ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА
УДК/UDC 796.012.2
Поступила в редакцию 26.03.2021 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Бакай1 Кандидат философских наук, доцент Н.П. Константинова1 Кандидат биологических наук, доцент В.П. Карташев1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Карпова1
1 Российский государственный социальный университет, Москва
CHILDREN WiTH DiGESTIVE SYSTEM DYSFUNOTiONS (DSD): MENTAL AND PHYSICAL HEALTH (MPH) TESTS AND ANALYSIS
PhD, Associate Professor I.N. Bakay1 PhD, Associate Professor N.P. Konstantinova1 PhD, Associate Professor V.P. Kartashev1 PhD, Associate Professor N.V. Karpova1
1 Russian State Social University, Moscow
Аннотация
Цель исследования - выявить психофизические особенности детей 5-6 лет с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Методика и организация исследования. Научные разработки проводились на базе ГБОУ ДОУ комбинированного вида № 809, ГБОУ ДОУ компенсирующего вида № 2185, ГОУ ЦРР № 1678, ЦАО и СВАО г. Москвы. В исследовании участвовало 99 детей дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет. Для участия детей в эксперименте были получены письменные согласия родителей. В рамках данного исследования было проанализировано 99 карт диспансерного наблюдения. Методом случайной выборки были отобраны три группы: две экспериментальные группы - А и В и одна контрольная группа - С. Контрольная группа С включала 48 детей, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе (22 девочки и 26 мальчиков). Первая экспериментальная группа А была составлена из 27 детей (13 девочек и 14 мальчиков). Во вторую экспериментальную группу В вошло 24 ребенка (13 девочек и 11 мальчиков). У детей экспериментальных групп А и В на момент исследования стоял диагноз функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчевыводящих путей смешанной формы в стадии неполной ремиссии). В качестве методов диагностики состояния детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями ЖКТ были применены: медико-биологические методы, показатели состояния здоровья детей. Для выявления уровня психофизических особенностей детей дошкольного возраста использовалась проективная методика «Рисунок несуществующего животного».
Результаты исследования и выводы. В рамках изучения выявлено отставание показателей физического развития у детей дошкольного возраста с функциональными заболеваниями ЖКТ экспериментальных групп А и В, по сравнению с детьми контрольной группы С, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, что свидетельствует о необходимости рационализации и совершенствования коррекции состояния здоровья детей соответствующего контингента. Помимо отставания показателей физического развития выявлены следующие психологические особенности детей экспериментальных групп: тревожность была отмечена у 46 детей, депрессия - у 24 детей, агрессия - у 16 детей, астения - у 9 детей.
Ключевые слова: дошкольники, физическое развитие, здоровье детей, дисфункциональные нарушения желудочно-кишечного тракта.
Abstract
Objective of the study was to test and analyze mental and physical health of the 5-6 year-olds diagnosed with digestive system dysfunctions. Methods and structure of the study. We run the study at Combined Preschool Establishment No. 809, Rehabilitative Preschool Establishment No. 2185, Preschool Establishment No. 1678 in the Central and North-Eastern Administrative Districts of Moscow.
We sampled the 5-6 year-old children (n=99) on written parental consents for the study based on their 99 dispensary observation files. The sample was randomly split up into EG1, EG2 and RG. The RG was composed of healthy children (n=48, including 22 girls and 26 boys); EG1 of digestive-system-dysfunction-diagnosed individuals (n= 27, including 13 girls and 14 boys); and EG2 of digestive-system-dysfunction-diagnosed individuals (n=24, including 13 girls and 11 boys), with the digestive system dysfunctions dominated by bybiliary dyskinesia of mixed type in remission stage as reported by the local pediatricians. Dynamic observation service under the study was provided by staff pediatricians from Preschool Establishments 809, No. 2185 and No. 1678. The digestive system dysfunction group progresses were tested by the relevant biomedical methods including anthropometrics tests (to rate body mass, height, and vital capacity, VC); health rating Kettle, Skibinski and Ruffier tests; and mental health rating Nonexistent Animal Drawing test. The test set was selected based on recommendations for Preschool Establishments so as to rate every aspect of the mental and physical health.
