Научная статья на тему 'Психодиагностика картины мира интелектуально одаренных старшеклассников'

Психодиагностика картины мира интелектуально одаренных старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / WORLD PICTURE / INTELLECTUAL GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Климонтова Татьяна Анатольевна

Статья посвящена графической методике, направленной на изучение картины мира. Освещаются исходные теоретические положения, используемые при разработке методики, описывается процедура проведения и обработки результатов, а также представляются результаты ее апробации на выборках интеллектуально одаренных учащихся с явной скрытой формой одаренности и обычных старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOGNOSIS OF INTELLECTUAL GIFTED SENIOR PUPILS' WORLD PICTURE

The article is devoted to graphic methods, directed on world picture studying. The basic theoretical concepts of this method are unlighted. The results of its approbation on a sample of intellectually gifted pupils with explicit, implicit giftedness, and no gifted senior pupils have been presented.

Текст научной работы на тему «Психодиагностика картины мира интелектуально одаренных старшеклассников»

«Мой смысл жизни на данный момент состоит в том, чтобы вырасти умной и развитой личностью, чтобы мои родители не испытывали стыда за мой уровень развития и образования». Среди доминирующих ценностей-целей преобладают такие, как интересная работа, активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, карьера. Следует отметить, что в направленности личности испытуемой отчетливо видна связь деловых мотивов с личными интересами.

Таково в схематической форме содержание характеристик подростков, отличающихся своеобразием и уникальностью направленности своей личности. Приводимые характеристики показывают, что при монографическом изучении наиболее ярко вырисовываются индивидуальные черты направленности личности во всем их своеобразии. Монографический метод дает прекрасную возможность для исследования внутреннего мира личности, ее направленности, позволяет оценить мотивы, цели и ценности. Работая с монографическим методом, исследователь может всесторонне изучать конкретную личность, то, что в ней имеется не только общего с другими личностями, но и особенное, индивидуальное. Несомненно, монографический метод значительно обогащает инструментарий, используемый исследователем, и позволяет получить объективную и надежную информацию о направленности личности подростка.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. - М., 1997. - С. 5-266.

3. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики // Избранные труды по психологии. - М., 1997. - С. 267-411.

4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992.

5. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений. - М., 1965.

6. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. - М., 2002.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.

8. Тудупова Т.Ц. Этнопсихология направленности личности. - Улан-Удэ, 2002.

9. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., 1997.

10. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. - М., 1998. - 335 с.

Тудупова Туяна Цибановна - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Tudupova Tuyana Tsibanovna - candidate of psychology, associate professor, head of age and pedagogical psychology department of Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 159.928.22 T.A. Климонтова

ПСИХОДИАГНОСТИКА КАРТИНЫ МИРА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья посвящена графической методике, направленной на изучение картины мира. Освещаются исходные теоретические положения, используемые при разработке методики, описывается процедура проведения и обработки результатов, а также представляются результаты ее апробации на выборках интеллектуально одаренных учащихся с явной скрытой формой одаренности и обычных старшеклассников.

Ключевые слова: картина мира, интеллектуальная одаренность.

T.A. Klimontova PSYCHOGNOSIS OF INTELLECTUAL GIFTED SENIOR PUPILS’ WORLD PICTURE

The article is devoted to graphic methods, directed on world picture studying. The basic theoretical concepts of this method are unlighted. The results of its approbation on a sample of intellectually gifted pupils with explicit, implicit giftedness, and no gifted senior pupils have been presented.

Keywords: world picture, intellectual giftedness.

В настоящее время изучение картины мира, ее формирование в онтогенезе, а также взаимосвязь с поведением и деятельностью относится к кругу тех фундаментальных психологических проблем, которые не утрачивают своей актуальности. Исследование поставленной проблемы имеет выраженное теоретическое значение и открывает перспективы решения ряда прикладных задач психологической науки. При выраженном интересе ученых к данной предметной области приходится констатировать

недостаточную разработанность психодиагностического инструментария для исследования специфики картины мира как психологической реальности.

