Научная статья на тему 'Психодинамика особенностей межличностного взаимодействия неоднократно судимых осужденных молодежного возраста'

Психодинамика особенностей межличностного взаимодействия неоднократно судимых осужденных молодежного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСУЖДЕННЫХ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ НЕОДНОКРАТНО СУДИМЫХ ОСУЖДЕННЫХ / FEATURES OF INTERPERSONAL INTERACTION OF THE CONDEMNED / BEHAVIOR STRATEGY IN THE CONFLICT / PSYCHOLOGICAL PROTECTION REPEATEDLY OFFENDERS CONDEMNED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марчук Ольга Анатольевна

в статье рассмотрены особенности межличностного взаимодействия осужденных с другими осужденными и сотрудниками ИУ. Выявлены доминирующие модели поведения в ситуации конфликтного взаимодействия осужденных, впервые и неоднократно судимых. Проанализированы различия сферы психологических защит осужденных данных групп. С учетом выявленных личностных особенностей предложены рекомендации по построению специфического воспитательного воздействия на осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марчук Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in article features of interpersonal interaction condemned with others condemned and employees IU are considered. Dominating models of behavior in a situation of disputed interaction condemned, for the first time and repeatedly offenders are revealed. Distinctions of sphere of psychological protection of the condemned given groups are analysed. Taking into account the revealed personal features recommendations about construction of specific educational influence on the condemned are offered.

Текст научной работы на тему «Психодинамика особенностей межличностного взаимодействия неоднократно судимых осужденных молодежного возраста»

ПСИХОДИНАМИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕОДНОКРАТНО СУДИМЫХ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА

O.A. Марчук

Аннотация: в статье рассмотрены особенности межличностного взаимодействия осужденных с другими осужденными и сотрудниками ИУ. Выявлены доминирующие модели поведения в ситуации конфликтного взаимодействия осужденных, впервые и неоднократно судимых. Проанализированы различия сферы психологических защит осужденных данных групп. С учетом выявленных личностных особенностей предложены рекомендации по построению специфического воспитательного воздействия на осужденных.

Ключевые слова: особенности межличностного взаимодействия осужденных; стратегии поведения в конфликте; психологические защиты неоднократно судимых осужденных.

The summary: in article features of interpersonal interaction condemned with others condemned and employees ИУ are considered. Dominating models of behavior in a situation of disputed interaction condemned, for the first time and repeatedly offenders are revealed. Distinctions of sphere of psychological protection of the condemned given groups are analysed. Taking into account the revealed personal features recommendations about construction of specific educational influence on the condemned are offered.

Keymords: features of interpersonal interaction of the condemned. Behavior strategy in the conflict. Psychological protection repeatedly offenders condemned.

В статье рассмотрены особенности межличностного взаимодействия осужденных с другими осужденными и сотрудниками ИУ. Знание специфики этих особенностей, а в частности склонности избирать те или иные модели поведения в ситуации конфликтного взаимодействия осужденных, по нашему мнению, полезно для построения специфического воспитательного воздействия на них.

В исследовании приняли участие осужденные в количестве 100 человек. Всех испытуемых мы поделили на две группы:

I группа — осужденные, имеющие одну судимость (46 испытуемых);

II группа—осужденные, имеющие две и более судимости (54 испытуемых).

В анкету были включены вопросы, иллюстрирующие особенности взаимоотношений осужденных, тестовые методики, изучающие предрасположенность осужденных к конфликтному поведению, особенности психологических защит.

При анализе ответов на вопрос: «В жизни Вам мешает ...» на рисунке 1 мы видим, что осужденным из первой группы, имеющим одну судимость, мешает в жизни безразличие окружающих.

На наш взгляд, безразличие окружающих есть деструктивно измененные межличностные отношения людей в современном обществе, равнодушное отношение к другим людям: «мне все равно, что происходит за моей дверью, лишь бы меня не трогали». В данном случае

6,0000

5,5000

5,0000

4,5000

4,0000

3,5000

- Имеют одну судимость Имеют 2 и более судимости

3,0000 ^-.-.-I

требования общества необходимость приниметь безразличие окружающих

решения

Рис. 1. Средние оценки факторов, мешающих хорошей жизни, в двух группах осужденных

возникает проблема глубокого изменения межличностных отношений, к которым люди просто привыкают.