Conclusion. The study tested the 5-6 year-old digestive-system-dysfunction-diagnosed EG1/2 children lower on the anthropometrics, functionality and health test scales than their healthy RG peers - to demonstrate their urgent need for efficient health correction and improvement service. The digestive-system-dysfunction-diagnosed children were also tested with the poorer mental health rates, with 46 individuals tested with anxiety, 24 with depression, 16 with aggression and 9 with asthenia.
Keywords: preschoolers, physical development, children's health, digestive system dysfunctions.
Введение. Инновационные исследования свидетельствуют о тенденции к увеличению числа детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, 15 %
детей 3-7 лет являются практически здоровыми, у 50 % детей дошкольного возраста определяются разнообразные морфофункциональные отклонения и нарушения в состоя-
нии здоровья и 42 % детей в этом возрасте имеют различные хронические заболевания, в том числе функциональные заболевания органов пищеварения [2, 3, 6].
Патофизиология функциональных заболеваний у детей на сегодняшний день полностью не изучена. На развитие заболеваний оказывают влияние различные причинные факторы - изменения физиологии желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), генетические факторы, окружающая среда и психосоциальные факторы функциональных нарушений ЖКТ [6]. Физические и психологические особенности детей дошкольного возраста, в частности 5-6 лет с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта, характеризуются определенным отставанием исследуемых показателей по сравнению с показателями сверстников, которые относятся по состоянию здоровья к основной медицинской группе.
Большинство детей с функциональными заболеваниями ЖКТ имеет психологические трудности, ввиду чего они нуждаются в применении разнообразных программ оздоровления, направленных на восстановление и клинического, и психологического состояния. При составлении данных программ необходимо учитывать не только этиологию и степень тяжести заболевания ребенка, но и особенности физического развития, психического состояния, возраст ребенка на момент возникновения болезни.
Цель исследования - выявить психофизические особенности детей 5-6 лет с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Методика и организация исследования. Научное исследование проводилось на базе ГБОУ ДОУ комбинированного вида № 809, ГБОУ ДОУ компенсирующего вида № 2185, ГОУ ЦРР № 1678, ЦАО и СВАО г Москвы.
В исследовании участвовало 99 детей дошкольного возраста 5-6 лет. Для участия детей в исследовании были получены письменные согласия родителей. В рамках данного исследования было проанализировано 99 карт диспансерного наблюдения. Методом случайной выборки были отобраны
три группы: две экспериментальные - А и В и одна контрольная - С.
Контрольная группа включала 48 детей, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе (22 девочки и 26 мальчиков).
Первая экспериментальная группа А была составлена из 27 детей (13 девочек и 14 мальчиков). Во вторую экспериментальную группу В вошло 24 ребенка (13 девочек и 11 мальчиков). У детей экспериментальных групп А и В на момент исследования стоял диагноз функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчевыводящих путей смешанной формы в стадии неполной ремиссии). Медицинский диагноз был поставлен врачом педиатром по месту жительства ребенка. Динамическое наблюдение осуществлялось педиатром ГБОУ ДОУ № 809, № 2185, ЦРР № 1678.
В качестве методов диагностики состояния детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями ЖКТ были применены: медико-биологические методы, в них включались антропометрические методы (оценка массы тела, рост, спирометрия (ЖЕЛ); показатели состояния здоровья детей (индексы Кетле, Скибинского, Руфье), психологический метод исследования - проективная методика «Рисунок несуществующего животного» [1, 2, 4, 5]. Выбор тестов опирался на методики, разработанные для детских дошкольных учреждений, и был обусловлен необходимостью наиболее полно охарактеризовать уровень психофизических особенностей детей дошкольного возраста.
