ОБЗОРЫ
УДК 159.9
психические состояния и актуальные отрезки напряженной профессиональной деятельности в спорте: недостающая единица анализа деятельности
в.ф. сопов*
Российский университет физической культуры, спорта и туризма, Москва
Обзор, посвященный психологическому обеспечению спорта высших достижений. Автором выдвигается и обосновывается понятие об актуальных отрезках профессиональной деятельности, во время которых реализуется комплекс целенаправленных педагогических, психологических и социальных мероприятий, ориентированных на достижение максимального спортивного результата.
Ключевые слова: спортивная психология, методы, спорт высших достижений.
Специфика спорта высших достижений идеально моделирует напряженную профессиональную деятельность, позволяя многократно изучать как ситуацию подготовки профессионалов, так и реализацию сформированных навыков в экстремальных ситуациях соревнований.
Приспосабливаясь к особенностям спортивной деятельности, переходя с одного уровня функционального состояния организма на другой, спортсмен определенным образом отражает происходящие изменения как субьективные, так и обьек-тивные, в виде переживания отношения к результатам выполняемой деятельности.
Если психика есть система взаимосвязанных друг с другом психических компонентов, то психическое состояние - это специфическое, характерное для опреде-
© Сопов В.Ф., 2010
* Для корреспонденции:
Сопов Владимир Федорович кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма 105122 Москва, Сиреневый бульвар, 4 Тел.: 8 (985) 211-93-09 (моб.) E-mail: vladimirsopov@mail.ru
ленного актуального отрезка деятельности соотношение и взаимодействие этих компонентов в тот или иной период времени. Оно выступает как временно возникшая функциональная система, направленная на достижение определенного результата.
психическое состояние - это всегда «конкретная деятельность» психики с конкретной целью.
Таким образом, психическое состояние - это переживание личностью конкретного отношения к возможным результатам актуального отрезка деятельности.
становится важным описание не только физиологической основы (функциональное), но и чего конкретно и почему, например, боится человек (психическое). соединяясь в психическом состоянии, «объектное» и «субъектное» примиряет две парадигмы - естественнонаучную и гуманитарную [18].
В сознании как в высшей форме психики человека представлены всегда два аспекта - переживание и знание. Переживание является ключевым понятием в понимании психического состояния, так как это реакция субъекта на какие-то объективные обстоятельства. Она может быть связана и с ситуацией жизнедеятельности, и с эмоция-
ми, и с потребностями, и с волевым усилием, а, следовательно, и с произвольным вниманием и произвольной памятью.
Постепенно накапливаясь, обобщаясь во внутреннем мире человека, переживания переходят в другое качество - в систему отношений человека, определяющих опосредованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешнее активное поведение. То есть субъект начинает «...переживать свое отношение к ситуациям жизнедеятельности» (Мя-сищев В.Н., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Левитов Н.Д. и др.).
переживание начинает действовать как интегратор психики в тот или иной момент, как осознаваемый показатель психического состояния и фактически является отражением целостного психического состояния на субьективном, психологическом уровне, на уровне сознания личности и порождает важную характеристику психической жизни - осмысленность.Как указывал А.Н. Леонтьев: «Личностный смысл есть оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах» [7, с. 235].
под влиянием состояния перестраивается структура индивидуального сознания, меняется субъективный вес тех или иных событий в тренировке, соревновании или при выполнении служебного задания, нарушается логика, трансформируется смысл явлений. Чем интенсивнее аффективное содержание состояния, тем отчетливее меняется направленность сознания, приобретая характер аффективно-персеверативного реагирования на ключевой раздражитель («зацикливается»).
В напряженной профессиональной (спортивной) деятельности объективными обстоятельствами являются особенности конкретной профессии (специальности), вида спорта, этапы подготовки, уровни обученности и тренированности, особенности реализующей (соревновательной) деятельности, степень одаренности профессионала. Системно реагируя на них,
профессионал переживает различные психические состояния.
Жизнь профессионала - это непрерывная череда разнообразных психических состояний. Однако все они имеют одну ярко выраженную индивидуальную особенность - являются текущей модификацией психики данной личности. В свою очередь, доминирование модификаций закрепляется как профессионально важное состояние, с последующим формированием черты характера (новообразования).
осуществляя деятельность на каждом из актуальных отрезков, профессионал, в зависимости от степени адаптации к тренировочной нагрузке, определенным образом реагирует, переживая те или иные состояния. В его мозговых структурах происходит фиксация: а) впечатлений от состояний; б) обозначающих эти состояния слов; в) формирующихся понятий о состояниях.
