ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ
КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТАНЦОРОВ
Наумова М. И.
Дикая Л. А.
Исследование проведено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (проект № 25.2141.2014/К)
В статье обоснованы актуальность исследования танцевальной одаренности и необходимость изучения психофизиологических коррелятов когнитивной деятельности у профессиональных танцоров. Полученные результаты вносят вклад в развитие представлений психологии и психофизиологии о детерминантах и факторах развития танцевальной одаренности.
Описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, из них: 20 профессиональных танцоров, которые достигли высокого уровня мастерства в этой области; 20 начинающих танцоров, которые имеют только базовый опыт в танцах и не получили завершенной, всесторонней подготовки, и 20 студентов, никогда не занимавшихся танцами или другими видами спорта (контрольная группа).
В качестве построения когнитивной деятельности испытуемым предлагали задачи разного типа, которые можно разделить на конвергентные и дивергентные задачи, а также задачи, используемые для моделирования разных уровней построения движений. Каждый тип задач включал создание двигательного и танцевального образов (мысленное представление). В конце исследования мысленное представление (движение, танец) необходимо было воссоздать в реальном танце или движении, что оценивалось экспертами.
Для изучения силы и характера распределения когерентных связей коры головного мозга во время выполнения когнитивной деятельности у участников исследования использовался метод ЭЭГ.
В работе представлены результаты исследования характера распределения когерентных связей коры мозга у профессиональных танцоров при выполнении когнитивной деятельности (мысленного представления элементов профессионально-специфичной танцевальной). Выявлены общие и специфические особенности в характере корковых взаимодействий у профессиональных танцоров, начинающих танцоров и не танцоров при решении когнитивных задач. Показано, что мозговая система профессиональных танцоров реализует процессы обработки и манипулирования информацией раньше, чем мозговая система начинающих танцоров и не танцоров.
Ключевые слова: когнитивная деятельность, ЭЭГ, когерентность, частотный диапазон, психофизиологические корреляты, танцевальная одаренность, профессиональные танцоры.
В последнее время все более пристальное внимание исследователей привлекает изучение электрофизиологических показателей когнитивной деятельности [2, 3, 5, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18]. В современных научных работах рассматривается зависимость параметров ЭЭГ от профессиональной подготовки испытуемых, сравниваются группы художников и лиц, не имеющих художественного образования, сопоставляются ЭЭГ-корреляты у школьников с признаками моторной одаренности по сравнению с группой без признаков моторной одаренности в процессе выполнения когнитивной деятельности [4, 6, 7, 13]. Также более интенсивно изучалась функциональная мозговая организация в динамике психомоторной активности на спортсменах [8, 9, 10].
Однако работы, изучающие психофизиологию танцевальной и спортивной одаренности, представлены недостаточно широко. Психофизиологические исследования, связанные с конкретными примерами творчества (художники, композиторы, музыканты, танцоры и т. д.), встречаются редко. Практически отсутствуют данные исследований, где бы процесс создания танцевального образа, его специфические особенности в организации коры головного мозга исследовался одновременно у людей, имеющих разные танцевальные способности. Танцевальная деятельность требует оригинальности и гибкости мышления, воображения, высокоразвитого эстетического вкуса, быстрой реакции и плавности движений. Настоящий танец подразумевает грацию, пластику, полет души. Танец - не просто очередной вид спорта, это лучшее средство самовыражения, которое претворяет в жизнь огромный спектр чувств и переживаний. Танец совмещает в себе все: музыку, движение, актерскую игру, костюмы, сюжет, целый вихрь эмоций. Танец - это выражение тела. А степень красоты танца определяется степенью красоты движений. Помимо «спортивной» функции - развития и понимания тела, приобретения пластики и грации, танец несет в себе коммуникативную и психологическую функции. Как жест и мимика, танец - это выражение чувств и эмоций. Причем выражение это происходит не словесно, т. е. не рациональным способом, а инстинктивно - телесно. Поэтому язык танца универсален, в нем нет рамок.
Каждое танцевальное движение несет в себе смысловую нагрузку [19].
Любой танцевальный образ выразителен и понятен если не до конца, то хотя бы частично любому человеку. И речь идет не только о языке танца, но и о его внутренней динамике. Танец является своего рода символом, который несет в себе идейный смысл и важные сущностные характеристики.
Исследование психофизиологических коррелятов когнитивной деятельности у людей с разным уровнем танцевальных способностей представляет большой научный и практический интерес, поскольку дает представление о различиях в мозговой организации у профессиональных моторно-одаренных эстрадных танцоров, начинающих танцоров и не танцоров (людей, никогда не занимающихся спортом и танцами).
