Психодиагностические критерии оценки криминальных наклонностей
Л. Н. Собчик, Ю. В. Славинская
Справедливость вершимого правосудия при оценке криминального поступка зависит не только от полноты информированности в области юриспруденции, но и от правильной оценки субъекта правонарушения - человека, его индивидуально-личностных особенностей.
Личностные свойства человека, преступившего закон, скрытые мотивы его поведения, присущая ему иерархия ценностей, уровень выраженности и направленность агрессии, степень зрелости Я и развитость самоконтроля - все это в значительной степени влияет на оценку вменяемости субъекта криминальных действий. Непосредственный тип реагирования, характерный для конкретного человека как ведущая тенденция в его характере, контролируемый в обычных условиях привитыми навыками социализированного поведения, может проявляться в экстремальных ситуациях самым разрушительным и антисоциальным образом.
Прямой опрос, метод наблюдения, изучение истории преступления и предшествующей событию ситуации не всегда могут дать исчерпывающий ответ на те вопросы, которые связаны с глубинными проблемами, лежащими в основе преступления. Традиционно психологическое исследование чаще всего сводится к применению экспериментально-психологических методик, направленных на изучение познавательных процессов - памяти, внимания, типа мышления, уровня интеллекта, работоспособности. Используются методы «Классификация понятий», «Исключение предметов», за-
поминание десяти слов, сложение и вычитание по Э. Креппелину, «Опосредованное запоминание методом пиктограмм», а также «Сравнение понятий», «Последовательные картинки», «Недостающие детали», «Таблицы отыскивания чисел», «Кольца Ландольта», «Кодирование», «Пословицы и поговорки», «Кубики Кооса», вопросы на словарный запас, на общую осведомленность, на решение логических задач. Все это проверенный и достаточно надежный инструмент, позволяющий оценить уровень интеллекта, особенности мыслительной деятельности и лишь в незначительной степени - некоторые личностные особенности.
Но большинство личностных аспектов, напрямую связанных с поступками, которые при определенных обстоятельствах могут расцениваться как преступление, можно выявить, оценить и обрисовать только с помощью психодиагностических тестов.
Ответить на эти сложные вопросы в значительной степени может анализ данных комплексного подхода, когда и личность, и состояние оцениваются с позиций психолого-психиатрической экспертизы с применением надежных психодиагностических опросников (индивидуально-типологический опросник (ИТО), тест диагностики межличностных отношений (ДМО), стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ, модификация ММР1) и глубинных психодиагностических тестов (метод портретных выборов - адаптированный тест Л. Сонди (МПВ),
метод цветовых выборов (МЦВ), вербальный фрустрационный тест (ВФТ), рисованный апперцептивный тест (РАТ), тест Г. Роршаха).
В теоретической и эмпирической основе авторского подхода комплексной диагностики личности и состояния обследуемого лежит накопленный одним из авторов этой статьи [6] многолетний опыт использования выше приведенного блока психодиагностических методик в контексте судебно-психиатрической психологической экспертизы на базе ГНЦС-СП им. В. П. Сербского. Помимо разработанных оригинальных авторских тестов - ИТО, ВФТ, РАТ - остальные методики, вошедшие в выше приведенный блок, применялись в модифицированном варианте, адаптированном ею же для отечественных условий многолетним опытом. Суть авторского подхода сводится к следующим основным положениям:
• возможность применения данного блока методик как в совокупности, так и выборочно при высокой степени сопоставимости их результатов на базе круговой диаграммы теории ведущих тенденций (автор: доктор психологических наук Л.Н.Собчик);
• методика ИТО - как отражение прикладного аспекта теории ведущих тенденций (см. рис. 1).
• инструментом психологического исследования, на наш взгляд, может служить комплекс психодиагностических тестов, раскрывающих разные уровни личностного самосознания - от декларативных, субъективных попыток изобразить свое Я, до глубинного, объективного портрета личности, моделью которого в своей основе является индивидуально-личностная типология, базирующаяся на теории ведущих тенденций.
Согласно целостной концепции понимания личности, теория ведущих тенденций рассматривает базис личности как генетически обусловленную пре-диспозицию, то есть набор унаследованных, врожденных свойств, на основе которых под влиянием воспитывающей среды формируется характер. Развитие высших уровней личности связано с интеграцией Я в процессе созревания личности, что проявляется адекватным самосознанием, реалистичной самооценкой, развитым самоконтролем над непосредственными проявлениями собственного характера. Своевременно выявленные базисные свойства личности позволяют понять, где можно ожидать «прорыва» неадекватных реакций, а также подсказать варианты возможного усиления контроля у данной конкретной личности с помощью продуманных мер воспитательного характера и психологической коррекции.
Целостная модель личности сравнима с деревом, корни которого уходят в почву - генетическую предиспозицию, то есть врожденные свойства, представляющие собой основу, на которой формируются более сложные структуры по мере развития личности. Ствол древа личности символизирует характер, который формируется в процессе взаимодействия врожденных особенностей с воспитывающим влиянием окружающей среды. Крона древа личности (ее высший уровень) охватывает сферу интересов, область профессиональной и социальной активности, иерархию ценностей человека. Но крона дерева рисунком и цветом листьев и цветов обязана все тем же корням и почве (заложенным в семя генам). Так и высшие уровни личности: впитывая социально-культурные
ценности, личность (далеко не всегда осознанно) избирательно тянется к одним явлениям жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкивается от других.