появляющиеся функциональные образования интегрируются, объединяясь ассоциативными временными связями, закрепляя определенное значение за словом, обозначающим переживаемое состояние.
В начальной стадии эти реакции практически неосознаваемы и непереживаемы профессионалом в силу их кратковременности, но могут наблюдаться со стороны и могут быть систематизированы (рис. 1).
К таким преобладающим кратковременным реакциям (рис. 1в) можно отнести реакции тормозного, возбудимого и аномального типов [16], появление которых будет обусловлено как ситуационными (психогенными), так и конституциональными (генетическими) факторами формирования состояния (рис. 1б).
по мере закрепления характера реакций на определенную деятельность и их осознания профессионалом, начинают проявляться доминантные психические состояния (рис. 1г). То есть происходит субъективное отражение происходящего в деятельности (говоря словами Л.С. Выготского - субъективное искажение), и сама дея
Рис. 1. Функциональная динамика образования психических состояний и их систематика по доминированию в актуальных отрезках деятельности (на примере спорта)
тельность начинает меняться, меняются ее актуальные смыслы [6, с. 5-19].
Значимые положительные доминантные психические состояния называются профессионально важными состояниями (ПВС), так как они обеспечивают максимальную успешность спортсмена при выполнении им задач актуальных отрезков спортивной деятельности (рис. 1д).
В каждом актуальном отрезке деятельности наблюдается своя динамика доминантных состояний: от крайне отрицательных до крайне положительных, которые в итоге закрепляются как профессионально важные (спортивно значимые [9, с. 5-7]) психические состояния [5].
Представленное выше понимание психического состояния предусматривает более внимательное, чем принято, рассмотрение самой напряженной деятельности и выделяемых нами в ней актуальных отрезков.
Предлагаемое нами понятие «актуальный отрезок» конкретизирует в
предметно-временном плане такое существенное категориальное положение теории психических состояний, как ситуация жизнедеятельности в виде основной причины, вызывающей психическое состояние [8, с. 17], которое отсутствует в большинстве определений психического состояния. Это лишает понятие «психические состояния» главного - объяснения, «зачем оно возникает?».
Но ситуация жизнедеятельности, будучи достаточно противоречивым и парадоксальным образованием, включает в себя и субъекта, являющегося системой детерминантной активности субъекта, и одновременно результат этой активности [1, с. 268-286]. И для ответа на вопрос, почему возникает именно это состояние, необходим анализ структуры этого объекта. Прежде всего, надо объяснить, что именно актуализирует необходимость «здесь и сейчас» реагировать подобным образом на выполняемую деятельность.
Следует заметить, что понятие «деятельность» достаточно сложно и имеет ряд синонимов: «активность», «труд», «работа», «поведение», «тренировка». Такая неоднозначность понятий может прогрессировать, если не использовать понятие «актуальный отрезок деятельности», что должно конкретизировать предмет обсуждения.
Под деятельностью понимается такое взаимодействие человека со средой, при котором человек сознательно осуществляет поставленную цель. Еще более конкретно высказывается о деятельности А.Н. Леонтьев: «Человеческая деятельность отвечает его потребностям, она мотивирована и управляется психологическим отражением наличных объективных условий и представлением будущего, в частности
- представлением о том результате, на достижение которого направлена, т.е. сознательной целью; она имеет, наконец, свою адекватную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность; словом это - деятельность утверждающего свою жизнь целостного субъекта» [7, с. 220].
Все многообразие человеческих дея-тельностей принято объединять в четыре основных вида: Труд, Общение, Познание, Рекреация (объединяющая в себе игру, искусство, спорт) [4. с. 121-129]. Например, спортивная деятельность, являясь компонентом рекреации, тем не менее имеет выраженную отличительную особенность
- спортивное соревнование и специфический продукт - максимальный спортивный результат, который является максимальным для впервые показывающего этот результат не только рекордсмена мира, но и новичка, достигшего юношеского разряда.
Это справедливо по отношению к любой напряженной профессиональной деятельности, в которой работник (в данном случае - атлет) вынужден демонстрировать свой уровень квалификации, основанный на его природных и сформированных способностях. Они же, в свою очередь, развиваются и формируются только в соответствующей деятельности.
Деятельность как системное целое складывается из действий, операций, отдельных движений под влиянием системообразующего фактора. Для спортивной деятельности - это максимальный спортивный результат, для других видов деятельности - это максимальный профессиональный результат (основная цель).
Категория целостной деятельности соотносится с понятиями «потребность» и «мотив», с определением их предметного содержания. Поэтому о конкретной деятельности можно говорить только тогда, когда относительно какой-либо его активности выделены именно ее потребности и мотивы при достаточно четких характеристиках их содержания.
