НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЗАНЯТИЙ БАДМИНТОНОМ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL ROLE OF BADMINTON IN THE LIFE OF STUDENTS
Щекотихин Михаил Петрович
кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Shchekotikhin Mikhail Petrovich Ph.D., associate professor head of the department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения в вузе. Цель учебной дисциплины: формирование физической культуры личности и способности использовать средства физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности. Эффективность занятий бадминтоном, как средства в достижении поставленных целей, мы решили выяснить в нашей работе.
Abstract. Physical culture and sports are an integral part of the student's professional training throughout the entire period of study at the university. The purpose of the discipline: the formation of physical culture of the individual and the ability to use the means of physical culture and sports to preserve and strengthen health, psychophysical preparation for future professional activities. We decided to find out the effectiveness of badminton classes as a means to achieve our goals in our work.
Ключевые слова: физическое воспитания, бадминтон, работоспособность, психо-физиологическое значение, двигательные способности.
Keywords: physical education, badminton, performance, psychophysiological value, motor abilities.
Только регулярные и систематичные занятия физическими упражнениями способствуют повышению адаптационных возможностей человека, улучшению обмена веществ, укреплению сердечно-сосудистой системы, повышению иммунитета, повышению работоспособности человека. Определение понятия физической работоспособности дает теория функциональных систем П. К. Анохина. Согласно этой теории организм в зависимости от конкретной цели деятельности срочно формирует конкретную функциональную систему, обеспечивающую достижение этой цели. Под функциональной системой понимается такое сочетание процессов и механизмов, которое, формируясь динамически в зависимости от особенностей сложившейся ситуации, непременно приводит к конечному приспособительному эффекту, полезному для организма именно в этой ситуации. В каждой функцио-
нальной системе выделяются физиологический результат (константа) и физиологические механизмы, которые мобилизуются для ее сохранения. Исходя из теории функциональных систем, физическую работоспособность следует считать явлением специфическим, имеющим в каждом конкретном случае свои отличительные признаки и особенности, как и организующаяся для ее обеспечения функциональная система. Следуя этому положению, под физической работоспособностью понимается способность человека к выполнению конкретных двигательных задач в заданных рамках внешних условий.
Все это определяет важность и необходимость воспитывать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом студенческой молодежи, так как в этом возрасте еще есть реальная возможность воспитания двигательных способностей, функциональных возможностей и морально-волевых качеств.
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева имеет сложившуюся систему физического воспитания, основанную на квалификации и опыте профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания, имеющейся в ВУЗе спортивной материально-технической базы и особенностей местных климатических условий.
В вузе студентам предоставлена возможность выбора спортивной секции по желанию с учетом уровня здоровья, спортивной подготовки, временной и территориальной доступности. С раннего утра и до позднего вечера будущие учителя, врачи, инженеры, юристы, экономисты и другие специалисты занимаются в секциях по 22 видам спорта и направлениям спортивной подготовки, повышая свой уровень психофизической готовности, работоспособности.
Одним из видов спорта включенных в эту программу стал бадминтон. В начале у нас было две площадки, на которых занимались две группы численностью 16 человек каждая. В одной группе тренировались студенты, имеющие высокий уровень подготовки. Половину этой группы составляли студенты из Индии. Вторая группа -новички.
В настоящее время у нас оборудовано восемь площадок, на которых занимается пять групп, общей численностью более ста человек.
Мы задались вопросом: в чем заключается такая высокая популярность бадминтона и насколько эффективен данный вид спорта как средство физического воспитания студентов.
Бадминтон относится к ациклическим сложно-координационным видам спорта. Из физических качеств, наиболее важных в бадминтоне, является быстрота во всех ее проявлениях, гибкость, ловкость, выносливость.
Специалисты установили, что занятия бадминтоном оказывают положительное влияние на все системы организма и особенно на кардиореспираторную. Ведь во время игры частота сердечных сокращений может достигать 170 уд./мин и более [6, 7].
