3. Bortnikova S.A. and Manankov A.V. (2018), "The role of physical culture in the educational activities of students of universities of non-physical culture", Physical culture and health of modern youth, collection of articles, Voronezh, pp. 17-19.
4. Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Kopeikina, E.N. (2008), "Respiratory exercises as a factor of improving the health of students with respiratory diseases", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (45), pp. 21-25.
5. Zvyagintsev, M.V., Krasilnikov, E.V. and Shumilov, V.P. (2020), "Evaluation of the program physical culture for students referred to special medical group of the 1st course at the Novokuznetsk branch - Institute of Kemerovo state University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2(180), pp. 119-123.
6. Kuznetsov, B.V. and Gostev, G.R. (2012), "Influence of professional-adaptive physical training on the development and improvement of physical qualities of cadets of universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia", Physical culture and health, No. 6 (42), pp. 53-56.
7. Kuznetsov B.V. and Kuznetsova, T.M. (2017), "Overcoming hypodynamia in the formation of general cultural and professional training of students and cadets of universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia", Fire safety: problems and prospects, Vol. 1, No. 8, pp. 349-352.
8. Mamonova O.V. (2019), "Low-intensity motor activity in physical education of students with special educational needs", Culture physical and health, No. 3 (71), pp. 40-43.
9. Patrusheva, L.V. and Tokar, E.V. (2014), "Content of technology of physical education of students of a special medical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (109), pp. 137141.
10. 1Svetlichniy, A.A. and Dorontsev, A.V. (2020), "Peculiarities of planning of level of physical activity of students of special medical group "A" with concomitant diseases of the circulatory system and vertebral region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 245-250.
11. Shvachun, O.A., Mikhailov, S.S. and Kuznetsov, B.V. (2018), "The role of health-saving technologies in the formation of physical culture of Justice University students", Current problems in the field ofphysical culture and sports, collection of articles, Saint Petersburg, Vol. 2, pp. 170-172.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.10.2021
УДК 796.011.3
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА НА ВТОРОМ ГОДУ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Московский государственный университет спорта и туризма, г. Москва; Елена Григорьевна Стадник, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Максим Викторович Еремин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Московский государственный университет спорта и туризма, г. Москва; Юрий Иванович Кульгачев, старший преподаватель, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлено необходимостью дальнейшего изучения влияния дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние и здоровье студентов в условиях пандемии коронавируса. Целью исследования является анализ влияния дистанционного образования на психоэмоциональное состояние и работоспособность студента на втором году «эпохи фактора пандемии коронавируса». Методика и организация исследования. В ходе проведенного исследования были использованы методы экспертных оценок, анализ результатов исследований влияния фактора пандемии коронавируса на психоэмоциональное состояние студентов российскими учеными, анкетирования, анализ информационных источников, систематизации данных и абстрагирования. На первом этапе проведен сравнительный анализ отношения российских ученых к дистанционной форме в начале 2000-х годов и в настоящем времени и его влияния на психоэмоцио-
нальное состояние и работоспособность студентов. В ходе второго этапа проведено собственно исследование, в ходе которого с использованием «Google Формы» были опрошены студенты шести высших учебных заведений города Москвы. На заключительном этапе сделаны обобщающие выводы. Результаты исследования и их обсуждение. Аргументированно показано изменение отношения российских ученых к дистанционным формам обучения сегодня по отношению к началу 2000-х годов. Проведенные исследования российскими учеными по аспектам влияния режима самоизоляции на состояние здоровья людей, проведение занятий в удаленном режиме в высших учебных заведениях показывают, что кроме позитивных аспектов, дистанционное обучение привнесло и ряд серьезных проблем. Выявлено обстоятельство, что в условиях пандемии коронавируса «дистанционное обучение» воспринимается как студентами, так и преподавателями несколько в иной форме чем до 2020 года. Проведенный социологический опрос показал, что самих студентов, в основном (более 70%), сложившееся обстоятельства с организацией и проведением учебных занятий устраивает. В то же время длительное нахождение в режиме самоизоляции пагубно влияет на психоэмоциональное состояние студента и заметно снижает его работоспособность. Выводы. В период коронавирус-ной инфекции дистанционная форма обучения стала доминирующей. Отношение к этой форме обучения претерпело изменения. Если в начале 2000-х годов обосновывали, как правило, позитивные стороны этого процесса, то фактор самоизоляции, связанный с пандемией коронавируса, выявил её и негативные стороны.