В работах А.Н. Леонтьева отмечается, что мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие превращается в деятельность или актуальность действия повышается до доминирующего. этот момент представляется исключительно важным. Именно этот процесс и рождает новые деятельности, составляя ту конкретно-психологическую основу, на которой возникают изменения ведущей деятельности и, следовательно, переходы от одной стадии развития к другой.
Однако наиболее полное понимание феномена деятельности как пространства, на котором и возникают психические состояния, станет возможным через подробное описание структуры деятельности. Она включает в себя шесть основных компонентов:
1. Предмет деятельности - ее сущность и главное отличие одной деятельности от другой.
2. Цель деятельности - осознание, то есть выраженное в словах предвосхищение будущего результата действия, который происходит в процессе апробирования целей действием. Индивид «не может определить цель своего действия, пока он не действовал», - замечает Гегель. Цель - это то, чего хочет достичь профессионал.
3. Задачи деятельности - способы конкретизации основных целей деятельности, подразделяемые на педагогические, психологические, социальные задачи.
4. Средства и методы решения задач деятельности - это конкретный инструмент достижения целей деятельности, всегда специфический.
5. Мотивы деятельности - внутреннее побуждение человека к данной деятельности. Мотив объясняет, почему и зачем хочет профессионал достичь определенной цели. В качестве побудителей могут выступать потребности личности, мировоззрение, убеждения, интересы, социальные роли и установки. Основной побудительной силой являются потребности личности.
6. Стресс-факторы деятельности -специфические раздражители, ограничивающие эффективное функционирование систем организма.
Но эти шесть компонентов безотносительны к стадии развития личности в процессе деятельности, так как отсутствует конкретный качественно-временной фактор - результативное манипулирование с предметами деятельности, что задает и содержание и время деятельности и, что самое важное, требует применения конкретных средств достижения целей. Манипулирование с конкретным предметом деятельности формирует уже не безвекторную ситуацию вообще, а отрезок деятельности, актуальный по мере решения и задач и удовлетворения мотива деятельности (рис. 2). Это особенно важно в видах деятельности, требующих постоянного тренинга для профессионального роста и удержания этого уровня тренированности достаточно продолжительное время (авиация и космонавтика, служба в вооруженных силах,
Рис. 2. Схема возникновения психических состояний в процессе манипулирования предметами актуальных отрезков спортивной деятельности
транспорт, спорт, исполнительское мастерство и др.).
По нашему глубокому убеждению, при изучении напряженной деятельности, организации профессиональной подготовки совершенно невозможно прийти к научно обоснованным выводам об особенностях реагирования личности, закономерностях формирования качеств и их функционирования, если не применять анализ целостных отрезков деятельности в актуальном плане. То есть рассматривая их протекающими в данный промежуток времени с определенной целью для удовлетворения конкретной потребности профессионала и анализируя 4-уровневую мотивационную структуру каждого актуального отрезка деятельности, что подтверждается исследованиями С.А. Шапкина, Л.Г. Дикой [17, с. 19-34] (табл. 1).
подобный подход позволяет выделить в структуре напряженной профессиональной деятельности седьмой компонент -шесть актуальных отрезков: обучение навыку, совершенствование навыка, рекреация, актуализация потребности в достижении, реализация потребности в достижении, осознание результата реализации.
Их название может меняться в зависимости от вида, содержания и целей деятельности. Это конкретизировано нами в исследовании напряженной профессиональной деятельности, спорта высших достижений, образования [10-13].
Каждый из актуальных отрезков, помимо означенных выше мотивов и предметов деятельности, имеет свои специфические цели, задачи и средства, которые становятся актуальными в начале отрезка и исчерпывают себя в конце, при достижении ожидаемого результата, являющегося промежуточным по отношению к планируемому достижению конечного результата деятельности.
Цели актуальных отрезков спортивной деятельности. Цель актуальных отрезков спортивной деятельности - это то, что должен получить спортсмен в итоге деятельности. Цели могут быть трех уров-
ней: педагогические, психологические, социальные на каждом из шести актуальных отрезков.
Выделение этих уровней обусловлено тем, что в процессе деятельности конкретный ее субъект решает психологические, внутренние проблемы в связи с внешними, социальными факторами и требованиями через конкретные педагогические элементы и результаты деятельности.
именно эти проблемы и становятся конкретными объектами психологического воздействия при психокоррекции, психотерапии, психической саморегуляции. Данным положением мы будем руководствоваться и при дальнейшем анализе на этих уровнях целей, мотивов, задач и средств актуальных отрезков деятельности.