В современном мире соседи часто просто не знают друг друга.

Осужденный после освобождения вынужден выстраивать межличностные отношения согласно требованиям того общества, в которое он попадает. Психологи ИУ ведут работу с осужденными на разных стадиях их пребывания в местах лишения свободы. Своей задачей они видят сопровождение осужденных в ИУ таким образом, чтобы у них затем была возможность социализироваться и адаптироваться к условиям современного общества, а процесс ресоциализации способствовал предотвращению совершения ими повторных преступлений, так как они будут знать, что в этом обществе кому-то нужны.

Вторая группа осужденных, имеющих две и более судимости, к безразличию окружающих относится спокойно, для них оно стало принципом жизни: все, что

необходимо, нужно добывать самостоятельно, рассчитывать абсолютно не на кого. «Они же не виноваты, что добыча благ таким образом приводит к совершению преступлений, просто по-другому они не умеют».

Эта группа осужденных на проблему межличностных отношений в гражданском обществе смотрит иначе. При определенном опыте социальных отношений в закрытом социуме (колония, отряд) эти отношения для них сложны и многогранны, у них возникают трудности при решении социально-бытовых проблем, в то время как в ИУ проблемы подобного характера решаются администрацией.

Опыт жизни в местах лишения свободы — это еще и богатый опыт человеческого общения. В условиях ИУ осужденные вынуждены учиться общаться, и научаются, со своим отношением, своими установками, ценностями. Забегая немного вперед, укажем, что у этой группы осужденных по тесту предрасположенности к конфликтному поведению про-

6,8000 6,3000 5,8000 5,3000 4,8000 4,3000 3,8000 3,3000 2,8000

-Имеют одну судимость Имеют 2 и более судимости

^ / /

Рис. 2. Сравнение 1и2 групп осужденных по позиции «главное в жизни»

является направленное сотрудничество, то есть они делают что-либо по просьбе администрации ИУ с целью взаимной выгоды (например, подготовки к УДО). Таким образом, они стремятся кудовлет-ворению ростовых потребностей.

По теории А. Маслоу ростовые (высшие) потребности удовлетворяются, когда дефицитарные (низшие) удовлетворены. У осужденных второй группы удовлетворение дефицитарных потребностей отходит на второй план, так как они сосредоточены на удовлетворении именно высших потребностей, они научились удовлетворять свои дефицитарные потребности более или менее достаточно [1].

Жесткие условия ИУ вынуждают осужденных формировать такой стиль общения, в то время как сотрудники используют это в своих целях, например, для поддержания порядка в отряде.

На рисунке 2 видно, что различия в позиции «главное в жизни» прослеживаются в выборе денег у осужденных первой группы, имеющих одну судимость

(это статистически значимые различия р< 0,03). Деньги для них являются теми средствами, за которые можно приобрести различные блага. Эти осужденные как раз стремятся в первую очередь к удовлетворению дефицитарных потребностей, им о ростовых потребностях еще пока не приходится думать, они находятся в процессе адаптации.

Работа с осужденными данной группы сотрудниками и психологами должна строиться на том, чтобы ориентировать их на удовлетворение ростовых потребностей, которые невозможно удовлетворить в местах лишения свободы, а для этого им необходимо не совершать преступлений, находясь на свободе.

В ИУ попадают люди с разным материальным достатком в жизни, у которых отношение к деньгам как к средствам достижения определенных целей уже сформировано. Возможно, они привыкли в жизни многое оценивать количеством денег.

Деньги — это средство удовлетворения дефицитарных потребностей. «Ис-

6,8000 -|

6,3000

5,8000

5,3000

4,8000

4,3000

3,8000

3,3000

-Имеют одну судимость Имеют 2 и более судимости

^ /

¿г

Рис. 3. Сравнение 1и2 групп осужденных по позиции «для того, чтобы хорошо жить, нужно быть»

следования показывают, что у осужденных наиболее значимы те ценности, которые обеспечивают индивидуальное существование(свобода, материальная обеспеченность и т. д.)» [2].

Немаловажным фактором для них является образование, значит, они хотят учиться, чтобы чего-то добиться в жизни. Уровень образования у осужденных первой группы, имеющих одну судимость, в целом выше, чем у осужденных второй группы, имеющих две и более судимости.