Развиваясь, личность впитывает культурно-исторический опыт своего социума и знания не пассивно, а опосредованно, преломляя информацию об окружающем мире через индивидуальный стиль восприятия. Человек избирательно (чаще всего - неосознанно) тянется к одним явлениям жизни (к людям, сферам интересов, видам деятельности) и отталкивается от других, что и обрисовывает его индивидуальность. Всестороннее исследование личностных свойств предполагает выявление преобладающих качеств, которые, будучи заложенными от природы и получив свое дальнейшее развитие в процессе образования и воспитания, органичны для индивида и реализуются в деятельности спонтанно.
Многие личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, так как люди по-разному воспринимают окружающую действительность в зависимости от индивидуально очерченного стиля восприятия и эмоционального отношения, что тесно связано с базовыми условиями, на фундаменте которых формируется личность. Имея в виду воспитание человека, Сократ говорил: «Не наполнить сосуд, но зажечь светильник!». Поэтому, изучая базисную структуру личности, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней личности и в значительной мере определяет основное направление неосознанного влечения, а затем и сознательного выбора человека, что в конечном итоге
определяет его судьбу и социальную активность.
Согласно разработанной новой типологии, которая в принципе не противоречит воззрениям многих отечественных и зарубежных психологов, но более строго упорядочивает их, реакции людей на внешние воздействия делятся таким образом:
• реакции, силы которых направлены вовне (наступательность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования - агрессия в отношении других);
• реакции, преимущественно направленные на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования - суицид, ауто-агрессия).
Таким образом, личность - это в известной степени замкнутая, но, в то же время, открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, в которой на всех уровнях развития и формирования самосознания проявляется ведущая тенденция, придающая индивидуальную окраску таким структурным компонентам, как мотивационная направленность, эмоциональная сфера, стиль мышления и способ общения с окружающими. Личность обладает свойством динамичности, реагируя на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу.
Проведенные многолетние исследования, основанные на концепции ведущих тенденций [1], неопровержимо свидетельствуют о том, что эмоции и
мотивация развиваются параллельно, и ни одна из этих психических функций не является первичной по отношению друг к другу. Преобладающая в структуре личности та или иная ведущая тенденция является базовой по отношению к другим психологическим свойствам. Именно она представляет собой ту основу, на которой в процессе постнатально-го развития формируются параллельно и в постоянном взаимовлиянии и эмоции, и мотивация, и когнитивный стиль, и тип межличностного поведения. Ведущая (преобладающая) индивидуально-личностная тенденция пронизывает все уровни и этапы формирования личности - от индивидуально-типологической предиспозиции через черты характера к сформированной личности. Она определяет и тесно связанный с конституцией человека темперамент, и индивидуальный стиль мотивационной, познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, и основные аспекты социальной направленности, связанные с избирательным влечением индивида к одним сферам общения и ценностям и интуитивным отталкиванием от других.
Теория ведущих тенденций, положенная в основу психодиагностической модели, представляет структуру личности как замкнутую саморегулирующуюся систему, в той или иной степени податливую средовым влияниям, в которой врожденные качества рассматриваются как тенденции, пронизывающие древо личности от корней до его кроны.
Ведущая тенденция - понятие более емкое и динамичное, чем «черта», «свойство», «состояние»: оно их всех объединяет и определяет направление развития личности в разные периоды жизни.
Типология индивидуально-личностных свойств и сопряженного с ними стиля межличностного поведения и типа мышления отражена на схеме теории ведущих тенденций (См. рис. 1), что в совокупности представляет собой структуру личности с точки зрения теории ведущих тенденций. Таким образом, структуру личности, согласно теории ведущих тенденций, можно представить себе сбалансированной совокупностью восьми основных шкал (типов реагирования), находящихся в различной степени выраженности и восьми дополнительных (проявляющиеся в социальной активности индивида, отражающей стиль поведения, связанный с преобладающими типологическими тенденциями). Их сбалансированность характерна для средней нормы, в то же время различная степень их выраженности, что чаще всего и встречается реально, позволяет судить об индивидуальных особенностях каждого обследуемого лица. Основные шкалы, представленные полярными характеристиками, составляют следующие пары: тревожность - агрессивность, экстраверсия - интровер-сия, сензитивность - спонтанность, эмотивность - ригидность.
Промежуточные характеристики представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, синтез двух ведущих тенденций, формирующих дери-ватные свойства: компромиссность -конфликтность, коммуникативность - индивидуалистичность, конформность - неконформность, зависимость - лидерство. Характеристики, находящиеся внутри круговой диаграммы, имеют место в случае смещения индивидуального результата в соответс-
Рис. 1. Диаграмма теории ведущих тенденций.
твующую зону и характеризуют особенности высшей нервной деятельности и свойства нервной системы. Кроме того, на диаграмме представлены восемь октантов методики ДМО, которые смещены относительно их классического расположения на циркограммах Т. Ли-ри (рис. 2, 3), что позволяет соотнести их показатели со структурой личности в рамках теории ведущих тенденций. Это следующие полярные октанты: властно-лидирующий - покорно-застенчивый; независимый-доминирующий - зависимый-послушный; прямолинейный аг-
рессивный - сотрудничающий-конвен-циальный; недоверчивый-скептический - ответственный-великодушный.
Обратимся к анализу ряда личностных характеристик, преимущественно встречающихся у лиц, склонных к антисоциальному поведению и противоправным действиям, и сравним их с личностными характеристиками, преобладающими у осужденных.
