Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с дефицитами развития личности
Кривошеина Н. П.,
аспирант
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»;
методист ГОО «Кузбасский РЦППМС», г. Кемерово, Россия
Аннотация. В статье представлено исследование психофизиологических особенностей и физиологической адаптации у старших дошкольников с дефицитами развития и без дефицитов. Были выявлены достоверные различия нейродинамических, психофизиологических показателей и физиологической адаптации среди дошкольников изучаемых групп.
Влияние неблагоприятных факторов среды в пренатальный и постнатальный период организма, ошибки и просчеты в воспитании, отклонения в функционировании центральной нервной системы могут приводить к возникновению дефицитов личности, нарушениям психического и физического развития, деформациям в нравственной сфере, препятствующих полноценному прохождению соответствующего для данного возраста этапа развития, адаптации и процессу взросления ребенка. Дефициты личности в процессе развития организма могут проявляться в виде дезадаптивных форм поведения ребенка, нарушении состояния социального, психологического и физического здоровья.
В связи с этим особенно актуальным является учёт индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребёнка на этапе дошкольного образования с целью повышения эффективности и успешности образовательной деятельности и оптимизации процесса адаптации детей к началу обучения в школе, сохранению и укрепления их здоровья[9].
Было проведено комплексное психофизиологическое обследование детей шестилетнего возраста, обоего пола, воспитанников подготовительных групп дошкольных образовательных организаций г. Кемерово в количестве 152 человек, из них 78 мальчика и 74 девочки.
У всех обследованных детей проводилась оценка нейродинамических показателей (скорость, уравновешенность нервных процессов), психодинамических показателей (образная память, объём внимания), с использованием автоматизированного психофизиологического комплекса "Статус ПФ" (программа для ЭВМ "Оценка психофизиологического состояния организма человека (Статус ПФ)" - № 2001610233 от 5.03.2001 - Роспатент, авторы В.И.Иванов, Н.А.Литвинова)[5].
Изучение функциональных возможностей и особенностей вегетативной регуляции сердечного ритма осуществлялось с использованием автоматизированной кардиоритмографической программы «ОКТОЕхрег1»[4].
Для выявления дефицитов развития личности ребенка на ранних стадиях, которые в дальнейшем могут приводить к формированию дезадаптивных форм поведения, использовался тест Тулуз-Пьерона[8] и методика выявления факторов риска зависимости у детей 6-8 лет[3].
В ходе нашего исследования определена группа, к которой относится четвертая часть дошкольников (п=38 чел, 25% всех обследованных) - это группа детей, имеющая риск развития в будущем дезадаптивных форм поведения.
По результатам настоящего исследования нами установлено, что дефициты развития личности связаны с психофизиологическим развитием ребенка, были выявлены
достоверные различия нейродинамических показателей, физиологической адаптации среди старших дошкольников, имеющих дефициты развития и без дефицитов.
В ходе анализа полученных данных было установлено, что средние значения психофизиологических показателей детей шестилетнего возраста соответствуют возрастным нормам[2].В тоже время показано, что дети, не имеющие дефицитов развития, характеризовались достоверно более высокими значениями объема внимания (4,3±0,31), скорости зрительно-моторного реагирования (435,4±14,02), преобладанием процессов возбуждения центральной нервной системы, что говорит об оптимальном функционировании центральной нервной системы (Таблица №1, Приложение 1). Скорость простой зрительно-моторной реакции является показателем функционального состояния центральной нервной системы, и удлинение времени реакции (значения скорости ПЗМР выше 445с.), свидетельствует об ухудшении функционального состояния мозга детей и возможном развитии состояния утомления, что подтверждается преобладанием процессов торможения (786,83±46,23)в нервной системе дошкольников, имеющих дефициты развития.
Анализ интегрального автоматизированного заключения о функциональном состоянии организма показал, что большая часть детей с дефицитами развития (60%) характеризуются состоянием неудовлетворительной адаптации, что обуславливает повышенный уровень напряжения регуляторных систем, смещение вегетативного равновесия в сторону преобладания адренергических механизмов и сопровождается снижением функционального резерва, резистентности организма к неблагоприятным факторам среды[1].
Исходя и полученных результатов, можно отметить более низкие темпы процессов психофизиологического созревания у детей с дефицитами развития, а также ухудшение функционирования центральной нервной системы детей, что создает целый спектр трудностей для ребенка в адаптации к окружающим условиям и успешной социализации. Дошкольники, имеющие дефициты развития, характеризуются значительным напряжением регуляторных механизмов, что сопровождается большими физиологическими и психоэмоциональными затратами организма, высокой физиологической стоимостью адаптации к условиям среды[7]. В вязи с этим необходимо дальнейшее исследование физиологических психологических особенностей таких детей в целях поиска путей создания для них адекватных условий развития и предотвращения развития дезадаптивных форм поведения в будущем.
Приложение 1
Таблица № 1
Достоверные различия психофизиологических показателей в исследуемых группах
Показатели Дети, не имеющие дефицитов развития (n=114) M±m Дети с дефицитами развития (n=38) M±m р<0,05*
Объем внимания 4,3±0,31 3,8±0,22 *
ПЗМР М 435,4±14,02 486,6±19,64 *
РДО_Осум 301±39,63 191,39±36,49 *
РДО_Зсум 598,47±37,19 786,83±46,23 *
Примечание. За достоверное отличия принимались отличия прир<0.05. Запись вида М±п означает Среднее ± ошибка среднего.
Библиография
1. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты [Текст]. Коллективная монография, рекомендовано научным центром клинической и экспериментальной медицины СО РАМН РФ / Под ред. Э. М. Казина - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. - 300 с.
2. Блинова, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева, Н.А. Литвинова, А.И. Федоров. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-128 с.
3. Выявление риска зависимости у детей 6-8 лет: методическая разработка / Автор Е.Ю. Федоренко. - Красноярск, 2008. - 17 с.
4. Галеев, А. Р. Использование показателей сердечного ритма для оценки функционального состояния школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня двигательной активности : дис. . канд. биол. наук / А. Р. Галеев. - Новосибирск, 1999. -142 с.
5. Иванов, В. И. Оценка психофизиологического состояния организма человека/В. И. Иванов, Н. А. Литвинова, М. Г. Березина//Роспатент № 2001610233.
6. Казин, Э.М. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. [Текст]: учебно-методический комплекс. Книга I Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учебно-методическое пособие / под.ред. Э.М. Казина. -Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011.
7. Кривошеина, Н.П. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, имеющих признаки отклонений в функционировании мозга / Н.П. Кривошеина, Кошко Н.Н., ФедоровА.И., Свиридова И.А., Казин Э.М., Коломеец М.С. //«Актуальные проблемы психологии и педагогики Детства: тенденции, парадигмы, перспективы развития», Международная научно-практическая конференция.-Стерлитамак :2014. - С.87-90.
8. Оптимизация обучения и развития детей с ММД - Тест Тулуз-Пьерона : методическое руководство /Л. А. Ясюкова. -доп. и перераб. - СПб.: ИМАТОН, 2007. -104 с. ISBN 5-7822-0004-9
9. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] / А. Л. Сиротюк. - М.:ТЦ Сфера, 2003.