В настоящее время особое значение уделяется организации работы с интеллектуально одаренными учащимися, поскольку реализация данной категории детей рассматривается в качестве стратегической задачи современной системы образования. При всем многообразии исследований в области психологии одаренности остается ряд нерешенных вопросов в отношении развития когнитивной и аффективной сфер личности одаренных учащихся, в частности, исследование специфики картины мира интеллектуально одаренных оставалось за рамками научного анализа.

Остановимся на концептуальных положениях. Воздействия на внутренний мир со стороны внешнего мира многомерны и многозначны. Репрезентация внешнего мира наделена личностным смыслом и переживаниями. Очевидно, внешний мир во внутреннем пространстве разных субъектов представлен не тождественно. Сложность отражения внешнего мира во внутреннем соотносима со всем богатством и разнообразием субъективности [5].

Еще Я.А. Пономарев [3] отмечал, что задачи психологического исследования не могут быть решены ни отдельным изучением процессов, протекающих в предмете из внешнего мира, ни процессов, протекающих в человеке, взятых изолированно друг от друга. Внешнее и внутреннее, объективное и субъективное должно быть взято в одной системе. Согласно автору, связующим звеном между предметом и человеком является некоторая функциональная система - динамическая модель окружающего и внутренних состояний живого существа. Модель эта - посредник между предметом и человеком, то, в чем сливаются внутренние состояния и окружающий мир, в узком смысле есть продукт познавательной деятельности человека.

Представление о мире является основой психической жизни и предметной деятельности субъекта. На их основе человек моделирует действительность, образы самого себя, других людей, социальных систем, и модели мира. В результате моделирования создается картина мира, включающая научные знания, житейский опыт субъекта, жизненные ценности культуры, к которой он принадлежит, и личностные смыслы самого субъекта, которые индивидуализируют его мировосприятие [2].

Таким образом, внешний мир представлен во внутреннем, как считает В.Д. Шадриков [5], прежде всего, в чувственном познании. При отражении различных сторон объективного мира конечная цель состоит в формировании полной картины мира у человека. Репрезентация внешнего мира не ограничивается ощущениями и восприятиями. Содержание картины мира связано с потребностями человека, насыщено личностными смыслами и переживаниями, а также может включать в себя различные виды деятельности, может быть представлено в знаниях и символах, имеющих различные смыслы и эмоциональное содержание, различное словесное описание.

Включение человека в ситуацию зависит от того, как он ее познает и интерпретирует. В развитии представлений о структурных характеристиках познавательной сферы выделяется несколько этапов, в рамках одного из которых было обозначено наличие особых психических образований-посредников - когнитивных структур, принимающих участие в приеме, преобразовании и хранении информации. Следуя данной логике, внешний мир воздействует не прямо, информация, поступающая из него, особым образом репрезентируется в сознании человека, посредством построения ментальных репрезентаций.

Современное психологическое знание активно оперирует понятием репрезентации (ментальной, когнитивной), определяя ее в качестве аналога традиционной теории отражения с акцентированием внимания на когнитивную ее составляющую. Модель ментальной репрезентации является, в сущности, вариантом разработки проблемы психического отражения, включающей проблему субъективного образа, но делает упор на познавательном аспекте или когнитивной функции психического.

Понятие реперезентация означает «представленность», «изображение», «отображение» одного в другом, то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира. A.B. Карпов [1] считает ментальные репрезентации содержательно информационными образованиями психики, в своей совокупности имеющими статус структурного уровня в общей организации психики, этот уровень взаимодействует с иными ее иерархическими уровнями.