В данной работе впервые комплексно исследованы испытуемые с разной степенью танцевальных способностей, проведен сравнительный анализ психофизиологических предикторов когнитивной деятельности (идео-моторной тренировки, конвергентного и дивергентного мышления) у учащихся с разной степенью моторной одаренности.
Целью нашего исследования является изучение психофизиологических коррелятов когнитивной деятельности у профессиональных танцоров.
В исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте от 18 до 25 лет, которые в зависимости от развития танцевальных способностей были разделены на три группы: профессиональные эстрадные танцоры (20 человек), начинающие танцоры (20 человек) и контрольная группа (20 человек), которую составили люди, никогда не занимающиеся танцами или каким-либо другим видом спорта.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что психофизиологические корреляты когнитивной деятельности у профессиональных танцоров могут проявляться в силе и характере распределения функциональных связей коры головного мозга, причем их формирование и развитие может быть обусловлено регулярной активацией и взаимодействием определенных зон коры при выполнении танцевальных движений.
В качестве построения когнитивной деятельности использовались задачи разного типа, которые можно разделить на конвергентные и дивергентные задачи, а также задачи, используемые для моделирования разных уровней построения движений. Каждый тип задач включает создание двигательного и танцевального образов.
На первом этапе исследования испытуемых просили мысленно представить выполнение определенных движений, соответствующих разным уровням их построения (представление упражнений: приседание, мостик с переворотом, кручение спирали из гимнастической ленты). Выделение уровней построения движений осуществлялось на основе классификации Н. А. Бернштейна [1]. Для исследования были выбраны движения уровней В, С и Э. На втором этапе исследования испытуемым предлагалось мысленно выполнить задачи конвергентного характера (представление второй, затем третьей хореографической позиции, переход из второй в третью позицию). На третьем этапе испытуемым предлагалось мысленно выполнить задания дивергентного характера (мысленно выразить эйфорию в танце, а затем визуально представить свой особенный танец под предъявляемую музыку). После электроэнцефалографического исследования испытуемых просили воспроизвести в реальности продукт их образной деятельности (изобразить эйфорию и станцевать придуманный танец).
При выполнении когнитивных заданий у испытуемых регистрировали ЭЭГ. Регистрация ЭЭГ осуществлялась при помощи энцефалографа «Энцефалан» в 21 отведениях, расположенных по стандартной системе 10-20. Была использована монополярная схема с референтными ушными электродами.
Показатели ЭЭГ регистрировались в спокойном состоянии (открытые и закрытые глаза) и при выполнении когнитивных задач.
Анализировались отрезки ЭЭГ длительностью 10 секунд, не имеющие артефактов. Рассматривались когерентные связи биопотенциалов коры мозга между отведениями в диапазонах частот: дельта1 (0,5-2,5 Гц), дельта2 (2,5-4 Гц), тета1 (4,0-6,0 Гц), тета2 (6,0-8,0 Гц), альфа1 (8,0-10,5 Гц), альфа2 (10,5-13,0 Гц), бета1 (13,0-24,0 Гц) и бета2 (24,0-35,0 Гц).
Для статистической обработки данных применялся многофакторный дисперсионный анализ МДМОУД. Обработка осуществлялась при помощи пакета компьютерных программ Statistica 6.0.
Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Выявлены общие и специфичные для профессиональных, начинающих танцоров и не танцоров психофизиологические корреляты когнитивной деятельности, которые проявились в силе и характере распределения функциональных связей коры головного мозга. При выполнении всех когнитивных заданий у всех участников исследования бета1 и бета2 диапазоны характеризуются высоким уровнем когерентности внутриполушарных функциональных связей и низким межполушарным взаимодействием. Однако значения когерентных связей в правом полушарии у профессиональных танцоров и начинающих танцоров достоверно выше, чем у студентов, которые никогда не занимались танцами (р < 0,05).