Осужденные из второй группы, имеющие две и более судимости, к деньгам относятся спокойно, их жизненный опыт показывает, что там, за решеткой, более важной ценностью является здоровье. Образование для этой группы осужденных уже не имеет по сути никакого значения, они не понимают, зачем учиться, так как прошли «тюремную школу жизни» и имеют жизненный опыт. А вот деньги — самое минимальное значение — они вообще не рассма-

тривают как важный фактор в жизни, тем более главный.

Однако такие факторы, как семья и любовь, имеют особую ценность для обеих групп осужденных. Им не чужды обычные нормальные человеческие ценности. Для первой группы эти факторы представляют ценность, потому что они, по сути, совсем недавно еще жили в семье, человеку очень трудно лишиться семьи, хотя бы на срок отбывания наказания. А для второй группы осужденных эти показатели имеют значение, так как для них важна ценность того, что их ждут на воле. Здесь речь идет об удовлетворении ростовых потребностей.

Работа сотрудников и психологов с данной категорией осужденных должна строиться на возврате их в общество, ибо в заключении невозможно создать семью, найти (обрести) любовь, стремиться к самоактуализации.

Еще одним не менее важным (статистически значимым р<0,02) фактором осужденные второй группы, имеющие

две и более судимости, считают необходимость быть любимым, что мы видим на рисунке 3. Они не выбирают ни деньги, ни карьеру, ни связи, ни влиятельность — это отходит на второй план, они ценятто, что они любимы. На наш взгляд, здесь имеет место осознание того, что они проводят за решеткой многие годы своей жизни, поэтому важно то, что их ждут, они ощущают свою нужность. Любовь — это одна из ростовых потребностей по А. Маслоу.

Более того, проблема значимости для осужденных второй группы имеет такую ценность, потому что у них особенно остро стоит проблема социальной депривации, когда они лишены элементарного общения с друзьями, родственниками в той мере, в какой это необходимо, они привыкают к определенному, узкому кругу людей, не говоря о том, что они практически лишены общения с противоположным полом.

Депривация — намеренное лишение чего-либо. Формы социальной депривации различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором — она сама или общество, целенаправленно создавая для решения определенных задач в той или иной мере закрытое от других человеческих сообществ объединение людей.

Социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни [2].

У осужденных первой группы, имеющих одну судимость, так остро эта по-

требность не ощущается, возможно, это связано с недавним осуждением либо небольшим сроком отбывания наказания.

Однако осужденным первой группы «для того, чтобы хорошо жить, нужно быть» образованным, здоровым и семьянином. Образованным, понятно, чтобы чего-то в жизни достичь, здоровым, чтобы была возможность работать, учиться, ценность здоровья вообще трудно переоценить, а семьянином, чтобы был крепкий тыл и статус, в общем, все то, что необходимо в жизни на свободе.

В то же время осужденные данной категории по мере адаптации к условиям ИУ начинают понимать, что недостаточно удовлетворения только дефицитар-ных потребностей, жизнь не заканчивается, поэтому начинают строить планы на будущее, то есть на создание семьи, получение образования.

Работа сотрудников и психологов должна строиться на стратегии невозврата в места лишения свободы, а также подготовке к реадаптации.

Далее проанализируем предрасположенность осужденных к конфликтному поведению, находясь в местах лишения свободы.

На рисунке 4 видно, что (статистически значимым показателем р<0,006) для осужденных второй группы, имеющих две и более судимости, при возникновении конфликтной ситуации является сотрудничество, «когда участники конфликтной ситуации приходят к альтернативному решению, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон» [3].

Эта стратегия решения конфликтной ситуации, по мнению автора теста,

—♦— Имеют одну судимость

Имеют 2 и более судимости

Рис. 4. Сравнение 1и2 групп осужденных по предрасположенности к конфликтному поведению по тесту К. Томаса

является единственно конструктивной. Все остальные стратегии в той или иной степени ведут к взаимному или индивидуальному проигрышу в ситуациях конфликта [5].

Главная цель сотрудничества здесь— получение взаимных выгод.

Осужденные, не являющиеся отрицательно направленными, идут на сотрудничество с администрацией ИУ для получения условно-досрочного освобождения за хорошее поведение.