В первую очередь, необходимо посмотреть, что дает психодиагностика, если рассматривать саму проблему преступления с точки зрения личности.
Есть ли такое явление - личность преступника? Может ли быть генетически унаследована предиспозиция к антисоциальному, разрушительному, агрессивному поведению, а если может, то как ее диагностировать?
Если говорить о личностной предис-позиции к противоправному поведению, вне грубой патологии, то в первую очередь следует обратить внимание на изначально выраженную агрессивность. В основе большой, в социальном плане - весьма значимой группы преступлений лежит высокий уровень агрессивности. Как психологический феномен агрессия - это всего лишь высвобожденная активность, направленная на самоутверждение и достижение эгоцентрической цели. Спровоцирована она окружающими или спонтанна, контролируется ли она рассудком, или рассудок отступает и даже оправдывает агрессию? Она может вспыхивать в ответ на задетое кем-то самолюбие или на угрозу собственной жизни, но может подпитываться надуманными обидами и подозрениями, может лежать в основе корыстных поступков, когда, скажем, присвоение чужой собственности совершается путем жестокой расправы над жертвой.
Обычно социально-привитые нормативы составляют внешние атрибуты поведения, «фасад» личности. Если же агрессивность является одной из ведущих тенденций в структуре личности (смещение преобладающих показателей в нижнее полушарие (см. рис.1), то она лежит в основе тех антисоциальных форм реагирования, которые могут привести к преступным действиям. Здесь следует подчеркнуть, что именно психодиагностика способна как прогнозировать такую
предрасположенность, так и ретроспективно выявить склонность к такого рода действиям.
Агрессивность проявляется характеристиками сильного «Я», противопоставляющего жесткости окружающего мира стремление к самореализации и наступательность. Если это качество выражено избыточно и не уравновешено осторожностью, предостерегающей от опрометчивых действий, то активность такого человека с большей степенью вероятности может проявляться криминальными действиями. В контексте авторского дифференциально-диагностического исследования она четко выявляется данными психодиагностического тестирования: высокими пиками по 6-й, 8-й и 4-й шкалам СМИЛ (см. рис. 3), шкалой агрессивности по ИТО (см. рис. 1), избыточным фактором s+! (!!, !!!) по МПВ (см. рис. 2), оппозиционными ответами S по Роршах-тесту, преобладанием внешнеобвиняющей реакции по данным ВФТ, цветовым рядом МЦВ с 7-м эталоном на первой позиции в сочетании с 3-м стоящим на одной из первых или на последней позиции (т. е. 73546102 или 75461023).
Для психопатической личности характерны признаки слабо интегрированного «Я», эмоциональной незрелости, плохим контролем сознания над эмоциями. В первую очередь их поведение диктуется сиюминутными желаниями, в иерархии ценностей преобладает ориентировка на реализацию эгоистических потребностей, тенденция к доминированию и самоутверждению зиждется на болезненно заостренном самолюбии. Защитный тип реагирования - внешне-обвиняющий. Общим для психопатических паттернов является рисунок профи-
ЩЩШ S
Рис. 2. Соотношение теории ведущих тенденций с показателями методик МПВ, ДМО, МЦВ.
ля СМИЛ с явным преобладанием шкал «сильного» регистра - 4-й, 6-й и 9-й (см. рис. 3) при низких показателях 2-й, 7-й и 0-й шкал. В МЦВ на первых позициях выявляются наиболее яркие цветовые эталоны вперемешку с ахроматическим, чаще всего 7-м цветом (см. рис.2) . По данным МПВ характерны садистические, эпилептоидные, взрывные реакции, отмечающиеся s+!, е-! 1пу0, к0р+! или к+!р+!, d+m-! (см. рис. 2). По данным Роршах-теста при высоком проценте ответов с хорошей формой отмечается множество С (цветовых) ответов, но мало фор-
мо-цветовых, то есть таких, где образ четкий, хотя и связан с цветом. Может встречаться хаотичная сукцессия, много оппозиционных ответов S, больше ответов Dd, чем W, увеличение по сравнению с нормой образов животных и растений, M < C (экстратензивный, то есть правополушарный, тип реагирования). По данным РАТ (упрощенный вариант Тематического апперцептивного теста) - идентификация с агрессивными персонажами сюжета (в частности, по 6-й картинке). У возбудимых и импульсивных психопатических личностей преоб-
ладают характеристики неустойчивости
- пики 49 в профиле СМИЛ (см. рис. 3), не столь выражены показатели агрессивности и оппозиционности по другим данным, жесткость и ригидность выражены слабее, чем у взрывных и эпилеп-тоидных психопатических личностей, у которых в профиле СМИЛ доминируют пики по 6-й и 8-й шкалам.
Профиль СМИЛ, в котором ведущими (выше 80 Т) являются пики по 3-й, 4-й, 6-й и 8-й шкалам при низкой 2-й и 7-й (см. рис. 3), характер для психопатов, склонных к самовзвинчиванию. Ситуация, задевающая их самолюбие, занижающая самооценку, вызывает сужение сознания и ослабление контроля над эмоциями, что формирует аффективную вспышку, чреватую антисоциальным поведением, агрессивными разрушительными акциями вплоть до убийства (чаще всего на почве соперничества или ревности).
Между показателями, отражающими характерологические особенности лиц психической нормы, и психопатическими проявлениями существует целый ряд переходных личностных рисунков, но все же можно провести дифференциацию между уже патологическим рисунком девиантной личности и еще нормой, но с наметившимися чертами неуравновешенности, с помощью количественных показателей психодиагностических тестов. Однако при этом необходимо также учитывать влияние окружающей среды и силувоздействия конкретной ситуации, дезорганизующей психику человека.