Вначале будут систематизированы цели: 1 - педагогические; 2 -психологические; 3 - социальные (табл. 2).
Задачи и средства реализации целей актуальных отрезков спортивной деятельности. Несмотря на то, что задачам и средствам реализации целей спортивной деятельности посвящена практически вся литература по методике тренировки в различных видах спорта [15, 16], мы считаем необходимым, для полного восприятия проблемы психических состояний, дать анализ основным задачам (табл. 3) и средствам (табл. 4). При этом они впервые будут рассмотрены внутри актуальных отрезков спортивной деятельности на трех уровнях: 1 - педагогическом, 2 - психологическом, 3 - социальном.
Заключение
Таким образом, проведенный доминантный анализ, а также впервые осуществленная формулировка ряда понятий, предмета, целей, мотивов, задач и средств реализации актуальных отрезков спортивной деятельности позволяют представить ее как сложную, многофакторную, но целостную функциональную структуру, внутри ко торой реализует свою деятель-
ность спортсмен как ее субъект и объект. исходя из содержания данной структуры, строится стратегия обучения и тактика целевого применения психологической подготовки спортсмена. сложная структура актуальных отрезков деятельности
детерминирует не менее сложное пространство психических состояний, требующее и феноменологического описания и системного анализа, а также экспериментального изучения средств изменения этих состояний.
Актуальные отрезки Уровни мотивации обучение Тренировка Восстановление, рекреация подготовка к соревнованию соревнование послесо-ревнование, осознание результатов
Высшие потребность смысла жизни потребность быть личностью потребность в подготовленности и преодолении потребности смысла жизни, быть личностью потребности быть личностью, нравственная, эстетическая потребности в подготовленности и преодолении, быть личностью, нравственная и эстетическая
социальные потребность в познании потребность в са-моутверж-дении потребность в самовыражении потребности в познании, в самоутверждении потребности в са-моутверж-дении, в общении потребности в самовыражении, са-моутверж-дении, в общении
психофизиологические потребность в свободе гедонистические потребности потребность в вос-становлении энергии потребности в свободе, гедонизме потребности в эмоциональном насыщении, гедонизме потребности в восстановлении энергии, в эмоциональном насыщении, гедонизме
Биогенные ориентировочная потребность потребность в безопасности и самосохранении потребность в двигательной активности и игре потребности ориентировочная, в безопасности и самосохранении потребности в безопасности и самосохранении, в эмоциональном контакте потребности в двигательной активности и игре, в безопасности и самосохранении, в эмоциональном контакте
Таблица 1
Мотивационная структура актуальных отрезков спортивной деятельности
Таблица 2
Цели актуальных отрезков спортивной деятельности
Актуальные отрезки спортивной деятельности Цели
педагогические психологические социальные
обучение овладение двигательными навыками до уровня динамического стереотипа обеспечение условий для развития личности спортсмена, формирование навыков саморегуляции, самоконтроля, самопрограммирования адаптация личности к социально-экономическим условиям спортивной деятельности
Тренировка Достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня спортивной подготовленности в соответствии со спецификой вида спорта Достижение необходимого уровня развития психологических свойств и состояний личности, обеспечивающих высокую активность в достижении максимального спортивного результата Достижение высокого уровня развития потенциала личности с целью ее самореализации
Восстановление создание оптимальных условий для выполнения тренировочной работы и протекания долговременной адаптации Формирование психического состояния удовлетворенности условиями, средствами и методами тренировки сохранение активности социального субъекта в его отношениях с обществом через другие виды деятельности: труд, учение, общение и т.д.
