Раздел V. ДИСКУССИОННЫЙ РАЗДЕЛ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ. РЕЦЕНЗИИ.
УДК 615
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ВЕГЕТАТИВНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ ЭФФЕКТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ У ДЕВУШЕК С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
А.Г. КАЗЫМОВ*, А.М. МАМЕДОВ*, О.М. ЧОБАНОВА**, Д.М.АЛИЕВА*
Проведено исследование возрастных особенностей динамики психофизиологических коррелятов процедур медицинской резонансной терапевтической музыки у практически здоровых девушек 15-18 лет и девушек той же возрастной группы с невротическими расстройствами. Процедуры медицинской резонансной терапевтической музыки, составленные с учетом индивидуальных предпочтений в музыкальных фрагментах, обладают выраженными антистрессорными эффектами. Эффекты медицинской резонансной терапевтической музыки в существенной степени определяются индивидуальными предпочтениями обследуемых в выборе музыкальных фрагментов, а, с другой стороны - зависят от возраста и индивидаульно-типологических особенностей самих реципиентов.
Ключевые слова: психофизиологические корреляты, медицинская резонансная терапевтическая музыка, невротические расстройства.
Воздействие музыки и другой звуковой информации на организм человека имеет чрезвычайное значение. Известно, что специально подобранная музыка, оказывая опосредованные эмоциональной сферой и прямые физиологические эффекты, способна влиять на настроение, вызвать или погасить агрессивность, оптимизировать разные вегетативные функции и гормональный статус [2,5,6]. В многочисленных исследованиях показано, что активация акустических сенсорных притоков к мозгу (в виде процедур мело- или музыкотерапии) является эффективной технологией нелекарственной реабилитации и может применяться в комплексном лечении пациентов с депрессией, посттравматиче-скими стрессорными расстройствами, для потенцирования умственной работоспособности и пр. [7,8,12]. Предложены специальные музыкальные произведения, например медицинская резонансная терапевтическая музыка (МРТМ) П.Хубнера [13], эффективность которых продемонстрирована в ряде клинических исследований, при невротических расстройствах у лиц юношеского возраста [1,3,4,9,14].
Вместе с тем, несмотря на широкое применение музыкоте-рапии, физиологические механизмы ее восприятия (на сознательном, подсознательном уровне), конкретные нейро- и психофизиологические механизмы влияния музыки на функциональное состояние человека во многом остаются не ясными. Очевидно, что эффективность процедур музыкотерапии зависит от содержания музыкального произведения, жанра, его темпо-ритма, вариабельности энергии акустического потока, а, с другой стороны, -от возрастных, личностных и индивидуально-типологических особенностей человека [10,12]. Однако этот вопрос получил лишь фрагментарное освещение.
Среди доступной литературы нам не встретилось серьезных научных разработок, касающихся влияния организованного или досугового применения музыки на психоэмоциональную сферу здоровых подростков и молодых лиц с пограничными расстройствами, а ведь именно в этом возрасте музыка занимает одно из важнейших мест в эмоциональной жизни человека.
Цель исследования - исследование возрастных особенностей динамики психофизиологических коррелятов процедур МРТМ у практически здоровых девушек 15-18 лет и девушек той же возрастной группы с невротическими расстройствами.
Материалы и методы исследования. Проведены динамические исследования 48 практически здоровых девушек и 48 девушек с невротическими нарушениями, которые были подразделены на 4 возрастные группы: 15, 16, 17 и 18 лет, по каждой возрастной группе было 24 обследуемых. По клинической симптоматике выявленные у девушек невротические расстройства относились к классам МКБ 41.1 - «генерализованное тревожное расстройство» и 43.2 - «расстройства адаптации».