Значимые признаки агрессивности
- экстрапунитивный тип реагирования по данным Вербального фрустрацион-ного теста, s+! (см. рис. 2), в формуле теста МПВ, высокая шкала сензитив-
ности по ИТО, S-ответы (оппозиционные, по белому, промежуточному пятну) в Роршах-тесте, 7-й цвет на любой из первых трех позиций в МЦВ (см. рис. 2, 3), высокие пики по 6-й шкале в профиле СМИЛ (см. рис. 3).
Особо опасной является агрессивность при психопатологии (шизофрения, алкоголизм, органическое поражение ЦНС, эпилепсия). У больных агрессия брутальна, то есть почти не корригируема социальными и психотерапевтическими методами, с трудом поддается смягчению лечебно-медицинскими средствами.
Проявление повышенной агрессивности в судебно-экспертной практике часто наблюдается у психопатических личностей круга возбудимых, эксплозивных, импульсивных, а также у паранойяльных и эпилептоидных личностей.
Сензитивность и повышенная тревожность тесно связаны с повышенной и тонко дифференцированной чувствительностью человека в отношении различных нюансов средового воздействия, с реакцией на эмоциональную теплоту или холодность психологического микроклимата (смещение преобладающих показателей в верхнее полушарие (см. рис.1). Эта индивидуально-типологическая характеристика формирует зависимый паттерн характера и включена в структуру слабого типа реагирования, для которого характерна выраженная зависимость от поведения более сильной личности или от реакций толпы. Поэтому личность данного типа, даже будучи вовлеченной в криминальную деятельность. Сензитивность выявляется высокими баллами по шкале сензитивности ИТО (рис. 1), 5-й шкалой профиля СМИЛ
VII
Сотрудничающий - Конвенциальный
VI
Зависимый -Послушный
13722371'-
VIII
Ответственный -Великодушный
27'0-/9
280'-/9
6802'-/
34'9/20
49'-/20
46'89-/0
Недоверчивый -Скептический IV
64'
Независимый -Доминирующий
Прямолинейный - Агрессивный III
Рис. 3. Соотношение теории ведущих тенденций с показателями методик МПВ, ДМО.
(рис. 3), Ь|+, Ь|у-, s- в формуле МПВ (см. рис. 2)., 5-м цветом на первых позициях МЦВ (рис. 2, 3).
Напротив, спонтанность - это свойство, проявляющееся высокой поисковой активностью, лидерскими чертами и импульсивностью (смещение преобладающих показателей в нижний правый квадрант на рис.1). Неконтролируемая спонтанность в экстремальной ситуации может привести к необдуманным и рискованным действиям, а в сочетании с агрессивностью представляет собой наиболее выраженный тип неконфор-
много и почву для формирования антисоциального поведения. Высокие баллы по шкале спонтанности в результатах обследования ИТО, высокая 4-я шкала в профиле СМИЛ (см. рис. 3), р+ в формуле МПВ (см. рис. 2), С > М (цветовые ответы превалируют над кинестетическими) в данных Роршах-теста.
Интроверсия представляет собой типологическое свойство, проявляющееся внешней пассивностью при высокой ин-трапсихической активности и отражает стремление индивида к уходу в себя, в мир своего Я (смещение преоблада-
ющих показателей в левое полушарие на рис.1). Для личности этого типа по данным психодиагностического исследования выявляются высокие баллы по шкале интроверсии ИТО, высокая 0-я шкала (чаще вместе с повышенной 8-й) в профиле СМИЛ (см. рис. 3)., мало или отсутствуют цветоформовые ответы по данным Роршах-теста, по МПВ (Сонди) - реакции к+р-! (см. рис. 2), 0-й цвет на первой позиции, часто - в сочетании с 5-м или 7-м. Личности этого круга скорее асоциальны, чем антисоциальны. В состоянии социально-психологической дезадаптации их реакции характеризуются иррациональным, непредсказуемым поведением или аутичностью, что чаще всего наблюдается среди наркоманов и бомжей.
Экстраверсия - противоположное интроверсии свойство, связанное с высокой внешней реактивностью и низкой интрапсихической активностью (смещение преобладающих показателей в правое полушарие на рис.1). Без адекватного баланса, который придает умеренная интровертированность, избыточная экстраверсия проявляется неразборчивой и поверхностной общительностью, отсутствием опоры на опыт и суетливым, неконструктивным поведением. Проступки личностей данного типа большей частью связаны с подражательной активностью, для которой примером может служить настоящий преступник, умело манипулирующий настроением и поведением преданных ему инфантильных личностей.
Эмоциональная лабильность - индивидуально-типологическое свойство, в основе которого лежит нервно-психическая неустойчивость, проявляющаяся изменчивостью эмоционального на-
строя и активности в зависимости от установок референтной группы (смещение преобладающих показателей в правый верхний квадрант на рис.1). Личности данного типа склонны драматизировать ситуацию и тем самым оказывать эмоциональное воздействие на окружающих. Их преступления чаще носят аморальный характер. Артистизм и умение перевоплощаться является основой их криминальной активности. Психодиагностические признаки - пик по 3-й шкале СМИЛ (см. рис. 3), высокие баллы по шкале эмоциональной лабильности в ИТО, преобладание образов животных и игрушек в тесте Роршаха при С > М, 4-й цвет в сочетании с 5-м на первых позициях цветового выбора, Ь|у+т+! в формуле МПВ (см. рис. 2).