подготовка к соревнованию Достижение максимально возможного уровня готовности функций для реализации в соревнованиях полное осознание уровня своих возможностей и формирование чувства уверенности создание условий для полного раскрытия потенциала личности
соревнование Достижение максимального спортивного результата Достижение превосходства над соперниками и противодействие им в этом посредством мобилизации всех резервов реализация потенциала личности посредством конкретных отношений
послесоревнова-ние оценка достигнутых результатов и эффективности средств их достижения Формирование позитивной системы отношений спортсмена к результатам соревнований и спортивной деятельности в целом осознание спортсменом общественного значения своей деятельности
Таблица 3 Задачи актуальных отрезков спортивной деятельности
актуальные отрезки спортивной деятельности Задачи
педагогические психологические социальные
обучение освоение техники и тактики вида спорта освоение психической саморегуляции и идеомотор-ной тренировки освоение основных правил и социальных норм спортивной деятельности
Тренировка обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств и возможностей функциональных систем Воспитание спортивно значимых свойств личности приобретение теоретических знаний и практического опыта
Восстановление Достижение оптимального соотношения нагрузки и отдыха, следовых реакций Достижение состояния удовлетворенности системой и методами тренировки, условиями тренировки и отдыха поддержание активности спортсмена в учебе, труде, общественной деятельности, общении
подготовка к соревнованию сохранение и повышение уровня специальной подготовленности сохранение нервно-психической свежести и формирование уверенности в подготовленности Выбор социально оправданных целей
соревнование полная мобилизация технико-тактических и функциональных возможностей проявление воли, психологической устойчивости для достижения победы или выполнения намеченного результата Выполнение определенного классификационного норматива
послесоревнова-ние Анализ результата и эффективности средств и путей его достижения Анализ, закрепление позитивных и коррекция негативных элементов соревнований в сознании спортсмена сравнение достигнутого результата с уровнем высших достижений, с ожиданиями специалистов, прессы и болельщиков
Таблица 4 Средства реализации актуальных отрезков спортивной деятельности
Актуальные отрезки спортивной деятельности средства реализации
педагогические психологические социальные
обучение словесно-объяснительные и наглядно-демонстрационные средства Формирование установок и двигательных образов осознание социальных ожиданий
Тренировка контроль переносимости нагрузки, общеподготовительные, вспомогательные, специальные подготовительные и соревновательные физические упражнения Воспитание, ролевой тренинг, идеомоторная тренировка, аутотренинг, виртуальные техники идентификация социальных ролей
Восстановление Вариации режимов нагрузки, пауз отдыха и медико-биологических средств восстановления Аутотренинг, внушенный сон-отдых, медитации, эсте-тотерапия и т.д. изменение отношения или устранение факторов социальной напряженности
подготовка к соревнованию контроль подготовленности, соревновательные и специальные подготовительные упражнения идеомоторная тренировка, аутотренинг, гипноз, виртуальные техники и т.д. повышение социального статуса
соревнование соревновательные упражнения, медико-биологические и технические средства Управление стартовыми состояниями, аутотренинг, гипноз и т.д. предъявление социальных ожиданий
послесоревнова-ние Анализ, прогнозирование, моделирование каузальная психотерапия, психоанализ, гипноз и т.д. Фиксация социального статуса средствами прессы, телевидения, общественных акций
Литература
1. Барабанщиков В.А. Принцип системности и современная психология / В кн.: Теория и методология психологии: постнеклассиче-ская перспектива. Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 268-286.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. -М., 1984. - 200 с.
3. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологического состояния / В кн.: Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М., 1978. - С. 325-347.
4. Каверин С.Б. Психологическая классификация потребностей // Вопросы психологии. - 1987.- № 5. - С. 121-129.
5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. -М.: Наука, 1983.
6. Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки // Методология и история психологии. - 2007. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 5-19.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.
8. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. - Казань, 1994. - С. 168.
9. Сопов В.Ф. Трехмерная функциональная модель психического состояния спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 2. - С. 5-7.
10. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятель-
ности. - М., Академический проект, 2005. -128 с.
11. Сопов В.Ф. Предмет актуальных отрезков спортивной деятельности. / В сб.: Материалы 2-го Международного конгресса по психологии спорта. - М., 1995. - С. 67-69.
12. Сопов В.Ф. Теория деятельности и рекреативная функция спорта / В сб.: Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России. ВНИИФК. - М., 2003. - С. 343-346.
13. Сопов В.Ф. Студент и образовательное пространство: мотивация и жизненные ценности. Колл. авторов. - Самара: СГУ, 2001. - 180 с.
14. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение. - К.: Олимпийская Литература, 2004. - 808 с.
15. Теория и методика спорта / Под ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М., 1997. - 416 с.
16. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М., 1987.
17. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. - 1996. - № 1. - С. 19-34.
18. Юревич А.В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или раскачанный маятник // Вопросы психологии. - 2005.- № 2. - С. 147-151.
MENTAL STATES AND RELEVANT SEGMENTS OF INTENSE PROFESSIONAL ACTIVITY IN SPORTS: THE MISSING UNIT OF ACTIVITY ANALYSIS
V.F. SOPOV
Russian University of Physical Culture, Sport and Tourism, Moscow
Review of the psychological guarantee of high performance sport. Author put forward and substantiated the concept of the actual segments of professional activity, during which implemented a set of targeted educational, psychological and social measures aimed at achieving maximum athletic performance.
Keywords: sports psychology, methods, high performance sport.