* Азербайджанский медицинский университет
Психоневрологический диспансер г.Баку, Азербайджан
У испытуемых проведены исследования субъективных, электрофизиологических и вегетативных показателей при однократных предъявлениях выбранных ими эмоционально приятных фрагментов МРТМ [l3], произведения Sonnen Simphonie (''Hymns of the Sun, №1 - ''Relaxation-B''). Исходно девушки располагались в кресле в затемненной комнате, где им предлагалось провести рейтинговые оценки 5 музыкальных фрагментов продолжительностью l,5-2 мин по 7-бальной шкале. По результатам оценок определяли наиболее эмоционально приятные (высокорейтинговые) и наименее эмоционально приятные (низкорейтинговые) фрагменты музыки.
Процедура МРТМ длилась 20 мин., стереофоническое звучание музыки обеспечивали с лицензионных компакт дисков через динамики компьютера. До и после музыкальных воздействий у девушек регистрировали электроэнцефалограмму (ЭЭГ), предлагали компьютерные варианты тестов «самочувствие-активность-настроение» (САН) и Ч.Спилбергера на определение уровня личностной (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ) [11], измеряли систолическое (АДС), диастолическое (АДД) артериальное давление и частоту сердечных сокращений (ЧСС), проводили расчет вегетативного индекса Кердо (ВИК).
ЭЭГ регистрировали на 8 канальном электроэнцефалографе фирмы «Нейрософт» (Иваново) в спокойном состоянии («глаза закрыты») монополярно с б точек головы F3, F4, С3, С4, O3, O4, согласно международной системе расположения электродов «10-20». Постоянная времени для записи ЭЭГ равнялась 0,3 сек при фильтрах 30, калибровочный сигнал - 50 мкВ. Индифферентные электроды располагались на мочках ушей. Продолжительность регистрации 180 с. Обработку ЭЭГ проводили с помощью пакета автоматизированной обработки «Brainsys» (2001). Спектральную мощность (мкВ) общую и по отдельным частотным диапазонам рассчитывали на основе Фурье-преобразования. Эпоха анализа - 8 с. Дополнительно для каждой области регистрации ЭЭГ рассчитывали долю (в %) спектральной мощности а - диапазона (7-13 Гц), суммарной мощности а-ритма (по всем эпохам анализа), а статистическую значимость их динамики рассматривали индивидуально.
Статистическая обработка данных была проведена с использованием программы «Statistica for Windows» б.0. Учитывая малую численность групп сравнения для оценки достоверности различий для парных и непарных выборок использовали непараметрический критерий U-критерий Манна - Уитни.
Результаты и их обсуждение. Установлено, что во всех выделенных возрастных группах девушки клинических подгрупп, с невротическими расстройствами имели существенные отличия в значениях психофизиологических и психологических показателей от своих практически здоровых сверстниц (табл. 1). Так, у них (за исключением подгруппы 18-летних) выявлена относительная депрессия а-ритма преимущественно в передних отведениях, более низкие значения баллов самооценки общего самочувствия, настроения, повышенные значения ситуативной тревоги СТ (в подгруппах 1б и 18 лет). В то же время, по вегетативным показателям группы здоровых и с тревожными расстройствами значимо не различались.
Предъявление индивидуально выбранного музыкального фрагмента приводило к комплексу психофизиологических перестроек, принципиально сходных во всех возрастных группах как у практически здоровых девушек, так и в подгруппах девушек с невротическими расстройствами - повышение спектральной мощности а ритма по всем регистрируемым отведениям, преимущественно во фронтальных и центральных (за исключением подгрупп 17-летних девушек), снижение уровня СТ, повышение значений самооценки настроения, некоторое снижение АДС и АДД, оптимизацию значений ВИК в диапазоне нормотонии. Подобные перестройки в целом свидетельствуют об эффективности МРТМ для коррекции психологического и эмоционального состояния девушек 15-18 лет. Сопоставляя комплекс полученных изменений ЭЭГ, вегетативных характеристик и показателей психического статуса, можно предположить, что МРТМ, влияя на
интегративные мозговые процессы и эмоциональное состояние обследуемых, нивелирует дисфункцию неспецифических регуляторных систем, выявленную при невротических расстройствах у лиц юношеского возраста.