Результаты исследования и их обсуждение. Для выявления психофизических особенностей детей с функциональными нарушениями ЖКТ и детей, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, из показателей и нормативов разных авторов, разработанных для детей дошкольного возраста (5-6 лет), были отобраны показатели, наиболее полно характеризующие темпы физического развития и деятельность жизнеобеспечивающих систем. Полученные данные представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1. Результаты антропометрических измерений у детей 5-6 лет с функциональными заболеваниями ЖКТ
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и п Н
Показатели Экспериментальная группа р Контрольная группа р
Группа А Группа В Хcр ±о Хcр ±о Группа С Хcр ±о
Мальчики
Масса тела, кг 22,8+1,84 22,6+2,78 >0,05 26,3+3,47 <0,05* <0,05**
Рост, см 118,6+ 2,46 119,2+2,43 >0,05 127,4+2,68 <0,05* <0,05**
Динамометрия правая, кг 8,98+1,81 8,68+2,17 >0,05 9,9+1,33 >0,05* >0,05**
Динамометрия левая, кг 7,21+1,51 7,08+1,64 >0,05 9,93+1,99 <0,05* <0,05**
ЖЕЛ, мл 1094+105 1113+97,3 >0,05 1236+95,1 <0,05* <0,05**
Девочки
Масса тела, кг 21,6+1,49 22,3+3,9 >0,05 27,8+2,14 <0,05* <0,05**
Рост, см 119,2+ 2,31 120,2+2,72 >0,05 125,3+2,79 <0,05* <0,05**
Динамометрия правая, кг 5,84+2,21 6,03+2,11 >0,05 7,09+2,54 <0,05* <0,05**
Динамометрия левая, кг 4,53+1,73 4,80+1,61 >0,05 5,8+1,30 <0,05* р<0,05**
ЖЕЛ, мл 1098+108 1102+93,3 р<0,05 1398+107 р<0,05* р<0,05**
* достоверность различий между группами В и С; ** достоверность различий между группами А и С
68
http://www.teoriya.ru
2021 Июнь | Juпe
Таблица 2. Показатели индексов у детей 5-6 лет с функциональными заболеваниями ЖКТ
Показатели индексов Экспериментальная группа р Контрольная группа р
Группа А Хcр ±о Группа В Хcр ±о Группа С Хcр ±о
Мальчики
Индекс Руфье, усл. ед. 17,1±1,3 16,8+0,7 >0,05 10,1+0,7 <0,05* <0,05**
Индекс Скибинского, усл. ед. 178,3±25,7 184,7+34,8 >0,05 198,2+0,01 <0,05* <0,05**
Индекс Кетле, кг/см 17,1±0,01 17,0+0,02 >0,05 18,6+0,02 <0,05* <0,05**
Девочки
Индекс Руфье, усл. ед. 15,6±1,2 16,2+1,3 >0,05 9,6+0,9 <0,05* <0,05**
Индекс Скибинского, усл. ед. 169,1±26,1 171,7+26,5 >0,05 189+0,17 <0,05* <0,05**
Индекс Кетле, кг/см 17,0±0,03 17,1+0,02 >0,05 18,9+0,02 <0,05* <0,05**
*Достоверность различий между группами В и С; "достоверность различий между группами А и С.
В показателях веса и роста обнаружены различия между мальчиками и девочками групп А, В и группы С (р<0,05). У мальчиков и девочек групп А и В наблюдается меньший рост по сравнению со здоровыми детьми, в среднем на 4 % показатели роста и 10 % показатели веса детей.
В показателях динамометрии кисти выявлены различия между показателями динамометрии правой кисти у девочек группы А - 5,84±2,21 (кг) и группы С - 7,07±2,53 (кг), р<0,05.
Также выявлены различия по ЖЕЛ между детьми группы С и детьми групп А и В (р<0,05). У детей групп А и В показатель ниже по сравнению с показателем у детей группы С, что может свидетельствовать о снижении функциональных возможностей дыхательной системы организма детей данных групп.
В исследовании у детей экспериментальных групп А и В выявлены низкие показатели по сравнению с показателями группы С по индексным величинам - индексам Скибинского, Кетле и Руфье. Наибольшее отличие отмечено в показателях индекса Руфье: в группе А у мальчиков индекс составил 17,1±1,3, у девочек - 15,6±1,2; в группе В - 16,8±0,7 и 16,2±1,3 соответственно; в группе С у мальчиков - 10,1±0,7, у девочек - 9,6±0,9. По индексу Скибинского отличия выявлены у мальчиков групп А и В (178,3±25,7 и 184,7±34,8 соответственно) и девочек группы А (169,1±26,1) и группы С (198,2±0,01 и 189±0,17 соответственно). По индексу Кетле в группе А у мальчиков и девочек (17,1±0,02 и 17,0±0,03 соответственно), в группе В у мальчиков (17,0±0,02), девочек (17,1±0,02) по сравнению с детьми группы С (мальчики - 18,6±0,02, девочки -18,9±0,02). Меньшие значения показателей в экспериментальных группах А и В, по сравнению с группой С, можно объяснить состоянием здоровья ребенка, наличием патологических факторов, приводящих к снижению двигательной активности ребенка, снижением толерантности к физическим нагрузкам.