Смысл понятия репрезентации можно раскрыть в нескольких общепринятых положениях. Во-первых, данное понятие относится к способу описания и хранения в долговременной памяти знаний в самом широком смысле слова, включая образы, события, истории, слова, сюжеты, понятия, законы, теории и т.п. Во-вторых, знания хранятся в памяти не только и не столько как простые «слепки» того,

что было воспринято. Они хранятся в виде более или менее обобщенно-абстрактных продуктов умственной переработки воспринятого. В этих продуктах представлены устойчивые инвариантные характеристики предметного мира, инвариантные отношения между многими его компонентами, а также инвариантные характеристики внутренних состояний субъекта и субъект-субъектных отношений. В-третьих, хранящиеся в памяти продукты когнитивной обработки образуют более или менее упорядоченные системы, состоящие из ряда подсистем и иерархических уровней. В-четвертых, эти системы представляют собой не только системы хранения знаний, но и средства познания. Они являются своего рода внутренними умственными психологическими формами (матрицами, шаблонами, схемами, планами, сетками, моделями), «сквозь которые» или посредством которых человек смотрит на окружающий мир и на самого себя. Это те структуры, с помощью которых человек извлекает информацию, на которых происходит анализ и синтез всех поступающих новых впечатлений и сведений [4]. В этих продуктах представлены устойчивые характеристики предметного мира, инвариантные отношения между многими его компонентами, а также инвариантные характеристики внутренних состояний субъекта и субъект-субъектных отношений.

Таким образом, определяя ментальную (когнитивную) репрезентацию как системно-структурную основу построения субъектом модели реальности, исследователи выделяют такие аспекты анализа репрезентаций, как механизмы и стадии формирования, формы репрезентаций и ее свойства, включающие характеристику способов кодирования информации. Реальность, репрезентируемая субъектом, имеет иерархическую структуру, то есть предстает в виде системы, состоящей из многих сфер. Очевидно, что весьма важное значение для субъекта имеет реальность повседневной жизни, которая, в свою очередь, обладает рядом определенных характеристик. Так, мир повседневной реальности обладает пространственной структурой, которая представлена в сознании субъекта в виде соответствующих репрезентаций. Исследование данных репрезентаций определяется актуализацией новой онтологии человека, а соответственно и новым пониманием внутреннего и внешнего мира.

Репрезентация внешнего мира наделена личностным смыслом и переживаниями. Очевидно, внешний мир во внутреннем пространстве разных субъектов представлен не тождественно. Сложность отражения внешнего мира во внутреннем соотносима со всем богатством и разнообразием субъективности. Описанные В.Д. Шадриковым [5] способы репрезентации внешнего мира во внутреннем позволяют говорить о представленности внешнего мира человека в пространстве его внутренней жизни в виде образов, с одной стороны, и смыслов, которыми эти образы наделяется личностью - с другой.

Исследование ментальных репрезентаций, раскрытие механизмов и закономерностей их структурной организации признаются в настоящее время одной из главных тенденций развития общепсихологического знания в постнеклассическом подходе, более того, входят в состав содержательноинформационных образований, составляющих метасистемный уровень, представленный по своему содержанию наряду с «ментальными репрезентациями» знаниями, «субъективной информацией». Обозначенные содержательно образования психики, как отмечает A.B. Карпов, «являясь отражением субъективной реальности, не есть чисто информационные образования, они имеют в своей совокупности статус структурного уровня в общей организации психики» [1, с. 321], связывающего внутренний и внешний мир. Будучи локализованным в интрапсихической плоскости, данный уровень субъективно «выносится» за пределы психического.

Представление о мире является основой психической жизни и предметной деятельности субъекта. На их основе человек моделирует действительность, образы самого себя, других людей, социальных систем. В результате моделирования создается картина мира, включающая научные знания, житейский опыт субъекта, жизненные ценности культуры, к которой он принадлежит, и личностные смыслы самого субъекта, которые индивидуализируют его мировосприятие [2].

Наиболее адекватными методами изучения индивидуальной картины мира являются методы моделирования и психосемантики. Моделирование в психологии используется для исследования и описания психической деятельности с помощью ее моделей. Модель представляет собой мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте. Картина мира, как модель действительности, строится посредством ментальных репрезентаций. Ментальная репрезентация имеет семантический контекст, то есть связана с индивидуальной системой значений, их структурой, генезисом и функционированием в индивидуальном сознании.

