средств оказания воздействия и может способствовать созданию их типологии.
Библиографический список
1. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. - М.: Флинта; Наука, 2007. - 592 с.
2. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М.: Прогресс, 1987. - С. 88-125.
3. Дейк Т. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. - М.: Либ-роком, 2013. - 344 с.
4. Зачесова И.А., Гребенщикова Т.А. Взаимоотношения собеседников в диалоге // Ситуационная и личностная детерминация дискурса / под ред. Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 162-185.
5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. -288 с.
6. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации / под ред. А.С. Маркосян, Д.А. Леонтьева, Ю.А. Сорокина. - М.: Смысл, 2008. - 271 с.
7. Павлова Н.Д. и др. Дискурс в современном мире // Психологические исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 368 с.
8. Павлова Н.Д., Григорьева А.А., Пескова Е.А. Психолингвистика общения: интенциональное пространство предвыборного политического дискурса // Общение и познание / под ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 353-373.
9. Поттер Дж. Дискурс-анализ как метод исследования естественно протекающей речи // Иностранная психология. - 1998. - № 10. - С. 36-46.
10. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия. - М.: Наука, 2006. - 136 с.
11. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. - М.: Гнозис, 2004. - 326 с.
УДК 159.922.7
Полунина Лада Викторовна
Школа здоровья № 628, г. Москва [email protected]
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В статье приведены некоторые трактовки понятия «психическое состояние школьной тревожности», особое внимание уделено воззрениям советского психолога Н.Д. Левитова. Состояние школьной тревожности анализируется как феномен, неизбежно сопутствующий процессам социализации и личностного становления индивида в условиях учреждения школы.
Ключевые слова: школьная тревожность, психические состояния, процессы социализации.
Психическое состояние школьной тревожности - феномен, который детермини-. рован комплексом глубинных внутренних факторов: подростковый возраст является периодом, когда личностное стремление к самореализации, к самоутверждению выступает как доминанта всего многообразия психолого-социальных явлений изменений личности.
Феномен школьной тревожности определяется, прежде всего, особенностями процесса социализации в рамках школьного обучения. Подросток, будучи в исключительно подвижной коммуникативной среде, вынужден постоянно актуализировать различные проявления эмоциональноличностных переживаний, положительных или отрицательных.
Именно этот, «психологический», компонент определяет необходимость «адаптации» подростка в школьной среде, что и приводит к возникновению феномена школьной тревожности, которую мы определяем как временное психическое состояние, выражающиеся в эмоциональном переживании, в волнении, повышенном беспокойстве в классе,
в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
Н.Д. Левитов, один из наиболее видных специалистов в области исследования психических состояний, разделяет состояние тревоги (временное и ситуативное психическое состояние) и тревожности (более или менее устойчивое для подростка психическое состояние). По его мнению, тревога -это личностно ощущаемое переживание, инспирированное в результате угрозы (объективной или субъективно трактуемой) индивиду как социальному субъекту, когда сомнению, «оценочной ревизии» со стороны окружающих подвергаются его ценности, представления о себе, положение в школьном коллективе, понимание собственного «я» в разрезе значимой социальной группы.
В отличие от состояния тревоги, психическое состояние школьной тревожности всегда есть состояние внутреннего дискомфорта и дисбаланса, это состояние различной интенсивности и более или менее длительного во времени ощущения внутреннего напряжения, когда подросток порой не осознанно вовлечен в коммуникативный фон «повышенно-
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Полунина Л.В., 2013
го напряжения»; при этом на физиологическом уровне отмечается активация вегетативной нервной системы, когда человек воспринимает и трактует объективную ситуацию как ситуацию неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом.
Феномен школьной тревожности - явление в школе достаточно распространенное: процессы социализации в школьном коллективе являются процессами становления личности. Исходя из концепции Н.Д. Левитова, временные психические состояния способны закрепиться в системе поведения при неоднократном переживании и в этом случае можно говорить о школьной тревожности, как о личностном качестве человека [2, с. 295]. Левитов пишет, что «задача учителя заключается в том, чтобы закрепить то психическое состояние ученика, которое связано с новым. Это закрепление может быть осуществлено разными путями: знаками одобрения нового и порицанием старого, упражнением ученика в новом при разных ситуациях, созданием таких условий, при которых старое не “соблазняло” бы ученика, и т.п.».
Школьная тревожность в некотором «глубинном разрезе» обусловлена тремя равновеликими компонентами, тремя равнозначными составляющими:
- интеллектуальной состоятельностью, когда школьнику необходимо ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (рефлексивность);
- коммуникативной состоятельностью, ядро которой заключается в том, что школьник непременно ориентирован на «выстраивание» и поддержание приемлемых отношений с учителями и одноклассниками;
- состоятельностью в деятельностном аспекте, когда подросток ориентирован на исполнение посильной ему «роли» в жизни отдельного класса или школы.
По нашим наблюдениям, большинство подростков ориентированы на максимализацию всех трех названных факторов коммуникативно-психологической вовлеченности. В случае, если некоторые цели и достижения подростком не реализованы, актуализируется состояние школьной тревожности.
Психическое состояние школьной тревожности в педагогической психологии включает в себя разнообразные аспекты более или менее устойчивого школьного эмоционального неблагополучия, факторы личностной самореализации и самоактуализации учащегося в школе [6, с. 34].