Осужденные первой группы, имеющие одну судимость, нередко попадая в колонию, не знают, как себя вести в конфликтных ситуациях, которые случаются весьма часто, что объясняется отсутствием у них опыта разрешения подобных ситуаций. Притом, что другие осужденные могут намеренно провоцировать конфликтные ситуации для новичков, чтобы посмотреть, как будет разрешаться конфликт. Сам факт попадания в колонию для осужденных первой группы, имеющих одну судимость, становится внутриличностным конфликтом,

который и так будет отражаться на взаимоотношениях с другими осужденными. На основании этого они на данном этапе пребывания в колонии выбирают в качестве способа разрешения конфликтных ситуаций самый простой на их взгляд способ — компромисс либо избегание.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Работа сотрудников и психологов с этой категорией осужденных должна строиться на компромиссах, договоренности в чем-либо, например, помощь осужденного психологу в организации тестирования, участие в самодеятель-

Таблица 1

1 группа осужденных 2 группа осужденных

Уровень терпимости 9,1 11,03

ности колонии, а осужденному—помощь со стороны начальника отряда в подготовке к условно-досрочному освобождению и т. д.

Мы очень часто приводим условно-досрочное освобождение в качестве примера, так как этот стимул к право-послушному поведению для осужденных является очень сильным.

Также нам интересен такой показатель, как уровень терпимости, отраженный в таблице 1. Более всего он проявляется у осужденных второй группы, имеющих две и более судимости. Это можно объяснить тем, что они более сдержанны, более толерантны (терпимы) к окружающим, к их мнению, относятся к окружающим с большим уважением, также способны твердо отстаивать свои убеждения либо изменить свое мнение, если оно оказывается ошибочным, оче-

видно сказывается опыт, приобретенный за годы жизни в колонии. В то время как осужденные первой группы, имеющие одну судимость, в силу своего возраста менее гибки в отношениях с другими людьми, не стремятся прислушиваться к чужому мнению, вероятно, так проявляется затрудненная адаптация к условиям отбывания наказания, а также отсутствие жизненного опыта в местах лишения свободы.

Перейдем к анализу результатов методики Р. Плутчика, Г. Келлермана и X. Конта «Индекс жизненного стиля», адаптированной межрегиональной психологической лабораторией г. Ярославля. На рисунке 5 мы видим у осужденных первой группы, имеющих одну судимость, в качестве предпочтения такой механизм психологической защиты, как компенсация.

Этот механизм проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта, нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Например, ответственному осужденному нужно показать, что ответственность можно проявлять и в ситуации, которая может привести к совершению преступления, таким образом осуществляя воспитательное воздействие.

Люди, для которых компенсация — это наиболее характерный тип психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

У осужденных второй группы, имеющих две и более судимости, наоборот, компенсация снижается, они не думают о своем будущем на свободе, так как сумели адаптироваться к жизни в условиях отбывания наказания.

Наблюдается более высокий уровень защиту обеих групп осужденных, проявляются такие механизмы психологической защиты, как отрицание, проекция и рационализация.

Для людей с подобными механизмами защит характерен бессознательный отказ признать существование опреде-

ленных событий, переживаний или ощущений, который причинил бы боль при их осознании. Этот отказ проявляется в игнорировании неприятной информации [4].

Таким образом, основной особенностью межличностного взаимодействия неоднократно судимых осужденных выступает их высокая адаптированность в ситуациях специфичестки регламентированного общения и ориентированность на сотрудничество с другими осужденными, которое позволяет реализовать потребности в признании и эмпатическом общении. Именно эти особенности осужденных необходимо закладывать в основу построения воспитательного воздействия на них.

Литература

1. МаслоуА. Мотивация и личность. — СПБ.: Питер, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Преступление и наказание от «А» до «Я»: словарь по пенитенциарной психологии / под ред. Д.В. Сочивко. - М.: МПСИ, 2009.

3. Практическая психодиагностика/ под ред. Д.Я. Райгородского. — М.: Бахрах-М, 2004.

4. Сочивко Д.В. Долг и преступление: психологические портреты. — Рязань, 2007.

5. Сочивко Д.В., Полянин H.A. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. — М.: МПСИ, 2009.

6. Сочивко Д.В. Психодинамика. — М„ 2007.

7. Сочивко Д.В. Цветопсиходинамика. — М.: МПСИ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.