Ключевые слова: дистанционное обучение, психоэмоциональное состояние, работоспособность студента, пандемия коронавируса.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p382-388
PSYCHOEMOTIONAL STATE AND PERFORMANCE OF A STUDENT IN THE SECOND YEAR OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC
Elena Yurievna Sysoeva, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow State University of Sports and Tourism, Moscow; Elena Grigoryevna Stadnik, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Maxim Viktorovich Ere-min, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow State University of Sports and Tourism, Moscow; Yuri Ivanovich Kulgachev, the senior teacher, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Moscow
Abstract
Introduction. The relevance of the study is due to the need to further study the impact of distance learning on the psycho-emotional state and health of students in the context of the coronavirus pandemic. The aim of the study is to analyze the impact of distance education on the psychoemotional state and performance of a student in the second year of the "epoch of the coronavirus pandemic factor". Methodology and organization of the study. In the course of the study, the methods of expert assessments, analysis of the results of studies of the influence of the coronavirus pandemic factor on the psychoemotional state of students by Russian scientists, questionnaires, analysis of information sources, data systematization and abstraction were used. At the first stage, a comparative analysis of the attitude of Russian scientists to the distance form in the early 2000s and in the present time and its impact on the psycho-emotional state and performance of students was carried out. During the second stage, the actual research was conducted, during which students of six higher educational institutions of the city of Moscow were interviewed using the "Google Form". At the final stage, generalizing conclusions are made. The results of the study and their discussion. The change in the attitude of Russian scientists to distance learning forms today in relation to the beginning of the 2000s is argumentatively shown. The studies conducted by Russian scientists on the aspects of the influence of the self-isolation regime on the state of people's health, conducting remote classes in higher educational institutions show that in addition to positive aspects, distance learning has also introduced a number of serious problems. The fact is revealed that in the conditions of the coronavirus pandemic, "distance learning" is perceived by both students and teachers in a slightly different form than before 2020. The conducted sociological survey showed that the students themselves, mostly (more than 70 %), are satisfied with the current circumstances with the organization and conduct of training sessions. At the same time, prolonged stay in self-isolation has a detrimental effect on the student's psychoemotional
state and significantly reduces his working capacity. Conclusions. During the period of coronavirus infection, distance learning has become dominant. The attitude to this form of training has undergone changes. If in the early 2000s, as a rule, the positive sides of this process were justified, then the factor of self-isolation associated with the coronavirus pandemic revealed its negative sides
Keywords: distance learning, psychoemotional state, student's working capacity, coronavirus pandemic.
ВВЕДЕНИЕ
С 2020 года весь мир борется с коронавирусной пандемией, которая в свою очередь погрузила мировые державы в кризис, в числе этих стран и Российская Федерации, в которой коронавирус затронул как экономику страны, так и все виды жизнедеятельности россиян. Исполнительными и законодательными органами власти России в 2020 году был принят ряд мер по борьбе с коронавирусной инфекцией. Было ограничено железнодорожное и авиасообщение с другими государствами, а в ряде временных интервалов и полное их прекращение, возвращены туристы из-за рубежа, реализовывались необходимые меры индивидуальной безопасности при нахождении в общественных местах, закрывались предприятия по предоставлению услуг развлечения (ночные клубы, рестораны и т.д.), осуществлялись мероприятия по переходу на режим «удаленной работы» как работников предприятий, так школьников и студентов на режим «дистанционного обучения». Принимались меры административного характера к нарушителям режима самоизоляции (внесенные изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации позволяли использовать такую меру административного воздействия как «административный штраф».
Во второй половине 2020 года и по настоящее время (сентябрь 2021 года) ряд ограничительных мер по передвижению на территории страны, работы предприятий общественного питания, ведении образовательного процесса в учебных заведениях значительно были снижены.
В то же время, в высших образовательных заведениях продолжало и будет активно использоваться «дистанционное обучения». В результате названных условий и обстоятельств студент в большей степени оказывается изолированным от общества на определённый период времени. За сравнительно небольшой временной промежуток (2020 год -сентябрь 2021 года) накоплен определенный опыт дистанционного образования, на основании которого возможно выявить отдельные достоинства и недостатки «удаленного обучения» и его влияния на психоэмоциональное состояние и работоспособность студента.