Ригидность представляет собой субъективный и самоутверждающийся тип реагирования (смещение преобладающих показателей в нижний левый квадрант на рис.1). В противовес эмоциональной лабильности ригидность базируется на тугоподвижности нервных процессов вне стресса и взрывных реакциях в ситуации, вызывающей раздражение и гнев: индивида трудно столкнуть с места, спровоцировать на действия, вызвать реакцию, но затем его уже не остановить, не укротить. Поведение ригидных личностей характеризуется отсутствием гибкости в сложных ситуациях, легко вспыхивающей враждебностью, трудностью переключения в быстро меняющихся условиях. К совершению наиболее жестоких и корыстных преступлений чаще всего оказываются причастны именно личности с высокой ригидностью в сочетании с иррациональностью. Профиль СМИЛ у них отличается высокими пиками по 6-й шкале, чаще всего в
сочетании с высокими 8-й и 4-й шкалами (см. рис. 3), высокие баллы по шкале ригидности (ИТО (рис. 1), е-! в сочетании с s+ в формуле МПВ (см. рис. 2)., оппозиционность и стереотипия в ответах по Роршах-тесту.
Природно заложенные базовые свойства характера заостряются и становятся причиной затрудненной социально-психологической дезадаптации в подростковый период развития личности. Едва наметившиеся контуры цельной личности подвергаются двустороннему воздействию - изнутри и снаружи. Мощный всплеск выбрасываемых в кровоток гормонов, бурное развитие признаков половой принадлежности, пробудившийся сексуальный интерес при отсутствии привитой культуры любовных отношений приводят к уродливым формам поведения при контактах с противоположным полом. Представители тормозимого типа замыкаются в себе, отгораживаются, ведут себя угловато, неуклюже, проявляют негативизм в присутствии особ другого пола, испытывают комплекс неполноценности.
Гипертимные, возбудимые личности, напротив, ведут себя в этой ситуации то нарочито нагло и демонстративно, то агрессивно и запальчиво. Их сексуальная озабоченность принимает иногда уродливые формы.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что криминальные тенденции не являются природно заложенными. К антисоциальному поведению в определенных условиях приводит неустойчивость слабо интегрированной личности. При этом мы видим признаки повышенной спонтанности поведения в сочетании с агрессивностью при незрелой структуре личности, у которой не
сформировался самоконтроль и осталась неразвитой эгоцентрично-примитивная иерархия ценностей, когда моральные устои окружения не оказывают должного влияния на личность, так как воспринимаются как лицемерие и ложь, а внутриличностные критерии нравственности еще не сформированы.
Интересно отметить, что при обследовании студентов юридического факультета в психодиагностические данные обнаружили (против ожиданий) не приверженность правилам морали и нравственности, то есть педантичное стремление к соблюдению законности, а повышенный интерес к антисоциальным тенденциям со склонностью к анализу этой проблемы с позиций Расколь-никова: а какова степень сопротивления среды и законодательства вседозволенности и эгоцентрическому самоутверждению отдельной личности, притязания которой выходят за рамки общепринятого? (Средний закодированный профиль этой группы из сорока человек (выделены номера шкал, начиная с самых высоких по нисходящей, а те шкалы, которые находятся в границах нормы, исключены) - 4»2'-/7.) Спустя 5-10 лет эти специалисты составляли основной костяк советской юриспруденции. Следует ли после этого удивляться, что в основе вершившегося в то время правосудия наблюдались жесткий прагматизм и сотрудничество(«сращивание») с преступной средой?
Работа по изучению криминальных наклонностей проводилась Л. Н. Собчик совместно с лабораторией профессора А. Р. Ратинова (Институт предупреждения преступности) еще в 1972-1976 годах. Обобщенные (усредненные) данные психодиагностических исследова-
ний отдельных лиц, объединенных в репрезентативные группы по типу совершенных преступлений, позволили выделить типичные для каждой группы личностные паттерны. Условные обозначения обследованных групп были связаны с характером преступления: «хулиганы», «грабители», «разбойники», «убийцы» и «расхитители государственной собственности». Средний профиль группы «хулиганов» (4''9'-/270) почти полностью совпадал с профилем, типичным для подростков с гипертимной акцентуацией, что в общих чертах соответствует жизненным наблюдениям: именно подростки чаще всего хулиганят, а хулиганство как вид противоправного поведения характерно для индивидов с гипертимным типом реагирования при выраженной эмоциональной незрелости.
Средний профиль группы «грабителей» отличался от «хулиганского» меньшей импульсивностью, но большей корыстностью и враждебностью (профиль СМИЛ 64'98-/5, 6''4'98-/5 ). Усредненные профили «разбойников» проявляли сходство с группой как «грабителей», так и «убийц», по высоте занимая также промежуточное место (68'4'9-/75). Средние данные СМИЛ в группе «убийц» отличались еще более выраженной агрессивностью, иррациональностью, эмоциональной жесткостью (профиль *8''64'9-/75). В связи с крайне заостренным индивидуализмом, проявляющимся в основном чрезвычайно низкой психологической совместимостью с другими людьми, эмоциональной холодностью при легко загорающейся враждебности, перерастающей в разрушительную агрессию, они не тяготеют к объединению в группы.