Полученные результаты находят подтверждение в исследовании [12], где показано снижение симпатических влияний, преобладающих у больных подростков до воздействия функциональной музыки и тенденция к равновесию между симпатическими и парасимпатическими системами на периферии, которые отражают взаимодействие между эрго- и трофотропными аппаратами в над-сегментарных отделах вегетативной нервной системы [4].
Вместе с тем, в разных возрастных группах характер сдвигов психофизиологических показателей в динамике процедур МРТМ был отличен и зависел, вероятно, как от характеристик предпочитаемого в воспроизведении музыкального фрагмента, так и от индивидуальных особенностей обследуемых (табл. 1).
Так, в динамике музыкального воздействия в группе 15 -летних здоровых девушек отмечено значимое увеличение значений спектральной мощности а ритма (у 83.3% обследуемых) и повышение ВИК до нормотонии (у 66,6%) при минимальных сдвигах психологических показателей. В подгруппе девушек с невротическими нарушениями прирост спектральной мощности а-ритма был незначим (обнаружен лишь у 58.3%), при этом у 41,6% повысились значения ЛТ, у 66,6% - СТ, а у 66,6% снизились показатели настроения в тесте САН. При этом произошло значимое снижение значений ЧСС и АДС.
У практически здоровых 16 летних девушек процедура МРТМ также приводила к приросту спектральной мощности а-ритма (у 66,6%) с параллельным снижением уровня СТ, а вегетативные параметры менялись разнонаправлено. У девушек с невротическими нарушениями после функциональной музыки отмечена лишь тенденция к повышению а-ритма в передних и центральных отведениях, а также нормализация значений ВИК, однако при этом значимо увеличился уровень ЛТ (у 83,3%) при сохранении высокого уровня СТ.
В подгруппе 17-летних здоровых девушек после воздействии функциональной музыки значимых изменений в характеристиках ЭЭГ не наблюдалось, однако происходило значимое снижение значений АДД (у 50%), нормализация значений ВИК (у 75,0%) и улучшение субъективно оцениваемого настроения.
У лиц с невротическими нарушениями этого возраста после МРТМ также не отмечено значимой динамики значений ЭЭГ, вегетативных параметров при некотором снижении значений ЧСС и СТ.
При предъявлении 18-летним практически здоровым девушкам наиболее эмоционально приятной музыки значения спектральной мощности в а-диапазоне также существенно не менялись, но при этом отмечалось значимое снижение ЧСС и АДС (у 58,3% обследуемых), а также достоверное снижение значений СТ (у 75%).
При предъявлении 18 летним девушкам с невротическими нарушениями процедуры МРТМ происходило увеличение спектральной мощности а-ритма по всем регистрируемым отведениям, при этом снижались значения АДС и АДД, повышался средний балл самооценки настроения, самочувствия, но отмечено достоверное повышение уровня ситуативной тревоги (у 83,3%).
В целях анализа причин различных психофизиологических реакций обследуемых на процедуры МРТМ был проведен ретроспективный анализ характера предпочитаемых музыкальных фрагментов. Установлено, что девушки младших возрастных групп (15-16 лет) в подавляющем большинстве предпочитали прослушивать мелодичные, но темповые музыкальные сочинения (75% здоровых и 88,1% девушек с невротическими отклонениями), что оказывало некоторые синхронизирующие влияния на лимбико-ретикулярные структуры мозга и проявлялось в повышении мощности а-ритма, снижении амплитуд быстрых колебаний и некотором седативном эффекте у здоровых -снижение уровня си-
туативной тревоги, переживание положительных эмоций, нормализация вегетативной сферы. Однако у девушек с невротическими рас-
стройствами, при исход-
ном эмоционально-вегетативном возбуждении прослушивание таких сочинений приводило лишь к минимальному приросту а-активности, некоторой нормализации вегетативных показателей при сохранении и даже повышении значений субъективно переживаемого эмоционального напряжения, тревоги.