Целью исследования является анализ влияния дистанционного образования на психоэмоциональное состояние и работоспособности студента на втором году «эпохи фактора пандемии коронавируса».
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе проведенного исследования были использованы методы экспертных оценок, анализ результатов исследований влияния фактора пандемии коронавируса на психоэмоциональное состояние студентов российскими учеными, анкетирования, анализ информационных источников, систематизации данных, абстрагирования.
На первом этапе проведен сравнительный анализ отношения российских ученых к дистанционной форме в начале 2000-х годов и в настоящем времени и его влияния на психоэмоциональное состояние и работоспособность студентов. В ходе второго этапа проведено собственно исследование, в ходе которого с использованием «Google Формы» были опрошены студенты шести высших учебных заведений города Москвы. И на заключительном этапе, на основе проведенного исследования, были сделаны обобщающие выводы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Внедрение дистанционного образования во многих странах мира относят к началу 90-х годов XX-го столетия. В начале 2000-х годов за его развитие в России активно выступали и ряд российских ученых, которые считали, что нельзя отставать от мировых новаций в сфере образования [6, 11]. В этот период времени выявлялись и обосновывались в первую очередь позитивные аспекты дистанционного образования: использование при обучении детей-инвалидов, полезность для профильного обучения, решение кадровых вопросов при отсутствии специалистов высокого уровня, возможность углубить знания в той или иной предметной области и т.д. [6, 10, 11].
Сегодня, когда мир столкнулся с фактором COVID-19, неизбежность массового использования форм и методов дистанционного обучения не ставится под сомнение. Проведенные исследования российскими учеными по аспектам влияния режима самоизоляции на состояние здоровья людей и как одно из следствий, проведение занятий в удаленном режиме в высших учебных заведениях показывают, что кроме позитивных моментов [7], которые ранее активно обосновывались, дистанционное обучение привнесло и ряд серьезных проблем [1, 2, 3, 4, 5, 8, 9].
Исходя из проведенного анализа однозначно оценить влияния такого обучения на психоэмоционально состояние и работоспособность студента не представляется возможным. Следует учитывать также и то обстоятельство, что в условиях пандемии коронави-руса «дистанционное обучение» воспринимается как студентами, так и преподавателями несколько в иной форме нежели до 2020 года. В связи с этим, проведен анализ анкетирования (социологического опроса), проведённого с мая по июнь 2021 года, респондентами которого являлись студенты разных курсов из высших образовательных учреждений: Российский государственный социальный университет, Национальный исследовательский ядерный университете «МИФИ», Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский государственный университет спорта и туризма, Российская таможенная академия.
В анкете было выделено четыре раздела, включающего 80 вопросов. Вопросы первого раздела социологического опроса обобщали средства и удобство применения и использования информационных технологий во время обучения, второго раздела - раскрывали позитивные и негативные стороны организации учебного процесса, третьего раздела - выявляли уровень коммуникации студентов с преподавателями, четвертого раздела -определяли состояние и уровень психоэмоционального состояния респондентов и их работоспособности. В четвертом разделе также были использованы две шкалы оценки реактивной и личностной тревожности. Число респондентов составило 379 человек. Респонденты/студенты вышеуказанных вузов являются жителями Москвы и других субъектов Российской Федерации в возрасте от 18 до 25 лет. Анкетирование проводилась посредством использования «Google Формы».
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Личностная тревожность Сложности взаимодействия с преподавателем Снижение работоспособности Нехватка живого общения Ситуативная тревожность Сохранение уровня учебного процесса Удобство Снижение контроля Отсутствие трудностей коммуникации
30% I
33% I
40% I
60% |
70% |
73,90% I
87,30% I
88% I
96% I
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рисунок 1 - Оценка эффективности дистанционного обучения
87,3% респондентов согласились с удобством использования средств информационных технологий (первый блок вопросов социологического опроса) в условиях дистанционного обучения, связанного с фактором пандемии коронавируса. Это обусловлено простотой их использования, минимальными издержками функционирования и относительно высокими доходами родителей, позволяющим студентам иметь высокотехнологичные средства коммуникации.