Для всех групп правонарушителей, по данным СМИЛ, оказалась характерной завышенная позитивная самооценка (каждый из них к себе как к личности относился без всякого уничижения), а свои агрессивные действия по отношению к другим они полностью оправдывали тем, что окружающий мир жесток и несправедлив и что их действия носили характер самозащиты или мести за все те злоключения, которые выпали на их долю. Это психология «степного волка», так убедительно очерченная Г. Гессе в его одноименном романе. Проблемы этих людей уходят корнями в те социальные условия, которые на определенном этапе фрустрировали насущную для стеничных личностей потребность в положительной самооценке при отсутствии необходимых позитивных атрибутов, позволяющих им утвердиться в этом мнении. Не имея реальной возможности в социально приемлемом самоутверждении, они используют антисоциальный путь самореализации, разрушительный «путь Герострата». По типологии это личности гипертимного типа с эксплозивными чертами, высокой спонтанностью и свойствами экспансивно-шизоидной акцентуации (или с аналогичными психопатическими чертами, так как именно психопатические личности больше склонны к дезадаптации по антисоциальному типу, особенно при наличии патологии влечений; тогда агрессия несет на себе отпечаток избыточной или извращенной сексуальности). В основе формирования этих тенденций часто обнаруживалась органически измененная почва (травмы головного мозга, ранняя алкоголизация - иногда еще в утробе матери, наркомания, инфекции, производственная интоксикация) и де-
фицит эмоционального тепла в раннем детстве.
Интересные результаты дало изучение той группы правонарушителей, которая обозначена как «расхитители государственной собственности». Если на имущество и жизнь людей покушаются слабо интегрированные, эмоционально незрелые психопатические личности, то государственное имущество растаскивают совершенно нормальные люди, усредненный профиль которых более спокойный, чем средние данные по России в целом. Он весь находится в коридоре сбалансированной нормы, и лишь незначительное повышение 6-й шкалы (в пределах 58-60 Т) в профиле, лишенном признаков дезадаптации и стресса, говорит о том, что это не просто «нормальные» личности, это - тот тип сверхадаптивного обывателя, который хорошо приспосабливается к любым условиям. При этом их лишенный богатого воображения и фантазии, однако весьма практичный ум помогает все хорошо просчитать и, используя накопленный опыт и знания, найти в законодательстве те «щели», которые позволят долгое время обходить законы и набивать собственные карманы, нисколько не опасаясь возмездия. Бесстрашие их до ареста и беззаботность после разоблачения обусловлены тем, что они все спланировали надолго вперед. Размеры награбленного позволяют рассчитывать на безбедное существование семьи «расхитителя» после его ареста, а ему самому - на вполне сносное отбывание срока с богатыми передачами, которых хватит на ближайшее окружение и (вполне возможно) на досрочное освобождение. А после освобождения его ждут сбереженные членами семьи
«накопления», что гарантирует успешную социальную реадаптацию. Самоуважение у личностей данного типа прямо пропорционально их представлению о собственном материальном благосостоянии, поэтому у них сохраняется позитивная самооценка.
Социально-правовая база каждой эпохи формирует определенный стиль противоправной деятельности. Если агрессивные преступления по своей социально-психологической сущности обнаружили сходство с теми же проблемами за рубежом, то противоправные действия, связанные с законами экономики страны, достойны этих законов и этой эпохи.
В данную группу оказались включенными также те расторопные хозяйственники - уравновешенные, гармоничные личности с легким налетом авантюризма (ведущие в линейном профиле шкалы - 4-я, 9-я и 6-я), которые проявляли предприимчивость, вытаскивая свое производство из статуса убыточного и развала, пытаясь подправить неразумное законодательство и самостоятельно выйти на межпроизводственные экономически выгодные контакты, минуя государственный контроль. Те из них, кому удалось дожить до наших дней, теперь, скорее всего, преуспевают в качестве предпринимателей.
Что касается противоправного поведения у лиц со склонностью к сексуальному насилию, то среди них наибольшую опасность представляют лица с патологией влечения. Профиль СМИЛ с высокими (выше 90 Т) пиками по 6-й и 8-й шкалам при «утопленной» 2-й и повышенных 1-й и 4-й могут свидетельствовать о том, что преступники, уличенные в сексуальных преступлениях склонны описывать
свое состояние как некую болезненную одержимость, противиться которой не в его силах. По данным Роршах-теста: у них отмечается обилие сексуальных ассоциаций при достаточно высоком и сохранном интеллекте, сниженный самоконтроль при аффективной насыщенности переживаний и ситуативно обусловленном повышении уровня тревожности, что говорит о парциальном нарушении в сфере сексуального влечения.
В любом случае, при оценке степени выраженности криминальных наклонностей как базы для рецидивов преступного поведения данные обследования Индивидуально-типологическим опросником, методом диагностики стиля межличностного поведения ДМО, дающим представление о субъективной (декларативной) самооценке реального и идеального «Я», и такого фундаментального опросника, каким является тест СМИЛ, необходим сравнительный анализ результатов обследования опросником с данными полупроективного проективных тестов - МЦВ, МПВ, РАТ, Роршах-теста, то есть глубинным исследованием неосознаваемых влечений, уровня бессознательных переживаний.