Девушки старших возрастных групп (17-18 лет) предпочитали выбор мелодий более энергичных, с четким темпо-ритмом, умеренной громкости, что, очевидно, сопровождалось тонизирующими эффектами и проявлялось в неоднозначной динамике а-ритмики, увеличением амплитуд и индексов быстрых колебаний ЭЭГ. Однако при этом наблюдались позитивные сдвиги в вегетативной сфере, снижение значений гемодинамических показателей, а также степени ситуативной тревожности (нормализация эмоционального фона). Часть девушек 17-18 лет с невротическими расстройствами выбирали темповые музыкальные фрагменты, сочетающиеся с мелодичными, лиричными мелодиями. Возможно, именно такой музыкальный ряд в наибольшей степени соответствовал их исходному негативному эмоциональному фону с высоким уровнем тревоги, что приводило после процедур МРТМ к разнонаправленным сдвигам значений ЭЭГ, некоторой оптимизации вегетативного статуса при сохранении и даже повышении уровня ситуативной тревоги, что отражает сохранение и циркуляцию возбуждений в кортико-таламических и кортиколимбических нейронных кругах (возможно, обусловленных эмоциями переживания сюжетов самих музыкальных фрагментов).
Заключение. Таким образом, проведенное исследование, посвященное изучению возрастных особенностей динамики психофизиологических и вегетативных коррелятов процедур МРТМ у практически здоровых девушек 15-18 лет и девушек той же возрастной группы с невротическими расстройствами позволило установить следующее.
Процедуры МРТМ, составленные с учетом индивидуальных предпочтений в музыкальных фрагментах, обладают выраженными антистрессорными эффектами, проявляющимися как в оптимизации эмоционального состояния, так и в нормализации
Таблица 1
Значения психофизиологических показателей здоровых девушек и девушек с невротическими расстройствами в динамике процедур МРТМ (М±т)
Возр. группы СПМ а ЧСС АДС АДД ВИК СТ ЛТ
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
15 лет З 327,9±56,7 423,8±67,5 70,9±2,5 70,5±2,5 120,0±3,3 119±3,1 83,3±3,1 78,3±2,8 18,4±5,0 11,6±3,8 42,7±3,1 40,1±1,6 41,9±2,2 39,8±1,5
Р <0,05 <0,001
Н 249,0±34,5 291,0± 46,6 72,6±1,6 68,8±1,1 127,5±6,0 118,8±3,7 82,5±2,7 79,5±1,9 1,2±4,0 3,1±2,2 41,8±1,8 39,8±2,3 36,5±1,5 40,9±1,4
Р1 <0,01 <0,01
16 лет З 312,1±58,3 372,5±67,3 69,6±1,2 69,4±1,1 118±3,9 115±3,1 81,3±3,9 77,9±2,5 5,5±6,2 5,3±6,4 38,3±2,0 35,9±1,5 41,0±1,8 38,5±1,6
Р <0,05
Н 286,6±68,4 315,1±49,5 67,8±1,1 72,2±2,1 117,5±3,6 123,3±2,8 79,5±2,7 82,9±2,4 15,8±5,6 11,6±3,1 43,4±0,2 45,5±0,2 39,2±1,2 44,3±1,5
Р1 <0,01
17 лет З 369,3±63,9 352,1±51,5 71,2±1,9 69,2±1,8 118,3±3,9 112,9±3,3 79,5±1,8 75±2,3 2,99±3,8 13,2±2,6 42,5±0,2 41,0±0,2 39,0±2,2 39,1±2,5
Р <0,05 <0,01
Н 289,6±70,5 292,2±55,8 69,3±1,3 66,9±2,2 116,7±2,7 116,9±3,3 78,3±2,0 76,6±2,5 12,3±3,6 13,6±2,2 41,0±2,1 41,2±2,3 37,6±2,1 40,1±1,7
Р1
18 лет З 293,0±49,5 299,2±48,1 71,5±1,7 66,7±2,5 117,5±3,7 115,4±3,0 79,1±2,9 77,9±2,0 -2,2±6,3 -2,6±7,4 37,4±2,9 32,7±2,1 35,1±2,1 35,8±2,8
Р <0,01 <0,01
Н 308,3±49,5 340,9±49,5 72,3±2,3 72,5±1,9 119±3,4 112,5±3,3 77,1±2,9 71,3±2,4 10,2±1,1 3,4±2,0 40,5±2,1 43,0±2,6 37,8±1,4 44,1±1,5
Р1 <0,05 <0,05 <0,001
Примечание: СПМ а - мкВ, З - подгруппы здоровых, Н - подгруппы с невротическими расстройствами, 1 - значения показателя до МРТМ, 2 - после процедуры, Р - достоверность различий в группе здоровых до и после МРТМ, Р1 - в подгруппах с невротическими
расстройствами.