Второй раздел социологического опроса, посвященный анализу отношения студентов к учебному процессу, показал неоднозначные результаты. 73,9% респондентов считает, что в процессе удаленного обучения не было изменений, все требования в проводимых ранее очных семинарах были и на дистанционном обучение. В то же время 88% респондентов считает, что снизился уровень контроля за деятельностью студента на практических занятиях, объясняя это отсутствием физического нахождения преподавателя рядом со студентами и проведением занятий без постоянно включённых камер и микрофонов. Сам учебный процесс проходил по традиционной форме, но самостоятельные и контрольные работы, проводились в электронных информационных системах, так у 94% опрошенных написание самостоятельные и контрольных работ осуществлялось без участия преподавателя.
В ответах респондентов на вопросы по третьему разделу 67% респондентов заявило, что трудностей в коммуникации не наблюдалось, однако остальные 33% заявили о сложности взаимодействия с преподавателем. 60% респондентов отметили недостаток живого общения с одногруппниками.
Анализ ответов на вопросы четвертого раздела «психоэмоциональное состояние студента» социологического опроса выявил, что у 70% студентов была повышена ситуативная тревожность, вызванная переживаниями респондентами ситуации с коронавирус-ной инфекцией и режимом самоизоляции.
Также в ходе исследования обнаружено, что у 30% опрошенных высокий уровень личностной тревожности из-за отсутствия возможности проявить себя и реального взаимодействия с коллективом. Более 40% респондентов жалуется на снижение работоспособности, характеризуя это чрезмерным взаимодействием с электронными средствами коммуникации, то есть это указывает на значительное снижение работоспособности.
Таким образом, на основании проведённого анкетирования выявлено, что сам дистанционный процесс обучения во время режима самоизоляции не вызывает трудностей, а напротив, в основном (более 70 %), студентов сложившееся положение с организацией и проведением учебных занятий устраивает. В свою очередь, имеют место и негативные факторы такого обучения: ослабление уровня контроля за деятельностью студента со стороны преподавателя, снижение работоспособности, рост ситуативной тревожности, ярко выраженная социальная самоизоляция. В связи с этим следует отметить, что по мнению опрошенных длительное нахождение в режиме самоизоляции пагубно влияет на психоэмоциональное состояние студента и заметно снижает его работоспособность.
Следует отметить, что, анкетирование проводилось после снятия режима самоизоляции, но в период дистанционного обучения. Отсюда следует, что респонденты в полной мере ощутили на себе информационный шум, связанный с коронавирусной инфекцией. Это также является серьёзным фактором, воздействующим на психоэмоциональное состояние и работоспособность студента.
Что же касается преподавателей ведущих занятия по общим дисциплинам и специализации, то многих также как и студентов, в основном, устраивает режим ведения занятий в удаленном режиме. Этого нельзя сказать о преподавателях, ведущих занятия по «Физической культуре». По экспертной оценке авторов (все авторы статьи - преподаватели учебной дисциплины «Физическая культура»), замена элективных занятий по физической культуре на общение со студентами по электронным видам связи приводит к значительному снижению работоспособности студентов, ухудшению физического состояния,
росту заболеваемости и как следствие снижению качества подготовки специалистов. В то же время, поднятая проблема является темой отдельного научного исследования, над которой в настоящее время продолжается работа.
ВЫВОДЫ
После тщательного анализа психолого-педагогической литературы и проведённого исследования, обнаружено, что дистанционное обучение является новой формой обучения, которая позволяет не только задействовать современные технологии, но и минимизировать трудовые, временные и финансовые издержки преподавателя и студента. Отношение к этой форме обучения претерпело изменения. Если в начале 2000-х годов обосновывали, как правило, позитивные стороны этого процесса, то фактор самоизоляции, связанный с пандемией коронавируса, выявил негативные стороны длительного использования дистанционного обучения.
В целом, новизна дистанционного обучения не позволяет комплексно изучить вопрос. Опыт, накопленный во время пандемии, свидетельствует о наличии положительных ключей данного вопроса, психоэмоциональное состояние, по мнению студентов (70 %), не претерпело серьёзных изменений во время дистанционного обучения. Однако и они отмечают высокий уровень тревожности и снижение работоспособности. Важно понимать, что переход на дистанционную форму обучения возможен только после комплексной оценки его влияния не только на психоэмоциональное состояние студента, но и на его здоровье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губа В.П. Коронавирус как новая реальность спортивного дискурса / В.П. Губа, Р.В. Бе-лютин, Е.Е. Ачкасов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7. - С. 72-75.
