развитие профессиональных навыков с помощью психофизиологического тренажера // Автоматизация в промышленности. 2008. № 7. С. 49—51.
3. Горбов Ф.Д. О «помехоустойчивости» оператора // Инженерная психология. М.: Изд-во МГУ, 1964. С. 340—357.
4. Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
5. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. 3-е изд. М.: Академический проект, 2005.
6. Кондрашкова Е.Н., Г.П. Золотникова Показатели сенсомоторной реакции и психоэмоциональной сферы у студентов в условиях различных техногенных нагрузок // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 12. С. 154—156.
7. Копытенкова О.И., Алиев О.Т. Психофизиологические методы для определения профессиональной пригодности машинистов железнодорожного транспорта // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. В. 5 (24). М.: изд. центр «Науковедение».
8. Лоскутова Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции // Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова. 1975. № 1. С. 3—11.
9. Мальцев В.П., Шибкова Д.З., Байгужин П.А. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 2 (13). С. 163—170.
10. Сороко С.И., Бекшаев С.С., Сидоров Ю.А. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. Л.: Наука, 1990.
EenoycoBa H.A., fflopoxoBa E.C. ncHxo^H3Ho^orHMecKHe oeo6eHHOCTH nocxynaw^HX Ha pa6oTy.„
—--
PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF INCOMING ASSISTANT DRIVER EMPLOYEE
N.A. Belousova1, E.S. Shorohova2
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education (FSBEIHPE) «Chelyabinsk State Pedagogical University» Chelyabinsk, Russia
2Head of psychophysiological support laboratory NGHCI «DKB» Chelyabinsk, Russia
Annotation. The preliminary estimate of psychophysiological features of incoming assistant driver employee ensures successful and failure-free work. Sensomotor reactions enable to estimate adaptive self-adjustment elaboration, the formation of brain functional systems, complying to the specific features of the performed activities.
The attention characteristics such as insensitivity and operating speed also have the great importance in the future professional activity. The study of such factors as readiness for emergency action, immunity to interference, emotional stability will develop the idea of the driver readiness to work under stress conditions.
Key words: psychophysiological features, sensomotor reactions, readiness for emergency action, immunity to interference, emotional stability.
REFERENCES
1. Bikchaev Ya.I., Gorohova L.M., Martynova N.A. The impact of production factors on the major diseases development in the various professional groups of railway-men. Human Ecology, 2008, no. 1, pp. 44—51
2. Bonch-Bruevich V.V., Kremez A.S., Chirkov B.P. Skills development with the help of psycho-physiological simulator. Automation in industry, 2008, no. 7, pp. 49—51.
3. Gorbov F.D. About the driver "immunity to interference". Engineering psychology. Ed. by A.N. Leonteva, V.P. Zinchenko, D.Yu. Panova. Moscow, Publishing House of Moscow University, 1964. P. 340—357.
4. Danilova N.N., Krylova A.L. Physiology of higher nervous activity. Rostov-on-Don, Feniks, 2005.
5. Dushkov B.A., Korolyov A.V., Cmirnov B.A. Encyclopaedic dictionary: Labor and management psychology, engineering psychology and ergonomics, 3rd volume. Moscow, Akademichesky project, 2005.
6. Kondrashkova E.N., Zolotnikova G.P. Factors of students' sensomotor reactions and psychoemotional sphere
under the conditions of various man caused impacts. Vestnik of the Orenburg State University, 2007, no. 12, pp. 154—156.
7. Kopytenkova O.I., Aliev O.T. Psychophysiological methods for rail transport drivers' professional suitability determination. Internet — science magazine «Naukovede-nie», 2014, B. 5 (24). Moscow, Publishing center Nauko-vedenie.
8. Loskutova T.D. The estimation of the human central nervous system functional status according to motor response parameters. I.M. Sechenov Physiological magazine USSR, 1975, no. 1, pp. 3—11.
9. Maltsev V.P., Shibkova D.Z., Bayguzhin P.A. The psychophysiological status of students as the factor of educational and professional activities providing. Vestnik of Surgut State Pedagogical University, 2011, no. 2 (13), pp. 163—170.
10. Soroko S.I., Bekshaev S.S., Sidorov Yu.A. The main types of brain self-adjustment mechanisms. Leningrad, Nauka, 1990.