По Левитову, психическое состояние тревожности есть своеобразное протекание всех психических процессов на фоне какой-либо доминантной эмоции или чувства, это состояние может быть более или менее длительным. По мысли другого отечественного психолога В.Н. Мясищева, психические состояния выражаются также в отношениях человека к определенного рода событиям и явлениям, объективно имеющим место.
Психические состояния, по мнению Н.Д. Левитова, представляют целостную характеристику психической деятельности и поведения человека за некоторый обособленный определенный период времени, показывающую все своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и свойств личности.
Н.Д. Левитов, отказавшись от возможности создать некую интегральную универсальную классификацию психических состояний, в качестве основной классификации дифференцировал их по аналогии с классификацией психических процессов на состояния, относящиеся к познавательной деятельности, эмоциям и воле. Вместе с тем, согласно Левитову, не всегда имеет место однозначное совпадение между классификацией психических процессов и классификацией психических состояний: многие психические состояния имеют аналогию скорее с характером (к примеру, состояние решительности - нерешительности, трудового подъема -лени, тревожности - спокойствия и внутреннего равновесия).
Левитов группирует состояния в зависимости от той деятельности, которую они сопровождают; соответственно имеют место психические состояния в игровой, трудовой, спортивной и учебной деятельности [2, с. 24]. К числу наиболее актуальных психических состояний справедливо причислить утомление, монотонию, и, безусловно, психическую напряженность [1, с. 131]. Именно эти состояния неизбежны в жизни каждого подростка.
Мы пытались в аналитическом разрезе рассмотреть определение школьной тревожности, отметив тот факт, что единого и общепринятого определения пока не существует. Однако мы придерживаемся определения школьной тревожности, которая, по мнению Н. Д. Левитова, является более или менее устойчивым временным психическим состоянием, характерным для подросткового возраста, выражающимся в эмоциональном переживании, в волнении, повышенном беспокойстве в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, возникающих в учебных ситуациях и др.
Психологи, оперирующие термином «школьная тревожность», определяют её по-разному, например, А.В. Микляева и П.В. Румянцева под школьной тревожностью понимают «специфический вид тревожности, проявляющиеся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии» [4, с. 26-27].
По наблюдениям современных педагогов и психологов, «возрастные пики тревожности» преобладают именно в подростковом возрасте [5, с. 147]. Что можно назвать в числе основных причин возникновения тревожности подростков?
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
63
Основными причинами возникновения школьной тревожности, по нашим представлениям, являются, во-первых, многообразные внутри личностные конфликты, связанные, прежде всего, с оценкой собственной успешности в учебе (интеллекта); во-вторых, школьная тревожность может стать итогом постоянного нарушения коммуникации внутри классного коллектива; в-третьих, обособленное положение подростка в классе в силу различных соматических нарушений; на наш взгляд, причиной возникновения школьной тревожности может быть неадекватная оценка личности подростка некоторыми учителями, причинами развития школьной тревожности может являться нонконформное поведение в классе, ведущее к изоляции подростка среди сверстников, например, в силу религиозных представлений. Н.Д. Левитов в книге «Детская и педагогическая психология» указывает, что причиной тревожности учащихся может быть негативное психическое состояние учителя, которое в силу повышенной внушаемости младших подростков и их склонности к подражанию как бы передается учащимся. Особенно, если учитель при этом противоречив в своих требованиях и поведении [3, с. 232]. Частой причиной школьной тревожности может быть нарушение внутрисемейного взаимодействия, противоречивые требования родителей, дефицит эмоционального тепла в семье и др.
Исходя из онтогенетических закономерностей психического развития, причины тревожности дифференцируются, и на каждом возрастном этапе может доминировать та или другая причина, например, у младших школьников причиной тревожности чаще всего выступает фрустрация потребности в надежности, защищенности со стороны учителя и классного коллектива.
В подростковом возрасте, психическое состояние школьной тревожности в основе своей обнаруживает механизм социально-психологической социализации, как особого процесса «вхождения» подростка в общество, социализации его личности, активного усвоения многообразия социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, кото-
рые являются необходимыми факторами успешной жизнедеятельности в данном обществе, максимально возможной степени личностной самореализации.
Вместе с тем, психическое состояние школьной тревожности есть состояние, с нашей точки зрения неизбежное и необходимое: данные процессы в «психологическом» разрезе происходят, главным образом, посредством накопления и реализации собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где ребенок испытывает влияние микросреды, а через неё и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей, характеризующих данное общество.
Таким образом, можно согласиться с некоторыми психологами в том, что временные психические состояния, их переживания и актуализация -это полезный опыт, обеспечивающий благополучную социализацию личности подростка во взрослой жизни. Эта мысль встречается и у Н.Д. Левитова, и у А.М. Прихожан [6, с. 5, 11]. Эту же мысль в свое время высказывал английский психолог Г анс Селье, разрабатывая теорию о стрессовых состояниях человека.
Библиографический список
1. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 1969. -№ 1. - С. 131-137.
2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 342 с.
3. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1964. - 477 с.
4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004. - 248 с.
5. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / под ред. В.М. Астапова. - СПб., 2001. - С. 143-156.
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.
64
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19