Графическая методика «картина мира» разработана совместно с Е.В. Лолой на основе приведенных выше теоретических положений. Количественный и качественный анализ данной методики дает возможность более полно оценить различия и сходства выделяемых объектов, составляющих индивидуализированное понятие «картина мира», а также взаимосвязи между ними. А также дает возможность дифференциации групп испытуемых на основании количества выделенных объектов, их эмоциональной составляющей и характера взаимосвязей.

Процедура проведения и обработка результатов строится следующим образом. Испытуемым предлагается лист бумаги формата А4, дается инструкция.

Инструкция. Картина мира индивидуальна для каждого человека, она состоит из объектов, к которым у человека может быть разное отношение. Изобразите схематично с помощью геометрических фигур Вашу картину мира, используя о (круг) для изображения объектов, к которым Вы относитесь положительно, □ (квадрат) - нейтрально и А (треугольник) - при отрицательном отношении к объекту. Если Ваше отношение к объекту неоднозначно, для изображения используйте объединение фигур. Стрелками обозначьте взаимосвязи между объектами (если они есть): прямые ^ и взаимообратные

Для интерпретации и генерализации результатов проводится работа на основе используемых исследователем обобщающих концепций. При обработке результатов подсчитывается общее количество изображенных объектов. Отдельно в процентном соотношении подсчитывается количество объектов, которые имеют различную, а также неоднозначную эмоциональную окраску. Подсчитывается общее количество связей, из них - прямых и взаимообратных. Анализируется экстернальная или ин-тернальная направленность связей. Данные заносятся в таблицу. Далее осуществляется классификация объектов. Выделяются следующие классы объектов: Я, предметный мир, мир социальной жизни, планета Земля, космос, абсолют.

Перейдем к результатам апробации методики. В таблице 1 представлены данные, отражающие различия в содержании картины мира у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности личности, а также обычных детей.

Таблица 1

Различия содержания картины мира у интеллектуально одаренных учащихся с явной, скрытой формой одаренности и обычных учащихся

Параметр средние значения Н Р

I II III

1 Общее количество 11,689 12,361 11,03 636 н.д

2 Я 0,689 0,722 0,843 0,289 н.д

3 Семья 1,206 1,222 1,188 1,674 Н.д

4 Предметный мир 1,31 1,305 1,06 0,307 Н.д

6 Социальная жизнь 4,137 3,583 4,562 2,656 Н.д

7 Планеты земля 0,896 0,75 0,46 0,819 Н.д

8 Космос 0,344 0,055 0,009 1,364 Н.д

9 Абсолют 0,586 0,333 0,003 1,849 Н.д

10 Абстрактные понятия 2,448 4,055 3,406 6,865 0,03

11 Положительно окрашенные объекты 6 7,027 6,468 1,251 н.д

12 Отрицательно окрашенные объекты 1,448 1,5 1,468 0,448 н.д

13 Нейтральные объекты 1,137 1,333 1,437 2,321 н.д

14 Неоднозначно окрашенные объекты 2,689 2,361 1,625 1,209 н.д

15 Связи: общее количество 15,034 13,305 12,218 0,576 н.д

16 Экстернальные связи 1,206 2,583 1,375 0,006 н.д

17 Интернальные связи 0,068 0,277 0,875 1,082 н.д

18 Взаимообратные связи 13,758 6,861 7,187 8,115 0,017

19 Прямые связи 1,206 6,472 5,03 10,029 0,007

Примечание: Н - значение критерия Крускала - Уоллиса, р - вероятность допустимой ошибки, н.д. - различия статистически не достоверны

Статистически достоверными являются различия по количеству выделенных учащимися разных групп абстрактных понятий, при этом средние значения позволяют говорить о том, что испытуемые со скрытой формой одаренности выделяют больше абстрактных понятий по сравнению с теми, кто имеет явную интеллектуальную одаренность личности, и среднеинтеллектуальными детьми. Это мо-

жет свидетельствовать о том, что они обладают более сформированным категориальным аппаратом, что позволяет им более четко классифицировать предметы социальной жизни и окружающей действительности. Это напрямую сообразуется с мнением, что большинство интеллектуально одаренных обладают в большей степени сформированностью индивидуальных понятийных структур, а также косвенным образом с тем, что одаренным свойственна склонность к рационализированию, к осознанию своих поступков и поведения в целом, а также процессов, происходящих во внутреннем пространстве своей личности.