Что касается пенитенциарной системы, то помимо изучения личностных свойств преступника, оценки степени его агрессивности, степени адаптиро-ванности к особым условиям пребывания в местах заключения, важно также исследовать особенности личности состава сотрудников ФСИН. В последние годы, когда все чаще звучит голос правозащитников, а государственные структуры обращают наше внимание на необходимость человечного отношения к отбывающим наказание преступникам, эта проблема становится все более ак-
туальной. Злом зла не истребить. К личному составу сотрудников ФСИН повышаются требования в плане их представлений о достоинстве, гуманности, справедливости. Здесь мы сталкиваемся с неразрешимой на сегодняшний день проблемой кризиса в отборе персонала в системе УИС. С одной стороны, понимание недопустимости включения в ряды сотрудников лиц с избыточной агрессивностью, садистическими наклонностями и другими характеристиками, несовместимыми с современными требованиями к сопровождению лишения свободы, деформирующими личность преступника в сторону непримиримой жестокости и озлобления. С другой, вынужденный прием в ряды сотрудников УИС неподходящих кандидатов за неимением других.
В завершение хотелось бы привести результаты обследования лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В эксперименте приняли участие свыше 360 осужденных общего и особого (пожизненного) режимов содержания, находящиеся в изоляции от общества свыше 5 (до 15) лет[7]. Целью выявления их наиболее типичных характеристик, складывающихся, предположительно, из особенностей накладываемых изоляцией в местах лишения свободы на их индивидуальные черты и типы реагирования, присущие им до осуждения.
Для чего нами были сформированы 6 групп обследуемых (в ретестах принимали участие те же осужденные, что и в первичном обследованы):
В-ПЛС-1 - осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы в Вологодской области, обследование 1997 г.;
Средние 1 Р К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
В-ПЛС-1 55 76 51 70 71 64 79 58 68 69 78 67 57
В-ПЛС-11 55 78 51 72 73 67 80 59 69 71 79 69 57
М-ПЛС-1 55 76 54 74 77 67 79 59 71 71 83 65 61
М-ПЛС-11 52 73 54 74 79 68 82 60 69 71 81 64 61
М-ОБЩ-1 49 77 48 65 68 58 71 56 69 66 80 70 58
М-ОБЩ-11 51 56 52 63 62 56 64 55 62 62 69 60 55
85
■ ■
4 ! А М // 1д А !' д А
О ■ А /' А !/* Ы Т"-—'"А. г \\ /// : \ г—-\ 1! л \ 1 ^ ч\\ х\\
\ ,-лу / \ ¥<:''; ! \ \ V / \ \ 1 ■ ■
1:1 И ' ; А Л / » ИЛ-. - Ч . : ■ ■ А /1 ' , ■ V. /■ Л - \ / • \ \Ц! ----
■ л ' • '< V А \ \
Л '' * * 1
В-ПЛС-II
М-ПЛС-
М-ПЛС-II
М-
ОБЩ-1 М-
ОБЩ-11
I. р К 1 234567890
В-ПЛС-1
Рис. 4. Сравнительный анализ профилей СМИЛ в пенитенциарной практике.
В-ПЛС-2 - осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы в Вологодской области, обследование 2002 г. (ретест);
М-ПЛС-1 - осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы в р. Мордовия, обследование 1999 г.;
М-ПЛС-2 - осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы в респ. Мордовия, обследование 2001 г. (ретест);
М- Общ. - 1 - осужденные, отбывающие лишение свободы на общем режиме в респ. Мордовия, при отбытых не менее 5 лет, обследование 1999 г.;
М- Общ. - 2 - осужденные, отбывающие лишение свободы на общем режиме в респ. Мордовия, при отбытых не менее 5 лет, обследование 2002 г. (ретест).
Применение классического критерия Стьюдента показал высокий уровень согласованности результатов (до 0, 55). Интересно, что до 67% обследованных демонстрируют определенные очертания профиля СМИЛ (что подтверждается результатами методик ИТО, МЦВ, МПВ, ДМО), типичными для категории осужденных и практически не встречающихся в таком соотношении у каких-либо других категорий обследуемых (см. рис. 4).
Для всех групп обследуемых характерны «плавающие» профили, что свидетельствует о состоянии постоянного, хронического стресса, усугублении плохого самочувствия и настроения, нарастании вероятности негативных поведенческих реакций. При этом мы видим
признаки пониженной чувствительности к средовым воздействиям с низкой от-кликаемостью на проблемы социального микроклимата. Такие характеристики свидетельствуют о выраженной тугопод-вижности нервных процессов, что проявляется в менее гибком стиле межличностного взаимодействия, отсутствием необходимой «дипломатичности».
Анализ психологических профилей по тесту СМИЛ обобщенной группы всех обследованных осужденных выявляет черты, характерные для категории личностей, склонных к противоправным действиям: высокая импульсивность, пренебрежение к нормам общепринятых форм поведения и морали общества, жесткость реакций в ответ на любое противодействие, склонность к импульсивным (непродуманным) поступкам, стремление потакать своим сиюминутным побуждениям, сниженный самоконтроль, неадекватно завышенная самооценка, тенденция к неразборчивости в общении, податливость антисоциальным влияниям.
Для них характерно восприятие жизненной реальности как несправедливого и жестокого мира, в котором нет понимания, теплых отношений, добра. Ощущение враждебности всего мира по отношению к себе, переживание чувства несправедливости и уверенности в собственной правоте. Не случайно до 70 % осужденных пожизненно и до 60 % осужденных общего режима (из обследованных) настаивают на собственной невиновности в отношении совершенного преступления, «подтасовке следственных мероприятий», лжесвидетельстве, в конце концов случайности, стечении обстоятельств, судьба и т. д.[8]
Причем, по сравнению с осужденными общего режима, для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы характерна более выраженная социально-психологическая дезадаптация. Последнее вполне объяснимо условиями содержания: камера 2х3 м, 1-2 постоянных сокамерника, отсутствие длительных свиданий (кроме последних лет), лишение всяческих контактов, кроме
Рис. 5. Усредненный профиль СМИЛ осужденных «со стажем».