вегетативной регуляции сердечно-сосудистых функций. Можно предположить, что комплексное влияние частотных характеристик музыкального ряда и эмоциональное восприятие музыки оказывают некоторое синхронизирующее влияние на лимбико-ретикулярные структуры, приводя к активации спектра а-ритмики преимущественно в передних отделах мозга, снижая активность надсегментарных эрготропных симпатических влияний в регуляции висцеральных функций и нормализуя эмоциональный фон обследуемых девушек 15-18 лет.
В то же время, выявленный выраженный полиморфизм субъективных, вегетативных и ЭЭГ-реакций испытуемых на однотипные воздействия музыки свидетельствует о неоднозначности эмоционального отношения девушек различных возрастных групп к их предъявлению. Это зависит от исходных, ранее сформировавшихся у субъектов динамических стереотипов и особенно ярко проявляется в подгруппах девушек с пограничными невротическими расстройствами.
С другой стороны, эффекты МРТМ в существенной степени определяются индивидуальными предпочтениями обследуемых в выборе музыкальных фрагментов. При этом девушки 15-16 лет предпочитали прослушивать мелодичные, но темповые музыкальные сочинения, что приводило к седативным эффектам, переживанию положительных эмоций и нивелированию вегетативных расстройств (более выраженное у здоровых, но с сохранением высокого уровня ситуативной тревоги у девушек с невротическими расстройствами). В группах 17-18 летних девушек преобладал выбор мелодий более энергичных, с четким темпо-ритмом, что, очевидно, сопровождалось тонизирующими эффектами и проявлялось увеличением амплитуд и индексов быстрых колебаний ЭЭГ, нормализацией гемодинамических показателей и устранением ситуативной тревожности.
Можно также предположить, что влияние различных фрагментов МРТМ зависит также не только от их частотных и ритмических характеристик, но и от индивидуальных особенностей самих обследуемых девушек (например, от типа нервной системы, личностных акцентуаций, состояния здоровья, возраста и т.д.), что открывает перспективы продолжения исследования.
Литература
1. Алекперова Х.М. Влияния функционального биоуправления на состояние психовегетативной сферы у юношей с неврозами / Матер. II съезда общества физиологов Азербайджана. Баку, 1999. С. 28-29
2. Блинова О. А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описания основных работ //Психол.журнал, 1998. №3. С. 106-118
3. Вейн A.M. Вегетативные расстройства: Клиника, диагностика, лечение. М.: МИА, 2000, 752 с.
4. Гуменюк Б.А., Семенова Я.С., Судаков К.В. Электрофи-зиологические и вегетативные показатели эмоционального восприятия человеком динамической цветомузыки // Физи-ол. человека, 2002. Т.28. №1. С. 57-66.
5. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. СПб.: Питер, 2002. 496 с.
6. Епифанов Е.Г.; Шпагонова Н.Г. Влияние музыки на эффективность решения когнитивной задачи // Психол.журнал, 2002, Т.23. №23. С. 105-112.
7. Классина С.Я. Глазачев О.С., Фудин Н.А. Музыкотерапия и психорегуляция как средства снижения психоэмоционального напряжения у студентов перед экзаменом / Матер. трудов межве-дом. научного совета по эксперим. и прикладной физиологии. М.: НИИ норм. физиологии, 2001, С. 280-292.
8. Маляренко Г.Ю. Музыка жизни. СПб., 2001. 234 с.