Бадминтон наилучшим образом улучшает кровообращение органов зрения, т. к. волан то приближается к глазу, то удаляется от него, это тренирует глазодвигательный аппарат. Во время тренировок и матчей по бадминтону задействуются все группы мышц, в том числе мышцы глаз и воротниковой зоны. Слежение за
воланом в процессе игры заменяет упражнения, которые рекомендуют офтальмологи в качестве гимнастики для глаз. Происходит тренировка глазной мышцы, тем самым снижается спазм аккомодации и улучшается зрение. Что касается взрослых людей, то зрение здесь как минимум не ухудшается. У детей оно серьезно улучшается за счет тренировки ослабленных мышц глаз [4, 6].
У бадминтона есть еще одно важное качество - его может легко освоить практически каждый человек. Умение перебивать волан через сетку и поддерживать игру с партнером приходит уже в течение первой недели занятий. Играя в бадминтон, занимающиеся активно двигаются, получая значительную физическую нагрузку и большой эмоциональный заряд. В бадминтоне сочетаются постоянные сгибания, разгибания, наклоны туловища при выполнении игровых движений с выпадами, прыжками, перебежками. За одну игру спортсмен пробегает с максимальной скоростью около шести километров. Хронометраж показывает, что только в одной одиночной игре игроку приходится замахиваться ракеткой более 500 раз. Бадминтон помогает не только укрепить физическое, функциональное состояние, но и улучшить эмоциональный фон играющего [3, 4, 7].
Одним из основных компонентов тренировки в подготовке бадминтонистов является техническая подготовка. Под технической подготовленностью подразумевается комплекс необходимых двигательных навыков обеспечивающих эффективность игровой деятельности, а также степень владения ими. Главная задача технической подготовки состоит в формировании навыков соревновательных действий, которые позволяли бы бадминтонисту с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в состязаниях. Сложность выполнения большинства технических элементов в бадминтоне объясняется тем, что спортсмену приходится решать сразу несколько задач: держать в поле зрения летящий волан, своевременно и правильно подойти к нему, нанести определенный вид удара ракеткой [4, 7].
Все это требует всестороннего развития физических качеств, т. е. необходимо заложить двигательную кондицию совмещая этот процесс с обучением технике игры. Чем выше уровень технической подготовленности, тем длительнее розыгрыши, тем выше интенсивность нагрузки, тем выше требования к физической работоспособности, таким образом, происходит процесс адаптации организма к новым условиям двигательной активности.
Игра в бадминтон способствует развитию быстроте мышления. В процессе игры бадминтонист должен очень быстро просчитать «ходы» - разную вероятность того, как ответит противник на его удар, и как он сам в свою очередь ответит на удар противника. Игроку приходится просчитывать сразу несколько вариантов ударов. Чтобы это сделать, необходима большая скорость мышления, которая, как раз, и развивается в процессе тренировок и соревнований.
Если проводить параллели бадминтона и психологии, то одним из важнейших понятий становится понятие «цели». Если внимательно присмотреться к течению жизни, то мы увидим, что вся наша жизнь состоит из целей - маленьких и больших, легко достижимых и совершенно не достижимых (на наш взгляд, хотя этот взгляд может быть ошибочным) [5].
Так и в бадминтоне - есть цели. Маленькая цель - это попасть по волану,
а большая - выиграть чемпионат или Олимпиаду. Следующей целью будет перекинуть ударом волан через сетку. Сетка - это препятствие. Препятствие к достижению цели. И это препятствие надо преодолеть. Так и для юного бадминтониста. Надо преодолеть препятствие - сетку, для того, чтобы достигнуть новую цель - чтобы волан перелетел на сторону противника. Это сначала сложно и потребует нескольких упорных тренировок. Но и эта цель будет достигнута, и снова будет радость! У занимающегося уже будет закрепляться понимание того, что достижение целей, во-первых, реально, во-вторых, он будет знать, что оно принесет массу положительных эмоций. Он будет сам стремиться ставить себе новые цели, потому что не будет бояться их. Так, небольшими шагами в игровой форме, воспитывается сильная волевая личность, которая, войдя в большую жизнь, будет достигать больших успехов, не зависимо от того, вырастет этот спортсмен чемпионом или нет.