Обращают на себя внимание различия, установленные по количеству взаимообратных связей между объектами картины мира у испытуемых. Принимая во внимание среднестатистические значения, установленные достоверные различия, с нашей точки зрения, свидетельствуют о том, что интеллектуально одаренные учащиеся, выделяя большее количество связей между объектами картины мира, осознают, что окружающая действительность сложна и многомерна, мир обладает свойствами системы, где все явления находятся по отношению к друг другу если не в прямой, то в опосредованной зависимости. В доказательство можно привести комментарий одной испытуемой из группы интеллектуально одаренных учащихся, которая, работая с методикой, сказала, что если все объекты связаны между собой в мире, то объект «я» связан со всеми ними опосредованно. Обсуждаемый факт согласуется с различиями, выявленными по параметру «прямые связи». Анализ среднестатистических значений позволяет утверждать, что наименьшее количество связей такого рода между объектами наблюдается в группе интеллектуально одаренных с явной формой одаренности в отличие от испытуемых других выделенных групп. Это говорит о том, что учащиеся с явной интеллектуальной одаренностью, осознавая сопряженность явлений и событий мира, не используют односторонние связи для отражения существующих между объектами отношений, в отличие от обычных учащихся и учащихся со скрытой формой одаренности, в картине мира которых преобладают односторонние связи. Обобщая, констатируем, что картина мира интеллектуально одаренных учащихся с явной формой одаренности: обладает четкими признаками системного образования, где каждый объект дифференцирован, но при этом преимущественно взаимообратно связан с другими объектами; обладает признаками вариативности; имеет более целостный характер - все взаимосвязано, но все отдельно и четко обозначено, объекты взаимно связаны друг с другом и обусловливают, обогащают друг друга. Актуализация одного из объектов картины мира неизбежно влечет за собой актуализацию взаимосвязанных, в той или иной степени, с ним объектов. Высокая степень ассоциативности - следствие преимущественного наличия взаимообратных связей. При этом категоризация - необходимое условие для четкого восприятия носителя такой обогащенной картины мира. Сталкиваясь с реальной действительностью, интеллектуально одаренные с явной формой одаренности соприкасаются с ней не только той стороной своего внутреннего мира, которая необходима в данный момент для решения насущных задач, а именно благодаря взаимосвязям между объектами картины мира актуализируются все объекты внутренней модели мира. Данная интерпретация подтверждается спонтанными высказываниями испытуемых и их пояснениями в ходе эксперимента.

Картина мира интеллектуально одаренных учащихся со скрытой формой одаренности имеет более абстрактный, разрозненный характер. Объекты меньше дифференцированы. Можно предположить, что в целом испытуемые со скрытой формой одаренности оценивают картину мира как набор абстрактных объектов, не связанных друг с другом или связанных напрямую - линейно, она имеет фрагментарный характер и носит признаки калейдоскопичности.

Литература

1. Карпов A.B. Предпосылки и перспективы метасистемного подхода в психологических исследованиях // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, A.B. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - С.313-330.

2. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - СПб.: Питер, 2005.- 480 с.

3. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

4. Чуприкова НИ. Умственное развитие: Принцип дифференциации. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.

5. Шадриков В.Н. Мир внутренней жизни человека. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 392 с.

Климонтова Татьяна Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии развития и возрастной психологии Сибирской академии права, экономики и управления (г. Ангарск).

Klimontova Tatyana Anatolievna - candidate of psychology, associate professor, head of development and age psychology department of Siberian Academy of Law, Economy and Management (Angarsk).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.