сокамерников и ограниченного круга персонала, разрыв родственных связей и т. д. Однако это не аутизм изолированной от нормальной жизни человека, не полный уход в себя и иллюзорный мир субъективных переживаний, а заострение индивидуально-личностных черт, воинствующий индивидуализм, противопоставляющий себя всем остальным, иррационализм и иррациональная агрессия (подавляемая, с одной стороны, и рвущаяся наружу при любом, не соизмеримом, незначительном поводе).
При этом отмечается большая острота тревожно-депрессивных проявлений вплоть до реакций отчаяния, страдания, тенденция «бегства в болезнь», несчастливости с уверенностью в несправедливости свершившегося, жалость к себе (неслучайно средние значения по шкале аггравации F в среднем не ниже 90 Т). Внешне обвиняющий тип реагирования (что подтверждается результатами теста УСК (Дж. Роттера), согласно которым подавляющее большинство обследованных осужденных (до 68 %) относятся к экстернальному типу реагирования, 15 % - к амбиналь-ному). Социализация этих лиц очень низка, при чем с годами все более бросается в глаза их нежелание и неумение стать более социабельными. Внешне их личность развивается по пути ши-зоидизации, но парадокс заключается в том, что все больше погружаясь в себя, они не проявляют стремления к изоляции. Напротив, они жаждут общения, теплых отношений, признания. Типична также фрустрированная потребность проявления активности. Они живут надеждой на лучшее будущее, вплоть до мистической веры в такую возможность - как чуда. Те, у кого такая
надежда утрачена, относятся к группе суицидального риска.
Не отмечено стремления к раскаянию в содеянном, тенденции к социализации личности, то есть нет признаков интериоризации социальных норм поведения, усвоения моральных установок, присущих правопослушным слоям населения. Напротив, проявляется еще большее ожесточение, нарастают мстительные реакции, склонность к разрушительным акциям, утрата веры в доброту и справедливость, что, на их взгляд, оправдывает их порой бессмысленную агрессивность. Отмечается также реакция на депривацию сексуальной потребности (последняя не является доминантной), однако это не ведет к извращению ориентации и переживается как недостойный стиль удовлетворения этой потребности, единственно возможный в недостойных для человека условиях.
В заключение выше изложенного хотелось бы обратить внимание на отличительные признаки «типичного» профиля «осужденного со стажем». По нашим предварительным данным подобные изменения наступают у подавляющего большинства осужденных после отбытия 8-ми и более лет лишения свободы. Таким образом, на формирование подобных личностных изменений оказывают влияние два фактора: - срок лишения свободы; - ограничения, накладываемые режимом содержания.
Итак, отличительные признаки профиля осужденного «со стажем» - это, в первую очередь, наличие такого признака, как ведущий пик по 8-й шкале (инди-видуалистичности), постепенное снижение показателей 9-й (оптимистичности) и 0-й (социальной интроверсии) шкал. Такое последовательное снижение ре-
зультатов получило название «трап» и имело место у более чем 130 осужденных (это 1/3 всех обследованных), причем количество случаев и выраженность рисунка усиливалось с годами лишения свободы и режимом содержания (более типично как видно из рис. 4, 5, для пожизненного лишения свободы). Два других характерных пика - 4-я и 2-я шкалы.
Для лиц с подобными показателями характерны такие отличительные черты, как выраженная индивидуалистичность, неконформность не только в особенностях мышления, но и стиле переживания и отношения к окружающей действительности, высокая интрапсихическая деятельность, уход в мир мечты и фантазий. Их поступки часто непредсказуемы и неуправляемы, а эгоцентризм и независимость крайне обострены. Потребность в контактах несколько гипертрофирована, что находит выражение в выставлении напоказ своих характерологических особенностей.
Анализ профиля осужденного «со стажем» был бы не полным без указания сниженных значений по 5-й шкале, что говорит о жесткости, отсутствии сентиментальности, склонности к полигамии. Эти лица очень чувствительны к диссонансу своего «Я» с окружающей
средой, что вызывает у них стремление дистанцироваться от окружения; склонность к демагогии и резонерству.
Психологическое исследование личностных особенностей и состояния лиц, осужденных к отбыванию наказания в условиях общего режима, показало, что выявленные характеристики отличаются только степенью выраженности, но «рисунок» остается тем же. А именно, обнаруживается меньшая острота переживаний, не столь выраженные признаки тревожно-депрессивных проявлений, как в группе пожизненно осужденных, менее выраженная агрессивность и аффективная напряженность.
Литература
1. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. - М., 1998.
2. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. - М., 1990.
3. Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицве-товой тест Люшера. - СПб., 2001.
4. Собчик Л. Н Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. - СПб., 2000.
5. Собчик Л. Н. Модифицированная методика Сонди. Тест восьми влечений. - СПб., 2003.
6. Собчик Л. П. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - СПб., 2003.
7. Славинская Ю. В. Психические состояния лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы: Авто-реф. Дис. ...канд. психол. наук. - М., 1998.
8. Славинская Ю. В., Сысоев А. М. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы. Правовой и психологический аспекты. - Рязань, 2008.