Вторым понятием, которое связывает бадминтон с психологией, является понятие «самовыражения». Если вдуматься в это слово, то самовыражение - это то, что есть наша жизнь. Человек выражает себя, проявляет, и этим он живет. Если человек никак не проявляет себя, то его как бы и нет. Если у человека недостаточно самовыражения, то он чувствует, что в его жизни что-то не так. Здесь у всех по-разному, от легкого недовольства своей жизнью до глубокой депрессии. Игра в бадминтон позволяет человеку самовыражаться, причем, в силу своих способностей и уровня игры. У всех самовыражение проявляется в жизни по-разному: на работе, в семье, в творчестве. Если человеку в этих сферах жизни не хватает самовыражения, то он ищет его в тех сферах, которые позволяют ему самовыражаться - это спорт. Но какой спорт доступен человеку, который не занимался с детства спортом? Сложно прийти такому человеку в гимнастику, например, или в командные виды спорта, где нужно найти минимум 2 команды игроков своего уровня, а это нелегко. А в бадминтоне достаточно найти всего одного человека своего уровня игры и начать играть, начать проявлять себя в игре и получать от этого радость самовыражения. Таким образом, играя в бадминтон, человек получает занятие, интересное и увлекательное, получает схему преодоления себя, учится и совершенствует владение собственным телом. Это дает рост уверенности в себе, веру в свои силы, что обязательно отразится на всех сферах его жизни. Человек становится психологически устойчивым ко всем трудностям, которые встречаются в жизни. Решение любой психологической проблемы требует решения задач, связанных с уверенностью в себе, с преодолением себя, с работой над собой. Как любое спортивное состязание, бадминтон дает возможность реализации своей агрессии, преодолению неуверенности, снятия стрессов и т. д. [1, 5, 7].
Третье понятие, связывающее бадминтон и психологию - понятие «самосовершенствования». В бадминтоне здесь нет никаких границ. Научившись элементарным ударам, дальше совершенствуется техника этих ударов. А так как ударов в бадминтоне много, а комбинаций ударов и того больше, то работать в этом направлении можно до бесконечности. Даже мастера спорта работают над совершенствованием ударов, доводя их до филигранной точности. А, если уж говорить о любителях, то у них возможности самосовершенствования поистине безграничны, надо работать и над ударами, и над передвижениями по площадке. И здесь так же,
как и в достижении цели, человек приобретает уверенность в себе, когда видит прогресс в овладении игрой. Потому что в бадминтоне есть такой момент - если человек регулярно играет в бадминтон, игра у него сама собой будет улучшаться. Секрет здесь в том, что работать в направлении улучшении игры человек будет стремиться сам, по собственному желанию, и никто и ничто заставлять его не будет. А много ли в жизни моментов, когда работать и трудиться человек хочет сам, а не потому, что это надо? Таким образом, можно сказать, играя, человек будет совершенствовать свое тело, свой дух, и будет улучшаться общее психологическое состояние. Приходя в спортзал после учебных занятий, работы человек, играя в бадминтон, забывает все проблемы и усталость от трудового дня. Получается, что он попадает, в своего рода, «релакс-зону». Это дает возможность, чтобы человек находил в этом состоянии новые ресурсы для жизни и переключал свое сознание. Таким образом, можно сказать, что во время игры в бадминтон, человек получает одновременно и взрыв эмоций от игры и, в то же время, расслабление, отдых, отвлечение от повседневных забот. Еще хочется отметить, что бадминтон помогает преодолевать одиночество. В последнее время популярность бадминтона стремительно растет, в первую очередь из-за своей доступности [1, 2, 5].
В процессе проведения годичного педагогического эксперимента был сделан анализ воздействия занятий бадминтоном на двигательное и функциональное состояние студентов ОГУ имени И. С. Тургенева занимающихся в спортивных секциях университета.
По результатам эксперимента нами был отмечен прирост показателей двигательных способностей студенток, который может соответствовать нормальной динамике развития физических качеств в результате регулярных занятий физической культурой и спортом. Однако следует отметить относительно высокий уровень динамики показателей в челночном беге (3х10 м) и в беге на 1000 м у девушек, занимающихся бадминтоном. За время эксперимента прирост в челночном беге у них составил 0,24 сек (2,7 %), в беге на 1 км - 10, 3 сек или 2,9 %.