2. Замчевская Е.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой на самоизоляции / Е.С. Замчевская, Н.Б. Кутергин, А.П. Коруковец // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 1. - С. 23-28.
3. Роль самостоятельных занятий физической культурой и спортом в условиях пандемии / А.Г. Карасев, О.А. Казакова, Л.А. Иванова, А.М. Данилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 195-199.
4. Дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях самоизоляции / Т.Ю. Покровская, Р.А. Юсупов, Е.Б. Титова, Ю.С. Журавлева // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 11. - С. 65-67.
5. Покровская Т.Ю. Опыт внедрения элементов дистанционного обучения в рамках освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе / Т.Ю. Покровская, Ш.Р. Юсупов, Е.Б. Титова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 1. - С. 59-65.
6. Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения / Е.С. Полат // Открытое образование. - 2005. - № 3. - С. 71-77.
7. Савельев Д.С. Реализация онлайн-формата учебных занятий по физической культуре в условиях вуза / Д.С. Савельев, В.А. Куванов, Е.С. Жерлыгина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 15-17.
8. Татарова, С.Ю. Принципы использования психолого-педагогического тренинга в работе со студентами / С.Ю. Татарова, А.Н. Сафонов, В.Б. Татаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). -С. 310-315.
9. Формирование психологических установок у студентов на занятиях по физической культуре в процессе дистанционного обучения / О.Н. Логинов, Т.Е. Симина, А.С. Чернова, Н.В. Смирнова / Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва, 2021. С. 675-679.
10. Холодкова И.В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения / И.В. Холодкова // Информатика и образование. - 2009. - № 1. -С. 87-88.
11. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство / В.С. Шаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 236-240.
REFERENCES
1. Guba, V.P., Belyutin, R.V. and Achkasov, E. E. (2020), "Coronavirus as a new reality of sports discourse", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 72-75.
2. Zamchevskaya, E.S., Kutergin, N.B. and Korukovets, A.P. (2021), "Motivation of students to engage in physical culture on self-isolation", Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 1, pp. 23-28.
3. Karasev, A.G., Kazakova, O.A., Ivanova, L.A. and Danilova, A.M. (2020), "The role of independent physical culture and sports in the conditions of a pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 195-199.
4. Pokrovskaya, T.Yu., Yusupov, R.A., Titova, E.B. and Zhuravleva Yu. S. (2020), "Distance learning in the discipline "Physical culture and sport" in conditions of self-isolation", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 65-67.
5. Pokrovskaya, T.Yu., Yusupov, Sh.R. and Titova, E.B. (2021), "The experience of introducing elements of distance learning within the framework of mastering the discipline "Physical Culture and sport" at the university", Science and sport: modern trends, Vol. 9. No. 1, pp. 59-65.
6. Polat, E.S. (2005), "On the problem of determining the effectiveness of distance learning", Open education, No. 3, pp. 71-77.
7. Saveliev, D.S., Kuvanov, V.A. and Zherlygina, E.S. (2021), "Implementation of the online format of physical education classes in the conditions of a university", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 15-17.
8. Tatarova, S.Yu., Safonov, A.N. and Tatarov, V.B. (2020), "Principles of using psychological and pedagogical training in work with students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 310-315.
9. Loginov, O.N., Simina, T.E., Chernova, A.S. and Smirnova, N.V. (2021), "Formation of psychological attitudes among students in physical culture lessons in the process of distance learning", Actual problems, modern trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects. Materials of the III All-Russian scientific-practical conference with international participation, Moscow, pp. 675-679.
10. Kholodkova, I.V. (2009), "Organization of distance learning based on the integration of fulltime and distance learning forms", Computer science and education, No. 1, pp. 87-88.
11. Sharov, V.S. (2009), "Distance learning: form, technology, means", Proceedings of the Herzen Russian State Pedagogical University, No. 94, pp. 236-240.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.10.2021
УДК 796.56
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Татьяна Анатольевна Трифоненкова, доцент, Татьяна Николаевна Поборончук, кандидат технических наук, доцент, Татьяна Александровна Мартиросова, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева, Красноярск, Екатерина Михайловна Кадомцева, кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный медицинский университет
им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого
Аннотация
Анализ научной литературы и педагогической практики показал, что существуют противоречие между значительным образовательным потенциалом дисциплины «Физическая культура со