9. Михайлова Е.С. Восприятие музыки здоровыми людьми и лицами, находящимися в состоянии депрессии // Физиология человека, 1992. Т.18. №6. С. 68-76
10. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу.; М.: Горизонт, 1998, 267 с.
11. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л.: НИИ физ. культуры, 1976. 12 с.
12. Шутова С.В. Влияние дополнительных сенсорных притоков на функции мозга у юношей разных конституциональ-
ных типов / Матер. XVIII съезда Физиолог. об-ва им. И.П.Павлова, Казань, 2001. С. б4
13. Hubner P. Medical resonance therapy music: applikation of the harmony laws of nature in the microcosm of music // Abstr. 8 Intern.Congress on Stress / Montreux. Switzerland, 199б. Р.34.
14. Reznikov A., Butenko G., Bachinskaya N., Litovchenko S. Effects of the Medical Resonance Therapy Music on elderly persons and persons of middle age with a beginning atherosclerotic encephalopathy // Medical Resonance Therapy Music. Rainsborn: AAR Edition-Scientific Information Service, 199б. P.71.
SYCHOPHYSIOLOGICAL AND AUTONOMIC CORRELATES OF MUSICAL THERAPEUTIC INFLUENCES AT GIRLS WITH NEUROTIC FRUSTRATION
A.G. KAZYMOV, A.M. MAMEDOV, O M. CHOBANOVA,
D.M. ALIEVA
Azerbaijan Medical University,
Baku Psychoneurological Clinic, Azerbaijan
Studies of age-related features in psychophysiological parameters of dynamics under the procedures of medical resonance therapeutic music (МРТМ) at practically healthy girls of 15-18 years and girls of the same age group with neurotic frustration have been carried out. МРТМ procedures made up with taking into account individual preferences in musical fragments, possess well-defined аntistress effects. The effects of МРТМ are essentially defined by individual preferences in musical fragments chosen by the girls under examination, and on the other hand depend on the age, individual and typological features of recipients.
Key words: psychophysiological correlates, medical resonance therapeutic music, neurotic frustration.
УДК б13.2 (571.122)
МЕТОДЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ИЗУЧЕНИИ СОСТОЯНИЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ВИТАМИНАМИ-АНТИОКСИДАНТАМИ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЮГРЕ
Ю.Г. БУРЫКИН*, Г.Л. ГОРЫНИН*, В.И. КОРЧИН**, Т.Я. КОРЧИНА**, Е.А. ШАПОШНИКОВА***
В работе представлен сравнительный анализ поступления витаминов А, Е, С с рационами питания у дошкольников Югры. Для всех обследуемых характерна дефицитная направленность в обеспеченности аскорбиновой кислотой и токоферолом нормальная - ретинолом. Ключевые слова: витамины-антиоксиданты, дети дошкольного возраста, Север
Общеизвестно, что здоровье человека в значительной степени определяется его пищевым статусом, т.е. степенью обеспеченности организма энергией и целым рядом пищевых веществ, в первую очередь, макро - и микронутриентами. Любое отклонение от формулы сбалансированного питания приводит к определённому нарушению функций организма [10].
Все витамины (жиро - и водорастворимые), поступающие в организм почти исключительно экзогенным путем, необходимы и незаменимы для человека. Их физиологические функции подробно описаны в литературе [12]. Неадекватный витаминный статус может сопровождаться нарушениями здоровья с вовлечением различных систем и органов. Свидетельством тому служат специфические витаминодефицитные состояния (гиповитаминозы), индуцированные у детей недостаточным поступлением этих пищевых веществ в организм.
Витамины являются универсальными регуляторами процессов обмена веществ в организме. Специфическая функция большинства витаминов состоит в том, что в виде образующихся из них коферментов или простетических групп они входят в состав активных центров ферментов и таким образом принимают участие в механизмах ферментативного катализа многочисленных реакций обмена веществ, лежащих в основе практически всех процессов жизнедеятельности и функций организма [5].
* ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет», [email protected] ГОУ ВПО «Ханты-Мансийская государственная медицинская акаде-
мия», [email protected]
*** ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», [email protected]