Таблица 1
Динамика двигательных способностей студенток - бадминтонисток
Группа Бег 3х' .0 м, (сек) Бег 1000 м., (мин)
Н К Н К
Э 8,84 8,60 5.46.00. 5.35.70.
Таким образом, можно предположить, что занятия в секции бадминтона способствовали росту скоростно-силовых способностей и выносливости.
С целью определения уровня функциональной подготовленности нами была проведена проба Мартине. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика функциональной подготовленности студенток-бадминтонисток
Период. Покой ЧСС, уд/мин После приседаний ЧСС 1 мин 2 мин
Начало года 78 150 82 78
Конец года 72 140 72 -
В результате годичного эксперимента произошли положительные сдвиги в функциональном состоянии студенток. Так после стандартной нагрузки ЧСС в начале эксперимента поднимался в среднем до 150 уд./мин. и возвращался к до рабочему уровню только в конце второй минуты восстановления. В конце эксперимента до рабочий пульс стал ниже, после нагрузки он достиг 140 уд. мин. и полностью восстановление произошло в конце первой минуты отдыха. На основании полученных результатов можно отметить, что функциональное состояние студенток регулярно (два раза в неделю) посещающих занятия бадминтоном в течении учебного года имело положительный рост.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает наше предположение, что даже двухразовые, регулярные занятия бадминтоном в течении учебного года обеспечивают рост двигательных способностей и функциональных возможностей студентов.
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - Москва : Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 542 с.
2. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. - Москва : Медицина, 1991. -192 с.
3. Батова Е. А. Бадминтон как средство повышения уровня физической работоспособности студентов / Е. А. Батова, И. В. Маков // Наука-2020. - 2018. - № 6 (22). -С. 11-15.
4. Мавроматис В. Д. Применение бадминтона в оздоровительной физической культуре студентов строительных вузов [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. Д. Мавроматис. — Электрон. текстовые данные. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.— 60 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19029.html (дата обращения 04.03.2021).
5. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, А. И. Подольского, В. А. Сластенина. - Москва : Изд-во ин-та психотерапии, 2004. - 398 с.
6. Смирнов Ю. Н. Бадминтон : учеб. для ин-тов физ. культуры / Ю. Н. Смирнов. -Москва : Советский спорт, 2011. - 248 с.
7. Щербаков А. В. Бадминтон. Спортивная игра : учебно-методическое пособие / А. В. Щербаков, Н. И. Щербакова. - Москва : Советский спорт, 2010. -153 с.
References
1. Abramova G. S. Vozrastnaya psikhologiya [Age psychology]. Moscow, Akadem. Project Publ., Yekaterinburg, Business Book Publ., 2000, 542 p.
2. Aulik I. V. Opredelenie fizicheskoy rabotosposobnosti v klinike i sporte [Definition of physical performance in the clinic and sports]. Moscow, Meditsina Publ., 1991, 192 p.
3. Batova E. A., Makov I. V. Badminton kak sredstvo povysheniya urovnya fizicheskoy raboto-sposobnosti studentov [Badminton as a means of improving the level of physical performance of students]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 6 (22), pp. 11-15.
4. Mavromatis V. D. Primenenie badmintona v ozdorovitel'noy fizicheskoy kul'ture studentov stroitel'nykh vuzov [The use of badminton in health-improving physical culture of students of construction universities]. Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering Publ., 2012, 60 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/ 19029.html (accessed 04.03.2021).
5. Zhukov V. I. (ed.), Laptev L. G. (ed.), Podolsky A. I. (ed.), Slastenin V. A. (ed.). Psikhologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy]. Moscow, Institute of Psychotherapy Publ., 2004, 398 p.
6. Smirnov Yu. N. Badminton [Badminton]. Moscow, Soviet sport Publ., 2011, 248 p.
7. Shcherbakov A. V., Shcherbakova N. I. Badminton. Badminton. Sportivnaya igra [Badminton. Sports game]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2010, 153 p.