2. Выделены специфические особенности функциональной мозговой организации при выполнении когнитивной деятельности профессиональных танцоров:
- достоверно более сильные когерентные связи в состоянии покоя (открыть глаза, что соответствует состоянию внешнего когнитивного внимания) в тета1 и тета2 диапазонах по сравнению с участниками исследования других групп (р < 0,05), что отражает постоянную активацию внимания к внешним стимулам и воспроизведение визуальных образов из семантической памяти у танцоров;
- мозговая система профессиональных танцоров реализует процессы обработки и манипулирования информацией раньше (увеличение когерентности в дельта1, дельта2, тета1, тета2 и альфа2 диапазонах на этапах решения конвергентных и дивергентных задач), чем мозговая система начинающих танцоров и не танцоров, что связано с танцевальным опытом и приобретенными ранее навыками у профессиональных танцоров;
- практически во всех диапазонах на разных уровнях построения движений (В, С
и Э), и при решении конвергентных (представление хореографических позиций) и дивергентных (представление эйфории и мысленное придумывание танца) задач у профессиональных танцоров отмечается преобладание функциональных связей в правом полушарии (р < 0,05). Это связано с большой ролью правого полушария
головного мозга в реализации наглядно-образного мышления, в восприятии и воображении.
В заключение необходимо отметить решающую роль функциональной активности правого полушария головного мозга у профессиональных танцоров при реализации когнитивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. БернштейнН. А. О построении движений. -М.: Медгиз, 1947.
2. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. В. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М.: МИОО, 2005. - С. 10-13.
3. Вольф Н. В., Разумникова О. М. Половые различия полушарных пространственно-временных паттернов ЭЭГ при воспроизведении вербальной информации // Физиол. чел. - 2004. - Т. 30. - № 3. - С. 27-34.
4. Дикая Л. А., Карпова В. В. Влияние профессиональной художественной подготовки на особенности формирования функциональных связей коры головного мозга при выполнении образной творческой деятельности // Российский психологический журнал. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 80-91.
5. Дикая Л. А., Наумова М. И. Психофизиологические корреляты когнитивной деятельности у моторно-одаренных школьников // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2014. - № 12/1. -С. 5-9.
6. Дикая Л. А. Развитие креативности у специалистов по противодействию терроризму и ликвидации последствий террористических актов // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. - № 5. - С. 32-38.
7. Дикий И. С. Особенности функциональной организации коры головного мозга у одаренных учащихся различных возрастных групп при выполнении когнитивной деятельности // Естественнонаучный подход в современной психологии / Отв. ред. В. А. Барабанщиков. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2014. - С. 260-265.
8. Ермаков П. Н. Межполушарная асимметрия электрической активности мозга человека как показатель идеомоторной регуляции
функционального состояния // Всесоюзная конференция «Человеко-машинные системы и комплексы принятия решений». -Таганрог, 1989.
9. Ермаков П. Н. Функциональная межполушарная асимметрия в динамике психомоторной активности человека: автореф. дисс. ... докт. биол. наук. - Л., 1988.
10. Ермаков П. Н. ЭЭГ-характеристика функционального состояния головного мозга человека в динамике идеомоторного акта // Тезисы докладов II Всесоюзной конференции «Принципы и механизмы деятельности мозга человека». - Ленинград, 1989.
11. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 448 с.
12. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 127 с.
13. Наумова М. И., Дикая Л. А. Функциональные связи коры мозга у учащихся с моторной одаренностью при выполнении когнитивной деятельности на разных возрастных этапах // Научно-образовательный журнал «Образование. Наука. Инновации: Южное измерение». - 2014. - № 5 (37). - С. 116-123.
14. Разумникова О. М., Брызгалов А. О. Частотно-пространственная организация электрической активности мозга при креативном вербальном мышлении: роль фактора пола // Журнал высшей нервной деятельности. - 2005. - Т. 55. - № 4. - С. 459-467.
15. Свидерская Н. Е. Формы функциональной асимметрии пространственной организации фоновых ЭЭГ у человека // Журнал высшей нервной деятельности. - 2009. -Т. 59. - № 1. - С. 66-74.
CeBepo-KaBKa3CKMM ncMxonomnecKMM BecTHMK > № 13/3 2015 r .
16. Carlsson I., Wendt P. E., Risberg J. On the neurobiology of creativity. Differences in frontal activity between high and low creative subjects // Neuropsychol. - 2000. - V. 68. -pp. 876-875.
17. Dikaya L. A., Dikiy I. S. Brain correlates of composing major and minor music // International Journal of Psychology. - 2012. -V. 47. - Supp. 1. - P. 113.
18. Dikiy I. S., Pokyl E. B, Dikaya L. A. Features of functional integration of cortical areas of gifted senior pupils at the solution of cognitive tasks // International Journal of Psychophysiology. -2014. - V. 94. - Issue 2. - P. 223.
19. Fink A., Graif B., Aljoscha C., Neubauer A. C. Brain correlates underlying creative thinking: EEG alpha activity in professional vs. novice dancers // Neurolmage. - 2009. - 46. - pp. 854-862.