Выводы. В рамках исследования выявлено отставание показателей физического развития у детей дошкольного возраста с функциональными заболеваниями ЖКТ экспериментальных групп А и В, по сравнению с детьми контрольной группы С, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, что свидетельствует о необходимости рационализации и совершенствования коррекции состояния здоровья детей соответствующего контингента.
Помимо отставания показателей физического развития, выявлены следующие психологические особенности детей экспериментальных групп: тревожность была отмече-
на у 46 детей, депрессия - у 24 детей, агрессия - у 16 детей,
астения - у 9 детей.
Литература
1. Бакай (Сязина) И.Н. Особенности физической реабилитации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения при нарушениях билиарной системы / И.Н. Бакай (Сязина) // Социальная политика и социология. - 2013. - № 4-1 (96). - С. 87-92.
2. Зайцева О.В. Современные представления о лечении детей с дискинезиями желчевыводящих путей / О.В. Зайцева, Г.А. Сам-сыгина и др. // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатоло-гии и колопроктологии. - 2010. - С. 8-11.
3. Нижевич А.А. Современные подходы к лечению функциональной диспепсии в детском возрасте / А.А. Нижевич и др. // Вопросы детской диетологии. - 2017. - Т. 3. - № 15. - С. 5-11.
4. Свиридова Т.В. Исследование психологических особенностей детей и подростков с заболеваниями органов пищеварения / Т.В. Свиридова, С.Б. Лазуренко, А.Л. Венгер и др. // Вестник РАМН. - 2015. - Т. 70. - № 5. - С. 519-525.
5. Шапкина О.А. Значение медицинской реабилитации детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения для повышения функциональных резервов организма / О.А. Шапкина, Е.И. Шабу-нина // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2015. - № 6. - С. 45-48.
6. Эрдес С.И. Функциональные нарушения органов желудочно-кишечного тракта у детей, актуальные подходы и практические наработки / С.И. Эрдес // Лечащий врач. - 2020. - № 9. - С. 36-43.
References
1. Bakay (Syazina) I.N. Osobennosti fizicheskoy reabilitatsii detey v us-loviyakh doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya pri narusheni-yakh biliarnoy sistemy [Features of physical rehabilitation of children with biliary system disorders in preschool educational institution]. Sotsialnaya politika i sotsiologiya. 2013. No. 4-1 (96). pp. 87-92.
2. Zaytseva O.V., Samsygina G.A. et al. Sovremennye predstavleniya o lechenii detey s diskineziyami zhelchevyvodyashchikh putey [Current ways of treatment of children with biliary dyskinesias]. Rossi-yskiy zhurnal gastroenterologii, gepatologii i koloproktologii. 2010. pp. 8-11.
3. Nizhevich A.A. Sovremennye podkhody k lecheniyu funktsionalnoy dispepsii v detskom vozraste [Modern approaches to treatment of functional dyspepsia in childhood]. Voprosyi detskoy dietologii. 2017. V. 3. No. 15. pp. 5-11.
4. Sviridova T.V., Lazurenko S.B., Venger A.L. et al. Issledovanie psik-hologicheskikh osobennostey detey i podrostkov s zabolevaniyami organov pishchevareniya [Research of psychological characteristics of children and adolescents with digestive system diseases]. Vestnik RAMN. 2015. V. 70. No. 5. pp. 519-525.
5. Shapkina O.A., Shabunina E.I. Znachenie meditsinskoy reabilitatsii detey s khronicheskimi zabolevaniyami organov pishchevareniya dlya povysheniya funktsionalnykh rezervov organizma [Medical rehabilitation of children with chronic diseases of digestive system to increase body functional reserves]. Pediatriya. Zhurnal im. G.N. Speranskogo. 2015. No. 6. pp. 45-48.
6. Erdes S.I. Funktsionalnye narusheniya organov zheludochno-kishechnogo trakta u detey, aktualnye podkhody i prakticheskie nara-botki [Functional disorders of gastrointestinal tract in children: current approaches and practical experience]. Lechashchiy vrach. 2020. No. 9. pp. 36-43.